Церковь Санта-Мария-деи-Серви, полное название которой — Сан-Клементе-ин-Санта-Мария-деи-Серви, — базилика в Сиене, расположенная на холме с видом на Вальдимонтоне, на площади Мандзони. Церковь также включает в себя монастырь, которым управляли монахи-сервиты.
1.
Строительство двух сохранившихся до наших дней клуатров относится к XVI в., а трапезная и библиотека были созданы Джузеппе Тофани и Бернардино Росси в XVIII в. Среди различных помещений выделяется трапезная, ныне зал, характеризующийся сводчатым потолком c люнетами и циклом фресок с изображением святых ордена сервитов, созданных в 1753 г. Джузеппе Фантастичи. Лестница, соединяющая два этажа, украшена лепниной XVIII в.
2. Вход в монастырь находится справа от кампаниллы.
Монастырь функционировал до 1866 г., когда он был экспроприирован и передан в распоряжение муниципалитета. В 1872 г. городские власти предоставили помещения в постоянное пользование Обществу исполнителей благочестивых намерений, которое организовало так называемое Sede dei Servi, также известное под названием «Комплекс Фунайоли-Мацци». Sede dei Servi являлось частью большого комплекса психиатрических приютов психиатрической больницы Сан-Никколо, куда направлялись «тихие хронические пациенты», тогда называвшиеся «неизлечимыми». К концу XIX в. здесь находилось на лечении около трехсот пациентов. Название комплекса связано с именами Паоло Фунайоли, профессора психиатрии в Университете Сиены с 1883 г. и директора приюта Сан-Никколо с 1888 по 1907 г., который под его руководством пережил быстрое и заметное развитие, а также его предшественника Гаспаро Мацци, который в период с 1823 по 1833 г. был одним из первых директоров приюта Сан-Никколо.
3. Коридор в монастыре
Помещения монастыря ордена сервитов использовались в качестве отделения для душевнобольных женщин. Для них были построены ремесленные мастерские в качестве инструмента для трудотерапии.
4. Балкон с гербом Ордена сервитов
Отделения психиатрической больницы претерпели преобразования в первой половине XX в., в основном по проекту Витторио Мариани.
5. Ворота с гербом сервитов
С 1978 г. некоторые бывшие помещения монастыря отданы под обустройство кампуса Сиенского университета. Недавняя перестройка под университетский кампус в значительной степени сохранила планировку, принятую комплексом зданий. Университетские здания располагаются вокруг двух клуатров XVI в., для которых характерны круглые кирпичные арки на каменных колоннах, коридоры с крестовыми сводами и кирпичные фасады, расположенные на двух этажах. В большей из них была лоджия, которая также простиралась до верхнего этажа.
6. Инкрустированная дверь с гербом сервитов
В коридорах бывшего монастыря можно увидеть несколько произведений искусства.
7. Успение Богородицы (Антонио Уголини)
8. Бл. Бонавентура Гини Бандинелли (Джузеппе Фантастици, 1758)
9. Бл. Джованни Анджело Порро (Джузеппе Фантастици, 1758).
10. Мученичество св. Лаврентия (Рутилио Манетти, 1602).
11. Поклонение пастухов (сиенская школа, XVII в.)
Захоронения писательницы Матильды Мандзони, дочери поэта Алессандро Мандзони, умершей в возрасте 25 лет от туберкулеза, и Луиджины, племянницы поэта.
12.
Памятник кардиналу Пьетро Мария Пьери. Пьетро Мария Пьери — генеральный приор ордена сервитов с 26 сентября 1725 по 13 июня 1734.
13.
Герб с грушевой ветвью кардинала Пьетро Мария Пьери. Герб представляет собой разделенный итальянский щит. На правом аверсе, усеченном синим и золотым, изображена рука в натуральном одеянии, держащая грушевую ветвь с плодами, а на левом аверсе — три красные полосы на серебряном поле с синей полосой, пересекающей все поле. Герб увенчан кардинальской шляпой.
14.
Капелла новициата
Новициат в Католической церкви — период послушничества, то есть испытания вступающих в монашеский орден новициев. Новициатом называется также помещение в монастыре, предназначенное для новициев. Капелла новициата, соответственно, предназначена для молитв новичков.
15.
Капелла (капеллина) — небольшое помещение П-образной формы.
16.
Алтарный образ — Богоматерь радости. Фраза над скульптурой «Causa Nostrae Laetitiae» (Причина нашей радости) взята из Лоретанской литании.
17.
Напротив алтаря деревянный резной герб Ордена сервитов (1703).
18.
На стенах капеллы размещены картины и портреты (мастерская Феличиати Франческо, вторая половина XVIII в.), в основном посвященные значимым деятелям монашеского ордена. С некоторым вольным допущением можно считать их своего рода Доской почета сервитов.
Явление Христа у колонны бл. Аньезе Малавольти. Явление дьявола бл. Джеммине Буонсиньори. Видение бл. Антонио Сальвани
19.
Мученичество шестидесяти четырех мучеников, сожженных турками. В центре которой изображена пылающая церковь, окруженная толпой солдат и женщин, указывающих на место происшествия. Вверху два ангела предлагают ладонь мученичества.
20.
Бл. Собилия Пальмиери и бл. Аньезе Ванни слушают проповедь отца-сервита.
21.
Бл. Исакко Пикколомини. Слева — монах, совершающий мессу, справа — потерявший сознание монах-сервит, которого поддерживает ангел, бьется в конвульсиях во время мессы. Мадонна предлагает ветвь роз бл. Франческо Патрици. Слева изображен монах-сервит, сидящий на земле и получающий ветвь розы от Девы Марии, стоящей справа; на заднем плане вид на Сиену.
22.
Мученичество сервитов бл. Бенинкасы Рапаччоли и бл. Пиритео Мальвецци. Слева палач с ятаганом отрубает головы двум монахам-мученикам, а справа ангел предлагает им пальмовые ветви мученичества.
23.
Бл. Бонавентура Гини Бандинелли посещает ребенка. Явление Мадонны бл. Елизавете де Вахари. Справа монахиня в плаще преклонила колени перед Девой Марией, восседающей на троне из облаков, над ней херувимы, справа пейзаж с Палаццо Пубблико. Явление Мадонны с Младенцем бл. Маргарите де Сантис.
24.
Бл. Клементи д’Эльчи и бл. Корнелио Боргези освобождаются из тюрьмы. Два монаха-сервита, которых держат за руки два ангела, выходят из тюрьмы; выше херувим предлагает им две короны.
25.
Бл. Анджела Толомеи, бл. Маргерита Печчи и Мадонна. Слева изображена монахиня в плаще, стоящая на коленях перед Распятием, которой является видение сервита, коронованного Девой Марией; справа монахиня в плаще, подметающая пол, встречает ангела с лилией в руке.
26.
Комната отдыха
27.
На столе лежит Распятие, возможно, XIV в.
28.
Иисус и грешница (Алессандро Казолани, ок. 1590-1610). Картина рассказывает эпизод новозаветной истории, содержащейся в Евангелии от Иоанна. В то время как Иисус в Храме учит народ, возвещая Слово, книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии; они это сделали, «искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению». Фарисеи спрашивают Иисуса «Ты что скажешь?», желая поймать Его в ловушку противоречия: если Христос не поддерживает осуждения и не одобряет наказания, Его можно будет обвинить в нарушении Закона Божия; если же, наоборот, Он решит в пользу закона, то почему Он принимает грешников и ест с ними? Но Иисус наклоняется и начинает писать на земле. Таким образом Он склоняется перед женщиной, которая стоит перед Ним! Он совершает это, не говоря ни слова, в полной тишине. Но поскольку обвинители настаивают на том, чтобы Иисус ответил на их вопрос, Господь встаёт и не отвечает напрямую. Он делает утверждение, которое тоже звучит как вопрос: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И, наконец, Иисус отпускает её с необыкновенным, бескорыстным и не требующим ответа или дополнения утверждением: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
29.
Рождество Богородицы (сиенский художник, XVII в.). Масло по холсту. Сюжет картины классический: на переднем плане служанки омывают только что родившегося ребенка, в кровати еще одна служанка предлагает св. Анне выпить воды.
30.
Портрет св. Филиппа Беници (сиенский художник, ок. 1790-1830). Святой Филипп Беници — итальянский монах, генеральный приор ордена сервитов, известный тем, что фактически возродил орден.
31.
Портрет св. Филиппа Беницци (атр. Джузеппе Фантастичи, ок. 1750-1782). На картине изображена святой сервит с лилией и распятием в правой руке, а левой рукой она указывает на тиару и митру. Картина оформлена в изящную коричнево-золотую раму с позолоченными украшениями по бокам.
32.
Св. Иосиф с младенцем Иисусом (сиенский художник, XVIII в.).
33.
Святой в молитве (сиенский художник, XVII в.).
34.
Благовещение (сиенский художник, XVIII в.).
35.
Клуатр
Внутренний двор монастыря довольно скромный. Его особенность — с некоторых сторон двора арки окружающего клуатр коридора заложены кирпичом и в них прорублены окна. На втором этаже, вероятно, на месте монастырских келий сейчас обустроен кампус местного университета.
36.
Коридор клуатра
37.
Полуколонна, поддерживающая крестовый свод коридора.
38.
В католических монастырях часто в первую очередь на стенах клуатров размещаются погребальные плиты. К сожалению, опознать захороненных людей не всегда представляется возможным.
Захоронение 1768 г.
39.
Погребальная плита некоего Ансани де Васелли, 1679 г.
40.
Погребальные плиты.
41.
Рельеф в люнете над порталом «Мадонна с Младенцем» (атр. Джулиано да Майано). Такая атрибуция указана в одном из источников, но мне она представляется маловероятной ввиду сильного расхождения техники исполнения представленного рельефа и других работ автора.
42.
На удивление, в Интернете хоть какой-то информации о самом монастыре крайне мало. Поэтому пост получился довольно сухим и скудным.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.