Рим. Базилика Сан-Джованни ин Латерано

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме или Базилика Сан-Джованни ин Латерано — кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа, а также папского трона. В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая римских собора св. Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре, также носящих титул «Basilica maior», о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Входит в список семи паломнических базилик Рима.
1*.
Piranesi_basilica_G_Laterano


В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Здесь же когда-то квартировался конный отряд телохранителей римских императоров (Новый каструм).
2. Раскопки каструма, сделанные на месте нахождения современного подвала собора.
%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC

Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу.
В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, именуемых Латеранскими. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считалась «Святая лестница» — лестница, по древней христианской традиции привезённая св. Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где находится и в настоящее время. О лестнице и Санкта-Санкторум подробнее я писал здесь.
3*.
Piranesi-Basilica%20di%20S.%20Giovanni%20in%20Laterano

Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный.
4*.
Piranesi-16017

Храм неоднократно перестраивался, вследствие чего ныне представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей. В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял Доменико Фонтана. Элементы барочной архитектуры базилике придал Франческо Борромини. Нынешний классицистский фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции воздвиг Алессандро Галилеи в 1735 г.
5.
p800

6.
p783

Фасад церкви имеет вид огромного портика с галереей из мощных опор. По своему рисунку он повторяет фасад церкви святого Петра в Ватикане.
7.
DSC_6710

Для лучшего понимания дальнейшего рассказа привожу план базилики. Далее в квадратных скобках будут указаны позиции в соответствии с этим планом.
8.
Lateran_plan-1000

В портике слева в нише можно видеть древнюю статую императора Константина; она была найдена на Императорских термах в Квиринале [Const.].
9.
%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA6

10.
%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA5

Портик богато украшен мозаиками и барельефами, рассказывающими истории из жизни Иоанна Крестителя.
11*. Наречение (Бернардино Людовизи, 1732-1735) и Исповедь Иоанна (Батиста Майни, 1736)
%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA01

12*. Заключение под стражу (Пьетро Браччи) и Усекновение главы (Филиппо делла Валле)
%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA02

Внутрь храма ведут пять врат. Центральный портал (бронзовые двери Курии Юлия) сохранился с античных времён от первой базилики, построенной в 324 г.
13.
%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%B0

Крайние врата справа называются Юбилейными: их открывают только по юбилейным годам.
14.
Holy_door

15. Надписи, посвященные открытию и закрытию Священной двери папами Пием XII, Павлом VI и Иоанном Павлом II.
%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8

В центральном нефе на пересечении с трансептом расположен киворий. Мраморный узорчатый пол в базилике считается одной из самых ярких работ знаменитых мастеров семьи Космати, называвших себя римскими мраморщиками. Инкрустационный стиль, разработанный ими, совершенствовался несколькими поколениями. Он во многом определил неповторимый облик Вечного города. Стиль этот заключается в отделке стен и полов тонкими мраморными плитами разного цвета. Белые, розовые, синие, зеленые и черные плитки тщательно подгоняли друг к другу. Складывался причудливый узор из геометрических фигур: квадратов, окружностей, ромбов, прямоугольников и полос различной длины и ширины.
16*.
Piranesi-16016

17.
p784

18.
p793

19.
Nave

Потолок центрального нефа украшен кессонами, а своды прилегающих к нему нефов оформлены небольшими куполами. Проект потолка нефа приписывается Микеланджело, Даниэле Ричшиарелли да Вольтерра и Пирро Лигорио. Создание потолков началось в 1562 году краснодеревщиком Фламинио Буланже и мастерами Вико ди Раффаэле ди Лаццаро и Маттео Бартолини да Кастелло. Украшения и символы созданы Даниэле Ричшиарелли при содействии Лючио Лузи и позолотчика Леонардо Куньи.
20.
%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA5

21.
%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA6

22.
p792

23*. На потолке можно разглядеть несколько личных гербов Римских пап.
%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B8

Статуи апостолов
До начала XVIII века по двум сторонам нефа были пустые ниши, спроектированные ещё в середине XVII века Франческо Борромини. В 1703 г. были заказаны фигуры двенадцати апостолов для базилики. Общее руководство над изготовлением статуй осуществлял Доменико Фонтана, эскизы статуй изготовил Карло Маратта. Папа Климент XI и кардинал Бенедетто Памфили привлекли 10 состоятельных меценатов из числа богатейших граждан Рима, настойчиво попросив каждого из них профинансировать создание одной из скульптур. Сам же Папа оплатил статую апостола Петра, а кардинал Памфили — апостола Иоанна Богослова. Точности ради, были изготовлены фигуры только одиннадцати из канонического состава апостолов. Иуда Искариот был заменен на апостола Павла. Мы видим следующие скульптуры (на фотографии они размещены соответственно плану базилики, слева апсида, справа — вход). Для лучшего понимания имена апостолов и пророков приведены в принятом в русской традиции написании.
Правая сторона нефа:
Павел (Пьер Этьен Монно, 1704-1708); Иаков Зеведеев (Камилло Рускони, 1715-1718); Фома (Пьер Легрос, 1705-1711); Филипп (Джузеппе Маццуоли, 1705-1711); Матфей (Камилло Рускони, 1711-1715); Иуда Фаддей (Лоренцо Оттони, 1704-1709)
Левая сторона нефа:
Петр (Пьер Этьен Монно, 1704-1711); Андрей (Камилло Рускони, 1705-1709); Иоанн (Камилло Рускони, 1705-1711); Иаков Алфеев (Анджело де Росси, 1705-1711); Варфоломей (Пьер Легрос, 1705-1712); Симон Кананит (Франческо Моратти, 1704-1709)
24*.
%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8B

Около 1650 года над нишами, где позже были установлены статуи апостолов, установили 12 горельефов в стиле стукко, изображающих сцены из Ветхого и Нового заветов (по 6 из каждого). Руководил этими работами Алессандро Альгарди. Расположение горельефов на коллаже аналогично статуям апостолов.
Правая сторона нефа:
Распятие на кресте (Giovanni Francesco Rossi); Крещение (Antonio Raggi); Крестный путь (Domenico Rossi); Поцелуй Иуды (Alexander Grenoble); Сошествие в заточение (Giovanni Francesco Rossi); Воскрешение (Giovanni Lazzoni)
Левая сторона нефа:
Изгнание из рая (Giovanni Battista Morelli); Вселенский потоп (Michel Anguier); Жертвоприношение Исаака (Domenico Rossi); Продажа Иосифа своими братьями (Francesco Pinazzi); Моисей, ведущий евреев из Египта (Michel Anguier); Иона в чреве рыбы (Gervaise Deruet)
25*.
%D0%A1%D1%82%D1%83%D0%BA%D0%BA%D0%BE

Выше горельефов находятся фрески с изображениями библейских пророков. Расположение фресок на коллаже соответствует статуям апостолов:
Правая сторона нефа:
Иеремия (Sebastiano Conca); Иезекииль (Giovanni Paolo Melchiorri); Осия (Giovanni Oddazzi); Амос (Giuseppe Nasini); Иона (Marco Benefial); Наум (Domenico Maria Muratori)
Левая сторона нефа:
Исайя (Benedetto Luti); Барух (Francesco Trevisani); Даниил (Andrea Procaccini); Иоиль (Luigi Garzi); Авдий (Giuseppe Chiari); Михей (Pier Leone Ghezzi)
26*.
%D0%9E%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8B

В глубине центрального нефа находится киворий XIV века и внушительный табернакль, украшенный двенадцатью прекрасными фресками работы Антонио Аквилио. Наверху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора — два реликвария — позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке.
27.
p794

28.
%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8C5

29*.
%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D0%B8

Под табернаклем находится место исповедания — конфессионал, а сверху находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии.
30.
DSC_6650

31. В конфессионале установлена статуя Иоанна Крестителя.
p795

Перед статуей Иоанна Крестителя находится захоронение папы Мартина V.
32.
%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD5

В апсиде церкви установлена папская кафедра, делающая церковь кафедральным собором Рима. Свод апсиды украшает масштабная мозаика работы Якопо Торрити и Якопо да Камерино. В центре мозаики изображён Крест Христов и голубь Святого Духа. Вокруг расположены фигуры апостолов и Дева Мария. В нижней части апсиды находятся папские часы работы XIX века, которые оформлены мраморными барельефами. Алтарная часть базилики обращена на запад, как и у некоторых других раннехристианских церквей. Это произошло под влиянием восточного культа бога Митры. Лишь в V в. ориентация церквей на восток стала непреложным правилом при строительстве храмов.
33.
p796

34. Папский трон
6634-1

Стоит обратить внимание на великолепный большой орган XVI века, расположенный в северном трансепте базилики. Правее апсиды над дверью захоронение папы Иннокентия III.
35.
p790

36.
%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B93

37.
%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD

В южном трансепте находится большой алтарь, посвященный святейшему Таинству, с барочным киворием, украшенным драгоценными камнями [5]. Под этим киворием расположен реликварий с кусочком стола, на котором, как считается, принимал пищу Христос во время Тайной Вечери. Левее апсиды над дверью захоронение папы Льва XIII.
38.
p789

39.
%D0%9B%D0%B5%D0%B213

40.
p798

41.
%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82

Капелла del Coro (Капелла Колонны) [6]
Часовня колонны или хора скульптора Джироламо Райнальди (1625)
42.
%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20del%20Coro

43. Деревянная статуя Девы Марии матери церкви. Умбрийская школа, XIV век.
DSC_6636

44. Статуя короля Генриха IV (Николя Кордье, 1608) [12]
%D0%93%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D1%85%20IV

45. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джотто [10].
%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE1

В боковых нефах открываются капеллы, во многих из которых расположены могилы духовенства и прочих сильных мира сего. Найти информацию по капеллам оказалось неожиданно крайне сложно. Поэтому, если кто найдет какие-то несоответствия, то просьба сообщить для исправления информации. Но я старался ничего не напутать. 🙂
46.
DSC_6581

Капеллы по правой стороне от входа:
Капелла Вознесения девы Марии (Капелла Орсини) [7]
Часовня Вознесения девы Марии создана в 1729 году. В алтаре находится фреска XVIII века Мадонны непорочного зачатия художника Плачидо Констанци.
47.
DSC_6582

Капелла Торлония [8]
Часовня «Снятие с креста» в честь св. Яна Непомуцкого была украшена фреской Себастьяно Конка, но ее разрушили, чтобы позволить семье Торлония построить свою собственную капеллу. Купол разработан Квинтилианом Раймонди, украшен позолоченной лепниной и белыми мраморными колоннами коринфского ордера. Евангелисты, вырезанные в виде барельефа в спранделях, являются работой Джузеппе Галли. Снятие с креста в белом мраморном рельефе в алтаре резца тосканского скульптора Пьетро Тенерани (1844). Капелла украшения скульптурными изображениями аллегорий Силы духа, Умеренности, Юстиции и Благоразумия. Ворота из бронзы создал Джакомо Лусверг. В капелле находятся надгробия Джованни Торлония и его жены Анны.
48.
Cappella_torlonia

49.
Torlonia

Капелла святого Распятия (Капелла Массимо) [9]
Третья часовня, посвященная святому Распятию, или капелла Массимо, была разработана архитектором Джакомо Делла Порта для семьи Массимо, к которой принадлежал папа Пий IV. Джованни Росси, епископом Алатри времен понтификата Сикста IV, был возведен алтарь в честь святого Иоанна Евангелиста. Алтарь был разрушен и перемещен в баптистерий Константина. Фаустино Массимо получил от папы Пия IV в 1564 году разрешение построить часовню под покровительством своей семьи. Распятие работы Джироламо Сициоланте. Над алтарем картина «Распятие» художника Джироламо Сичиоланте да Сермонета.На левой картине Джузеппе Чезари изображен апостол Иоанн в старости в окружении учеников. Пол капеллы восстановил Васко Нассори на основе рисунка древнего архитектора Илдо Аветта. Аналогичный пол был сделан в храме на горе Блаженств в Иерусалиме (церкви Нагорной проповеди). Справа от заалтарного образа копия Ченстоховской иконы Божией матери — главной святыни Польши.
50.
DSC_6588

Капелла св. Иоанна Евангелиста интересна фреской Лаззаро Бальди (1703) «Видение Девы Марии апостолу Иоанну на острове Патмос». Художник изобразил любимого ученика Христа в преклонном возрасте в момент написания Апокалипсиса. Данная фреска является исключением из общего правила, более подходя к византийско-русской иконе, изображающей Иоанна в виде бородатого старца.
51.
%D0%95%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82

Капеллы по левой стороне от входа:
Капелла Корсини [1]
Первая часовня в верхней части левого прохода c древним алтарем, посвященным св. Иакову Зеведееву, оформленная в 1584 году Джованни Альберти да Борго Сансеполькро. Место было подарено семье Корсини в знак благодарности по отношению к папе Клименту XII, который, как кардинал понес расходы на создание статуи св. Варфоломея, возведенной в центральном нефе. Проектирование и строительство часовни шло под управлением Алессандро Галилея. Запрестольный образ, украшенный драгоценным мрамором между двумя античными колоннами, является мозаичной копией изображения св. Андрея Корсини с оригинала Гвидо Рени.
52.
DSC_6553

Капелла Успения святой Девы Марии [2]
Часовня, посвященная Успению святой Девы Марии, находилась под патронатом семьи Антонелли, Капелла с запрестольным образом, изображающая святых Доменико и Филиппо Нери, начата художником Джованни Одаззи и завершена Игнацем Штерном. Стол (смерти Богородицы?) XIV века в стиле Джотто являлся частью мебели древней Патриархии, был восстановлен в XVI веке.
53.
%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B01

54.
%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0

Капелла Мадонны Божией благодати (Капелла Санторио) [3]
Часовня, посвященная Мадонна Божией благодати, под патронажем Санта-Северино, разработанная миланцем Онорио Лонги, была построена в память кардинала Джулио Антонио Сантори, бюст которого является работой тосканца Джулиано Финелли, ученика и соратника Бернини. Под куполом несколько историй о Страстях Христовых кисти Баччо Кьярпи, распятие приписывается Стефано Мадерно. На правой стене памятник Пьетро Тенерани (1860) в память о павших папских зуавах в Ментанах. Картина Мадонна с младенцем и святыми Лоренцо и Себастьяно XV века приписывается художнику Пьетро ди Кристофоро Вануччи умбрийской школы, известного как Перуджино.
55.
p791

Капелла Ланцелотти [4]
Часовня, посвященная св. Франциску Ассизскому, находилась под патронатом семьи Ланцелотти, была основана кардиналом Сципионом Ланцелотти до «инсинуации» Карло Мадерно. Купол архитектора Франческо Каприани детто да Вольтерры. Запрестольный образ, который представлял стигматизацию св. Франциска, был заменен другим на ту же тему художника Томмазо Лорети Палермо.
56.
Lancellotti_Chapel

57.
Lancellotti_Chapel1

Капелла св. Илария
Часовня, посвященная св. Иларию Пиктавийскому, епископу Пуатье, был построена в XVII веке Иларио Мори из Пармы, организатором фонда для подарков, которые вручались бедным девочкам по случаю их свадьбы. Запрестольным образом является фреска Жак Куртуа из Бургундии, представляющая Видение св. Иларием Пиктавийским Троицы.
58.
p788

Рекомендую также совершить 3D-экскурсию по собору

А можно и просто посмотреть небольшое видео:

В качестве дополнительного материала даю ссылку на официальный сайт Базилики. Надо только учитывать, что он написан только на итальянском языке, содержит множество сокращений, мелких опечаток и прочего, существенно искажающего результаты работы онлайн-переводчиков.

Очень подробный и интересный рассказ о Латеране — это книга Ольги Авериной из серии «Рим в любую погоду» «Над миром вознесенный Латеран». Купить книгу в электронном виде можно, например, здесь. Отрывки из книги (но не книгу полностью) можно легко найти в инете.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.