Сиена. Палаццо Пубблико. Часть 4

Палаццо Пубблико — историческое административное здание в Сиене на площади Пьяцца дель Кампо, построенное в 1297-1310 гг. для Правительства Девяти Сиенской Республики и подеста. В настоящее время в здании размещаются ратуша и музей. Гражданский музей, созданный в 1930-х гг., расположен на первом этаже здания и хранит многочисленные шедевры сиенского искусства.
1.
Map_of_Siena

Палаццо Пубблико своими величественно украшенными помещениями с течением времени не переставал вызывать интерес публики, хотя вплоть до конца XIX в. его наиболее значимые помещения использовались для политических и административных потребностей. Толчок к постоянному открытию для посетителей залов первого и второго этажей дала большая выставка древнесиенского искусства 1904 г. Всего через два года после завершения важной выставки на рассмотрение был принят первый проект, направленный на реализацию коллекций, для которых была назначена специальная комиссия. Это был первый публичный акт по созданию музея, монументальные залы которого были открыты для публики с 1 октября 1907 г. Для лучшей ориентировки в музее прилагаю его план. Нумерация помещений соответствует принятой в самом музее.
2.
plan_1

Антикапелла (Вестибюль часовни) [10]
Около 1413 г. приоры Палаццо Пубблико заказали сиенскому художнику поздней готики Таддео ди Бартоло цикл фресок для притвора капеллы Палаццо Пубблико. Это уникальное место играло несколько ролей. Во-первых, как следует из названия, расположенное перед капеллой, оно облегчало переход из гражданского пространства в духовное. Затем, будучи смежным с несколькими другими комнатами, оно фактически обеспечивало связь между залом Маппамондо [12], залом Консистории [8] и залом Бальи [6]. Таким образом, живописное убранство должно было быть рассчитано на несколько разных аудиторий и адресовано как кондотьерам, отправлявшимся на службу в капеллу, так и магистратам и советникам, переходившим из одной комнаты в другую, а также послам или гостям, ожидавшим здесь приема в зале Консистории.

Фресковое оформление было выполнено в два этапа: первый этап, датируемый 1408 г., включает монументальное изображение св. Христофора на северной стене. Второй этап, завершенный в 1413-1414 гг., включает цикл «Добродетели и герои античности», воспевающий республиканские ценности и являющийся частью восстановления классической культуры, характерной для Проторенессанса. Таким образом, приоры сделали двойной политический выбор: подтвердили легендарную римскую родословную Сиены и в то же время показали пример добродетельного поведения, которого ожидали от правителей города. Все аллегории добродетелей написаны в едином стиле: внушительная женская фигура, сидящая на монументальном сундуке и устремившая свой взгляд на зрителя, выражает силу идеи, которую она олицетворяет. Вокруг нее, в медальонах фриза, обрамляющего фигуру добродетели, размещены три портрета исторических деятелей Римской республики, которые, в сравнении с ней, иллюстрируют воплощение добродетели, олицетворяемой аллегорией в центре люнета.
3.
DSC_1210-1

Обилие визуальной информации, а также плотность иконографической программы, заполнившей стены, не затронули ребристые своды помещения. Их поверхности, хотя и подчеркнуты серией орнаментальных фризов, остаются однородного синего цвета, усеянного звездами. В картуше, расположенном над Иудой Маккавеем на левой колонне двойной арки, отделяющей притвор капеллы от самой капеллы, Таддео ди Бартоло подписал свою работу, упомянув и себя как автора, и дату 1408 г. Среди орнаментальных мотивов, заполняющих фризы, особое место занимают два геральдических символа — черно белая бальзана и лев Капитана народа — постоянно напоминают о том, что мы находимся в Сиене.
4. Схема расположения фресок в Антикапелле
DSC_1216

Северная стена
В Средние века св. Христофор был в Сиене объектом большого почитания. К его заступничеству прибегали не только во время чумы, но и во многих случаях в повседневной жизни. Особенно часто святого изображали в городах, где останавливались паломники, направлявшиеся в Рим по Виа Франчиджена. Его изображали таким образом, чтобы он был как можно более заметен, поскольку поверье гласило, что в тот день, когда человек видит фигуру св. Христофора, он не рискует попасть под перекрестный огонь. Вид этого святого должен был успокаивать путешественников, внушая им чувство безопасности и защищенности. По этой причине, а также в соответствии с традицией, наделившей его гигантским ростом, чтобы выразить его силу, святого рисовали на больших поверхностях, чтобы образ был хорошо виден. Нагруженная драгоценной ношей, эта фигура также символична во многих отношениях, несмотря на то, что она была написана Таддео ди Бартоло в 1408 г., за пять лет до того, как художнику поручили создать остальные части декораций. В 1409-1412 гг. Сиене серьезно угрожали гегемонистские амбиции короля Неаполя Владислава I. Борясь как с миланцами, так и с неаполитанцами, город, подобно Флоренции, представлял себя официальным представителем добродетели. Декорация антикапеллы стремится узаконить это положение. Слияние тем — общее благо, хорошее правительство и прославленные люди — позволяет усвоить античную культуру в рамках морального порядка и политизированно защищать добродетель, республику и свободу. Эта фреска также является данью уважения церкви Сан-Кристофоро, в которой, по крайней мере до 1267 г., проводились заседания основных органов Сиенской республики.
5.
DSC_1210

К северной стене по бокам от входного проема прикреплены две драгоценные деревянные инкрустации XV в., приписываемые Доменико ди Никколо, изображающие Правосудие и Мадонну, рекомендующую Сиену коленопреклоненному Подесте.
6.
DSC_1210-2

Восточная стена
Элегантная решетка из кованого и луженого железа, встроенная в двойной арочный проем и отделяющая капеллу от вестибюля, по времени создания не совсем соответствует всему ансамблю. Она была выполнена Джакомо ди Джованни и его сыном Джованни в 1537 г., возможно, по проекту Якопо делла Кверча. Эта решетка материализует переход между двумя смежными пространствами, одно из которых, антикапелла, посвящено гражданским и светским темам, а другое — чисто религиозной иконографической программе.
7.
DSC_1290

У входа в капеллу фигуры Иуды Маккавея (слева) и бл. Амвросия Санседони (бл. Амвросия Сиенского) (справа) символически сопровождают переход из светского пространства в капеллу.
8.
DSC_1290-1

Справа от ворот установлена чаша для святой воды (Джованни ди Турино, 1434-1438). Мрамор, бронза.
9.
DSC_1209

В левом люнете находится аллегория Стойкости. Ее сопровождает традиционный атрибут — укрепленная башня, которую она держит в руках. Надпись гласит: «Для Мужества нет ужасной ненависти. Самый великий страх не может его победить». Во фризе вокруг люнета размещены следующие портреты. Публий Деций Мус (слева), соратник Тита Манлия Империоза Торквата, римлянин, известный своим героизмом и самоотверженностью. Тит Манлий Империоз Торкват (в центре), трижды консул и дважды диктатор Римской республики. Марк Порций Катон Старший (справа), консул и цензор Римской республики, в дальнейшем стал писателем. Ему принадлежит фраза «Карфаген должен быть разрушен!». В антрвольте ниже добродетели медальон с портретом Марка Юния Брута, римского сенатора и самого известного убийцы Гая Юлия Цезаря, и в то же время человека, который всегда предпочитал спасение Республики своему собственному.
10.
DSC_1290-2

В правом люнете находится аллегория Благоразумия. Она указывает левой рукой на атрибут, позволяющий ее идентифицировать, — змею в пещере. Второй визуальный атрибут этой аллегории — зеркало, с помощью которого она может видеть себя, — заменен палкой в правой руке. Надпись гласит: «Мудрость построит дом, а разум будет управлять им». Во фризе вокруг люнета размещены следующие портреты. Марк Клавдий Марцелл (слева), римский полководец, герой Второй Пунической войны и политический деятель, пятикратный консул. Квинт Фабий Максим Кунктатор (в центре), подписавший с Ганнибалом договор о выкупе римских пленников, который сенат отказался ратифицировать, и заставивший своего сына продать свои римские земли за двести тысяч сестерций и выполнить свое обещание Ганнибалу. Луций Юний Брут (справа), легендарный основатель Римской республики. Во время суда над двумя своими сыновьями, участвовавшими в заговоре с целью восстановления свергнутого Тарквиния, Брут сам произнес приговор, осуждающий его сыновей, скомпрометированных в этом заговоре, и стал свидетелем их казни. В антрвольте ниже добродетели медальон с портретом Гая Лелия, полководца и государственного деятеля, командовавшего римским флотом при нападении на Карфаген и римской и нумидийской кавалерией в битве при Заме, что способствовало победе Сципиона и Массиниссы.
11.
DSC_1290-3

Южная стена
В южной стене имеется арка с проходом в зал Маппомондо [12].
12.
DSC_1217

В люнете находится аллегория Религии. Религию, собственно, не надо путать с Верой; более того, хотя Вера как теологическая добродетель является в основе своей христианской, Религия была также римской добродетелью по отношению к языческим культам. В цикле, расположенном в антикапелле, фигура Религии обозначает символ Христа, указывая на него обоими указательными пальцами. Сопроводительная надпись содержит предупреждение, не оставляющее сомнений: «Все, что вы делаете словом или делом, делайте во имя господа нашего Иисуса Христа».
13.
DSC_1217-1

В верхней части арочного проема к Залу Маппамондо [12] изображен монохромный план Древнего Рима.
14.
DSC_1252

Разделение на героев, воплощающих гражданские добродетели, и героев, воплощающих воинские добродетели, которое можно наблюдать на западной стене, сохраняется и в выборе языческих богов, размещенных в арке по обе стороны от карты Рима. Юпитер и Марс (слева) относятся к «военным героям», а Аполлон и Паллада (справа) к «гражданским». Божества задуманы художником в соответствии с описаниями классического мира Петрарки и Боккаччо.

Аполлон, «врач человечества», обычно считается благодетельным божеством. Поэтому вполне естественно ассоциировать его с гражданскими добродетелями. Струнный инструмент, на котором он играет, представляет собой вместо обычной античной лиры современную для того времени виолу да гамба. Здесь присутствует ворон, эмблема Аполлона и символ прорицания, а также лавровый венок, который был частью древней иконографии бога. Наряду с Аполлоном, Паллада также выступает на стороне гражданских добродетелей. Богиня несет не оливковую ветвь, а копье и щит с головой Горгоны. Эта иконографическая модель, восходящая к античности, получила широкое распространение в Средние века. Сова, обычный атрибут Паллады, заменена летучей мышью. Сова и летучая мышь — ночные животные, но консультанты художника, вероятно, дали ему неправильный совет.

Юпитер перенял некоторые средневековые обычаи в одежде. Он носит плащ, платье, носки и обувь, заостренные в соответствии с готической модой. Бога богов сопровождают его божественные и царственные символы: ореол пламени вокруг головы, корона, опоясывающая лоб, молния в правой руке. Орел, которого мы видим у его ног, — это эмблема, характерная для Юпитера с древности. Марс описан и Боккаччо, и Петраркой, с кнутом в руке и в сопровождении волка. Два бога, отец и сын, как бы противопоставляются друг другу. Трудно понять, почему красные крылатые кони прикреплены к колесам, а не запряжены в колесницу Марса, который мчится сквозь пустоту в направлении Юпитера.
15.
DSC_1217-2

Фигура Аристотеля, а также стратегическое положение, занимаемое мыслителем справа у входа в антикапеллу, должны быть поняты, с одной стороны, как проводник, за которым мы должны следовать, чтобы открыть знаменитых людей, нарисованных на стенах, а с другой — как обязательная отправная точка посещения комнаты. Здесь Аристотель соотносит философские аллегории, написанные Амброджо Лоренцетти на фресках Аллегории доброго правления, с историческими примерами, нарисованными Таддео в антикапелле. Он представляет себя в определенном смысле «профессором гражданской философии», который обращается к посетителю в первом лице («Я великий Аристотель»), пока тот, выйдя из Зала Девяти [13], готовится войти в капеллу. Портрет Аристотеля, написанный Таддео, служит ключом ко всей композиции, одновременно являясь знаком политических знаний и воплощением философского авторитета. В явном диалоге с прецедентом Лоренцетти, Аристотель указывает на прославленных людей прошлого как на положительные и отрицательные примеры фундаментальной роли гражданской гармонии.
16.
DSC_1250

Фигуре Аристотеля противопоставляются Гай Юлий Цезарь и Гней Помпей Великий, иллюстрирующие гражданскую цивилизацию и воинские добродетели. Эти два государственных деятеля представлены как абсолютные антитезы Римской республики, потому что их амбиции привели Рим к гражданской войне и, следовательно, к концу правления добродетели. И, хотя Юлий Цезарь обычно считается персонажем, достойным похвалы, в конкретном тосканском контексте он становится фигурой, олицетворяющей порок. Напротив, его убийца Марк Юний Брут становится добродетельным персонажем, поскольку смог защитить Республику, рискуя собственной жизнью.
17.
DSC_1251

На левой и правой стенах прохода в квадрифолиях изображены, вероятно, Давид (справа) и Соломон (слева) — второй и третий правители Израильского царства.
18.
DSC_1217-3

Западная стена
На западной стене в люнетах мы видим аллегории Справедливости (Правосудия) и Великодушия. Под аллегорическими фигурами Таддео нарисовал галерею из шести исторических персонажей, которые своими действиями и своей историей внесли вклад в становление Римской республики и, как таковые, считаются живыми примерами добродетелей, олицетворенных в форме аллегорий.
19.
DSC_1214

Аллегория Справедливости, увенчанная короной, демонстрирует свой меч, поднятый вверх, а правой рукой придерживает книгу. Другие книги лежат на ее коленях. Справа от нее на скамье лежит щит. Вся сцена напоминает «шар Вселенной», символ божественного всемогущества, приписываемый Отцу и Сыну в инкрустации Символа веры, созданный Доменико ди Никколо на скамьях капеллы по соседству. Сопроводительная надпись гласит: «Справедливость, самая явная из всех добродетелей, сохраняет королевства. Из-за несправедливости королевства передаются от одного народа к другому». Во фризе вокруг люнета размещены следующие портреты. Гай Муций Сцевола (слева), который, согласно легенде, попытался убить царя этрусского города Клузий Ларса Порсену, осадившего Рим в 509 году до н.э., но по ошибке сразил писца, сидевшего рядом. Во время пытки огнем Гай Муций положил правую руку в горящий жертвенник и жёг её, будто бы ничего не чувствуя. Пораженный мужеством Гая Муция, Порсена отпустил героя, снял осаду и покинул римские земли. Гай Фабриций Лусцин (в центре), дважды консул и цензор, прославившийся своими переговорами с Пирром во время Пирровой войны. В античной литературе он стал одним из символов староримских добродетелей. Маний Курий Дентат (справа), четырёхкратный консул, цензор, одержавший окончательные победы над самнитами и сабинами, а также разгромившего Пирра в битве при Беневенте. Маний Курий стал героем ряда нравоучительных историй и одним из символов староримских добродетелей. В частности, известна история о том, как Дентат отверг дары самнитских послов, сказав, что предпочитает есть из глиняной посуды, но повелевать теми, кто владеет золотом.
20.
DSC_1212-1

Под Справедливостью изображены Марк Туллий Цицерон, Марк Порций Катон Младший и Публий Корнелий Сципион Назика.

Марк Туллий Цицерон — римский государственный деятель, юрист и писатель. В период кризиса республики, которому угрожали личные амбиции, Цицерон силой своих речей сорвал заговор Катилины. 8 ноября 63 г. до н.э. он разоблачил Катилина посреди заседания сената: часто цитируется первая фраза первого «Катилинария»: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением?». В этом же отрывке мы находим крылатую фразу «О времена! О нравы!».

Марк Порций Катон Младший оставался неформальным политическим и идейным лидером большинства в римском сенате с конца 60-х годов до н.э. и до самой гражданской войны Помпея и Цезаря. Для современников был наиболее известен как образец строгих нравов, сторонник республиканских идей, лидер аристократии в сенате, принципиальный противник Цезаря и видный философ-стоик. После поражения Метелла Сципиона в битве при Тапсе 6 апреля 46 г. до н.э. Катон не захотел «пережить свободу»: он заперся в Утике и пронзил себя мечом. Говорят, что перед тем, как нанести себе удар, он читал и размышлял над «Федоном», в котором Платон рассуждает о бессмертии души. После самоубийства Марк Порций стал символом защитников республиканского строя.

Публий Корнелий Сципион Назика предпочитал свою страну кровным узам и считал, что все, что не приносит пользы государству, противоречит частным интересам. За свои достоинства, прежде всего, он был назначен Великим понтификом в свое отсутствие. В 133 году до н.э. Публий Корнелий выступил против реформ своего двоюродного брата Тиберия Семпрония Гракха. Он стал инициатором жестокой бессудной расправы над Тиберием и его сторонниками, но после этого ему пришлось удалиться в фактическое изгнание.
21.
DSC_1212

Аллегория Великодушия предстает в ситуации, объясняемой надписью, читаемой в картуше в нижней части изображения. У ее ног две маленькие фигурки, символически представляющие suisectis (покорных) и superbos (гордых). Великодушие протягивает руку в знак прощения к тому из них, кто преклоняет колени, а правой рукой направляет меч на мятежника, который упорствует в неповиновении ей. Сопроводительная надпись гласит: «Она не превозносится за свои успехи и не падает за свои неудачи. Ее долг — щадить покорных и уничтожать гордых». Во фризе вокруг люнета размещены следующие портреты. Публий Корнелий Сципион Африканский (слева) — римский военачальник и политический деятель, дважды консул, разгромивший Ганнибала. По возвращении с Востока Публий Корнелий и его брат подверглись судебному преследованию со стороны политических противников, возглавленных Марком Порцием Катоном Старшим. Сципион Африканский отказался защищаться по существу предъявленных ему обвинений в измене и казнокрадстве и удалился в добровольное изгнание. Марк Эмилий Лепид (в центре) — политический деятель поздней Римской республики. После конфликта с Луцием Корнелием Суллой поднял восстание в Этрурии, но потерпел поражение и удалился в изгнание. Марк Атилий Регул (справа) — во время Первой Пунической войны посланный в Рим для переговоров о выкупе пленных и заключении мира. Он отговорил сенат от принятия условий своего противника и вернулся в Карфаген, где умер под пытками.
22.
DSC_1211-1

Под Великодушием изображены Маний Курий Дентат, Камилл и Сципион Африканский.

Маний Курий Дентат — четырёхкратный консул, цензор, одержавший окончательные победы над самнитами и сабинами, а также разгромивший Пирра в битве при Беневенте. Маний Курий стал героем ряда нравоучительных историй и одним из символов староримских добродетелей. В частности, известна история о том, как Дентат отверг дары самнитских послов, сказав, что предпочитает есть из глиняной посуды, но повелевать теми, кто владеет золотом.

Марк Фурий Камилл — один из самых блестящих полководцев, которых знала Римская республика. За изгнание галлов получил титул «второго основателя Рима». Его многочисленные победы и взятие Вейи, этрусского города, соперничавшего с Римом, положили начало медленной, но неумолимой территориальной экспансии Рима.

Публий Корнелий Сципион Африканский — римский полководец и государственный деятель. Известен своими победоносными военными кампаниями против карфагенян в Испанской империи, а затем завоеванием Северной Африки.
23.
DSC_1211

В витрине слева выставлены произведения ювелирного искусства XII-XV веков, в том числе Золотая роза Пия II (Симоне ди Джованни Гини, 1462) и позолоченный и эмалированный мир, датируемый примерно 1390 г.
24.
DSC_1215

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.