Португалия. Баталья. Монастырь Санта-Мария-да-Витория. Часть 2

Завершим обзор монастыря Батальи, начатый в первой части.
1.
DSC_3351

Для лучшей ориентации еще раз привожу план монастыря. Номера в квадратных скобках в дальнейшем тексте будут соответствовать этому плану.
2.
Plan

Королевский клуатр [5]
Королевский клуатр (клуатр Жуана I) изначально не был частью первоначального проекта создания монастыря. Его строительство началось в 1386 г. в соответствии с оригинальным планом Афонсу Домингоса. В ныне существующем виде клуатр был построен под руководством архитектора Фернана де Эвора в период с 1448 г. по 1477 г.
3.
DSC_3263

4.
p548

Относительно скромный внешний вид клуатра резко контрастирует со стилем пламенеющей готики в церкви.
5.
p553

Резные узоры в готическом стиле в галереях клуатра (в том числе квадрифолии, флёр-де лис и розетты) созданы мастером Гуге.
6.
p544

Узоры успешно сочетаются с мануэлиновым стилем аркадных экранов, добавленных позднее Матеушем Фернандесом. Различают два разных типовых элемента экрана: один с крестом Ордена Христа, другой — с армиллярными сферами.
7.
p550

8.
p551

Небольшие колонны, поддерживающие эти сложные аркадные экраны, украшены спиральными мотивами, армиллярными сферами, цветками лотоса, ветвями ветвей, раковинами с жемчугом и экзотической растительностью.
9.
DSC_3121

Лавабо (Lavabo) [6]
Lavabo — это сооружение (устройство), используемое для мытья рук. Очень приблизительно и не совсем точно можно перевести на русский язык как рукомойник.
10.
p552

Обычно оно состоит из одного или нескольких источников, из которых течет вода, и чаши для сбора воды после мытья рук.
11.
DSC_3265

В церковном использовании термин Лавабо относится к целому комплексу: сюда входит и чаша, в которой священник моет руки, и сам ритуал мытья рук во время католической мессы, и весь архитектурный объект.
12.
DSC_3134

Дом капитула [4]
На полпути по галерее королевского клуатра находится вход в дом капитула — обширное четырехугольное пространство 19 м в поперечнике, покрытое впечатляющим и смелым восьмиконечным сводчатым потолком без центральной опоры. После церкви это была самая важная составляющая в повседневной жизни доминиканских монахов, которые собирались здесь, чтобы обсудить различные моменты монашеского устава, которые они соблюдали, и обсудить соответствующие вопросы повседневной жизни.
13.
p545

Дверной проем в помещение с его большой оживальной аркой, фланкируется двумя большими арочными окнами, над которыми неглазурованные розовые окна.
14.
p549

Особого внимания заслуживает упомянутый выше сводчатый потолок, инновационная конструкция которого демонстрирует таланты мастера-строителя Гуге. Его динамичной уникальности оказалось достаточно, чтобы убедить короля Жуана I дать ему поручение на строительство Часовни Основателя.
15.
p546

На восточной стене выделяется впечатляющее окно с тремя панелями, вершина которого — нежная композиция в стиле пылающей готики. Его витраж, датируемый 1514 г., тщательно отреставрированный, изображает триптих трех мгновений распятия Христа.
16.
DSC_3086

Грандиозные размеры этого помещения, всегда находящегося в тени, акцентируя его торжественное великолепие, с тематикой витражей яркого цвета, были достаточным основанием для организации мемориала неизвестным солдатам Первой мировой войны. Здесь отдается дань уважения всем тем, кто погиб в бою. Останки двух неизвестных солдат были привезены сюда на упокоение 9 апреля 1921 г. Рядом с могилой размещен монументальный светильник, в котором горит «пламя Родины» (Вечный огонь).
17.
p547

Использование монастыря Батальи в качестве мемориала добавило заинтересованности королю Карлушу I в необходимости восстановлении захоронений короля Афонсу V, короля Жуана II и принца Афонсу. С 1921 г. мемориал является местом для почтения ко всем португальских военнослужащим, которые потеряли свои жизни во время Первой мировой войны.
18.
DSC_3070

Мемориал Неизвестного солдата
9 апреля 1921 г. из Фландрии и португальской Африки в монастырь Баталья были доставлены два неизвестных солдата, представляющие во всей красе погибших во время экспедиций солдат, отправленных на указанные театры военных действий и символизирующие героическую жертву португальского народа. Бронзовые фигуры солдат символизируют события трех самых славных эпох португальских подвигов (Антонио Гонсалвес).
19.
DSC_3094

Таким образом, покоящийся под впечатляющим сводом Капитула и освещенный так называемым «Пламенем Родины» из монументального светильника, созданного Лоренсу Чавесом де Алмейда, почетный караул охраняет могилу под оком искалеченного во время бомбардировок «Христа окопов», который был постоянным спутником португальских войск в битве при Нев-Шапель во Фландрии.
20.
DSC_3262

Смена караула
Мне повезло: я как раз успел на смену почетного караула возле мемориала Неизвестного солдата. Комментарии здесь большей часть излишни, поэтому я просто покажу основные этапы достаточно скромной церемонии.
21.
DSC_3071

22.
DSC_3073

23.
DSC_3075

24.
DSC_3077

25.
DSC_3079

26.
DSC_3081

27. А вот за такой строевой шаг «не в ногу» надо в обед компота лишать!
DSC_3082

Клуатр короля Афонсу V [9]
Этот относительно скромный по оформлению дворик рядом с Королевским клуатром был построен во второй половине XV в. в традиционном готическом стиле с двойными остроконечными арками архитектором Фернаном де Эвора.
28.
p582

29.
p581

30.
p580

Архитектура клуатра резко контрастирует с мануэлиновым блеском более крупного соседнего дворика.
31.
p577

32.
p578

33.
p576

34.
DSC_3275

Первые механические часы монастыря были заказаны королем Афонсу V и построены мастером-часовщиком Жуаном Алемао, который работал в Баталье в 1460 г. Этот механизм позволил отмечать необходимые интервалы времени для религиозной общины, работников монастыря и остальной части местного населения. Во второй половине XIX века их заменили на новые часы.
35.
DSC_3302

Из клуатра Афонсу V выходим из монастыря. Эспланада короля Жуана III [13] представляет бывшее монастырское строение, примыкающее к дому Капитула. В настоящее время здание полностью снесено.
36.
p585

Отсюда мы идем вдоль стен монастыря к Незавершенной часовне.
37*.
p586

В часовню устроен отдельный неприметный вход (не пропустите его и не теряйте билеты, а то внутрь не пустят).
38.
DSC_3325
Незавершенная часовня [11]
За апсидой церкви, в соответствии с главным алтарем, можно найти пантеон короля Дуарте I, более известный как Незавершенная Часовня (Неоконченная часовня). Строительство часовни под эгидой короля Дуарте началось примерно в 1434 г. сразу после восхождения на престол.
39.
p588

Часовня строилась в форме восьмиугольника. Одна сторона занята прекраснейшим порталом, остальные семь – расходящимися от центра часовнями, разделенными вертикальными треугольными строительными конструкциями.
40*.
p589

41*.
p590

42.
p591

Строительство часовни велось под руководством архитектора Гуге, который на пике своих технических и художественных способностей, приобретенных на протяжении многих лет создания монастыря Баталья, смог реализовать на практике в уникальной Часовне Основателя идеи, которые только что намекали на смелый сводчатый потолок дома капитула.
43.
DSC_3323

Смерть короля Дуарте в 1438 г. и самого мастера-строителя Гуге на год позже положила конец работе в новой погребальной часовне, которая была предназначена для консолидации родословной короля Дуарте и упокоения Ависской династии.
44.
p595

Во время правления короля Мануэла I, с целью завершения пантеона были внесены изменения в первоначальный проект, что усилило его монументальность. Именно этому периоду мы обязаны роскошному порталу [10], задуманному и выполненному под руководством Матеуша Фернандеса, одного из великих мастеров стиля мануэлино, и завершенного в первые годы XVI в.
45*.
p587

46*.
p592

Монументальный портал возвышается на 15 м. Первоначально он был построен в готическом стиле, но был преобразован до неузнаваемости Матеушем Фернандесом в шедевр мануэлинского стиля (завершен в 1509 г.). Он полностью украшен роскошными и стилизованными мотивами в стиле мануэлино: армиллярными сферами, крылатыми ангелами, канатами, кругами, пнями деревьев, дугами в форме клевера и цветами.
47*.
p594

В знак почтения короля Мануэла I к его предшественнику королю Эдуарду на портале выбит его девиз «Leauté faray tam yaserei» («Я всегда буду лояльным»). Этот девиз повторяется более двухсот раз в арках, сводах и колоннах часовен.
48.
p593

49.
DSC_3316

Семь погребальных часовен также были завершены во время жизни короля Мануэла I, внутри которых были установлены вырезанные в камне гербы и эмблемы их предполагаемых обитателей. Отдельно стоит рассмотреть все семь сводов.
50.
DSC_3311

51.
DSC_3312

52.
DSC_3313

53.
DSC_3314

54.
DSC_3315

55.
DSC_3317

56.
DSC_3318

Только в 1940-х гг. в пантеоне в противоположной от портала часовне упокоился сам король Дуарте и королева Элеонора Арагонская [12]. Это был, пожалуй, окончательный пересмотр истории монастыря.
57.
DSC_3309

58.
DSC_3310

Захоронение принца Жуана, сына короля Афонсу V.
59.
DSC_3306

Еще два захоронения, но кому они принадлежат, – я так и не выяснил.
60.
DSC_3304

61.
DSC_3305

Выйдя из Незавершенной часовни, завершаем осмотр монастыря Баталья.
62.
p597

В середине боковой стены обязательно надо внимательно рассмотреть боковой портал, ведущий в трансепт церкви.
63*.
p598

В конце боковой стены видим Часовню Основателя.
64.
p596

65.
DSC_3345

Напротив Часовни Основателя на площади стоит конная скульптура национального героя Португалии, коннетабля, Нуну Алвареша Перейры [14].
66.
p599

Под командованием Перейры португальская армия разгромила кастильцев в битве при Алжубарроте. Это поражение заставило Хуана I отказаться от притязаний на португальский престол.
67.
DSC_3347

Особо заинтересовавшимся монастырем рекомендую посмотреть круговые панорамы, созданные в основных точках.

Также посмотрите видео монастыря, снятое с квадрокоптера, не пожалеете.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.