Рим. Замок святого Ангела

Совершим весьма небольшую прогулку от базилики св. Петра до замка св. Ангела. Общая протяженность маршрута составляет менее километра.
1*.
Giovanni_Battista_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE Улица Примирения
Виа делла Кончилиационе — одна из важных улиц Рима, расположенная в районе Борго. Длина улицы составляет около 500 м. Она соединяет Замок Святого Ангела на западном берегу реки Тибр с Площадью Святого Петра. Виа делла Кончилиационе была построена в ходе муссолиниевской перепланировки Рима в 1936-1950 гг. в качестве главной дороги к площади Святого Петра. При строительстве улицы в 1936-1950 годах были разрушены средневековые постройки района, в котором находились пристанища для паломников со всего мира. На улице расположено множество туристических магазинов, а также ряд значимых исторических и религиозных сооружений.
2.
DSC_5769

Церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина [41.9026763N 12.4621439E]
Санта-Мария-ин-Траспонтина, иначе называемая «Церковь св. Марии за мостом» архитектора Г. Перуцци, — церковь кармелитов в Риме. Расположена на месте древнеримской пирамиды, которую в Средние века считали гробницей Ромула. При папе Александре Борджиа пирамиду снесли. Её изображение можно видеть на бронзовых дверях портала базилики св. Петра и триптихоне Джотто в Пинакотеке Ватикана. На этом месте вблизи замка св. Ангела была воздвигнута первая церковь канониров, разрушенная в 1527 г., чтобы расширить линию пушечного обстрела из замка. Церковь в современном виде возведена в 1566 г. Санта-Мария ин Траспонтина является единственной церковью в Риме, у купола которой нет барабана. Так сделано для того, чтобы предотвратить очередное разрушение при артеллирийском обстреле со стороны замка. Внутреннее убранство и алтарное изображение начала XVII века, главный алтарь работы Карло Фонтана (1674).
3.
p487

Мост Виктора Эммануила II [41.901219N 12.4643165E]
Мост Виктора Эммануила II — мост через реку Тибр, построенный по проекту, разработанному в 1886 архитектором Эннио Де Росси. Мост строился около четверти века. Строительные работы затягивались, сроки сдачи неоднократно переносились, и мост был открыт только 5 июня 1911 года. Мост, названный в честь императора Виктора Эммануила II, соединил исторический центр Рима с Ватиканом. Он заменил собой несколько древних мостов, которые уже были разрушены до того времени. Непосредственно возле моста сохранились фрагменты древнего моста Нерона. Каменный трехарочный мост имеет общую длину 108 метров. Оба его края украшают установленные на высокие постаменты большие бронзовые скульптуры крылатой Виктории и над каждым из причалов — массивными аллегорическими скульптурными группами травертина.
4.
DSC_5882

5.
DSC_5915

6.
p510

Мост св. Ангела [41.9018698N 12.4664247E]
Мост Святого Ангела — пешеходный мост через Тибр, построенный в 134-139 гг. римским императором Адрианом. Поскольку мост вёл к мавзолею Адриана, римляне называли его «мостом Адриана» или «мостом Элия». В 1450 году перила моста не выдержали наплыва паломников, спешивших на празднование к собору св. Петра, и обрушились в реку; погибло множество пилигримов. C XVI в. установился обычай вывешивать на мосту тела казнённых преступников. Тогда же на мосту появились статуи апостолов Петра и Павла, к которым с подачи Бернини впоследствии добавилось ещё десять статуй ангелов.
7*.
Piranesi-Ponte%20Sant'Angelo

8.
DSC_5780

9.
DSC_5781

10.
DSC_5771

11.
DSC_5926

12*. Угловые скульптуры. Ангел с копьем (Доменико Гуиди); Ангел со св. губкой (Антонио Джоргетти); св. Павел (Паоло Романо, 1463); св. Петр (Лоренцетто, 1530)
p508

13*. Скульптуры на мосту. Ангел с надписью (Джулио Картари); Ангел с крестом (Эркуль Феррата); Ангел с колонной (Антонио Раджи); Ангел с вуалью Вероники (Косимо Фанцелли); Ангел с покровом с кубиками (Паоло Налдини); Ангел с короной из шипов (Паоло Налдини); Ангел с гвоздями (Джироламо Люценти); Ангел с хлыстами (Лаззаро Морелли)
p509

Замок св. Ангела [41.9030277N 12.4662691E]
Замок Святого Ангела — римский архитектурный памятник, также известный как Мавзолей Адриана, иногда называемый Печальный Замок, представляет собой высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра. Первоначально строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых захоронен Каракалла, позднее использовался римскими папами как крепость от варварских набегов. Когда-то замок считался самым высоким зданием в Риме.
14*.
%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8.%20%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0

После того, как в 410 году крепость захватили вестготы, Сант-Анджело был полностью разорён. Варвары рассеяли прах императора по ветру, а всё, что могли унести, унесли. То немногое, что осталось, впоследствии прибрал к рукам Ватикан. В XIV веке крепость стала замком, снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции.
15*.
Piranesi-Castel%20Sant'Angelo

Замок прекрасно отражал всю суть папизма эпохи Ренессанса — роскошные папские апартаменты соседствовали с тюрьмой, в которой шесть лет провёл в заточении Джордано Бруно, знаменитый итальянский учёный и философ.
16. Картина голландского художника Гаспара ван Виттеля (1690-е годы), прожившего почти всю жизнь в Италии.
%D0%93%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80%20%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Император Адриан начал строить крепость в 135 г. как мавзолей для себя и членов своей семьи. После смерти Адриана завершил строительство в 139 г. его преемник Антонин Пий. Мавзолей был подобен этрусскому тумулусу: на квадратном основании (длина стороны — 84 м) был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В мавзолее были установлены погребальные урны императоров, начиная с Адриана и заканчивая Септимием Севером. В те времена замок выглядел совсем по-другому. Согласно хроникам, всё строение было облицовано белым мрамором, и имело отличную от сегодняшней форму.
17. Макет мавзолея.
%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0

С наступлением тяжёлых времён мавзолей постоянно укрепляли, в конечном итоге превратив его в неприступную крепость с мощными стенами. Затем это гигантское сооружение было включено в построенные при Аврелиане стены, окружающие город, и стало использоваться в военных и стратегических целях.
18.
p488

Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий увидел на вершине крепости архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела.
19.
DSC_5770

В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок. Этот скрытый ход папа Александр VI использовал для бегства при нападении на Рим войск короля Франции Карла VIII в 1494 г., а в 1527 г. по этому коридору папе Клименту VII удалось бежать из Ватикана после захвата города многонациональными войсками императора Карла V.
20*.
Piranesi-Mausoleum%20of%20Hadrian

В осаждённом замке находился в это время и принимал самое деятельное участие в отражении атак Бенвенуто Челлини, скульптор, ювелир, автор известных мемуаров. Несколькими годами позже он был заключён в замке как узник и сумел совершить невозможное — бежал из тюрьмы. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключён под стражу и, однако, после освобождён. За всю историю замка это единственный человек, которому удалось совершить побег из замка.
21. Тюрьма в замке
p504

Большой вклад в реставрацию замка, равно как и всей жилой части Ватикана, внёс папа Александр VI Борджиа. Именно при нём были созданы многие настенные и потолочные рисунки, а также обустроен дворик имени папы. В этом дворике проходили театральные представления специально для папы Борджиа и его семьи, а также часто проходили пытки и казни, при которых папа обычно присутствовал лично. В общем плане, с эпохи Ренессанса и до наших дней облик замка и его планировка существенно не изменились.
22. «Новый Рим. Замок святого Ангела» (Сильвестр Щедрин, 1823-1825). В Третьяковской галерее хранится три из восьми созданных вариантов полотна.
%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD

Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий сегодняшнему вид.
23. Картина Александра Брюллова с аналогичным сюжетом (1823-1826).
%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2

В зале Правосудия в XVI в. проходили заседания суда. В замке есть папские апартаменты, дворик Александра VI, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV; к последней примыкают помещения, в которых располагалась тюрьма. Здесь есть библиотека, а также зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.
24.
p489

25. Собор св. Петра
DSC_5800

26. Витториано
%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE

В замке имеется множество галерей, идущих, как правило, по периметру крепости.
27.
%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%8F

28.
%D0%97%D0%B0%D0%BB%20%D0%9F%D0%B0%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B

29.
%D0%9B%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D1%8F%20%D0%AE%D0%BB%D0%B8%D1%8F%202

30.
%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%20%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%8E

Дворик Ангела получил такое название, поскольку в нём поместили мраморную статую архангела Михаила XVI в. работы Рафаелло де Монтелупо (1544), которая до XVIII столетия находилась на вершине замка. От дворика отходит анфилада средневековых залов, перестроенных в XVII в.
31.
p506

32.
DSC_5900

33.
DSC_5899

Зал библиотеки
34*.
p498

35.
p500

Зал Паолины
36*.
p491

37*.
p493

38*.
p490

39.
DSC_5823

40.
p492

41.
DSC_5822

42.
DSC_5826

43.
DSC_5827

44.
DSC_5881

Зал Персея
45.
DSC_5849

46*.
p497

Зал сокровищ
47.
p499

Национальный музей замка
48. Лука Синьорелли
DSC_5871

49. Никколо Пуссин
DSC_5874

50.
p501

51.
p502

52. Бюст папы Павла III
DSC_5862

53.
DSC_5892

54.
DSC_5893

55.
p503

Спальня Павла III
56.
p495

57*.
p496

58.
DSC_5834

59. Папский трон
p494

60. Монументальный камин
p505

61. Колодец во дворе Александра VI
DSC_5883

62. Баня Климента VII
%D0%91%D0%B0%D0%BD%D1%8F%20%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%207

63. Зал урн, где находились погребальные урны.
p507

64. Диагональная рампа, ведущая к залу урн.
%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0

Традиционное небольшое видео, дополняющее мой рассказ.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.