Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII в., а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.
Третий этаж посвящен шедеврам Дуччо Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло и Сано ди Пьетро, а также художникам, наиболее чувствительным к эпохе Возрождения, таким как Сассетта, Веккьетта, Маттео ди Джованни и Франческо ди Джорджио Мартини. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План третьего этажа
Зал 15b. Произведения XV в.
В зале № 15bis выставлены произведения Мастера Оссерванца, Сассетты и Сано ди Пьетро. В соответствии с последними исследованиями, под именем мастера Оссерванца весьма вероятно скрывается молодой Сано ди Пьетро.
3.
Пределла св. Варфоломея (Мастер Оссерванца). Дата написания пределы не установлена.Темпера и золото по дереву. Пределла состоит из трех панелей.
4*.
Царь Астиаг приказывает заживо содрать кожу со св. Варфоломея. Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиага схватил святого апостола. В городе Альбане в Великой Армении, по приказу Астиага, св. Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, содрали кожу, а затем смерти обезглавили.
5.
Христос милосердия между Мадонной и св. Иоанном.
6.
Обезглавливание св. Варфоломея после его мученической кончины. К сожалению, с этой панели осыпалась значительная часть слоя краски.
7.
Св. Варфоломей и св. Франциск (Сассетта и Сано ди Пьетро, ок. 1449-1450). Темпера по дереву. Работа была заказана Сассетте (св. Варфоломей), но завершил ее Сано ди Пьетро (св. Франциск) из-за внезапной смерти первого. Провенанс: церковь Сан-Пьетро-ин-Кастельвеккьо. Два портрета представляют собой части полиптиха, созданного по заказу Бартоломео ди Франческо Гульельми для часовни Рождества Христова.
8.
Святой картезианец (св. Уго) и св. Иоанн Креститель. Св. Петр и св. Иоанн Богослов (Сано ди Пьетро, 1460-1481). Темпера по дереву. Фон из позолоты был соскоблен и панель перекрасили; эта перекраска была затем удалена во время реставрации 1970 г. Возможно, что святой картезианец — это св. Уго Гренобльский, который в 1084 г. он подарил св. Бруно землю, где было построено первое аббатство картезианского ордена. По другим данным, это св. Пантелеимон.
9.
Св. Бернардин (Сассетта, 1444). Темпера по дереву. Св. Бернардин Сиенский изображен в полный рост, в три четверти, в сером одеянии францисканцев, держа перед собой табличку, украшенную триграммой Христа, изобретателем которой он считается. Ореол святости занял место лучей, которые видны вокруг его головы и которые обычно указывают на фигуру блаженного человека. Он был добавлен позже, вероятно, другой рукой, нежели Сассетта, после канонизации св. Бернардина в 1450 г., как и другие перерисовки, например, деталь голубя, шепчущего святому на ухо, чтобы передать ему божественное вдохновение. Под фигурой святого присутствует изображение исторической сцены по типу своего рода пределлы. Св. Бернардин появляется на простой деревянной кафедре, держа в руках распятие, на которое он указывает указательным пальцем, в соответствии с иконографией, которая со временем стала традиционной. На заднем плане ряд безымянных верующих, имитирующих сгруппированную толпу, стоя на коленях, слушает слова святого. Перед сценой, по двое, преклоняют колени десять фигур босоногих кающихся. Одетые в белые плащи, широко разорванные сзади, чтобы принять удары плетью, и отмеченные черепом на плече, они являются членами братства Св. Иоанна Крестителя Смерти, основанного в 1425 г. для помощи приговоренным к смерти и для оказания помощи заключенным. Вполне вероятно, что изображение святого было заказано по случаю проповеди, которую св. Бернардин произнес перед членами этого братства.
10.
Св. Иероним в пустыне (Сано ди Пьетро, ок. 1445-1446). Темпера по дереву. В пустынной пещере св. Иероним установил алтарь, на который водрузил удивительно реалистичное распятие, предварительно тщательно расправив в знак уважения ткань, на которой можно различить линейный рисунок черной вышивки, характерной для средневековой Сиены. В облике кающегося мы видим святого, стоящего на коленях перед входом в грот и бьющего себя в грудь камнем, в то время как левой рукой он считает circulum precatorium, сопровождающий его молитву. Позади него, с пальмы свисает кардинальская шляпа — один из иконографических атрибутов, используемых для точной идентификации святого, как и фигура льва, лежащего слева, напоминающая об эпизоде, когда святой укротил свирепого зверя, вынув шип из его лапы. Как всегда в средневековой религиозной живописи, каждая видимая деталь играет свою роль в смысле целого. Так, скорпионы представляют демонические силы, которые приходят мучить святого. Несколько змей, других злых существ, символизируют коварство, ведущее к греху. Пейзаж, изображенный в виде пустыни (в библейском понимании этого термина), скорее напоминает часть сиенской сельской местности, расположенную к юго-западу от города и известную как "Crete senesi". Глинистая и полузасушливая по своей природе, она является одной из самых красивых в регионе. Чтобы не оставлять сомнений, Сано ди Пьетро усеял горизонт башнями такой высоты, какую могли видеть только сиенцы.
11.
Мадонна с Младенцем и двумя ангелами, держащими корону (Сассетта, 1438). Темпера и золото по дереву. До наших дней сохранилось несколько "Мадонн с Младенцем" Сассетты. Это неудивительно, учитывая, насколько широко эта тема была распространена в сакральном искусстве. Именно в "Мадоннах" мы находим те черты, которые делают фигуры Сассетты абсолютно узнаваемыми. А еще есть его интерпретация Ребенка. Изображение Иисуса в самые первые годы его жизни часто было проблематичным для различных учителей. Иисусы Сассетты просто совершенны и являются подтверждением качеств этого мастера, который, возможно, даже менее известен, чем заслуживает.
12.
Св. Бернардин Сиенский (Пьетро ди Джованни д’Амброджо, ок. 1444). Темпера и золото по дереву. Провенанс: часовня Бичи Боргези в Скорджано, Касоле д'Эльса. Ученик Сассетты, от которого произошла аристократическая изысканность его фигур, Пьетро ди Джованни д'Амброджо был автором некоторых алтарных образов и произведений для частного поклонения. В 1444 г., после смерти францисканского священника Бернардина (впоследствии ставшего святым), он написал для Базилики дель Оссерванца портрет святого по его посмертной маске.
13.
Св. Франциск получает стигматы (Мастер Оссерванца, 1430-1460). Темпера по дереву. Панно изображает чудесное событие: св. Франциск получает стигматы Христа, который, согласно текстам, появляется в виде шестикрылого серафима, облаченного в золотые одежды, с распростертыми руками в позе распятого. Лучи исходят из каждой его раны и поражают тело святого в тех же местах. Согласно биографам св. Франциска, стигматы были ему дарованы в 1224 г. в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. Фигура верующего у входа в часовню — неудачное дополнение XVI в.
14.
Св. Франциск получает стигматы (Мастер Оссерванца, ок. 1444). Темпера и золото по дереву. Отдельный элемент из Полиптиха Страстей. Св. Франциск, нижняя часть лица которого прикрыта короткой бородой, стоит на коленях и, кажется, почти левитирует перед явлением Христа на кресте в виде серафима. Он протягивает ладони к Христу, как будто хочет, чтобы его сильнее ударили по плоти. Его глаза, круглые, граничащие с наивностью, на самом деле отражают особенно значительный недостаток выразительности, поскольку они стремятся выразить состояние самоотречения, характерное для экстаза (который, как учат нас святые эпохи барокко, также является формой восторга).
15.
Пределла из алтаря Оссерванса (Мастер Оссерванца, ок. 1441-1442). Темпера и золото по дереву. Происхождение: бывшая церковь Сан-Маурицио. Эта пределла, скорее всего, принадлежит Пала дельи Оссерванца, хранящейся в одноименной базилике в Сиене. В пределле представлены три отдельные сцены, разделенные двумя полосами, украшенными декоративными мотивами. В центральном отделении — Распятие. По бокам, в двух боковых отделениях, изображены два эпизода, один из которых относится к жизни св. Амвросия, а другой — св. Иеронима. Среди цветочных мотивов, нарисованных на полосах, разделяющих три сцены, проступает черный линейный рисунок, регулярный и равномерный. Не имея герба, заказчик, некий Манно д'Орландо, владелец книжной лавки, нарисовал знак Распятия на каждой из двух полос, по обе стороны от Распятия.
16.
Христос на Кресте, окруженный Марией, св. Иоанном Богословом и св. Магдалиной. Согласно законам симметрии, нарушенной сгорбленной оплакивающей фигурой св. Магдалины, изображен крест, на котором висит Христос. Орудие пыток логично занимает центральное, самое достойное, место на вертикальной оси изображения. По обе стороны от креста в одинаковом порядке расположены фигуры Марии и св. Иоанна, погруженных в безмолвную скорбь. С обоих концов сцены к центру приближаются два всадника на белых лошадях, сопровождаемые двумя солдатами, вооруженными одинаковыми щитами. Тот, что слева, — св. Лонгин, сотник, узнаваемый по копью, которое он держит в левой руке. Св. Лонгин прекратил страдания Христа, пронзил копьем его бок и получил от Христа каплю крови. Исцелив этой каплей крови катаракту на своем глазу, солдат признал Иисуса Спасителем. Справа второй всадник может быть, хотя и без нимба, св. Маврикий, предводитель Фиваидского легиона, мученически погибший при Диоклетиане за веру, от которой он отказался отречься.
17.
Св. Амвросий изгоняет ариан из храма. Вдохновленная историей из "Золотой легенды" Иакова Ворагинского, сцена показывает, как св. Амвросий прогоняет двух императорских чиновников из базилики в Милане (подобно тому, как Иисус до него прогнал торговцев из Храма). Святой епископ, посвятивший свою жизнь борьбе с арианством и его последователями, которых было много в Милане и при императорском дворе, решительно способствовал тому, чтобы убедить императора Феодосия объявить христианство государственной религией. Теперь он поднимает правую руку, вооруженную грозным кнутом, в направлении двух фигур, которые он намерен вытеснить с площади. Одна из них, частично скрытая колонной на оси симметрии сцены, уже метафорически находится за пределами здания. В конце нефа на алтаре установлен алтарный образ. Это триптих, украшенный внушительной позолоченной рамой, на центральной панели которого изображена стоящая Богородица, держащая на руках Иисуса.
18.
Св. Иероним в пустыне (Покаяние св. Иеронима). Образ св. Иеронима в пустыне — один из самых частых в сиенской живописи XIV и XV вв. Это немного удивляет, если учесть, что анахоретство будущего святого в пустыне длилось не более двух лет. Также часто встречается его изображение за работой в своем кабинете, которое больше соответствует реальности существования, посвященного в основном работе по переводу Библии, известной как Вульгата, на латынь. Именно этот перевод и написанные им трактаты принесли св. Иерониму титул Учителя церкви. В сцене видны главные символы, идентифицирующие святого: кардинальская шляпа, лежащая на земле, св. Иероним ударяет себя в грудь камнем, под взглядом льва, ставшего его любимцем. Пустыня, в которой находится пещера св. Иеронима, сильно напоминает холмы, которые мы видим в районе называемом Crete Senesi, на горизонте которого, как и здесь, можно различить силуэт города Сиены.
19.
Христос Милосердия между Мадонной и св. Иоанном Богословом и святыми (Сано ди Пьетро, 1445-1448). Темпера и золото по дереву. Святые, изображенные по бокам Пьеты на этой продолговатой панели, которая является фрагментом фасада алтаря (слева направо): св. Людовик Тулузский, св. Варфоломей, Мария, св. Иоанн Богослов, св. Бернардин и св. Антоний Падуанский.
20.
Зал 16. Произведения XV в.
Зал №16 полностью посвящен работам Сано ди Пьетро.
21.
Мадонна с Младенцем со св. Варфоломеем и св. Лючией (Сано ди Пьетро, 1447). Темпера и золото по дереву. Провенанс: бывшая церковь Сан-Маурицио в Сиене. Структура этой "Мадонны с младенцем" в окружении святых (триптих в готическом стиле, унаследованный от XIV в., заключенный в арочную раму общей классической формы, возможно, предназначенную для размещения в нише) — довольно распространенный тип в сиенской живописи, где мы встречаем ряд вариаций в XV в. В соответствии с постоянной практикой средневековой, а также ренессансной, живописи, художник осыпает произведение символами, которые проясняют его смысл или позволяют идентифицировать персонажей. Так, Иисус держит в руке гранат, который своим цветом напоминает о крови, которую ему придется пролить во время Страстей. Точно так же каждый святой украшен символическим атрибутом, который позволяет идентифицировать персонажа: св. Варфоломей держит саблю — орудие, которым его разрубили на куски палачи; св. Луция Сиракузская несет на тарелке несколько пар глаз — символы тех, которые палач вырвал у нее, чтобы избавиться от слишком настойчивого кавалера, пленённого её взглядом, после того, как ее осудили за веру. В боковых колоннах мы видим святых, изображенных в совершенно ином масштабе: св. Иоанн Креститель, узнаваемый по его звериной шкуре и свитку (филактерию) с записью его слов, когда Христос явился ему для принятия крещения; св. Виталий Медиоланский с булавой, которой он якобы был убит (по другой легенде, его похоронили на дне рва, где он был засыпан землей); св. Аббат Антоний, опирающийся на свой посох в форме тау, в сопровождении черного поросенка; св. Екатерина Александрийская, коронованная юная принцесса, держащая пальму мученичества.
22.
Благовещение. Св. Николай Барийский, св. Иероним, Архангел Михаил, св. Антоний Падуанский (Сано ди Пьетро, ок. 1448-1450). Темпера и золото по дереву. Боковые части алтарного образа, в котором отсутствует центральная панель (вероятно, Богородица с младенцем), а также вторая панель, которая должна была соответствовать предыдущей и включать еще одну фигуру, вверху, между архангелом Гавриилом и Богородицей, составляющей Благовещение. На двух боковых панелях изображены: в левом люнете — Ангел-Благовестник, в правом люнете — Богородица Благовествующая. В вертикальных отделениях (слева направо): св. Николай Барийский, св. Иероним, св. Архангел Михаил, св. Антоний Падуанский. На боковых колоннах изображены: св. Христофор, св. Клар, св. Екатерина Александрийская (слева); св. Людовик Тулузский, св. Крискентий и св. Урсула (справа). Эта работа до сих пор сохраняет хроматическое богатство и кристальную чистоту, проницательный рисунок и формальную элегантность, свойственные юному периоду ее автора.
23.
Мадонна рекомендует Сиену папе Калликсту III (Сано ди Пьетро, 1455-1456). Темпера и золото по дереву. Провенанс: Палаццо Публико. Две огромные фигуры, благодаря своему несоизмеримому размеру по сравнению с остальным изображением, резко контрастируют с довольно странным пейзажем: здесь одновременно день и ночь. Два силуэта занимают почти всю доступную поверхность, доводя изображение до формы нереальности, достойной сказок, которыми, кажется, вдохновлена вся работа. Портрет розового города также сказочный. Сиена в своем великолепии соперничает с высотой гражданских и религиозных башен и осуществляет деятельность, которая кажется повседневной, живет в ритме движений, связанных с приходом и уходом транзитных грузов. Богородица, защитница города на протяжении почти двух веков, изображенная в полный рост на облаке и облаченная в белую мантию Успения, обращается к папе с просьбой защитить свой любимый город, охваченный голодом (историческое событие произошло в 1455 г). Папа, восседающий на троне, напоминающем другие, уже виденные, с обеспокоенным взглядом перед Богородицей, которая указывает на него указательным пальцем, чтобы настойчиво подчеркнуть просьбу, уже поднимает руку, чтобы благословить город. Слова, которыми обмениваются персонажи, написаны как на карикатурах, что подтверждает средневековый колорит изображения. Мулы, направляющиеся к городу с зерном и въезжающие в Сиену, — это помощь, которую Калликст, по призыву Девы Марии, уже посылает городу, чтобы облегчить его страдания.
24.
Богородица на троне с Младенцем, ангелами и св. Иеронимом, св. Иоанном Крестителем, св. Григорием и св. Августином (Полиптих Сан-Джованни Баттиста в Аббадиа-Нуова) (Сано ди Пьетро, ок. 1450). Темпера и золото по дереву. Провенанс: Церковь Сан-Джованни Баттиста алл'Аббадия Нуова в Сиене. Алтарь, выполненный в готическом формате, имеет пять крыльев, увенчанных тимпанами, которые поддерживаются двумя пилястрами, расположенными на концах. В центре — Богородица с Младенцем в окружении шести ангелов, чьи лица видны в идеальном профиле. Слева от Мадонны изображены: св. Иероним и св. Иоанн Креститель. Возле св. Иоанна, преклонив колено, стоит сестра Бартоломея де Доменикино де Франческо, настоятельница монастыря и заказчица работы, одетая в черный августинский хабит, в гораздо меньшем масштабе, что подтверждает традиционное неравенство статуса в иерархии персонажей. Справа от Мадонны изображены св. Григорий и св. Августин. В венчающих тимпанах мы видим: Ангела Благовещения, св. Доминика, Благословляющего Искупителя, св. Франциска и Богородицу Благовещения. На боковых пилястрах находятся: св. Георгий Победоносец, св. Агнесса, св. Антоний Аббат и св. Ансан. Пределла полиптиха была разделена на отдельные части; ее панели распределены по различным музеям мира.
25.
Богородица с Младенцем, шесть поклоняющихся ангелов и два ангела- музыканта (Сано ди Пьетро, 1448-1450). Темпера и золото по дереву. Происхождение: монастырь Сан-Франческо в Колле-ди-Валь-д'Эльза (первоначально панель находилась в церкви св. Франциска в Сан-Джиминьяно). Несмотря на постепенный упадок в творчестве Сано ди Пьетро, здесь мы встречаем воспоминания о его юных работах в очертаниях рисунка, который точно создает лицо Мадонны и ангелов еще "сассетского" вкуса. Особенно ослепительная хроматическая гамма, цвета чрезвычайной чистоты возвращают нас к работам "Маэстро дельи Оссерванца и полиптиху Иезуатов. Некоторые искусствоведы выдвинули гипотезу, что эта "Богородица с младенцем" могла составлять центральную часть полиптиха, к которому принадлежали несколько панно Сано ди Пьетро, выставленные в этом же зале.
26.
Мадонна с Младенцем на троне (Сано ди Пьетро, ок. 1450-1452). Темпера и золото по дереву. Ребенок, кажется, только что осознал присутствие постороннего; несомненно, он чуть крепче обнимает шею матери (жест, не свойственный маленькому дитя, но мы имеем дело не с обычным ребенком); он слегка наклоняет голову в сторону зрителя и наблюдает за ним с неопределенно удивленным и вопросительным взглядом, который мы часто видим у ребенка, попавшего в объятия матери. Контраст еще больше усиливается филактерием (свитком), который он держит в руке, на котором выведена латинская формула, заимствованная из Евангелия от Иоанна (Я — путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как чрез Меня), которой он себя обозначает. Эти детали, к которым следует добавить покорное и печальное лицо Марии, напоминают нам, что сцена, которую мы наблюдаем, не является обычной сценой материнства, и что земная судьба Младенца Христа, которая только началась, неизбежно должна закончиться драматически. Хотя в фигуре ребенка с большими круглыми глазами и есть что-то повторяющееся (он выглядит точно так же, как и на двух соседних панелях), мы, тем не менее, не можем не ощутить очарования, которое возникает при созерцании этого панно невыразимой поэзии.
27.
Успение Богородицы (Сано ди Пьетро, до 1444). Темпера и золото по дереву. Это сравнительно небольшое произведение, написанное с особой тонкостью, представляет собой настоящую драгоценную и сияющую жемчужину, переливающуюся золотом и цветами, похожими на эмали на изделиях ювелиров. Дева Мария возносится на небо, сидя в мандорле. Вокруг нее ангелы-музыканты скорее сопровождают Деву, чем несут ее в этом восходящем движении, так как подъем кажется воздушной легкостью. Стоя на земле, несколько зрителей поднимают глаза к небу, чтобы наблюдать за чудом. Среди них — св. Фома (в центре), который собирается принять пояс, только что спущенный Богородицей в качестве доказательства ее воскресения и вознесения на небо. Вокруг св. Фомы шесть святых, вероятно, выбранные в соответствии с набожностью заказчика произведения: св. Николай, образец доброты и щедрости; св. Варфоломей, который, не дрогнув, переносил самые жестокие пытки; св. Иоанн Креститель, узнавший Спасителя и крестивший его; св. Петр, князь апостолов, который, тем не менее, не отступал от своей глубокой человечности; св. Лука, апостол и евангелист, которому, как говорят, выпала удивительная честь изобразить Богородицу; св. Иероним, который был отшельником, но не кардиналом, хотя народная молва считает его таковым. Все они, преклонив колени, смотрят на Богородицу, которая вот-вот войдет в царство, где ей предстоит начать свое правление и получить корону. Едва заметный, почти утонувший в блеске золота, заливающего поле зрения одновременно с живописной поверхностью, Христос в верхней части изображения готовится к приему Матери. В нижней части панно видна гробница, оставленная Марией, теперь заполненная цветами.
28.
Полиптих Иезуатов (Полиптих бл. Коломбини) (Сано ди Пьетро, 1444). Темпера и золото по дереву. Происхождение: церковь Сан-Джироламо в иезуатском монастыре Сиены. Это первая надежно идентифицированная работа Сано ди Пьетро, потому что она датирована и подписана сиенским художником. По единодушному мнению экспертов, это также один из его величайших шедевров. На центральной панели изображена Мадонна с Младенцем на троне, которой помогают шесть ангелов. Бл. Джованни Коломбини, основатель ордена иезуатов, в преданности преклоняет колени у ее ног. Фигура блаженного продолжается в панели слева. По бокам от панели с Мадонной расположены четыре панели с полнофигурными изображениями святых: св. Доминика, св. Иеронима, св. Августина Иппонийского и св. Франциска Ассизского. В ограничивающие полиптих колонны помещены более мелкие фигуры святых: слева — св. Мария Магдалина, св. Антоний Аббат и св. Петр; справа — св. Екатерина Александрийская, св. Ефрем Сирин и св. Иаков Великий. На верхнем регистре центральной панели изображен Христос Вседержитель на престоле, окруженный двумя парами серафимов с разноцветными крыльями. На двух ближайших боковых панелях изображены дева Мария и возвещающий ангел, а на двух крайних — св. Косма и св. Дамиан.
29.
Пределла этого полиптиха, рассказывающая истории из жизни св. Иеронима, выставляется в Лувре: Св. Иерониму снится, что его бичуют два ангела по повелению Христа; Покаяние св. Иеронима; Св. Иероним вынимает шип из лапы льва и Воры украли из монастыря осла, которого лев возвращает с двумя верблюдами, нагруженными товарами; Смерть св. Иеронима в присутствии его учеников и явление его епископу Иерусалимскому св. Кириллу; Явление св. Иеронима в окружении ангелов и святых Сюльпису Северу и его спутнику и Св. Иероним вместе со св. Иоанном Крестителем учится у св. Августина Иппонийского.
30.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.