Стамбул. Морской музей

Морской музей в Стамбуле основали в 1897 г. по указанию адмирала Хасана Хюсню-паши, а в 1961 г. для него выделили два здания бывшего министерства финансов в Бешикташе [41.0414103N 29.0054378E].
1.
pan226

Памятник Хайреддину Барбароссе
Хайреддин Барбаросса — османский корсар, турецкий флотоводец и вельможа. Командуя корсарским флотом, стал правителем Алжира, а затем капудан-пашой Османской империи. Памятник Барбароссе считается одним из самых красивых в Стамбуле [41.0415519N 29.0063551E].
2.
DSC_1276

Мавзолей Хайреддина Барбароссы
Знаменитый пират и моряк завещал похоронить себя рядом с мечетью, которую он вместе с медресе возвел недалеко от своего дома в Бешикташе. В 1542 г., еще до смерти адмирала, архитектор  Мимар Синан построил для него тюрбе в классическом османском стиле — сооружение из тесаного камня в форме восьмигранника, увенчанное большим куполом [41.0418533N 29.0069157E]. На семи фасадах здания есть по паре вертикально расположенных окон. Восьмой фасад украшен портиком, состоящим из остроконечной арки, поддерживаемой двумя колоннами. В этой усыпальнице покоятся также жена и сыновья Барбароссы.
3.
%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%8B

Мечеть Синана-паши
Мечеть Синан-паши расположена буквально через дорогу от мавзолея Барбаросса Хайреддина-паши [41.04226N 29.0062639E]. Архитектором обоих этих сооружений выступил великий Мимар Синан. Полное имя донатора мечети Синан-паши — Синанюддин Юсуф-паша. Его назначили главным адмиралом флота Османской империи — капудан-пашой, хотя он достаточно слабо представлял себе, как вести войну на море. Зато он был братом великого везира Рустема-паши — мужа Михримах (дочери Сулеймана Великолепного). Реальное командование османским флотом возлагалось на Тургут Реиса — опытного мореплавателя и военачальника, а также близкого друга Хайреддина Барбаросса. Возможно для того, чтобы снискать расположение моряков, Синан-паша уполномочил главного архитектора при османском дворе возвести мечеть недалеко от тюрбе Барбароссы, как будто бы существовала некая связь между ним и этим популярным героем.
4.
pan225

В музейном парке можно увидеть морские и наземные орудия, используемые султаном Селимом I при завоевании Египта, и отсек германской подводной лодки, затонувшей в Черном море в 1916 г.
5.
Cannons

При входе в музей проходим мимо галереи бюстов турецких военно-морских начальников.
6.
DSC_1282

Галерею каиков открыли для посетителей в 1970 г. Султанские каики строились в XIX — начале XX веков для выездов самих повелителей и членов их семей как для торжественных случаев, так и для просто перемещения на другой берег Босфора или даже через Золотой Рог от старого дворца Топкапы до нового Долмабахче.
7.
pan228

8.
pan229

9.
DSC_1347

10.
DSC_1348

Длина каиков варьируется от 15 до 32 м, ширина — от 1,5 до 3 м. Каики легко разделить на «мужские» и «женские». Мужские предназначались для султанов и их сыновей, а женские — для матери, жен, наложниц и дочерей. Мужские каики украшались узорами с элементами различного оружия и доспехов, женские — цветочными орнаментами.
11.
DSC_1320

12.
DSC_1321

13.
DSC_1325

14.
DSC_1334

15.
DSC_1354

16.
DSC_1376

17.
DSC_1379

Носовая часть каиков часто имела остроконечную удлиненную форму, напоминающую таран.
18.
DSC_1291

19.
DSC_1317

20.
DSC_1318

21.
DSC_1333

22.
DSC_1383

23.
DSC_1384

Кормовая часть, наоборот, как правило, имела закругленную форму.
24.
DSC_1415

25.
DSC_1331

26.
DSC_1353

Ближе к корме находилось место для сидения пассажиров. Часто это был роскошный киоск — открытый или закрывающийся. Иногда это было просто открытое место для сидения, украшенное коврами и тканями.
27.
DSC_1293

28.
DSC_1294

29.
DSC_1295

30.
DSC_1297

31.
DSC_1298

32.
DSC_1373

33.
DSC_1374

Часто на носу каика «сидела» хищная птица, как бы символизируя силу и власть султана и всей Османской империи.
34.
DSC_1288

35.
DSC_1290

36.
DSC_1322

37.
DSC_1326

38.
DSC_1327

39.
DSC_1355

Весла на каиках также украшались орнаментом. Традиционно весло имело большой противовес перед уключиной, а лопасть по форме напоминала полумесяц.
40.
DSC_1292

41.
pan230

Старейшая галера из сохранившихся до наших дней до сих пор вызывает споры историков гребного флота. Долгое время считалось, что это подарок венецианского дожа султану Мехмеду IV Охотнику. Но поздние исследования показали, что эта галера была построена в Стамбуле и относится к самому началу XVII века времен правления султана Мехмеда III. Галера с 24 парами весел, которые приводили в движение 144 гребца, была 40 метров длины и 5,44 метра в ширину. При этом судно было с очень маленькой осадкой в 0,94 метра и водоизмещением примерно 57,4 тонны.
42.
pan227

43.
DSC_1285

44.
%D0%9C%D0%B5%D1%85%D0%BC%D0%B5%D0%B4

Трон султана Абдул-Меджида I, на котором он восседал при проведении экзаменов в морской академии.
45.
DSC_1289

Более серьезные военные корабли, что вполне очевидно, в музее не поместились. Но зато выставлены отдельные элементы, в том числе различных украшений. Весьма внушительно выглядит оформление кормы галеонов и более мелких кораблей.
46.
DSC_1319

47.
DSC_1324

48.
DSC_1369

49.
DSC_1397

50.
DSC_1398

51.
DSC_1339

Носовые фигуры, иначе называемые гальюнными фигурами, — украшение на носу парусного судна. Фигура устанавливается на свес в носовой части парусного судна, называемый гальюном. На этом же свесе устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях. В Древнем Риме носовое украшение именовалось ростром. От этого названия и пошли ростральные колонны.
52.
DSC_1366

53. Лев с фрегата «Рехбер-и Тевфик»
DSC_1335

54. Сокол, начало XIX века, с корвета «Феюз-и Мабуд». Длина 144 см, высота 77 см, размах крыльев 86 см (слева). Хищная птица, начало XX века, с яхты «Эртугрул». Длина 258 см, высота 56 см, размах крыльев 86 см (справа).
DSC_1360

55. Хищная птица, конец XIV — начало XX века. Длина 258 см, высота 56 см, размах крыльев 86 см (справа).
DSC_1362

56. Птица, начало XIX века, с фрегата «Шереф-резан». Длина 251 см, размах крыльев 162 см.
DSC_1372

57. Фигура лошади со шхуны «Нев-есер». Длина 170 см, высота 65 см, ширина 33,5 см. Фигура тигра с фрегата «Мукаддиме-и Шереф». Длина 260 см, высота 68 см, ширина 45 см. Фигура льва с галеона «Фетийе». Длина 174 см, высота 81 см, ширина 48 см.
DSC_1388

Нос корабля также оформлялся и украшениями, включающими государственные символы.
58.
DSC_1329

59.
DSC_1330

60.
DSC_1345

Встречались на носу кораблей и военные гербы султанов.
61.
DSC_1328

62.
DSC_1349

63.
DSC_1370

64. Парное носовое украшение с броненосца «Орхание», построенного при султане Абдул-Азизе.
pan231

Носовое и кормовое украшение с броненосца «Азизийе». На корме был установлен военный герб султана Абдул-Хамида II.
65.
DSC_1352

66.
DSC_1351

67. Военный герб с тугрой султана Мехмеда Решада, украшение и табличка с названием корабля на корме яхты «Эртугрул», в будущем яхты Мустафы Кемаля Ататюрка.
DSC_1363

68. Пушечные порты галеона «Махмудийе», обстреливавшего Севастополь во время Крымской войны 1853-1856 гг.
DSC_1396

Таблички с названиями кораблей — это деревянные панели, на которых написаны имена кораблей, входящих в состав флота Оттоманской империи. Наиболее предпочтительна для табличек овальная форма. Если название судна слишком длинное, табличка может иметь прямоугольную форму. Обычно табличка обрамлена рельефной рамкой толщиной 1 или 1,5 см. Имя корабля, как правило, написано в арабском стиле сулюс. Обычно имя корабля написано на черном, малиновом и зеленом фоне и инкрустировано золотыми листьями. На нижней части некоторых табличек написана дата ввода корабля в эксплуатацию.
Таблички с названиями кораблей (слева направо, сверху вниз): пароходов «Бойяна», «Берк-и Эфшан», «Султанийе», «Рехбер-и Теуфик» (1878), галеонов «Шадийе» (1858), «Пеун-и Зафер» (1842), «Фетийе» (1858), «Некм-и Шефкет» (1845), корвета «Эдирне», галеона «Мемдихийе» (1835) и парохода «Стамбул».
69.
DSC_1385

70. Тугры султанов, устанавливаемые на кораблях: Селима III (1 и 2), Абдул-Меджида I (3 и 4), Абдул-Хамида. Махмуда II, военный герб Абдул-Азиза.
DSC_1378

Украшения императорского каика султана Мехмеда V Решада: военный герб, щит герба и символ Солнца, крепившийся над киоском.
71.
DSC_1400

В музее можно посмотреть и малые формы кораблестроения.
72.
DSC_1346

73.
DSC_1358

74.
DSC_1367

Естественно, музей не мог не отметить роль Мустафы Кемаля Ататюрка в морском деле. Выражается это экспонированием трех гребных шлюпок, в которых иногда плавал основатель Турецкой Республики.
75.
%D0%9A%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%90%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA%D0%B0

2 thoughts on “Стамбул. Морской музей”

  • Да, есть на что посмотреть. Интересно, султанов изжога не мучила от собственного тщеславия? Даже весла имеют лопасти «краями наоборот». А вообще, красиво. Делает честь кораблестроителям.)

    • grigova says:

      А в чем принципиальная разница с другими царями и их тщеславием? Взять тот же Версаль или Петродворец…

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.