Португалия. Эвора. Часть 4. Церковь св. Франциска

Строительство монастыря Сан-Франциско-де-Эвора восходит к середине XIII в., после того как Орден францисканцев объявился в этом городе около 1326 г. От здания тех времен сохранился только северный портал с тремя архивольтами, вписанными во фронтон, стилистическая форма которого напоминает приходские церкви Эштремадуры начала XIV в. Вскоре после завершения строительства этой первой церкви под руководством командора Ордена Сантьяго Фернандо Афонсу де Морайса было начато создание монастыря, также кардинально перестроенного в последующие века. Нынешняя церковь монастыря Сан-Франциско датирована XV в., точнее периодом царствования короля Афонсу V.
1.
DSC_6104

Строительство культового сооружения велось с 1480 по 1510 год на месте основанного еще в XIII веке монастыря францисканского ордена. Храм возводили мастера-каменщики Мартин Лоренс и Перо де Трильо, а украшали королевские художники Жорже Афонсу и Гарсия Фернандес. В итоге получилось одно из самых важных готических произведений в Португалии.
2.
DSC_6276

В монастыре XVI в. работали некоторые из наиболее значительных специалистов страны, в том числе художник Франциско Энрикес, архитекторы Диого де Арруда и Диого де Торральва. Также здесь отметились Николас де Шантерен, Оливье Гентский и Гарсия Фернандес. В XVIII в. великолепие барокко проявилось в позолоченной резьбе по дереву (композиция Мануэля Нуньес да Силвы, датируемая 1727 г.), в облицовке стен в стиле азулежу Оливейрой Бернардес и, ранее, Габриэлем дель Барко.
3.
p936

Фасад храма характеризуется порталом в стиле мануэлино и портиком с арками и колоннами в готическом и мавританском стилях. В тимпане главного двойного портала демонстрируются гербы королей Жуана II и Мануэла I.
4.
Gerby

Размеры церкви весьма внушительны — 36×34×24 метра. Пролет единственного нефа является самым большим в Португалии. По бокам нефа находятся 12 капелл терциариев-францисканцев, украшенных барочной резьбой. Внутреннее убранство поражает красотой и разнообразием: скульптуры, иконы в позолоченных окладах, резьба по дереву и камню, изразцы.
5*.
p938

Интерьер церкви богато украшен лепниной, резьбой по дереву, картинами на библейские темы, статуями святых, позолотой и изразцами.
6*.
p941

После запрета в Португалии в 1834 г. деятельности ордена Францисканцев, церковь и монастырь были национализированы. Полномасштабная реконструкция церкви была проведена в 2014-2015 годах, на её ремонт было потрачено более четырёх миллионов евро. В одном из помещений бывшего монастыря был открыт Музей сакрального искусства, коллекция которого располагает большим собранием произведений религиозного искусства, знакомит с историей монастыря и церкви св. Франциска. В южной галерее монастыря размещается постоянная выставка, экспозиция которой состоит более чем из 2600 изображений Святого Семейства и вертепов из 80 стран мира.
7.
p953

Обойдем церковь по часовой стрелке, начиная от входа. Боковые капеллы по левой стороне (стороне Евангелия).

Капелла крещения (баптистерий)
Часовня построена немного глубже, чем следующие часовни, обложенная плиткой азулежу. Скульптурная композиция изображает Крещение Христово, задним фоном для фигур в золоченой резной рамке любопытное изображение крещения Христа в Иордане, написанное по пробке, перенесенное из бывшего монастыря св. Моники. Алтарный стол украшен позолоченным растительным орнаментом. В центре часовни мраморная купель крещения старой церкви св. Петра.
8.
p939

Капелла св. Иосифа
Часовня св. Иосифа имеет очень интересный алтарь с позолоченной резьбой и из крученых колонн Соломона.
9.
p940

Капелла святых мучеников Марокко
Часовня святых мучеников Марокко, ранее посвященная св. Сусанне, с алтарем и столом алтаря из расписной и позолоченной кладки с декоративной лепниной и боковыми фасадами в 2 уровнях, также украшенных лепниной.
10.
p942

Капелла святых Космы и Дамиана
Другое название — капелла Девы Марии Фатимской. Часовня с алтарной каменной кладкой, расписанной мрамором и украшениями из лепнины. Лепные украшения оформлены лепными украшениями, подобными часовне святых мучеников Марокко.
11.
p943

Капелла Святого Сердца Иисуса
Ранее часовня Святого Сердца Иисуса была освящена в честь в св. Георгия. В своем составе имеет резной стол из торсионных колонн с аппликациями из позолоченной резьбы и росписью, имитирующими зеленый мрамор. Между этой часовней и следующей построен каменный пульпит, снабженный лестницей с доступом через часовню Святого Сердца Иисуса.
12.
p944

Капелла Богородицы Гуйя
Часовня Богородицы Гуйя с алтарем, богато украшенным позолоченной резьбой. В боковых фасадах 2 картины в позолоченных резных рамах. Из этой капеллы через пробитую арку осуществляется проход в северную часть трансепта.
13.
p945

Капелла Доброго Иисуса, или Капелла третьего ордена св. Франциска
Один из самых богато украшенных алтарей в этой церкви расположен в левом рукаве трансепта и как бы «впитал» в себя все способы украшения, примененные в церкви: здесь мы видим и большие крученые колонны, и позолоченную филигранную резьбу с узорами на растительные мотивы.
14.
p946

В центре алтаря установлено Распятие с Христом в окружении ангелов и херувимов.
15.
DSC_6154

Нижняя часть боковых стен капеллы облицована панно азулежу, на которых изображены благословенные Третьего Ордена францисканцев (терциариев). В центре боковой стены расположены дверь с каменным обрамлением, обеспечивающая доступ к пристройке, в которой устроена Капелла св. Жуазиньо. В средней части боковой стены две восьмиугольные позолоченные рамы с полотнами на религиозную тематику.
16.
p949

Арка капеллы увенчана большим гербом францисканцев, удерживаемым ангелами.
17.
DSC_6159

Главный алтарь
Ретабуло алтаря заменило полиптих монастыря св. Франциска Эворского — коллекцию живописи эпохи Возрождения (в настоящее время распределенную между Музеем Эворы и Музеем древнего искусства).
18*.
p947

Современный мраморный алтарь представляет собой произведение второй половины XVIII в. В нем выставлены большие изображения св. Франциска и св. Доминика, как это принято во францисканских церквях.
19.
DSC_6163

Орган церкви изготовлен в стиле барокко в XVIII в. известным органных дел мастером Пашкуалу Каэтано Одвини.
20.
DSC_6158

Кресла хоров украшены изображениями различных францисканских святых.
21.
DSC_6164

22.
DSC_6165

По бокам от главной капеллы установлены два однотипных алтаря. Их наименований найти не удалось.
23.
p948

24.
p950

Капелла в правом рукаве трансепта выглядит намного скромнее, нежели капелла левого рукава. Ее наименование я также не нашел.
25.
p951

Алтарь капеллы украшен полотнами, написанными фламандскими художниками в XVI в. На картинах изображены эпизоды Крестного пути.
26.
p952

Боковые капеллы по правой стороне (стороне Послания).
Капелла Богоматери Нужды
Часовня Богоматери Нужды (Nossa Senhora das Necessidades) с богато украшенным позолоченным резным алтарем и двумя кручеными колоннами.
27.
p954

Капелла св. Луции
Алтарь часовни св. Луции из витых колонн почти полностью покрыт позолотой. Между этой капеллой и следующей аналогично противоположной стене установлен почти полностью идентичный пульпит.
28.
p955

Капелла св. Антония
Часовня св. Антония имеет расписной алтарь, имитирующий черный мрамор с лепниной. Верхние части боковых фасадов украшены лепными украшениями.
29.
p956

Капелла св. Иоанна Крестителя
Часовня Святого Иоанна Крестителя украшены расписным алтарем, имитирующим голубой, черный и розовый мрамор, с применением позолоченной резьбы. Боковые фасады полностью покрыты плиткой с синими, желтыми и белыми узорами. Свод капеллы украшен богатой росписью с позолоченными растительными узорами.
30.
p957

Капелла св. Бенедикта
Часовня св. Бенедикта знаменита позолоченным алтарным кругом архивольтов на крученных колоннах.
31.
p958

Капелла св. Марии Грации
Часовня Санта-Мария-да-Граса, как и расположенный напротив баптистерий, немного глубже, чем следующие часовни. Алтарь часовни выделяется за счет колонн Соломона и накладных позолоченных резных украшений.
32.
p937

Зал капитула
От старого монастыря сохранился старый зал капитула, который в XIX в. был преобразован в капеллу Nosso Senhor dos Passos, представляющую страдания Иисуса Христа во время крестного пути.
33.
p960

На фотографиях, сделанных в другое время с тем же ракурсом, также можно увидеть скульптурное изображение коленопреклоненного Иисуса с крестом на плече.
34.
Evora04

Вход в капеллу создан по модели главной часовни Се-де-Эвора, построенной в XVIII в. по проекту Жоана Фредерико Людовиче. Справа от входа находится картина Франсиско де Эрреры ст., на которой изображены слезы св. Петра.
35.
p961

Капелла костей
Capela dos Ossos (Часовня костей) — один из самых известных памятников в Эворе, расположенный рядом с входом в церковь св. Франциска [38.5686236N 7.9087347W]. Часовня получила своё название потому, что её внутренние стены покрыты и украшены человеческими черепами и костями.
36*.
p962

Особую известность церкви святого Франциска принес тот факт, что для отделки одной из капелл монахи использовали более 5000 человеческих скелетов, собранных с кладбищ церквей и монастырей средневековой Эворы, стремясь как частично решить актуальную на тот момент в Португалии проблему с нехваткой мест для захоронений, так и показать бренность существования и неизбежную смерть, ожидающую любого ныне живущего.
37.
p965

Чума и войны, бушевавшие в Португалии в XVI в., уносили тысячи и тысячи жизней. Кладбища разрастались с такой скоростью, что казалось — скоро оставшимся жить будет просто негде. Вопрос о том, куда девать такое большое количество останков, стоял настолько остро, что им были озабочены лучшие умы королевства. Тогда-то монахам ордена францисканцев и пришла идея использовать человеческие кости в качестве строительного материала, а заодно напомнить прихожанам о скоротечности земной жизни и неизбежности смерти.
38.
p966

Это наглядно показано в знаменитой надписи при входе в часовню: «Nós ossos que aqui estamos pelos vossos esperamos» (в переводе с порт. -  «Мы, кости, которые находятся здесь, ждём вас«).
39.
portal1

Человеческие черепа и кости отбеливались известью и крепились цементным раствором. Мелкие и раздробленные кости измельчали и подмешивали в раствор. Всего при строительстве были использованы кости пяти тысяч скелетов. Монахи тщательно подсчитывали поступавший «строительный материал», и эта цифра является абсолютно точной.
40.
p968

Мрачная часовня состоит из трёх пролетов 18,7 метров длиной и 11 метров шириной. Свет проникает через три небольших окна слева.
41.
DSC_6249

Стены и восемь столбов часовни оформлены тщательно упорядоченными «узорами» костей и черепов, скреплённых цементом.
42.
DSC_6233

Потолок сделан из белого кирпича и расписан фресками на тему смерти.
43.
p967

Алтарь часовни с изображением распятия. Справа саркофаг основателя монастыря эпископа Жасинто Карлоса да Силвейра, убитого наполеоновскими солдатами в 1808 г.
44.
p963

Количество скелетов приблизительно равно 5000 — исходя из кладбищ, которые были расположены при нескольких десятках церквей рядом. Некоторые из этих черепов сегодня исписаны граффити.
45.
DSC_6256

46.
DSC_6257

Еще недавно два высушенных трупа, один из которых труп ребёнка, свисали с цепей с потолка капеллы. Но сегодня они аккуратно положены в стеклянные саркофаги.
47.
p964

Завершая небольшую прогулку по Эворе, сделал еще несколько фотографий, которые не тянут на полноценный пост.

Дворец короля Мануэла I
Королевский дворец Эворы также известен как Королевский дворец св. Франциска или Дворец короля Мануэла I [38.5677596N 7.9092336W]. Здание королевской резиденции изначально было частью монастыря св. Франциска, построенного в XIII в. Сначала дворец служил резиденцией королю Афонсу V, а потом и последующим королям Португалии — Жуану II и Мануэлу I. Если другие короли приезжали во дворец нерегулярно, то именно король Жуан II был первым королем, который сделал дворец своей постоянной резиденцией. Также в этом дворце с 1481 по 1482 г. он созывал португальские кортесы. Дворец стал местом бракосочетания принца Афонсу и принцессы Изабеллы. Для проведения этой церемонии было достроено еще одно крыло, а также разбиты сады.
48.
DSC_6262

До наших времен сохранились лишь некоторые аутентичные элементы дворца, а именно — изящная галерея, в которой сегодня оборудовано выставочное пространство. Существует предположение, что именно в этой галерее Васко да Гама получил в свое командование флот для путешествия в Индию.
49.
DSC_6273

Общественный сад
Нынешний сад был построен по городской инициативе в период с 1863 по 1867 г. на землях, которые ранее занимали старый королевский сад дворца и монастырь св. Франциска. Он был разработан итальянским архитектором Хосе Синатти. Концепция сада площадью 3,3 га соответствует реализации романтического идеала садов XIX в. и функции социального пространства для элиты и среднего класса.
50.
p969

51.
DSC_6272

52.
DSC_6264

53.
DSC_6274

В центре сада находится памятник Васко да Гама, установленный в честь 500-летия его плавания в Индию.
54.
DSC_6263

Дворец Барахона
Сейчас там функционирует суд города Эвора [38.5677009N 7.9077691W].
55.
DSC_6275

Церковь Благодати
Церковь Благодати, или Монастырь Богоматери Благодати, является важным религиозным памятником эпохи Возрождения Эворы [38.5695296N 7.9072165W]. Монастырь был построен в 1511 г. по проекту королевского архитектора Мигеля де Арруда.
56.
DSC_6277

После запрета в Португалии в 1834 г. деятельности религиозных орденов, церковь и монастырь были национализированы и потеряли большую часть своих роскошных ценностей. Многие алтари, изображения и колокола церкви были переданы церкви монастыря св. Франциска, затем приходской церкви св. Петра.
57.
DSC_6278

Здание является классическим примером эпохи Возрождения с широко известными фигурами атлантов, которых жители Эворы веками называют «мальчиками благодати».
58.
DSC_6279

Примечание. Названия боковых капелл церкви св. Франциска даны в соответствии с информацией на сайте http://www.monumentos.gov.pt. В некоторых наименованиях у меня есть сомнения, но других источников информации я не нашел. К сожалению, на мое письмо с просьбой оказать помощь в идентификации, отправленное на контактный емейл, указанный на официальном сайте, ответ не получен.

Небольшое качественное видео о Капелле костей. Рекомендую посмотреть.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.