Сиена. Коллекция Киджи-Сарачини. Часть 3

К и без того значительному числу произведений искусства в палаццо Салимбени добавлены те, что были приобретены банком «Монте дей Паски ди Сиена» на протяжении многих лет, в том числе те, которые входят в коллекцию Киджи-Сарачини (одну из важнейших частных коллекций произведений искусства в Италии, созданную по заказу Гальгано Сарачини в период с конца XVIII в. до первых десятилетий XIX в.), которая и по сей день хранится в благородном сиенском дворце с тем же названием, находящемся на улице Виа-ди-Читта [43.3172318N 11.33111E].
1.
Map_of_Siena

Для полноты рассказа были использованы информация и фотографии из самых разных источников; некоторые фото найдены только в черно-белом изображении. Также я дал описания некоторых картин, которые по разным причинам выбыли из коллекции, указав при этом современное место хранения. Экспонаты сгруппированы по столетиям, в которых они были изготовлены.

XVII век
Мадонна, поклоняющаяся Младенцу (Помпео Каччини, ок. 1615). Масло по дереву, 72,2×97,7 см. Благодаря искусной реставрации, проведенной в последние годы, картина предлагает зрителю нежный и интимный момент привязанности матери и ребенка, запечатлев момент, когда Мария обвивает спящее тело Младенца Иисуса белоснежным шелком, согласно одной из многочисленных иконографических вариаций, затронувших один из самых популярных сюжетов в живописи прошлого — «Мадонну с Младенцем». Эта иконография, уже встречающаяся в некоторых картинах XV века, пользовалась значительной популярностью в последующие столетия. Ее широкое распространение было подтверждено огромным успехом трогательных и глубоко личных интерпретаций этого сюжета величайшими художниками XVI века, среди которых наиболее примечательны работы Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо.
2.
DSC_4301

Мальчик, чистящий фрукт (анонимный художник XVII в.). Вероятно, копия одноименной картины Караваджо (ок. 1591-1593). На картине изображен мальчик, сидящий за столом и чистящий апельсин. Его ослепительно белая рубашка и бледные губы сильно выделяются на почти монохромном черном фоне. Такой драматический контраст является характерной особенностью стиля Караваджо, вдохновляющий многие поколения художников. Лирическая, простая и элегантная картина является одним из самых ранних образцов нового жанра, сочетающего человеческую фигуру с натюрмортом. Оригинал этой картины был продан на аукционе в 2024 г. анонимному покупателю за €135000.
3.
DSC_4302

Исцеление слепорожденного (Кристофано Рустичи, ????). Чудо исцеления слепорожденного — одно из чудес Иисуса, описанных в Евангелии от Иоанна. Христос по случаю одного праздника был в Иерусалимском храме и после своей проповеди, вышел из него и, проходя по улице, встретил человека слепого от рождения. Ученики спросили у него: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». После этих слов он плюнул на землю, сделал брение (грязь) и помазал брением глаза слепому, сказав ему: «пойди, умойся в купальне Силоам». Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть. Хотя в Евангелии имя этого человека не упоминается, церковная традиция приписывает исцеленному имя Целидоний.
4.
DSC_4303

Портрет воина (Сальватор Роза, первая половина XVII в.). Масло по холсту. В некоторых источниках, как правило, турецких и азербайджанских, утверждается, что на портрете изображен Кара Юсуф — предводитель государства Кара-Коюнлу, полководец, государственный деятель, который значительно расширил пределы государства, присоединив Азербайджан, Западный Иран и Ирак.
5.
DSC_4304

Автопортрет в образе воина (Сальватор Роза, ок. 1645). Масло по холсту, 94×107 см.
6.
DSC_4305

Игроки в шашки (Рутилио Манетти, ок. 1626). Масло по холсту, 121,3×179,8 см. Картина написана в жанре «Quadro a lume di notte» (В ночном свете, Ночная живопись), посвященного изображению сцен, освещенных свечами, и вдохновленного особой игрой света и тени в сценах Караваджо. Свет скапливается в ключевых зонах и играет первостепенную роль. Фигуры освещены источником света, находящимся вне картины, который падает прямо и непосредственно на их лица и наиболее выступающие участки, фиксируя их черты и профили. Функция света здесь не сводится к стремлению удовлетворить натуралистическое призвание художника, раскрывая все, что находится в пределах досягаемости глаза, но задуман как реальное, пусть и неосязаемое, присутствие. Мягкое наложение цвета, варьирующееся от теплых оттенков коричневого до ярко-красного и вплоть до алмазно-белого, точно определяет материальную составляющую тел и одежды. Манетти демонстрирует блестящие рукава, создающие ощущение театральности, напоминающее комедию дель арте XVII в.
7.
DSC_4306

Игроки в карты и музыканты при свечах (Аллегория порока азартных игр и похоти) (Рутилио Манетти, ок. 1626-1627). Масло по холсту, 120,5×179,5 см. Картина также написана в жанре «Quadro a lume di notte». Драматизм «ночных сцен» обычно усиливается сильными ракурсами и жестами поясных фигур, показанных с близкого расстояния, чтобы мысленно вовлечь зрителя в действие. Головы необычайно живы и имеют ярко выраженный индивидуальный, даже портретный характер. Выразительность усиливается показом предельно характерных, морщинистых лиц, выявляемых резкой светотенью. Производство полотен такого жанра продолжалось относительно недолго. Наибольшее производство ночных картин в Риме и в скандинавском мире приходится на период со второго десятилетия XVII в. до примерно 1650 г., года смерти Маттиаса Стома, одного из самых продуктивных художников этого типа живописи.
8.
DSC_4307

Экстаз св. Марии Магдалины (Джованни Баттиста Спинелли, ок. 1640-1650). Масло по холсту, 75×61 см. По другим данным, автором картины является Бернардино Меи.
9.
DSC_4308

Слепой нищий (Рутилио Манетти, ок. 1630-1635). Масло по холсту, 89,5×74,8 см.
10.
DSC_4309

Концерт (Рутилио Манетти, ок. 1630-1635). Масло по холсту, 209×242,5 см.
11.
DSC_4310

Смерть Софонисбы (Бернардино Меи, 1630-1676). Масло по холсту, 93×123 см. Софонисба — аристократка времен Второй Пунической войны, дочь полководца Гасдрубала, сына Гискона, поочередно бывшая женой западно-нумидийского царя Сифакса и восточно-нумидийского царя Масиниссы. В 203 году Сифакс был разбит в битве при Цирте и попал в плен к римлянам во главе со Сципионом. После битвы в его захваченной столице Цирте Масинисса случайно встретил Софонисбу, которая бросилась перед бывшим женихом на колени и просила его спасти ее, не дать римлянам увезти ее вместе с мужем в Рим. А если это все же будет невозможно, дать ей возможность умереть свободной. Масинисса пообещал Софонисбе все это и в тот же день женился на ней, полагая, что этим спасет ее от позора римского рабства. Сифакс возложил вину за свою измену Риму на свою жену, безумная любовь к которой якобы заставила его служить Карфагену. Сципион пригрозил Масиниссе, что хотя он сейчас имеет много заслуг перед Римом, из-за своей «оплошности» может потерять все, если не отдаст Софонисбу римлянам. Масинисса был сломлен угрозами римского полководца. Опасаясь гнева римлян, но будучи не в состоянии расстаться с Софонисбой и не желая ее выдать Сципиону, послал ей раба с кубком яда, предложив ей самой решить, жить ей в рабстве или умереть свободной. Та, не желая украсить собой триумф Сципиона в Риме, рабству и бесчестию предпочла смерть и немедля осушила кубок до дна. Трагический рассказ о гибели Софонисбы стал излюбленным сюжетом множества классицистических произведений. История Софонисбы также послужила сюжетом ряда картин европейских художников и нескольких фильмов.
12.
DSC_4311

Аллегория Надежды (Бернардино Мэи, 1656). Масло по холсту, 119×158,5 см. Входит в серию картин, изображающих три богословские добродетели. Художник изобразил молодую женщину с обращенным к небу взглядом, сидящую на классических мраморных фрагментах. Ее отличают символический якорь (который помогает в минуты опасности), зеленый плащ и гирлянды цветов, которые несут два путти.
13.
DSC_4312

Аллегория Веры (Бернардино Мэи, 1656). Масло по холсту, 120×158,5 см. Дата и инициалы художника обнаружены во время реставрации 1982 г. в надписи на нижнем обрезе книги, написанной слева. Помимо классического атрибута креста, фигура следует указанию из «Иконологии покаяния» Чезаре Рипы (бич), а также символам Правосудия (весы и меч), которые держат два путти, чтобы исполнить моральное учение, записанное в книге «Fides sine operibus mortua est» из Послания апостола Иакова.
14.
DSC_4319

Вирсавия в купальне (Бернардино Мэи, 1630-1676). Масло по холсту, 98×144 см. История Давида и Вирсавии — это библейский рассказ о прелюбодеянии, убийстве и последствиях. Царь Давид увидел купающуюся Вирсавию, имел с ней связь, несмотря на то, что она была замужем за его воином Урией Хеттеянином, а затем организовал смерть Урии в бою, чтобы скрыть это. Бог был недоволен, поразив ребенка, рожденного от этого союза, но позже Давид раскаялся и у него родился второй ребенок, Соломон, ставший царем после Давида. В центре визуального повествования — письмо, которое гонец собирается доставить Вирсавии, указывая на отправителя, находящегося рядом. Адрес, написанный краткой, идеально точной эпистолярной формулой того времени, можно прочитать в надписи: «Вирсавии».
15.
DSC_4313

Автопортрет (Рутилио Манетти, ок. 1605-1610). Масло по холсту, 34,3×23,8 см.
16.
DSC_4314

Суд Соломона (Бернардино Мэи, ок. 1645-1676). Масло по холсту, 226 × 330 см. Суд Соломона — история из Ветхого Завета, в которой царь Соломон вершил суд над двумя женщинами, каждая из которых утверждала, что является матерью ребенка. Соломон приказал разрубить ребенка пополам, чтобы каждая женщина получила по половине. Первая женщина приняла компромисс как справедливый, но вторая умоляла Соломона отдать ребенка ее сопернице, предпочитая, чтобы ребенок жил, даже без нее. Соломон приказал отдать ребенка второй женщине, поскольку ее любовь была бескорыстной, в отличие от эгоистичного пренебрежения первой женщины к благополучию ребенка. Некоторые считают такой подход к правосудию архетипическим примером беспристрастного судьи, проявляющего мудрость в вынесении решения.
17.
DSC_4315

Смерть Лукреции (Рутилио Манетти, ок. 1628-1631). Масло по холсту, 68×46,5 см. Лукреция — легендарная римская матрона, прославившаяся своей красотой и добродетелью. По сообщению античных историков, царский сын Секст Тарквиний в 510-508 году до н.э. пленился красотой Лукреции и, угрожая оружием, изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всем своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема, представляя архетипный образец женской чистоты и доблести.
18.
DSC_4316

Снятие Христа с креста со св. Франциском Ассизским (Рутилио Манетти, ок. 1622-1630). Масло по холсту, 175×104 см. Работа, в которой чувствуется влияние Караваджо и его натуралистической живописи, характеризуется вертикальной композицией и сильным реализмом, типичным для живописи, распространившейся в Риме и центральной Италии.
19.
DSC_4317

Портрет Пьера Марии Ромоло Сарачини (Рутилио Манетти,1624). Масло по холсту, 198×117 см.
20.
DSC_4318

XVIII век

Бог Отец среди ангелов (Себастьяно Конка, 1730-1732). Масло по холсту, 94×138 см.
21.
DSC_4320

Экстаз святого (Джованни Камилло Сакристани, ок. 1700-1731). Масло по холсту, 39×32 см.
22.
DSC_4321

XIX-XX век
Эскиз памятника Саллюстио Бандини (Тито Саррокки, 1878). Гипс, 134×121×62 см. Эскиз памятника, посвященного известному сиенскому экономисту Саллюстио Бандини и установленного на пьяцца Салимбени. Бандини был архидьяконом, известен трудами по экономике сельского хозяйства и философии морали. Является изобретателем способа дистанционного платежа, праобраза переводного векселя. Большая его заслуга перед родным городом Сиеной в том, что передав городу свое немалое собрание книг, он основал таким образом городскую библиотеку.
23.
DSC_4401

Данте и Беатриче (Джованни Дюпре, ок. 1843-1845). Мрамор, высота ок. 60 см. Данте и Беатриче — это история реальной, но платонической любви флорентийского поэта Данте Алигьери к Беатриче Портинари, которая стала его музой и воплощением духовного идеала. Несмотря на социальные различия, которые помешали их браку, Данте посвятил ей всю свою жизнь и творчество, создав бессмертные произведения «Новая жизнь» и «Божественную комедию», где Беатриче выступает как ангел-хранитель и проводник в загробный мир.
24.
DSC_4402

Мадонна с Младенцем (неизвестный фальсификатор, ок. 1900-1920). Мрамор, 66,5×44,5 см. Современная подделка (или копия) одноименной работы Мастера Мадонны Пикколомини, созданной ок. 1450 г. для палаццо Пикколомини в Сиене. Оригинал выставлен в Лувре.
25. Оригинал скульптуры можно посмотреть по клику.
DSC_4403

Портрет дамы с атрибутами св. Екатерины Александрийской (Ичилио Федерико Йони, ок. 1899-1900). Темпера по дереву, 63×45 см. Современная подделка аналогичной панели Гирландайо, созданной ок. 1490 г. Автор подделки — итальянский художник и фальсификатор, специализировавшийся на подделке старинных картин (особенно сиенской школы) и возглавлявший группу фальсификаторов из Сиены. Молодой граф Киджи Сарачини, владевший «Портретом дамы» Гирландайо, был обвинен в том, что продал фальшивую картину за 350000 лир, хотя сейчас говорят, что картина была подменена в последний момент. То, что фальшивка была сделана мошенником Йони, подтверждается в его книге «Воспоминания художника старых мастеров», в которых он также подробно описал технологии ускоренного старения картин. Как бы то ни было, но оригинал и подделка имеют очевидное различие: отсутствие/наличие у дамы нимба и короны на голове, а также колеса мученичества. В настоящее время оригинал находится в Художественном музее Филадельфии. Кстати, настоятельно рекомендую прочесть исключительно интересную статью об этом незаурядном фальсификаторе и методах его работы (на итальянском языке).
26. По клику можно посмотреть на оригинал произведения.
DSC_4404

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии, сайта provincedesienne.com и фотокаталога фонда Федерико Зери. Несмотря на довольно объемный труд по поиску и обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.