Рим. Ватикан. Собор св. Петра. Часть 1

Площадь Святого Петра
Площадь Святого Петра, или пьяцца Сан Пьетро, — грандиозная площадь в Ватикане в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой св. Петра по проекту Джованни Лоренцо Бернини в 1656-1667 годах. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона.
1*.
Piranesi-Basilica%20Vaticana

2*.
p485

Колоннада святого Петра
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа св. Петра».
3.
%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%20(%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8)%202

4.
%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%20(%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B8)

5*.
p448

Ватиканский обелиск [41.9022371N 12.4572623E]
Принято считать, что идея использования обелисков в качестве элементов городской архитектуры принадлежит папе Сиксту V. Именно он, обустраивая наиболее знаменитые площади центра города, часто распоряжался установить обелиски, увенчанные крестами, что являлось свидетельством преемственности Древнего, языческого Рима и Нового — христианского. Интересно, что для поднятия обелиска, установленного в центре площади Святого Петра (генеральный проект архитектора Доменико Фонтана, летом 1586 года понадобилось предварительно построить башню из дуба. Этот безымянный обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой (37-41 гг. н.э.), изначально был установлен в центре цирка Нерона, расположенного на территории императорских садов — ныне Ватикана, именно там, где был подвергнут истязаниям, а затем и казнён апостол Пётр. Процесс возведения обелиска отображен как на старинной гравюре, так и на фреске в Зале папских архивов Ватиканской библиотеки.
6.
%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0

7.
%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%20(%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0)

Обелиск изготовлен из красного гранита, он взлетает на высоту 25,5 м. На постаменте установлены четыре бронзовых льва работы Просперо Античи. Надпись гласит: «Ecce Crucem Domini! Fugite partes adversae! Vicit Leo de tribu Iuda, Radix David! Alleluia!», что в переводе гласит: «Вот Крест Господень. Ушли все злые силы. Лев из племени Иуды, Корень Давида победил! Аллилуя!». Эта маленькая молитва была дана св. Антонием бедной женщине, которая обратилась за помощью против искушений дьявола. Молитва, названная «Девиз св. Антония», стала популярной среди францисканцев на протяжении веков. Папа Сикст V, сам францисканец, произнес молитву у основания обелиска, которую он воздвиг на площади Святого Петра в Риме в 1585 году.
8.
p451

9.
DSC_5579

Примечательные факты. Это единственный древний обелиск в Риме, который никогда не падал. Первоначально острие обелиска венчал медный шар, в котором, по преданию, хранился прах Юлия Цезаря. Затем его место занял крест. В основание креста в 1740 году были вмонтированы деревянные остатки того, что считалось подлинным крестом Христа. Фрагменты реликвии вставлены и в крест, возвышающийся над куполом собор.
10.
DSC_5571

Два фонтана [41.9027801N 12.4572355E] и [41.9017021N 12.4572569E]
В северном и южном фокусах площади соответственно расположены два одинаковых фонтана.
11.
DSC_5555

Статуя апостола Петра [41.9018698N 12.4557656E]
Статуя апостола Петра создана скульптором Джузеппе де Фабрисом в 1838-1840 гг. и поставлена при папе Пие IX. Апостол Пётр держит в правой руке два ключа, а в левой развернутый свиток, на котором написано: «Et tibi dabo claves regni Caelorum» («И дам тебе ключи Царства Небесного»). Высота монумента 5,55 м, а пьедестала 4,91 м.
12.
DSC_5581

Статуя апостола Павла [41.9025286N 12.4557495E]
Статуя апостола Павла была вылеплена в 1838 году скульптором Адамо Тадолини и поставлена при папе Пие IX. Апостол держит в правой руке меч, а в левой — развернутый свиток. Оба памятника были восстановлены в 1985-1986 годах благодаря великодушию Ордена Рыцарей Колумба.
13.
DSC_5590

Собор Святого Петра
Собор Святого Петра — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Занимает первое место в списке семи паломнических базилик Рима. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини и другие. Вместимость собора около 60 тысяч человек + еще до 400 тысяч человек собирается на площади в праздники.
14.
DSC_5578

Примечательные факты. Ни один кусок мрамора собора св. Петра не был добыт из каменоломен нового времени; весь материал на постройку его извлечен из античных зданий, некоторые из которых, ради нескольких кусков, были снесены с лица земли. Папские зодчие словно «метеоры-разрушители» избороздили окрестности Римского Форума в поисках строительного материала.
15.
DSC_5580

Фасад
Высота фасада, построенного архитектором Карлом Мадерна, 48 м, исключая высоту статуй, ширина — 118,6 м. Из портика пять порталов ведут в собор.
16.
DSC_5566

Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Иоанн Креститель находится по правую руку Христа.
17*.
p452

На краях фасада аттик завершается часами и слева колокольней с 6 колоколами.
18.
DSC_5582

19.
DSC_5591

Средний из девяти балконов на фасаде называется Лоджией Благословения. Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади св. Петра, с благословением «Urbi et Orbi» — «Городу и Миру».
20.
DSC_5583

21.
DSC_5588

22.
DSC_5589

Перед тем, как зайти внутрь собора, предлагаю ознакомиться со схемой. Рисунок кликабелен, по клику откроется схема с легендой. В дальнейшем в тексте в квадратных скобках будут указаны номера позиций, соответствующих этой схеме.
23*.
%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%20Short

Портик собора
Из портика в собор ведут пять порталов.
Левые ворота — Врата смерти [3]. Рельефы Врат смерти созданы в 1949-1964 гг. известным скульптором Джакомо Манцу. Врата смерти названы так, потому что именно через эти двери обычно выходили похоронные процессии. 10 сцен на дверях выражают христианский смысл смерти.
Врата добра и зла [4] созданы в 1975-1977 гг. скульптором Лучано Мингуцци по случаю восьмидесятилетия папы Павла VI. Зло представлено картиной мучеников во время резни партизан в 1943 году.
24.
%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE

Двери центрального портала (ворота Филарета) [5] выполнены флорентийским мастером Антонио Аверулином, известного под именем Филарет в 1445 г., и происходят из старой базилики. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Павел. В нижней части изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы св. Павла и распятие св. Петра.
Врата таинств [6]. Созданы в 1965 г. Венанцием Крочетти по заказы папы Павла VI по случаю повторного открытия Второго Ватиканского Собора.
25.
%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%B8_%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Святые ворота (Святая дверь) [7] созданы Вико Консорти в 1949 году. Изнутри собора Святая дверь замурована бетоном, на бетоне закреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ от двери. Каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. После специального ритуала Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. Над воротами изнутри смонтирована мозаика с изображением св. Петра.
26.
%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0

27.
DSC_5735

Напротив ворот Филарета, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла» [1]. Тема мозаичной композиции — Диво нa Гeниcapeтcкoм озере — символически иллюстрирует милость Христа к народу. Иисус спасает лодку с апостолами, попавшими в шторм, и тонущего Петра. Сюжет также символизирует само спасение Церкви от всех возможных несчастий. В портике современной церкви сохранена и выставляется только копия мозаики эпохи барокко.
28.
%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0

Конная статуя Карла Великого [2] работы скульптора Агустино Корначчини (1725). Карла Великого первым короновали в соборе в 800 г. в левом крыле портика.
29.
DSC_5755

В конце правого крыла портика установлена конная статуя Константина Великого [8] работы Бернини. Ее заказал папа Иннокентий X в 1654 г., но работа была завершена только в 1670 г. уже при папе Клементе X, который и распорядился поставить статую у лестницы, ведущей в Ватиканский дворец. Скульптура отображает один из эпизодов войны Константина с Максенцием.
30.
p484

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.
Центральный неф
Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.
31*.
p454

32.
DSC_5599

33.
p475

34.
p458

35.
DSC_5752

Напольная решетка из бронзы с гербом Пия XII, вставленная в пол нефа базилики Святого Петра.
36.
p461

Пройдемся по центральному нефу от входных ворот по часовой стрелке.
Статуя св. Петра Алькантрийского [91] — одного из инициаторов аскетической реформы в францисканском ордене (Франциско Вергара, 1753).
Под потолком установлена статуя св. Люси Филиппини, основательницы 52 школ для молодых женщин, где учили домашнему хозяйству, ткачеству, вышиванию, чтению и христианскому учению (Сильвио Сильва, 1949).
37.
0091

Под статуей установлен Фонтан Херувимов. Аналогичный фонтан имеется с противоположной стороны нефа.
38.
DSC_5613

Статуя св. Камилла де Леллис [84], основателя ордена камиллианцев.
Под потолком — статуя св. Людовика Мария Гриньон де Монфор, автора многочисленных книг и 164 гимнов, основателя Монфортанского общества Девы Марии.
39.
0084

Статуя св. Игнатия де Лойола [78], основателя ордена иезуитов (Камилло Рускони, 1733).
Под потолком — статуя св. Антонио Мария Дзаккария, основателя трех религиозных орденов (Цезарь Аурели, 1909).
40.
0078

Статуя св. Франциска из Паолы [70], основателя ордена минимов.
Под потолком — статуя св. Пьера Фурье, основателя конгрегации канонисс (Луи Ноэль Николи, 1899).
41.
0070

Статуя апостола Андрея Первозванного [55]. Художественно-символически изображается в зелёном одеянии, длинноволосым, с бородой и держащим крест, символ его мученической казни.
42.
%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Статуя св. Вероники Иерусалимской [62] (Франческо Мочи, 1629). Церковная традиция называет Вероникой благочестивую еврейскую женщину, которая не побоялась подойти к несшему свой крест Иисусу и подать Ему свой плат (кусок ткани), чтобы обтереть Его лицо. На ткани осталось «истинное изображение» лица Иисуса.
43.
%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Главный купол
Главный купол [66], шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метра, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр купола —Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса — 44 метра, однако он превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции. Строительство купола начали Браманте и Сангалло, продолжали Микеланджело и Джакомо Делла Порта, а завершали в 1590 году в последний год правления папы Сикста V Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана.
44.
DSC_5722

Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфея — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия (Цезаре Неббиа), Марка — со львом (Цезаре Неббиа), Иоанна — с орлом (Джованни де Веччи) и Луки — с волом (Джованни де Веччи). Лев, орел и вол — так называемые «апокалиптические звери», о которых св. Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о животных, которые окружали престол Бога.
45*.
p469

Вокруг внутренней окружности купола расположена надпись двухметровой высоты: TV ES PETRVS ET SVPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM. TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORVM (Ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою … и дам тебе ключи Царства Небесного). При папе Клименте VIII был установлен на место крест. Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия.
46.
DSC_5665

В подкупольном пространстве перед главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м, балдахин (киворий) [64] на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов работы Франсуа Дюкенуа. Одна пара ангелов держат символы папы — ключи и тиару, другая пара держит символы св. Павла — книгу и меч. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория в том числе взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII конструкции, которые поддерживали крышу портика. Хотя в интерьере собора балдахин и не выглядит особенно большим, по высоте он равен 4-этажному зданию. Посреди балдахина стоит папский алтарь, названный так, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Алтарь изготовлен из большого куска мрамора, привезенного с форума императора Нервы.
47*.
p471

48.
DSC_5664

49.
p472

Перед алтарем находится лестница, ведущая вниз к гробнице св. Петра [65]. Называется этот спуск Confessio (исповедальня), потому что его можно рассматривать как прорубленное окошечко в исповедальне, через которое верующие могли обратиться взором к раке, сокрытой глубоко под землей, где хранится часть мощей св. Петра.
50.
%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

51.
%D0%A1%D0%B2.%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80

Статуя св. Бенедикта [61], основателя ордена бенедиктинцев.
52.
%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82

Статуя св. Франциска Ассизского [41] (Карло Мональди, 1727), учредителя названного его именем нищенствующего ордена — ордена францисканцев.
Под потолком – статуя св. Альфонсо де Лигуори (Пьетро Тенерани, 1839), основателя Конгрегации Святого Спасителя.
53.
0041

Монумент (надгробие) папы Павла III [40] (Гульельмо делла Порта, XVI в.). Говорят, что аллегории Правосудия и Благоразумия похожи на сестру и маму папы. При создании надгробия делла Порта возможно использовал набросок Микеланджело, да и сама работа по созданию надгробия скорее всего велась под надзором Микеланджело.
54.
%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%203

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра [39]. Бернини украсил престол великолепным бронзовым троном, который несли фигуры в два человеческих роста, изображающие четырех отцов Церкви: Амвросия и Августина как представителей римской церкви, Афанасия и Иоанна Златоуста — соответственно греческой. Сверху престол был погружен в сверкающий золотой свет, льющийся из овального стеклянного окна с изображением голубя — символа Святого Духа — божественного источника папской непогрешимости. От изображения голубя во все стороны отходят золотые лучи и пронизывают набухающие облака, населенные ангелочками.
55.
DSC_5693

56.
%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B0%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0

Монумент (надгробие) папы Урбана VIII [38] (Бернини, 1647). Композиция надгробья напоминает надгробие папы Павла III, но является более гармоничной. Великолепные фигуры Милосердия и Правосудия из белого мрамора образуют переход от наблюдателя к статуе папы, поднявшего руку с благословением и притягивающего все внимание зрителя. Между двумя аллегорическими фигурами находится скелет, записывающий имя умершего.
57.
%D0%A3%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BE%208

Статуя св. Доминика [37] (Пьер ле Гросс, 1706), основателя Ордена проповедников, более известного как орден доминиканцев.
Под потолком – статуя св. Франциска Караччиоло (Франческо Лаборе и Иннокенцо Фраккароли, 1834), сооснователя конгрегации регулярных клириков.
58.
0037

Статуя св. Илии [60].
59.
%D0%98%D0%BB%D0%B8%D1%8F

Статуя св. Елены Константинопольской [59], матери римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых был обретён Животворящий Крест и другие реликвии Страстей (Андреа Болджи, 1646).
60.
%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0

Статуя св. Лонгина [56], центуриона, пронзившего копьём бок распятого Иисуса Христа. Якобы после этого, осознав, что Иисус был сыном Божьим, он принял христианство (Бернини, 1638).
61.
%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D0%BD

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра [71] (Арнольфо ди Камбио, XIII в.). В левой руке св. апостол Петр держит ключи от рая. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге. Стена за статуей украшена мозаикой, но не тканью.
62.
p474

63.
p473

Под потолком — статуя св. Иоанна Боско [72], основателя ордена салезианцев (Пьетро Каноника, 1936).
64.
%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%20%D0%91%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE

Статуя св. Филиппа Нери [79], основателя конгрегации ораторианцев (Джованни Батиста Майни, 1737).
Под потолком — статуя Жана Батиста де ла Салля, основателя конгрегации «Братья христианских школ».
65.
0079

Статуя св. Викентия де Поля [85], основателя конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия.
Под потолком — статуя св. Иоанна Эда, основателя женской монашеской конгрегации «Объединение Сестёр Пресвятой Девы Марии Милосердия» (Сильвио Сильва, 1932).
66.
0085

Статуя св. Терезы Авильской [92], создателя орденской ветви «босоногих кармелиток» (Филиппо Делла Валле, 1754). Под статуей установлен Фонтан херувимов — аналог расположенного напротив.
Под потолком — статуя св. Мадлен Софи Бара, основательницы конгрегации «Сёстры Святейшего Сердца Иисуса».
67.
0092

68.
DSC_5723

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.