Рим. Дворец Консерваторов

Капитолийские музеи — старейший публичный музей в мире, начало которому положил папа Сикст IV в 1471 году, передав в дар «народу Римa» собрание античной бронзы, помещавшееся до того под стенами Латерана. Музеи размещаются в трёх дворцах на спроектированной Микеланджело Буонарроти площади Капитолия в Риме: средневековый Сенаторский дворец, перестроенный Микеланджело Дворец Консерваторов и повторяющий его облик Новый дворец XVII века.
1. Так выглядел Дворец Консерваторов в XVIII веке на гравюре Джованни Пиранези.
piranesi_conservator
Дворец Консерваторов (Палаццо-деи-Консерватори) — ренессансное общественное здание на Капитолийской площади в Риме. В небольшом общественном здании заседали судьи, именуемые консерваторами (что и дало название дворцу), сенаторы из близлежащего дворца и городские магистраты, которые вместе осуществляли власть над вечным городом. Во дворце находится бОльшая часть экспонатов Капитолийских музеев. Естественно, что я запечатлел далеко не все экспонаты, а только те, что чем-то меня впечатлили.
1a. Макет Капитолийской площади и Капитолийских музеев
DSC_3238

Внутренний двор Дворца Консерваторов
Во внутреннем дворе музея хранятся фрагменты античных скульптур – в частности обломки колоссальной десятиметровой статуи императора Константина из базилики Максенция, у которой ступня длиной почти в человеческий рост. Она изображала Константина сидящим. Кроме конечностей и головы ничего не сохранилось — все остальное ради экономии мрамора было скрыто деревянной тогой. Судя по размерам сохранившихся частей, определено, что примерный размер памятника равнялся 12 метрам в высоту.
2.
p113

3.
p110

На левой стороне двора, были помещены рельефы, изображающие провинции Рима, найденные в руинах Храма Божественного Адриана на площади Пьетра в Риме.
4.
p109

5.
DSC_3121

6. Голова статуи императора Константина (313-324 г. н.э.).
DSC_3114

7. Ступня статуи императора Константина.
DSC_3104

8. Статуя сидящей богини Ромы, покровительницы Рима. (117-138 г. н.э.)
p112

9. Статуя плененного варварского царя (II в. н.э.)
p111

10.
DSC_3119

11.
DSC_3120

12.
p114

Количество всевозможных бюстов известных людей в музее поражает воображение.
13.
DSC_3135

14.
DSC_3139

15. Бюст Тибериуса (слева)
DSC_3140

16.
DSC_3145

17. Бюст Адриана
DSC_3152

18.
DSC_3217

19. Антверпенский гобелен из серии, представляющей историю Семирамиды.
p115

Зал фронтона
Скульптуры и украшения из разноцветной терракоты были частью фронтона римского храма Республиканской эпохи (середина II века до н.э.). Основной темой изображения является сцена жертвоприношения шести животных Марсу и двум женским божествам, в то время как небольшой рельеф, установленный в верхней части крыши, иллюстрирует борьбу Геракла против морского чудовища для освобождения Гесионы.
20.
p116

21.
DSC_3153

22.
DSC_3185

Cо смотровой площадки на крыше дворца Консерваторов открываются интересные виды на Рим. Заодно можно взять чашечку кофе и пирожное в кафетерии, сесть за столик на свежем воздухе и немного отдохнуть.
23.
p118

24.
DSC_3170

25.
DSC_3167

26. До собора св. Петра в Ватикане по прямой всего-то 2,6 километра.
DSC_3165

27. Древнеримская колесница
DSC_3187

Статуя Афродиты, выходящей из воды, по другим данным — идеализированный портрет Клеопатры VII из Египта. Также известна как Венера Эсквилинская (I в. н.э.).
28.
DSC_3211

29.
p126

30.
p127

31.
DSC_3208

Бюст императора Коммода в образе Геракла в шкуре льва и с золотыми яблоками Гесперид. В последние годы правления император стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом, сыном Аврелия, а Геркулесом, сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть коммодом, сентябрь — геркулесом, октябрь — непобедимым, ноябрь — преодолевающим, декабрь — амазонским. В 190 году переименовал Рим в Город Коммода. Сенат не возражал и удовлетворял все самые нелепые просьбы императора.
32.
p120

33.
DSC_3212

Зал Хорти мецената
34. Борющийся Геракл. Копия с греческого оригинала.
DSC_3229

35. Статуя сатира Марсия. Копия с греческого оригинала. II в. н.э.
DSC_3223

36. Фонтан в виде роговидного стакана (ритона)
DSC_3225

37. Статуя собаки
DSC_3230

38.
DSC_3226

39.
DSC_3224

Галерея
40.
DSC_3231

41.
DSC_3232

42.
DSC_3213

43. Монумент в честь Чарльза I Анжуйского, короля Сицилии и сенатора Рима (ок. 1277)
DSC_3252

44. Статуя женщины в хитоне
DSC_3200

45. Статуя женщину в пеплуме, копия греческой скульптуры
DSC_3205

46. Статуя Гигиеи
DSC_3215

47. Отдыхающий сатир
p145

48. Бронзовая статуя коня, явно на коне когда-то сидел всадник. С авторством имеются разночтения: то ли это работа Лисиппа, то ли Гегия Афинского (учителя Фидия).
p119

49. Танцующая менада. I-III в н.э. копия с греческого оригинала Каллимаха V в. до н.э.
DSC_3222

Экседра Марка Аврелия
В грандиозном стеклянном зале, построенном внутри дворца Консерваторов, сегодня экспонируются конная статуя Марка Аврелия, бронзовая позолоченная статуя Геракла и остатки бронзового колосса Константина.
50.
DSC_3190

51.
DSC_3197

52.
DSC_3192

53.
DSC_3193

54. Лев, атакующий лошадь. В 1594 году ученик Микеланджело Руггеро Баскапе добавил лошади голову, ноги и хвост, а льву — задние лапы.
DSC_3194

55. Статуя Геркулеса (позолоченная бронза, II век до н.э.)
p128

Зал Горациев и Куриациев. В большом зале до открытия музея заседал Общественный Совет. Даже сегодня зал часто используется для важных церемоний, таких как подписание Римского договора. Украшение этой большой комнаты — фрески работы Джузеппе Цезари конца XVI века. Эти фрески изображают исторические эпизоды Древнего Рима. К сожалению, зал находился на реставрации, поэтому полностью его показать не получилось.
56.
p129

Две монументальные статуи пап обращены друг к другу на двух коротких сторонах комнаты: одна изображает Урбана VIII в мраморе работы Бернини и его учеников (1635-1640), в то время как бронзовая статуя Иннокентия X является работой Альгарди (1646-1650).
57.
p130

Зал триумфов (Зал торжеств)
Фрески, которые проходят вдоль верхней части стен, созданы Микеле Альберти и Якопо Роккетти в 1569 году. Они изображают триумф Луция Эмилия Павла над королем Македонии Персеем. Кессонный деревянный потолок остался единственным среди созданных во дворце Фламинио Болонье. В этом зале также установлены большие бронзовые скульптуры Капитолийского Брута, Спинарио и Камилла.
58.
p133

59.
DSC_3269

60.
DSC_3268

61.
DSC_3270

62.
DSC_3272

63.
DSC_3273

Зал капитанов
В комнате проводились заседания Секретного совета и Трибунала Консерваторов. Его современное название связано с наличием скульптур конца XVI века и первых десятилетий XVII века в честь прославленных генералов, отличившихся в боевых действиях. Были повторно использованы древние вооруженные скульптуры, современные скульпторы завершили недостающие части. Фрески на стене работы Томмазо Лаурети конца XVI века. Они относятся к ранней республиканской эпохе и в виде гобеленов иллюстрируют различные эпизоды древней римской доблести. Комната также содержит каменные скрижали и портретные статуи известных людей и начальников Папской Милиции.
64.
p134

65. Марко Антонио Колонна (1535-1584), который командовал папским флотом в битве при Лепанто против турок (1571).
p132

66. Битва при Регильском озере — главное сражение Первой Латинской войны
p131

67. Правосудие Брута
DSC_3261

68. Величественная статуя в честь Карло Барберини, брата папы Урбана VIII (1623-1644): Джан Лоренцо Бернини работал над портретом, а Альгарди завершил скульптуру с щитом и оружием.
DSC_3267

69.
p135

70.
DSC_3266

71. Кессонированный потолок Зала Капитанов с расписными полотнами, иллюстрирующими «Освобожденный Иерусалим».
DSC_3337

Зал волчицы
С тех пор как в середине XVI века, когда был открыт зал с тремя арочные лоджии, здесь находится бронзовая Капитолийская волчица, кормящая Ромула и Рема. Волчица стала символом Рима. Согласно последним исследованиям, вероятная дата создания статуи находится между 1021 и 1153 годами. В стены встроены фрагменты консульской и триумфальной фастий, списки магистратов и триумфальных победителей со времен республики до Августа.
72.
p137

73.
p136

74.
DSC_3297

75.
DSC_3304

76.
DSC_3307

77. Авторство скульптур младенцев Ромула и Рема, очевидно выполненных в другой манере, было документально зафиксировано. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке.
DSC_3305

Зал гусей
Изобразительные украшения комнаты восходят к середине XVI века времен понтификата Папы Павла III. Фриз состоит из небольших панелей с игривые сцены на фоне реальных или воображаемых ландшафтов, чередующихся с военными трофеями и цветочными и фруктовыми триумфами. Два бронзовые гуся XVIII в. дали комнате свое название. В комнате стоят бронзовая ваза в виде бюста Исиды и голова Медузы работы Бернини.
78. Меж двух гусей стоит бюст Микеланджело.
p138

79.
DSC_3308

Зал орлов
Прекрасные деревянные потолки с нарисованными пейзажами чередуются с резными золочеными розетками. Фриз ниже того же периода, что и в зале гусей, имеет ряд панелей, отображающих вид на Рим. Овальные медальоны показывают некоторые эпизоды из истории республиканского Рима. Небольшие бронзовая и мраморная статуи, украшенные символами плодородия и головами животных, являются копиями греческих статуй из храма Артемиды в Эфесе. Два мраморных орла дали комнате свое название.
80.
Eagle

81.
p139

Зал гобеленов
На фресках изображены сцены из жизни Сципиона. Зал украшен репродукциями древних статуй, изготовленными в середине XVI века, в то же время, как и позолоченной резной деревянный потолок. В XVIII веке был установлен трон, чтобы использовать во время папских визитов и зал был украшен гобеленами из римского завода Сан-Микеле и богато резной мебелью. Изображения на гобеленах Доменико Корви показывают исторические и легендарные эпизоды древнего Рима и воспроизводят картины известных художников, в том числе Рубенса и Пуссена.
82.
p140

83.
DSC_3318

Зал Ганнибала
Из всех комнат XV в. Дворца консерваторов это единственная комната, которая сохранила свои первоначальные пропорции. Комната украшена фресками, датируемыми первой декадой XVI века и традиционно приписываемыми Якобу Рипанда. На фресках изображены эпизоды Пунических войн в четырех сценах. Ниже проходит длинный фриз с нишами, где установлены бюсты римских генералов.
84.
p141

85.
DSC_3319

Часовня
Часовня Девы Марии и святых Петра и Павла, святых покровителей Рима, которые изображены на потолочных фресках, выполненных в то же самое время, что и лепные украшения Микеле Альберти и Якопо Роккетти в третьем десятилетии XVI века. Часовня была расписана и украшена позолоченной лепниной Джакопо Рипандо и Мишель Альберти с 1575 по 1578 гг. Картина на апсиде показывает Богоматерь во славу между святых Петра и Павла (1577-1578), которые передают город Рим под покровительство Богородицы. Картины, изображающие четырех евангелистов и других святых, завершили оформление часовни в XVII веке.
86.
p142

87.
DSC_3336

88.
DSC_3331

89.
DSC_3330

Несколько экспонатов я так и не смог правильно идентифицировать. Если кто подскажет – буду благодарен.
90.
DSC_3216

91.
DSC_3218

92.
DSC_3254

93.
p143

94.
p144

95.
DSC_3345

Несколько небольших фильмов о Дворце Консерваторов

Внутренний двор

Зал Хорти мецената

Экседра Марка Аврелия

И фильмы, рассказывающие о том, что мы по той или иной причине не увидели:
Зал Горациев и Куриациев (реставрация)

Кабинет Венеры (скульптура была временно передана в другой музей)

Пинакотека (не успели посмотреть, о чем весьма жалеем)

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.