Палаццо Пубблико — историческое административное здание в Сиене на площади Пьяцца дель Кампо, построенное в 1297-1310 гг. для Правительства Девяти Сиенской Республики и подеста. В настоящее время в здании размещаются ратуша и музей. Гражданский музей, созданный в 1930-х гг., расположен на первом этаже здания и хранит многочисленные шедевры сиенского искусства.
1.
Палаццо Пубблико своими величественно украшенными помещениями с течением времени не переставал вызывать интерес публики, хотя вплоть до конца XIX в. его наиболее значимые помещения использовались для политических и административных потребностей. Толчок к постоянному открытию для посетителей залов первого и второго этажей дала большая выставка древнесиенского искусства 1904 г. Всего через два года после завершения важной выставки на рассмотрение был принят первый проект, направленный на реализацию коллекций, для которых была назначена специальная комиссия. Это был первый публичный акт по созданию музея, монументальные залы которого были открыты для публики с 1 октября 1907 г. Для лучшей ориентировки в музее прилагаю его план. Нумерация помещений соответствует принятой в самом музее.
2.
Зал Бальи (Зал Приоров) [6]
В XV в. в этом зале проходили заседания Бальи, специальной комиссии в городском управлении, наделенной особыми полномочиями. Свой нынешний вид комната приобрела в начале XV в. после раздела более обширного помещения, включавшего также прилегающую Капеллу деи Синьори [11]. На стенах разворачивается четкий биографический цикл фресок, написанный между 1407 и 1408 гг. Спинелло Аретино и его сыном Парри, в центре которого — шестнадцать эпизодов из жизни из жизни папы Александра III Бандинелли, сиенца по происхождению, который вместе с Ломбардской лигой противостоял Священной Римской империи и Фридриху Барбароссе. Большая батальная композиция над входом изображает сражение у мыса Сан-Сальвадор, в которой флот Барбароссы потерпел поражение от венецианского. Сцены цикла изображены не в хронологической последовательности, а представляют собой последовательность отдельных эпизодов с выраженным политическим подтекстом.
3.
Описание всех эпизодов дается в соответствии с хронологической схемой.
4.
Коронация Папы Александра III {1} (южная стена, правый люнет). За обыденной на первый взгляд сценой коронации папы Александра III скрывается сложная и драматическая схизма. На конклаве 7 сентября 1159 г. после кончины Адриана IV большинство из присутствовавших кардиналов (25 из 29) высказались за кандидатуру Роландо Бандинелли, провозглашенного папой Александром III. В момент, когда новоизбранный папа должен был облечься в папскую мантию, Оттавиано ди Монтичелли неожиданно для всех попытался надеть её на себя. В последовавшей потасовке Александр III и его сторонники покинули собор, а Оттавиано ди Монтичелли облёкся в другую, заранее приготовленную им, мантию и был провозглашён оставшимися 3 кардиналами и находившимися в соборе клириками папой Виктором IV. Оба избранных папы (Александр III и Виктор IV) апеллировали к императору. Фридрих I Барбаросса, конфликтовавший с предыдущим понтификом, нуждался в «карманном папе» и поддержал схизму. Созванный императором в феврале 1160 г. собор в Павии поддержал Виктора IV и анафематствовал Александра III. В ответ Александр III отлучил от Церкви Фридриха Барбароссу. Сторону Александра III приняли епископы Англии, Франции, Испании, Венгрии, скандинавских стран. Виктору IV не удалось добиться поддержки даже в Германии, где епископ Эбергард Зальцбургский объявил о лояльности Александру III. В 1162 г. на сторону Александра III склонился Людовик VII, и Александр III переселился во Францию. Виктор IV был поддержан только Фридрихом Барбароссой, но, благодаря императору, схизма продолжалась. На фреске изображен торжественный момент, когда папская тиара возлагается на голову новоизбранного папы, сидящего справа от сцены, в присутствии собравшихся кардиналов и курии.
5.
Разногласия между Папой Александром III и императором Фридрихом Барбароссой {2} (западная стена, левый люнет). Конфликт интересов между мирской властью в лице Фридриха Барбароссы и церковью явился причиной раздора между папой и императором. Мы видим, как последний резко прерывает переговоры и в ярости покидает сцену, а Александр III призывает окружающих его кардиналов засвидетельствовать невозможность дальнейшего развития событий.
6.
Папа Александр III покидает Рим в одеянии монаха {3} (западная стена, правый люнет). Не в силах продолжать переговоры, Барбаросса выступил против Рима, который он атаковал и завоевал. Когда императорская армия ворвалась в город через недавно пробитые ворота, Александр, переодевшийся по этому случаю в монаха и скрывавший свое лицо, чтобы его не узнали, был вынужден бежать из вечного города во Францию и укрыться там.
7.
Людовик VII принимает послов императора {4} (северная стена, левый люнет). Александр продолжал находиться в бегах и укрываться у французского короля Людовика VII, но он все равно оставался папой. Именно потому, что он по протоколу превосходит королей, мы видим его сидящим на троне в присутствии короля. Но он еще не имеет права на подиум перед суверенным понтификом. К Людовику VII подходит гонец и почтительно вручает ему послание от своего хозяина Фредерика Барбароссы. Словно догадавшись о ее содержании еще до того, как письмо было вскрыто, папа удивленно (и неодобрительно) поднял руки в ответ на просьбу об экстрадиции, которую король собирался зачитать. Для лучшего узнавания на спине гонца, склонившегося перед Людовиком VII, вышит императорский орел.
8.
Назначение антипапы Пасхалия III {5} (арка, левый люнет). Император Фридрих Барбаросса приказал кардиналам назначить нового папу, которого история запомнила под именем антипапы Пасхалия III, ставшего, таким образом, после смерти Виктора IV вторым антипапой периоды правления Александра III. Эта сцена изображена в момент коронации Пасхалия III.
9.
Папа Александр III в Венеции {6} (арка, правый люнет). Вынужденный снова бежать, Папа вернулся в Италию, во второй раз переодевшись в тяжелую монашескую одежду, которую мы уже видели на нем в третьей сцене цикла. Он нашел убежище в монастыре Санта Мария делла Карита в Венеции, но вскоре был узнан паломником, которого можно было узнать по большой шляпе, сброшенной на плечи, распростершимся у его ног. Мы находимся внутри монастыря, название которого объясняет присутствие больного, лежащего на кровати на заднем плане (можно догадаться, что вдоль стены здания хосписа тянется ряд кроватей).
10.
Папа Александр III вручает меч дожу Венеции {7} (южная стена, cлева). Дож Себастияно Дзиани признал Александра законным папой. Восседая на троне в знак того, что он вернул себе все папское достоинство, и окруженный несколькими кардиналами, которые остались ему верны, папа символически вручает меч дожу. Папа таким образом обозначает дожа как глашатая дела Церкви, которую он законно представляет, и ее защитника.
11.
Морское сражение у мыса Сан-Сальвадор {8} (западная стена). Продолжается морское сражение венецианцев с имперскими войсками. Четыре галеры, идущие слева, несут красные щиты с изображением льва св. Марка: очевидно, что это корабли венецианских войск. Напротив, справа, имперские галеры с орлом, похоже, атаковали венецианцев. При этом не учитывается принципиальная деталь: победа Венеции уже была одержана. На наших глазах, слева, на одной из галер, следующих в нижней части картины, Оттон, младший сын Фридриха Барбароссы, которому император доверил командование, теперь приветствуется дожем в особом «рогатом» головном уборе, который делает узнаваемым правителя. Сказать, что дож приветствует Отто, значит преувеличить. На самом деле сын императора только что попал в плен, и именно в таком состоянии его передают дожу победоносные войска. Что примечательно в этой фреске, так это то, что битва, как мы только что убедились, все еще продолжается, даже если она закончилась. Поэтому она не перестает рассказывать свою историю и славить победителя.
12*.
Оттон в плену у венецианского дожа перед папой Александром III {9} (северная стена, правый люнет). Дож поднимает руку, указывая на заключенного, а Оттон, сын Фридриха Барбароссы, опускается на колени у ног Папы, в знак смирения скрестив руки на груди.
13.
Оттон просит Папу Александра III о мире {10} (восточная стена, левый люнет). Получив свободу, Оттон, сын Барбароссы, получил от отца разрешение вернуться для переговоров о мире с папой. Это означает, что мы во второй раз видим его стоящим на коленях перед Александром, просящим пощады и умоляющим о перемирии.
14.
Фридрих Барбаросса подчиняется Папе Александру III {11} (южная стена, слева). Бесстрастный папа Александр III обращается с благословением, которое равносильно прощению, к императору, только что унизившемуся перед ним. Жест кардинала в центре, вторящий жесту епископа слева, выражает изумление, охватившее всю курию при виде такого зрелища. В 1445 г. Сано ди Пьетро перерисовал голову императора, которую мы видим буквально под ногами папы.
15.
Триумфальное возвращение Папы Александра III в Рим {12} (восточная стена). Мирно вернувшись в свои владения, ожидаемый толпами римских граждан и духовенства, собравшихся у городских ворот, в сопровождении императора и дожа, которые держат коня за уздечку, Александр III, облаченный в митру, собирается триумфально въехать в город после поездки.
16.
Зачитывание чудес, совершенных Томасом Бекетом {13} (восточная стена, правый люнет). Некоторые исследователи считают, что на фреске изображена канонизация короля Дании Кнуда IV, однако это событие произошло во время правления папы Пасхалия II. На самом деле более вероятно, что мы видим подготовительную церемонию к канонизации канцлера короля Генриха II, архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета. Сидящий на помосте справа от изображения понтифик слушает епископа, читающего вслух. Его окружают два сидящих кардинала. Однако помост, на котором сидят последние, ниже, чем у Александра. Слева, склонив голову над большой рукописью, лежащей на столе, стоит епископ, который, как хороший оратор, сопровождает свои слова сдержанными жестами. Между ним и Папой на земле лежит святыня, содержащая мощи какого-то святого. За сценой наблюдают несколько свидетелей, в том числе два кардинала.
17.
Основание города Алессандрия {14} (южная стена, левый люнет). Сцену занимают две разные группы. Справа на большой стройке трудятся рабочие: один из них управляет внушительной строительной машиной, поднимающей тяжелые грузы на высоту здания, каменщики возводят стены, крепкий мужчина несет бадью со свежим цементом, которую передают из рук в руки. В центре один из работников (прораб?) объясняет небольшой группе слева, как выполняется работа. В центре этой группы Папа проводит импровизированную церемонию интронизации епископа строящегося города. Занятый назначением епископа, Александр не слышит объяснений каменщика. Легко спутать город Алессандрия, расположенный в Пьемонте и названный в честь папы, с египетской Александрией.
18.
III Латеранский собор {15} (арка, левый люнет). С 5 по 19 марта 1179 г. папа Александр III председательствовал на Третьем Латеранском соборе. На нем были приняты такие важные решения, как необходимость большинства в две трети голосов для избрания папы, что остается правилом и по сей день, поддержка университетов, обязательство соборов организовывать школы, а также, к сожалению, некоторые положения, направленные на преследование людей, считавшихся по тем или иным причинам «еретическими»; не забывая об отмене большинства решений, принятых тремя антипапами, назначенными во время его собственного понтификата. На фреске слева небольшая группа священнослужителей и монахов — в частности, последний оперся головой на руку — следит за сценой с неослабевающим вниманием, что еще раз придает ей эффект реальности.
19.
Сожжение антипап {16} (арка, правый люнет). Четыре антипапы ожидают сожжения на костре. Один из них уже привязан к столбу между тюками соломы, которые палач собирается поджечь, трое других ожидают своей очереди за решеткой. Четыре антипапы, то есть на одного больше, чем число тех, кто во время правления Александра последовательно избирался для его сдерживания: Виктор IV, Пасхалий III и Каликст III. Таким образом, история Александра III заканчивается вдвойне легендарным эпизодом, и это сожжение антипап, — еще один способ отказать трем узурпаторам (независимо от их точного числа) в их месте в человеческой памяти. История, к счастью, позаботилась о сохранении исторической точности. Легенда, в свою очередь, рассказывается иногда для того, чтобы сделать реальность менее банальной, чаще для того, чтобы приукрасить ее и придать ей больше блеска. Что может быть лучше для образа великого папы в глазах потомков, чем наказание его противников суровой судьбой?
20.
В четырех сводах потолка, приписываемых сиенскому мастеру поздней готики Мартино ди Бартоломео, изображены аллегорические фигуры четырех евангелистов со своими символами и добродетелей, каждая из которых сопровождается свитком, служившим, вероятно, примером поведения для магистратов Бальи.
21. Св. Матфей, св. Марк, св. Лука, св. Иоанн
Каждая из двух частей комнаты перекрыта двойным крестовым сводом, паруса которого украшены аллегорическими фигурами, написанными Мартино ди Бартоломео. Согласно контракту, отделка сводов должна была быть завершена в феврале 1408 г., чтобы оставить место для работы Спинелло над стенами зала. Каждый из четырех сводов посвящен кардинальной добродетели и ее дочерним добродетелям, обозначенным филактериями (свитками), которые они держат — сегодня надписи читаемы лишь частично. Иконография точно квалифицирует каждую добродетель через игру атрибутов. Например, кардинальные добродетели четко отделены от вспомогательных наличием короны, в то время как у вспомогательных добродетелей голова не покрыта или увенчана гирляндой цветов или лавра.
22. Благоразумие представлено осмотрительностью, мудростью и интеллектом.
23. Умеренность — смирением, благородством и целомудрием.
24. Справедливость — милосердием, миром и добродетелью неопределенной принадлежности.
25. Мужество — настойчивостью (?), преданностью (?) и мученичеством (?).
В зале также хранится драгоценная деревянная резная скамья с инкрустациями, изготовленная в 1410 г. сиенским мастером Барна ди Турино для консулов Бальи. Деревянная дверь с инкрустацией изготовлена Доменико ди Никколо. Из двери напротив входа можно попасть на лестницу, ведущую на верхние этажи.
26.
Ведущая из небольшого коридора [4], лестница [5] ведет прямо на лоджию на верхнем этаже здания. На полпути вверх есть дверь, через которую можно войти в три комнаты, ныне закрытые для публики: Гипсотеку, Зал Эстампов и Зал Капитано дель Пополо.
27.
С правой стороны, на высоте первых ступеней, можно увидеть фреску Мадонна с Младенцем (Нероччо ди Бартоломео, 1481).
28.
Лоджия Девяти датируется 1348 г. Она была построена для того, чтобы девять «правителей и защитников коммуны и народа», которым было запрещено покидать дворец в течение двух месяцев, когда они исполняли свои обязанности, могли провести несколько минут отдыха на свежем воздухе. Именно здесь с 1904 г. до начала 2000-х гг. были установлены оригинальные мраморные скульптуры фонтана Радости, изваянные Якопо делла Кверча (сейчас хранятся в Музейном комплексе Санта-Мария-делла-Скала).
29.
На западной стене видна небольшая ниша, отмечающая место, где была написана фреска «Мадонна с младенцем» (Амброджо Лоренцетти, 1340), отделенная от стены в 1967 г. С 21 декабря 2024 г. она выставлена во вновь открывшейся после семилетнего перерыва Галерее [2].
30.
С Лоджии Девяти, крышу которой поддерживают четыре кирпичных столба, открывается вид на южную площадь Пьяцца дель Меркато и большую часть городских крыш. Вдали простирается ландшафт долины Валь-ди-Кьяна вплоть до Монте-Амиата.
31.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.