Рим. Треви

Фонтан Треви
Если верна пословица, что «Все дороги ведут в Рим», то так же верной должна быть и «Все дороги в Риме ведут к фонтану Треви». Хотел я того или нет, но за неделю пребывания в Риме оказался поблизости несколько раз. В итоге сохранились и будут опубликованы фотографии фонтана, сделанные в различное время суток и разных погодных условиях и при различной освещенности.

Фонтан Треви на стыке трех дорог (tre vie) отмечает конечную точку «современного» Acqua Vergine, одного из акведуков, которые поставляли воду в древний Рим [41.9009515N 12.4833119E]. В 19 г. до н.э. римляне, по легенде, с помощью девственницы нашли источник чистой воды в 13 км от города. Эта сцена представлена на фасаде нынешнего фонтана.
1.
Falda-piazza-di-trevi-1665


В 1629 году папа Урбан VIII, обнаружив, что ранний фонтан недостаточно драматичен, попросил Джованни Лоренцо Бернини описать возможные работы по реконструкции, но проект остался нереализованным после смерти папы. Хотя проект Бернини никогда не строился, в существующим фонтане есть много штрихов Бернини. Также проекты фонтана создавали Пьетро да Кортона, чей макет выставлен галерее Альбертина, и Никола Микетти, настоящее авторство проекта которого, вероятно, принадлежит Фердинандо Фуга и Эдме Бушардон.
2.
Piranesi-Fontana%20di%20Trevi

Во времена расцвета барокко среди видных архитекторов и скульпторов шло сильнейшее соревнование по получению заказов на проектирование зданий и фонтанов, а также Испанской лестницы. В 1730 году Папа Климент XII организовал конкурс, в котором Никола Салви сначала проиграл Алессандро Галилею, однако из-за поднявшихся протестов в Риме, что выиграли флорентийцы, заказ на строительство все равно был отдан Салви. Работа началась в 1732 году. Завершилось создание фонтана только в 1762 году, уже после смерти Салви, когда в центральной нише была установлена фигура Океана скульптора Пьетро Браччи. В том же году Джузеппе Паннини заменил фигуры аллегорий. Фонтан был официально открыт и освящен 22 мая 1962 года папой Климентом XIII.
3.
Piranesi_Trevi

Треви стал самым крупным барочным фонтаном в Риме и одним из самых известных в мире. Его размеры составили 26,3 метра в высоту и 49,15 метра в ширину. Большая часть каменного основания выполнена из травертина, добытого вблизи Тиволи, примерно в 35 километрах к востоку от Рима. Эпизоды у фонтана сняты в нескольких популярных фильмах, в том числе в картинах «Сладкая жизнь», «Римские каникулы», «Безумно влюбленный» и «Три монеты в фонтане».
4.
Carlo_Antonini_Fontana_di_Trevi

Фонтан был отремонтирован в 1998 году: каменная кладка была вычищена, все трещины и другие участки износа были отремонтированы квалифицированными мастерами, а фонтан был оснащен рециркуляционными насосами. Также реставрационные работы проводились с июня 2014 года до ноября 2015 года. Реставрация включала установку более 100 светодиодных светильников для улучшения ночного освещения фонтана.
5.
p247

6.
p779

Величественный фасад палаццо Поли с гигантским ордером коринфских пилястров и фонтан воспринимаются как единое целое, поэтому фонтан кажется ещё грандиознее.
7*.
p860

8.
p861

9.
DSC_7056

Из центральной ниши дворца как на колеснице выезжает Океан, сидящий на морской раковине. Древнегреческому божеству Океану соответствует древнеримский бог Нептун. В мифах Древней Греции Океана постепенно вытеснил бог Посейдон. Отсюда идет некоторое разногласие в разных источниках по идентификации и именованию главного персонажа фонтана.
10.
DSC_3932

11.
DSC_7067

12.
DSC_7077

Морскую раковину с Океаном тянут гиппокампы, которыми управляют тритоны. Тритоны и лошади обеспечивают баланс всего фонтана, с максимальным контрастом в своем настроении и позах.
13.
DSC_7091

14.
DSC_3928

15.
DSC_7063

16.
DSC_7064

Центральная ниша, или экседра, обрамляющая Океан, имеет свободно стоящие колонны для максимального освещения и тени. В нишах, окружающих Океан, аллегорическая фигура «Изобилие» стоит с рогом, полным фруктов (рог изобилия), а «Здоровье» держит чашу, из которой пьет змея.
17.
p780

18.
DSC_7065

19.
DSC_7066

Расположенные выше фигур аллегорий барельефы иллюстрируют римское происхождение акведуков. На правом барельефе молодая девушка указывает римским солдатам, где находится источник. От этого источника проложили акведук, по которому вода поступала в Рим, а акведук, также как и источник, получил название Acqua Vergine (Acqua — вода, Vergine — девственница).
20.
DSC_7075

21.
DSC_7074

Палаццо Поли увенчан внушительным геральдическим гербом папы Климента XII, изготовленным скульптором Паоло Беналья.
22.
DSC_6525

Чуть ниже помещена большая памятная надпись, с которой понтифик несколько поторопился (строительство фонтана закончилось существенно позже, во время понтификата папы Климента XIII): «В год Господа 1735 года, шестой из его понтификата, Климент XII P.M. украсил замечательной работой акведук девы, известный своим [собственным] изобилием и здоровьем». Этот герб является одним из самых впечатляющих из-за его размера и дизайна; он удерживается двумя ангелами, которые возвещают о достижениях папы.
23.
DSC_7078

24*.
p858

Согласно поверью, любой человек, бросивший хотя бы самую мелкую монетку в воду, обязательно вернется сюда. Многие туристы кидают монеты, стоя спиной к фонтану Треви и делают это три раза — еще и за любовь и за брак. Предполагается, что монеты необходимо бросать правой рукой через левое плечо. Традиция кидать монеты в чашу бассейна появилась еще во времена папы Урбана VIII, когда жители Рима, бросали деньги в недостроенный фонтан, чтобы побыстрее завершить его строительство.
25.
%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B

В 2016 году в фонтан было брошено монет в эквиваленте полутора миллионов долларов США. Эти деньги используются в благотворительных целях для субсидирования супермаркета для нуждающихся Рима, однако регулярно предпринимаются попытки поживиться деньгами из фонтана, хотя это и незаконно.

На площади Треви на углу палаццо Кастеллани, выходящем на площадь, установлена известная уличная икона Мадонна дель Арчетто.
26.
DSC_3935

Где-то рядом увидел очень интересный фонарь.
27.
DSC_6528

Церковь Святых Винченцо и Анастасия в Треви [41.90068N 12.4838269E]
Во дворце Поли на втором этаже в середине XIX века проживала княгиня Зинаида Волконская, известная поэтесса и красавица, которая была другом всех русских литераторов от Степана Шевырева до Николая Гоголя. Похоронена она в церкви Святых Винченцо и Анастасии в Треви, выходящей фасадом на фонтан.
28.
Vas139ws

Сан-Винченцо и Анастасио в Треви находится на месте средневековой церкви, упомянутой в 962 году в булле папы Иоанна XII как филиал базилики Сан-Сильвестро-ин- Капите, а также в книгах XV века. Освящена церковь в честь св. Викентия Сарагосского и св. Анастасия Персиянина.
29.
DSC_7137

Церковь была также известна как папский приход по двум причинам: во-первых, потому что в этом районе был расположен Квиринальский дворец, резиденция папы, и, во-вторых, здесь в специальных контейнерах хранились внутренности пап, удалявшиеся во время бальзамирования, которому подвергались понтифики (такую практику прервал папа Пий X). Всего церковь по-прежнему хранит бальзамированные сердца и органы 22 пап (начиная с Сикста V и заканчивая Львом XIII). 24 мая 2002 года папа Иоанн Павел II предоставил «богослужебное использование» церкви Болгарской Православной Церкви, чтобы выразить свою благодарность за теплый прием, который он получил от этой Церкви во время своего визита в Болгарию в начале того же месяца. Хотя храм по-прежнему официально принадлежит епархии, в настоящее время это прежде всего Восточная православная церковь, находящаяся под юрисдикцией Патриарха Болгарского. Этот решение повлекло за собой исключение церкви из юрисдикции цистерцианцев. Несмотря на это, цистерцианские монахи из Касамарийского аббатства продолжают поддерживать функционирование храма.
30.
p859

Церковь была реконструирована Мартино Лонги мл. между 1644 и 1650 годами по приказу кардинала Джулио Мазарини, первого министра молодого французского короля Людовика XIV, чей триумфально представленный герб и кардинальская шляпа, поддерживаемая ангелами, находятся в центре внимания фасадной композиции. Ходят слухи, что на фасаде в центральной женской маскароне также изображена одна из мазаринеток — фавориток Людовика XIV. По разным данным, речь идет либо о Гортензии Манчини либо о Марии Манчини. Скульптурное изображение мирянки и поддержка церковного герба кардинала скульптурами двух обнаженных женщин делают церковь уникальной в Риме.
31.
card._Mazarini

Церковь имеет один неф, с каждой стороны которого расположены три часовни одинакового дизайна. Затем идет триумфальная арка, затем очень мелкий трансепт, затем святилище с куполом и, наконец, апсидой. С правой стороны трансепта есть четвертая крошечная часовня.
32.
Plan-1000

В целом церковь оформлена в технике гризайль. Современный довольно бледный интерьер в стиле барокко является результатом ремонта, проведенного в 1850 году. Отчасти из-за изменений в праве собственности, здесь отсутствуют значимые произведения искусства.
33*.
p846

В галерее над входом находится орган, выполненный в стиле барокко. Надпись над ним содержит эпиграф, описывающий пожертвование церкви камиллианцам.
34.
p852

Потолок
У сводчатого потолка есть по три люнета с каждой стороны для окон и центральная панель фрески, изображающая Апофеоз святых Викентия, Анастасия и Камилла де Леллиса. Считается, что фреску написал Сильверио Каппарони в 1850 г., однако у исследователей нет единого мнения по этому вопросу.
35.
DSC_7020

Капелла Святого Сердца [1]
Эта часовня была перестроена Джакомо Моналди в 1856 году и посвящена Священному Сердцу Иисуса. На боковых стенах изображены ангелы, один из которых держит крест, а другой совершает Евхаристию. На алтаре изображен Христос, показывающий свое сердце св. Маргарите Марии Алакок — учредительнице культа «Святейшего Сердца Иисуса». Ранее эта часовня с алтарем девы Марии Розария была посвящена св. Антонию Падуанскому.
36.
p847

Капелла Святого Иосифа [2]
Часовня посвящена св. Иосифу. Алтарный образ, написанный Джузеппе Томмази, показывает святого на смертном одре, у которого стоят Христос и Богоматерь. Что интересно, по основной профессии Томмази — химик. На маленькой иконе на алтаре изображена Богоматерь Помпеи. В капелле захоронены Алессандро Тассони (1818) и Бенедетто Тассони (1842).
37.
p848

Часовня Богоматери и святой Риты [3]
Здесь находится икона Пресвятой Девы Марии — фрагмент ренессансной фрески во славу святой. Картина на алтаре посвящена св. Рите. Фреска на потолке свода изображает Вечного Отца.
38.
p849

Главный алтарь [4]
Святилище имеет почти идеально квадратную форму. За апсидой хранятся двадцать две мраморных урны, в которых хранятся сепрдца и внутренности пап, а слева от алтаря установлена бронзовая доска с перечислением пап.
39.
p850

Перед балюстрадой алтаря периодически устанавливается открытый иконостас для православной литургии с четырьмя большими иконами в нео-византийском стиле (слева направо): св. Кирилл и Мефодий, Богоматерь, Христос и Иоанн Креститель.
40.
%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C

Главный алтарь установлен на задней стене апсиды и не имеет эдикулы. Вместо этого огромный алтарь обрамлен парой ребристых коринфских полуколонн, совмещенных с пилястрами и поддерживающими антаблемент апсиды.
41.
p851

Алтарный образ, по-видимому, принадлежит кисти Франческо Роза и изображает св. Винсента, одетого как диакон и защищающего свою веру перед языческими властями. Однако, по другим данным, авторство алтаря отдают художнику Джузеппе Эранте, написавшему картину в 1784 году.
42.
p856

Над алтарем установлена эффектная лепная скульптура, демонстрирующая монограмму Иисуса во славе на облаках, окруженная парой статуй святых покровителей (как я понял, святых Петра и Павла).
43.
DSC_7052

Купол имеет слегка эллиптическую блюдцевидную форму. Авторство принадлежит Франческо Манно, выполнившему работу в 1818 году. В окулюсе купола в барочной раме фреска Агнца Божьего. Купол украшен фресками с изображением четырех ангелов, несущих символы кардинальных добродетелей.
44.
DSC_7055

Капелла Богоматери [5]
В маленькой часовне с правой стороны трансепта установлена современная статуя Богоматери; ее украсили различными вотивными предметами и растениями в горшках (так написано в справочнике). Однако, насколько я понял, на момент моего визита в церковь эту часовню использовали в качестве баптистерия.
45.
DSC_7038

Капелла святого Камилла де Леллиса [6]
Часовня посвящена св. Камиллу де Леллису, основателю ордена регулярных клириков — служителей больных, иначе называемого орденом камиллианцев. Алтарь, изображающий святого, обладающего сверхъестественным видением, вдохновляющим его на обустройство ордена, написал Гаспаре Серенарио. Картины на боковых стенах часовни изобразил Сильвио Каппарони в 1876 г. На них показаны сон святого и как он выслушивает больного. Фрески на потолке свода неизвестного автора показывают сцены из жизни святого.
46.
p853

Капелла святого Иуды [7]
Часовня в настоящее время посвящена святому Иуде Фаддею, о чем гласит картина в алтаре. Его символ, или атрибут, — маленькая икона Христа, свисающая с шеи. В алтаре XIX века кисти неизвестного автора изображены святые Филипп Нери и Иосиф де Каласанс. На боковых стенах демонстрируются довольно сентиментальные фрески путти. Ранее эта часовня была посвящена святому Фоме Аквинскому и была украшена алтарем работы Камилло Прокаччини, в настоящее время окончательно утерянным.
47.
p854

Капелла Распятия [8]
Часовня посвящена Распятию. В основе композитного алтаря — маленькое распятие во славе над эллиптической картиной Пресвятой Богородицы. Алтарь в наши дни не представляет особо интереса, и очень жаль, что он заменил картину Распятия работы Пьетро да Пьетри. Сводчатый потолок украшен фресками с изображением святых Иоанна Евангелиста, Вероники и Марии Магдалины. Именно в этой часовне на правой стене захоронена княгиня Зинаида Волконская.
48.
p855

Церковь святой Марии в Тривио [41.9011771N 12.4827513E]
Если, стоя лицом к фонтану Треви, посмотреть немного левее, то всего в 30 метрах от угла палаццо Поли стоит еще один небольшой храм — церковь святой Марии в Тривио, встроенная в здание старинного монастыря. Считается, что этот маленький монастырь является одним из старейших в своем роде в Риме. Он был основан в 537 году или сразу него Велизарием, одним из величайших военных генералов в византийской истории. Именно здесь функционировал открытый Велизарием ксенодохий — гостевой дом, предназначенный для бедных паломников и основанный на принципах христианского гостеприимства.
49.
Trivio

В X веке ксенодохий был преобразован в небольшую приходскую церковь. Первая документальное упоминание о ней 1019 года было найдено в архивах соседней Санта-Мария-ин-Виа-Лата. Коль уж пришлось упомянуть об этой церкви, можно показать и ее фасад.
50. Фасад церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата
p225

В 1571 году средневековая церковь была предоставлена итальянскому филиалу религиозного ордена, называемого Fratres Cruciferi (один из вариантов гугл-перевода — Орден братьев Креста), основанного в 1140 году. Штаб-квартира ордена находилась в Болонье. Однако орден немедленно приступил к возведению небольшого монастыря в качестве своей римской базы. В результате этого решения церковь в Санта-Мария в Тривио была восстановлена в период между 1573 и 1575 годами архитектором Джакомо дель Дука. Внешний вид церкви сохранился до наших дней, однако в 1644 году был изменен интерьер. Приход был временно закрыт в 1601 году, а в 1656 году папа Александр VII формально прекратил существование ордена по причине бесполезности для церкви. В 1657 году монастырь и церковь были переданы камиллианцам. С помощью большого денежного пожертвования от папы Александра VII монахи построили здесь новое и расширили существовавшие монастырские здания. В 1669 году приход был восстановлен. В 1670 году в церкви был создан потолок, украшенный фресками, а в 1675 году церковь официально посвятили Непорочному Зачатию. Это была первая церковь в Риме с посвящением. В 1677 году святилище и алтарь были перестроены в пышном стиле барокко.
51. Две надписи на стороне портала, которые напоминают о восстановлении церкви в 1575 году.
Iscrizioni

В связи с переездом в 1839 году камиллианцев в соседнюю церковь святых Винченцо и Анастасия в Треви высвобожденный комплекс был предоставлен ордену Меньших регулярных клириков. Наконец, папа Пий IX предоставил церковь Конгрегации миссионеров драгоценной крови, которые и служат в церкви в наши дни. Их основатель, св. Гаспар дель Буфало, похоронен в боковой часовне. В 1999 году в храме провели большую реставрацию, особенно потолочных фресок. Кстати, это одна из немногих исторических церквей в Риме, где оригинальный каменный центральный финиал не был заменен крестом.
52.
%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4

Интерьер церкви выполнен в стиле барокко в XVII веке. Она имеет один неф и по четыре неглубокие арочные ниши с каждой стороны боковых стен. Арки образуют две аркады и разделены ребристыми ионическими пилястрами, поддерживающими антаблемент, который проходит вокруг церкви. Две ниши, ближайшие к входу, раньше были боковыми выходами из церкви, а в остальных шести построены часовни.
53*.
p862

Потолок с полуцилиндрическим куполом опирается на антаблемент и имеет по два окна в люнетах в каждой нише. Он был написан Антонио Герарди в 1670 году. Фрески, изображающие сцены из жизни Богоматери, покрывают всю поверхность. Впечатляет великолепное чувство перспективы художника.
54*.
p869

На потолке есть три центральных сцены: «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Успение» и «Обрезание Господне». В люнетах изображены ангелы и аллегорические фигуры, а шесть сцен на фресках между люнетами носят названия «Рождение Богоматери», «Встреча Марии и Елизаветы», «Побег в Египет», «Христос с учителями в храме», «Поклонение волхвов» и «Святое семейство». Фресковые панели разделены ребрами в позолоченной штукатурке, украшены путти и цветочными салфетками в позолоте, создавая очень впечатляющий общий эффект.
55.
DSC_7102

Триумфальная арка имеет пару ребристых ионических пилястров, а над ними — сложный рельеф, вылепленный Антонио Герарди в 1677 году, изображающий «Триумф Креста». Это напоминание об ордене Братьев Креста, который построил церковь.
56.
DSC_7115

На контрфасаде мы видим фигуру ангела, держащего геральдический щит и сидящего на сегментном фронтоне окна, еще два ангела стоят по бокам.
57.
DSC_7127

В первой арочной нише слева сохранилась табличка с надписью о посвящении церкви Непорочной Деве в 1675 году. Ранее в этой арке была дверь для прохода в монастырь. В этой же нише находится могила преподобного Джованни Мерлини, третьего преемника Гаспара дель Буфало, который возглавлял Конгрегацию миссионеров драгоценной крови с 1847 по 1873 год.

Часовня Святой Марии Магдалины
Первая часовня слева посвящена св. Марии Магдалине и имеет алтарь, показывающий, что ей дается Причастие ангелом. Написал алтарный образ Луиджи Пеллегрини Скарамуччиа.
58.
p863

Часовня Святого Гаспара дель Буфало
Вторая часовня слева когда-то была посвящена св. Иоанну Крестителю, и на фресках в пилястрах можно увидеть сцены из его жизни. Эдикула алтаря часовни украшена парой ионических колонн из бледно-зеленого мрамора. Алтарный образ, изображающий св. Гаспара дель Буфало в сентиментальном стиле, ориентировочно написан в начале XX века.
59.
p864

Основатель Конгрегации миссионеров драгоценной крови, св. Гаспар дель Буфало, похоронен под алтарем в саркофаге из красного мрамора, украшенном золоченой бронзовой фигурой работы Аурелио Миструцци.
60.
DSC_7117

Часовня Святого Клета
Третья часовня слева посвящена св. Клету , или Анаклетусу, второму папе после св. Петра и, по легенде, основателю ордена Братьев Креста. На алтаре изображено мученичество Клета кисти Козимо да Кастельфранко, который также расписал и святилище. В этой часовне был удален жертвенник, и на его место была помещена конфессия.
61.
p865

Главный алтарь
Главный алтарь находится в маленькой прямоугольной апсиде, окаймленной облицованной бахромой из полихромного мрамора. В эдикуле есть пара тонких ионических пилястров с позолоченными капителями, поддерживающими треугольный фронтон, в котором доминирует большая позолоченная барочная Слава. Алтарь содержит небольшую настенную икону Мадонны с младенцем умбрийской школы, датируемую примерно 1400 годом. В 1677 году алтарь был увенчан огромной позолоченной бронзовой короной перед фронтоном. Изображения на боковых стенах апсиды, по-видимому, написал итальянский художник Козимо да Кастельфранко.
62.
p866

Часовня Голгофы
В третьей часовне справа алтарь изображает Голгофу с распятым Христом в сопровождении Богоматери и святых Иоанна Богослова и Марии Магдалины. Автор картины — Джованни Франческо Гримальди.
63.
DSC_7116

Часовня распятия
Во второй часовне справа находится красивое резное деревянное венецианское распятие XIV века, выполненное в плоской манере. Архивольт украшен пятью сценами Страсти, написанными Джованни Франческо Гримальди. Нижняя часть алтаря украшена сложной полихромной каменной кладкой в стиле флорентийской мозаики Pietra dura.
64.
p867

Часовня Святой Марии Де Маттиас
В алтаре первой часовне справа есть современный портрет св. Марии Де Маттиас, основательницы миссионерской конгрегации Покровителей крови Христа. Раньше эта часовня была посвящена Богоматери, а на боковых пилястрах и архивольтах были изображены небольшие сцены из ее жизни.
65.
p868

Первая арка справа — это не часовня, а неиспользуемый боковой вход. В ней теперь установлена мемориальная табличка с надписью, в которой описано посещение церкви папой Иоанном XXIII 4 января 1963 года. Понтифик пришел в церковь, чтобы помолиться в часовне св. Гаспара за успех Второго Ватиканского Собора.

Предлагаю вместо традиционного видеосюжета о фонтане, небольшой отрывок из фильма «Сладкая жизнь» Федерико Феллини. В главных ролях Анита Экберг и Марчелло Мастроянни. Надеюсь, что вы получите удовольствие.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.