Москва. ВДНХ. Музей ГОН. Выставка "Мотолегенды". Часть 1

На ВДНХ рядом с павильоном «Космос» в павильоне 54 в 2025 г. в рамках Музея Гаража особого назначения работает выставка «Мотолегенды». Представлены свыше 40 единиц уникальной техники, наглядно демонстрирующей эволюцию мотоцикла.
1.
karta-GON1

Коллекция охватывает все эпохи и стили мотоциклетной культуры — от первых моделей до современных супербайков.
2.
DSC_0175

Наряду с достопочтенными пращурами начала прошлого века в собрание вошли мотоциклы и мопеды советского периода, а также яркие представители ведущих мировых мотоциклетных заводов. Кстати, в будущем году популярнейшему транспортному средству исполняется 140 лет!
3.
DSC_0176

Техника начала XX в.
Зимой 1894-1895 гг. в Млада-Болеславе Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент организовали свою мастерскую по ремонту велосипедов, вскоре переросшую в небольшое предприятие по производству двухколесной техники. С появлением первых моделей велосипедов с бензиновым двигателем Лаурин и Клемент, в отличие от иных изобретателей, изначально решили использовать бензиновый мотор в качестве основного источника энергии для движителя, а педальный привод был лишь вспомогательным. Они сконструировали специальную ходовую часть, где двигатель размещался в средней части рамы. Так был создан первый образец мотоцикла классической компоновки. На нем использовали систему зажигания «на отрыв» собственной конструкции — с низковольтным магнето и размыкателем.
4.
DSC_0193

В 1903 г. впервые в Европе фирма «Лаурин и Клемент» выпустила модель с V-образным двухцилиндровым двигателем с рабочим объемом около 500 куб.см. Через два года появилась уже 800-кубовая версия CCR. Именно на такой машине гонщик Вацлав Вондржих в 1905 г. одержал победу в гонке в окрестностях французского города Дурдана. Мотоцикл без коробки передач имел ременной привод заднего колеса, на нем же устанавливался единственный тормоз — ленточный. Двигатель получил карбюратор испарительного типа, автоматические клапаны на впуске, срабатывавшие от разрежения в цилиндрах, и низковольтное магнето. В таком виде с небольшими изменениями модель выпускалась до 1908 г., когда фирма «Лаурин и Клемент», отказавшись от мотоциклов, полностью перешла на производство автомобилей, известных сегодня под маркой «Шкода».
5.
DSC_0180

Laurin & Klement CCR (Австро-Венгрия, 1905). Рабочий объем двигателя — 812 куб.см. Количество цилиндров — 2. Мощность двигателя — 5 л.с. Масса мотоцикла — 76 кг. Максимальная скорость — 85 км/ч. Годы выпуска — 1905-1908.
6.
DSC_0184

Двигатель De Dion-Bouton (Франция, 1895). Одноцилиндровый двигатель De Dion-Bouton — одна из первых в мире удачных конструкций силового агрегата для автомобиля. Французский инженер Жорж Бутон сумел создать простой, легкий и дешевый в производстве мотор, выпускавшийся с различными модификациями и усовершенствованиями до начала Первой мировой войны. Мощность одноцилиндрового двигателя за это время выросла с трех четвертей лошадиной силы до восьми. Первоначально устанавливался на моторный трицикл, затем на автомобили и моторные лодки, а также использовался как стационарный на небольших электростанциях и промышленных предприятиях. Многие производители автомобилей, трициклов и мотоциклов приобрели у фирмы De Dion-Bouton лицензию на производство мотора Жоржа Бутона, сделав его самым массовым двигателем конца XIX — начала XX в.
7.
DSC_0182

Moto Rêve Dux (Российская Империя, 1907). Рабочий объем двигателя — 300 куб.см. Количество цилиндров — 2. Мощность двигателя фирмы Moto Rêve — 1,5 л.с. Масса мотоцикла — 45 кг. Максимальная скорость — 60 км/ч. Годы выпуска — 1909-1912. Модель не имела ни сцепления, ни тем более коробки передач. Привод на заднее колесо — ременной, роль сцепления выполняет натяжной ролик с ручным приводом. С 1909 по 1915 г. в Российской Империи на московском заводе Дукс, основанном инженером Юлием Меллером, было собрано около 500 таких машин, ставших единственным серийным мотоциклом Российской империи.
8.
DSC_0187

Excelsior Autocycle 7C (США, 1912). Рабочий объем двигателя — 998 куб.см. Количество цилиндров — 2. Мощность четырехтактного V-образного двигателя — 7 л.с. Масса мотоцикла — 150 кг. Максимальная скорость — 80 км/ч. Годы выпуска — 1912-1914. Excelsior Autocycle 7C оснащен полным цепным приводом. Мотоцикл произведен на заводе Excelsior Motor Manufacturing & Supply Company, работавшим в Чикаго с 1907 по 1931 г. В 1912 году Excelsior стал первым мотоциклом, на котором официально была измерена скорость 100 миль в час (около 160 км/ч).
9.
DSC_0189

Мотоцикл «Indian Twin Board Track Racer» (CША, 1915). Рабочий объем двигателя — 999 куб.см. Количество цилиндров — 2. Мощность четырехтактного V-образного двигателя — 18-20 л.с. Масса мотоцикла — 109 кг. Максимальная скорость — 160 км/ч. Годы выпуска — 1911-1915. Мотоциклы марки Indian начали выпускаться в 1901 г. в Спрингфилде, штат Массачусетс, компанией Hendee Manufacturing Company, основанной в 1897 г. предпринимателем и бывшим велогонщиком Джорджем М. Хенди. Первоначально компания выпускала велосипеды; экспортное название одной из моделей «American Indian» вскоре сократилось до Indian и стало торговой маркой. В 1904 г. компания начала красить мотоциклы в красный цвет, который станет визитной карточкой марки Indian. Производство год от года росло, сначала только немного превышая 500 мотоциклов в год, и достигло пика в 1913 г. с показателем 32000 мотоциклов.
10.
DSC_0191

Мотоцикл «Humber 6 HP 750CC 2CYL SV» (Великобритания, 1916). Рабочий объем двигателя — 750 куб.см. Мощность двигателя — 6 л.с. Охлаждение двигателя — жидкостное. Количество и расположение цилиндров — 2 цилиндра, оппозитное. Годы выпуска данной модели — с 1915 по 1916 г. Английская марка Humber известна в первую очередь своими велосипедами, получившими распространение и в дореволюционной России. В нашей стране Humber вопреки всем нормам произношения английских слов называли «Гумбер». Фабрику по производству велосипедов основал в 1869 г. Томас Хамбер, а в 1896 г. появился и первый экспериментальный мотоцикл, но серийно производство началось только в 1902 г. Также фирма выпускала трициклы и квадрициклы. «Гумберы» считались одной из лучших существовавших на тот момент британских марок мотоциклов. Тщательно выверенная конструкция, изящество отделки, безукоризненное качество материала — всё это было присуще мотоциклам Humber. К тому же, они отличались высокой прочностью и были отлично приспособлены для езды по любым дорогам, а благодаря большой мощности мотора были пригодны для езды с коляской. 100 мотоциклов данной марки были закуплены Российской империей в 1915-1916 гг. для нужд армии. В связи с событиями 1917 г. поменялись условия и мотоциклы марки Humber Россией более не закупались. На сегодняшний день в мире известно о местонахождении трех полностью сохранившихся экземпляров этой модели, один из них — в экспозиции Музея Гаража особого назначения. Двигатель находится в рабочем состоянии (!).
11.
DSC_0194

В используемых в мотоциклах свечах была огромная разносортица.
12.
DSC_0205

Мотоциклы на службе армии
13.
DSC_0197

Мотоцикл с коляской «Clyno-Vickers» (Великобритания, 1917). Тип двигателя — V-образный, нижнеклапанный. Число цилиндров — 2. Рабочий объем двигателя — 744 куб.см. Мощность двигателя — 6 л.с. Максимальная скорость — 85 км/ч. Масса — 250 кг. Годы выпуска — 1914-1918. В 1914 г. британская армия создала Службу мотопулеметов (MMGS) для обеспечения поддержки пехотных и кавалерийских подразделений, которая должна была быть оснащена пулемётами, установленными на мотоциклах. Как и для многих заводов, Первая мировая война стала временем процветания для производителя мотоциклов Clyno. Вместе с оружейной компанией Vickers был разработан мотоцикл с креплением для пулемета Виккерс, который производился в больших количествах (1792 штуки). Выбор Clyno среди конкурентов в качестве поставщика стандартного мотоциклетного комбинированного снаряжения для MMGS был сделан в 1915 г., и, как говорят, это было решение, принятое Первым лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем. Пулемет и его щит были закреплены на коляске, которая была установлена на обычной треноге. Это позволяло пассажиру вести огонь вперёд, а также полностью снимать оружие для использования на земле. Кроме того, пулемет можно было установить для стрельбы назад. За сиденьем для пассажира находился отсек для боеприпасов, воды для системы охлаждения пушки, запасного бензина, масла, деталей пушки и карбида для двух фар.
14.
DSC_0198

Мотоцикл «YALE 7HP TWIN» (США, 1912). Тип двигателя — V-образный, клапан над клапаном. Число цилиндров — 2. Рабочий объем двигателя — 998 куб.см. Мощность двигателя — 7 л.с. Максимальная скорость — 80 км/ч. Масса — 197 кг. Годы выпуска — 1912-1915. Мотоцикл Yale производился компанией Consolidated Manufacturing Company в Толедо, штат Огайо, после того, как они приобрели права на мотоцикл California. 51-дневная поездка Джорджа Уаймана через США в 1903 г. на California стала первым подобным путешествием на любом моторизованном транспортном средстве. Владельцы California Motor Company посчитали, что настало идеальное время для продажи, и заключили сделку по объединению с Consolidated Manufacturing Company. Из-за проблем с авторскими правами название бренда было изменено на Yale-California. Первый Yale был идентичен California, но в 1906 г. дизайн был значительно улучшен. Как независимый производитель велосипедов, Yale стал примерно четвертым по величине производителем мотоциклов после Indian, Harley Davidson и Henderson.
15.
DSC_0200

Дорожные мотоциклы
16.
DSC_0255

Мотоцикл M-103 (СССР, 1961). Рабочий объем двигателя — 123 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 5 л.с. Масса мотоцикла — 85 кг. Максимальная скорость — 75 км/ч. Годы выпуска — 1961-1964. Легкий дорожный одноместный мотоцикл из семейства мотоциклов «Минск» производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Предшественник — модель М1М, являющаяся дальнейшим развитием копии мотоцикла DKW RT 125.
17.
DSC_0263

Мотоцикл ИЖ-49 (СССР, 1958). Рабочий объем двигателя — 346 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 11,5 л.с. Масса мотоцикла — 150 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Годы выпуска — 1951-1958. Дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Всего было построено 507 603 экземпляров Иж-49. Стал базовым образцом для ряда послевоенных моделей ижевских мотоциклов.
18.
DSC_0264

Мотоцикл MZ BK350 (ΓДΡ, 1958). Рабочий объем двигателя — 343 куб.см. Количество цилиндров — 2. Мощность двигателя — 17 л.с. Масса мотоцикла — 142 кг. Максимальная скорость — 115 км/ч. Годы выпуска — 1952-1959. Аббревиатура BK означает Боксер и Кардан, то есть мотоцикл с оппозитным двигателем и карданной передачей, а цифра 350 в названии означала рабочий объем двигателя. Выпускался в ГДР на заводе Motorradwerk Zschopau. Разошелся тиражом в 40 000 штук.
19.
DSC_0265

Мотоцикл BMW R50 (ФРГ, 1957). Правильнее было бы сказать, что место производства мотоциклов — Западный Берлин, который формлаьнро не явлался часть ФРГ. Рабочий объем двигателя — 494 куб.см. Количество цилиндров — 2. Мощность двигателя — 26 л.с. Масса мотоцикла — 195 кг. Максимальная скорость — 140 км/ч. Годы выпуска — 1955-1969. Мотоцикл входил в линейку мотоциклов с оппозитными твинами, запатентованными Карлом Бенцем в 1896 г.
20.
DSC_0266

Мотоцикл ИЖ-350 (СССР, 1949). Рабочий объем двигателя — 346 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 11,5 л.с. Масса мотоцикла — 145 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Годы выпуска — 1946-1951. Дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1946 по 1951 г. Всего было построено 127 090 экземпляров. Создан на основе мотоцикла DKW NZ 350 конструкции Германа Вебера.
21.
DSC_0267

Мотоцикл ИЖ-8 (СССР, 1938). Рабочий объем двигателя — 293 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 8 л.с. Масса мотоцикла — 135 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Годы выпуска — 1938-1940. 300-кубовый двигатель получил петлевую продувку с двумя продувочными каналами, за счёт чего мощность повысилась с 5,5 до 8 л. с. Совершеннее стала и система электрооборудования — вместо маховичного магнето машина стала оборудоваться генератором и аккумулятором.
22.
DSC_0268

Мотоцикл NSU 501-OSL (Германия, 1934). Рабочий объем двигателя — 494 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 22 л.с. Масса мотоцикла — 195 кг. Максимальная скорость — 100 км/ч. Годы выпуска — 1932-1939. Производитель — NSU Motorenwerke. Аббревиатура OSL расшифровывалась как «верхнеклапанный, спортивный, люксовый». Внешний вид мотоцикла, подчеркнутый алюминиевым цилиндром и хромированными выхлопными трубами, действительно был роскошным.
23.
DSC_0269

Мотоцикл ХМЗ-1М (СССР, 1931). Рабочий объем двигателя — 350 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 8 л.с. Масса мотоцикла — 135 кг. Максимальная скорость — 90 км/ч. Годы выпуска — 1931-1933. Всего было выпущено около 300 единиц. Почти все они поступили в РККА, где служили в подразделениях связи и разведки. Рама состояла из штампованных цельных боковин, которые затем сваривались между собой. Бензобак располагался внутри рамы. Четырехтактный 350-кубовый двигатель с боковыми клапанами оснащался съемной головкой цилиндра. Клапаны, впервые в СССР, имели толкатель с тарельчатой пятой. Передняя вилка была аналогична конструкции Harley-Davidson, но изготовлена не из труб, а из специальных профилей, и имела усиленную пружинную подвеску. Мотоцикл был в двух исполнениях: для одного водителя с багажником на заднем крыле и 2-местный вариант. У ХМЗ-1М был еще один отличительный признак: он имел две фары головного света — редкое решение для мотоциклов в СССР.
24.
DSC_0270

Мотоцикл Л-300 «Красный Октябрь» (СССР, 1931). Рабочий объем двигателя — 293 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 6,5 л.с. Масса мотоцикла — 125 кг. Максимальная скорость — 80 км/ч. Годы выпуска — 1931-1941. Первый советский крупносерийный мотоцикл. Всего было выпущено 18 985 экземпляров. При разработке за образец был взят немецкий мотоцикл DKW Luxus 300. Мотоцикл продавался населению, но большая часть мотоциклов шла в войска. Также мотоцикл был популярен в довоенном мотоспорте, причём по качеству сильно превосходил своего ижевского «конкурента» ИЖ-7.
25.
DSC_0271

Мотоцикл «ROYAL ENFIELD 350 STANDARD» (Великобритания, 1927). Не путать с ROYAL ENFIELD 350 Classic, выпущенный в Индии! Рабочий объем двигателя — 346 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 10 л.с. Масса мотоцикла — 110 кг. Максимальная скорость — 85 км/ч. Годы выпуска — 1925-1928. производился компанией The Enfield Cycle Company Limited.
26.
DSC_0272

Эволюция мотоцикла
27.
DSC_0321

Мотоцикл «Ковровец» К-175Б (CCCP, 1963). Рабочий объем двигателя — 173,7 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 9 л.с. Масса мотоцикла — 115 кг. Максимальная скорость — 85 км/ч. Годы выпуска — 1962-1963. Мотоциклы имели капотированную заднюю часть и закрытый кожухом карбюратор, 16-дюймовые колеса (шины 3,25-16), полностью закрытую цепь и двухместное седло подушечного типа. На часть мотоциклов серии «К-175» устанавливался полуавтомат выжима сцепления. Всего было выпущено 271 643 экземпляров.
28.
DSC_0294

Мотоцикл «ИЖ Юпитер-К» (СССР, 1963). Дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Рабочий объем двигателя — 347 куб.см. Количество цилиндров — 2. Мощность двигателя — 18 л.с. Масса мотоцикла — 255 кг. Максимальная скорость — 80 км/ч. Годы выпуска — 1961-1966. Иж Юпитер-К — модификация мотоцикла Иж Юпитер с боковым прицепом (коляской) БП-58 (от Иж-56К) или с новым БП-62. Всего было выпущено 447 747 экземпляров различных модификаций.
29.
DSC_0296

Мотороллер «ТУЛА Т200М» (СССР, 1961). Рабочий объем двигателя — 200 куб. см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 8 л.с. Масса мотоцикла — 155 кг. Максимальная скорость — 80 км/ч. Годы выпуска (в разных модификациях) — 1957-1996. Выпускался Тульским машиностроительным заводом. За основу была взята модель Goggo 200 немецкой фирмы «Hans Glas GmbH». Всего было выпущено более 280 000 экземпляров мотороллеров Т200 различных модификаций.
30.
DSC_0299

Мопед «JAWA 50 STADION S-11» (ЧССР, 1960). Рабочий объем двигателя — 48 куб.см (по другим данным 50 куб.см). Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 1,5 л.с. Масса мотоцикла — 39 кг. Максимальная скорость — 40 км/ч. Годы выпуска — 1958-1961. Серийный выпуск мопеда был поручен производителю велосипедов Velo Stadion, национальному предприятию Раковник. Он стартовал во второй половине 1957 г. Двигатели поставляла материнская компания Motor. Торговое название Stadion техника получила в честь местного традиционного бренда. В итоге к нему добавилось также обозначение S11 (в народе он получил прозвище «козье дыхание»).
31.
DSC_0301

Мопед «JAWA 551 JAWETTA STANDARD» (ЧССР, 1961). Рабочий объем двигателя — 49,9 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 1,5 л.с. Масса мотоцикла — 47,5 кг. Максимальная скорость — 45 км/ч. Годы выпуска — 1958-1962. Яветты достаточно активно поставлялись в СССР. Вот только «Яветты» стоили достаточно дорого, а запчасти были дефицитными, поэтому массового распространения они не получили.
32.
DSC_0303

МОПЕД «JAWA 551 JAWETTA SPORT» (ЧССР, 1961). Рабочий объем двигателя — 49,9 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 1,5 л.с. Масса мотоцикла — 47,5 кг. Максимальная скорость — 45 км/ч. Годы выпуска — 1958-1962. «Спортивная» модификация «Яветты» выпускалась на базе стандартной версии. В этом случае был несколько изменен руль мопеда (он стал уже) и на него смонтирован короткий ветровик; вместо пружинного седла устанавливалось встроенное губчатое, которое, по желанию покупателя, может быть также удлинено. На спортивную модель мопеда ставился топливный бак емкостью 5 л, почти вдвое больше, чем стандартный. Двигатель и основные агрегаты спортивной модели не отличались от стандартных.
33.
DSC_0305

Мопед «РИГА-13» (СССР, 1982). Рабочий объем двигателя — 50 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 1,3 л.с. Масса мотоцикла — 42 кг. Максимальная скорость — 40 км/ч. Годы выпуска — 1982-1998. Мопед производился на рижском заводе «Саркана звайгзне». «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига», всего было выпущено 106 893 экземпляров.
34.
DSC_0308

Велосипед «РИГА-10» с мотором Д-4 (СССР, 1955). Рабочий объем двигателя — 45 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 1 л.с. Масса велосипеда — 27,5 кг. Максимальная скорость — 40 км/ч. Годы выпуска — 1951-1959. Годы выпуска (с мотором Д-4) — 1955-1959. Мужской дорожный велосипед «Рига 10» изготавливался на Рижском мотовелосипедном заводе “Саркана Звайзгне”. Велосипед был укомплектован немецкой задней втулкой Torpedo, которая в значительных количествах поступала в послевоенные годы в СССР по репарации и ставились на несколько советских моделей велосипедов разных велозаводов. Двигатель Д-4 (и его модификации) был единственным двигателем для велосипедов, который массово и серийно производился в СССР. Велосипедный двигатель серии «Д» был очень популярным; оборудованный им велосипед в свое время был самым доступным видом мототранспорта.
35.
DSC_0310

Велосипед ГАЗ В-110 «ПРОГРЕСС» (СССР, 1951). Масса велосипеда — 16 кг. Годы выпуска — 1951-1956. В начале 1950-х годов в ЦКБ велостроения Харьковского велозавода была разработана типовая модель мужского дорожного велосипеда «Прогресс» В-110, которая задала основную тенденцию развития дорожных велосипедов в СССР на многие годы вперед. Впоследствии эту модель выпускали почти все велозаводы Советского Союза. Велосипеды «Прогресс» В-110 поставлялись в продажу в стандартной комплектации, в которую входили штампованный багажник, нарамная сумочка с инструментами, велоаптечка, насос и звонок. Дополнительно предлагалось приобрести счётчик пробега, фару и динамо-машину. На некоторых моделях устанавливался защитный щиток цепи. Учитывая стандартный одинаковый угол соединения труб рамы над педальной кареткой велосипедов «Прогресс» В-110, в ЦКБ велостроения также был разработан вспомогательный бензиновый двигатель Д-4. Таким образом двигатель легко монтировался на модели всех заводов без особой доработки конструкции велосипеда.
36.
DSC_0312

Велосипед ЗИЛ В-110 «ПРОГРЕСС» С ВЕЛОДВИГАТЕЛЕМ «ИРТЫШ» (СССР, 1956). Мужской дорожный велосипед. Рабочий объем двигателя — 48 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 0,8 л.с. Масса мотоцикла — 16,5 кг. Максимальная скорость — 30 км/ч. Годы выпуска — 1951-1956. Производившийся серийно на Омском моторостроительном заводе имени П.И.Баранова двигатель «Иртыш» славился крайней ненадежностью и специфическим свойством не работать в дождливую погоду — привод на покрышку заднего колеса велосипеда обеспечивался резиновым рубчатым роликом, который пробуксовывал по мокрой покрышке. Моторчик развивал 0,8 л.с. и мог разогнать велосипед до 30 км/ч. «Иртыш» являлся копией немецкого двигателя ILO модели МОТ F48 образца 1951 г.
37.
DSC_0314

Велосипед ЗИС В-110 «ПРОГРЕСС» с велодвигателем «ИРТЫШ» (СССР, 1951). Мужской дорожный велосипед. Рабочий объем двигателя — 48 куб.см. Количество цилиндров — 1. Мощность двигателя — 0,8 л.с. Масса мотоцикла — 16,5 кг. Максимальная скорость — 30 км/ч. Годы выпуска — 1951-1956. Принципиальных отличий от вышеописанной модели велосипед не имел.
38.
DSC_0316

Несколько вариантов женских дорожных велосипедов, отличающихся специальной геометрией рамы с учетом особенностей женской анатомии, удобным седлом и повышенной безопасностью управления. Их надежность и ходовые качества ничем не отличались от тех же параметров мужских велосипедов. Также на женские велосипедах на заднее колесо часто устанавливали специальную струнную защиту, предотвращающую наматывание юбки или платья на колесо.
39.
DSC_0320

Достаточно редко встречающийся на послевоенных велосипедах керосиновый фонарь. Подобные модели выпускались около 1900 г.
40.
DSC_0319

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.