Церковь Сан-Раймондо-аль-Рифуджо [43.316537N 11.3392425E], основанная в Сиене, была посвящена помощи бедным брошенным девочкам. Она была основана Доменико Билло, но после его смерти в 1593 г. перешла под опеку семьи Киджи. Строительство церкви было заказано в 1596 г. по завещанию сиенского дворянина Аурелио Киджи. Церковь находилась рядом с консерваторией для детей обедневших дворян и поэтому была известна как di Refugio (приют).
1.
Несмотря на повреждения, полученные в результате землетрясения 1798 г., интерьер сохраняет в неприкосновенности бесценные образцы сиенского искусства первых двух десятилетий XVII в. Внутреннее убранство в стиле барокко было завершено к 1610 г. Франческо делла Монна. Мраморные алтари были спроектированы Фламинио дель Турко. Живописное убранство в целом состоит из трех больших алтарных образов, сопровождаемых серией небольших полотен, выполненных под патронажем Аурелио Киджи и его брата Агостино. Иконографическая программа развивается вокруг историй св. Гальгано, св. Екатерины Сиенской и св. Раймунда Пеньяфортского.
2.
Продолжим осмотр церкви, используя при этом соответствующий план.
3.
Алтарь на правой стене и окружающие его картины посвящены св. Екатерине Александрийской.
4.
Св. Раймунд Пеньяфортский воскрешает девочку (Франческо Рустичи по прозванию иль Рустичино, ок. 1616) [8]. Масло по холсту, 112×174 см. На полотне изображена девушка на усыпанном цветами ложе, закутанная в белое платье, воздевающая руки к небу в молитве, а сверху на нее направлен луч, пронзающий облако. Ее окружают многочисленные фигуры, каждая из которых характеризуется особой позой и выражением удивления. Свет распространяется справа налево и имеет центр излучения в факеле, который держит фигура справа за воскрешенной женщиной. На заднем плане слева открывается перспективный вид, обрамленный классической архитектурой. Наводящей на размышления деталью является нарисованная на переднем плане кошка, взгляд которой направлен на зрителя, а взгляд остальных фигур обращен на девушку. Картина расположена в дальней части правой стены и является парной к симметрично расположенной картине на левой стене «Святой Раймунд, пересекающий воду на своем плаще», написанной Стефано Вольпи. Полотно демонстрирует ярко выраженное живописное мастерство молодого Франческо Рустичи в передаче света, с утонченными люминесцентными контрастами, создаваемыми вспышками факелов, с гармоничными сочетаниями цветов и, наконец, в построении пространства, с перспективным видением, пронизывающим фон в левой части картины, чередующимся с закрытием пространства в правой части, где фигуры на переднем плане сгущаются.
5.
Христос дает чудотворную мантию св. Екатерине (Себастьяно Фолли, I четверть XVII в.) [9]. Масло по холсту, 124×185 см. На картине изображена сцена, в которой Христос дарит св. Екатерине Сиенской Чудотворную мантию — богатое платье, покрытое драгоценными камнями. Эту тему следует рассматривать в контексте парной картины на той же стене, также написанной Фолли, «Св. Екатерина, отдающая свой плащ нищему»: как святая никогда не забывает самых нуждающихся, вплоть до того, что раздает свое имущество, чтобы облегчить их страдания, так и Христос готов вознаградить тех, кто трудится во имя Его.
6.
Полотно выполнено в более ярких тонах, чем другие работы Фолли, созданные для церкви, однако в исполнении лиц и светотеневой трактовке туники св. Екатерины можно обнаружить сильные аналогии.
7.
Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской (Франческо Ванни, ок. 1601) [10]. Масло по холсту, 265×500 см. Св. Екатерина Сиенская в своем подвижническом житии, во многом ориентируясь на пример св. Екатерины Александрийской, в честь которой была крещена, повторила и эпизод с обручением с Христом. В 1367 г., когда вся Сиена справляла карнавал, девушка предпочла молиться в своей комнатке Господу: «Сочетайся со мной браком в вере!». И тут перед ней явился Господь, сказавший: «Ныне, когда остальные развлекаются, Я решил отпраздновать с тобой праздник твоей души». У Екатерины случилось видение, во время которого она оказалась на небесах, узрела небесное воинство, Иисуса и Богоматерь. Согласно рассказу биографа бл. Раймонда Капуанского, в эпизоде присутствуют св. Иоанн Богослов, св. Павел и св. Доминик и преклонивший колени царь Давид.
8.
Картину можно отнести к позднему творчеству Франческо Ванни, сиенского художника с маньеристским прошлым. Иконографическая тема взята из «Legenda maior Sanctae Catharinae Senensis» бл. Раймонда Капуанского, доминиканского духовника святой. Художник, отказавшись от абстрактной многоцветности своих юношеских работ, уделяет больше внимания нюансам телесных тонов и основательности форм, характерным для флорентийской реформаторской живописи.
9.
На алтаре установлен Процессионный крест (тосканская мастерская, XVIII в.). Тисненое серебро; резное и расписное дерево. Крест стоит на высоком полихромном деревянном основании с шестигранным древком с узлом и ланцетовидными листьями. От него по обеим сторонам отходят металлические планки, к которым прикреплены окрашенные деревянные кронштейны, поддерживающие облачные мотивы из серебряной фольги, которые, в свою очередь, поддерживают двух поклоняющихся ангелов. Сам серебряный крест имеет перекладины, заканчивающиеся смешанными линейными расширениями с рельефными головками херувимов. Поверхность гербов покрыта растительным орнаментом, над которым херувим держит картуш с надписью «INRI», на пересечении гербов начинается солнечный луч. Священная надпись «INRI» также выгравирована заглавными буквами в картуше над Иисусом.
10.
Св. Екатерина, отдающая свой плащ нищему (Себастьяно Фолли, I четверть XVII в.) [11]. Масло по холсту, 120×185 см. На полотне, датированном 1612 годом, изображен момент, когда св. Екатерина отдает свой плащ плохо одетому бедняку, увековечивая один из многочисленных благотворительных жестов, совершенных святой на протяжении всей жизни, полностью посвященной служению нуждающимся.
11.
Рассмотрим некоторые объекты в центре церкви.
12.
В центре пола выделяется надгробие основателя церкви Аурелио Киджи, авторство которого некоторые источники приписывают Асканио да Кортона (1661) [12]. Надгробие представляет собой прямоугольную плиту из белого мрамора в раме из серого мрамора. В рельефной рамке можно прочесть эпиграф (в машинном переводе): «Аурелиус Кииджо / наиболее религиозный человек / и основатель / конгрегации девственниц / 5 мая / Он пал в Господне / как вечный памятник / добродетелей его тела / и как бенефициар / в год спасения 1661«. Надгробие установлено на могиле Аурелио Киджи, основателя Консерватории дель Рефугио, и, как мы узнаем из эпиграфа, было посвящено ему молодыми дворянками, принимавшими участие в работе Консерватории.
13.
Пульпит (Агостино Фантастичи, 1839) [13]. Шпонированное и резное дерево ореха; резной бук. Основание пульпита выполнено из тяжелого деревянного цоколя. На передней части расположены две угловые колонны с канавками, перемежающимися кольцами. Колонны продолжаются круглыми полуколоннами, обрамляющими фасад. Кафедра имеет форму куба с тремя большими и правильными панелями на видимых сторонах, украшенными изнутри тонкими рамами. Изящным украшением являются факел с цветочным венком на передней стороне и три свитка, вырезанных в виде барельефа у основания каждой стороны. С левой стороны находится дверь, ведущая на кафедру. Согласно сохранившемуся чертежу, ранее в пульпита существовала спинка; ее следы сохранились в соединении «ласточкин хвост» и в двух прямоугольных отверстиях по бокам от нее на заднем крае.
14.
Ангел держащий свечу (Доменико Арригетти по прозванию Каведоне, ок. 1616). Резное и позолоченное дерево; лепное и позолоченное папье-маше. Расположенные на высоте чуть более двух метров от пола на мраморных полках, установленных на боковых колоннах пресвитерия, два ангела демонстрируют в драпировке и в более изящных деталях использование папье-маше, моделированного и идеально соединенного с деревом. Ноги ангелов одеты снизу в тонкие чулки, подвязанные на голенях. Туловище лишь наполовину прикрыто короткой туникой, завязанной на одном плече. Большие крылья украшены искусной резьбой. Ангел держит в одной руке основание большой свечи, а в другой — небольшой прямоугольный предмет, возможно, используемый для зажигания свечи.
15.
Статуя-канделябр (сиенская мастерская, I половина XIX в.). Резное и позолоченное дерево; лепное и позолоченное папье-маше. Два ангела, стоящие на постаменте в виде небольшого каменистого мыса, выполнены из позолоченного дерева, а завершающие штрихи в виде драпировки, которая окутывает фигуру от бедер до груди, вылеплены из папье-маше. Крылья с перьями украшены искусной резьбой. В одной руке ангел держит подсвечник-амфору, а на голове у него — что-то наподобие большой вазы.
16.
Судя по определенному классицизму исполнения и стилю амфоры, скульптуры можно считать изготовленными сиенскими ремесленниками и датировать началом XIX в.
17.
Хоры расположены слева и справа в конце боковых стен и состоят из двух отделений по 3 отсека каждое. Четыре спиралевидные опоры с резным желобком заканчиваются в форме львиной лапы. Сидение узкое, формованное. Выше, на опорах, прямоугольные основания делят спинки на обрамленные квадраты и поддерживают три гладкие круглые колонны. В верхней части сидений лепнина. Центральная часть сидений отсутствует, а спинки и зеркала под ней выполняют функцию двери.
18.
Над входом в церковь со стороны контрфасада устроена балюстрада, на которой находится орган, построенный в 1835 г. фирмой Agati-Tronci. Входной коридор под органом сохранил свою изначальную перегородку.
19.
Корпус органа, выполненный из тополя золотистого цвета, с темно-зеленым оттенком со стороны, обращенной к церкви, и натурального цвета с обратной стороны, представляет собой корпус монастырского органа, покоящегося на балюстраде. Передняя часть обращена к церкви, клавиатура находится сзади. Украшения корпуса: киматий с крестом, тимпан с разорванным архивольтом и верхним антаблементом, резным и позолоченным, боковые пилястры на фасаде, небольшие боковые ушки с расписной позолотой (гротески и растительные мотивы); основание на боковых полках с фальшивой резьбой и позолотой и с фальшивой решеткой в центре; Фасад разделен на ниши, отмеченные пилястрами и увенчанные небольшими арками, окрашенными золотом на темно-зеленом фоне. Корпус органа имеет типичные черты XVII в., которые проявляются прежде всего в изогнутом членении тимпана и его центральном мотиве, в кронштейнах и в покрытой завитками панели в цокольной части.
20.
Завеса, закрывающая фасад органа, богато украшена (центральный лучистый символ Девы Марии и музыкальные инструменты по бокам, окруженные гирляндами, на светло-зеленом фоне) и отражает стиль позднего неоклассицизма, характерный для XIX в.
21.
Звуковая система органа изготовлена фирмой Agati-Tronci в 1835 г., о чем свидетельствует этикетка на передней панели клавиатуры. Задняя часть органа датируется тем же периодом.
22.
Ризница (Сокровищница)
Внутри церкви также были отреставрированы и переоборудованы в сокровищницу старые помещения ризницы. Богатое наследие церкви также включает в себя замечательную серию предметов церковной утвари: большую коллекцию скульптур, реликвариев, драгоценной литургической утвари, вотивных приношений, молитвенников, алтарных наличников и священных облачений, датируемых XVII и XVIII вв., а также включающая некоторые более древние предметы.
23.
Старая ризница находится слева, в ней находится большая застекленная витрина с реликвариями и другими церковными предметами, а также несколько прекрасных скульптур.
24.
Здесь, помимо драгоценных культовых предметов, находятся великолепная Св. Екатерина Александрийская работы Якопо делла Кверча, панель Сано ди Пьетро, «Успение» Доменико ди Бартоло и «Мадонна с младенцем» Маррины.
25.
Осмотрим некоторые из экспонатов ризницы.
Мадонна с Младенцем, св. Иосиф и два ангела (Сано ди Пьетро, XV в.). Темпера по дереву, позолота, 32,5×42 см. На панели изображена поясная Богоматерь, держащая на руках Младенца, который держит в руках плащ Матери. Справа изображена голова лысого и бородатого святого, иконография которого восходит к св. Иосифу. В верхних углах изображены две маленькие головки херувимов. Фон полностью позолочен, как и нимбы, украшенные штампованными украшениями. В частности, нимб Девы Марии несет на себе заглавную часть молитвы «AVE MARIA GRATIA PLENA». В 1950-х гг. панель была украдена и в 2007 г. появилась на рынке антиквариата в каталоге аукциона Sotheby’s. Только в 2012 г. Мадонна с Младенцем вернулась в собственность церкви.
26.
Мадонна Успения (Доменико ди Бартоло, ок. 1430-1435). Темпера по дереву, позолота, 50,5×73 см. Фигура Богородицы изображена фронтально и в момент молитвы. Характерные черты творчества художника, которые можно обнаружить в этой работе, — это вкус к драгоценному декору, дисциплинированный хроматической строгостью, и перевод в пластическое чувство мелких деталей, таких как пальцы, глаза и подбородок. В нимбе Богородицы можно прочесть надпись «Мария была вознесена на небо, ангелы радуются». Мадонна является копией главной героини фрески «Успение» Симоне Мартини, некогда украшавшей Антипорто ди Камоллия.
27.
Св. Екатерина Александрийская (Якопо делла Кверча, ок. 1414-1419). Расписное резное дерево. Скульптуру, по-видимому, можно отождествить со св. Екатериной Александрийской, на которую могут указывать иконографические атрибуты: царская корона на голове, книга и, возможно, с правой стороны (ныне отсутствующая) опора для колеса, символ мученичества. Фигура по-прежнему пронизана элементами, характерными для позднеготического стиля, подчеркнутыми сгорблением правой стороны, постоянством позолоты светлых волос и формой платья. Скульптура ранее располагалась над воротами, ведущими в церковь, и имела «неоклассический» вид благодаря реконструкции и повторному использованию, в результате чего были добавлены белая и золотая полихромия, скрижали закона, завеса из гипсовой ткани и поднятая правая рука с чашей. Это вмешательство могло быть осуществлено во время реставрации церкви после разрушительного землетрясения 1798 г., вызвавшего обрушение свода.
28.
Мадонна с Младенцем (Лоренцо ди Мариано Фуччи, по прозванию иль Маррина, I четверть XVI в.). Полихромная терракота. Древняя скульптура помещена в деревянный табернакль, поддерживающий терракотовый горельеф. Фигура Девы Марии, обладающей юношеской красотой, стройна, но она повернула туловище, чтобы полностью охватить взглядом Младенца, который, в свою очередь, смотрит вдаль и в решительной позе грациозно поддерживает тяжесть своей головы, приятно опустив свой взгляд со спокойной и удовлетворенной улыбкой.
29.
Киворий (Гаэтано Макки, ок. 1820-1840). Чеканное и гравированное серебро; посеребренный металл. Киворий имеет форму небольшого шестиугольного храма с приплюснутой задней стороной; Пять передних граней украшены тиснением по металлу с различными сценами и вставлены в толстую рамку с растительным орнаментом, перемежающуюся четырьмя гладкими колоннами, украшенными в верхней части и размещенными на тисненых игральных костях. Над каждой из пяти граней видны крупные ажурные металлические волюты. В верхней центральной части киворий завершается сферой и крестом, расположенными между четырьмя держателями свечей.
30.
Св. Екатерина Сиенская касается ран Христа (тосканский скульптор, XVIII в.). Резное и расписанное дерево. Скульптура изображает Иисуса Христа, обнимающего св. Екатерину Сиенскую, преклонившую перед ним колени. У ног обеих фигур расположены открытая книга, лилия и две головы херувимов. Это религиозное произведение отличается ярко выраженным драматизмом и композиционной структурой, восходящей к общим образным прототипам эпохи барокко.
31.
Часы работы церкви: среда и суббота с 9:30 до 13:00. Доступ в ризницу и на балюстраду осуществляется по специальному запросу.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном со следующих сайтов: provincedesienne.com, www.fondazioneconservatoririunitisiena.it и tripadvisor.ru. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.