Рим. Базилика святых Вонифатия и Алексия

Базилика святых мученика Вонифатия (Бонифация) и Алексия человека Божия расположена на Авентинском холме [41.8837724N 12.4787199E] и сегодня предстает в стиле барокко, обретенном после кардинальной реконструкции, произведенной в середине XVIII века. Собор имеет старинное происхождение. Считается, что его первоначальная постройка восходит к концу V века, когда на Авентине в доме состоятельной семьи Евфимиана и Аглаиды — родителей святого Алексия — была сооружена часовня, в которой разместились его останки. Здесь прошли последние семнадцать лет жизни св. Алексия. Сведения о почитании святого мученика Вонифатия, чьи мощи сохранялись в этой часовне, относятся к началу VII века. В 977 году церковь св. Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII бежавшему от мусульманских притеснений митрополиту Сергию Дамасскому. Сергий основал здесь монастырь, в котором жили монахи греческого и латинского обряда. С прибытием на Авентинский холм греческих монахов связывается почитание святого Алексия, имя которого появляется в римских святцах в X веке. В 986 году монастырский храм был освящен уже в честь двух святых — Вонифатия и Алексия.
1.
p1015


В понтификат папы Гонория III церковь была перестроена в трехнефную базилику, боковые нефы которой были отделены от основного аркадами, опирающимися на восемь колонн с каждой стороны. При перестройке в 1216 году мощи св. Алексия были обретены и помещены под главным престолом базилики.
2.
p1016

При этом же папе пол базилики [22], сохранившийся и при последующих перестройках, был выполнен в стиле Космати. В пол вмонтировано некоторое количество захоронений. Напольное покрытие было отреставрировано де Маркисом в XVIII веке.
3.
DSC_7930

4.
DSC_7907

В 1426 году монастырь и базилика были переданы папой Мартином V ордену иеронимитов-обсервантов, которые владели ими в течение последующих четырёх веков. Иеронимиты внесли некоторые изменения в облик базилики в конце XVI — начале XVII веков. Свой нынешний вид базилика приобрела в результате значительной перестройки, начатой иеронимитами в преддверии юбилейного 1750 года и завершенной в 1755 году. Работы велись по проекту Джованни Баттиста Нолли, а после его смерти были завершены римским архитектором Томмазо де Марки. В результате перестройки базилика приобрела нынешний барочный вид и размеры: 50 метров в длину, 23 — в ширину и 19 — в высоту. Были сохранены крипта и колокольня XII-XIII веков, а также венчающий тимпан византийский крест X века. Романская кирпичная колокольня XII-XIII веков (подобная колокольням Санта-Мария-ин-Космедин, Санта-Сесилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-Маджоре, Санта-Мария-ин-Трастевере) имеет высоту более 30 метров.
5.
DSC_7875

В 1846 году базилика была передана папой Пием IX нынешним владельцам — Братству клириков Сомаски. При них были завершены работы по отделке главного нефа под руководством Микеле Оттавиани и апсиды под руководством Карло Гавардини (1811-1869) из Пезаро.
6.
%D0%91%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F

Фасад XVIII века базилики [1] напоминает очертания церкви Святых Апостолов. Крест, венчающий тимпан, выполнен в X веке в византийском стиле и является одним из немногих свидетельств о храме, существовавшем до перестройки XII века.
7.
%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4

Для дальнейшего изучения интерьера церкви лучше воспользоваться планом, обозначения на котором будут соответствовать номерам в квадратных скобках в тексте поста.
8.
%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Гипсовая скульптура папы Бенедикта XIII [2] создана в 1752 году по заказу кардинала Анджело Марии Куэрини, который финансировал реконструкцию базилики в 1750-1755 годах.
9.
DSC_7874

Слева на фото один из двух канделябров в форме дьякона [4, 5], которые по всей вероятности ранее украшали кенотаф папы Гонория IV. Их автором считается скульптор из школы Арнольфо ди Камбио.
10.
DSC_7960

Главный (центральный) неф.
11.
p1014

Потолок главного нефа. Орнаментальное оформление свода центрального нефа выполнил мастер Микеле Оттавиани.
12.
p1012

13.
p1013

Левый неф.
14.
p1000

Правый неф
15.
DSC_7880

Дальнейший «обход» осуществим от портала [3] по часовой стрелке.
Капелла святого Алексия [21] устроена в XVIII веке на месте, где находился кенотаф папы Гонория IV. Работа по обустройству барочной капеллы осуществлены римским декоратором и скульптором Андреа Бергонди.
16.
p1001

За алтарём капеллы находится гипсовая статуя святого Алексия, облечённого в одежду пилигрима со странническим посохом в руке, умирающего в каморке под лестницей. Позолоченная деревянная лестница, помещённая в стеклянный футляр, является, по местному преданию, подлинной лестницей из дома родителей святого Алексия.
17.
DSC_7943

Картина Жана Франсуа де Труа «Святой Иероним Эмилиани препоручает осиротевших девочек Божией Матери» (1749) [19]. Иероним Эмилиани — священник, основатель монашеской конгрегации «Регулярные клирики Сомаски». Под картиной установлено захоронение Доменико Саваре, священника братства Клириков Сомаски, прославившегося делами милосердия.
18.
p1002

Колодец дома, считающегося домом святого Алексия [20]. Глубина колодца 5 метров.
19.
DSC_7888

Капелла блаженного Иеронима и святой девы Марселлы [18]. Заалтарный образ титульных святых выполнен в середине XVIII века неизвестным мастером римской школы.
20.
DSC_7894

Копия начала XX века картины Пьетро Гальярди «Святой Иероним, молящийся Богоматери» [17]. Оригинал находится в одном из приютов Клириков Сомаски.
21.
p1003

В левой части трансепта находится капелла святого Иеронима Эмилиани [15] — основателя ордена Клириков Сомаски. Первоначально на этом месте находилась частная капелла семьи Гвиди ди Баньо. Клирики Сомаски, получив базилику от папы Пия IX в 1846 году, посвятили капеллу своему основателю. Работы по перестройке капеллы были осуществлены под руководством Микеле Оттавиани. За алтарем находится картина Карло Гавардини «Святой Иероним с сиротой перед Мадонной».
22.
p1008

23.
p1009

На пересечении осей главного нефа и трансепта находится главный престол базилики [14]. Под престолом в мраморном саркофаге почивают мощи святых Вонифатия и Алексия, о чём свидетельствует надпись «S BONIFATI MART(yr) S ALEXII CONFE(ssor)». Богато украшенный киворий, осеняющий алтарь, сооружён в конце XVI века, а престол приобрёл современный вид в результате перестройки середины XVIII века.
24.
p1004

25.
DSC_7895

26.
p1010

За главным престолом в полу имеется несколько захоронений [12]. По объективным причинам все их сфотографировать не удалось. Самое примечательное из них — могила Джана Винченцо Гонзага из Палермо [12b], первого (с 1587) кардинала — титулярного настоятеля базилики.
27.
DSC_7908

Каменная плита [13а] с ранее существовавшего престола была сохранена и помещена вертикально в апсиде за горним местом. Эта плита обрамлена двумя изящными маленькими мраморными колоннами [13b] в стиле Космати (около 1180 г.). Эти две колонны ранее находились в базилике Сан-Бартоломео на Тибрском острове и были перемещены в Сант-Алессио в 1638 году. Семнадцать идентичных колонн, оставшихся в Сан-Бартоломео, исчезли в конце XVIII века из разграбленного французскими войсками храма.
28.
%D0%A5%D0%BE%D1%80%D1%8B

Оформление апсиды и антрвольтов крестовины выполнил художник из Пезаро Карло Гавардини.
29.
DSC_7929

В правой части трансепта в 1674 году аббатом Анджело Порро была устроена капелла Святых Тайн (Святого Причастия) [11]. Капелла последовательно была реконструирована во время общей перестройки базилики в 1750-1755 годах, обновлена в 1814 году на средства бывшего испанского короля Карла IV, жившего в Риме в монастыре Сант-Алессио после своего удаления из Испании, и тщательно отреставрирована в 1935 году Антонио Муньосом. Дарохранительница относится к эпохе Возрождения.
30.
p1007

Над алтарём капеллы Святых Тайн находится почитаемая чудотворной икона Божией Матери «Мадонна ди Сант-Алессио». По местному преданию образ, написанный евангелистом Лукой, был привезён в Рим митрополитом Сергием Дамасским в 977 году, и это и есть Эдесская икона Божией Матери, от которой эдесскому церковному сторожу был глас Богородицы, назвавший Алексия человеком Божиим. Современные исследователи называют временем создания иконы XII-XIII века. На иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца, немного склонённой в правую сторону, её правая рука обращена вверх, а левая простёрта к молящимся, что подчёркивает Её непрестанное ходатайство перед Сыном за всех христиан. В Риме помимо Мадонны-ди-Сант-Алессио существует ещё одна похожая икона — образ «Жертвенник Небесный» (Мадонна Арачели) в базилике Санта-Мария-ин-Арачели. В 1645 году Мадонна-ди-Сант-Алессио была коронована по папскому указанию.
31.
DSC_7928

Памятник княгини Элеоноры Буонкомпаньи (Андреа Фучинья, 1704) [9] по эскизу Джованни Батиста Контини. Памятник был перенесен в базилику в 1936 году из разрушенной церкви Санта-Лючия-деи-Джиннази.
32.
DSC_7906

Капелла Распятия с алтарным образом середины XVIII века [8].
33.
p1011

Кенотаф кардинала Метелло Бики [6], титулярного кардинала базилики, архиепископа Сиены.
34.
p999

К правой стене церкви и монастыря Сант-Алессио примыкает небольшой апельсиновый сад, выходящий к набережной реки Тибр. Апельсины, говорят, очень кислые и невкусные. Рвать их по этой причине не рекомендуется.
35.
p1017

Небольшой старинный фонтан [41.8836706N 12.4790807E].
36.
DSC_7967

Памятник Жанне д’Арк [41.8839391N 12.4788004E]
Статуя французского скульптора Массимо Реал дель Сарте изображает святую Жанну во время последних минут своей жизни, сжигаемую на костре, языки пламени которого лижут ее ноги. Скульптор пожертвовал статую Риму в 1935 году, но она была открыта и освящена позже из-за Второй Мировой войны.
37.
DSC_7973

Еще один фонтан [41.8840899N 12.4788795E].
38.
DSC_7974

С высокого берега Тибра открывает прекрасный вид на Рим.
Министерство культурного наследия [41.8851542N 12.4762952E]. Расположено в здании бывшего приюта Сан-Микеле, построенного в конце XVII века. На дальнем плане Собор Святого Петра в Ватикане.
39.
DSC_7975

Вид на Капитолийский холм. Дистанция до Капитолийского холма около километра. Из наиболее выделяющихся объектов (слева направо): Витториано, Дворец сенаторов с колокольней, кусочек дворца Россиньоли-Паллавичини на Квиринале, Башня милиции и церковь св. Луки и Мартина.
40.
DSC_7977

Честно признаюсь: первый раз встретил высококачественную видеосъемку, сделанную с использованием квадрокоптера внутри церкви, в том числе тех мест, куда обычным туристам доступа нет. Обязательно посмотрите на большом экране, получите большое удовольствие.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.