Рим. Музеи Ватикана. Часть 7. Пинакотека (окончание)

%D0%9F%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0


Зал IX (XV-XVI вв.)
Леонардо да Винчи: Св. Иероним (1482)
Старинная работа Леонардо да Винчи имеет необычную историю. Работа упоминается впервые только в XVIII в. в завещании швейцарской художницы Ангелики Кауффманн, проживавшей в Риме, и в ее коллекции, видимо, находилась картина. После смерти художницы доска была утеряна и найдена затем совершенно случайно, причем разделенная на две части и в разное время. Первая, нижняя половина, как рассказывают, использовалась как крышка ящика в лавке старьевщика. Вторая, с головой святого, служила сапожнику крышкой табурета. Детали этой истории все-таки, вероятно, остаются плодами чьей-то фантазии, но остается фактом, что картина была разрезана на две части; так часто поступали антиквары, если считали, что смогут лучше продать картину по частям. Эти части собрал вместе французский кардинал Феш. После смерти кардинала Папа Пий IX, пожелавший иметь произведение Леонардо в картинной галерее Ватикана, заплатил за «Святого Иеронима» (в 1845 г.) 25000 франков. Картина представляет собой незаконченный набросок. Традиционно св. Иероним изображался либо как раскаявшийся отшельник в пустыне, либо как литератор и ученый в своей студии. Леонардо предпочел первый вариант, поместив героя в пустыню посреди пейзажа, усеянного скалами. Эта доска дает нам возможность отметить главные области художника: анатомия человека и принцип построения пейзажа. Святой изображен полуголым, лицо его изрыто морщинами от длительного голодания, на фоне скалистых гор, склоны которых покрыты туманной дымкой. Около Святого расположился лев, свернувшийся клубком; согласно легенде, Иероним извлек занозу из лапы царя зверей, после чего верное животное повсюду следовало за своим благодетелем. Заказанная церковными властями Флоренции, картина так и осталась незавершенной, поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году.

42.
DSC_5454

Джованни Беллини: Оплакивание Христа св. Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной (1471)
Джованни Беллини — итальянский художник венецианской школы живописи. Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. «Оплакивание Христа» когда-то было частью главного алтаря, написанного Беллини для церкви Сан Франческо в Пезаро, в центре которого находилась композиция «Коронование Мадонны», а по бокам — меньшие по размеру сцены. Живописная доска помещалась вверху, отсюда, наверное, и ракурс изображенного: фигуры увидены немного снизу. В венецианской живописи Беллини завершал Раннее, одновременно открывая Высокое Возрождение. Он уже активно использовал масляные краски, и потому колорит его работ насыщенный, цвета мягкие, а очертания фигур не столь жесткие, как в картинах других художников кватроченто. Одним из новшеств было то, что главным у Беллини оказывался не сюжет, не живописное решение, не желание в подробностях описать видимый и невидимый миры, как у многих его современников, а настроение. В представленной работе сам евангельский эпизод позволял передать чувства персонажей. На лице Спасителя — след пережитых страданий, остальные участники сцены исполнены глубокой грусти, выраженной сдержанно, потому что главное здесь — огромная, наполняющая все в картине теплом любовь: Христа, искупившего грехи людей, и Его последователей к Нему. Святой Иосиф Аримафейский бережно поддерживает мертвое тело Иисуса, святая Мария Магдалина, взяв с трепетной нежностью. Она умащивает Его руку миром из сосуда, принесенным святым Никодимом. Заботливость Иосифа Аримафейского, за которой он прячет свою скорбь, перекликается с суровым и нежным обликом Никодима, чьи широкие плечи оттеняют хрупкость Марии Магдалины. Слезы, которыми переполнена душа этой женщины, невольно сопоставляются с муками, перенесенными Христом, и становится виден масштаб Его страдания, не сравнимый ни с чем.
43.
pieta1

Зал X (XVI в.) Школа Рафаэля и венецианская живопись
Тициан Вечеллио: Мадонна с ребенком и святыми (Мадонна дей Фрари) (1520-1525)
Большая алтарная картина Мадонна с Младенцем и Святые, иначе называемая Мадонна дей Фрари, была написана для Церкви Сан Николо дей Фрари, расположенной близ Венецианского залива. Мадонна с Младенцем на коленях и ангелами по сторонам спускается на облаке к святым Екатерине, Николаю, Петру, Антонию, Франциску и Себастьяну. Видение посещает их в церкви с раскрытыми сводами. Каждый из участников происходящего переживает явление богоматери с маленьким Христом по-своему, но все они связаны между собой глубоким чувством торжественности момента. Это ощущение усиливается тем, что святые, которые либо смотрят вверх, либо внутренним зрением созерцают сходящее к ним небо, сами словно увидены немного снизу. Все персонажи написаны художником ярко и осязаемо, чтобы люди в церкви поверили в реальность изображенного и пребывали в радостном и трепетном состоянии.
44.
p442

Джулио Романо: Коронация Девы Марии (Мадонна Монтелюк) (1505)
45.
p444

Парис Бордоне: Св. Георгий убивает дракона (Битва св. Георгия со змием) (1525)
Парис Бордоне (1500-1570 гг.), художник венецианской школы, представитель маньеризма. Присоединился к bottega-мастерской Тициана в 1516 году и оставался там до 1518 года. Вазари, благодаря которому известно большинство фактов о Бордоне, пишет, что тот не стал проводить много лет у Тициана, предпочтя посвятить себя имитации манеры Джорджоне. (Будто бы он нашёл способ обучения у Тициана неприемлемым, также указывают, что Тициан забрал себе первый заказ, полученный молодым художником, чем обидел его). Все же, влияние Джорджоне на Бордоне шло не прямо, а опосредованно через Тициана, манеру которого Бордоне воспринял так хорошо, что веками некоторые из его картин считались произведениями Тициана (например, «Крещение Христа» в Капитолийской галерее). Его стиль является более маньеристичным, чем работы учителя, с более теплыми цветами, эффектно закрученными драпировками и фигурами в немного странных позах.
46.
p443

Тициан Вечелио: Портрет дожа Никколо Марчелло (1542)
47.
DSC_5458

Рафаэлинно дель Колле: Поклонение волхвов
Рафаэле Колле — итальянский живописец, ученик Рафаэля Санти и Дж. Романо. Много работал по эскизам и рисункам Романо, помогал Рафаэлю в исполнении фресок на Фарнезинской вилле, написал по его рисункам сцены из истории Моисея в одном из куполов ватиканских лож и по композиции Дж. Романо «Получение папой в дар города Рима» в зале Константина в Ватиканском дворце. Помогал Дж. Генги и Джорджо Вазари в некоторых их работах. Кроме того, он выполнил немало самостоятельных картин, из которых лучшая, «Воскресение Христово», находится в соборе города Сансеполькро.
48.
DSC_5456

Паоло Веронезе: Видение святой Елены (1525)
Паоло Веронезе представлял жизнь на своих полотнах и фресках как праздник, сияющий красками одежд, драгоценностей и интерьеров. Отголоски такого мировосприятия художника видны и в данной работе, сюжетом для которой послужил важнейший эпизод из жизни святой Елены, матери императора Константина. Она, согласно житию, изображена спящей и внимающей во сне наставлению о том, что ей надлежит найти крест. В правой части картины виднеется этот крест, поддерживаемый ангелом.
Несмотря на то, что Елена, когда ей пришло видение, была уже в преклонных летах, Веронезе изобразил ее молодой, цветущей женщиной. Художник словно намекает на то, что для праведного человека возраста нет и время его будет — вечность. Одетая в роскошные одежды, символизирующие красоту ее души, Елена задремала в кресле, опершись на руку. Веронезе точно изобразил руку спящей, которая все слабеет, поддерживая увенчанную короной голову. Хорошо зная и тонко чувствуя жизнь, мастер сумел схватить тот самый момент, когда человек находится на границе сна и бодрствования: пальцы Елены скользят по лицу, она вот-вот проснется, вспомнит свое видение и вскоре поедет в Иерусалим на поиски Креста Господня.
49.
%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B

Зал XI
Федерико Бароччи: Отдых на пути в Египет (1573)
В этой картине Бароччи прекрасно удалось выразить то стремление к простоте и непосредственности, которое нашло отклик в сердцах верующих. Сцена изображает Святое Семейство. Джузеппе и Мария были вынуждены бежать из Израиля, чтобы спасти маленького Иисуса от убиения младенцев. Тема — одна из самых традиционных в иконографии, но Бароччи сумел найти новую, современную интерпретацию сюжета, изображая повседневные заботы простой семьи. Если присутствие таких деталей, как соломенная шляпа, фляга для воды, сумка с провизией позволяют создать атмосферу обыденности, близкую многим, то черешни, как и все красные ягоды и кораллы — это символы Страстей Христовых, напоминающие нам об исключительности и чрезвычайности всех событий, связанные с жизнью Сына Божья. Заметно мастерство художника в работе с цветом: цвет является носителем света, он не только создает формы, но и передает ощущение их расплывчатости, чуть ли неуловимости.
50.
%D0%9E%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82

Федерико Бароччи: Благовещение (1582-1584)
51.
DSC_5480

Федерико Бароччи: Блаженная Микелина (1606)
52.
DSC_5479

Джироламо Муциано: Восхождение Лазаря (1555)
Большое представление «Воскрешения Лазаря», подписанное Джироламо Муциано, было, вероятно, выполнено в 1555 году в Сабиако. Позже оно было перенесено в Рим в дворец Сан-Марко. Позже картина была помещена над могилой художника в Санта-Мария-Маджоре.
53.
p445

Пьерино да Винчи: Козимо I, покровитель Пизы (1550-1552)
54.
DSC_5475

Зал XII. Живопись в стиле барокко
Гвидо Рени: Распятие св. Петра (1604-1605)
Когда Рени получил заказ на картину, он по своей собственной инициативе выбрал образцом завершенную незадолго до этого работу Караваджо для церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Именно у Караваджо он почерпнул манеру использования света, придающего трехмерность и отчетливость фигурам. Общая композиция картины имеет явно классические корни, причем явственно чувствуется влияние гения Рафаэля и античных мастеров. Крест помещен в центр сцены и создает своеобразную ось симметрии, относительно которой и располагаются персонажи, в то время, как на картине Караваджо крест изображен по диагонали, и, обратившись к фигуре Святого Петра, мы можем заметить, что Караваджо изобразил лицо в гримасе невыносимой боли, а Рени выбрал такой ракурс, что лица почти видно, как бы отступая уважительно в тень перед лицом страдания, в полном соответствии с идеалами равновесия и классицизма.
55.
DSC_5491

Караваджо: Положение во гроб (1603)
Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб», который будут копировать многие художники от Рубенса до Сезанна. В образе фарисея Никодима изображён, как полагают некоторые исследователи, Микеланджело. Долгое время картина считалась самым главным шедевром художника. В 1797 году французы увезли ее в Париж в музей Наполеона. В 1815 году полотно было возвращено и с 1820 года оно находится в Пинакотеке в Ватикане. На картине изображены святой Иоанн и Никодим, поддерживающие тело Христа, позади них стоят охваченные отчаянием три Марии. Светом божественной благодати озарено мертвенно-бледное тело Христа. Благодаря углу зрения зритель как бы включен в картину. Контраст яркого потока света и темной части картины подчеркивает скорбную выразительность всего полотна.
56.
%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%20%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B1

Доменикино: Последнее причастие св. Иеронима
Последнее причастие Святого Иеронима — это довольно редкий в католической иконографии сюжет, написанный по образцу Агостино Караччи. В алтарных картинах как Караччи, так и Доменикино мы находим характерные для той эпохи элементы: персонажи написаны очень аккуратно, жесты и выражения лиц приглашают наблюдателя к участию, хотя бы на эмоциональном уровне в акте Причастия Святого Иеронима и поразиться его благочестию. Большая арка церкви в которой развивается событие, служит рамкой, за которой раскинулся великолепный пейзаж. Общий эффект от картины усиливается благодаря правильному и удачному расположению фигур, их динамичности. Святой Джироламо, Цицерон христианства, причащает Иеронима сирийского. Старого, ослабевшего, умирающего ученого поддерживают его ученики; Святая Паола, преклонив колени, целует ему руки; верный лев печально опустил голову. Эта великолепная картина была написана для церкви Арачели в 1614 году, когда художнику было 33 года. В совершенстве техники рисунка у него нет соперников. Как ощутимо выражает он чувства, как просты, но в то же время разнообразны лица персонажей, как богаты их одежды!
57.
%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B2.%20%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0

Никола Пуссен: Мученичество св. Эразма
Картина показывает св. Эразма, епископа Формии, в то время, когда он страдает во время гонений Диоклетиана в 303 г. н.э. Художник изображает мученика на переднем плане. Священник указывает на статую Геракла (языческий идол, которому Эразм отказался поклоняться, подвергшись многострадальному мученичеству на общественной площади). Согласно легенде, палачи вынули его внутренности, намотав их на лебёдку. В качестве покровителя средиземноморских мореплавателей, Эразм имел своим атрибутом подъёмный ворот (лебёдку), и это было, согласно некоторым авторам, источником легенды о его мученической смерти. Фрагменты классической архитектуры и ангелов, которые спускаются в сторону жертвы, принося ладони и корону, символы мученичества. Эта композиция стала фактическим прототипом для последующих изображений эпизодов мученичества.
58.
Nicolas_poussin,_martirio_di_s.erasmo

Валантен де Булонь: Мученичество св. Прокесса и Мартиниана (1629)
Святые мученики Прокесс и Мартиниан первоначально были язычниками и исполняли должность надзирателей в Мамертинской темнице, находившейся в Риме. В ту темницу были заключены за проповедь христианства святые Апостолы Петр и Павел. Видя чудеса, совершаемые Апостолами в темнице, Прокесс и Мартиниан уверовали во Христа; когда же Апостол Петр после молитвы, начертав крест на Тарпейской скале, извел из горы воду, то крестились не только Прокесс и Мартиниан, но и все прочие, заключенные в темнице, в числе 47 человек. Прокесс и Мартиниан, уверовав во Христа и приняв крещение, отпустили Апостолов из темницы; но сам Господь явился Апостолу Петру на пути его из Рима, сказав ему, что Он опять идет на распятие, и заставил его этими словами возвратиться в Рим, где он снова был взят воинами. Между тем начальнику Прокесса и Мартиниана, Павлину, было донесено, что они сделались христианами. Призвав к себе святых, Павлин начал увещевать их оставить христианство; когда же они стали возражать ему и хулить идолов, он приказал бить их по устам. Вслед за тем, когда после новых, сколько настойчивых, столько же бесплодных и тщетных увещаний, святые остались твердыми в своем исповедании, они были повешены на мучилищном древе, жестоко сечены острыми орудиями и опаляемы огнём по бокам. Но святые мужественно переносили все эти страдания, причем их ободряла и утешала одна римская женщина по имени Люцина. Сын Павлина настоял пред префектом Рима, чтобы предать тотчас святых мучеников казни, почему они и были усечены, за стенами города Рима. Честные тела их были взяты Люциной и погребены с подобающими святым мученикам почестями.
59.
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D1%81%D1%81

Зал XIII
Бонифацио Веронезе: Святое семейство со святыми Иоанном Крестителем,  Доротеей и Андреем
60.
DSC_5464

Кристофано Аллори: Юдифь с головой Олоферна (1570-1573)
Юдифь, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке, после того, как войска ассирийцев осадили её родной город, нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен.
61.
DSC_5477

Пьер Франческо Мола: Видение св. Бруно
62.
DSC_5492

Зал XIV
Бартоломе Эстебан Мурильо: Мученичество св. Педро Арбуэса (1668-1670)
Педро изучал философию, возможно, в Уэске. Затем он изучал право и теологию в испанском колледже святого Климента в Болонье, где его образованность и набожность ставились в пример другим ученикам. Там же Арбуэс преподавал нравственную философию. В 1474 году Арбуэс был избран каноником Сарагосы. Вернувшись в Испанию, он поступил в Августинский орден и был рукоположен в священники. Его проповеди имели большой успех, а заботы его о бедных расположили к нему народ. В 1484 году Арбуэс был вместе с доминиканцем Каспаром Угларом назначен Торквемадой инквизитором Арагона. Против него составился заговор с целью убить как его самого, так и всех членов инквизиции. Нанятые для выполнения этого замысла убийцы ночью 1485 года напали на Арбуэса и нанесли ему смертельные раны в то время, когда он на коленях перед алтарём читал молитвы. Католическая церковь торжественно признала его мучеником. Папа Пий IX в 1867 году причислил к лику святых.
63.
DSC_5494

Филипп Петер Роос: Охотник (конец XVII — начало XVIII вв.)
64.
DSC_5496

Себастьяно Конча: Чудо св. Турибия из Лимы
Турибий был епископом в Паиту (Перу). «У нас нет воды, и мы должны покинуть наши земли», — был крик, который услышал святой Турибий 27 апреля 1594 года, когда он прибыл за пределы Маката. Русло реки высохло, и обедневшие люди были вынуждены мигрировать в поисках достаточного количества воды. Святой отслужил мессу, прежде чем идти к засушливому руслу. Затем Турибий трижды ударил по скале под ногами, и воды вышли, образуя форму креста. Это было одно из двух чудес, приписываемых святому. Вторым было воскрешение человека, который был пронзен мечом через сундук. Несмотря на это, именно чудесный поток воды лучше всего подвел итог жизни и миссии святого Турибия.
65.
DSC_5498

Зал XV. Портреты
Джузеппе Мария Креспи: Портрет папы Бенедикта XIV (1740)
66.
DSC_5502

Карло Маратта: Портрет папы Клемента IX (1669)
67.
DSC_5504

Франческо Манчини: Борьба между Амуром и Паном
68.
DSC_5500

Зал XVI (XIX в.)
Петер Венцель: Адам и Ева в Эдемском саду
69.
DSC_5506

Петер Венцель: Леопард нападает на зебру
70.
DSC_5508

Петер Венцель: Рев тигра
71.
DSC_5511

Петер Венцель: Битва льва и тигра
72.
DSC_5512

Петер Венцель: Сова с добычей в ландшафте
73.
DSC_5514

Зал XVII. Ангелы Джованни Лоренцо Бернини
Видный архитектор и ведущий скульптор своего времени, Джованни Бернини считается создателем стиля барокко в скульптуре. В семнадцатом зале художественной галереи выставлены предварительные модели из глины, смешанной с соломой на основе из железной арматуры, ставшие прототипов для бронзовых фигур кафедры Святого Петра. Модели для кафедры включают головы св. Атанасио и св. Иоанна Кризостомо, а также фигуры ангелов. Грандиозный памятник из мрамора, лепнины и позолоченной бронзы, украшающий апсиды базилики Святого Петра, был создан во время понтификата Александра VII.
74.
DSC_5483

75.
DSC_5484

76.
DSC_5485

77.
DSC_5486

78.
DSC_5487

79.
DSC_5488

80.
p446

Для получения дополнительной информации по Пинакотеке рекомендую ознакомиться с материалами сайта http://www.ciao-bellaitalia.com, откуда были позаимствованы некоторые текстовые материалы: часть 1, часть 2 и часть 3 и сайтом Ватиканских музеев.

Напоследок посмотрите небольшое видео и вспомните все увиденное на виртуальной экскурсии по Пинакотеке.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.