Португалия. Белен. Церковь святой Марии

Монастырь Жеронимуш и входящая в него церковь св. Марии — самое красивое сооружение Лиссабона, шедевр стиля мануэлино, признанный мировым достоянием ЮНЕСКО. Там, где сегодня находится площадь-парк перед монастырем Жеронимуш, плескались воды гавани Рештелу. Из этой гавани уходили корабли Васко да Гама в далекое плавание открывать Индию. Этот один из самых знаковых памятников эпохи великих географических открытий имеет более чем 500-летнюю историю.
1.
Belem4

Южный портал
Главной достопримечательностью монастыря Жеронимуш является его церковь, знаменитая своими порталами. Построенный в 1516-1518 гг. Жуаном де Кастильо по проекту Диогу де Бойтака, южный портал является визуальным центром фасада монастыря, обращенного к реке Тежу. Однако, несмотря на его роскошные детали, это всего лишь боковой вход. Портал гармонично окружен с обоих сторон большими окнами, богато украшенными лепными украшениями.
2*.
p978

Портал обладает внушительными размерами: 12 м в ширину и 32 м в высоту.
3*.
p976

На архивольтах портала размещены фигуры двенадцати апостолов. Внимательный читатель рассмотрит фотографии, посчитает фигуры и заявит, что апостолов всего восемь. И будет неправ, так как остальные четыре фигуры установлены так, что их не видно, если стоять прямо перед порталом.
4.
DSC_8754

5.
DSC_8755

Чтобы увидеть оставшиеся фигуры апостолов, надо смотреть сбоку от портала.
6.
p982

Центральной фигурой на портале является Вифлеемская Богоматерь (Santa Maria de Belém) с младенцем, стоящая на постаменте, в руках у которой находится чаша с дарами волхвов.
7*.
p977

8.
DSC_8758

Мадонна окружена множеством статуй, представляющих пророков, апостолов, церковных деятелей и некоторых святых (или, возможно, сивилл).
9.
DSC_8757

10.
DSC_8759

На тимпане изображены две сцены из жизни св. Иеронима: на левой он в одеянии кардинала удаляет шип из лапы льва, на правой — кающийся святой в простом одеянии в пустыне. В пазухе между этими сценами находится герб короля Мануэла I.
11.
DSC_8753

Ниже, между двумя дверями портала, — дань уважения со стороны короля Мануэла I — статуя принца Генриха Мореплавателя с мечом в руке и львами у ног, который основал часовню Рестело и был организатором множества морских экспедиций.
12*.
p981

Доминирующим во всей скульптурной композиции является статуя Архангела Михаила над порталом и крест ордена Христа.
13.
DSC_8762

Западный портал
Главный вход в церковь св. Марии осуществляется через западный портал.
14.
p979

Над оформлением западного портала, не менее роскошного, чем южный, в 1517 г. работал французский архитектор Никола Шантерен. Несмотря на то, что эти ворота менее значительны по сравнению с Южным порталом, они бесценны для лучшего понимания эпохи великих географических открытий.
15*.
p983

В трех нишах, расположенных над входом, находятся изображения сцен Благовещения, Рождества и Богоявления (Поклонения волхвов). Немного ниже два ангела держат герб Королевства Португалии.
16.
p984

С левой стороны от них установлены фигуры короля Мануэла I и его покровителя св. Иеронима, с правой — второй супруги португальского монарха королевы Марии и покровительствовавшего ей св. Иоанна Крестителя.
17*.
p985

Зайдем внутрь церкви и все внимательно осмотрим. Обход будет идти против часовой стрелки, потому что именно так организован маршрут посещения. Привожу план церкви. В дальнейшем в квадратных скобках буду ссылаться на номер по этому плану.
18.
Plan4

Баптистерий [1]
Старинная часовня св. Леонарда была приспособлена в XIX в. под часовню крещения. Внутри можно увидеть полихромную фаянсовую статую XVI века св. Антония и реликварий XVII в. из позолоченного дерева. Крестильная купель в стиле нео-мануэлино датируется XIX в.
19.
p1016

Нефы церкви
Монастырская церковь построена в форме латинского креста. Она имеет три равных по высоте нефа, трансепт и прямоугольную апсиду. Для разделения нефов использованы шесть восьмигранных пилонов, украшенных характерными для ренессансного стиля растительными и гротескными мотивами и зрительно увеличивающих внутреннее пространство храма.
20*.
p1018

Нефы оформлены в традициях мануэлино, с ними контрастирует апсида в стиле маньеризма.
21.
p1019

Испанский архитектор и скульптор Жуан де Кастильо продолжил строительство церкви в 1517 г. Он завершил подпорные стены и уникальный однопролетный ребристый свод, охватывающих церковь шириной 19 м. Каждый набор ребер в своде защищен выпуклостями. У смелого проекта поперечного свода трансепта (1522) отсутствуют какие-либо опоры или колонны, в то время как Диого де Бойтак первоначально планировал три отсека в трансепте. Неподдерживаемый свод трансепта создает у посетителя впечатление, будто он парит в воздухе.
22*.
ceiling

Захоронение Луиша де Камоэнса [3]
В 1880 г. останки поэта Луиша де Камоэнса были перенесены в монастырь Жеронимуш. Его саркофаг, сделанный скульптором Коста Мота в в XIX в. стиле нео-мануэлино, установлен в нижнем хоре монастырской церкви справа. Если вы присмотритесь к могиле Камоэнса, вы в центре боковой стенки увидите перо, книгу и арфу — аллегории жизни поэта.
23.
p1016a

24.
DSC_8973

Луиш де Камоэнс — португальский поэт, крупнейший представитель литературы Возрождения в Португалии XVI в., автор общепризнанного шедевра мировой литературы — национальной эпической поэмы «Лузиады», один из основоположников современного португальского языка. За заслуги перед Португалией ему была предоставлена честь последнего пристанища среди королей.
25.
p1017

Возле саркофага Луиша де Камоэнса выставлена картина португальского художника Андре Рейносо » Св. Паола наставляет своих монахинь», написанная около 1650 г. [2]
26.
DSC_8978

Капелла Богоматери Скорби [4]
Богоматерь Скорбящая (Nossa Senhora da Soledade) — под этим именем упоминается Дева Мария в связи с горестями в ее жизни.
27.
p1020

Правый (южный) рукав трансепта [5]
Расположенные в рукавах трансепта капеллы по обе стороны от нефа были построены около 1587 г. и излучают царственную символику. Каждая из них спроектирована в стиле, типичном для стиля маньеризма, предложенном архитектором Херонимо де Руан. Ниши, приспособленные для размещения саркофагов, чередуются с нишами, используемыми в качестве алтарей. В часовне на южной стороне трансепта находится небольшая скиния, в которой хранится Святое причастие во время литургии.
28.
p1022

Здесь захоронены дети короля Жуана III и оставшаяся пустой гробница внука Себастьяна I, погибшего 4 августа 1578 г. в Марокко в битве при Эль-Ксар-эль-Кебире, чьи останки так и не были найдены.
29*.
p1023

Капелла непорочной Девы Марии (Altar de Nossa Senhora da Conceição) [6]
30.
p1025

Капелла Богоматери Кармельской (Altar de Nossa Senhora do Carmo) [7]
31.
p1021

Капелла св. Паулы [8]
Ставшая вдовой в возрасте 33 лет, св. Паула посвятила все свое имущество и силы духовной жизни и служению бедным. В Риме она была ученицей св. Иеронима, под руководством которого в сентябре 385 года она покинула Рим как паломник и отправилась в Святую Землю, а также вошла в Вифлеем, где основала несколько монашеских общин.
32.
p1024

Главный алтарь [9]
Один из мотивов, по которым король Мануэл I начал строительство монастыря, почти наверняка был связан с его желанием создать пантеон для ависской династии Авис-Бежа, первым монархом которой он был.
33.
DSC_8955

Главный алтарь в стиле маньеризма был создан в 1571 г. по заказу королевы-консорта Екатерины Австрийской. Созданная мастером-строителем Херонимо де Руан, капелла полностью контрастирует с интерьером церкви в стиле мануэлино.
34*.
p1026

В открытых арках между парами боковых колонн на мраморных фигурах слонов находятся саркофаги португальских монархов из Ависской династии: слева (сторона Евангелия) — короля Мануэла I и его второй супруги Марии Арагонской, справа (сторона Послания) — короля Жуана III и королевы Екатерины Австрийской. Эти гробницы установлены на фигурки слонов, выполненные из зеленого мрамора. Заметим, что саркофаги королев установлены ближе к трансепту.
35*.
p1027

Серебряная скиния работы португальского ювелира Жуана де Соуза (1674-1678) была подарена королю Афонсу VI в благодарность за победу в битве при Монтеш-Кларуше в 1665 г., которая привела к восстановлению португальской независимости. За главным алтарем находится ретабло с картинами художника Лоренцо де Сальзедо, написанными в 1570-1572 гг. Верхний ряд (слева направо): Путь на Голгофу, Снятие с креста и Бичевание Иисуса Христа. Слева и справа от скинии две картины, изображающие Поклонение волхвов. Для размещения скинии пришлось убрать центральную картину ретабло, изображающую Богоявление Иисуса. Эта сцена была воспроизведена на дверце скинии.
36*.
p1028

Свод над главным алтарем
37.
DSC_9037

Капелла св. Иеронима [10]
На алтаре часовни выделяется центральная скульптура из раскрашенной глазурованной терракоты, изображающая св. Иеронима. Статуя изготовлена флорентийским скульптором, крупнейшим мастером полихромной глазурованной терракоты (майолики), Андреа делла Роббиа приблизительно в 1510-1513 гг.
38.
p1029

Капелла Святого Семейства [11]
39.
p1030

Левый (северный) рукав трансепта [12]
Капелла начала строиться около 1587 года и используется в качестве королевского пантеона. Саркофаги в северной часовне были запланированы для захоронения детей короля Мануэла I.
40.
DSC_9013

Стиль капеллы аналогичен правому рукаву трансепта, она спроектирована в стиле, типичном для стиля маньеризма, предложенном архитектором Херонимо де Руан. Ниши, приспособленные для размещения саркофагов, чередуются с нишами, используемыми в качестве алтарей.
41*.
p1031

По центру часовни на мраморных фигурах слонов установлен саркофаг кардинала-короля Энрике, последнего короля Португалии из Ависской династии.
42.
DSC_9059

Вокруг этого саркофага два алтаря: левый посвящен св. Антонию, под ним барельеф (антепендиум), изображающий кающегося св. Иеронима; правый алтарь посвящен Деве Марии Рестело (Nossa Senhora do Restelo), под ним барельеф, изображающий св. Иеронима, учащегося в своей келье.
43*.
p1032

Левая стена часовни: слева захоронение инфанта Фернанду и инфанта Антонио, умершего сразу после родов; по центру картина Фернана Гомеса «Благовещение»; справа захоронение кардинала Афонсу.
44.
DSC_9061

Правая стена часовни: слева инфант Луиш и инфант Карлуш; по центру картина Фернана Гомеса «Рождение Богородицы»; справа захоронение инфанта Дуарте и инфанты Марии.
45.
DSC_9060

Картина, изображающая св. Раймундо, кисти Винченцо Кардуччи (XVII в.). [13]
46.
p1033

В нишах на левой стене церкви, планировалось установить статуи двенадцати апостолов.
47.
DSC_9067

Захоронение Васко да Гама [14]
Саркофаг Васко да Гама был установлен в церкви в 1898 г. в честь 400-летия открытия морского пути в Индию.
48.
DSC_9073

Скульптурный рельеф в центре могилы Васко да Гамы изображает каравеллу — один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
49.
p1036

50.
p1037

Аналогично расположенного напротив захоронения Луиша де Камоэнса, этот саркофаг также создан скульптором Коста Мота.
51.
DSC_9078

Картина «Кающийся св. Иероним», вероятно написана художником Хосе Авеларом Ребело в XVII в. [15]
52.
p1035

Капелла Сеньора дос Пассос [16]
Слева от входа в церковь за железной решеткой находится капелла, созданная на месте старинной часовни св. Антония и посвященная Nosso Senhor dos Passos. Капелла XVII в. украшена деревянными панелями с изысканной позолоченной резьбой по дереву, отличающейся прекрасной проработкой деталей. На четырех картинах художника Антонио де Оливейра Бернардеса (1703) изображены ангелы с инструментами Страстей Христовых (плащаница, столб бичевания, терновый венец и святой крест).
53*.
p1038

Португальский термин «Nosso Senhor dos Passos», который можно перевести приблизительно как «Наш Властелин шагов», означает особое почитание в Португалии пути Иисуса на Голгофу, проявляемое в часто встречаемых в церквях капеллах Nosso Senhor dos Passos. В этих часовнях, как правило, устанавливаются скульптурные изображения коленопреклоненного Иисуса в фиолетовых одеяниях, несущего крест.
54.
p1039

Витражи
Красивые витражи датируются XX в. Эскизы витражей в окнах южной стены церкви (на фото слева) разработаны португальским архитектором, художником и дизайнером Абелем Манта. Витражи изготовлены в 1939 г. в студии Рикардо Леоне, также известной по витражам в кафедральном соборе Лиссабона и в монастыре Батальи. Витражи в трансепте (на фото справа) изготовлены в 1950 г. в студии Иоакима да Коста Ребочо по эскизам Алвеса Мендеса. Окна с витражами имеют внушительный размер: высота более 10 м и ширина около 2 м.
55*.
p1034

Витраж, изображающий Вифлеемскую Богоматерь, установлен в окно южного портала и также разработан Абелем Манта и изготовлен в 1936 г. в студии Рикардо Леоне.
56.
DSC_9068

Верхние хоры
Хоры расположены в западной части нефа. Здесь монахи-иеронимиты проводили несколько часов в день, молясь и повторяя песни. Вход туда осуществляется только со второго этажа монастырского клуатра. Балкон, разрушенный в результате землетрясения 1755 г., был перестроен в 1883 г.
57.
DSC_9012

Здесь установлены великолепные резные скамьи в стиле ренессанс, спроектированные под влиянием фламандских и итальянских мастеров португальским архитектором Диего де Торралва и изготовленные из дуба и каштана около 1550 г. испанским гравером Диего де Зарза . Скамьи стали первым опытом ренессансной резьбы по дереву в Португалии.
58.
p1011

Стены над скамьями украшены множеством картин неизвестного автора XVIII в., на которых изображены Апостолы (всего мы видим десять картин, так как еще две были утеряны в 1755 г.), а также изображениями св. Иеронима и св. Августина.
59.
p1009

60.
p1010

Монументальное скульптурное изображение Христа на кресте в 1551 г. создал фламандский скульптор Филипп де Врис по заказу сына короля Мануэла I инфанта Луиша.
61.
p1012

С верхнего хора открывается поистине замечательная перспектива интерьера церкви. С этой высокой точки можно оценить неф и его своды, где на первый план выходит пространство и гармония церкви.
62*.
p1013

63.
p1014

Круглый витраж в окне-розе отличается относительной скромностью.
64.
DSC_8939

Отдельные элементы украшений верхних хоров.
65.
DSC_8960

66.
p1015

Также дополнительно можно посмотреть небольшое видео из церкви.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

One thought on “Португалия. Белен. Церковь святой Марии”

  • grigova says:

    Отдельную благодарность за оперативную помощь в предоставлении информации хочу выразить сотрудникам Монастыря Жеронимуш, особенно Ana Maria Reixa.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.