Мальта. Первые впечатления

Первая попытка посетить Мальту была года четыре назад. Все провалилось на этапе посещения туркомпании: путевки закончились.
Вторая попытка была предпринята на год позже, при этом дело продвинулось существенно дальше: путевка была оплачена, но через несколько дней прошел возврат денег, так как отель не подтвердил бронь.
В третий раз отказались от сторонней помощи и еще в апреле самостоятельно заказали билеты и забронировали отель на начало ноября. Заметим, что рейсов на Мальту совсем немного, так что выбирать особо не из чего.

Coat_of_arms_of_Malta

По приезду в Шереметьево сразу же услышали объявление, приглашающее всех пассажиров нашего ночного рейса собраться у определенной стойки с целью размещения в отеле. В итоге самолет авиакомпании AirMalta вылетел с задержкой более 11 часов, и один день отпуска был потрачен впустую. Буду пробовать открыть claim с целью получения компенсации; даже интересно, выплатят или нет. Кстати, кормят в самолете только за отдельные деньги. Зато по прилету в зале перед пограничниками стояли большие стеллажи с бесплатными бутылочками питьевой воды.

Air_Malta

Но речь, собственно, не об этом, а о первых впечатлениях. Основные отрицательные эмоции вызвали два момента, о которых потенциальным туристам полезно знать заранее.

Общественный транспорт
На островах весьма развитая сеть автобусных маршрутов. Для нас оказалось наиболее удобным купить безлимитную карточку на неделю (21 евро), действующую как на Мальте, так и на Гозо. Общественному транспорту посвящен специальный сайт, где можно смоделировать оптимальный маршрут. Там же можно найти и подробную карту всех автобусных маршрутов.

Что необходимо знать об автобусном движении на Мальте и что мы ощутили на собственном временами печальном опыте:
1. Движение на Мальте левостороннее, поэтому остановки расположены на непривычной стороне дороги.
2. Абсолютно все автобусные остановки имеют собственные названия, причем самые крупные могут иметь еще и номер. Например: Valetta 1 … Valetta 18. Между одноименными остановками может быть до нескольких сот метров дистанции. Наименования остановок надо выяснять заранее, а то потом может оказаться поздно.
3. Практически все промежуточные остановки – «по требованию», поэтому, находясь в автобусе, надо успеть заранее до требуемой остановки жмакнуть по пимпочке. Иначе автобус просвистит мимо и не поморщится. Доверять бегущей строке внутри автобуса, подсказывающей следующую остановку, надо с осторожностью, так как иногда обновление информации происходит слишком поздно.
4. Находясь на остановке, при приближении нужного автобуса надо активно размахивать руками и подручными предметами наподобие героя Андрея Миронова на «необитаемом» острове из фильма «Бриллиантовая рука». А если серьезно, то показать рукой, что автобусу необходимо остановиться. Иначе он проедет мимо.
5. В соответствии с расписанием интервалы движения автобусов одного номера составляют от 20 минут до часа. Но это ничего не значит. Автобус по расписанию может вообще не отправиться от конечной остановки. Имеющиеся на некоторых остановках электронные табло с указанием времени ожидания конкретного автобуса, запросто могут соврать. А могут и не соврать.
6. Водитель самостоятельно решает, когда его автобус заполняется полностью. Причем в тот момент салон по московским меркам полупустой, то есть человек 10-15-20 еще может туда поместиться. После «заполнения» салона водитель перестает реагировать на просьбы пассажиров извне остановиться на остановке либо не позволяет кому-то попасть внутрь. А следующий автобус запросто может ехать через полчаса, и никто не даст гарантии, что он будет свободнее.
Вывод: перемещение по более-менее сложным маршрутам, особенно не от конечных остановок, может быть совершенно непредсказуемым по времени, неудобству и потраченным нервам. Желательно на всякий случай просчитать альтернативные резервные маршруты передвижения.

Достопримечательности
Я побывал потихоньку уже не в одном десятке стран, но один важный момент удивил, причем весьма неприятно. Я совершенно нерелигиозный человек, но считаю интерьеры церквей огромным культурным, архитектурным и историческим объектом. По возможности, стараюсь мимо церквей не проходить. Но можете ли читатель представить себе, чтобы, к примеру, в Италии, Португалии, во Франции, да и вообще где-либо в Европе, будут закрыты почти все церкви, а в тех немногих, которые открыты, почти везде вход не мытьем, так катаньем будет платным?
Приведу только один характерный пример. Из десятка немаленьких церквей (судя по фотографиям в инете, очень красивых изнутри) в центральной части города Виктория, что на острове Гозо, был открыт только кафедральный собор, и тот в силу физического отсутствия купола и строительных лесов внутри можно было осмотреть только наполовину (из обзора «выпал» купол и главный алтарь). Причем по 5 евро с человека за осмотр половины церкви все равно содрали. Справедливости ради, о проблемах с куполом на кассе предупреждали заранее. В знаменитую базилику Та’Пину ехать не рискнули, так как потратить часа полтора на автобус, чтобы уткнуться в очередную закрытую дверь крайне не хотелось.
%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F2

В общем, после осознания этого культурного шока пришлось весьма сильно переделывать последующие планы и корректировать заранее спланированные маршруты в сторону упрощения. И не скажу, что мне это понравилось. Опять-таки справедливости ради замечу, что оказавшись в Валлетте третий раз за неделю (последствия переработки маршрутов), внезапно почти все церкви были открыты.

Вместо подведения итогов: я никого не агитирую ехать на Мальту и, наоборот, не собираюсь отговаривать от поездки туда. Изложенный выше текст дан только в целях более полного информирования по принципу «предупрежден — значит вооружен». Надеюсь, что кому-то пост может оказаться полезен. Подробные рассказы о том, что я сумел увидеть, будут позже, после обработки португальских фотографий.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.