Палаццо Пубблико — историческое административное здание в Сиене на площади Пьяцца дель Кампо, построенное в 1297-1310 гг. для Правительства Девяти Сиенской Республики и подеста. В настоящее время в здании размещаются ратуша и музей. Гражданский музей, созданный в 1930-х гг., расположен на первом этаже здания и хранит многочисленные шедевры сиенского искусства.
1.
Палаццо Пубблико своими величественно украшенными помещениями с течением времени не переставал вызывать интерес публики, хотя вплоть до конца XIX в. его наиболее значимые помещения использовались для политических и административных потребностей. Толчок к постоянному открытию для посетителей залов первого и второго этажей дала большая выставка древнесиенского искусства 1904 г. Всего через два года после завершения важной выставки на рассмотрение был принят первый проект, направленный на реализацию коллекций, для которых была назначена специальная комиссия. Это был первый публичный акт по созданию музея, монументальные залы которого были открыты для публики с 1 октября 1907 г. Для лучшей ориентировки в музее прилагаю его план. Нумерация помещений соответствует принятой в самом музее.
2.
Антикамера Консистории (Зал кардиналов) [7]
Нынешний неоготический облик зала — результат вмешательства XIX в., о чем напоминает дата 1882 г. на центральной арке. Декорирование сводов и стен принадлежит художнику и декоратору Джорджио Бандини. На стенах Антикамеры консистории сохранились фрески, датируемые XIV и XV вв. Эти отдельно установленные фрески происходят из разных помещений дворца.
3.
Своды этого зала расписаны звездами на синем фоне.
4.
Старинные планы дворца показывают, что, по крайней мере, до XVII в. это пространство было разделено на два отдельных помещения, частично занятых древней резиденцией консистории. Фреска с изображением св. Павла сохранилась как единственное свидетельство его первоначального убранства (атр. Мартино ди Бартоломео, ок. 1370).
5.
Особый интерес представляет большой фрагмент фрески над дверью, ведущей в Зал Бальи [6], «Св. Екатерина Александрийская, св. Иоанн Богослов (или св. Лука) и св. Августин с подеста» (атр. Амброджо Лоренцетти, ок. 1338). Фреска была обнаружена в 1881 г. в одной из комнат левого крыла дворца во время строительных работ по возведению современной лестницы, ведущей на Торре-дель-Манджа. На ней изображен коленопреклоненный Подеста, держащий в правой руке бакулум — небольшой посох, символизирующий его власть, в окружении св. Августина, который кладет руку ему на голову в знак защиты, св. Луки (св. Иоанна Богослова) и св. Екатерины Александрийской. Работа, приписываемая Амброджо Лоренцетти, входит в список гражданских заказов, над которыми художник работал со второй половины 1330-х гг., и может быть датирована примерно 1338 г., в непосредственной временной близости от фрескового цикла в Зале Девяти [13].
6.
Над дверью, ведущей в Вестибюль [9] «Богоматерь с Младенцем со св. Екатериной Александрийской и еще одним святым и донатором» (сиенский художник, конец XIV в.).
7.
Над дверью, ведущей в Капеллу [11] установлена синопия описанной выше фрески.
8.
На стене, где находится дверь в зал Консистории, помимо изображения св. Павла, выставлено несколько фресок.
Ретабло (анкона) «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (Гвидоччо Коццарелли, конец XIV в.).
9.
«Св. Себастьян» и «Мадонна с младенцем». Фрески.
10.
На стене с окнами «Мадонна с Младенцем» (анонимный художник, XIV в.). Фреска.
11.
На центральном пилястре находится небольшая панель «Мадонна с младенцем» (атр. Маттео ди Джованни, ок. 1470). Масло по дереву.
12.
Внутри комнаты также имеются две витрины, содержащие ряд резных и инкрустированных сундуков сиенского производства XV и XVI вв., а также ряд деревянных ящиков XVII в., украшенных гербами, которые использовались для жеребьевки советников и чиновников муниципалитета Сиены, а также пика Капитано дель Пополо.
13.
Резной и позолоченный ларец. Этот ценный артефакт изготовлен Антонио Барили, художнику XV-XVI вв., который параллельно с деятельностью архитектора занимался резьбой по дереву, развивая в своем фигурном репертуаре тенденции современной скульптуры сиенского Возрождения. На длинных сторонах ларца изображены два орла и два грифона, обращенные друг к другу, в акантовых завитках, которые окружают герб коммуны Сиены и капитана дель Пополо; на коротких сторонах — герб трибунала ди Мерканция. По углам изображены четыре фигуры с львиными головами и женскими телами, вырезанные с тонким мастерством и виртуозностью. На крышке, украшенной фризом с растительными мотивами и приподнятой в центре, вырезана волчица с близнецами, символ Сиены.
14.
Зал Консистории [8]
Начиная с 1682 г., это помещение стало залом заседаний Консистории муниципалитета Сиены, от которого и получило свое название.
15.
Этот зал использовался для заседаний сиенского правительства как во времена республики, так и во времена правления Медичи, когда некоторые правительственные чиновники Сиены продолжали выполнять мелкие административные обязанности. После 1786 г., когда была основана современная коммуна, резиденция муниципального правительства была перенесена выше, в Зал Капитана дель Пополо.
16.
Вход в зал осуществляется через прекрасный мраморный портал в стиле Ренессанс работы Бернардо Росселлино, построенный в 1446 г. Инкрустированные деревянные створки дверей портала (Доменико ди Никколо, 1414) изготовил мастер, который также создал сидения в часовне Палаццо [11].
17.
Над дверью находится полотно в монументальной раме «Суд Соломона» (Лука Джордано, ок. 1680). Масло по холсту.
18.
Живописный цикл, украшающий вогнутый свод зала, — один из самых значительных примеров сиенского маньеризма. Доменико Беккафуми было поручено расписать его в 1529 г., но работа, которая должна была быть завершена за 18 месяцев, была закончена только в 1535 г. В продолжение других республиканских циклов, воспроизведенных на стенах Палаццо, фрески в Зале Консистории демонстрируют торжество любви к Отечеству через серию эпизодов, связанных с персонажами классического мира, заимствованными у знаменитого римского писателя и историка Валерия Максима.
19.
В центре находятся три Аллегории, изображающие Справедливость, окруженную Патриотизмом и Гармонией, от которых отходят эпизоды из античной истории, изображенные на фризе по периметру. Фрески Доменико Беккафуми, выполненные в период сильной политической нестабильности, в результате которой Сиенская республика оказалась в кризисе своих основополагающих принципов, являются последним примером имиджевой политики, проводимой во дворце до капитуляции под власть Флоренции, которая приведет к потере сиенской свободы примерно 20 лет спустя.
20*.
Для лучшей ориентировки во фресках свода предлагаю использовать план потолка.
21.
Претор Публий Элий Лиг {2} в 167 году до н.э. участвовал в создании послевоенного порядка в Иллирии. Жертвоприношение Кодра, царя Аттики {1}. История Кодра, царя Аттики, является примером любви к Родине. Предупрежденный оракулом, что войну между греками и персами выиграет та сторона, чей вождь погибнет первым, Кодр, не колеблясь, сбрасывает с себя царские одежды и, бросаясь в самую гущу битвы, расстается со своей жизнью, что привело к победе его армии. Претор Генуцио Чипо {16}. Возвращаясь в Рим во главе своей победоносной армии, он случайно заглянул в воду ручей и увидел, что лоб его украшен рогами. Спросив у прорицателей, что это значит, он узнал, что, если он вернется в город, то станет царем. Но, чтобы этого не произошло, претор наложил на себя добровольное изгнание.
22.
Луций Юний Брут {7}. Один из основателей Римской республики, возглавивший восстание против последнего римского царя Тарквиния Гордого в 509 до н.э. Один из двух первых римских консулов. Смерть Спурия Мелия {6}. Спурий Мелий — богатый римский хлеботорговец, пытавшийся купить поддержку народа для провозглашения себя царём. Чтобы справиться с угрозой, сенат назначил диктатором Луция Квинкция Цинцинната, который избрал Сервилия Агалу начальником конницы. При попытке ареста, чтобы ответить перед диктатором на выдвинутые обвинения, Спурий Мелий попытался сбежать, но Сервилио Агала догнал его и заколол. Марк Манлий Капитолин {5}. Эпизод, связанный с консулом Марком Манлием, является примером справедливости. Марк Манлий, спасший Рим, возглавив сопротивление штурму галлов на Капитолийском холме. Впоследствии Манлий, будучи патрицием, выступил в защиту плебеев и, обвинённый патрициями в попытке восстановления царской власти, был сброшен с Тарпейской скалы. Правосудие Залевка {4}. Царь Эпизефирских Локров Залевк, чтобы показать свою беспристрастность перед законами, которые он сам и продвигал, дошел до того, что наказал своего нечестивого сына, виновного в прелюбодеянии, наказанием в виде выкалывания глаза, как это прямо предусмотрено законом. Харонд из Фурии {3}. Харонд — полулегендарный древнегреческий законодатель города Катании на острове Сицилии, чьи законы отличались чрезвычайной суровостью. Согласно Аристотелю, был учеником законодателя Залевка. Диодор приурочивает деятельность Харонда ко времени основания города Фурии.
23.
Диктатор Квинт Фабий Максим Кунктатор {10}. Квинт Фабий Максим Кунктатор — древнеримский военачальник и политический деятель из патрицианского рода Фабиев Максимов, пятикратный консул. В 233 г. до н.э. одержал победу над лигурами. К началу Второй Пунической войны был одним из самых влиятельных политиков республики; вероятно, именно он объявил в 218 г. до н.э. войну Карфагену от имени Рима. Имя Квинта Фабия дало название специальной тактике, суть которой заключается в уклонении от решительных схваток и нанесении противнику мелких ударов. В русском языке прозвище «кунктатор» используется для обозначения медлительного, обстоятельного, обычно в итоге успешного человека. Так, кунктатором называли М.И.Кутузова. Примирение Марка Эмилия Лепида и Марка Фульвия Нобилиора {9}. Высшим примером Конкордии, представленной в цикле зала Консистории, является пример Марка Эмилия Лепида и Марка Фульвия Нобилиора, заклятых врагов, которые, однако, как только оба были избраны в 179 г. до н.э. на одну и ту же должность цензора, торжественно и публично заключили мир, чтобы начать период эффективного сотрудничества на благо страны. Пифагореец Дамон {8}. Дамон и Финтий (IV век до н.э.), — двое пифагорейцев из Сиракуз, ставшие символом мужской дружбы. Финтий, приговорённый к смерти за покушение на жизнь тирана Дионисия, попросил ненадолго отпустить его перед казнью, чтобы он мог выдать замуж сестру, и оставил Дамона заложником. Из-за непредвиденных обстоятельств он задержался, и Дамона уже привели на место казни. В последний момент появился запыхавшийся Финтий. Дионисий, поражённый силой этой дружбы, отменил приговор.
24.
Фрасибул из Афин {15}. Фрасибул — древнегреческий афинский государственный деятель и полководец времён Пелопоннесской войны. После начала правления Тридцати тиранов Фрасибул был изгнан из Афин. В результате успешных действий войск Фрасибула в 403 году до н.э. была восстановлена демократия. В 390 году до н.э. он возглавил экспедицию, в ходе которой афинское влияние было восстановлено во многих регионах Эгеиды. Трибун Публий Муций отправляет своих коллег на костер {14}. Демонстрируя истинно римскую суровость, трибун Публий Муций осмеливается в одиночку заставить своих девяти коллег понести наказание, которое девять трибунов вместе не смогли бы нанести даже одному; он приговаривает к сожжению всех своих коллег, которые во время подстрекательства Кассия поставили под угрозу политическую свободу. Обезглавливание Спурия Кассия {13}. В 485 году до н. э., после окончания срока консулата, Спурий Кассий перед комицией курий был обвинён римским сенатом в попытке узурпации власти. Как и другие государственные преступники, Спурий Кассий был бичеван и обезглавлен, хотя существует стойкая легенда о том, что его сбросили с Тарпейской скалы. Постумий Туберт убивает собственного сына {12}. Авл Постумий Туберт — римский политик и военачальник, начальник конницы в 434 до н.э., диктатор в 431 до н.э. Постумий приказал за нарушение воинской дисциплины казнить своего сына, без приказа пошедшего в атаку. Стасипп из Тегеи {11}. Стасипп отказался осуждать противника, в котором он признал «прекрасного защитника» Отечества.
25.
В геометрическом центре свода, в медальоне, доминирует аллегорическая фигура Справедливости {20}, которую Джорджо Вазари оценил как «самую прекрасную из фигур, когда-либо написанных снизу вверх» (то есть под низким углом). Эта фигура фланкирована двумя восьмиугольными отделениями: в одном изображена Взаимная Благосклонность {23}, в другом — Любовь к Отечеству {17}. Если в организационной схеме расписанных здесь фресок преобладает фигура Справедливости, что отражает важность той роли, которую она играла в республиканской этике со времен античности, то две ее спутницы, хотя и редко персонифицированные в обычных аллегорических образах, расположены по отношению к первой таким образом, чтобы придать им особенно значимую сопровождающую роль. В промежутках между большими отделениями изображены аллегории Справедливости распределения {19} и {22} и Справедливости перемещения {18} и {21}. Аристотель утверждает, что «распределительная справедливость» состоит в том, чтобы «воздавать каждому свое» в соответствии с пропорцией, то есть «в соответствии с тем же отношением, которое существует между отдельными вкладами», в то время как «коммутативная, или регулятивная, справедливость» основывается на концепции равенства между людьми, поскольку она направлена на возмещение понесенного ущерба, независимо от различий между самими людьми.
26.
Вестибюль [9]
Эта небольшая комната, появившаяся в результате перестройки дворца в XIX в., занимает место, которое раньше использовалось в качестве ризницы часовни лордов.
27.
Нынешнее убранство сводов и стен было реконструировано в XIX в. на основе отдельных фрагментов, найденных во время работ в этом помещении.
28.
В витрине хранятся интересные реликвии, история которых отчасти связана с историей Палио ди Сиена, в том числе четыре клариона немецкого производства XVII в. и шлем Капитано дель Пополо. Шлем XV в. представляет собой металлический головной убор конической формы, обшитый красным бархатом и украшенный бронзовыми, позолоченными медными и серебряными деталями. До 1990 г., когда его заменили копией, он занимал почетное место в процессии, предшествующей скачкам Палио. На основании последних исследований, в которых герб с драконом внутри щита на лицевой стороне был признан гербом семьи Боргезе, была выдвинута гипотеза, что шлем мог принадлежать Боргезе Боргези, генеральному комиссару сиенской армии в знаменитой битве при Поджо Империале близ Поджибонси, также изображенной на монохромной фреске в Зале Маппамондо {12}.
29.
На высоком цоколе выставлена бронзовая Волчица, кормящая близнецов, выполненная в стиле поздней готики (Джованни ди Турино, 1429-1430). Работа, первоначально установленная на колонне перед правым углом Палаццо Пубблико, была демонтирована в 1959 г. и передана на хранение в Гражданский музей. Волчица представляет собой символ Сиены, напоминающий о ее легендарном происхождении. Задуманная в период зарождения фигуративной культуры сиенского Возрождения, скульптура особенно важна натурализмом форм и взвешенностью композиции, знаменуя собой преодоление художником наследия готического стиля.
30.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.