Сиена. Коллекция Киджи-Сарачини. Часть 2

К и без того значительному числу произведений искусства в палаццо Салимбени добавлены те, что были приобретены банком «Монте дей Паски ди Сиена» на протяжении многих лет, в том числе те, которые входят в коллекцию Киджи-Сарачини (одну из важнейших частных коллекций произведений искусства в Италии, созданную по заказу Гальгано Сарачини в период с конца XVIII в. до первых десятилетий XIX в.), которая и по сей день хранится в благородном сиенском дворце с тем же названием, находящемся на улице Виа-ди-Читта [43.3172318N 11.33111E].
1.
Map_of_Siena

Для полноты рассказа были использованы информация и фотографии из самых разных источников; некоторые фото найдены только в черно-белом изображении. Также я дал описания некоторых картин, которые по разным причинам выбыли из коллекции, указав при этом современное место хранения. Экспонаты сгруппированы по столетиям, в которых они были изготовлены.

XVI век
Рождество Иисуса со св. Иоанном Крестителем (Джироламо ди Бенвенуто, ок. 1505). Темпера по дереву, 84,5×59 см. Панель заключена в позолоченную деревянную раму начала XX в. На ней изображено Рождество Христово с изображением юного св. Иоанна, преклонившего колени и устремившего взор к Деве Марии. Действие священного эпизода происходит на открытой местности, недалеко от хижины, где покоятся вол и осел. Мадонна в роскошных жемчужных серьгах устремляет свой благосклонный взгляд на живого и пухлого Младенца, раскинувшегося на прозрачной вуали. Беззубый и румяный св. Иосиф обнимает младенца Иоанна в желтом плаще. Позади него возвышается голое осеннее дерево. Хижина состоит из корявого дерева и руин языческого храма, увитого плющом. За ним мы можем увидеть ангела, спускающегося с небес, чтобы возвестить пастухам о пришествии Мессии. Над фигурами парит голубь Святого Духа, окруженный семью херувимами. Там начинается дорога, ведущая к воротам города, напоминающего нордический город. Он частично скрыт густым лесом и расположен рядом с зубчатыми горами и водоемом, по которому плывут по меньшей мере четыре больших корабля. На горизонте утренняя заря заливает пейзаж мягким светом, символизируя начало новой эры для всего человечества. Рождество Иисуса, с добавлением фигур святых, не относящихся к евангельскому повествованию, отражает иконографическую практику, учитывающую преданность покровителей и их пожелания художникам.
2.
DSC_4201

Мистическое обручение св. Екатерины (Доменико Беккафуми, ок. 1528). Масло по холсту, 347×225 см. Под балдахином, поддерживаемым ангелами, на вершине шести ступеней, частично покрытых зеленым дамасским ковром, изображено мистическое обручение Младенца Иисуса, сидящего на коленях Девы Марии, и св. Екатерины. Свидетелями этой сцены, расположившись полукругом на ступенях ниже, являются слева св. Сигизмунд, св. Доминик и юный св. Иоанн Креститель, справа — св. Бернардин и св. Екатерина Александрийская, а ниже, на первых ступенях, сидят св. Петр и св. Павел. Картина заключена в монументальную резную позолоченную раму-«кассету».
3.
DSC_4202

Алтарный образ был украшен пределлой, ныне расчлененной и разбросанной по различных музеям. Из шести панелей четыре были обнаружены в оригинальных версиях («Крещение Христа» и «Св. Екатерина, выбирающая терновый венец», Музей искусств Филбрук в Талсе; «Чудесное причастие св. Екатерины» и «Св. Екатерина получает стигматы» в Музее Гетти в Лос-Анджелесе), а две сохранились в копиях XVI в. («Св. Доминик, сжигающий книги еретиков» и «Мученичество жены и детей св. Сигизмунда», обе в Музее изящных искусств в Бостоне). Установить последовательность расположения панелей в пределе сейчас не представляется возможным.
4*.
DSC_4202-1

Триада героинь древнего эпоса, восхваляющих супружескую верность, была распространена в сиенской живописи первой половины XVI в. Панели ранее приписывались анонимному Мастеру героинь Киджи. И только недавно, после проведенной реставрации, искусствоведы сделали выбор в пользу авторства великолепного сиенского мастера Доменико Беккафуми.

Юдифь с головой Олоферна (Доменико Беккафуми, ок. 1506-1507). Масло по дереву, 77×44,7 см. Сюжет картины по мотивам второканонической истории Ветхого завета из «Книги Иудифи». Юдифь изображена держащей за волосы окровавленную голову Олоферна, которого, согласно легенде, ей удалось обезглавить, избежав тем самым неминуемой сдачи Ветилуи, в то время как город был осажден войсками Олоферна, военачальника армии царя Навуходоносора. Уже в Средние века Юдифь символизировала верность, целомудрие и воздержание, которые восторжествовали над гордыней и похотью вавилонян. Нельзя не восхищаться великолепием этой женской фигуры, облаченной в легкую вуаль и все еще трепещущей от только что совершенного подвига, о чем свидетельствует и меч, который она держит над головой, словно готовая снова ударить врага, угрожающего ее народу. Ни серьезности, ни величавости не видно ни в осанке молодой женщины, пронизанной воздушной грацией, ни в совершенно безмятежном выражении ее лица, освещенного легкой улыбкой. Глядя прямо на зрителя, она словно призывает его в свидетели, как и получатели работы, приглашаемые поразмыслить о добродетелях молодой вдовы, о ее силе духа и о ее героическом мужестве. Хотя фигура Юдифи, скорее всего, была создана для свадебного торжества, она на самом деле превозносит древний политический идеал libertas, столь дорогой сиенской республиканской идеологии, а не верность ценностям брака; тем не менее, это сочетание общественных и личных добродетелей является константой в живописных циклах подобного рода.
5.
DSC_4203

Артемисия (Доменико Беккафуми, ок. 1506-1507). Масло по дереву, 77,1×43,5 см. Артемисия II Карийская — дочь Гекатомна, сестра и жена карийского правителя Мавсола. После смерти последнего правила Карией в течение 2 лет, до своей смерти. Артемисия стала известна в античном мире в основном из-за своей невероятной скорби по умершему супругу и брату Мавсолу. Из-за скорби Артемисии и из-за экстравагантных и причудливых форм любви к усопшему, она стала для последующих веков, по словам Джованни Боккаччо, «вечным примером целомудренного вдовства и чистейшего и редчайшего вида любви». В искусстве Артемисию обычно изображали в процессе поедания пепла Мавсола, смешанного с напитком. Беккафуми изображает точный момент, в который царица, стоящая в безмятежном пейзаже, погруженная в атмосферу, окрашенную меланхолией легкими парами, с ее взглядом, прикованным к зрителю, высыпает немного пепла Мавсола в золотую чашу, которую она залила слезами, прежде чем поднести ее ко рту. Драгоценная элегантность силуэта героини, подчеркнутая прозрачной вуалью, которая подчеркивает и скрывает красоту ее женственных форм, а также ее лицо, освещенное неопределенной улыбкой в тот самый момент, когда она собирается стать «живой могилой» своего мужа, смягчают сцену и выходят за рамки драматизма, сохраняя только ее аллегорическое измерение.
6.
DSC_4204

Клеопатра (Доменико Беккафуми, ок. 1506-1507). Масло по дереву, 77×44,7 см. Клеопатра, историческая фигура, легенды о которой укоренились еще при ее жизни, была последней царицей эллинистического Египта. Ее красота была легендарной. Именно благодаря этому грозному оружию, а также хитрости, описанной Плутархом, «ей удалось подчинить себе Цезаря и за одну ночь преобразить римского проконсула настолько, что этот суровый судья стал ее верным союзником». После убийства Юлия Цезаря в египетскую царицу влюбился Марк Антоний. Побежденные Октавианом, двое влюбленных покончили жизнь самоубийством — как гласит легенда, из-за любви. Считается, что Клеопатра умерла, позволив змее укусить ее. Эта трагическая смерть лишь усилила романтический настрой, окружавший ее жизнь. Фигура царицы Египта, поражающая красотой и воздушной элегантностью тканей платья, развевающегося на легком ветерке, кажется неуязвимой для укусов рептилии, чьи движения вторят движениям вуали, вздымающейся локонами над ее головой. На правом предплечье героини «ядовитая змея извивается спиралями, которые своими концентрическими кругами словно образуют изящную драгоценность». Клеопатра наблюдает за рептилией с загадочным, но безмятежным выражением лица и, кажется, больше озабочена сохранением грациозной позы, чем ужасом надвигающейся смерти. Даже пейзаж, с его приятностью и нечеткими тонами, подчеркивает тон неопределенности, ту туманную и парящую мягкость, которая окутывает произведение до самых его границ.
7.
DSC_4205

Томирис с головой Кира (вероятно) (Лоренцо ди Мариано по прозванию иль Маррина, ок. 1510-1515). Мрамор. Томирис — царица массагетов. История Томирис и ее победы над Киром II Великим была хорошо известна в античном мире и стала легендой; о ней упоминали различные писатели античности Геродот, Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан. Плененный сын Томирис Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишил себя жизни. Томирис же, когда Кир ее не послушался и не вернул сына, собрав все свое войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб. По некоторым свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят, а его голову Томирис сунула в винный мех, наполненный человеческой кровью,
8.
DSC_4206

Моисей, проходящий испытание огнем (анонимный сиенский художник XVI в., ок. 1530-1540). По другим данным, автором картины является Доменико Беккафуми. Эта картина XVI в. изображает известную библейскую сцену из Ветхого Завета. Детство Моисея проходило при дворе фараона. Однажды фараон, играя с Моисеем, надел ему на голову корону. В центре этой короны находился идол, и ребенок, увидев это, швырнул корону на пол. Дабы истолковать, что предвещает этот поступок, фараон созвал всех придворных мудрецов. Одни решили, что рано или поздно Моисей свергнет фараона. Другие же усмотрели в этом поступке лишь детскую шалость. Поэтому было решено довести дело до конца и подвергнуть ребенка определенной проверке. Перед ним поставили два блюда: на одном была кучка раскаленных углей, а на другом — вишни. Было решено, что если ребенок выберет горячие угли, то он должен быть спасен. Ведомый Богом, Моисей схватил пригоршню раскаленных углей и, закричав от боли, сунул руку в рот. Легенда гласит, что он обжег язык, после чего с трудом выговаривал слова. Эта история, основанная на еврейской легенде, много раз находила свое отражение в произведениях итальянских живописцев.
9.
DSC_4207

Мадонна и Младенец, читающий книгу (Доменико Беккафуми). Темпера по панели, 7,5×13 см.
10.
DSC_4208

Мадонна с Младенцем и св. Анной (Доменико Беккафуми, ок. 1520-1524). Темпера по дереву, 53,8 × 32,1 см.
11.
DSC_4209

Путти, несущие над головой медальон (Доменико Беккафуми, ок. 1520-1524). Масло по дереву, 66×49,5 см.
12.
DSC_4210

Св. Екатерина Сиенская, получающая стигматы (Доменико Беккафуми). Масло по дереву. Это распространенный сюжет в искусстве, наиболее известный по картинам Доменико Беккафуми и Джованни ди Паоло, изображающим мистика XIV в. св. Екатерину Сиенскую в экстазе, получающую стигматы от видения Христа. В отличие от св. Франциска, стигматы которого были нанесены на тело навсегда, стигматы св. Екатерины изначально были невидимыми и проявились лишь в конце ее жизни.
13.
DSC_4211

Св. Игнатий Антиохийский (Доменико Беккафуми). Масло по дереву. Игнатий Богоносец (Игнатий Антиохийский) — муж апостольский, священномученик древней Церкви, третий епископ Антиохийский после апостола св. Петра и Евода, ученик св. Иоанна Богослова; на Антиохийской кафедре предположительно с 68 г. Прозвище «Богоносец», по одной из версий предания, получил от того, что Иисус брал Игнатия-ребенка на руки, о чем повествует Евангелие от Матфея; по другой значит «носитель Божественного духа».
14.
DSC_4212

Св. Стефан (Доменико Беккафуми). Масло по дереву. Стефан Первомученик — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечен к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 гг. Св. Стефан обычно изображается молодым, безбородым, с тонкими чертами лица, облаченным в диаконский далматик, стихарь и орарь. На ранних изображениях св. Стефан держит в руках пальмовую ветвь мученика и Евангелие. Позже к этим атрибутам прибавляются камни, лежащие на голове, плечах, в складках одежды, в руках, на книге или у ног святого. Иногда камни обагрены кровью.
15.
DSC_4213

Самоубийство Лукреции (Доменико Беккафуми). Масло по дереву. Самоубийство Лукреции — история добродетельной римской матроны благородного происхождения, которая покончила с собой после изнасилования Секстом Тарквинием, сыном седьмого и последнего царя Рима Тарквиния II Гордого. Царский сын Секст Тарквиний в 510/508 году до н.э. пленился красотой Лукреции и, угрожая оружием, изнасиловал ее. Лукреция рассказала обо всем своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики. Именно поэтому на протяжении веков римской истории и в дальнейшем Лукреция была весьма почитаема, представляя архетипный образец женской чистоты и доблести.
16.
DSC_4214

Два женских головы (Доменико Беккафуми). Масло по дереву.
17.
DSC_4215

Аллегория небесной любви (Содома, ок. 1504). Масло по холсту. Возможно, эта аллегорическая картина была частью цикла о добродетелях, популярной теме, представленной в то время. Композиция Содомы состоит из двух уровней: физического и метафизического. Физический уровень подчеркивает осязаемые аспекты природы, которые видны в сфуматном пейзаже на заднем плане, в то время как метафизический изображен метафорически на переднем плане. Продолжая эту дихотомию, природный ландшафт, состоящий из гор, леса и небесного пейзажа на заднем плане, контрастирует с передним планом архитектурной рамы внутренней лоджии с классической пилястрой, включенной ионической колонной, фрагментированной пилястрой и мраморными алтарями для жертвоприношений. Между пейзажем и лоджией стоит бесплодное дерево, сикомор, верхние ветви которого украшены узлом из красной ткани и двумя перекрещенными оливковыми ветвями. Женщина одета в старинные одежды. Желтый хитон одновременно покрывает и открывает ее нежную верхнюю часть тела, в то время как красно-зеленый гиматий обертывает ее тело, подчеркивая ее позу контрапоста. Ее римские сандалии красного цвета соответствуют цвету красного внутренней подкладки ее гиматия. Длинные каштановые локоны женской фигуры венчает древнеримский шлем. Металлический колпак шлема покрыт эмалью с фестонами и лентами красного и зеленого цветов, как и гиматий. Под гребнем шлема расположена небольшая скульптура сфинкса, которая контрастирует с остальной частью военного головного убора.
18.
DSC_4216

Святое семейство со св. Иоанном Крестителем и ангелом (Бартоломео Нерони, ок. 1555-1570). Масло по холсту.
19.
DSC_4217

Снятие с креста (Джованни Баттиста Нальдини, ок. 1575-1584). Масло по дереву, 43×31 см. Небольшая панель, написанная в технике «быстрой росписи», связана с монументальным «Снятием с креста», выполненным Джовамбаттистой Нальдини между 1575 и 1584 годами для капеллы Лодовико да Верраццано в Санта-Кроче. Она демонстрирует почти абсолютную точность деталей и убедительные цветовые соответствия и может считаться предварительным этюдом панели Санта-Кроче или, по крайней мере, уменьшенной версией, написанной в мастерской художника в тесном контакте с ней. Нальдини получил заказ на эту работу незадолго до своей поездки в Рим и завершил ее в течение нескольких лет, вдохновляясь изучением Себастьяно дель Пьомбо и художников-реформаторов, которые внесли значительный вклад в ослабление каллиграфической фиксированности некоторых предыдущих работ и заставили художника окончательно отказаться от своей к тому времени изжившей себя преданности стилю Андреа дель Сарто. Эта панель фактически отражает использование Нальдини более свободной градации плоскостей, достигаемой посредством посредничества, посредством цвета и сфумато, последовательного чередования главных и второстепенных персонажей, что приводит к драматическому парению формы, то мощному в пластическом определении света, то смягченному полихромным покрытием тканей.
20.
DSC_4218

Св. Антонино Пероцци (последователь Доменико Беккафуми, ок. 1550-1599). Масло по дереву, 78,5×64,5 см. Св. Антонино Пьероцци, или Антонин Флорентийский — католический святой и врачеватель, архиепископ Флоренции в первой половине XV в. В 1405 г. Пьероцци вступил в орден доминиканцев и был приором во многих монастырях. До настоящего времени дошла легенда о том, что когда Антонин Флорентийский укрыл своим плащом замерзающего слепого бродягу, к тому снова вернулось зрение.
21.
DSC_4219

Святое семейство (Доменико Беккафуми, ок. 1550). Масло по дереву.
22.
DSC_4220

Св. Игнатий Антиохийский, растерзанный мучителями Траяна (или Св. Варфоломей) (атр. Доменико Беккафуми, ок. 1525-1527). Масло по дереву, диаметр 60,3 см. Поднос для роженицы, или Деско да парто — расписной предмет домашнего обихода, служивший одновременно элементом ритуала и сувениром во многих городах ренессансной Италии. Расписной поднос для роженицы появился в XIV в. и был важной частью торжественных мероприятий празднования рождения ребенка. Вероятно, мода на такие подносы появилась вскоре после «черной смерти» — эпидемии чумы, распространившейся в Европе в середине XIV в., и унесшей четверть населения. В то время не было родильных домов, и роды проходили в домашней обстановке. Роды принимали повивальные бабки. Процент смерти при родах был довольно высоким, и переживания, связанные с предстоящим разрешением от бремени, имели высокий накал и религиозную окраску. Поднос заказывали заранее, и часто просили художников изобразить какие-либо сюжеты или символы, которые способствовали бы рождению здорового ребенка и удаче в его будущей жизни.
23.
DSC_4221

Глава Ионы (Доменико Беккафуми, ок. 1530-1535). Масло по бумаге, 36,3×27,4 см. Иона — ветхозаветный пророк Северного Израильского царства, относящийся к так называемым «малым» пророкам, преемник пророка Елисея. Жил во время царствования израильского царя Иеровоама II, то есть на рубеже IX-VIII вв. до н.э. При Иеровоаме II осуществилось предсказанное Ионой «приращение» территории Израиля в результате успешной для Северного царства войны с Сирией.
24.
DSC_4222

Святое Семейство со св. Иоанном Крестителем в детстве (Доменико Беккафуми, ок. 1550-1599). Масло по дереву, диаметр 60 см.
25.
DSC_4223

Рождество Иисуса (Доменико Беккафуми, ок. 1523-1524). Масло по дереву, 78×65 см.
26. По клику можно посмотреть, вероятно, копию картины, но в цвете.
DSC_4224

Правосудие Париса (Джованни Антонио Бацци по прозванию Иль Содома, ок. 1570-1580). Масло по дереву, диаметр 62 см. Суд Париса — сюжет древнегреческой мифологии о пасторальном конкурсе красоты, на котором троянский царевич Парис выносит свой вердикт трем богиням. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что ее не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой — возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьей. Зевс отдал яблоко Гермесу и велел отвести богинь в окрестности Трои к прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен выбрать прекраснейшую из трех богинь. Они явились к Парису обнаженными. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Но Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды, и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Суд Париса был излюбленным мотивом в Средние века, поскольку позволял интерпретировать различные возможности, открывающиеся перед человеком при вступлении во взрослую жизнь: мудрость Афины (Минервы) олицетворяла созерцательную жизнь, богатства Геры (Юноны) — деятельную, а любовь Афродиты (Венеры) — жизнь, полную удовольствий.
27.
DSC_4225

Венера и Купидоны (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1525-1571). Масло по дереву.
28.
DSC_4226

Распятие Христа, святой епископ, св. Марк Евангелист (Андреа Пиччинелли по прозванию Андреа дель Брешианино, ок. 1500-1524). Масло по дереву, тисненый металл.
29.
DSC_4227

Мученичество св. Себастьяна (Алессандро Казолани, ок. 1600-1607). Масло по холсту, 356,5×215,5 см. По другим данным, автором произведения является Астольфо Петрацци. Св. Себастьян, римский легионер, был приговорен к смерти за свою веру императором Диоклетианом. Его привязали к дереву и приказали солдатам расстрелять его из луков. Он был спасен после того, как его нашли и вылечили. По приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
30.
DSC_4228

Сусанна и старцы (Рутилио Манетти, 1610-1613). Масло по холсту, 104×81 см. Сказание рассказывает о том, как в период вавилонского пленения (с 598 по 539 до н.э.) одна прекрасная еврейка была ложно обвинена двумя высокопоставленными развратными старцами, подсматривавшими за ней. Сусанну арестовывают, и ей грозит смерть за прелюбодеяние, причём женщина клянётся, что ни в чём не виновата. После допросов пророком Даниилом старцев осуждают на смерть как лжесвидетелей, «по закону Моисея».
31.
DSC_4229

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии, сайта provincedesienne.com и фотокаталога фонда Федерико Зери. Несмотря на довольно объемный труд по поиску и обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.