Рим. Церковь Сант-Агостино-ин-Кампо-Марцио

Титулярная церковь Святого Августина, иначе называемая Сант-Агостино, — один из первых ренессансных храмов Рима, расположенный неподалеку от пьяцца Навона [41.9008776N 12.4742702E]. Возведена из выломанных из Колизея блоков мрамора в 1483 году на средства руанского архиепископа Гийома д’Эстютевилля. Своеобразная слава Сант-Агостино основана на том, что в старину значительную часть прихожанок составляли представительницы древнейшей профессии. С одной из них Караваджо написал наделавшую много шума «Мадонну Лорето», которая выставлена в храме. Известные художники, такие как Гверчино, Исайя да Пиза, Рафаэль, Андреа и Якопо Сансовино, Караваджо и др. создали произведения искусства для церкви, построенной в раннем Ренессансе и перестроенной в XVIII и XIX веке. Среди храмовых святынь особо почитается рака святой Моники — матери св. Августина. Кроме того, здесь захоронены Фиамметта — знаменитая куртизанка и любовница Чезаре Борджиа, а также архиепископ Норвегии Олаф Тронссон. В 1741 году Пьетро Браччи разработал и создал полихромную гробницу кардинала Джузеппе Ренато Империали.
1.
%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4


Фасад
Фасад был построен в 1483 году Джакопо ди Пьетрасанта, используя травертин, взятый из Колизея. Дизайн церкви приписывается архитектору конца XV века Баччо Пинтелли с последующими реставрациями интерьера XVIII века Луиджи Ванвители. Церковь является обычной для раннего ренессансного стиля.
2.
p920

На фасаде над главным порталом видна сильно обветренная фреска, на которой изображено Вручение правил ордена Августинцев.
3.
%D0%A4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%84%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B5

Перед посещением церкви полезно ознакомиться с ее планом. Далее по тексту числа в квадратных скобках будут указывать на соответствующий номер на плане.
4.
Plan

Дизайн интерьера и оформление были выполнены в начале XVI века, как это принято в церквях нищенствующих орденов, за счет различных пожертвований и покровительства, в том числе знаменитой куртизанки Фьяметты. В церкви были похоронены известные кардиналы и епископы, их захоронения имеют весьма изысканный вид. Сегодняшнее впечатление о пространстве связано с редизайном интерьера церкви в 1852-1856 годах. Колонны и стены были покрыты мрамором и росписью с 1855 по 1868 г. Римский художник Пьетро Гаглиарди нарисовал фрески на потолке и по бокам трех нефов и на пересечении с трансептом. В центральном нефе находятся сцены из цикла о Деве Марии, на столбах изображены пророки.
5*. Центральный неф
p922

6.
DSC_7406

7. Левый неф
DSC_7367

8. Правый неф
p921

Мадонна дель Парто (Мадонна рождения) [1], ранее называемая Мадонна дель Сассо, была заказана скульптору Якопо Сансовино богатым купцом Джованни Франческо Мартелли в 1516 году. На протяжении веков этой Мадонне молились беременные женщины и обращались к ней за помощью при родах. Левая нога скульптуры была так сильно затерта множеством прикосновений благочестивых рук, что ее вынуждены были защитить серебряной накладкой.
9.
DSC_7361

Симметрично Мадонне дель Парто имеется ниша, соответствующая той, которая находится на противоположной стороне, где расположена скульптура Якопо Сансовино. После 1660 года здесь была размещена мраморная крестильная купель. Ее перенесли из третьей часовни справа взамен другой, посвященной св. Аполлонии. На чаше с четырьмя волютами изображен герб Августина, который был изготовлен по заказу Амброджио Ландуччи из Сиены, церковного священника и впоследствии папского пономаря. Крышка на купели с изображением св. Иоанна Крестителя из более позднего периода.
10.
DSC_7366

Фреску Пророк Исайя [2] нарисовал Рафаэль в 1511-1512 годах. Моделью для Рафаэля выступили фрески пророков Микеланджело в люнетах Сикстинской капеллы. Свиток в руке пророка воспроизводит цитату из книги Исаии.
11.
Madonna%20with%20Child

12.
Prophet%20Jesaja

Мраморная группа св. Анны и Богородицы с младенцем Христом на руках [3] была создана Андреа Сансовино в 1510-1512 годах.
13.
Madonna%20with%20Child1

Кафедра из полихромного мрамора на четвертой правой опоре главного нефа — это работа каменщика Карло Спанья — была закончена в 1644 году.
14.
Pulpit

В арке, разделяющей центральный неф и трансепт, можно увидеть красивый витраж.
15.
DSC_7468

Купол поддерживается четырьмя колоннами. Фрески в куполе с изображениями двенадцати апостолов принадлежат кисти Пьетро Гальярди и выполнены в XIX веке.
16.
DSC_7469

Капелла Кавалетти [20]
Первоначальное название часовни — Каппелла делла Пьета. Первоначально здесь должна была быть выставлена картина Микеланджело Пьета. В 1506 году часовню купила знаменитая куртизанка Фиамметта Кассини. Выполняя волю умершего 21 июля 1602 года маркиза Эрмете Каваллетти, его семья 4 сентября 1603 года купила эту часовню и заказала Караваджо холст, изображающий Богородицу — Мадонну паломников, также известную как Мадонна Лорето, которая была помещена в часовню в начале 1606 года. На ней изображено видение босой Богородицы и обнаженного ребенка двум крестьянам-паломникам. Написание этой картины заставило простых людей задуматься над сюжетом. Ужас был неудивительным. Дева Мария, как и ее восхищенные паломники, изображены босиком. Дверь или ниша не являются возвышенными кучевыми облаками и не окружены свитой купидонов или херувимов, но видна частично ветхая стена из кирпича. Только небольшое гало освещает ее и ребенка. Как и многие римские картины Караваджо, такие как «Обращение Савла на пути в Дамаск» или «Призвание апостола Матфея», картина — это момент, когда каждый день обычный человек (или женщина) сталкивается с божественным, внешний вид которого также не похож на обычных мужчину или женщину. Женщина, выступившая моделью для Мадонны, по-видимому, та же, что на холсте «Мадонна с младенцем и святой Анной» в галерее Боргезе (вероятно, что это любовница художника, известная римская куртизанка по имени Лена). В капелле мы видим фрески начала XVII в. кисти Кристофоро Казолани «Святая Мария Магдалена» (слева) и «Святой Гильом Желонский» (справа). Апсиду капеллы украсили фрески того же автора с изображением рождения, благовещения и коронации Девы Марии.
17.
p923

18.
%D0%9C%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BE

Капелла Анджело Пио [19]
Часовня первоначально находилась под патронажем семьи Аттаванти из Флоренции. В 1645 году патронаж перешел к Анджело Пио, который заказал Джованни Лоренцо Бернини новый дизайн капеллы. Часовня была посвящена Вознесению Марии, для нее заказали алтарь «Вознесение на небо», произведение напарника Бернини — Гвидо Убальдо Аббатини (1649). Тогда же была изготовлена потолочная фреска с ангелами в облаках. В ходе ремонтных работ Ванвители и Карло Мурено алтарная картина была разрушена, и группа Сансовино поместила в нишу изображение св. Анны. С тех пор часовня также называется капеллой Анны.
19.
%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%9F%D0%B8%D0%BE

Капелла св. Клары из Монтефалько [18]
Часовня первоначально была посвящена св. Клавдию Безансонскому, но в середине XVIII века освящена в честь св. Клары из Монтефалько. Алтарь, сочетающий классические академические элементы с особенностями неоаполитанского барокко, является одним из последних римских произведений Себастиано Конча перед его возвращением в Неаполь в 1751 г. Запрестольный образ изображает «Явление Христа св. Кларе» и представляет св. Клару, которая видит, что Христос ищет место, где можно нести свой крест; св. Клара предлагает свое сердце. Фрески неизвестного автора в апсиде и по бокам датируются серединой XVIII в.: «Св. Клара в молитве» (справа), «Св. Клара перед Христом» (слева) и «Истории св. Клары и ангелов с инструментами Страсти» (в апсиде).
20.
p925

Капелла св. Аполлонии Александрийской [17]
Часовня была построена в 1660 году и освящена в честь св. Аполлонии Александрийской. Заалтарный образ «Св. Аполлония в темнице» (Джироламо Муциано, 1585). Он представляет святую в тюрьме с щипцами для пыток у ее ног. Картины маслом кисти Франческо Роза, ученика Никола Пуссена: «Мученичество» (справа), «Невинность» (слева), а также фреска на куполе «Св. Аполлония во славе», все датируются 1660 годом.
21.
p926

Капелла св. Иоанна Факундо из Саагуна [16]
Часовня посвящена св. Иоанну Факундо из Саагуна. В 1660 году патронаж над капеллой взяла на себя принцесса Камилла Орсини Боргезе. Картина маслом на алтаре, а также настенные росписи принадлежат Джачинто Бранди и выполнены около 1660 года. Холст посередине «Чудо святого» представляет его, вытаскивающего ребенка из колодца с помощью собственного пояса, после того, как он призвал воду подняться. «Святой освобождает одержимого» (справа), «Святой у больного» (слева) и в куполе апсиды — «Святой помогает больным и видение Троицы».
22.
p927

Вестибюль [15] — левый выход
Первоначально на этой стороне левого прохода была часовня, которая в 1661 году была заменена нынешним вестибюлем с выходом на улицу Виа деи Пианеллари. В ходе реконструкции здесь установили замечательные произведения церковного искусства: рельеф с распятием и святыми Космой и Дамианом, приписываемый скульптору Луиджи Каппони, и четыре церковных патриарха: Августин, Григорий Великий, Амвросий Миланский и Иероним (Исайя из Пизы). Рельеф «Христос, которого несут два ангела» считается работой Джованни Далмата.
23.
%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B0%D0%BD

24*.
Doctors

25.
%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0

Капелла св. Томаса де Вилланова [14]
Завершением левого трансепта является капелла, освященная в честь св. Томаса де Вилланова, архиепископа Валенсии и августинского монаха. Патронаж принадлежит семье Памфили. Князь Камилло Памфили финансировал в 1660 г. строительство богатое оборудованной часовни, чей проект принадлежит Пьетро да Кортона и выполнен Джованни Баратта. Выразительная мраморная скульптура на алтаре «Св. Томас и милосердие» Мельхиоре Кафа была завершена после его смерти его учителем Эрколе Феррата. На рельефах по сторонам от алтаря изображены эпизоды из жизни святого (Андреа Бергонди, 1760). Памятник кардиналу Лоренцо Империали справа от часовни представляет собой произведение тосканского скульптора Доменико Гвиди. Он представляет кардинала, погруженного в молитву, в окружении аллегорических представлений о времени, смерти и славе.
26*.
p928

Капелла св. Моники [12]
Часовня слева от главного алтаря создана в честь св. Моника Тагастинской, матери блаженного Августина. Она была заказана Маффео Веджио и восстанавливалась несколько раз на протяжении веков. Надгробная плита для святой на левой стене капеллы состоит из саркофага и эффигии, приписываемой Исайе да Пизе (1455). В 1566 году памятник был изменен. Фигуры четырех учителей церкви, которые когда-то были частью ансамбля, теперь находятся в вестибюле с левой стороны. В ходе ремонта Луиджи Ванвители останки святой были уложены в урну из зеленого мрамора под алтарем. Ее памятник в нише левой стены состоит из кусков ранних гробниц. Алтарь, произведение Джованни Готтарди 1760 года, изображает Мадонну между святыми Августином и Моникой. Фрески на потолке XVI века кисти Джованни Баттиста Риччи. Они представляют Бога-Отца в центре и сцены из жизни св. Моники. Фрески по бокам и с правой стороны XIX века. На правой стене находится памятник кардиналу Пьетро Грифи из Форли, папскому легату при папе Александре VI во Франции и Англии.
27.
p929

28.
Ceiling%20of%20the%20left%20chapel

Главный алтарь [11]
Главный алтарь, который почти полностью скрывает хор и апсиду, представляет собой проект Джованни Лоренцо Бернини или Орацио Турриани, архитектора монастыря с 1626 по 1628 год, по поручению генерального священника Рима Иеронима Геттиса. В основании алтаря сохранились части первоначального алтаря 1485 года. Центр алтаря образован богато оборудованной эдикулой, в которой находится византийская Мадонна. Это икона типа Одигитрия, которая, согласно надписи на оборотной стороне, происходит из собора Святой Софии из Константинополя. Тем не менее, икона также может быть трудом неизвестного итальянского художника XIV века. Алтарь завершается тимпаном с надписью в честь Девы. К хору и апсиде ведут два прохода справа и слева от главного алтаря. По бокам проходов находятся пары путти работы Пьетро Браччи. Фрески на боковых стенах апсиды и купола были воссозданы в ходе возобновления росписи церкви Пьетро Гальярди (1855-1868). Хоры датируются 1760 годом.
29.
p930

30*.
p931

Капелла св. Николая Толентинского [10]
Часовня справа от главного алтаря посвящена св. Николаю Толентинскому, чудесному проповеднику и первому святому Августинского ордена. Интерьер, особенно потолочная фреска, подаренный Винченцо Тутавиллой, графом Сарно, был создан после повторного введения праздника св. Николая папой Сикстом V в 1585 году. Алтарь в стиле Караваджо «Св. Николай преодолевает дьявола, мир и плоть» работы Томмазо Салини начала XVII века. Сцены из жизни св. Николая работы Джованни Баттиста Риччи и Винченцо Конти. Четыре церковных учителя на четырех сводах были написаны Андреа Лилли да Асконой и Джованни Баттиста Риччи, а остальные фрески — Пьетро Гальярди около 1861 года: например, «Видение святого Николая во время мессы» (слева), «Конец чумы в Кордове» (справа).
31.
p932

32.
DSC_7429

33.
Ceiling%20of%20the%20right%20chapel

Капелла св. Августина [9]
Капелла освящена в честь покровителя церкви, святого Августина, и в его иконографической программе целиком посвящен церковному учителю и Ордену. Его нынешняя форма, образующая правую апсиду нефа, была отдана часовне с 1636 года по проекту архитектора Винченцо делла Грека. В центре апсиды алтаря, освященного в 1628 году, доминирует «Св. Августин со св. Иоанном Богословом и св. Иеронимом», работой художника в стиле барокко Гверчино. Алтарь окружен четырьмя колоннами африканского мрамора. Джованни Ланфранко добавлены картины маслом по бокам: «Св. Августин омывает ноги Спасителя » (слева) и «Св. Августин победил ересь» (справа). В куполе апсиды находятся три фрески, богато украшенные позолотой и изображающие сцены из жизни Августина кисти Джованни Баттисты Сперанзы: «Слава св. Августина» (по центру), «Св. Августин и Троица» (слева) и «Обращение св. Августина» (справа).
34.
p933

35.
DSC_7436

36.
p935

Слева в капелле установлен надгробный памятник кардиналу курии Джузеппе Ренато Империали, спроектированный Паоло Поси. Аллегорические скульптуры «Сострадание», «Сила» и «Слава» — работы Пьетро Браччи (1741).
37.
p934

38.
DSC_7442

Капелла распятия [8]
Часовня посвящена распятому Христу. С первой половины XVIII века патронаж над часовней взяла семья Конти. Деревянное распятие, вероятно, соответствует североевропейской эпохе поздней готики, отличающейся яркой выразительностью. Облицовка стен с полихромным мрамором была установлена в середине XVIII века. Оформление лепного украшения было изготовлено по заказу мальтийского августинианского священника Бальдассара Фенеча в начале XVII века. Говорят, что св. Филипп Нери ежедневно молился перед этим распятием, когда изучал теологию в монастыре августинцев.
39.
p936

Капелла святого Петра [7]
Фрески Джузеппе Васконио, которые, возможно, были изображены и утраченный жертвенник, изображающий Богоматерь Благовещения, которому была посвящена часовня, свидетельствуют о украшении начала XVII века. В 1764 году, когда семья Казали получила покровительство над капеллой, часовня была посвящена св. Петру, представленному в мраморной скульптуре (Джованни Батиста Кассиньола, 1569), изображающей передачу ключей от рая св. Петру. Из первоначального оформления часовни сохранилась только темперная роспись в тимпане, приписываемая Пинтуриккьо. Джузеппе Васконио в начале XVII века создал фрески «Ангелы, исполняющие музыку», а на боковых стенах «Непорочное зачатие» (справа) и «Вознесение» (слева).
40.
p937

Капелла святой Риты [6]
Часовня посвящена св. Рите из Кашии. В 1670 году епископ Джузеппе Эусанио предоставил право на покровительство семье Бенимбене и финансировал работы по обновлению художником Джованни Баттистой Контини. Алтарь кисти Джачинто Бранди (1670) представляет собой «Экстаз святой Риты». Фрески в апсиде и картины маслом по бокам работы Пьетро Локателли, ученика Пьетро да Кортона (ок. 1686): в апсиде «Видение св. Риты», «Рита в детстве в окружении пчел» (справа) и «Смерть св. Риты» (слева).
41.
p938

Капелла святого Иосифа [5]
Часовня посвящена св. Иосифу. Первоначальное оформление капеллы было выполнено Аванзино Нуччи в 1587-1588 гг. на средства кардинала Джованни Баттиста Кастанья, позднее — папы Урбана VII. Из этих фресок все еще сохранились два фрагмента на боковых стенах: Иоанн Евангелист (справа) и Иоанн Креститель (слева), а также три круглых изображения в куполе апсиды, представляющие легенды Девы. В 1859 году художник Пьетро Гальярди взял на себя патронаж часовни, финансировал их реставрацию и нарисовал для них две картины, которые сейчас находятся в ризнице. Алтарный образ «Мадонна с розой» создан художником Доменико Спаньоло по мотивам одноименной картины Рафаэля.
42.
p939

Капелла святой Екатерины Александрийской [4]
Часовня освящена в честь св. Екатерины Александрийской. Покровительство на часовней было поручено семье Мутини в XVI веке. Капелла украшена лепными украшениями и золотым орнаментом. В XVIII веке патронаж перешел к семье Готтифреди. Часовня была восстановлена, а над двумя захоронениями изобразили ангелов с символами св. Екатерины. На алтаре изображена «Коронация св. Екатерины» (Марчелло Венусти, 1550-1560). Этим же художником созданы картины по бокам капеллы: «Св. Лаврентий Римский» (справа) и «Св. Стефан Первомученик» (слева). В куполе апсиды три круглых изображения главных добродетелей (XVI век).
43.
p940

Дополнительно о церкви можно прочесть здесь.

И напоследок моя обычная рекомендация посмотреть видео по теме поста.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.