Рим. Церковь Санта Мария дель Пополо

До XII века жители Рима обходили стороной Северные ворота, куда приводила Фламиниевая дорога: считалось, что здесь, вокруг могилы с прахом Нерона, черти устроили свое логово.
1. Предполагаемая могила Нерона
%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD


Чтобы прогнать чертей, папа Пасхалий II в 1099 году устроил крестный ход. Кроме того, орех, под которым лежали злополучные кости, был сожжен, а прах императора выбросили в Тибр. На месте захоронения была поставлена капелла, чтобы черти не вздумали сюда явиться снова. Из капеллы и выросла церковь Санта Мария дель Пополо [41.9114635N 12.4765635E].
2.
DSC_6029

Вскоре после передачи в престижную Ломбардскую Конгрегацию Санта Мария дель Пополо была восстановлена архитектором Андреа Бреньо в 1472-1477 гг. по приказу Папы Сикста IV за счет пожертвований на Освобождение гроба Господня в Иерусалиме. Средневековая церковь была полностью разрушена, и была построена новая трехнефная базилика с четырьмя одинаковыми часовенками с обеих сторон, восьмиугольным главным куполом и высокой колокольней в ломбардском стиле над правым трансептом.
3.
Santa%20Maria%20del%20Popolo

Результатом этой реконструкции стал ранний и прекрасный пример итальянской архитектуры эпохи Возрождения в Риме. Несмотря на многочисленные изменения, которые произошли в последующие века, базилика по существу сохранила свою сикстинскую форму до сегодняшнего дня.
4.
%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%B8

В 1655-1660 гг. фасад и интерьер были изменены Бернини, которого попросил папа Александр VII обновить церковь Возрождения до более современного стиля барокко.
5.
Santa%20Maria%20del%20Popolo%20inside

6.
p511

7.
DSC_5935

8. Далее в квадратных скобках будут указываться номера объектов в соответствии с планом церкви.
Plan

Главный купол базилики Купол Санта-Мария-дель-Пополо был первым восьмиугольным куполом эпохи Возрождения над прямоугольным переходом, установленным на высоком барабане. Во время его строительства в 1474-1475 гг. у него не было реального прецедента, единственными сравнимыми примерами были рисунки Филарете для утопистского города Сфорцинда, которые никогда не выполнялись. Таким образом, купол сначала был визуальной аномалией на горизонте Рима, но позже стал прототипом, который имеет много последователей в городе и в других итальянских городах. Целью этой новинки была чудесная икона Мадонны дель Пополо, которая была размещена прямо в центре куполообразного святилища.
9.
DSC_5963

Себастьяно дель Пьомбо создал картину «Рождество Богоматери» для Алтаря. Оригинальный алтарь, шедевр Андреа Брегно, был удален по просьбе кардинала Антонио Мариа Саула в 1627 г.; святыня сейчас находится в ризнице, а некоторые боковые панели — в баптистерии. Новый алтарь значительно больше, чем оригинал. Четыре больших колонны из черного мрамора поддерживают тимпан с двумя гипсовыми ангелами.
10.
p517

11.
p516

12.
%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE

Фрески в своде хора являются поздней работой Пинтуриккьо (1508-1509). Коронация Девы Марии на синем и золотом фоне в пластине в центре напоминает средневековую мозаичную апсиду в базилике Санта-Мария-Маджоре.
13.
%D0%9F%D0%B8%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D1%8C%D0%BE

Правый неф базилики
14.
p527

Капелла делла Ровере (Капелла Рождества) — первая часовня в правом проходе [1]. Она была построена кардиналом Доменико делла Роверо в период с 1471 по 1484 год после реконструкции церкви его родственником папой Сикстом IV. Изобразительное украшение приписывается Пинтуриккьо и его ученикам. Основной алтарь — «Поклонение ребёнку со святым Иеронимом» — это изысканная работа кисти самого Пинтуриккьо. Гробница кардинала Кристофоро делла Ровера (умер в 1487 году) работы Андреа Брегно и Мино да Фьезоле была воздвигнута его братом. На правой стороне похоронный памятник Джованни де Кастро (умер в 1506 году) приписывается Франческо да Сангалло. Часовня — один из лучших сохранившихся памятников искусства кватроченто в Риме.
15.
p526

Капелла Чибо [2] была коренным образом восстановлена кардиналом Альдерано Чибо в период с 1482 по 1487 год в соответствии с планами Карло Фонтана. Для акцентирования красоты своих картин использованы драгоценные мраморные облицовки, покрывающие стены капеллы. Часовня считается одним из самых значительных сакральных памятников, возведенных в Риме в последней четверти XVII века.
16.
p524

17.
p525

Капелла Бассо Делла Ровере [3] была построена Джироламо Бассо делла Ровере в 1471-1484 гг. Архитектура похожа на Часовню Рождества, а окрашенное украшение приписывается Пинтуриккио и его мастерской. Главными моделями часовни являются великая фреска Мадонны с младенцем на престоле со святыми Августином, Франциском, Антонием Падуанским и Святым Преподобным над алтарем, Успение Девы Марии на первой стене и иллюзорное монохромное украшение пьедестала с нарисованными скамейками и сценами мученичества. Также сохранились оригинальные напольные плитки майолики из Деруты.
18.
p523

Капелла Коста [4] следует тому же стилю, что и часовня Делла Ровере, но была представлена португальским кардиналом Хорхе да Коста, который купил ее в 1488 году. Наиболее важными произведениями искусства являются картины в люнетах школы Пинтуриккио, изображающие четырех отцов храм; мраморный алтарь Джана Кристофоро Романо (около 1505 г.) и похоронный памятник кардинала Коста школы Андреа Брегно. Перед алтарем установлен бронзовый в мраморе погребальный памятник Пьетро Фоскари.
19.
p522

Часовня Монтемирабиле [5] была построена Джованни Монтемирабиле в 1479 г. и названа в честь епископа Вайсона и доверенного лица Папы Сикста IV Джованни Монтемирабиле. Она была посвящена святому Иоанну Крестителю. Похоронная часовня была преобразована в баптистерий в 1561 г. Основная архитектурная планировка похожа на другие часовые пределы базилики XV века, но многие ее особенности были утрачены во время последующих изменений. В середине XVII века были отреставрированы скульптурные работы эпохи кватроченто. В XVII веке для главного алтаря была написана новая картина кисти Паскуале Росси. Похоронный памятник кардинала Антониотто Паллавичини на левой стене был сделан в мастерской Брегно в 1507 году.
20.
%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5

Капеллу Киджи [6], известную широкой публике по книге и фильму «Ангелы и демоны», спроектировал Рафаэль Санти для своего покровителя банкира Агостино Киджи. Мозаичное убранство капеллы принадлежит Рафаэлю, картины в алтаре — Себастьяно дель Пьомбо. До конца XVI века внутри храма висели написанные Рафаэлем специально для этой церкви портрет Юлия II и «Мадонна с вуалью». Гробницы-пирамиды также работы Рафаэля. Статуи Ионы и Илии были вырезаны Лоренцетто, позже часовня была завершена Бернини скульптурами Аввакума и Ангела, Даниила и Льва. Это сокровищница итальянского ренессанса и искусства барокко считается одним из самых важных памятников в базилике.
21.
p512

22.
DSC_5941

23*.
%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8

Мозаичный купол капеллы Киджи «Сотворение мира» работы Луиджи да Пейс (1516) создан по картонам Рафаэля.
24.
DSC_5940

Капелла Меллини [7] была посвящена святому Николаю из Толентино и является одной из первоначальных гексагональных часовен базилики XV века, но ее внутренняя отделка была изменена в последующие века. Это была погребальная часовня семьи Меллини на протяжении веков и содержит несколько погребальных памятников, среди которых работы Алессандро Альгарди и Пьер-Этьен Монно. Фрески были созданы Джованни да Сан-Джованни в 1623-1624 гг.
25.
p513

Часовня Распятия, или Часовня Чибо-Содерини, [8] была основана Теодориной Кибо, дочерью кардинала Джованни Баттисты Чибо и реконструирована в эпоху барокко, когда фламандский художник Питер Ван Линт выполнил свой цикл фресок на своде и расписал люнеты, которые изображают Ангелов с символами страсти и пророков. Две большие фрески на боковых стенах показывают сцены из «Легенды истинного креста». В главном алтаре в коринфской эдикуле есть деревянное распятие XV века. Наследники Теодорины отказались от покровительства часовни в 1747 году, и она была куплена новым владельцем Лоренцо Содерини в 1821 году и восстановлена в 1825 году
26.
p514

Капелла Теодоли [9] — жемчужина римского маньеризма. Ее также называют Капелла Санта-Катерина «дель Каличе» или «дель-Кадис» по классической мраморной статуе св. Екатерины на алтаре скульптора Джулио Маццони, лепные чаши на спандрелях и титул ее покровителя Джироламо Феодоли, епископа Кадиса. Строительство капеллы началось в 1555 году и закончилась около 1575 года.
27.
%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8

В капелле Черази [10] выставлены работы Аннибале Карраччи «Успение девы Марии» (1590) и Караваджо «Обращение святого Павла» и «Распятие святого Петра». Созданные последним холсты на темы из жизни св. Петра относятся к наиболее значительным произведениям итальянской живописи XVII века.
28.
p515

Часовня Святого Фомы из Вильяновы и Часовня Святой Риты (иначе называемые часовнями Феоли и Чикады) — две маленькие часовенки, открывающиеся в правом трансепте базилики. Они относительно незначительны с точки зрения художественной ценности по сравнению с другими часовенками церкви.
29. Капелла Феоли [11]
p518

30. Капелла Чикада [12]
p519

В левом трансепте расположен алтарь Святого Семейства. Алтарь создан под руководством Бернини. Запрестольный образ Святого семейства создал Бернардино Мэй в 1659 г. Изображение окружено двумя ангелами. Ангел справа выполнен Антонио Рагги, ангел слева — Джованни Антонио Мари.
31.
DSC_5953

В правом трансепте находится алтарь Благовещения. Запрестольный образ кисти Джованни Мария Моранди (1659). Ангел справа работы Эрколя Феррата, слева — Арриго Джарде.
32.
p520

В галерее над приделами установлен великолепный позолоченный орган, изготовленный в 1656 году. В настоящее время инструмент оснащен электромеханическим приводом и имеет 18 регистров.
33.
DSC_5951

34.
DSC_5952

Памятники в базилике Санта-Мария-дель-Пополо — это гробницы и погребальные памятники с XV по XIX вв. С момента восстановления церкви в 1470-х годах папой Сикстом IV, базилика была одним из любимых мест захоронения для папской аристократии, духовенства и литераторов. Большое количество гробниц и памятников делает базилику настоящим музеем римского погребального искусства. Помимо гробниц в часовнях, в проходах и трансептах есть множество других погребальных памятников. Я запечатлел только некоторые из них.

Справа от входа находится стенная гробница Марии Элеоноры I Бонкомпаньи, суверенной принцессы Пьомбино. Принцесса умерла в 1745 году после посещения больницы. Ее могила была разработана Доменико Грегорини в 1749 году. Памятный имеет типичные, слегка жуткие, поздние барочные детали. База включает в себя крылатого дракона, символ семьи Бонкомпаньи. Надпись увенчана аллегорией Времени (крылатый череп), гербом Княжества Пьомбино и двумя аллегорическими фигурами (Милосердие и Смирение). Мемориальная доска установлена в белой мраморной раме с раковиной в нижней части и выступом наверху с раковиной, двумя пылающими факелами и еще одним крылатым черепом.
35.
p528

36.
DSC_6016

37.
DSC_6017

Гробница Джованни Баттисты Джислени, архитектора и сценического дизайнера, который работал на польском королевском дворе в 1630-1668 годах, является еще одним довольно жутким погребальным памятником. Она расположена между деревянной кабиной и каменной половиной колонны на правой стороне контрфасада. Мемориал был спроектирован и установлен самим архитектором в 1670 году за два года до его смерти.
38.
DSC_6013

39. Монумент Натали Рондинини
DSC_5943

40. Погребальный монумент Людовико Подокатаро
p521

41. Монумент Марии Фламинии Одескальчи Чиги
DSC_5936

42*. Монументы Асканио Сфорца и Бассо делла Ровере скульптора Андреа Сансовино установлены в апсиде церкви.
%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B

Традиционно предлагаю посмотреть видео о базилике.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.