Рим. Музеи Ватикана. Часть 5

Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.
1.
%D0%A1%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Великая капелла» (итал. Cappella Maggiore), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот членов — кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Римский папа Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508-1512 годах Микеланджело по заказу папы Юлия II расписывал свод с люнетами и распалубками. 31 октября 1512 года Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. 31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь 500-летнего юбилея капеллы.
В 1536-1541 годах по заказу папы Павла III Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд». С конца XV века в Капелле проходят Конклавы. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI. Капелла была освящена 15 августа 1483 года — праздник Вознесения Богоматери.
2.
%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0

После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-1483 годах украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д’Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.
3.
%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B01

Стены опоясывают два цикла:
История Христа (северная стена)
Крещение Христа (Перуджино)
4*. Структура фрески симметрична, что характерно для работ Перуджино. В центра произведения река Иордан, текущая по направлению к зрителю и достигающая ног Христа и Иоанна Крестителя, проводящего обряд крещения. С небес нисходит Святой дух, символизируемый голубем; он послан Богом, который изображён в светящемся облаке и окружён херувимами и серафимами. Пейзаж включает в себя символический вид Рима, узнаваемого по триумфальной арке, Колизею и римскому Пантеону. Тонкие деревья типичны для умбрийской школы, к которой относится Перуджино. По бокам два второстепенных эпизода: Иоанн Креститель (слева) и Христос (справа) обращаются с проповедью к толпе. В центральной части также можно видеть двух коленопреклонённых ангелов, держащих полотенце.
%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

Искушение Христа (Боттичелли)
5*. Само искушение Христа запечатлено в трёх сценах в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, изображённого в виде церкви Святого Духа ди Сассия, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить сыну божьему. На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма, дабы заявить о своём очищении. В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило. Две женщины подносят другие ингредиенты для ритуала — жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был исцелен через воскресение. Таким образом, провозглашается возможность и для человечества духовно очиститься и обрести спасение.
%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Призвание первых апостолов (Гирландайо)
6. В центре фрески расположено озеро в горной долине. Слева изображены рыбаки Пётр и Андрей в момент, когда Иисус, стоя на берегу, призвал их к себе. Справа, на противоположном берегу озера, изображён более поздний момент из евангельского описания, когда Иисус, уже вместе с Петром и Андреем, призывает Иоанна и Иакова, которые чинят сеть в лодке на озере. На переднем плане Пётр и Андрей, уже одетые в плащи традиционных цветов (жёлтый или оранжевый для Петра, зелёный для Андрея), изображены коленопреклонёнными перед Иисусом, который торжественно благословляет их. Кроме того, на переднем плане присутствует множество наблюдателей в современных автору одеждах, их лица принадлежат флорентийцам, проживавшим в то время в Риме, близ церкви Санта-Мария-сопра-Минерва.
%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Нагорная проповедь (Козимо Росселли)
7. В центре Иисус, окружённый апостолами, проповедует перед народом этические принципы своего учения. Справа Иисус, в окружении апостолов и зевак, исцеляет прокажённого. В толпе много портретов современников художника, а человек в чёрной шляпе слева — вероятно, сам Росселли.
%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C

Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)
8*. Фреска является частью Историй Иисуса на северной стене капеллы и изображает фрагмент из 16 главы Евангелия от Матфея, где Иисус вручает Святому Петру ключи от небес, символизирующие власть отпускать грехи и впускать в рай. Фигуры на переднем плане организованы в две группы, выстроенные в плотный ряд, так, что образуют подобие фриза. Главная группа состоит из апостолов (включая Иуду — пятый слева от Иисуса), окружающих Христа, вручающего золотой и серебряный ключи коленопреклонённому Петру. Вторая группа состоит из современников автора (включая самого художника — пятый от правого края). На заднем плане изображены ещё две сцены из жизни Иисуса — Кесарю кесарево слева и Побивание Христа камнями справа. Храм Соломона, изображенный в виде восьмигранной ротонды с портиками доминирует в центре фрески и служит фоном для протекающих действий.
%D0%92%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B9%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%83%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D1%83

Тайная вечеря (Козимо Росселли)
9*. Фреска является частью Истории Иисуса и на ней, как и на других фресках капеллы, изображено сразу несколько эпизодов из Евангелия. Вечеря происходит в полукруглой апсиде, за подковообразным столом, Иисус в центре, по бокам апостолы, Иуда, как обычно, изображён отделённым от группы, спиной к зрителю. Дерущиеся рядом собака и кошка призваны подчеркнуть негативную коннотацию его образа. На фреске запечатлён момент, когда Иисус объявил о том, что один из учеников предаст его. Окружающие прижимают руки к груди или перешептываются друг с другом. Стол пуст, за исключением чаши перед Иисусом; несколько предметов посуды расположено на полу на переднем плане; элемент-натюрморт, вдохновлённый фламандской живописью, широко распространённый в работах флорентийцев того времени. По бокам фрески изображены две пары фигур в богатых одеждах, фигуры слева — сами авторы Козимо Росселли и Бьяджо д’Антонио. В трёх окнах за спинами собравшихся изображены ещё три сцены из Страстей Христовых (Бьяджо д’Антонио): Гефсиманское моление о чаше, Арест Иисуса Христа и Распятие.
%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%8F

История Моисея (южная стена)
Обрезание сына Моисея (Перуджино)
10*. В центре запечатлён Моисей (одетый в жёлтые и зелёные одежды, как и на остальных фресках цикла) в момент, когда ангел велит ему совершить обрезание его сына Елиезера, в знак заключения союза между Яхве и евреями. Расположение фрески напротив «Крещения Христа» неслучайно — Блаженный Августин, наряду с другими ранними христианскими авторами, рассматривает крещение как вид некоего «духовного обрезания». Сама церемония изображена справа, среди присутствующих находится супруга Моисея — Сепфора. На заднем плане Моисей и Сепфора прощаются с Иофором перед путешествием в Египет.
%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%8F%20%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B0

Призвание и испытания Моисея (Боттичелли)
11*. На фреске изображены несколько эпизодов из жития Моисея, описанных в Книге Исход. Справа Моисей убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню (как параллель победе Иисуса над дьяволом на фреске напротив). В центре Моисей помогает дочерям Иофора (в том числе своей будущей супруге Сепфоре), прогнав пастухов, которые не пускали девушек к колодцу. В левом верхнем углу запечатлена сцена, где Моисей снимает обувь и слышит повеление Бога вернуться в Египет и освободить свой народ. В левом нижнем углу фрески Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную.
%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%8F

Переход через Красное море (Козимо Росселли)
12. Начало повествования находится справа на заднем плане, Моисей и Аарон просят фараона отпустить евреев из рабства. На переднем плане справа египетские солдаты, одетые и вооружённые типично для Италии эпохи Возрождения, тонут в водах Красного моря, сомкнувшихся после прохода евреев, проведённых Моисеем. Колонна над водой в центре символизирует облачный столп, посланный Яхве, чтобы устрашить египтян. В центре сверху изображена буря, насланная Богом в наказание египтянам. Пробивающиеся лучи солнца и радуга слева служат символами грядущего освобождения евреев из египетского рабства. Слева запечатлены евреи, уже пересекшие море под водительством Моисея, облачённого в жёлтые и зелёные одежды. Их процессия продолжается на заднем плане и исчезает в глубинах пейзажа. Рядом с Моисеем изображена его сестра, пророчица Мириам, играющая на струнном инструменте.
%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%20%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5

Схождение с горы Синай (Козимо Росселли)
13. В центре сверху изображён коленопреклонённый Моисей, получающий Скрижали Завета от Яхве, явившегося в светящемся облаке и окружённого ангелами. Рядом с Моисеем спящий Иисус Навин. На переднем плане слева Моисей приносит скрижали в лагерь евреев. В центре на заднем плане изображён алтарь с золотым тельцом, некоторые из евреев поклоняются ему (они показаны со спины, что обычно для отрицательных персонажей, как, например, Иуда Искариот в «Тайной вечере»). На переднем плане Моисей, придя в ярость, разбивает скрижали. На заднем плане справа Моисей, во главе левитов, наказывает идолопоклонников. Будущий преемник Моисея, Иисус Навин, изображён рядом, в сине-жёлтых одеждах.
%D0%A1%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%20%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B9

Возмущение против законов Моисея (Боттичелли)
14. Основным содержанием фрески является бунт левитов против правления Моисея и Аарона. Справа на переднем плане изображены Моисей, мятежники, пытающиеся побить его камнями, и Иисус Навин, преграждающий им путь. В центре Моисей в облачении Верховного жреца и папской тиаре изгоняет Корея и прочих заговорщиков. Слева земля разверзается и поглощает предводителей заговора. Надпись на арке в центре гласит: «Никто не осмеливается брать на себя честь жертвоприношения, если он не призван Богом, как Аарон».
%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%8F

Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли)
15*. На фреске изображены последние эпизоды из жизни Моисея: две сцены на переднем плане и три на заднем. В каждой сцене Моисей легко узнаваем благодаря своим жёлто-зелёным одеждам. На заднем плане Моисей на горе Нево получает от ангела жезл власти, позволяющий предводительствовать евреями на пути в Землю Обетованную. Ниже Моисей спускается с горы с жезлом в руках. Справа на переднем плане 120-летний Моисей обращается к толпе с жезлом и книгой в руках, от его головы исходят лучи света. У его ног открытый Ковчег Завета, в нём Скрижали Завета и сосуд с манной. Слева коленопреклонённому Иисусу Навину вручают жезл власти и провозглашают его преемником Моисея. Третий человек слева, брюнет в синем, смотрящий на зрителя, — это автопортрет Луки Синьорелли. На заднем плане слева изображено тело Моисея, окружённое скорбящими евреями.
%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%8F

Фрески Перуджино «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея», расположенные на алтарной стене, были сколоты со стены, чтобы освободить место для «Страшного суда» Микеланджело. Фрески на восточной стене (у входа, напротив алтаря) «Вознесение Христа» Гирландайо и «Спор у тела Моисея» Синьорелли были повреждены из-за падения архитрава в 1522 году и перерисованы. Работу выполнили, соответственно, Генрик ван ден Броек и Маттео да Лечче.

Страшный суд (Микеланджело)
Страшный суд — фреска Микеланджело на алтарной стене. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.
Центр всей композиции — фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых. В традиционных версиях Страшного суда Христос-Судия изображался на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно у Христа правая рука поднята в благословляющем жесте, левая же — опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы. Микеланджело лишь частично следует сложившейся иконографии — его Христос на фоне облаков, без алой мантии владыки мира показан в самый момент начала Суда. Некоторые исследователи увидели здесь ссылку на античную мифологию: Христос изображён как громовержец Юпитер или Феб (Аполлон), в его атлетической фигуре находят желание Буонарроти вступить в соревнование с древними в изображении обнажённого героя, обладающего необыкновенной физической красотой и мощью. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом: «…Христос, который, глядя с ужасным и отважным лицом на грешников, поворачивается и проклинает их». Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, десять дней. Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, художник, вопреки традиции, изобразил Христа-Судию безбородым. На многочисленных копиях фрески он предстаёт в более привычном облике, с бородой. Подле Христа — Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии, в отличие от Христа, направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменившись триумфом божественной вечности.
16*.
%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D1%83%D0%B4

Потолок Сикстинской капеллы
Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508-1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер выполнил в рекордные сроки.
17*.
%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%A1%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8B

18. Схема росписи свода
%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B0

Центральная часть
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Тема первой группы изображений — создание Богом Небес и Земли. Второй — создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы, их грехопадение и изгнание их из Рая. Третьей — испытания, выпавшие на долю человечества. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Группы построены по канонам средневекового триптиха, когда центральная панель повествует о главном событии, а картины, обрамляющие её, дополняют рассказ. Последовательность эпизодов построена так, чтобы зритель, стоящий у входа в капеллу, начинал рассматривать сцены от алтарной стены.

Создание Небес и Земли
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый — светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Согласно Книге Бытия, на пятый день Бог создал животный мир, но Микеланджело пропустил эту часть повествования.
19*. Отделение света от тьмы
1.%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D1%82%20%D1%82%D1%8C%D0%BC%D1%8B

20*. Создание Cолнца, Луны и планет
2.%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%82

21. Отделение суши от вод
3.%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D1%88%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4

Адам и Ева
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Первый эпизод из центральной группы — Сотворение Адама — одно из наиболее знаменитых изображений в истории мировой живописи. Микеланджело создал абсолютно новую иконографию, выбрав момент, когда Бог протягивает руку просыпающемуся Адаму, передавая ему жизнь. Центральный мотив композиции — две протянутые навстречу руки. Энергичное движение Создателя, окружённого свитой, подчёркнуто необыкновенно гармоничной позой первого человека на Земле. Мнения исследователей относительно того, кого представляет женская фигура в свите Творца, расходятся. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах и в «О граде Божьем» Августина. Некоторые исследователи считают, что внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. По их мнению, левой рукой Творец опирается на младенца Христа. Двойная складка плаща, охватывающего всю божественную свиту, играет роль границы между Христом и Люцифером.
22*. Создание Адама (Сотворение Адама)
4.%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B0

Тема центральной сцены, где Бог создаёт Еву из ребра спящего Адама, была взята из второй главы Книги Бытия, описывающей несколько иной порядок Сотворения мира.
23. Создание Евы (Сотворение Евы)
5.%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%95%D0%B2%D1%8B

В заключительной картине истории Адама и Евы Микеланджело соединяет две сцены: Грехопадения и Изгнания из Рая. Слева Ева, доверчиво принимающая плод из руки Змея, и Адам, нетерпеливо выбирающий плод для себя; справа — ангел с мечом изгоняет их из Рая, в мир, где они потеряли вечную молодость и бессмертие.
24. Грехопадение и изгнание из рая
6.%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%80%D0%B0%D1%8F

История Ноя
Как и в первом триптихе, последовательность картин в истории Ноя (сюжеты взяты из шестой, седьмой и девятой глав Бытия), является тематической, а не хронологической. Первую панель с жертвоприношением Ноя Вазари ошибочно считал жертвоприношением Каина и Авеля. Традиционно считается, что тема фрески — принесение жертвы семьей Ноя после благополучного спасения от Великого Потопа, погубившего всё остальное человечество.
25. Жертвоприношение Ноя
7.%D0%96%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9D%D0%BE%D1%8F

Картина Всемирного Потопа занимает центральное место в истории Ноя. В то время, как отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой, на заднем плане виден ковчег, в котором спасается семья Ноя. Эта панель с самым большим количеством персонажей по сравнению с остальными фресками.
26*. Всемирный потоп
8.%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF

Заключительная сцена — Опьянение Ноя. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека. Однако, именно через Сима и его потомков, израильтян, в мир должно прийти Спасение.
27*. Опьянение Ноя
9.%D0%9E%D0%BF%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%9D%D0%BE%D1%8F

Пророки и сивиллы
На парусах сводов с обеих сторон и в торцах капеллы Микеланджело поместил самые большие фигуры: двенадцать персонажей, олицетворяющие предвидение будущего Спасения: семь пророков Израиля и пять сивилл Древнего Мира, их имена значатся на табличках под постаментами. Пророк Иона изображён над алтарём, пророк Захария — у входа в капеллу. Среди семи пророков Израиля, выбранных Микеланджело, присутствуют четыре так называемых Главных Пророка: Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил. Из двенадцати Малых пророков художник выбрал троих: Иоиля, Захарию и Иону.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Считается, что сивиллы, изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Неизвестно, почему Микеланджело поместил изображения именно этих пятерых предсказательниц из десяти-двенадцати известных сивилл. Есть предположение, что выбор был по географическому признаку: сивиллы представляют различные уголки Земли — Африку, Азию, Грецию и Ионию.
28*. Пророк Исайя, Кумская сивилла, Пророк Даниил и Ливийская сивилла
%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B01

29*. Эритрейская сивилла, Пророк Иоиль, Пророк Захария и Дельфийская сивилла
%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B02

30*. Пророк Иона, Пророк Иеремия, Персидская сивилла и Пророк Иезекииль
%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B03

Распалубки сводов
В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью.
Первые две истории рассматривались богословами Средневековья и Возрождения в параллели с Распятием на кресте Иисуса. Панель Наказание Амана повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Композиция панели выстроена по принципу триптиха: в центре — основная сцена — казнь Амана Король, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ. В истории о Медном змие народ Израиля, взроптавший на Бога, наказан нашествием ядовитых змей. Бог для вызволения людей указывает Моисею воздвигнуть столб с медным змием. Микеланджело выбрал многофигурную композицию, изображая толпу погибающих от укусов змей, отделённую от уверовавших и спасённых.
31. Наказание Амана и Медный змий
%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%90%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%B9

Истории Давида и Юдифи очень популярны в искусстве эпохи Возрождения, особенно у флорентийских художников, так как тема ниспровержения тиранов была весьма злободневной в этом городе-республике. Юдифь, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке, после того, как войска ассирийцев осадили её родной город, нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля (которого приказал выбрать сам Бог), побеждает огромного филистимлянского воина Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову. Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.
32. Юдифь и Олоферн и Давид и Голиаф
%D0%AE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%9E%D0%BB%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%94%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%20%D0%B8%20%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D1%84

Люнеты
В люнетах размещены предки Иисуса: согласно Евангелию от Матфея в генеалогии Христа насчитывается сорок поколений. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Было распространено, особенно на витражах, изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Фигуры в люнетах по всей видимости — изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле — табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. Из четырнадцати сохранившихся люнетов, два, что, вероятно, были созданы в самом начале, с семьями Елеазара и Матфана и Иакова и Иосифа являются наиболее детально проработанными. Кроме того, еще два люнета были сколоты при создании алтарной фрески «Страшный суд». Их можно увидеть только на старинных гравюрах.
33*. Наассон; Иессей, Давид и Соломон; Аса, Иосафат и Иорам; Езекия, Манассия и Амон
%D0%9B%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B1

34*. Иосия, Иехония и Салафииль; Азор и Садок; Елеазар и Матфан; Иаков и Иосиф
%D0%9B%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B2

35*. Ахим и Елиуд; Зоровавель, Авиуд и Елиаким; Озия, Иоафам и Ахаз; Ровоам и Авия
%D0%9B%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B3

36*. Салмон, Боаз и Овид; Аминадав; Авраам, Исаак, Иаков и Иуда; Фарес, Есром и Арам
%D0%9B%D1%8E%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B4

Пазухи свода
Существует также некоторая связь между фигурами в пазухах свода и в люнетах. Из-за ограничений треугольной формы, в каждом пазухе фигуры располагаются на земле. В шести из восьми из них композиции напоминают традиционные изображения Бегства в Египет. Из двух оставшихся одна изображает женщину с ножницами, обрезающую воротник одежды, пока ее малыш смотрит на работающую мать. Это Ханна, мать Самуила, чей ребенок отправился жить в храм, и действительно, мужская фигура на заднем плане носит отличительную шляпу, которая может свидетельствовать о священнике. Другая фигура, которая отличается от остальных, — это сидящая молодая женщина, которая смотрит на зрителя с пророческой силой. Ее ранее открытые глаза были закрыты при проведении реставрации.
37*.
%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F01

38*.
%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F02

Вместо видео рекомендую устроить себе 3D-экскурсию по Сикстинской капелле. Ее можно найти здесь или здесь.

Также с очень подробным описанием Сикстинской капеллы можно (да и нужно) ознакомиться здесь.

В качестве необходимого примечания. Сикстинская капелла — единственное помещение в Ватиканских музеях, куда есть свободный доступ и где запрещается фотографировать. За соблюдением порядка весьма ревностно следит большое количество служащих. Самый громкий звук — это чуть ли не каждую минуту раздающийся по громкоговорителю призыв: «Silent, please!». По этой причине я был вынужден использовать фотографии, в основном найденные в недрах Википедии. Некоторые заимствованные фотографии пришлось довольно серьезно обработать и скомпоновать.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.