Сиена. Коллекция Киджи-Сарачини. Часть 1

К и без того значительному числу произведений искусства в палаццо Салимбени добавлены те, что были приобретены банком «Монте дей Паски ди Сиена» на протяжении многих лет, в том числе те, которые входят в коллекцию Киджи-Сарачини (одну из важнейших частных коллекций произведений искусства в Италии, созданную по заказу Гальгано Сарачини в период с конца XVIII в. до первых десятилетий XIX в.), которая и по сей день хранится в благородном сиенском дворце с тем же названием [43.3172318N 11.33111E].
1.
Map_of_Siena

Работы коллекции Киджи-Сарачини представлены в бывших частных апартаментах, точно так же, как и в те времена, когда дворец был жилым. Хотя такое расположение производит ощутимое впечатление, иногда произведения трудно запечатлеть из-за их отдаленности и, особенно, потому, что скорость движения экскурсии не позволяет уделить достаточно времени для фотографирования даже основных экспонатов. Для полноты рассказа были использованы информация и фотографии из самых разных источников; некоторые фото найдены только в черно-белом изображении. Также я дал описания некоторых картин, которые по разным причинам выбыли из коллекции, указав при этом современное место хранения. Экспонаты сгруппированы по столетиям, в которых они были изготовлены.
2.
DSC_4000

3.
DSC_4000-2

4.
DSC_4000-3

5.
DSC_4000-4

6.
DSC_4000-5

XIII-XIV век
Благовещение (Джованни ди Агостино, ок 1330-1332). Настенный табернакль из апуанского мрамора, 67×58,5×8 см.
7.
DSC_4001

Мадонна с Младенцем (Якопо делла Кверча, после 1419). Терракота, 77,5×57 см.
8.
DSC_4002

Мадонна с Младенцем на троне между св. Иоакимом и св. Анной и двумя ангелами (Мастер из Трессы, ок. 1230-1240). Темпера и серебро по дереву, 93×52 см. Это последняя работа Мастера из Трессы, структура которой напоминает «Мадонну из Трессы» того же автора: похожие деревянный трон с плоскими ярусами, фронтальные фигуры, устремленные вверх глаза, лица, прорисованные нерастушеванными линиями света и тени, базовые, яркие цвета. Однако в этой работе есть и улучшения, почерпнутые из опыта художников Лукки (в первую очередь Берлингьеро Берлингьери) и других широких пластических приемов, таких как более светлые тона в драпировках, более выраженная подвижность ног матери и младенца и более привычные объятия Марии, держащей Младенца. Серебряный фон встречается редко: не столько потому, что он был менее распространен, чем золотой, сколько потому, что, подвергаясь заметному и неумолимому почернению, он чаще приводил к замене произведений на алтарях и их последующему уничтожению. Структура алтаря также имеет особенность: он состоит из нескольких прямоугольных деревянных панелей, между которыми вставлена круглая панель, наклоненная вперед, вероятно, для того, чтобы компенсировать высоту работы и таким образом улучшить вид изображенного на ней лика Богоматери. Эта вставка со временем привела к появлению пропусков в живописном слое в месте соединения круговых панелей. Эти фрагменты были предметом старой реставрации, которую было решено сохранить. Боковые стороны трона заполнены стройными фигурами, еще более изящными, чем когда-либо, хотя и не такими вытянутыми, как луккские: вверху — два ангела, держащие плащаницу, а в центре — пара святых, вероятно, родители Девы Марии, св. Анна и св. Иоаким.
9.
DSC_4003

Расписной крест (Маргарито ди Маньяно по прозванию Маргарито ди Ареццо, ок. 1255). Темпера по дереву, 185×124×3,2 см. Расписной крест, вероятно, созданный Маргарито ди Маньяно около 1255 г., является одним из старейших сохранившихся на территории Сиены. Согласно иконографии Christus Trumphans (Христос Победоносец), часто встречаемой в Тоскане XIII в., работа изображает Христа фронтально, с поднятой головой и открытыми глазами, торжествующего над смертью. Благодаря своим художественным качествам она входит в число лучших и наиболее совершенных произведений аретинского художника. Помимо красоты, раскрываемой как богатством хроматики, так и графической изысканностью, с первого взгляда поражает общий силуэт работы, чья изящность и стройность совершенно нетипичны. Это связано с тем, что работа была вырезана и, следовательно, лишена досок, то есть деревянных панелей, которые первоначально обрамляли Христа, привязанного к кресту, и которые добавляли повествовательные элементы, усиливая красноречие изображения. Например, нам известно, что на двух из этих панелей, по бокам от Христа, изображены плачущие Дева Мария и св. Иоанн, и мы можем предположить, что в меньших секциях, особенно по бокам клипеуса, где Христос изображен благословляющим, были изображены ангелы, как это можно увидеть в других более ранних примерах. Живот Христа трактован в соответствии с трехчастной схематизацией: это решение было введено в некоторых крестах конца XII в., в то время как гораздо реже можно увидеть четкое обозначение мышц рук и наружной косой мышцы живота. Волосы Христа тонко прорисованы и падают на плечи, собираясь в три длинные пряди с каждой стороны. Синяя набедренная повязка состоит из небольших геометрических складок, которые неестественно спускаются вниз, и представляют собой подобие пояса, вокруг которого обернут ряд драпировок, заканчивающихся узлом чуть ниже пупка Спасителя.
10.
DSC_4004

Мадонна с Младенцем со св. Иоанном Крестителем, св. Варфоломеем, св. Антонием Аббатом, св. Юлианом, св. Репаратой, св. Екатериной Александрийской, св. Лаврентием, св. Зиновием и ангелами (Мастер пределы Эшмоловского музея, ок. 1385-1390). Темпера по дереву.
11.
DSC_4005

Мадонна с младенцем на троне со святыми, пророками, Благовещением, Троицей, Христом в Пьете и евангелистами (Мастер триптиха Панцано, ок. 1350-1399). Темпера по дереву, 57×55 см.
12.
DSC_4006

XV век
Мадонна с Младенцем между св. Иеронимом и св. Бернардином Сиенским и ангелы (Сано ди Пьетро, ок. 1450-1480). Темпера и золото по дереву, 88×56 см.
13.
DSC_4101

Поклонение волхвов (Стефано ди Джованни по прозванию Сассетта, ок. 1433). Темпера и золото по дереву, 31,1×38,3 см. В мелких деталях раскрывается священный эпизод, в котором каждый из персонажей с должной убедительностью играет свою роль. Под пристальным взглядом зрителей старший из волхвов первым преклоняет колени перед Младенцем, который наблюдает за ним, сложив руки. Иисус, чье маленькое тело крепко обнимает Мать, отвечает благословляющим жестом. На заднем плане несчастный Иосиф, меланхолично опираясь на посох, недоверчиво наблюдает за происходящим. Двое прекрасных слуг собрали часть царских даров — драгоценные сосуды. Позы и жесты двух юных членов княжеской свиты указывают на то, что они комментируют происходящее, в то время как трое юных пажей, более увлеченных своей игрой, уже отвлеклись. Конюхи, как и положено, удаляются вместе с лошадьми, которые теперь подставляют свои спины для зрелища. Сами две собаки поразительно естественны: одна борется с костью; другая, с безупречной шерстью, лежит на земле в позе величественной элегантности, поворачивает голову к своему товарищу и не может скрыть своего живого интереса к его действиям.
14.
DSC_4102

Поклонение волхвов — один из двух фрагментов небольшой панели из тополя, грубо вырезанной в начале XIX в., в то время, когда работы, считавшиеся тогда «примитивными», могли быть использованы для финансирования ремонта церковной крыши. Второй фрагмент оригинальной панели, известный как «Путешествие волхвов», был идентифицирован в 1939 г., когда работа прибыла в Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
15.
DSC_4102-1

Дева Мария в скорби. Св. Иоанн в скорби (Стефано ди Джованни по прозванию Сассетта, ок. 1433). Темпера и золото по дереву, 69,5×58,5 см. Элементы расписного креста Святого Мартина. Сассетта написал большой расписной крест для церкви Сан-Мартино в Сиене в 1433 г., когда он был подписан и датирован. Это действительно было спасение, поскольку в 1820 г. монахи монастыря Сан-Мартино, в трапезной которого тогда находился крест, распилили его, чтобы получить древесину для изготовления дверей. Две панели являются окончаниями перекладины распятия.
16.
DSC_4103-1

17.
DSC_4103-2

Св. Мартин и бедняк (Стефано ди Джованни по прозванию Сассетта, ок. 1433). Темпера и золото по дереву, 36×34,5 см. Третий сохранившийся элемент расписного креста Святого Мартина. Поза бедняка, с которым св. Мартин делит свой плащ, сильно напоминает знаменитую фигуру одного из персонажей, обнаженного и замерзающего в ожидании крещения, в жесте, который заставляет его казаться непосредственно рядом со всеми, кто на него смотрит, на фоне «Крещения неофитов», написанного Мазаччо в капелле Бранкаччи.
18.
DSC_4104

Кающийся св. Иероним (атр. Андреа дель Верроккьо, ок. 1470-1480). Терракота. По мнению некоторых искусствоведов, этот бюст может быть работой ученика Верроккьо — Леонардо да Винчи.
19.
DSC_4105

Мадонна Смирение с Младенцем и ангелы, св. Иоанн Креститель и св. Франциск. Благовещение (Мастер Оссерванца, ок. 1435-1438). Темпера и золото по дереву.
20.
DSC_4106

Святое семейство со св. Иоанном Крестителем и св. Екатериной Сиенской (Алессандро Казолани). Масло по холсту.
21.
DSC_4107

Мадонна, поклоняющаяся Младенцу (Бьяджо д’Антонио Туччи, ок. 1475-1490). Масло по дереву, диаметр 116,5 см. В пейзаже, пронизанном символизмом, Иисус простирает руки и смотрит на полускрытую Марию, которая поклоняется ему, сложив руки, осознавая боль и страдания, ожидающие ее в будущем. Волосы Девы Марии, как и нагота Младенца, покрыты прозрачной вуалью. Евхаристический символизм подчеркивается свертком колосьев пшеницы, возложенным на камень, — образом жертвоприношения Господа. На заднем плане св. Иосиф пасет осла и вола под навесом ветхого здания — символа древних времен, которые теперь затмеваются евангельским сюжетом. Сложную аллегорическую конструкцию венчает небольшое растение, пускающее корни в стену здания, что является явным намеком на новую жизнь, расцвеченную с рождением Христа.
22.
DSC_4108

Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (мастерская Сандро Боттичелли, ок. 1475-1499). Масло по дереву, диаметр 98 см.
23.
DSC_4109

Мадонна с младенцем между св. Марией Магдалиной и св. Екатериной Сиенской (Нероччо де Ланди, ок. 1475-1499). Темпера по дереву.
24.
DSC_4111

Св. Иоанн Креститель (Мастер тондо Холден, ок. 1500). Масло по дереву, 47×32,5 см. В 2016 г. была продана на аукционе за 9375 евро.
25.
DSC_4112

Воскрешение Лазаря (Джованни ди Паоло, 1426). Масло и золото по дереву, 40,5×43,5 см. Это один из четырех ранних шедевров Джованни ди Паоло. Первоначально он был частью пределлы в часовне семьи Малавольти церкви Сан-Доменико в Сиене. Воскрешение Лазаря считалось прообразом Воскрешения Христа, и первая панель, таким образом, указывает на то, что произойдет после Положения во гроб. Сцены Страстей Христовых подчеркивают Его человечность через Его страдания. Панели демонстрируют мастерство Джованни ди Паоло в создании многофигурных, драматичных повествовательных сцен, выполненных в стиле поздней готики. Взволнованные фигуры передают крайние эмоциональные состояния — от зевак, охваченных зловонием из гробницы Лазаря, до отчаянной скорби участников сцен Страстей. Главная алтарная панель, датированная 1426 г. и изображающая Богоматерь с Младенцем в окружении святых, находится в Италии. Панели пределлы представляют в хронологическом порядке сцены Воскрешения Лазаря, Пути на Голгофу, Снятия с креста и Погребения. Первоначально в центре располагалось изображение Распятия (ныне находящееся в Германии). В настоящее время эти панели находятся в Художественном музее Уолтерса.
26.
DSC_4116

Симон Киринеянин помогает Христу нести крест (Шествие на Голгофу) (Джованни ди Паоло, 1426). Масло по дереву, 40,6×43,5 см. Симон Киринеянин, человек, возвращавшийся из сельской местности, был принужден, согласно Евангелиям от Матфея, Марка и Луки, римскими солдатами помочь Иисусу нести Его крест на Голгофу. Этот эпизод, известный как пятое стояние Крестного пути, символизирует разделение бремени страданий и веры через сострадание. Джованни ди Паоло находился под влиянием многих художников своего времени, что заметно по ряду его картин. «Воскрешение Лазаря» Джованни основано на той же сцене из «Маэсты» Дуччо ди Буонинсенья. Но там, где фигуры Дуччо строги и сдержаны, фигуры Джованни ди Паоло многословны и оживлены.
27.
DSC_4113

Снятие Христа с креста (Джованни ди Паоло, 1426). Темпера и золото по дереву, 40,4×43,8 см. Снятие с креста — эпизод Страстей Христовых, следующий за распятием и предшествующий оплакиванию Иисуса. Рассказ о снятии тела Иисуса Христа с креста приводится у всех четырех евангелистов и каждый из них связывает это событие с именем св. Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа.
28.
DSC_4114

Погребение Христа (Джованни ди Паоло, 1426). Темпера и золото по дереву, 40,4×43,8 см. Погребение Иисуса Христа (Положение во гроб) — описанные в Евангелиях похороны учениками тела Иисуса Христа после его крестной смерти, случившиеся вечером Страстной пятницы. Сюжет погребения Христа не следует путать с близким ему Оплакиванием Христа, где фигурируют те же персонажи. Разница между этими двумя иконографическими сюжетами очень тонкая: Оплакивание — это эмоциональная статичная ситуация, а Положение предполагает динамическое действие. Персонажи представлены в состоянии глубокого эмоционального напряжения от отчаянной скорби присутствующих при погребении Христа. Тень, отбрасываемая фигурой св. Никодима, склонившегося над гробницей, чтобы принять тело Христа, является одним из самых ранних известных изображений тени в итальянском искусстве эпохи Возрождения.
29.
DSC_4115

Возвещающий ангел и Дева Мария Благовещения (Андреа Ванни, ок. 1350-1410). Темпера и золото по дереву, 73×39,4 см. Два пинакля от алтаря Ванни. В настоящее время панели находятся в музее Фогга в Гарварде.
30.
DSC_4117

Весталка Тукция (Джироламо ди Бенвенуто, ок. 1490-1524). Темпера по дереву, 97×52 см. Тукция — древнеримская весталка, предположительно жившая в III веке до н.э. Посвященную Тукции историю включил в свой труд «Римские древности» греческий историк Дионисий Галикарнасский. Согласно ему, некий человек выдвинул обвинения против весталки, но не имея возможности обосновать их угасанием огня в храме Весты, предоставил подложные свидетельства и доказательства. Суд понтификов приказал весталке защищаться, она же ответила, что делом докажет свою невиновность. Призвав на помощь богиню, она пришла к Тибру, зачерпнула воду решетом и на глазах всего городского населения донесла ее до форума, где вылила к ногам понтификов. Обвинивший весталку человек не был найден «ни живым, ни мертвым», несмотря на усиленные поиски. В настоящее время панель находится в замке Штернберк (Чехия).
31.
DSC_4118

Весталка (Джироламо ди Бенвенуто, ок. 1490-1524). Темпера по дереву, 96,5×52 см. В некоторых источниках указывается, что на панели изображена Порция. Джироламо ди Бенвенуто изображает самый драматичный жест Порции, когда она глотает горящие угли из изящной жаровни, стоявшей рядом с героиней, дочерью Катона Утического и женой Брута, убийцы Цезаря. После самоубийства мужа она решает подражать ему, совершив, мягко говоря, необычный поступок. В античной литературе Порция стала символом мужества и староримских идеалов. Сейчас панель находится в Музее изящных искусств Шамбери.
32.
DSC_4119

Мадонна с Младенцем, св. Иоанном Крестителем и св. Марией Магдалиной (Нероччо де Ланди, 1495). Темпера по дереву, 71×51,12 см. Благочестивые образы Мадонны с младенцем были основой мастерской Нероччо. Работая от стандартного поясного формата, художник изменил композицию, добавив различных святых в соответствии с пожеланиями своих клиентов. Здесь он вставил св. Иоанна Крестителя, который держит свиток, провозглашающий пришествие Христа, и св. Марию Магдалину, которая держит кувшин с маслом, которым она помазала ноги Иисуса. В настоящее время панель находится в Музее искусств Индианаполиса.
33.
DSC_4120

Св. Екатерина Александрийская и двенадцать сцен из ее жития (Грегорио и Донато ди Ареццо, ок. 1330). Темпера и золото по дереву, 100×170,2 см. События обращения св. Екатерины, изображенные в первых четырех сценах слева, служат прекрасной демонстрацией поучительной, познавательной и религиозной силы образов, поскольку именно через созерцание образа св. Екатерина пережила видение, последующее обращение и мистическое обручение. Остальные восемь повествовательных сцен следуют легенде о св. Екатерине, изложенной Иаковом Ворагинским: диспут св. Екатерины с языческими учеными, обратившимися в христианство после встречи с ней, и последующее мученичество ученых; заточение св. Екатерины императором; визит и обращение императрицы; Христос утешает св. Екатерину в темнице; ее чудесное спасение от смерти благодаря зубчатому колесу; обезглавливание солдат, которых она обратила в христианство; и, наконец, ее собственная смерть от обезглавливания. В настоящее время панель находится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе.
34.
DSC_4121

Мадонна с младенцем на троне между св. Екатериной Александрийской и св. Маргаритой Антиохийской (Джованни ди Паоло, ок. 1445-1460). Темпера и золото по дереву, 39×20,5 см. Панно находилось в Художественном музее Кимбелла. В 1993 г. продавалось на аукционе, результат которого не опубликован.
35.
DSC_4122

Мадонна с Младенцем на троне и донатор (Пьетро Лоренцетти, ок. 1319-1320). Темпера и золото по дереву, 126×75,5 см. Хотя упорядоченная система перспективы еще не была разработана, итальянские мастера начала XIV в., в том числе Пьетро Лоренцетти, искали способы представить картину как окно в другой видимый мир, где художник пытался контролировать восприятие форм в пространстве. Эта панель, составлявшая центр большого алтаря (остальные элементы которого ныне разбросаны и утрачены), представляют собой одну из самых удачных и тщательно проработанных Лоренцетти иллюзий трехмерности. Ангелы в пазухах опираются скрещенными руками на раму, словно обозначая границу между своим миром и миром зрителя, в то время как Мадонна с Младенцем повернуты в противоположных направлениях, привлекая внимание к своему положению в пространстве картины. Тонкие детали, такие как бахрома мантии Девы Марии, ниспадающая на крыльцо, усиливают ощущение глубины. Коленопреклоненная фигура изображает монаха или монаха. По традиции того времени, его миниатюрные размеры выдают его как донатора и подчеркивают его преданность святым. Вероятно, именно он заказал алтарь для своей церкви. В настоящее время панель находится в Художественном музее Филадельфии.
36.
DSC_4123

Мадонна с младенцем на троне со святыми, ангелами и Евой (Паоло ди Джованни Феи, ок. 1385-1390). Темпера и золото по дереву, 87×59,1 см. полное название: «Мадонна с младенцем на троне со св. Иоанном Богословом, св. Петром, св. Агнессой, св. Екатериной Александрийской, св. Лючией, неизвестной святой женщиной, св. Павлом и св. Иоанном Крестителем, с Евой и змеем. Благовещение». С 1975 г. панель находится в Метрополитен-музее.
37.
DSC_4124

Ангел (Дуччо ди Буонинсенья, ок. 1308-1311). Темпера по дереву, 24,4×17,1 см. Сейчас панель находится в Художественном музее Филадельфии.
38.
DSC_4125

Мадонна с младенцем и ангелами, св. Екатерина Сиенская, св. Иоанн Креститель, Благовещение (Сано ди Пьетро, ок. 1425-1449). Темпера по дереву, 63,5×55 см. Левая дверка триптиха демонстрирует перекраску конца XVI в., во время которой св. Франциск Ассизский превратился в св. Екатерину Сиенскую.
39.
DSC_4127

Святое семейство со св. Иоанном Крестителем (анонимный художник XVI в., 1528). Масло по дереву, диаметр 60 см. Копия (с небольшими изменениями) аналогичной работы Доменико Беккафуми.
40.
DSC_4128

Изгнание Адама и Евы из Эдемского сада (Якопо делла Кверча, 1409-1419). Терракота. Эскиз к Фонтану Радости Якопо делла Кверча.
41.
DSC_4129

Мадонна, поклоняющаяся младенцу и ангелы (Пьетро дель Донцелло, ок. 1475-1509). Темпера по дереву.
42.
DSC_4130

Моисей подвергается испытанию огнем (художник из окружения Бернардино Фунгаи, ок. 1500-1520). Темпера по дереву, диаметр 45,2 см.
43.
DSC_4131

Портрет дамы (Доменико Гирландайо, ок. 1490). Темпера по дереву, 56,1×37,7 см. Эта модно одетая молодая женщина воплощает идеал женственности, часто воспеваемый во Флоренции эпохи Возрождения. Ее физическая красота, вероятно, считалась отражением моральной добродетели, о чем свидетельствует цветок апельсина в ее руке, символизирующий целомудрие. Личность модели остается загадкой, но портрет, возможно, был заказан в память о ее бракосочетании: на ней кольцо и кулон, традиционно даримые на свадьбу. В некоторых источниках утверждается, что на картине изображена Ипполита Мария Сфорца. Историков средневековой одежда здесь привлекает платье на женщине типа гамурра. Сейчас панель находится в Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк.
44.
DSC_4132

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии, сайта provincedesienne.com и фотокаталога фонда Федерико Зери. Несмотря на довольно объемный труд по поиску и обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.