Палаццо Пубблико — историческое административное здание в Сиене на площади Пьяцца дель Кампо, построенное в 1297-1310 гг. для Правительства Девяти Сиенской Республики и подеста. В настоящее время в здании размещаются ратуша и музей. Гражданский музей, созданный в 1930-х гг., расположен на первом этаже здания и хранит многочисленные шедевры сиенского искусства.
1.
Палаццо Пубблико своими величественно украшенными помещениями с течением времени не переставал вызывать интерес публики, хотя вплоть до конца XIX в. его наиболее значимые помещения использовались для политических и административных потребностей. Толчок к постоянному открытию для посетителей залов первого и второго этажей дала большая выставка древнесиенского искусства 1904 г. Всего через два года после завершения важной выставки на рассмотрение был принят первый проект, направленный на реализацию коллекций, для которых была назначена специальная комиссия. Это был первый публичный акт по созданию музея, монументальные залы которого были открыты для публики с 1 октября 1907 г. Для лучшей ориентировки в музее прилагаю его план. Нумерация помещений соответствует принятой в самом музее.
2.
Вокруг Кортиле (внутреннего двора) [1] расположены помещения Квадрерии [2], в которой была устроена картинная галерея музея, основу которой составляли произведения XV-XVIII вв. из коллекции Спаннокки-Пикколомини. Вероятно, в связи с передачей коллекции в Санта-Мария-делла Скала во время моего посещения картинная галерея закрыта.
На первой площадке лестницы, ведущей из кортиле в музей, находится статуя Блеза де Монлюка (Дафне дю Барри, 2003), изображающая француза-героя союзнического сопротивления сиенцев нападениям имперских армий в середине XVI в.
3.
В витрине полуэтажа выставлен примечательный предмет: колокол церкви св. Христофора, где заседал Генеральный совет (Совет колокола), — главный орган правительства Республики, перед тем как был построен Палаццо Пубблико. На колоколе, отлитом в 1109 г., выгравирована надпись: «Я, Альберт, сделал этот колокол в год Господа 1109«. Именно его бой оповестил сиенцев в 1260 г. о неожиданной победе своих войск над флорентийцами в битве при Монтаперти.
4.
Старинные сундуки, в которых, возможно, хранилась казна Сиены.
5.
Гражданская Галерея (Картинная галерея) [2]
Галерея Гражданского музея Сиены после семилетнего перерыва вновь открылась для публики 21 декабря 2024 г. с обновленной планировкой. Спустя годы важные работы таких художников, как Амброджо Лоренцетти, Никколо Ди Сер Соццо, Нероччио ди Бартолонео Де’Ланди, Якопо Делла Кверча, Джованни Антонио возвращаются, чтобы быть видимыми в хронологическом пути, призванном провести посетителя через сиенское искусство Содомы, Алессандро Казолани, Вентура Салимбени, Франческо Ванни и Бернардино Мей.
6.
Зал Рисорджименто [3]
Зал, занимающий место, ранее использовавшееся для аудиенций Подесты, был открыт в 1890 г. Возобновив древний обычай иллюстрировать важные политические и гражданские события на стенах Палаццо Пубблико, муниципалитет Сиены решил отдать посмертную дань королю Виктору Эммануилу II и эпическим деяниям Рисорджименто. В 1883 г. была назначена специальная комиссия для оценки декоративной программы. Координатором работы стал художник Луиджи Муссини, который привлек своих самых талантливых учеников — Пьетро Альди, Амоса Кассиоли, Риккардо Меаччи и Чезаре Маккари — к написанию больших сцен, занимающих верхний регистр стен и представляющих знаковые эпизоды из жизни первого государя объединенной Италии. Вся отделка стен Зала Рисорджименто, включая свод, была создана между 1886 и 1888 гг.
7.
Фрески на стенах воспевают подвиги короля Виктора Эммануила II, наследника Савойского дома, на службе объединения Италии. Рассматривать основные исторические сцены, изображенные на стенах, необходимо в хронологическом порядке, начиная с тех, что находятся на правой стене.
Встреча в Виньяле (Пьетро Альди, 1886-1888). Фреска. На встрече в Виньяле Виктор Эммануил II и австрийский фельдмаршал Йозеф Радецкий после Пяти дней Милана подписали перемирие от 24 марта 1849 г. Оно было официально зафиксировано на следующий день после битвы при Новаре и ознаменовало окончание Первой итальянской войны за независимость. Соглашение предусматривало отречение от престола короля Сардинии Карла Альберта в пользу его сына Виктора Эммануила. Война завершилась неудачно для Италии, однако сыграла важную роль в развитии и распространении патриотических настроений.
8.
Битва при Палестро (Амос Кассиоли, 1886-1888). Фреска. Битва при Палестро (31 мая 1859 г.) отмечена потому, что она является одним из эпизодов Второй войны за независимость, закончившейся отступлением австрийских войск. Виктор Эммануил II проявил в битве такую доблесть, что зуавы безуспешно пытались обуздать его воинственный пыл. Именно эта сцена и изображена на фреске.
9.
Битва при Сан-Мартино (Амос Кассиоли, 1886-1888). Фреска. Битва при Сан-Мартино (24 июня 1859 г.) стала эпизодом, завершившим Вторую войну за независимость. По Цюрихскому миру (10 и 11 ноября 1859 г.) Габсбурги уступили Ломбардию Франции, которая планировала объединить ее с Савойей, а Австрия сохранила за собой Венето (область Венеции), а также крепости Мантуя и Пескьера.
10.
Встреча Виктора Эммануила II с Гарибальди в Теано (Пьетро Альди, 1886-1888). Фреска. 26 октября 1860 г. в Теано состоялась встреча Виктора Эммануила II и Джузеппе Гарибальди. Это стало заключительным эпизодом «Экспедиции тысячи».
11.
Вручение плебисцита Виктору Эммануилу II (Чезаре Маккари, 1886-1888). Фреска. Через несколько дней после взятия Рима (20 сентября 1870 г.) Виктор Эммануил II получил римский плебисцит во Флоренции, тогдашней столице Италии (9 октября 1870 г.).
12.
Перенос тела Виктора Эммануила II в Пантеон (Чезаре Маккари, 1886-1888). Фреска. Виктор Эммануил II умер в Риме, в Квиринальском дворце, 9 января 1878 г. 17 января его останки были торжественно перенесены в Пантеон, место, избранное для погребения государей Италии.
13.
Повествовательный язык, характерный для фресок на стенах, прекрасно дополняет торжественный и праздничный язык аллегорических фигур, занимающих потолок, в центре которого находится «Аллегория свободной Италии» (Алессандро Франки, 1886-1888).
14*.
В центральном окулюсе «Аллегория свободной Италии» олицетворяется воином, снявшим шлем, окруженная женскими фигурами, представляющими различные объединенные регионы, и увенчиваемая венком победы. По периметру потолка идут три стихотворения Алессандро Мандзони, которые, наверное, знает наизусть вся Италия. Вся организация потолочного декора направлена на то, чтобы обозначить идеал Рисорджименто, который предстает в его центре, а также проявить в различных символических формах легендарного человека, через которого этот долгожданный идеал мог быть реализован. Именно такое значение имеет присутствие различных патронов и других гербов, отсылающих к Савойскому дому и, через него, к королю Виктору Эммануилу II как «отцу нации».
15.
В парусах свода представлены аллегории шестнадцати регионов Италии, которые сформировали молодое итальянское государство во время его создания, завершившегося аннексией Рима, столицы Папской области (20 сентября 1870 г.).
16*.
Сардиния и Лигурия (Риккардо Меаччи, 1886-1888). Пьемонте (Риккардо Меаччи, 1886-1888). Венеция и Ломбардия (Алессандро Франки, 1886-1888)
17*.
Умбрия и Марке (Антонио Ридольфи, 1886-1888), Лацио (Гаэтано Маринелли, 1886-1888), Апулия и Саннио (Гаэтано Маринелли, 1886-1888)
18*.
Кампания и Лукания (Гаэтано Маринелли, 1886-1888), Калабрия и Сицилия (Риккардо Меаччи, 1886-1888)
19*.
Эмилия (Антонио Ридольфи, 1886-1888), Тоскана (Антонио Ридольфи, 1886-1888)
20*.
Четырнадцать медальонов, написанных Джорджо Бандини, представляют известных людей, которые, по мнению знатоков итальянской истории и литературы, сыграли роль, иногда героическую, в многовековой борьбе за освобождение Италии от иностранного ига и, таким образом, в создании современного итальянского государства.
21*. Король Италии Ардуин. Папа римский Александр III. Поэт Данте Алигьери. Политик Кола ди Риенцо. Король Неаполитанского королевства Иоахим Мюрат. Политик и писатель Джузеппе Мадзини. Политик и священник Винченцо Джоберти. Король Сардинского королевства Карл Альберт.
Во всех медальонах, кроме одного, изображены портреты этих знаменитых людей, выполненные в стиле имитации древних монет. К каждому медальону прилагается свиток, на котором можно прочитать посвящение. Единственный медальон, изображение которого не является портретом, представляет собой эмблему Савойского дома.
22*. Поэт Франческо Петрарка. Политик и писатель Никколо Макиавелли. Герцог Савойи и князь Пьемонта Карл Эммануил I. Премьер-министр Сардинского королевства Камилло Бенсо Кавур. Эмблема Савойского дома. Революционер и политик Джузеппе Гарибальди.
У стен выставлен ряд бюстов с портретами выдающихся сиенских деятелей.
23. Историк искусства Гаэтано Миланези (анонимный скульптор). Скульптор-неоклассик Джованни Дюпре (анонимный скульптор). Инженер Джузеппе Пьяниджани (Энеа Бечерони, 1849).
24. Архитектор и живописец Бальдассаре Перуцци (анонимный скульптор, 1853). Джузеппе Лаццеретти (Лучиано Банчи). Бюст молодой девушки (Эцио Трапасси).
25. Священник и педагог Томмасо Пендола (Джованни Маги, ок. 1883). Государственный деятель Камилло Бенсо Кавур (анонимный скульптор). Государственный деятель Беттино Рикасоли (анонимный скульптор).
Не делайте это летом. Портрет Луизы Муссини (Джованни Дюпре, XIX в.). Мрамор. Тема спящего ребенка — не редкость в тосканской «пуристской» скульптуре последней четверти XIX в. Этот пример показывает нам маленькую девочку Луизу Муссини, дочь художника Луиджи Муссини и будущую жену скульптора Тито Саррокки. Ребенок, погруженный в глубокий сон, описан с реализмом, смешанным с деликатностью, не лишен деталей, которые требуют более чем тщательного наблюдения и с виртуозностью переведены в мрамор.
26.
На заднем плане стоит большая статуя Скорбь (Эмилио Галлори). Мрамор. Монументальная скульптура, первоначально названная La Tristesse (горечь, грусть), была установлена в этом зале в 1930-х гг., возможно, после того, как она выставлялась в Париже в Саду Тюильри. Взаимодействие контрастов между незаконченным и отполированным напоминало бы Родена, если бы фигура молодого человека, олицетворяющего Скорбь (Печаль), не была лишена силы формы, характерной для работ парижского скульптора, и, возможно, если бы изысканная экспрессия была передана в менее аффектированной манере.
27.
Эскиз памятника Джузеппе Гарибальди (Эмилио Галлори, до 1895). Гипс. Памятник Джузеппе Гарибальди — внушительная конная статуя, расположенная в Риме, на вершине холма Яникула. Он был открыт 20 сентября 1895 г. по случаю двадцать пятой годовщины взятия Рима.
28.
Соломон (Франческо Ненчи, 1801-1850). Масло по холсту. На картине изображена сцена, в которой персонаж в священническом одеянии, идентифицированный как Соломон, совершает жертвоприношение перед алтарем с четырьмя коленопреклоненными фигурами.
29.
Барлеттский вызов (Джузеппе Сабателли, 1842). Барлеттский вызов — поединок 13 французских воинов, служивших королю Людовику XII, против 13 итальянских воинов, служивших испанскому королю Фердинанду II, который произошёл 13 февраля 1503 г. во время Второй итальянской войны в районе города Трани под Барлеттой. Победителями этого состязания стали итальянцы. Состязание и победа в нём стали предметом гордости для жителей Италии эпохи Рисорджименто. Незаконченный эскиз представляет собой сцену с судорожной и агрессивной композицией. С учетом предмета и даты исполнения это может быть подготовительный набросок одной из трех работ, заказанных великим герцогом тосканским Леопольдом II.
30.
В зале Рисорджименто также хранится ряд реликвий Гарибальди и Рисорджименто, в том числе мундир, который Виктор Эммануил II носил в битве при Сан-Мартино, хранящийся в драгоценном деревянном футляре, вырезанном Пьетро Джусти.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.