Галопом по Европам. Часть 16. Величка

Итак, завершая посещение Кракова, мы совершили небольшое посещение соляной шахты в городе Величка, тем более что расстояние между городами всего-то около 10 километров.

%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B8

 

«Исторические Соляные копи в Величке — это единственный в мире горнопромышленный объект, работающий без перерыва от средневековья до наших дней. Её оригинальные выработки (штреки, спуски, эксплуатационные камеры, озёра, шахты, шурфы) общей длиной около 300 километров, расположенные на 9 уровнях, пролегающих до глубины 327 метров, показывают все этапы развития горной техники в отдельных исторических эпохах.»  Так звучит фрагмент обоснования записи Соляной шахты «Величка», произведенной 9 сентября 1978 года в I Список ЮНЕСКО из 12 объектов мирового культурного и природного наследия.
1.
IMG_5667

Издавна соль составляла основу экономики различных государств. В древние времена на польских землях она использовалась как платёжное средство, заменяя металлические деньги. Соль является необходимым элементом в питании человека. Также соль является природным консервантом, обеспечивающим хранение продуктов в зимнее время. В XVII веке на Руси существенное повышение акцизов на соль привело к Соляному бунту — одному из крупнейших восстаний в России.
Старейшим документом, проливающим свет на историю соляных шахт, является привилегия, данная Казимиром I в 1044 году, называющая Величку «magnum sal alias Wieliczka» (Большая соль Велички).
Итак, доехать до Велички не составило никакого труда. Парковок вокруг музея много, но все платные. Парковщик помог устроиться, и он же сообщил, что экскурсия на русском языке будет аж через 2 с лишним часа. Столько времени мы ждать не могли, поэтому оплатили экскурсию на английском языке, зато ждали ее минут 20. В полном соответствии с опасной спецификой объекта, в шахте действует жесткая дисциплина: самостоятельное пребывание внизу категорически запрещено. Экскурсовод пересчитывал нашу группу каждые несколько минут, дабы никто не смог потеряться.
В шахте отсутствует дневное освещение, поэтому фотографировать там сложно с технической точки зрения (низкая освещенность, не белый свет от ламп, ограничения по выбору мест фотосъемки, запрет на использование фотовспышки, невозможность использовать штатив). Кроме того, почти все стены штреков имеют темно-серый, переходящий в черный цвет. Природная соль также отнюдь не привычного белого цвета. Поэтому фотографии после необходимой цветокоррекции получаются почти что черно-белыми. Следствием слабой освещенности является недостаточная глубина резкости фотографий.

Итак, экскурсия началась. Спускаемся по деревянной лестнице и попадаем в околоствольный двор ствола Даниловича на I уровне (Боно) на глубине 64 м.
2.
IMG_5633

3.
IMG_5634

4.
IMG_5636

Издавна при строительстве шахты основным материалом являлось дерево. Оно было и доступно в прошлые века, и в условиях солевой атмосферы и постоянной температуры  практически не гниет.
Кстати, первое, что делают практически все туристы, спустившись в шахту, — это пробуют каменные стены шахты на вкус. Они действительно соленые! Пещеры, получающиеся в процессе выработки соли, называются камерами.

Камера Николая Коперника возникла к 1785 году в результате выработки глыбы зелёной соли. В первой половине XIX века здесь был установлен конный привод с вертикальным валом (его следы ещё остались на перекрытиях) для транспортировки соли с нижних уровней на первый (самый высокий). Памятник Николаю Копернику изваял из соляной глыбы скульптор Владислав Хапек в 1973 году. Николай Коперник, скорее всего, посещал соляную шахту, о чём напоминает эта скульптура, установленная в этой камере в 500-летнюю годовщину со дня рождения великого польского астронома.
5.
IMG_5642

6.
IMG_5644

7.
IMG_5643

Камера Яновице выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Здесь в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль.
Соль была найдена в Величке в первой половине XIII века, во времена правления краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого и его жены Кинги. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем, как выйти замуж, бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо чудесным образом вместе с залежами соли принеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.
8.
IMG_5646

9.
IMG_5649

10.
IMG_5645

11.
IMG_5647

Экскурсия продолжается. Вот этим деревянным бревнам несколько веков.
12.
IMG_5651

Сгоревшая камера выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа. Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива.
Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорала без взрыва. В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Чтобы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли «кающимися грешниками». Одетые во влажные одежды, они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры «кающихся грешников» вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек.
13.
IMG_5652

14.
IMG_5653

Камера Селец выдолблена в складке пластовой спизовой соли. В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли — «болванки» — они перекатывали, а бочки, наполненные мелкой солью, и куски поменьше — перетаскивали при помощи салазок, называемых «шлафами». В начале XVII столетия в копях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки. Значительно облегчили доставку к шурфам проложенные в 80-х годах XVII века деревянные откаточные полозья (уложенные попарно толстые буковые доски). По таким полозьям откатывались наполненные солью деревянные ящики или тележки, называемые «псами». «Псы» применялись для перевозки болванок, бочек и больших глыб соли; кроме того, в ящиках транспортировалась мелкая соль.
15.
IMG_5654

16.
IMG_5655

17.
IMG_5656

Идем дальше… В боковой выемке штрека Кунегунда остались следы от буров.
18.
IMG_5657

19.
IMG_5658

20.
IMG_5661

Камера Казимира Великого. Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого, выдающегося польского короля, который дал Краковским копям свод законов (устав).
В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, изваянный в соли скульптором Владиславом Хапкой.
21.
IMG_5666

Конный привод саксонского типа (XVIII века) является подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние. Механизм приводили в движение четыре лошади, запряжённые в тягловые рычаги. Конный привод снабжён вертикальным валом с расположенным сверху барабаном, на который наматывались конопляные канаты. Неотъемлемой частью привода было специальное устройство — «куншт»; расположенное в надшахтной части, оно служило для изменения направления троса (с горизонтального на вертикальное).
22.
IMG_5660

23.
IMG_5664

24.
IMG_5668

Камера Пескова Скала выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины — результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры — давняя лестница, выдолбленная в соли.
По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние.
25.
IMG_5687

В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест — старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли.
В камере видны следы современных методов обеспечения безопасности выработанных пустот. Для поддержки опадающих стен в горный массив вводятся многометровые прутья (анкера) сделанные из стали или из синтетических волокон. Закрепляемые смоляным клеем или цементным раствором они надёжно закрепляют стены и кровлю выработки.
26.
IMG_5673

27.
IMG_5675

28.
IMG_5677

29.
IMG_5678

30.
IMG_5679

31.
IMG_5680

Продольный штрек Кунегунда на глубине 90 метров.
Самой большой опасностью для соляных шахт на протяжении столетий, были перстные поверхностные воды, и воды, стекающие со скал окружающих месторождение. Попадая в копии, воды растворяли и выщелачивали соль. Оригинальные деревянные желоба служили для отвода подземных протечек в специальные резервуары (зумпфы), откуда воду направляли в специальные ёмкости на околоствольных дворах. Затем воду поднимали на поверхность в кожаных мешках (бульгах), либо в деревянных бадьях.
32.
IMG_5686

33.
IMG_5688

34.
IMG_5690

35.
IMG_5689

В камере стоят также гномы, вырезанные в соли Юзефом Марковским в начале XX века.
36.
IMG_5681

37.
IMG_5682

38.
IMG_5683

39.
IMG_5691

Околоствольный двор шурфа Кунегунда, соединяющий камеры Казимира Великого со II верхним уровнем (продольным штреком Кунегунда), возник в 1829 году. По этому шурфу транспортировали добытую соль из камер, расположенных на II верхнем уровне (братьев Марковских) на I уровень (Боно).
В глубине выработки видны многочисленные примеры вторичной кристаллизации соли. Это явление возникает в результате выпадения в осадок соединений соли из водных растворов горного массива. Они приобретают различную форму и окраску, в зависимости от конкретных условий (сталактиты, сталагмиты).
Гномы радуют самых маленьких туристов. Подземные добрые гномы охраняют соляное сокровище и помогают шахтёрам в работе. Соляные человечки напоминают старинных шахтёров: дробильщиков, носильщиков, возниц и плотников.
40.
IMG_5692

41.
IMG_5694

42.
IMG_5696

Часовня Св. Креста находится в выработке XIX века, где ещё сохранились следы ручной добычи соли. Ручная работа заключалась в выдалбливании расположенного в стене соляного блока параллелепипедной формы («клапца»), а затем отслаивании его от стены при помощи деревянных или стальных клиньев.
В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: распятие и Матерь Божья Победительница. У алтаря — фигуры двух коленопреклонённых монахов; сегодня их силуэты едва различимы.
43.
IMG_5697

44.
IMG_5698

45.
IMG_5699

Надеюсь, ни у кого нет сомнений в том, что «хрусталь» в люстре изготовлен из кристаллов соли?
46.
IMG_5700

Часовня св. Кинги возникла в 1896 году в камере, выдолбленной в глыбе зелёной соли. Впечатляют её размеры: длина — 54 метра, ширина — 15-18 метров, высота — 10-12 метров. Сама часовня расположена на глубине 101 метра. Часовня действующая: в главном алтаре в 1994 году установлены реликвии св. Кинги.
47.
IMG_5702

48.
IMG_5719

49.
IMG_5725

Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса — покровителя прихода в Величке. Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса.
50.
IMG_5710

51.
IMG_5720

52.
IMG_5704

53.
IMG_5716

Все соляные скульптуры и пресвитерий часовни созданы известным польским скульптором Станиславом Анёлом.
54.
IMG_5715

55.
IMG_5718

56.
IMG_5721

57.
IMG_5706

58.
IMG_5724

В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил младший брат Юзефа — шахтёр Томаш Марковский. Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев и трёх образов Марии в часовне Воскрешения.
В 1927-1963 гг. горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус, обучающийся в храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий.
59.
IMG_5707

60.
IMG_5708

61.
IMG_5708

62.
IMG_5711

В часовне создана соляная версия «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.
63.
IMG_5713

64.
IMG_5723

В 1999 году оформление часовни пополнились памятником Римского папы, поляка Иоанна Павла II, поставленным в знак благодарности за канонизацию Благословенной Кинги, которую совершил Иоанн Павел II во время последнего паломничества на Родину.
65.
IMG_5717

Образ часовни дополняют люстры из соляных кристаллов и пол, выполненный из цельного куска соли.
66.
IMG_5714

Перед входом в камеру Веймар установлен памятник Иоганну Вольфгангу Гёте, посещавшему соляные копи.
67.
IMG_5734

Камера Эразма Баронча интересна с точки зрения горного строительства, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Камера носит имя Эразма Баронча — директора соляных копей в 1917-1918 годах. В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом с концентрацией около 320 г соли на литр воды.
68.
IMG_5737

69.
IMG_5735

70.
IMG_5736

Камера Михаловице осталась после разработки в течение 100 лет глыбы зелёной соли (XVII-XVIII вв.). Эта выработка уникальна, как своими размерами, так и способом обеспечения безопасности. Кровля камеры доходит до 1 уровня. В 70-х годах XIX столетия она была укреплена деревянными балками («кругляками»). Крепление состоит из двух связочных колонн, подпирающих всю конструкцию. Между ними расположена деревянная лестница — уникальное произведение горных плотников. В начале XX века дополнительно сооружена стена из соляных кусков и бетонно-кирпичное крепление поперечного штрека Рараньча. В нижней части камеры находится подиум для оркестра и памятник шахтёру, вырезанный в соли Мечиславом Клюзкой.
71.
IMG_5727

72.
IMG_5731

73.
IMG_5729

74.
IMG_5732

Камера Юзефа Пилсудского возникла в начале XIX столетия: она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века.
Уже в XIX веке эта камера стала туристическим объектом. Её дно было залито соляным раствором. На плоту можно было переправляться по туннелю, соединяющему две камеры. На берегу озера в XIX веке установлена фигура св. Яна Непомука — покровителя тонущих.
75.
IMG_5742

76.
IMG_5744

77.
IMG_5747

78.
IMG_5749

79.
IMG_5751

Камера Станислава Сташица. Здесь добывалась соль на рубеже XIX-XX столетий. Это самая высокая камера на туристическом маршруте (первоначально её высота составляла 50 м, а после засыпки нижней части — 36 м). Впечатляют её правильные формы; на стенах можно увидеть чёткие следы старинных горных технологий (ручной работы при помощи клиньев, и отметки, сделанные красным цветом).
В 1944 году гитлеровцы пытались открыть здесь цех по сборке частей для самолётов. На подземном военном заводе работали поляки еврейского происхождения, собранные во временном концлагере, располагавшемся в парке Кинги. Незадолго до наступления советских войск фабрика была демонтирована, а обитателей концлагеря гитлеровцы уничтожили.
80.
IMG_5752

81.
IMG_5753

Хранитель сокровища. В месте, образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ («скарбник»).
Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копей. Таким духом был хранитель — он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.
82.
IMG_5755

Камера Варшава выдолблена в XIX веке в пласте спизовой соли. Это достаточно большая выработка (длина — 54 м, ширина — 17 м, высота — 9 м), из которой было добыто около 20 тысяч тонн соли. Благодаря своим размерам камера используется как зрелищно-спортивный зал.  В камере находится: концертная площадка (её украшает вырезанная в соли эмблема соляных копей) с эстрадой и антресолью. Здесь проводятся шахтёрские торжества, спортивные и туристические мероприятия, концерты, балы.
83.
IMG_5756

84.
IMG_5758

Камера Висла возникла в результате расширения в 1959-66 годах продольного штрека Висла. Вырезанные на стенах прохода даты — 1819, 1820 — время возникновения и этапы шахтёрских работ. Камера выдолблена в пласте спизовой соли. В 60-х годах XX века она стала местом отдыха для туристов. Здесь находится киоск, в котором можно купить сувениры и немного перекусить. Естественно, большинство туристов покупает сувениры, сделанные из соли.
85.
IMG_5759

По длинному тоннелю идем к шахтовому лифту, на котором нас и подняли наверх.
86.
IMG_5760

На выходе на парковке стояли симпатичные трициклы из Подмосковья.
87.
IMG_5762
Экскурсия закончилась. Нас ждал последний пункт путешествия — Брест.

При создании этого отчета были использованы текстовые материалы с прекрасного сайта соляной шахты Величка, за что им отдельно спасибо. Там можно найти много другой полезной информации о шахте.

Также в познавательных целях рекомендуем посмотреть пару фильмов.

Соляные копи Велички

Величка — Соль Земли
Часть 1

Часть 2

Часть 3

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.