Рим. Термы Диоклетиана

Термы Диоклетиана — руины древнеримских бань рядом с современной площадью Республики в Риме. Строительство терм началось в 298 году. В 305 году они были освящены в честь римского императора Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. Бани площадью более 13 га построены по плану, сходному с термами Каракаллы и термами Траяна.
1*.
Piranesi-17038 Так выглядели термы на макете.
2.
%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82

Макет достаточно точно соответствует плану терм, изображенному на старинной гравюре.
3*.
Piranesi-1074

Сооружения терм вмещали до 3200 человек; сады были украшены фонтанами и павильонами. Водоснабжение терм осуществлялось через акведук Марция.
4*.
Piranesi-1050

Также было роскошным и убранство терм: облицовка мрамором, уникальные мозаичные полы, галереи со статуями богов и журчащими фонтанчиками.
5.
%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD1

Термы выполняли функции не только бань, они служили местом отдыха, общения, очагом культурной и общественной жизни города. Вход в них разрешался всем свободным гражданам. На территории комплекса были разбиты сады с павильонами, фонтанами, мраморными скульптурами, здесь же находились залы для собраний, амфитеатр, библиотека и гимнастический зал.
6.
%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%B7

Термы Диоклетиана в современном виде — это площадь Республики, на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, некоторые помещения занимает Национальный римский музей с собранием римского и греческого искусства. Один из круглых залов терм перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме.
Часть развалин в 1889 году была перестроена под музей.
7.
p037

Термальное, или Диоклетианово, окно — окно, которое две вертикальные стойки (средники) делят на три отделения — центральное пошире и боковые поуже. Такие окна типичны для римских терм Диоклетиана. В эпоху Ренессанса великий итальянский архитектор Андреа Палладио возродил термальные окна, переработав античную форму в так называемое венецианское окно. С тех пор окна Диоклетиана прочно вошли в арсенал приёмов палладианства и его преемников.
8.
DSC_2612

Площадь Республики
До 1950-х годов площадь назвалась Экседра. Это название до сих пор употребимо среди местных жителей. Старое название произошло от большой экседры терм Диоклетиана — полукруглой глубокой ниши с полукуполом. Форма античной экседры повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые палаццо с портиками были возведены в 1887-1898 гг. по проекту архитектора Гаетано Коха. На площадь выходит фасад церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. В центре площади расположен фонтан Наяд, созданный скульптором Марио Рутелли в 1901 году.
9*.
p820

10.
DSC_6765

Фонтан наяд [41.9030117N 12.4984825E]
В последнем десятилетии своего понтификата Папа Пий IX заказал и финансировал реконструкцию древнего акведука Марция, который был сильно поврежден готами в шестом веке, и с тех пор остался неиспользованными. Строительство нового акведука было поручено в 1868 году компании «Acqua Pia Antica Marcia SpA», которая была долгое время одним из основных поставщиков водоснабжения города. Завершиться акведук планировалось большим фонтаном. Первый вариант фонтана был построен в 1870 году немного не в том месте, где он находится сейчас. Это был простой большой круглый бассейн, из которых выбивалось большое количество струй воды, направленной к центру. Композиция завершалась пятью вертикальными струями воды, причем центральная гораздо более высокая. Несколько лет спустя, в 1888 году, архитектор Алессандро Геррири полностью изменил внешний вид фонтана. Он стал состоять из трех концентрических круговых чашек на разных высотах, размещенных на восьмиугольном основании. Была попытка установить четырех львов, но она не увенчалась успехом, и проект был оставлен. Следующий проект работы скульптора Марио Рутелли, был построен и открыт в 1901 году. Фонтан наяд украшали четыре обнаженные женские фигуры из бронзы, изображающие наяд: Нимфа озер, держащая лебедя, Нимфа рек, лежащая на монстре рек, Нимфа подземных вод, лежащая на спине дракона, и Нимфа океанов верхом на морском коньке.
11*.
%D0%9D%D0%B8%D0%BC%D1%84%D1%8B

В 1912 году, наконец, фонтан получил свой окончательный внешний вид с установкой в центре группы Глауко — обнаженной мужской фигуры, захватывающей дельфина и символизирующей владычество человека над естественной силой. Изо рта дельфина выходит центральная струя фонтана. Полностью работа была открыта в 1914 году.
12.
DSC_6865

13.
Fontana_delle_naiadi

Национальный музей Рима [41.9030157N 12.4984127E]
Национальный римский музей был открыт в 1889 году. В состав национального римского музея входит Музей терм, в котором хранится коллекция известных античных скульптур: «Трон Людовизи», «Дискобол», «Кулачный боец», «Галл, убивающий свою жену» и многие другие, ранее находившиеся в термах Диоклетиана и Каракаллы.
14. Вход в музей
DSC_2611

15.
DSC_2619

Музей располагает на сегодняшний день одним из богатейших собраний античной скульптуры. В залах античных терм Диоклетиана представлены коллекции надписей и скульптур.
16.
p036

17.
p038

18.
p039

19*. Коллекция античных масок
%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8

20. Октагональный зал музея
%D0%9E%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%BB

Сад музея
21.
DSC_2639

22.
DSC_2655

23.
DSC_2640

24.
p040

25.
DSC_2641

26.
DSC_2654

27.
DSC_2645

28.
DSC_2650

29.
DSC_2651

30.
DSC_2652

На территории терм перед входом в музей также можно увидеть несколько весьма оригинальных скульптур.
31.
DSC_2616

32.
DSC_2617

33.
DSC_2630

В залах музея выставлено множество древних скульптур, надгробий, масок и других древних экспонатов.
34.
%D0%97%D0%B0%D0%BB10

35.
%D0%97%D0%B0%D0%BB11

36.
%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B92

37.
%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B93

38*.
%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F

39*.
%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D0%B8

Большой клуатр
40.
%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D1%802

41.
%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D1%80

42.
%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D1%803

В центре большого клуатра среди зеленых насаждений что-то высматривают различные животные.
43*.
%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B1

44*.
%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B2

Малый клуатр
45.
%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B9%20%D0%BA%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D1%80

Национальный римский музей сегодня — комплекс из пяти объектов, посвящённых римской истории: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо, Палаццо Альтемпс, Крипта Бальби и Музей Палатино. Этот музей считается одним из лучших по устройству экспозиции, организации работы, удобству для посетителей. По одному входному билету можно посетить 4 объекта: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, крипта Бальби. Действует билет 3 дня.
46.
%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B91

В 1563 году, по распоряжению папы, Микеланджело провёл реконструкцию развалин центрального зала бань. Развалины были превращены в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели. Церковь очень интересная, с углубленным изучением астрономии. Ей будет посвящен отдельный пост, который опубликую в ближайшее время.
47.
p804

Сан-Бернардо-алле-Терме [41.9036226N 12.4944699E]
Сан-Бернардо-алле-Терме — монастырская церковь ордена цистерцианцев, посвящённая св. Бернару. Изначально здание церкви, возможно, служило сферистериумом (залом для игры в мяч), входящим в состав терм Диоклетиана. В 1593 г. этот участок земли купила племянница папы Юлия III и пожертвовала на постройку монастыря. Его строительство продолжалось до 1598 года, перестройка церкви была завершена в 1600 году.
48.
Church%20of%20San%20Bernardo

Строение купола церкви сходно с Пантеоном, однако значительно меньше в диаметре (всего 22 м).
49.
Church%20of%20San%20Bernardo%20dome

С 1670 года церковь является титулярной, в этом же году проводились первые реставрационные работы: обновлено внутреннее убранство, встроен орган, улучшен хор, на фасаде появилась фреска, изображающая св. Бернара. Последняя реставрация проводилась в 2000 году. В нишах церкви находятся 8 статуй святых работы Камилло Мариани.
50.
San%20Bernardo5

51. Главный алтарь
San%20Bernardo1

Алтарь св. Бернарда Клервоского
Алтарь св. Бернарда Клервоского пышно украшен скульптурами с древними зелеными колоннами. Алтарная картина «Видение святых, которые пролетают в экстазе, чтобы встретить Иисуса, снимаемого с креста» итальянского художника Джованни Одацци заменила другой холст кисти Томаса Лаурети.
52.
San%20Bernardo2

Алтарь св. аббата Роберио
Алтарь св. аббата Роберио, воспитанника Святого ордена цистерцианцев, оформлен аналогично алтарю св. Бернарда. На картине кисти Джованни Одацци изображена Богородица с младенцем, св. Иоанном, св. Иосифом и св. Роберто. Мадонна надевает на палец кольцо, символ защиты и преданности.
53.
San%20Bernardo3

Захоронение Иоганна Фридриха Обербека, лидера назарейцев, художника, графика и иллюстратора.
54.
San%20Bernardo6

Кроме того, совсем рядом с термами Диоклетиана можно увидеть пару достопримечательностей.
Обелиск Догали [41.9021613N 12.4974632E]
Это один обелиск из двух, привезенных из Гелиополиса. Второй теперь установлен в садах Боболи во Флоренции. Изначально монумент был привезен в храм Исиды в Риме. Найден в 1883 году Родольфо Ланциани около Санта-Мария-сопра Минерва. В настоящее время памятник посвящен в честь битвы около Догали. Место расположения современного обелиска сменилось с площади перед вокзалом Термини на нынешнее в 1924 году.
55.
Dogali-obelisk

Статуя Иоанна Павла II работы Оливьеро Райналди под названием Conversazioni (разговоры) установлена 18 марта 2011 г. [41.9019976N 12.4989974E]. За «спиной» памятника центральная автобусная станция Рима (станция Термини).
56.
DSC_2610

Напоследок для лучшего понимания предлагаю посмотреть видео с трехмерной моделью древних терм Диоклетиана.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.