Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII в., а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.
Третий этаж посвящен шедеврам Дуччо Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло и Сано ди Пьетро, а также художникам, наиболее чувствительным к эпохе Возрождения, таким как Сассетта, Веккьетта, Маттео ди Джованни и Франческо ди Джорджио Мартини. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План третьего этажа
Зал 17. Произведения XV в.
Зал №17 почти полностью посвящен Сано ди Пьетро.
3.
Коронование Богородицы (Сано ди Пьетро, ок. 1450-1455). Темпера и золото по дереву. Провенанс: базилика дель’Оссерванца. Среди исследователей существует мнение, этот алтарный образ мог быть первоначально создан для капеллы Палаццо Пубблико. Судя по всему, эта гипотеза с тех пор не была опровергнута. На центральной панели изображен момент, когда Богородица коронуется Иисусом. Вокруг огромного двойного трона, на котором расположились два главных героя, десять обожающих ангелов, из них два музыканта, образуют своего рода корону, которая обрамляет ту, что Иисус возлагает на голову своей Матери. По обе стороны от центральной панели расположены святые: св. Франциск; мы видим его в момент получения стигматов или, по крайней мере, сразу после него, так как справа еще есть видение Христа в облике шестикрылого серафима. Чтобы завершить аллюзию, св. Франциск прикрывает рукой разрыв в плаще, через который мы видим пятую рану, только что нанесенную ему. Св. Иероним; как и св. Августин с правой панели, один из Отцов Церкви, возведенных в ранг Учителей Церкви папой Бонифацием VIII; св. Иероним, стоя на коленях, представляет ученый труд, представленный переводом Библии на латинский язык, в дальнейшем называемым Вульгатой (слева). Св. Бернардин: он указывает привычным для него жестом на табличку с триграммой Христа (IHS) и открытую книгу, в которой читается формула, заимствованная у св. Павла, наиболее часто ассоциируемая с ним. Св. Августин, стоя на коленях, как и св. Иероним, которому он служит контрапунктом, поочередно представляет свои труды (справа). В спандрелях в верхней части боковых панелей можно увидеть сцену Благовещения благодаря одновременному присутствию двух легко узнаваемых фигур: ангела-благовестника и Богородицы Благовествующей. В спандрелях центральной панели изображены пророки Исайя и Иеремия.
4.
Мадонна с Младенцем со св. Амвросием и св. Иеронимом (Мастер Оссерванца или Сано ди Пьетро, 1436). Темпера и золото по дереву. Провенанс: разрушенная церковь Сан-Маурицио в Сиене. В соответствии с последними исследованиями, под именем мастера Оссерванца весьма вероятно скрывается молодой Сано ди Пьетро. В своем нынешнем состоянии алтарь носит очевидные следы расчленения: отсутствуют боковые колонны, безусловно, расписанные фигурами святых, внутренние колонны, скрывающие стыки деревянных панелей, составляющих триптих, колонны, на которых покоились остроконечные арки, и пределла. По крайней мере, последняя не была утрачена: сегодня ее можно увидеть в Пинакотеке; описание пределы дано в предыдущем посте. Трон, на котором сидит Дева, покрыт парчой. Младенец стоит на коленях Матери, но его нагота, хотя и частично скрытая розово-оранжевым полотном, делает его более человечным, близким и, возможно, даже более уязвимым. Выбирая для изображения на боковых панелях св. Амвросия и св. Иеронима, заказчик выбрал здесь тему истинной веры (св. Амвросий) и покаяния (св. Иероним), или тему активной жизни и пассивной жизни. Св. Амвросий занимает почетное место справа от Богородицы. Св. Иероним одет в розовый плащ, который мы часто встречаем на изображениях святого кардинала. Внутри люнета находятся два тондо, совместно представляющие сцену Благовещения. В центральном уступе изображен Благословляющий Искупитель. В боковых выступах представлены апостолы св. Павел и св. Петр. Вполне вероятно, что на отсутствующих боковых колоннах находились фигуры святых, дорогих семье Манно д’Орландо, которая и заказала эту работу.
5.
Мадонна с Младенцем со святыми (Алтарь св. Космы и св. Дамиана) (Сано ди Пьетро, ок. 1460-1470). Происходит из монастыря иезуатов Сан-Джироламо. На центральной панели изображена Богородица, восседающая на троне и держащая на коленях Младенца Иисуса. В руке Он держит щегла, символ Страстей. Мать и Младенец окружены сонмом молящихся ангелов. У их ног изображены коленопреклоненные св. Иероним и бл. Джованни Коломбини. На боковых панелях с обеих сторон мы видим св. Косму и св. Дамиана, идентифицированных по именам, написанным под их фигурами; оба, однако, также легко узнаваемы по их одежде и тому, что они держат инструменты, используемые врачами. На боковых пилястрах находятся: св. Стефан, св. Григорий Великий, св. Агата и символ креста (слева), св. Лаврентий, св. Августин, св. Люция и символ креста (справа). В центральной куспиде изображен св. Петр. Похоже, что эта панель не принадлежит к оригинальному полиптиху, а была помещена туда позже. Удивительным в подобном контексте является и почетное место, отведенное св. Петру. Следует отметить, что резные части деревянной рамы отличаются от таковых на всем алтарном обрамлении. С другой стороны, размер панели явно недостаточен для того, чтобы занять пространство между двумя боковыми кессонами. Наконец, ее присутствие между двумя действующими лицами Благовещения трудно объяснить, учитывая символизм, заложенный в структуре, состоящей из двух отдельных частей, изображения этого эпизода. На двух боковых куспидах сцена Благовещения представлено фигурами Ангела-благовестника и Девы Благовестуемой.
6.
Все внимание привлекает восхитительная пределла алтарного образа, в которой художник заново открывает изобретательность, свежесть и спонтанность своих юных лет. Восемь отделений пределлы представляют два портрета и шесть историй из жизни св. Космы и св. Дамиана.
7*.
Св. Бернардин.
Св. Косма и св. Дамиан, а также братья Леонтий, Анфим и Евтропий предстают перед проконсулом Лисием. Проконсул грозно указывает указательным пальцем на небольшую группу, образованную братьями, сгрудившимися вместе, позади Комы и Дамиана. Во время допроса братья несколько раз вмешиваются, чтобы отклонить требование проконсула принести жертву идолам. Пустота в центре визуализирует расстояние, отделяющее будущих мучеников от того, кто виновен в их пытках, и подчеркивает золотого идола, установленного на консоли.
Брошенные в море св. Косма, св. Дамиан и братья чудесным образом спасаются ангелами. Братьев, отказавшихся выполнять приказ проконсула, заковывают в цепи и бросают в море. Внезапно появляется Ангел Божий и поднимает их из воды. Тем временем на берегу дьявол продолжает давать свои злые советы на ухо проконсулу.
Распятие св. Космы и св. Дамиана. Под присмотром безрассудного проконсула палачи бросают камни и пускают стрелы в двух братьев, которых мы видим связанными по рукам и ногам на крестах.
8.
Обезглавливание двух святых. Как и в случае со многими мучениками, пытка заканчивается обезглавливанием. Св. Косма положил на землю свой синий платок, а палач приготовился опустить свой тяжелый изогнутый меч на согнутую шею под взглядами братьев, которые вскоре должны испытать те же муки.
Св. Косма и св. Дамиан отрезали ногу мавра, вскрыв его гробницу в Сан-Пьетро-ин-Винколи. Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов ногой недавно умершего мавра. Сдвинув три части крышки захоронения и аккуратно расположив их в идеальном параллельном порядке, два святых врача входят в склеп и ампутируют ногу мавру.
Св. Косма и св. Дамиан прикрепляют ногу мавра к пономарю посвященной им церкви, спасая его от гангрены. Святые приставили ампутированную ногу мавра к ноге больного и обильно наложили мазь. Больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало.
Св. Екатерина Сиенская.
9.
Полиптих Санта-Бонда (Сано ди Пьетро, ок. 1450-1455). Темпера и золото по дереву. Провенанс: бывший монастырь Сант-Аббондио, Сиена. Четыре боковых выступа происходят из монастыря Оссерванца. В центральной панели изображена Мадонна с Младенцем с бл. Коломбини и Франческо Винченти из ордена иезуатов в поклонении. В боковых панелях мы видим: св. Авундия и св. Бенедикта (с двумя фигурами покровителей у его ног) (слева); св. Иоанна Крестителя (также с двумя очень маленькими мужскими фигурками донаторов у его ног) и св. Абонданция (справа). Два святых на двух боковых концах ранее были идентифицированы как св. Стефан (слева) и св. Лаврентий (справа). Отныне эти две фигуры считаются изображениями св. Авундия и св. Абонданция, мученически погибших в V в. В боковых пилястрях в идеальной симметрии представлены: св. Августин и св. Андрей, св. Стефан и Агнесса, св. Екатерина Александрийская (слева) и св. Иероним и св. Бернардин, св. Лаврентий и св. Люция Мария, св. Магдалина (справа). В центральной куспиде — Благословение Искупителя; в левых — св. Петр и Архангел Гавриил; в правых — Мадонна Благовестующая и св. Павел. Я долго пытался понять, почему полиптих носит название «Санта-Бонда» (Santa Bonda), а монастырь, в котором он был установлен — «Сант-Аббондио» (Sant’Abbondio). Ведь св. Бонд и св. Авундий — это разные святые, хоть и схожи по произношению! Ответ был одновременно и прост, и неочевиден. Монастырь в разные времена назывался по-разному: Sant’Abbondio (Sant’Abondio, Santi Abbondio e Abbondanzio, Abbondio e Abundanzio, Santa Bonda).
10.
Пределла частично перерисована и имеет небольшую решетку в центре для просмотра реликвий, которые хранились в ней. Всего здесь представлено семь сцен из Страстей Христовых: Тайная вечеря; Арест Христа; Иисус перед Каиафой; Иисус у гроба, обожаемый ангелами; Иисус перед Пилатом; Бичевание; Восхождение на Голгофу.
11*.
Св. Иоанн Креститель (Доменико ди Никколо, I половина XV в.). Резное, окрашенное и позолоченное дерево. Провенанс: церковь Сан-Джованни-ин-Розия. Прозвище скульптора «дей кори» связано с одной из его самых известных работ — хорами с инкрустациями часовни Палаццо Публико. Несколько непропорциональные размеры скульптуры, возможно, связаны с установкой произведения на высоте и, соответственно, взгляда зрителя снизу вверх.
12.
Мадонна с Младенцем со св. Власием, св. Иоанном Крестителем, св. Лаврентием и св. Анатолией (Полиптих Скрофиано) (Сано ди Пьетро, 1449). Темпера и золото по дереву. Провенанс: церковь Сан-Бьяджо-ин-Скрофиано. В центральной панели изображена Мадонна с сидящим на коленях Младенцем в окружении херувимов. В боковых панелях размещены святые: св. Власий, св. Иоанн Креститель (слева), св. Лаврентий и св. Анатолия (справа). В двух небольших медальонах над боковыми панелями: св. Иероним и св. Августин. В куспидах: в центре — Христос Искупитель, слева — Архангел Гавриил, справа — Богородица Благовещения. В боковых пилястрах: св. Петр, св. Павел, св. Себастьян (слева) и св. Варфоломей, св. Дионисий, св. Киприан (справа).
В пределле изображены истории из жизни св. Власия, описанные в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (слева направо):
Св. Франциск, предъявляющий стигматы;
Св. Власий кормится едой, принесенной птицами. Животные собирались возле пещеры святого и ждали, когда он по обыкновению выйдет, чтобы благословить и исцелить их;
Св. Власий приказывает волку вернуть унесенного поросенка бедной вдове;
Христос Милосердия (Пьета) с Мадонной и св. Иоанном Богословом;
Св. Власий ходит по воде;
Мученичество св. Власия и его обезглавливание;
Св Бернардин. Изображение самого святого соскоблено.
13.
Мадонна с младенцем, ангелами и святыми (Сано ди Пьетро, 1470). Темпера и золото по дереву. Мария держит Младенца на руках. В ее нимбе читается выгравированная надпись «AVE [MARIA] GRATIA PLENA». Богородицу окружают: ангел, св. Екатерина Александрийская, св. Люция, св. Дорофея, св. Августин (слева); ангел, св. Агата, св. Урсула, св. Бенедикт, св. Иероним (справа). В центре пределлы — Ecce Homo, окруженный святыми: св. Екатерина Сиенская у ног Иисуса, св. Бернардин Сиенский, св. Франциск (слева); св. Доминик, св. Мария Магдалина, св. Петронилла держит руку св. Петра, ее отца (справа). Этот небольшой алтарный образ относится к позднему периоду творчества Сано ди Пьетро, и, за исключением нескольких прекрасных фигур, следует признать, что это произведение не дотягивает до несравненного уровня тех, что были выполнены художником до середины XV в. Трудно поверить, что одна и та же рука могла написать банальную и стереотипную фигуру младенца Иисуса, одетого в механически наброшенную ткань, несмотря на заметные складки, которые должны оживлять ее, и очень близкую и замечательную фигуру св. Августина.
14.
Мадонна на троне, коронованная двумя ангелами (Сано ди Пьетро, ок. 1470). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. На центральной панели изображена Богородица на троне с сидящим на коленях Младенцем; вокруг нее четыре ангела в поклонении, а два других ангела возносят корону над головой девы Марии. Возле нее стоят св. Маргарита Антиохийская с тонким крестом в руках, попирающая поверженного дракона (слева) и св. Екатерина Александрийская с короной, возле ног которой лежит колесо с шипами — символ ее мученичества (справа). На боковых панелях св. Франциск (слева) и св. Бернардин (справа). В двух тондо по бокам от верхней части центральной панели архангел Гавриил и дева Мария общаются на расстоянии друг от друга в контексте сцены Благовещения.
15.
Ангел Благовещения и Богородица Благовещения (Якопо делла Кверча, ок. 1415-1425). Резьба и роспись по дереву; позолота выполнена в XVI в. Провенанс: церковь Сантуччо монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели.
16.
Св. Бернардин Сиенский и два ангела (Сано ди Пьетро, 1450). Темпера и золото по дереву. Провенанс: тюремная часовня в Монтальчино. Вверху над нимбом святого приведено начало цитаты из Евангелия от Иоанна, в переводе гласящей «Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё«. Правой рукой св. Бернардин держит триграмму Христа, а в левой у него раскрытая книга с библейской надписью «О горнем помышляйте, а не о земном«. У ног святого два ангела придерживают его хабит.
17.
Полиптих Петрониллы (Полиптих Успения) (Сано ди Пьетро, 1478). Темпера и золото по дереву. Провенанс: бывший монастырь Санта-Петронилла-дельи-Умилиати в Сиене. Полиптих Петрониллы состоит из пяти панелей, установленных на пределле. Центральная панель, посвященная Успению Богородицы, больше боковых. В центральной панели Дева Мария возносится на небо в хоре из четырнадцати ангелов-музыкантов, прославляющих ее. У ног Богородицы стоит св. Иоанн Креститель в сопровождении очень маленькой фигурки донатора (сестры Баттиста ди Бенедетто в одеянии монахини-клариссинки). Портрет св. Иоанна Крестителя, стоящего на коленях у ног Богородицы, показывает живость Сано ди Пьетро и его чувство хорошо прорисованных деталей. Шкура животного, в которую одет святой, более роскошна, чем богатая мантия Богородицы. Справа св. Иоанн Богослов соответствует Крестителю, чьим тезкой он является. На боковых панелях стоят (слева направо): св. Екатерина Александрийская с короной и колесом с шипами; св. Михаил архангел, несущий меч и весы; обратите внимание на внушительную застежку его плаща, на которой изображена триграмма «IHS»; св. Иероним, одетый в обычное кардинальское платье, держащий в руках книгу и перо; молодая св. Петронилла, которая, согласно легенде, была дочерью св. Петра, которую можно узнать по лилии девственницы, которую она держит в руке. В центральном пинакле голубь Святого Духа, в средних — херувимы и в крайних — серафимы. Пилястры, которыми должен был завершаться полиптих, отсутствуют. По некоторым предположениям, боковые пилястры хранятся в Музее сакрального искусства в Масса-Мариттиме.
18.
Пределла, хотя и написанная в конце карьеры Сано ди Пьетро, сама по себе является плодом другой формы чуда: художнику получилось в последний раз произвести несравненное очарование, которое ему так часто удавалось в молодые годы. В семи отделениях пределлы изображены следующие сцены.
19*.
Поклонение волхвов. Три мудреца, возглавляющие процессию, только что прибыли к месту рождения Христа, пройдя через пейзажи, которые нам нравятся, напоминающие как две капли воды пейзажи Crete senesi. Красивая розовая лоджия с колоннами и пилястрами в коринфском стиле заменяет колыбель или грот, которые навязала бы иконография, если бы она была строгой.
Чудо Святого Михаила на Гаргано. Местный крестьянин пас по обыкновению своё стадо на горе Гаргано. Внезапно пропал его лучший бык. После долгих поисков крестьянин обнаружил быка коленопреклонённым у входа в пещеру. Все попытки выманить быка оттуда были безуспешными, и хозяин в раздражении пустил в животное стрелу. Летящая стрела на полпути развернулась и поразила в ногу стрелявшего. Испуганный крестьянин рассказал о случившемся Лаврентию, епископу соседнего города Сипонто, приказавшему своей епархии поститься в течение трёх дней. По окончании поста епископ посетил пещеру, и здесь ему явился Архангел Михаил, сообщивший, что пещера является избранным им местом, и приказавший создать в пещере церковь.
Самарянка у колодца. Длинный диалог Фотины Самарянки с Иисусом у знаменитого колодца Иакова только начался. Иисус попросил у женщины воды, она смутилась, сказав, что «Иудеи с Самарянами не сообщаются«. Тогда Иисус сказал, что если бы она знала, кто к ней обращается, то сама просила бы у него воды живой. На вопрос о том, откуда у него вода, был дан следующий ответ: «…всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную«.
20.
Распятие Иисуса. Главные герои выстроены параллельно краю изображения. Слева, у подножия креста, среди святых женщин, образующих компактную группу, св. Магдалина поддерживает Марию, а вторая женщина, одетая в пунцово-красное, обхватывает ее талию, чтобы она не упала в обморок при виде своего умирающего сына. Позади них мы видим св. Лонгина с копьем в руке, наблюдающего за Христом, которому он только что нанес пятую рану, ту, что положила конец земному существованию Иисуса, которого мы видим сейчас с закрытыми глазами. Справа, также являясь свидетелем непоправимого, св. Иоанн Богослов сжимает руки от боли.
21.
Эпизод из жизни св. Евстафия. На корабле св. Евстафий направился в Египет. Во время плавания хозяин корабля, прельстившись красотой жены святого, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного — другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому — того утащил в лес волк. Святой никогда не оскорблял провидение и поэтому после многих лет разлуки семья чудесным образом воссоединилась
Чудо св. Луции, затаскиваемой волами в бордель. На молодую христианку Луцию донес ее жених, которому, вероятно, нечем было заняться. Св. Луция, уже увенчанная ореолом мученицы, была приговорена к заключению в публичный дом — испытанию, которое во времена смертных приговоров христианам, вынесенных в Римской империи, добавляло ужаса приговору, предшествуя его исполнению. Желание св. Луции избежать столь позорного приговора настолько велико, что чудесным образом два вола не смогли заставить ее сдвинуться с места ни на сантиметр. Молодая женщина, молясь, осталась совершенно неподвижной и прямой.
Св. Петр исцеляет св. Петрониллу. В своеобразном алькове на диване лежит молодая женщина. Это св. Петронилла. Рядом с ней мужчина с короткой белой бородой, одетый, как и апостолы, по старинной моде, обладает всеми признаками князя апостолов Петра, за исключением ключей, которые ему здесь не очень подходят. Справа от сцены, на гораздо большем пространстве, теперь стоит св. Петронилла и обслуживает гостей, собравшихся вокруг стола. Считается, что св. Петронилла была очень красива, но страдала от паралича. Св. Петр утверждал, что этот недуг был наложен на нее для ее же блага: именно благодаря ему молодая женщина завершит свой духовный путь. Она полностью исцелилась, когда наконец обрела совершенство в любви к Богу.
22.
Богородица на троне с Младенцем и святыми (Сано ди Пьетро, ок. 1450-1460). Темпера и золото по дереву. На центральной панели изображены Мадонна с Младенцем. Мария сидит на каменной скамье, напоминающей саркофаг, и напоминает здесь, как и всегда в такого рода изображениях, о Страстях, которые станут завершением земной жизни Христа. Вокруг центральной группы — толпа святых: Пророк Авраам, св. Онуфрий, св. Бенедикт, св. Антоний Аббат, св. Августин, св. Григорий, св. Ансан, св.Дорофея, св. Лаврентий, св. Рох, св. Михаил (слева). Пророк Исайя, св. Бернардин, св. Урсула, св. Агата, св. Анна Пророчица, св. Ефрем Сирийский, св. Николай Барийский, св. Иоанн Креститель, св. Павел, св. Иероним, св. Екатерина Александрийская (справа).
Над главной сценой: Распятие (в центре), Молитва в Елеонском саду (слева) и Noli me tangere (справа). Пределла не принадлежит руке Сано ди Пьетро; она была добавлена гораздо позже, в XVI в. В ней изображены: св. Екатерина де Риччи. Отождествление этой фигуры с Екатериной де Риччи возможно, поскольку эта доминиканская терциарка жила в XVI в. в Тоскане. Если это действительно она, то она носит нимб святой преждевременно, поскольку была канонизирована только в 1746 г. Св. Симон Кананит. Св. Симон, называемый Зилотом или Кананитом, чтобы отличить его от св. Симона Петра, держит пилу — орудие своей мученической смерти. Пьета. Перед нами стоит Христос в Пьете, вставший в гробу в полный рост. Царь Давид. Св. Екатерина Сиенская.
23.
Благовещение пастухам (Сано ди Пьетро, ок. 1451-1455). Темпера и золото по дереву. Провенанс: церковь Сан-Пьетро-ин-Кастельвеккьо. Это небольшое панно — это фрагмент вершины более крупной композиции, известной как Полиптих Гульельми Пикколомини, но следы которого давно утрачены. Жест ангела, протягивающего правую руку вниз, чтобы показать сцену «Рождества Христова», ныне утраченную, свидетельствует о том, что эта панель была вырезана из большого панно. Благовещение пастухам, о котором можно прочесть в Евангелии от Луки, — тема, редко рассматриваемая отдельно. Чаще всего эта сцена изображается как второстепенный эпизод Рождества Христова, преимущественно на фоне Поклонения пастухов. Художник вводит новшества, помещая в центр панно небольшое стадо овец, а также ангела-возвестителя, который, кажется, приводится в движение реактивным двигателем. Символически противопоставляя себя волхвам, которые следуют за ними, чтобы прийти и поклониться новорожденному, пастухи представляют собой самую скромную и смиренную часть человечества. Поэтому неудивительно, что в сцене можно увидеть стадо черных и белых овец, сгрудившихся вместе в очень маленьком загоне, костер, у которого греются пастухи, или неподвижную собаку, вытянувшую шею, чтобы увидеть явление своими глазами. Стилизованный пейзаж, часто встречающийся в сиенской живописи, напоминает crete senesi.
24.
Мадонна Маньификат (Джованни ди Торино, окраска Таддео ди Бартоло и Грегорио ди Чекко, ок. 1420). Полихромное резное дерево.
25.
Св. Бернардин и два ангела (Сано ди Пьетро, ок. 1463). Темпера и золото по дереву. Панель была разрезана на две части; нижняя часть отсутствует. По стилю написания работа очень похожа на аналогичную панель, выставленную в этом же зале (рис. 17).
26.
Благословение Младенца Иисуса (Франческо ди Вальдамбрино, начало XV в.). Полихромная резьба по дереву и позолота.
27.
Мадонна с Младенцем, св. Иероним, св. Бернардин и четыре ангела (Сано ди Пьетро, ок. 1460-1470). Темпера и золото по дереву. Это один из примеров изображений Девы с Младенцем, неоднократно написанных Сано ди Пьетро для церковных учреждений или семей знати; почти идентичная копия табернакля находится в Национальной галерее в Вашингтоне. Богородица, держащая на руках Младенца, изображена в окружении св. Иеронима и св. Бернарда. Четыре ангела наклонились вперед, следуя изгибу панели, чтобы наблюдать за сценой. В люнете Сано изобразил Христа Милосердия, что является смысловым сокращением, ставшим привычным, с фигурой Младенца Иисуса, расположенной чуть ниже. Две фигуры серафимов занимают поверхность спандрелей. В нижней части рамы в виде капли изображен герб Уголино Пикколомини, который, вероятно, был первым владельцем (или заказчиком) этого набожного образа. В этом изображении видны следы прежнего стиля, столь характерного для Сано ди Пьетро, очарование которого прекрасно проявилось в великих шедеврах, созданных до середины XV в. Здесь, однако, заметен упадок в творчестве через повторяющееся использование своего рода шаблонов, свидетельствующих об ослаблении вдохновения художника. Блестящий хроматизм и невероятная тонкость моделировки фигур, которые первоначально очаровывали нас, здесь лишь далекое воспоминание.
28.
Св. Павел и св. Варфоломей (Сано ди Пьетро, 1465-1470). Темпера и золото по дереву. Боковые панели триптиха или полиптиха. Происхождение неизвестно.
29.
Зал 19. Художники середины XV в.
В зале №19 представлено собрание работ таких сиенских художников середины XV в., как Веккьетта, Франческо ди Джорджо, Бенвенуто ди Джованни и Джироламо ди Бенвенуто.
30.
Модель бронзовой скинии Сиенского собора (Веккьетта, 1467). Темпера и масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Предполагается, что эта работа является моделью, представленной Лоренцо Веккьетта на утверждение ректору и коллегам больницы Санта-Мария делла Скала перед изготовлением макета и отливкой элементов бронзового табернакля, который должен был быть установлен на алтаре новой церкви Санта-Мария Ассунта, расположенной внутри сиенского госпиталя. Через тонкость орнаментов, придуманных художником, прекрасно видны детали работы ювелира, которые с невероятной элегантностью выделяются на темном фоне холста. Удивительная конструкция, созданная Веккьеттой, предстает во всей своей полноте, открывая целую часть духовности, присущей сиенцу XV в., погруженному в готические традиции.
31.
Благовещение (Франческо ди Джорджо Мартини, ок. 1470). Темпера по дереву. Оригинальная рама. Небольшое панно с оригинальной рамой часто приписывается таинственному «Фидуциарио» (вариант перевода — доверенное лицо), близкого сотрудника Франческо ди Джорджио с 1560-х гг. В этом «Благовещении» несколько элементов указывают на то, что художник был чувствителен к своим флорентийским современникам. Богородица тесно связана с несколькими похожими фигурами Боттичелли или Верроккьо; дверь, изображенная за ней, обрамлена серой pietra serena. С другой стороны, некоторые элементы сохраняют легкость сиенской живописи, например, розовые колонны с невозможным изяществом напоминают о Сассетте, о чем также свидетельствуют резко наклоненный пол, словно подвешенный ангел и пюпитр, который так и хочет упасть.
32.
Мадонна с младенцем и ангелом (Франческо ди Джорджо и мастерская, ок. 1474-1475). Темпера по дереву. Провенанс: базилика дель Оссерванца. В центре композиции — фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на коленях и ангелом сбоку. Дева Мария изображена с безмятежной красотой и спокойным выражением лица, а младенец Иисус, кажется, с любопытством наблюдает за ангелом. Художник использовал технику перспективы, чтобы создать ощущение глубины и пространства в произведении. Детали одежды и предметов, окружающих персонажей, очень точны и реалистичны, что свидетельствует о мастерском владении художником своей техникой. Цвет красок очень яркий и полный жизни. Особенно интенсивны синие и красные тона, которые используются для выделения фигур Девы Марии и младенца Иисуса. Ангел, напротив, одет в более мягкие и нежные тона, что придает ему более неземной и небесный вид. История картины очень интересна, так как считается, что она принадлежала члену семьи Сфорца, одной из самых могущественных семей Италии XV в.
33.
Мадонна на троне с Младенцем со св. Петром, св. Лаврентием, св. Павлом и св. Франциском (Лоренцо ди Пьетро по прозванию Веккьетта, ок. 1477-1479). Темпера и золото по дереву. Провенанс: больница Санта-Мария-алла-Скала. Большой алтарный образ был написан для капеллы Спасителя в церкви больницы Санта-Мария алла Скала. Веккьетта получил попечительство над этой капеллой благодаря многочисленным и важным работам, выполненным художником в этом учреждении за время его карьеры. Лоренцо взялся за свой счет построить часовню, которую он намеревался использовать для собственного погребения, чтобы разместить в ней алтарь, на который можно было бы поставить статую Воскресшего Христа, которая к тому времени уже была отлита, но ее отделка еще не была завершена. Наконец, «после алтаря я хочу сделать расписную панель в трех с половиной саженях позади Христа«, — заявил художник. В этих обстоятельствах неудивительно, что он решил изобразить рядом с Богородицей святых, к которым испытывал особую личную преданность. Два святых слева, св. Лаврентий и св. Петр, прямо указывают на имя художника; присутствие молящегося св. Франциска может быть аллюзией на его жену по имени Франсуаза; и, наконец, св. Павел, вероятно, изображен как покровитель своего крестника по имени Джованни ди Паоло, которого Лоренцо принимал в своем доме в течение нескольких лет. С помощью сети изящных граффити и тонких теней на золотом фоне Веккьетта создает иллюзию глубины ниши, чей полукупол напоминает кессонный свод Пантеона. Художник не впервые экспериментирует с этим решением, благодаря которому ему удается оживить компактную и абстрактную поверхность золотого фона, всегда дорогого сиенским живописцам конца XV в., чтобы определить архитектурный контекст в стиле Ренессанса. Два крепких и любопытных путти выглядывают из-за подлокотников трона, на который они опираются. Тот факт, что они смотрят на сцену перед собой, еще больше усиливает иллюзию глубины изображенного здесь архитектурного пространства.
34.
Коронация Богородицы (Франческо ди Джорджо и «Фидуциарио Франческо», 1472). Темпера по дереву. Провенанс: часовня св. Екатерины Сиенской и св. Себастьяна в церкви аббатства Монтеоливето Маджоре. Эта большая, сложная, внушительная работа, необыкновенная по своей изобретательности, была разработана Франческо ди Джорджио, но выполнена, вероятно, по крайней мере частично, его мастерской. В верхней части работы поистине феноменально появление Бога-Отца. Он словно спускается с высоты небес через круглое отверстие, прорезанное в облаке: кажется, что Он буквально растворяется на сцене, окруженный двойным воздушным вихрем и редко изображаемый в такой головокружительной манере. Нижний край небесного проема окружен короной херувимов, которая огибает его, пока не исчезает за кривизной рамы произведения. Ниже, среди толпы представленных святых, не всегда легко опознаваемых, но упорядоченных в совершенно обновленной сценографии, мы видим Иисуса, венчающего Деву Марию. Вокруг серафимов, несущих трон Христа, среди поющих ангелов и пророков, сидят св. Иоанн Креститель (слева) и царь Давид (справа). Стоит обратить внимание на разрушенное здание, на вершине которого стоит Христос, венчающий свою мать. Перед архитектурным сооружением (это может быть алтарь, установленный на многоступенчатой платформе) второе сооружение, столь же воображаемое, без видимых затруднений несет когорта серафимов. Одни из них выстроились по краю того, что больше похоже на бассейн, чем на облако, другие, внизу, оказывают поддержку наподобие атлантов (два херувима и два ангела, один в розовом, второй в черном), которая кажется весьма относительной, но знаем ли мы силу ангелов? Третья группа поддерживает весь ансамбль, который, паря в воздухе, напоминает некий фонтан. Слева и справа от сооружения, которое мы только что описали, изображены различные святые, в том числе: св. Андрей (нестриженный, как св. Иоанн Креститель); св. Петр; св. Ансан (символ Бальзана в его руке); св. Стефан (постриженный в монашество диакон); бл. Бернард Толомеи (белый монах-бенедиктинец); св. Мавр или св. Плакида; св. Иоанн Евангелист (апостол в алом плаще, с книгой в руке); св. Агнесса (в ее руках ягненок, ее обычный атрибут); св. Екатерина Александрийская (изящная принцесса, держащая пальму мученичества) и св. Себастьян (стрелы в руках) (слева). Св. Павел (лысый, длинная коричневая борода и незаметный меч); св. Лаврентий (орудие казни — решетка); св. Бенедикт (с длинной бородой, одетый в белый хабит и держащий епископский посох); св. Леонард (в кандалах); св. Дорофея (горсть цветов в складках платья); св. Луция (держит меч, пронзивший ее сердце) или св. Жюстина (которую постигла та же участь, по тем же причинам); св. Екатерина Сиенская (в доминиканском одеянии, с лилией в руке) (справа).
35.
Совлечение одежд с Христа на Голгофе (Франческо ди Джорджо, 1501). Темпера по дереву.
36.
Св. Лаврентий (Веккьетта, ок. 1460-1465). Темпера и золото по дереву. Происхождение: разрушенный монастырь капуцинов Сант-Эджидио. Оригинальная позолоченная рама, состоящая из лепного постамента и двух рифленых пилястр с резными капителями. Вероятно, это боковой отсек большого полиптиха.
37.
Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и св. Региной и св. Луцией (Франческо ди Джорджо, ок. 1470). Фреска. Провенанс: часовня виллы Пикколомини, ранее Лодоли, Санта-Регина.
38.
Дева Мария Снежная (Алтарь Соццини) (Джироламо ди Бенвенуто, 1508). Темпера по дереву. Провенанс: капелла Соццини церкви Сан-Доменико. Это самая известная работа художника, сына Бенвенуто ди Джованни. Центральная часть алтарной композиции представляет собой Святое собеседование Девы Марии Снежной, названной так в честь «Снежного чуда». Согласно преданию, чудо выпавшего снега, произошедшее 5 августа 356 г. в Риме, стоит у истоков основания базилики Санта-Мария-Маджоре. На переднем плане под лоджией, широко открытой для внешнего мира, изображены четверо святых: св. Доминик, одетый в черно-белый хабит ордена, основателем которого он является, он держит стебель лилии, свой иконографический атрибут; св. Екатерина Александрийская, у его ног атрибут, идентифицирующий святую, — обломки колеса с зубьями, орудия его мученичества; св. Екатерина Сиенская часто изображается как аналог св. Екатерины Александрийской, с которой у нее одно имя, она носит доминиканский хабит и держит лилию, дорогую для ее ордена; св. Иероним; облачение кардинала и длинная белая борода выдают в нем учителя церкви; сосредоточенный на чтении, его, кажется, ничто не может отвлечь. За троном четверо святых напоминают о чуде, держа в руках снежки или снег на подносе. Сидящая на первой ступеньке трона странная фигура с охристым цветом лица, — херувим. Занятый настройкой своей лютни, он готовится играть на своем инструменте. После долгих дискуссий и ошибки в сборке, оставившей свой след, алтарный образ вновь обрел свой первоначальный люнет — «Оплакивание Христа«.
39.
Св. Бернардин. Св. Антоний Падуанский (Бенвенуто ди Джованни). Темпера по дереву. Провенанс: Церковь Братства Милосердия в Сартеано. Две панели полиптиха, уменьшенные до овальной формы в XVII-XVIII вв.
40.
Вознесение Иисуса (Бенвенуто ди Джованни, 1491). Темпера по дереву. Провенанс: бывшее аббатство Сант-Эухенио возле ворот Сан-Марко, Сиена. Христос в мандорле возносится на небо в окружении хора ангелов, многие из которых — музыканты. Вверху Бог-Отец, окруженный облаком серафимов, с распростертыми руками готовится принять его. Внизу Богородицу окружают одиннадцать апостолов, некоторые из которых поддаются идентификации (св. Иоанн Креститель — слева, рядом с Марией, а за ним его брат св. Иаков Зеведеев, который несет на плече посох паломника, выполненный в манере, часто встречающейся в иконографии св. Петра и св. Варфоломея — справа, один с ключами, другой с саблей). Всего апостолов одиннадцать: св. Матфей, который заменит Иуду, еще не был «кооптирован» другими апостолами. Очевидное вмешательство мастерской в написании пейзажа на заднем плане не умаляет красоты работы.
41.
Пьета с Марией и св. Иоанном (Джироламо ди Бенвенуто, ок. 1500-1520). Темпера по дереву. Эта работа, вероятно, относится к позднему периоду деятельности Джироламо: в ней нет ни глубины чувств, ни хроматической свежести его юношеских работ. Фигуры, хотя и обладают определенной монументальностью, как бы обрезаны, неподвижны и отсутствуют по сравнению с более чувствительным и спонтанным пейзажем. В этой работе художник, кажется, почувствовал влияние фламандца Рогира ван дер Вейдена.
42.
Христос в Пьете (Христос Милосердный), поддерживаемый двумя ангелами (Джироламо ди Бенвенуто, ок. 1505). Темпера по дереву. Рама оригинальная.
43.
Распятый Христос с Мадонной, св. Иоанном Богословом, св. Бенедиктом, св. Схоластикой и донатором (Андреа ди Никколо, 1502). Темпера по дереву. Рядом с распятием стоят Мадонна и св. Иоанн Богослов. У основания креста — коленопреклоненные св. Бенедикт и св. Схоластика. На заднем плане многолюдный Путь на Голгофу. В левом нижнем углу на коленях стоит донатор картины. Св. Схоластика Нурсийская — основательница первого женского монастыря Западной Европы. Родная сестра основателя западного монашества св. Бенедикта Нурсийского.
44.
Арликиера (Дверки реликвария) (Веккьетта, ок. 1445-1446). Темпера и золото по дереву. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Первое, что в 1445 г. Веккьетта расписал в часовне Святого Гвоздя, также известной как Старая Сакристия больницы Санта-Мария-делла-Скала, оказались дверки ниши для реликвий (arliquiera), которые недавно перенесены в Пинакотеку Сиены. Арликиера представляет собой деревянное сооружение с двумя дверями, закрывающими стенную нишу, используемую для хранения реликвий. Все металлические детали оригинальные.
45.
Две больших дверцы, прикрепленные к изогнутой конструкции, вероятно, были обрезаны с двух краев при демонтаже. Дверки украшены с обеих сторон: внутри историями о страстях Христовых, а снаружи фигурами святых и блаженных, расположенными на двух уровнях. Внутренние панели, должно быть, имели драгоценные позолоченные рамы, от которых, однако, остались лишь следы. В центре виден железный замок, закрывавший две двери арликиеры.
46.
Внешняя поверхность створок арликиеры состоит из восемнадцати панелей, разделенных окрашенными рамками, имитирующими инкрустацию. В верхней части, в форме люнета, изображены (слева направо): Херувим, Ангел-возвеститель, Крест Иисуса, Воскресение, Богородица Благовествующая, Херувим. Если первые две фигуры, составляющие сцену Благовещения, намекали на ежегодный показ реликвий публике в праздник Благовещения, то вторые две сцены служили напоминанием о хранящейся ценной реликвии — одном из гвоздей, которые, как считается, использовались при распятии.
47.
Под люнетом, который был фактически неподвижной частью реликвария, устроены две двери, через которые открывался доступ во внутреннюю часть шкафа, где хранились драгоценные реликвии, почитаемыми в госпитале. Эти двери крепились на стойках, которые сами были вмурованы в стену. Для того, чтобы отделить стойки от поддерживающей их кладки, пришлось отрезать часть их поверхности. Эти двенадцать фигур святых настолько красивы и качественны, что все критики сходятся во мнении, что рука, написавшая их, не та, что выполнила восемь сцен Страстей, нарисованных на задней стороне дверей. Общепризнано, что восемь сцен Страстей принадлежат мастерской художника, фигуры на фасаде написал лично Веккьетта.
Двенадцать фигур на фасаде арликиеры представляют собой (слева направо и сверху вниз): св. Ансан; бл. Амвросий Санседони; св. Бернардин; св. Виктор; св. Екатерина Сиенская; бл. Пьер Петтинайо.
48.
На правой дверце: бл. Агостино Новелло вручает ректору больничный устав августинцев-терциариев; бл. Андреа Галлерани; св. Савин; бл. Сороре, учредитель госпиталя Санта-Мария-делла-Скала; св. Гальгано; св. Крескентий.
49.
Если лицевая сторона дверей реликвария полностью принадлежит руке мастера (Веккьетта), то этого нельзя сказать о задней стороне, которая была скрыта от глаз при закрытии реликвария: здесь эпизоды Страстей Христовых, похоже, были в значительной степени реализованы помощниками мастера. Поиск пространства, в котором могли бы развиваться фигуры, кажется, вызывает большую озабоченность. Однако внимательный наблюдатель довольно быстро заметит, что полученный результат не в полной мере соответствует желаемой цели. Стройный вид фальшивой архитектуры, состоящей из линейных и декоративных элементов, которые кажутся самоцелью, если и не лишены настоящего очарования, то, однако, не позволяют нам построить пространство, где живут люди, отдают приказы, предают и страдают главные герои различных сцен. Но при ближайшем рассмотрении именно это глубокое мистическое чувство сиенского искусства всех времен будет возвеличивать восемь сцен на поэтическом уровне именно из-за этой описательной откровенности, из-за хроматической драгоценности, а также, возможно, из-за прославленной хрупкости расписной архитектуры. Восемь панелей, чтобы соблюсти порядок, соответствующий хронологии событий Страстей Христовых, следует рассматривать слева направо, начиная с левой створки.
50. Тайная вечеря; Омовение ног; Поцелуй Иуды; Христос перед Каиафой.
51. Христос перед Иродом; Бичевание Христа; Поругание Христа; Восхождение на Голгофу.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.