Сарагоса. Собор Сан-Сальвадор (собор ла-Сео)

Стены кафедрального собора Сан-Сальвадор (собор Спасителя) хранят свидетельства многолетней истории развития архитектуры в Сарагосе. Легенда гласит, что собор был построен на том самом месте, где в 40 году произошло чудо явления Богоматери апостолу Иакову [41.6547737N -0.8756983W]. В VIII в. здесь воздвигли христианский храм. После захвата города маврами собор был превращен в мечеть и был восстановлен только после освобождения города испанцами. Он впитал в себя различные стили, однако готическое направление все же прослеживается в большей степени. Собор ла-Сео в числе памятников стиля мудехар, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 11 ноября 1998 года после длительной реставрации кафедральный собор Спасителя был торжественно открыт королем Хуаном Карлосом I и королевой Софией.
1.
zar110

С 1204 года до начала XV века все арагонские короли короновались в Ла Сео в соответствии со специальной привилегией, дарованной папой Иннокентием III. Это была торжественная церемония. Ночь перед коронацией властитель проводил в карауле во дворце Альхаферия. Затем процессия шествовала в Собор Спасителя, где начиналась пышная церемония, состоящая из четырех этапов: вручение оружия, помазание елеем, возложение короны и вручение королевских регалий, присяга фуэрос (уставу) и привилегиям королевства Арагон. После XV века короли приносили лишь присягу фуэрос Арагона. Здесь же происходили крещения, венчания, отпевания членов королевской семьи.
История собора впечатляющая. Собор Спасителя построен на месте древнеримского форума и главной городской мечети Тайфы Сарагосы, от которой до наших дней дошли остатки фундамента, а также михраба. Неподалеку от собора находится оригинальное ромбовидное здание музея форума Цезараугусты, где можно увидеть развалины старого римского Форума времён императора Тиберия — остатки рынка, канализационных труб, а также нескольких стен времён императора Августа, когда была основана Сарагоса.
2.
zar10

В 1118 году король Альфонс I Арагонский завоевал Сарагосу, после чего в 1140 году началось разрушение старой мавританской мечети и строительство нового христианского храма в романском стиле под патронатом епископа Сарагосы Падро Тарроха. 4 октября 1121 года король Альфонс I Арагонский возглавлял церемонию освящения собора, посвященного имени Сан Сальвадора (святого Спасителя) или Преображению Господню. Впоследствии, вплоть до 1704 года (когда башня собора была украшена барочным шпилем), собор не раз перестраивали и расширяли.
Романские апсиды собора ла Сео с позднейшими дополнениями в стиле мудехар.
3.
zar107

4.
zar14

5.
zar11

В соборе Спасителя имеется три входа: западный вход на неоклассическом фасаде, вход святого Варфоломея и вход со стороны улицы Пабострия (датируется серединой XVI века).
6.
zar17

7.
DSC_1662

Есть еще один небольшой вход (ворота декана) в глубине Зала Капитула перед ризницей, который выходит на площадь святого Бруно. Этот вход, обрамленный ионическими колоннами с гирляндами и треугольным фронтоном, был построен в 1806 году Хосе Ярса и Лафуэнте.
8.
zar16

Главный вход находится с западной стороны собора, где во второй половине XVIII века был перестроен фасад в стиле барокко, заменивший главный вход XIV века в стиле мудехар (от него до сих пор остались некоторые фрагменты).
9.
zar23

Соборный ансамбль завершает колокольня в стиле барокко. Башня-колокольня была спроектирована в стиле римского барокко в 1683 году итальянским архитектором  Джованни Батиста Контини на месте старой башни в стиле мудехар. Колокольня представляет собой башню высотой 90 метров и состоит из четырёх этажей. Ширина колокольни уменьшается с каждым этажом.
10.
zar19

11.
DSC_1690

Нижний этаж колокольни построен из камня, а все остальные — из кирпича. Для орнамента (карнизы, балюстрада, скульптуры) использовался известняк. В 1787 году на втором этаже колокольни были установлены часы, украшенные двумя скульптурами Хоакина Аралии, которые символизируют время и бдительность. Третий этаж колокольни также украшен скульптурами этого мастера с изображением главных добродетелей. Контини не видел окончательный вариант колокольни, так как ни разу не был в Сарагосе.
12.
zar22

13.
zar20

Рядом со входом святого Варфоломея находится дом Декана. Арка декана с галереей была построена в XIII веке (согласно историческим источникам в 1293 году) как проход из собора Ла-Сео в новый дом настоятеля, который за большие заслуги перед городом обзавелся несколькими домами вокруг самого монастыря. В 1587 году в галерее появилась смотровая площадка с тремя обширными окнами в стиле платереско-мудехар, которые выходят на площадь святого Бруно. Затем галерея была украшена глиняной лепниной, которая напоминает убранство дверей и окон дворца Католических королей Альхаферия конца XV века.
14.
zar15

В 1360 году в стиле мудехар был перестроен главный фасад, к которому была пристроена паррокуэта — церковь архангела Михаила (Сан-Мигель) — усыпальница архиепископа Сарагосы в 1317-1345 годах Педро Лопеса де Луны.
15.
zar108

16.
zar12

Несмотря на то, что вход в собор платный, внутри собора фотографировать категорически запрещено, причем местные секьюрити относятся к соблюдению запрета очень ревностно. По этой причине и для полноты отчета я был вынужден все фотографии интерьера собора позаимствовать из Википедии (автор большинства фотографий https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Zarateman). Судя по ракурсам фотографий, они были сделаны «из-под полы».

Основные достопримечательности собора изображена на плане.
17.
Plan

Интерьер собора пропитан духом готики, что проявляется в освещении, в вытянутости пространства, в убранстве, использовании таких материалов, как кирпич и гипс. В готическом стиле построен хор (XV в.), погребальная капелла святого Михаила, где захоронен архиепископ Лопе Фернандес де Луна и главный алтарь из цветного алебастра. Главный алтарь был построен между 1434 и 1480 годами несколькими мастерами (Пере Хоаном, Франсиско Гомаром и Хансом де Суабия) и посвящен Спасителю. Алтарь достигает 16 метров в высоту и 10 метров в ширину и по праву считается главным шедевром поздней европейской готики.
18.
001

19.
049

По испанской традиции, в центре собора находится хор, построенный между 1445 и 1447 годами. Хор образован 117 сиденьями в готическом стиле, которые были созданы каталонскими каменщиками Франсиско и Антонио Гомар и художником Хайме Ромеу. Хор украшен решёткой из позолоченной бронзы со скульптурами Иисуса, апостолов Петра  и Павла, сделанных Хуаном Рамиресом около 1722 года из позолоченного дерева.
20.
031

21.
029

Орган сохраняет некоторые остатки готического органа 1469 года и труб, установленных с XV по XVIII век. Современный орган является результатом интегрирования сложных исторических частей прибора в период 1857-1859 гг.
22.
008

Траскоро собора Ла Сео.
23.
011

24.
021

25.
044

На сегодняшний день собор представляет собой церковь, состоящую из пяти нефов и шести пролётов, покрытых нервюрными сводами. Нефы в готическом стиле поддерживаются контрфорсами, характерными для стиля поздней готики: они закрыты стенами и образуют внутренние капеллы.
26.
104

27.
023

Средокрестие увенчано куполом в форме папской тиары, который был построен между 1505 и 1520 годами. Он сочетает в себе стили мудехар и готику, а также орнамент в ренессансном стиле. Купол имеет два уровня: первый — прямоугольный, а второй — в форме восьмиугольника. Ниши барабана купола украшены статуями арагонских святых. Нервюры свода тянутся от каждого из восьми углов и образуют восьмиугольную звезду.
28.
051

29.
052

30.
057

В соборную ризницу можно попасть через дверь в стиле мудехар с элементами эпохи Возрождения. В её интерьере сохранились многочисленные картины XVII и XVIII веков валенсийской и арагонской школ, среди которых стоит выделить картины «Непорочная Дева», «Суд Соломона» (Рубенс), «Побег в Египет» и «Мученичество апостола Петра». Также стоит отметить большой шкаф, где хранятся реликварии. Дверцы шкафа были расписаны Хосе Лусаном, учителем Гойи. Также в ризнице хранится дарохранительница, которая была создана ювелиром Педро Дамайсон между 1537 и 1541 годами из 218 килограммов золота.
31.
005

Баптистерий
32.
020

Капелла св. Христа. Капелла включает изображения распятого Христа, Mater Dolorosa (Марии) и св. Иоанна, созданные Арнау де Брюселас. Скульптуры находятся под навесом, опирающемся на колонны из черного мрамора. Они образуют одну из самых заметных скульптурных групп времен арагонского Возрождения.
33.
103

34.
102

35.
058

36.
022

37.
047

Помимо готического стиля, в интерьере собора также представлен мавританский стиль мудехар. Отчасти в этом стиле выполнены апсиды, купол собора, внешняя стена погребальной капеллы, а также её кровля из позолоченного дерева. Кроме того, ряд капелл кафедрального собора, в том числе капелла святого Бернарда, высеченная из алебастра, капелла Архангелов и святого Петра Арбуэса выполнены в стиле эпохи Возрождения. В целом в интерьере двадцати восьми капелл собора преобладают барочные, готические и ренессансные элементы.
38.
004

39.
046

40.
105

41.
037

42.
012

43.
034

Капелла Virgen Blanca (Белой Богородицы) часовня в стиле поздней готики с алтарем в стиле барокко и алтарными картинами Франсиско Химено. На полу лежат надгробные плиты архиепископов Сарагосы XVI-XVII вв.
44.
033

Капелла св. Михаила
45.
045

46.
015

47.
016

48.
017

Капелла св. Августина
49.
007

50.
042

51.
043

Капелла св. Бенито
52.
026

Капелла св. Бернарда. Это одно из величайших произведений арагонского Возрождения, созданная между 1549 и 1555 годами, в ней находится могила архиепископа Эрнандо де Арагона.
53.
024

54.
025

Капелла св. Марка
55.
040

Капелла св. Валерия
56.
019

57.
041

58.
048

Капелла св. Петра Арбуэса
59.
006

Капелла San Vicente Martir
60.
038

Капелла св. Джеймса Великого
61.
035

62.
036

Капелла св. Доминго
63.
009

64.
028

65.
010

Капелла Рождества Христова
66.
027

Капелла св. Елены (Пресвятого Причастия)
67.
018

Капелла свв. Петра и Павла. Алтарь украшен рельефными сценами из позолоченного дерева о жизни святых Петра и Павла.
68.
030

В Зале Капитула находится музей фламандских гобеленов, где представлены шестьдесят полотен XV-XVIII веков, что позволяет проследить этапы развития искусства гобелена. Благодаря этому коллекция музея считается одной из трёх лучших коллекций гобеленов в мире. Наиболее старинные полотна относятся к серии «Страсти», два из которых датируются первой третью XV века. Фотографировать внутри также категорически запрещено. Пришлось позаимствовать пару фотографий из недр интернета.
69.
tapices

70.
tapices2

При создании отчета были частично использованы материалы сайта http://www.cult-turist.ru.

Качественного видео, посвященного собору ла Сео, найти не получилось. Но кое-что посмотреть все-таки рекомендую.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.