Сиена. Палаццо Киджи-Сарачини

К и без того значительному числу произведений искусства в палаццо Салимбени надо добавить те, что были приобретены банком «Монте дей Паски ди Сиена» на протяжении многих лет, в том числе те, которые входят в коллекцию Киджи-Сарачини (одну из важнейших частных коллекций произведений искусства в Италии, созданную по заказу Гальгано Сарачини в период с конца XVIII в. до первых десятилетий XIX в.), которая и по сей день хранится в благородном сиенском дворце с тем же названием, находящемся на улице Виа-ди-Читта [43.3172318N 11.33111E]. В этом же здании располагается знаменитая Музыкальная академия Киджи.
1.
Map_of_Siena

Музыкальная академия Киджи (сиенцы часто употребляют короткое название Киджиана), основанная в 1932 г. графом Гвидо Киджи Сарачини, — всемирно признанное учебное заведение, предлагающее передовые музыкальные исследования. В своем историческом палаццо, насчитывающем более ста залов и обладающем богатой коллекцией произведений искусства, Киджиана организует мастер-классы, семинары, концерты и летний музыкальный фестиваль. Палаццо Киджи-Сарачини расположен на Виа ди Читта, прекрасно мощеной улице, которая, подобно приятному променаду, соединяет Пьяцца дель Кампо с Виа дель Капитано и далее с Дуомо. В середине XII в. на месте нынешнего палаццо могущественная семья гибеллинов Марескотти построила донжон. До постройки Палаццо Пубблико этот дворец служил резиденцией Регентского совета Сиенской республики.
2.
DSC_5002

Семья Пикколомини дель Мандоло, одна из старейших семей Сиены, приобрела здание в 1506 г. и отреставрировала его в новом тогда стиле эпохи Возрождения. Лоджии во дворе были оформлены в стиле Рафаэля. Фризы и фрески в интерьере, некоторые из которых сохранились в комнатах, также были заказаны Пикколомини. Семья Сарачини приобрела палаццо в 1770 г. Маркантонио Сарачини провел масштабную реконструкцию, объединив несколько существующих зданий, приобретенных для расширения дворца и размещения важных коллекций произведений искусства, в единый дворец. Реконструкция продолжалась до 1824 г., когда комплекс унаследовал Гальгано Сарачини, сын Маркантонио. Он собрал коллекцию произведений искусства, насчитывающую более 12000 произведений. Интерьеры также были отреставрированы и модернизированы. В 1806 г. он открыл в здании музей, открытый для посетителей и студентов. Интерьер палаццо был отреставрирован под руководством Агостино Фантастичи.
3. Оригинальная жилая башня и по сей день стоит рядом с палаццо.
DSC_5001

Нынешнее здание двухэтажное; фасад первого этажа выполнен из натурального камня, а второй этаж — из кирпича с двумя рядами окон трифориев. Во время подготовки к Палио на фасаде палаццо развеваются флаги всех 17 контрад Сиены.
4.
DSC_5003

Окна трифории на фасаде нынешнего палаццо и герб семьи Марескотти — орел с распростертыми крыльями.
5.
DSC_5004

В 1877 г. последний граф Сарачини умер, не оставив прямых наследников, и род пресекся. Именно в этот день другая влиятельная сиенская семья Киджи унаследовала дворец, который сегодня носит их имя наряду с именем Сарачини. После смерти своего несчастного дяди Фабио Сарачини, погибшего в результате несчастного случая на охоте, Гвидо Киджи-Сарачини стал единственным наследником огромного семейного имения, включая дворец на Виа ди Читта и виллу в Кастельнуово-Берарденга. Последний владелец дворца, граф Гвидо Киджи-Сарачини, поручил архитектору Артуро Виджиларди реставрировать его экстерьер и интерьер. Особенно впечатляет концертный зал в стиле рококо. В 1932 г. Гвидо Киджи Сарачини передал часть Палаццо Киджи-Сарачини в распоряжение основанной им Музыкальной академии Киджи. После смерти графа здание унаследовала Академия.

Внутренний двор
Проход с улицы во двор палаццо Киджи-Сарачини назван атриумом. Серьезность и суровость этого входа подчеркивается монументальной мраморной статуей начала XVII в., стоящей у правой стены. Она изображает папу Юлия III, которого можно считать первым папой из рода Киджи-Сарачини. Статуя изготовлена Фульвио Синьорини. На самом деле это была статуя папы Павла V Боргезе, которая первоначально стояла возле старых ворот Порта дель Пердоно в цикле статуй, посвященных папам сиенского происхождения. Статуя была убрана оттуда в 1661 г. по приказу папы Александра VII, который посчитал ее «плохо сделанной» и не гармонирующей с другими статуями из-за своих размеров. Лишь в конце XVIII в. скульптуру купил Галгано Сарачини, который разместил ее во внутреннем дворе Палаццо Киджи-Сарачини и, не внося никаких изменений, назвал в честь папы Юлия III, чтобы напомнить о престижном семейном происхождении.
6.
DSC_5122

Внешний вид внутреннего дворика.
7.
DSC_5101

8.
DSC_5123

Проход в атриум со стороны дворика украшен фреской в люнете с изображением Мадонны с Младенцем на фоне городских стен Сиены.
9.
DSC_5112

Портал, ведущий внутрь палаццо украшен барельефом, описывающим эпизод из жизни св. Гальгано Гвидотти. На холме Монте-Сьепи рыцарю было видение храма круглой формы с Иисусом Христом и Девой Марией, стоявшими на ступенях храма и окруженными апостолами. Голос с неба велел рыцарю принять монашеский постриг и отказаться от насилия, в ответ на что Гальгано сказал, что это для него будет даже сложнее, чем воткнуть меч в скалу. Однако когда рыцарь ударил мечом по скале, тот вошел настолько глубоко в нее, что снаружи остались только рукоять. Осознав случившееся, Гальгано принял монашеский постриг и остался жить отшельником. Мальтийский крест в замковом камне портала, вероятно, установлен в честь Великого магистра Мальтийского ордена Людовико Киджи делла Ровере Альбани.
10.
DSC_5113

Двойной герб на стене дворика: слева голова из герба Сарачини, справа — восьмиконечная звезда из герба Киджи.
11.
DSC_5116

Травертиновый колодец во дворике украшен гербом с Папской тиарой и Ключами Царства Небесного. В верхней части надпись «Micat in Vertice» (Мерцает на вершине) — девиз, навеянный фамильным гербом графов Киджи.
12.
DSC_5117

Внутренний двор палаццо с одной стороны обнесен лоджией, своды которой украшены фресками с гротесками работы Джорджо ди Джованни.
13.
DSC_5118

14.
DSC_5102

Внутри лоджии двора палаццо Киджи Сарачини находится великолепный потолок с гротесками работы художника Джорджо ди Джованни. Гротески характеризуются обилием наложенных друг на друга симметричных декораций с пчелами, птицами, насекомыми, цветочными завитками, медальонами и человеческими фигурами всевозможных чудовищных и карикатурных форм. Пейзажи центрального свода весьма примечательны и демонстрируют влияние французской готики.
15.
DSC_5119

16.
DSC_5120

17.
DSC_5121

Лоджия украшена множеством бюстов. Папа Пий VII. Политик и государственный деятель Джованни Антонио Сарачини. Император Священной Римской империи Фердинанд II.
18.
DSC_5110

Герцог Савойский Эммануил Филиберт. Великий магистр Мальтийского ордена Пьетро дель Монте родом из семьи Сарачини. Герцог Иоанн Сарачини.
19.
DSC_5108

Аббат Феус де Сарачиини. Фра Юлий Сарачини. Сиенец папа Александр III
20.
DSC_5109

Герб семьи Сарачини
21.
DSC_5115

Мемориальная доска, посвященная Сапиа Сальвани и ее мужу Гинибальдо Сарачини. Сапиа Сальвани упомянул в своей Божественной комедии Данте Алигьери, поместив ее в Чистилище, в круг Завистников. Цитата из книги приведена в мраморе: «Я не была мудрой, хотя меня звали Сапией, и я была гораздо счастливее, видя чужие несчастья, чем свою собственную удачу».
22.
DSC_5111

Мемориальная доска, посвященная открытию Академии Киджиана.
23.
DSC_5114

Концертный зал
В 1932 г. была основана Музыкальная академия Киджи, которая стала высшей музыкальной школой с мировым именем. Она включает в себя эксклюзивный концертный зал в стиле рококо. Работы по устройству концертного зала на месте зала для игры в мяч были выполнены в 1922 г. архитектором и художником Артуро Вильиджарди, который спроектировал концертный зал в вычурном стиле рококо. С 1923 г. в концертном зале (Салоне концертов), проводится престижный зимний концертный сезон. Название сезонов происходит от девиза семьи Киджи: «Micat in Vertice» (Мерцает на вершине), навеянного фамильным гербом графов Киджи, на котором изображена звезда над вершиной холма.
24.
DSC_5201

Фреска на своде с изображением Аллегории победы сиенцев в битве при Кампальдино также выполнена Артуро Вильиджарди.
25.
DSC_5202

На стенах концертного зала можно увидеть четыре портрета выдающихся музыкантов, написанных Артуро Вильиджарди.

Клаудио Монтеверди — один из крупнейших итальянских композиторов в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко. Наиболее известные сочинения — поздние мадригалы, Плач Ариадны из несохранившейся оперы «Ариадна», опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).
26.
DSC_5204

Джироламо Фрескобальди — итальянский композитор, органист и клавесинист, один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко. Около 30 лет служил органистом в римском соборе Святого Петра.
27.
DSC_5206

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина — итальянский композитор, один из крупнейших полифонистов эпохи Ренессанса. Наиболее значительный представитель Римской школы музыки. Долгие годы работал в Риме в базилике Санта-Мария-Маджоре, позднее в Сикстинской капелле.
28.
DSC_5203

Гвидо д’Ареццо, или Гвидо Аретинский — итальянский теоретик музыки и педагог, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки. Долгое время рассматривался как изобретатель существующей нотной грамоты.
29.
DSC_5205

Орган с 55 регистрами концертного зала был изготовлен в 1917-1923 гг. известным итальянским органостроителем Карло Вегецци Босси. Под органом находится герб семьи Киджи.
30.
DSC_5207

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии.  Несмотря на довольно объемный труд по поиску и обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.