Рим. Площадь Пополо

Издавна большинство путников приезжало в Рим по северной Фламиниевой дороге, это были самые разные люди — от кровожадных варваров в IV веке до утонченных эстетов XIX века. И все они въезжали в столицу через Фламиниевы ворота, за которыми открывалась площадь Пополо — величественный архитектурный ансамбль.
1.
%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B8

Ворота виллы Боргезе [41.9121102N 12.4767941E]
Эти ворота — первое, что бросится в глаза, когда вы выйдете из метро на станции Piazza del Popolo. Ворота созданы в неоклассическом стиле архитектором Луиджи Канина в 1827 году в ходе работ по реставрации и увеличению виллы Боргезе.
2.
DSC_5930

3. Так ворота выглядели до реставрации
%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B7%D0%B5

Порта-дель-Пополо [41.9115234N 12.4760163E]
Древние ворота были возведены при императоре Аврелиане в 271-275 годах, при папе Сиксте IV полукруглые башни были перестроены в квадратные. Джованни Бернини заново создал внутренний фасад ворот по случаю посещения Рима шведской королевой Кристиной, ворота с внешней стороны украшены античными колоннами и статуями святых Петра и Павла. При реставрационных работах в 1879 году башни (XVI век) были снесены.
4.
DSC_5931

5.
DSC_6018

Пьяцца дель Пополо [41.910705N 12.4763542E]
Буквально Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo) переводится как Народная площадь. В нынешнем виде площадь спроектирована Джузеппе Валадье в 1811-1822 гг. От нее «трезубцем» расходятся улицы Рипетта, Корсо и Бабуино, «пропилеи» между которыми образуют внешне похожие церкви Санта Мария деи Мираколи (1681) и Санта Мария ин Монтесанто (1689). На холм Пинчо к вилле Боргезе ведет Наполеонова лестница. В северной части находится церковь Санта Мария дель Пополо.
6.
%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8

7*.
p529

8*.
p530

9.
DSC_6080

Обелиск [41.910709N 12.4763489E]
Акцентом обширной овальной площади является мраморный обелиск Рамзеса II, датированный 1232 годом до н.э., надписи на котором восхваляют деяния фараона. 24-метровый монумент был привезен в Рим в 10 году до н.э. императором Октавианом Августом после завоевания Египта, и как трофей был выставлен на обозрение в Большом цирке. Там он и пролежал под грузом мусора и земли долгие годы. По велению папы Сикста V в 1589 году обелиск был найден, отреставрирован и установлен в центре площади. Обелиск венчает крест как символ доминирования христианской веры.
10*.
%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE

11.
p531

Архитектор Джузеппе Валадье в 1811-1824 годах установил фонтан со львами у подножия обелиска, создал скульптурные группы фонтанов по бокам площади и построил монументальную лестницу, ведущую на вершину холма Пинчо, где был разбит первый общественный парк, ставший главным променадом Рима.
12.
DSC_6108

Фонтан Нептуна [41.9105114N 12.4755147E]
Фонтан Нептуна на площади Пьяцца дель Пополо был создан в 1822-1823 годах скульптором Джованни Чеккарини и изображает Нептуна со своим трезубцем в окружении двух тритонов и дельфинов.
13.
DSC_6025

Фонтан «Богиня Рома между Тибром и Аньене» [41.9109166N 12.4771911E]
Фонтан возведен в 1814-1823 гг. архитектором Джузеппе Валадье и скульптором Джованни Чеккарини. Изображает стоящую Богиню Рому (олицетворение Рима) меж двух сидящих фигур — аллегорий рек Тибр и Аньене. У ног богини — римская волчица с Ромулом и Ремом.
14.
DSC_6088

Церковь Санта Мария дель Пополо [41.9114635N 12.4765635E]
О самой церкви сделан отдельный пост, который можно прочитать здесь.
15.
DSC_6029

Музей Леонардо да Винчи [41.9112858N 12.476432E]
Рядом со входом в церковь в пристройке совсем недавно открылся небольшой (площадь около 500 кв. м) музей одного из самых известных итальянцев — Леонардо да Винчи. Музей Leonardo da Vinci Experience подготовил для посетителей настоящее мультимедийное путешествие в историю, с аудио- и видеотурами и голограммами. Всего представлено около полусотни работающих моделей машин и механизмов, разработанных Леонардо. Посетители увидят танк, шариковый подшипник, зеркальную комнату, катапульту, поплавки для хождения по воде, заостренные пули, проектор и многое другое. Также в музее находятся 23 копии картин в натуральную величину, кодексы, рукописи и эскизы фантастических изобретений. Стоимость билета — 12 евро для взрослых — меня не воодушевила.
16.
Museo-Leonardo-da-Vinci

В точках схождения трех улиц построены две зеркально-симметричные церкви. Но все же делать их совершенно одинаковыми не стали. Церковь Санта-Мария-деи-Мираколи, расположенная справа, круглая с восьмиугольным куполом. Церковь Санта-Мария-ди-Монтесанто находится слева и имеет овальный 12-угольный купол. Мне немного не повезло, так как Санта-Мария-деи-Мираколи оказалась полностью укрыта строительными лесами. Зато вход в Санта-Мария-ди-Монтесанто был почему-то закрыт. Так что не от хорошей жизни приходится пользоваться не своими фотографиями.
17.
%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B81

18.
DSC_6030

19.
2%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8

Санта Мария деи Мираколи — одна из двух известных в Риме церквей-близнецов, построенных между 1662 и 1679 годами на Пьяцца-дель-Пополо. Архитекторами этих зданий были Карло Райнальди, Карло Фонтана и Лоренцо Бернини. Предполагается также урбанистическое влияние папы Александра VII на обустройство этого архитектурного комплекса на Пьяцца-дель-Пополо. Элегантная колокольня XVIII в. построена Джироламо Феодоли.
20. Внешний вид церкви на картине Луи-Леопольда Бойли «Переезд»
%D0%9B%D1%83%D0%B8-%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4%20%D0%91%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%B8

Интерьер церкви украшен фресками Антонио Раджу — ученика Бернини. Скульптуры кардиналов Бенедетто и Гастальди сделаны Карло Фонтана, который также разработал интерьер.
21*.
p532

22.
p538

На высоком алтаре — чудотворный образ Богородицы, который и дал имя церкви. Также ей посвящена первая часовня справа от алтаря.
23.
p535

Некоторые боковые часовни
24.
p533

25.
p536

26.
p537

Санта-Мария-ин-Монтесанто — вторая из парных церквей на южной стороне Пьяцца-дель-Пополо. Строительство церкви началось в 1662 году под руководством архитектора Карло Райнальди по заказу папы Александра VII. После смерти Александра VII в 1667 году работы были приостановлены на несколько лет в связи с отсутствием средств и возобновились под руководством Карло Фонтана в 1673 году. С 1674 года в работе принимали участие Джан Лоренцо Бернини и его помощник Маттиа де Росси. Церковь с 1825 года имеет титул малой базилики.
27.
%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80%20%D0%B2%D0%B0%D0%BD%20%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Фасад Санта-Мария-ин-Монтесанто украшен портиком, опирающимся на четыре колонны; надпись на фризе увековечила щедрость кардинала Джероламо Гастальди. Аттик фасада венчают восемь статуй святых кармелиток, выполненных в мастерской Джованни Бернини. Купол опирается на двенадцатигранный барабан с квадратными окнами и завершается овальным в плане фонарём.
28.
Montesanto

Интерьер — овальный в плане, однонефный, по три боковых капеллы с каждой стороны. В нишах овального купола находятся статуи святых Альберта, Ангела, Елисея и Ильи, выполненные Филиппо Каркани в 1667 году. Им же созданы пара ангелов с гербом кардинала Гастальди над входом в пресвитерий и скульптурное оформление главного алтаря. Пресвитерий прямоугольной формы c потолком в виде цилиндрического свода заканчивается апсидой.
Алтарь, спроектированный Маттиа де Росси в 1677 году, выполнен в форме эдикулы с четырьмя коринфскими колоннами и двумя фигурами коленопреклонённых ангелов сверху на фронтоне. Алтарная картина с изображением Мадонны написана в кармелитских традициях неизвестным художником, возможно, принадлежавшим к школе А. Романо. Ризница церкви создана по проекту К. Фонтана в 1678 году; при реставрации 1820-х годов подверглась переделке. На её алтаре — «Снятие с креста» работы Бьяджо Пуччини. Потолок украшен фреской неизвестного художника «Ангелы во славе с орудиями Страстей» конца XVII века.
29.
%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8C1

Первая капелла слева — Святой Лючии. На стенах находятся погребальные памятники семьи Паломби, которой с 1831 года принадлежала капелла. Алтарный образ святой Лючии выполнен в конце XVII века художником римской школы.
30.
%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%20%D0%9B%D1%8E%D1%87%D0%B8%D1%8F1

Вторая капелла слева — Марии Магдалины де Пацци. Выполнена по проекту К. Райнальди; роскошное скульптурное убранство капеллы — Ф. Каркани. Алтарная картина «Мадонна и святая Мария Магдалина де Пацци», два полотна с житиями святой на боковых стенах и фреска «Христос во славе с ангелами» на потолке капеллы написаны Людовико Джиминьяни.
31.
%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Третья капелла слева — капелла Монтиони, по фамилии владельцев, чей герб украшает входную арку капеллы. Посвящена святым Франциску и Иакову. Архитектор — Томмазо Маттеи, ученик К. Фонтана. Алтарное полотно «Святой Франциск перед Мадонной» написано Карло Маратта, а картины на стенах и фреска на потолке — его учениками.
32.
%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8

Первая капелла справа — капелла Распятия. Выполнена в 1667 году по проекту А. Чессани. В 1802 году находившиеся в ней четыре картины Сальватора Розы были проданы и в 1822 году заменены на два полотна Людовико Венути «История Товия» и «Пророк Амос с женой Иеровоама» и два тондо Фердинандо Каваллери «Давид с головой Голиафа» и «Юдифь с головой Олоферна», о чём свидетельствует памятная табличка на правой стене капеллы. Скульптуры выполнены Пьетро Папалео. Замечателен алтарь, украшенный мраморным растительным орнаментом в технике штучной мозаики. Автор распятия, размещённого на алтаре капеллы, неизвестен.
33.
%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5

Вторая капелла справа — Души в чистилище. Она получила это название в 1899 году, когда была куплена Монтлижонским братством искупления душ в чистилище и полностью переоформлена художником Сильвио Галимберти. Фреска на потолке с изображением чистилища написана неизвестным автором. На алтаре с 1981 года находится картина Риккардо Томмази Феррони «Ужин в Эммаусе».
34.
%D0%94%D1%83%D1%88%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B51

Третья капелла справа — Святой Анны. Архитектор — Карло Биццаккери, ученик К. Фонтана. Вся скульптурная отделка капеллы — работы Паоло Нальдини, а живопись — работы Николо Берреттони, в том числе «Святое семейство со святой Анной» на алтаре и фреска с изображением Бога-отца в окружении ангелов.
35.
%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B01

За фонтаном Фонтан «Богиня Рома между Тибром и Аньене» начинается подъем на холм Пинчо. Сегодняшнее название холма происходит от семейства Пинчиев, которому принадлежали большие владения на холме. В эпоху Возрождения на холме построена вилла Медичи, которую по сей день занимает Французская академия в Риме. Другой крупный садовый комплекс на холме — вилла Боргезе.
36.
p539

Поднимаемся на холм Пинчо.
37.
p540

38.
DSC_6097

39.
DSC_6107

После подъема попадаем на панорамную площадку, откуда открывается один из лучших видов на Рим.
40.
DSC_6104

41. Прямо впереди неплохо виден Ватикан.
DSC_6105

Несколько достопримечательностей, расположенных неподалеку от площади Испании.
Англиканская Церковь всех святых [41.9083336N 12.4788809E]
Прекрасное здание Церкви всех святых из красного кирпича в неоготическом стиле расположено на Виа дель Бабуино примерно в 100 метрах от площади Пополо. Архитектор Джордж Эдмунд Стрит — ведущий практик викторианского готического возрождения. В настоящее время церковь регулярно используется как для церковных служб, так и для концертов.
42.
DSC_6111

43*.
p543

44.
p544

45.
DSC_6117

46.
DSC_6116

Говорящая статуя иль Бабуино [41.9077467N 12.4796681E]
Римские «говорящие» статуи — форма анонимного выражения мнения народа о политической ситуации в Риме. Критика строя и глав государства (в основном папства) в форме анонимных стихов и пасквилей приклеивалась к подножиям нескольких знаменитых римских статуй. Традиция ведет своё начало с XVI века и продолжалась до наших дней. Фонтан иль Бабуино является древним изображением лежащего Силена: персонажа римской мифологии, наполовину человека, наполовину козла. В 1581 году Патрицио Гранди, богатый торговец, построил общественный фонтан в бывшем Паолине, который украсили этой статуей. Согласно обычаю, установленному папой Пием IV, Патрицио Гранди получил бесплатную воду для своего дома и полей в обмен на дарение фонтана городу. Жители Рима окрестили фигуру «бабуино», потому что считали ее уродливой и деформированной, как обезьяна, и улица получила прозвище «улица дель Бабуино». Со временем такое название стало официальным. Статуя была возвращена на улицу в 1957 году. В 2007 году все граффити были удалены, стены соседнего здания очищены.
47.
%D0%91%D0%B0%D0%B1%D1%83%D0%B8%D0%BD%D0%BE

48.
DSC_6132

Мавзолей Августа [41.906034N 12.476424E]
В 28 году до н.э. Октавиан Август начал строить усыпальницу для себя и своих близких в центре Марсова поля. Строение из травертина повторяло форму этрусских могильников – тумулусов: в основе располагалось цилиндрическое строение диаметром 87 м, над ним возвышались барабаны меньшего диаметра общей высотой 44 м. Последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Терраса выходила на крышу большего барабана, на крыше росли вечнозелёные деревья. Внутри мавзолея хранились урны с прахом членов императорской фамилии: здесь были захоронены сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, племянник Марцелл, а также императоры Тиберий, Клавдий и Нерва, другие представители рода Юлиев-Клавдиев и известные римские личности. Перед входом в мавзолей находились два обелиска (возможно, символы победы Августа над Антонием и Клеопатрой) и бронзовые плиты с жизнеописанием Августа. Теперь один из обелисков украшает площадь перед Квириналом, а второй стоит перед базиликой Санта Мария Маджоре. С падением Римской империи мавзолей пришёл в упадок, а в VIII веке был разграблен. В средневековье сооружение было превращено в крепость, которая позднее подверглась разрушению, в 2016 году начались работы по восстановлению памятника. Подробнее о мавзолее можно прочитать здесь.
49.
%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9

50.
DSC_6138

Напоследок можно посмотреть весьма познавательный виртуальный тур по площади Пополо разных времен.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.