Сиена. Пинакотека. Часть 6

Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII в., а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.
Map_of_Siena

Третий этаж посвящен шедеврам Дуччо Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Джованни ди Паоло и Сано ди Пьетро, а также художникам, наиболее чувствительным к эпохе Возрождения, таким как Сассетта, Веккьетта, Маттео ди Джованни и Франческо ди Джорджио Мартини. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План третьего этажа
second_floor-new

Зал 14. Произведения первой половины XV в.
В зале №14 представлены работы, написанные Франческо ди Джорджо Мартини, Маттео ди Джованни и Нероччо ди Бартоломео.
3.
DSC_1400

Мадонна с Младенцем и св. Иаковом (?) и св. Иеронимом (Франческо ди Джорджо Мартини, ок. 1480-1500).Темпера и масло по дереву. Оригинальная рама. Происходит из больницы Санта-Мария-делла-Скала. Считавшаяся долгое время юношеской работой, сейчас эта Мадонна рассматривается как один из совершенных шедевров зрелости художника. Композиция по-прежнему полностью принадлежит специфической сиенской традиции XV в. Однако ее отличает «более яркая пластика», чем у предшественников, и совершенно новая графическая деликатность. Отсутствие атрибутов у святых не позволяет провести точную идентификацию.
4.
DSC_1401

Целомудренный Иосиф и жена Потифара. Сюзанна в ванне. Иосиф продан своими братьями (Франческо ди Джорджо Мартини, ок. 1460). Темпера по дереву. Эти три панели с сюжетами из Ветхого Завета являются самыми ранними работами художника. Вероятно, они были заимствованы из кассоне или из спальеры, от которой сохранились лишь фрагменты. В любом случае, три изображенные сцены, несомненно, происходили из светской обстановки свадебных покоев, что оправдывает выбор изображенных сцен.
Целомудренный Иосиф и жена Потифара. Жена Потифара — супруга Потифара, хозяина Иосифа, находившегося в египетском рабстве. Потифар занимал должность начальника телохранителей фараона. Увидев успехи нового раба, вельможа назначил Иосифа управляющим своего дома. Не получившая благосклонности Иосифа, супруга Потифара обвинила юношу в попытке изнасилования, показав в доказательство его плащ. За это невиновный еврей был брошен в тюрьму.
Сусанна в ванне (Сусанна и старейшины). За Сусанной, целомудренной и красивой невестой, во время купания подглядывают два старика. Угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, старцы попытались добиться от неё благосклонности. Сусанна отказалась удовлетворить их желание, была ими ложно обвинена и приговорена тем самым к смерти, но в последнюю минуту спасена благодаря находчивости и остроумию пророка Даниила, допросившего старцев раздельно. Лжесвидетели были уличены во лжи и казнены, а добродетель восторжествовала.
Иосиф, проданный своими братьями. Семнадцатилетний Иосиф пас скот вместе с единокровными братьями, доводя до отца Иакова худые слухи о них. Старшие братья увидели, что отец любит Иосифа больше всех остальных, возненавидели его и бросили в колодец. По совету Иуды, четвёртого сына Иакова, Иосифа достали из колодца и продали в рабство за 20 сребреников купцам измаильтянам. Одежды Иосифа братья испачкали в крови заколотого козла, чтобы отец поверил в смерть сына от хищного зверя.

Франческо ди Джорджио адаптирует серьезность флорентийского языка к сиенскому воображению и его повествовательной живости. Строгость античной архитектуры создает пространство, регулируемое точной перспективой с одной точкой схода. Художник отказывается от интенсивных красок готической живописи в пользу более сбалансированной палитры, он сохраняет стройность силуэтов персонажей и вкус к точности и детализации, который сохраняется в чеканной растительности. В каком-то смысле архаизм неглубоких фонов пейзажа, изображенного в сцене продажи Иосифа, — еще одна дань этой самой сиенской традиции, от которой Франческо, кажется, не желает полностью отказываться. Готическая традиция в лице своих основных представителей уже некоторое время (с XIV в.) была озабочена переводом иллюзии глубины, наблюдаемой в реальности, на живописный уровень. Об этом неопровержимо свидетельствует более или менее эмпирический опыт таких художников, как Амброджо Лоренцетти, его брат Пьетро и других.
5.
DSC_1402

Мадонна с младенцем и св. Петром и св. Павлом (Франческо ди Джорджо Мартини, ок. 1470). Темпера по дереву. Происходит из больницы Санта-Мария-делла-Скала. Это старейшая из «Мадонн» Франческо ди Джорджо, хранящихся в Пинакотеке. На заднем плане изображены две фигуры: св. Петр без ключей, опознанный по внешнему виду, и св. Павел со свитком в руке, что напоминает о многочисленных письмах, отправленных апостолом. Из всех четырех персонажей, что любопытно, Младенец — единственный, кто не имеет печального и задумчивого вида, который обычно появляется в этой сцене с конца XIII в. Напротив, кажется, что именно он стремится успокоить и утешить свою Мать, жестом обхватывая левой рукой шею Марии. Жест, на который он обращает внимание св. Петра, осторожно потянув за лоскут плаща апостола, похож на знак привязанности Младенца Иисуса, но может быть воспринят и как просьба о помощи.
6.
DSC_1403

Богородица с Младенцем в величии и св. Себастьян, св. Юлиан, св. Косма и св. Дамиан (Маттео ди Джованни, ок. 1480-1485). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. Хотя эта работа относится к последнему периоду творчества Маттео ди Джованни, она, как и все его крупноформатные алтарные образы, в целом не была оценена критиками из-за тяжеловесной техники и несколько стереотипных и величественных фигур святых. За исключением голов херувимов, которые мы видим у трона Девы Марии и которые производят «мрачное впечатление» двух голов, отделенных от своих тел и посаженных туда, панно предлагает «благородство композиции и трепетное томление, особенно в четырех прекрасных ангелах на заднем плане, освещенных ясным светом, который делает цвета драгоценными и сияющими, как эмаль». Св. Себастьян изображен держащим стрелу — орудие его мученической смерти. Корона, которая кажется протянутой в жесте подношения Богородице, на самом деле — это другой, более древний атрибут мученичества. Однако ничто не мешает святому отдать его Богородице. Св. Иулиан Бриудский — легендарный мученик ранней Церкви. Римский солдат, обращенный в христианство, он принял мученическую смерть в 304 г. Следует отметить, что в римской мартирологии перечислено до тридцати пяти различных Иулианов (Юлиев). Св Косма и св. Дамиан — два святых врача, прославившихся своим бескорыстием.
7.
DSC_1404

Богородица Благовещения (мастерская Франческо ди Джорджо Мартини, ок. 1470-1475). Темпера и золото по дереву. Происходит из базилики св. Бернардина. Эта Дева Мария, чье исполнение отличается необычайным изяществом, изображена в смиренном приветствии, напоминающем об эпизоде Благовещения. Мария завершает свой диалог с ангелом, выражая покорность только что высказанной божественной воле. Картина, вероятно, является второй панелью небольшого диптиха, изображающего сцену Благовещения. Сохранность произведения нестабильна, а полная утрата цвета мантии Богородицы объясняется тем, что, согласно гипотезе, ее поверхность была соскоблена, чтобы извлечь драгоценный лазуритовый пигмент, которым она должна была быть покрыта. Нежное лицо Марии написано с необычайной тонкостью и подчеркнуто энергичным рисунком — две характеристики, связанные с драгоценным и изысканным искусством Франческо ди Джорджо Мартини.
8.
DSC_1405

Мадонна с Младенцем со св. Себастьяном, св. Екатериной Сиенской и ангелом (Маттео ди Джованни, ок. 1480-1490). Темпера по дереву. Происхождение неизвестно. Картина вставлена в оригинальную раму с резными и позолоченными деревянными деталями, характеризующимися рифлеными пилястрами с ионическими капителями, поддерживающими арку. Младенец в тонком прозрачном одеянии, стоящий на коленях у Мадонны, отвернулся от Матери и обращается к зрителю. Св. Себастьян, в отличие от канона, держит в руках не стрелу, а пальмовую ветвь мученичества. На его теле мы видим многочисленные раны от стрел. В руке у св. Екатерины Сиенской лилия, ее символ. Ангел с обожанием преподносит Младенцу и его Матери тарелку с виноградом — символом христианства и причастия.
9.
DSC_1406

Мадонна с младенцем, архангелом св. Михаилом и св. Бернардом (Нероччо де Ланди, 1476). Темпера и масло по дереву. Происхождение неизвестно. В центре изображен полностью обнаженный младенец Иисус, возможно, в силу принципа, разработанного в искусстве эпохи Возрождения, согласно которому важно было настаивать на этой наготе, чтобы подтвердить через это прекрасно видимое плотское тело принцип Богочеловека. С каждой стороны, отделенной от центральной панели двумя балюстрадными рельефами, верующие видят св. Михаила и св. Бернардина. Эти две фигуры примечательны тем, что каждая из них прекрасно характеризует себя, причем достоинства каждого выделяются на контрасте друг с другом. Слева св. Михаил, ангел-воин, одет в доспехи, отличающиеся чрезвычайной дороговизной и вниманием к деталям. Воин великолепен и в своем победном настрое и, можно сказать, в выгодной позе, которую он принимает, чтобы показать себя, в то время как у его ног умирает демон, но у него еще хватает сил обвить свой чудовищный змеиный хвост вокруг ноги совсем юного бойца с лицом, едва вышедшим из детского возраста. Св. Бернардин предстает в совершенно ином свете. Скромно обращаясь к тому, кто стоит справа от него, на руках у матери, и кого он неустанно призывал во время своих проповедей, он, как обычно, представляет небольшую деревянную панель с тем же символом, который он показывал толпе в заключение своих речей. Эта надпись словно обладает таинственной силой, чтобы сделать видимым, а то и представить тем же толпам того, чье имя вписано в монограмму «IHS», окруженную золотыми лучами. Какой контраст между этим стройным человеком со впалыми щеками и беззубыми челюстями с талией, затянутой во францисканское буре (одежда монахов из грубой шерстяной ткани) и гордым архангелом, стоящим по другую сторону алтарной картины! Как бы еще больше подчеркивая несовершенство этого хрупкого тела, на веревке с тремя узлами висит маленький футляр: именно в нем св. Бернардин хранит очки, без которых не может обойтись при чтении.
10.
DSC_1407

Мадонна с младенцем между св. Иоанном Богословом, св. Иаковом и двумя ангелами (Маттео ди Джованни, ок. 1480-1490). Темпера и масло по дереву. Происходит из оливетанского бенедиктинского монастыря возле Порта-ай-Туфи. По обе стороны от Богородицы и Младенца стоят двое святых: слева св. Иоанн Евангелист, легко узнаваемый по длинной белой бороде и тому факту, что он держит книгу и перо — намек на Евангелие, автором которого он является, а справа — св. Иаков с посохом паломника, к которому прикреплена раковина, что позволяет идентифицировать его без риска ошибиться. На первый взгляд, эта картина напоминает произведения того же автора, которые выставлены в этом зале и были написаны примерно в то же время. Однако ее отличает более продолжительная энергия и «совершенная хроматическая гармония, сливающаяся в ярком и холодном, почти лунном свете».
11.
DSC_1408

Рождество со св. Бернардином и св. Фомой Аквинским (Франческо ди Джорджо Мартини, ок. 1475-1476). Темпера и масло по дереву. Происходит из оливетанского монастыря в Сиене. В соответствии с ситуацией, характеризующейся анахронизмом, как это часто бывает по причинам, связанным с пожеланиями заказчика, на панели одновременно с Рождеством Христовым изображены фигуры св. Бернарда Клервоского и св. Фомы Аквинского, двух важных фигур для религиозного ордена оливетанцев, к которому принадлежал монастырь близ Порта-ай-Туфи. В центре — коленопреклоненная Дева Мария перед Младенцем. Слева от нее св. Иосиф с тусклым взглядом и удрученным выражением лица все еще не может радоваться событию, которое он уже не в силах постичь. На переднем плане новорожденный младенец лежит на земле в позе смирения, характерной для условий его рождения. Две роскошные подушки из золотой и серебряной парчи, на которых он, кажется, удобно расположился, были добавлены именно по этому случаю, создавая еще одну форму анахронизма. Они сигнализируют об уважении, с которым теперь уместно представлять ребенка с ореолом новорожденного распятого. Мебель и пейзаж занимают половину доступного пространства. На заднем плане два странных здания загораживают две трети горизонта, что говорит о важности их роли в изображении. Сцена Рождества Христова, чей фантастический вид принимает вид нечто среднего между гротом и хлевом, отражая тем самым двусмысленность священных текстов относительно места, где происходит это событие. Чуть дальше находится полуразрушенная языческая ротонда, потрескавшаяся со всех сторон и находящаяся под угрозой полного обрушения. На первый взгляд присутствие этого храма может показаться нелепым, если только не принимать во внимание, что здание символизирует переход между Ветхим и Новым Заветами. Справа два ангела с удивительным изяществом наблюдают за происходящим. Один из них устремляет свой взгляд на зрителя, как бы призывая его в свидетели. На дальнем плане пастухи были разбужены ангелом рано утром. День начинается с пейзажа, который ни один сиенский художник не мог бы представить себе иначе, чем в сиенской сельской местности. В верхней части великолепно вылепленной рамы появляется фигура Вечного Благословения в медальоне, незаметно подчеркивая одним своим присутствием поистине таинственный характер изображенной сцены. Чуть ниже ему вторит голубь Святого Духа.
12.
DSC_1409

Мадонна с Младенцем между св. Михаилом, св. Магдалиной и двумя ангелами (Маттео ди Джованни, ок. 1480-1485). Темпера по дереву. Рама оригинальная. Это произведение, вероятно, было предназначено для частной часовни, о чем свидетельствуют гербы по обе стороны от надписи в нижней части рамы. Повторяемость подобных образов бросается в глаза, но это не отменяет очарования, которое исходит от работы.
13.
DSC_1410

Путти с гирляндой (Веккьетта). Фреска. Фрагмент настенного декора. Провенанс: in situ (в нише в стене).
14.
DSC_1411

Мадонна с Младенцем со св. Иеронимом, св. Иоанном Крестителем, св. Павлом и св. Антонием Аббатом (Джироламо ди Доменико, ок. 1480). Темпера по дереву. В главном отделении находится очень редкая для Сиены сцена с Младенцем Христом, которого Мать держит вертикально на парапете. У этого младенца странная поза. Все его тело неуравновешенно. Он упал бы, если бы не помощь Матери, которая бережно поддерживает его. Младенец делает жест благословения, обращенный к св. Иерониму. На парапете привлекает внимание поставленный там колокол. На заднем плане, помимо св. Иеронима мы узнаем св. Иоанна Крестителя и св. Павла, привлеченных невидимым зрелищем, а крайний справа — св. Антоний Аббат (именно он поставил на край парапета колокол, который является одним из его иконографических атрибутов) поворачивается, пытаясь получше рассмотреть сцену справа от него. Оригинальная окрашенная рама разделена на двенадцать отсеков, также расписанных красками, представляющих (начиная с левого нижнего угла и далее по часовой стрелке: Амфора; св. Бернардин; св. Франциск; св. Людовик Тулузский; Две путти с монограммой Христа; Два путти с монограммой Христа; св. Себастьян; св. Антоний Падуанский; св. Екатерина Сиенская; Амфора; Два путти с Крестом и четками; Два путти с Крестом и четками. Это необычное произведение с его изысканным дизайном несет на себе отпечаток многочисленных влияний. Долгое время не имея определенной атрибуции (ранее работу приписывали Мастеру причудливых путти (Maestro Dei Putti Bizzarri)), в настоящее время она аттрибутирована именем Джироламо ди Доменико.
15.
DSC_1412

Мадонна с Младенцем на троне со св. Петром, св. Себастьяном, св. Иоанном Крестителем, св. Сигизмундом, св. Бернардином и св. Павлом (Нероччо де Ланди, 1492). Темпера по дереву. Провенанс: церковь Монтепескини в Мурло. В центре, восседая на троне, Богородица представлена в величии, как Царица Небесная, и смотрит на нас, как бы призывая в свидетели. Мы, в свою очередь, также являемся свидетелями сцены, которую святые, изображенные рядом с Девой и на заднем плане, уже оценили, что выражается в их серьезных выражениях. Кажется, что Дева играет со своим сыном, который пытается схватить предмет, который она держит в правой руке и передает ему с некоторой нерешительностью, которая заставляет Младенца еще сильнее стремиться схватить его. Этот предмет, утопающий в темных оттенках девственной мантии, состаренной временем, — инжир, прекрасно узнаваемый по форме и темно-фиолетовому цвету. Инжир в христианской иконографии является одним из самых распространенных символов Страстей Христовых. Слева направо, за троном, изображены: св. Петр, носитель своего неразлучного ключа, узнаваем по бороде и прическе с проседью; св. Себастьян, обнаженный, со связанными за спиной руками, он обречен представать с вечно пронзенным стрелами телом; св. Иоанн Креститель, как и положено, с растрепанными волосами, носит филактерий, первые слова которого («ECCE QVI…») — это слова, произнесенные во время пришествия Христа на берег Иордана; св. Сигизмунд был королем бургундов в 516-523 гг., о чем напоминает корона, которую он носит на голове; св. Бернардина можно узнать по его истощенному виду; св. Павел, выступает, как правило, рядом со св. Петром, и имеет обычный вид зрелого, мудрого человека, обремененного лысиной, носящего длинную коричневую бороду и вооруженного огромным мечом, который также был орудием его мученической смерти.
16.
DSC_1413

Мадонна на троне с Младенцем и св. Иоанном Крестителем и св. Марией Магдалиной (Нероччо де Ланди, ок. 1476). Темпера по дереву. Провенанс: тюрьма сиенского суда. В этой композиции тонкая и стройная Мария держит перед собой Младенца Иисуса, который смотрит на свою Мать, благословляя и опираясь на подлокотник фалдистории. Широкий контур синего плаща Марии с золотой каймой, четко очерченный золотым фоном картины, следует традиции, начатой Дуччо Буонинсенья.
17.
DSC_1414

Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (сиенский художник, близкий к Франческо ди Джорджо Мартини и Нероччо ди Бартоломео де Ланди, ок. 1475). Темпера по дереву. Младенец Иисус с сомнением смотрит на розу, символ Страстей, которую он держит в руках. Богородица, похожая на куклу, кажется совершенно отсутствующей; два ангела-музыканта с несколько стандартными лицами выглядят совершенно скучающими, играя на своих инструментах. Фигуры, выгравированные на золотом фоне, выглядят нечетко, без изящества, без красоты рисунка, и не избежали ужасного сентиментализма.
18.
DSC_1415

Мадонна на троне с Младенцем, св. Иеронимом, св. Екатериной Александрийской (или св. Магдалиной), св. Бенедиктом (?),св. Екатериной Сиенской (Нероччо де Ланди, ок. 1496). Темпера по дереву. Панель, возможно, создана последователем или соавтором Нероччио де Ланди.
19.
DSC_1416

Мадонна с младенцем на троне и четырьмя ангелами (Маттео ди Джованни, 1470). Темпера и золото по дереву. Провенанс: алтарь Чайи базилики Санта-Мария-деи-Серви. Работа очень красивая, пронизанная юношескими чувствами как в свежести телесных тонов, так и в яркости красок. Однако это панель, которой Маттео завершает свое обучение, открывая более личный стиль, короче говоря, более сиенский стиль, в котором прочность флорентийских пластических форм или даже кристаллизация, характерная для региона Марке, возвышенного искусства Пьеро делла Франческа аннулируется в моделировании гвоздик с мягким кьяроскуро и в текучести форм, которая является поистине музыкальной. Цвета, напоминающие цвета эмали, помогают сделать каждую деталь драгоценной. От инкрустации тяжелого мраморного трона до узла на поясе ангела, несущего лилию, от подушки, на которой она сидит, до бусин четок, с которыми играет Младенец Иисус, — все это переполнено светящимися акцентами, которые мы редко видим столь ярко сияющими в других, еще более значительных работах Маттео ди Джованни.
20.
DSC_1417

Мадонна с младенцем, святыми Бернардином и Екатериной Сиенской (Нероччо де Ланди, ок. 1492-1493). Темпера по дереву. Рама оригинальная. Произведение Нероччо позднего периода зрелости тесно связано с алтарем Монтепескини (фото 16). Работа является одной из многочисленной серии частных религиозных картин, созданных во второй половине XV в. Во второй раз с начала нашего путешествия по залам Пинакотеки пухлый младенец Иисус, напоминающий путти Донателло, стоит на своеобразном парапете, а не на коленях у матери. В руке он держит щегла, символ Страстей. Опасная поза Иисуса, хрупко балансирующего на своего рода низкой стене, также являющейся символическим краем, и пытающегося ухватиться за лиф своей матери, также может быть новым воплощением драмы Страстей. Меланхоличное лицо Девы Марии отличается совершенной красотой. В фигурах сиенцев св. Бернардина и св. Екатерины художник, кажется, использует более сухой и угловатый рисунок, возможно, вдохновленный миниатюрами Либерале да Верона, что также прослеживается в некоторых работах Бенвенуто ди Джованни. Не без некоторой неловкости Нероччо насыщает пространство произведения, поместив лики двух святых в углы на задний план. Однако этот прием придает всему полотну ощущение порывистости и близости этих фигур, что поистине поразительно.
21.
DSC_1418

Зал 15. Произведения второй половины XV в.
В зале №15 представлены работы в основном Гвидоччо Коццарелли, Пьетро ди Доменико, Маттео ди Джованни.
22.
DSC_1500

Св. Екатерина Александрийская (Гвидоччо Коццарелли, ок. 1480-1490). Темпера по дереву. Сложность иконографии этого произведения удивляет. Легендарная св. Екатерина Александрийская предстает буквально окруженной множеством предметов и эмблем, относящихся к искусству врачей и аптекарей. Все эти предметы представлены в плоскости, параллельной плоскости стола, на манер Орудий Страстей, которые иногда появляются вокруг изображений Пьеты. Однако такое прочтение произведения не раскрывает его глубинного смысла и, кажется, игнорирует надпись, обнаруженную у подножия центральной фигуры «Теперь пусть добрые люди заглянут в воскресенье» — напоминание о необходимости уважать праздники. Эта панно является одним из восьми сохранившихся изображений женщин с таким сюжетом и считается очень редкой, поскольку цензура, установленная после Тридентского собора, была настолько свирепой, что сохранились лишь немногочисленные произведения. Любопытство толкает нас на идентификацию различных изображенных предметов, и мы сразу же поражаемся их разнообразию. На картине представлено множество инструментов, которые можно встретить на рабочем месте аптекаря. Однако среди приспособлений, которыми могли пользоваться врачи и аптекари, присутствуют совок, молоток, мясницкий нож, седло и т.д., не говоря уж о муле, нагруженном ношей, и молодом фермере, несущем на голове в корзине птицу. Идет ли здесь речь о ремеслах (каменщики, цирюльники, мясники, фермеры, меховщики, седельщики, погонщики мулов и др.), связь которых с профессией врачей и аптекарей не прослеживается? Существует тип изображений, известный в Италии между серединой XIV и началом XVI в. под названием «Христос воскресенья». Иконография очень проста и изображает центральный образ страстей Христовых. Христос изображен обнаженным, а вокруг него различные предметы, обозначающие действия, которые верующему совершать не полагалось, и инструменты, которыми он не мог воспользоваться в День Господень.
23.
DSC_1501

Поклонение пастухов (Маттео ди Джованни, ок. 1490). Темпера по дереву. Провенанс: базилика Сан-Доменико. Этот люнет происходит из алтарного образа Маттео ди Джованни, который в настоящее время разделен на части: центральные панели алтаря Плачиди до сих пор находятся в церкви Сан-Доменико, а панели пределлы распределены по различным музеях и частным коллекциям в Европе в США. Люнет изображает эпизод Поклонения пастухов, которых мы видим коленопреклоненными в левой части сцены, под ангелом, который только что привел их к месту произошедшего события. Грот рождения здесь заменен любопытным сооружением, состоящим из руин, укрытых различными палисадами. Дева Мария преклоняет колени перед Младенцем и молится под почти нежным взглядом вола и, прежде всего, осла. Особого внимания заслуживает фигура спящего св. Иосифа. Мы знаем, что этот персонаж много спал и видел множество сновидений. Здесь как бы предвосхищается сон, приснившийся, согласно Евангелию, после ухода волхвов — событие, следующее за сценой Поклонения пастухов. Как только волхвы вернулись в свои царства, св. Иосифу было видение ангела, который пришел и посоветовал ему бежать со своей семьей в Египет, чтобы защитить ее от насилия, совершенного по приказу царя Ирода над младенцами в Палестине. Нередко художники идут на подобную вольность, чтобы усилить повествовательное измерение произведения. Именно это блестяще делает Маттео ди Джованни, основывая визуальный подход к алтарной композиции на чтении слева направо, в привычном для западного мира смысле, создавая тем самым повествовательную непрерывность, выходящую за рамки одного изображенного эпизода.
24.
DSC_1502

Св. Себастьян (Гвидоччо Коццарелли, 1495). Темпера и золото по дереву. Происхождение неизвестно. Написанная в тот же год, когда умер Маттео ди Джованни, учитель Гвидоччо Коццарелли, который строго следовал усвоенным им принципам, фигура святого является одной из самых благородных, выполненных художником. Себастьян, представленный в облике мужчины средних лет, что может показаться необычным, держит мученический венец, подаренный ему ангелом во время пытки стрелами. Пейзаж на заднем плане, линия горизонта которого расположена очень низко на картине, увеличивает силуэт св. Себастьяна и придает ему монументальный вид. Как следует из текста на табличке у подножия святого, перед нами набожное произведение, предназначенное для частного использования, написанное для юриста Бальтазара де Мюнхгаузена, который, по всей вероятности, учился в Сиенском университете, как и многие европейские студенты и врачи того времени.
25.
DSC_1503

Мадонна с Младенцем (Маттео ди Джованни, ок. 1485-1490). Темпера по дереву. Рама из резного и позолоченного дерева современная. Происхождение неизвестно. Работа является одной из многочисленной серии частных религиозных картин, изображающих Мадонну с Младенцем и созданных в Сиене во второй половине XV в.
26.
DSC_1504

Мадонна с Младенцем между св. Иеронимом и св. Франциском (Маттео ди Джованни, ок. 1480-1495). Темпера и золото по дереву. Небольшое панно внутри рамы воспроизводит иконографическую схему, довольно часто встречающуюся в картинах Маттео ди Джованни, и, вероятно, предназначенную для частного поклонения. Что касается идентификации святых, то более поздние исследования идентифицировали святого слева как св. Иакова.
27.
DSC_1505

Мадонна с Младенцем на троне со св. Иеронимом, бл. Джованни Коломбини и ангелами (Гвидоччо Коццарелли, 1482). Темпера и золото по дереву. Бл. Джованни Коломбини — сиенский купец, основатель около 1360 г. религиозного ордена Иезуатов (Апостольских клириков св. Иеронима). Не путать с орденом Иезуитов.
28.
DSC_1506

Мадонна с Младенцем (сиенский художник конца XV в., ок. 1480-1500). Темпера и золото по дереву. Картина имеет более позднюю раму. Художник связан с сиенской средой Нероччо ди Ланди и Франческо ди Джорджо. На нимбе Мадонны можно прочесть Ангельское приветствие «AVE MARIA GRATIA P(LENA)» (Радуйся, Мария, благодати полная!).
29.
DSC_1507

Св. Екатерина Сиенская обменивается сердцем с сердцем Иисуса (Гвидоччо Коццарелли, ок. 1485). Темпера по дереву. Целый ряд средневековых святых взращивали преданность любви Христа и Его Святейшего Сердца. Одной из них была св. Екатерина Сиенская, доминиканский мистик XIV в. В 1370 г., когда ей было 23 года, Иисус ответил на одну из ее самых горячих молитв. Св. Екатерина просила, чтобы Господь взял ее сердце, или, вернее, ее волю, и заменил ее Своей. Бл. Раймонд Капуанский, духовник и первый биограф св. Екатерины, сообщает: «Внезапно она увидела себя окруженной светом, исходящим с небес, и посреди этого явился ей Спаситель, несущий в своих священных руках красный огонь и излучающий свет. Глубоко пораженная этим присутствием и этим великолепием, она упала ниц на землю. Наш Господь подошел, открыл ее левый бок и поместил туда принесенное Им сердце». Шрам на боку, где Иисус забрал ее сердце, позже был засвидетельствован ближайшими товарищами св. Екатерины.
30.
DSC_1508

Поклонение пастухов со св. Августином, св. Магдалиной, св. Николаем Толентинским и св. Иеронимом (Андреа ди Никколо, ок. 1470-1480). Масло по холсту. Происходит из консерватории Санта-Мария-Маддалена. На фоне яркого пейзажа, усеянного мельчайшими деталями, изображены сцены из жизни Христа. Начиная слева, мы видим процессию, которая, войдя в белостенный город, настолько длинна, что уже выходит через противоположные ворота (напоминает въезд в Сиену через Порта Камоллиа и выезд через Порта Романа). Затем процессия приводит нас к сцене, которая предшествует Поклонению пастухов на переднем плане: ангел только что принес Благую Весть пастухам спящего стада, ночевавшим в поле. Хронология повествования возвращает нас на передний план: это момент, когда пастухи, подойдя к яслям, преклоняют колени перед тем, кого они считают «Спасителем, который есть Мессия, Господь», возвещенный ангелом. История продолжается на заднем плане: три фигуры, одна из которых сидит на спине мула, прокладывают себе путь. Это Святое семейство, которое бежало в Египет после того, как ангел предупредил св. Иосифа о надвигающейся опасности. На переднем плане сцена Поклонения пастухов, давшая название произведению, происходит в окружении персонажей, которые не могли присутствовать на картине, если бы художник и его заказчик руководствовались стремлением к реалистичному изображению или соответствию текстам. Слева направо изображены: св. Августин, узнаваемый по епископскому одеянию, предстает перед Святым семейством в сопровождении св. Марии Магдалины, держащей в руках баночку с миро. Справа св. Николай Толентинский с цветущей лилией поворачивается к св. Иерониму, которого мы видим, как обычно, в покаянии, бьющим себя камнем. Присутствие столь значительных персонажей отодвигает безымянных пастухов на второй план. Эта работа «входит в число самых изысканных работ Андреа ди Никколо и является большой редкостью как картина, написанная на холсте.
31.
DSC_1509

Мадонна с Младенцем, св. Иоанном Крестителем и св. Марией Магдалиной (Бернардино Фунгаи, 1491-1510). Темпера по дереву. Происходит из консерватории Санта-Мария-Маддалена. Иконография панели относится к относительно редко встречаемому типа «Мадонна-млекопитательница». Св. Иоанн Креститель узнается по длинному тонкому кресту в руках, а св. Мария Магдалина — по баночке с миром. На высоком постаменте, служащем пределлой, расположены три медальона с нарисованными изображениями святых.
32.
DSC_1510

Мадонна с Младенцем, ангелом и св. Иеронимом (Бернардино Фунгаи, 1490-1499). Темпера по дереву. Оригинальная позолоченная рама. Происхождение неизвестно. Как и на предыдущей панели, сюжет относится к типу «Мадонна-млекопитательница». Младенец сидит на коленях Матери на специальной подушке и крепко держит в левой руке щегла — символ Страстей. Взгляд Ребенка устремлен прямо на зрителя
33.
DSC_1511

Мадонна с младенцем и св. Варфоломеем и св. Иеронимом (художник из окружения Пьетро ди Доменико, ок. 1480-1510). Темпера и золото по дереву. происхождение неизвестно.
34.
DSC_1512

Поклонение пастухов со св. Павлом (св. Мартином) и св. Гальгано (Пьетро ди Доменико, ок. 1500-1502). Темпера по дереву. Рама оригинальная. В верхней части панно возвышается фигура благословляющего Вечного Отца, который изображен на месте, обычно отведенном вифлеемской звезде, ведущей пастухов к их цели. На переднем плане мы видим анахроничные изображения св. Павла и св. Гальгано, поклоняющихся Младенцу. Их можно узнать по мечам: меч св. Павла — в руках молящегося святого, а меч св. Гальгано, чудесным образом воткнутый в небольшой скальный выступ, очень уместно присутствует возле ложа Младенца Иисуса. Нас не может не поразить красота задумчивого лица св. Павла, интенсивность которого может сравниться лишь с очевидностью искренности, и этот лик святого, не только проникнутый человечностью, но и столь нежный. За его спиной один из пастухов, неся на плечах что-то вроде тыквы, которую он не успел положить на землю, кажется, только что предстал перед Спасителем, о рождении которого он недавно узнал и за которым теперь наблюдает с вниманием, выражающим истинное уважение. С другой стороны стоит второй пастух, несущий на своих плечах ягненка, как и подобает пастуху. Но перед нами не просто пастух, а тот, к кому недавно пришел ангел, чтобы принести Благую Весть. В центре работы взгляд привлекает не изящная фигура Богородицы, молящейся перед рожденным ею Сыном, а св. Иосиф. Положив голову на руку и погрузившись в раздумья, он, кажется, находится почти на грани слез. Это потому, что его еще не посетил ангел, который, предлагая ему бежать в Египет, подтвердит как божественную природу ребенка, так и совершенную невинность его жены, от которой он отрекся перед первосвященниками из-за прелюбодеяния, которое было и остается в его глазах возможной гипотезой. Лежа на соломе, на земле, с тряпкой за спиной, поддерживающей верхнюю часть тела в более удобном положении, Младенец смотрит на нас с настойчивым вопросительным взглядом. На заднем плане, в пейзаже, мы видим не приближающуюся процессию волхвов, что было бы неудивительно, а пару, идущую по большой дороге. Мужчина ведет мула, а женщина держит на руках ребенка. Эта пара и ребенок — очевидно, Святое Семейство, которое уже спасается от преследований на пути в Египет. Другой источник утверждает, что на панно изображен не св. Павел, а св. Мартин Турский, которые около 20 лет был воином, прежде чем обратился в христианство и покинул армию, поэтому и держит в руках меч. Лично мне эта версия кажется более правдоподобной.
35.
DSC_1514

Поклонение пастухов (Пьетро ди Доменико, ок. 1480-1500). Темпера по дереву. Второе произведение Пьетро ди Доменико на ту же тему, что и предыдущее, является авторской переработкой картины и представляет собой одновременно более компактную и плотную композицию.
36.
DSC_1515

Мадонна с Младенцем и св. Иеронимом и св. Антонием Падуанским (Пьетро ди Доменико, ок. 1500-1502). Темпера по дереву. Слева св. Иероним держит камень, с помощью которыго он совершает покаяние, а справа св. Антоний Падуанский держит в правой руке пылающее сердце. Плод в руке Младенца Иисуса, вероятно, гранат, — символ Страстей. Мария, взирающая на нас, кажется свидетелем драмы судьбы этого Младенца. Св. Иероним и св. Антоний Падуанский, полные сочувствия, выражают свои чувства: один — серьезность с оттенком покорности, другой — печаль, близкую к слезам.
37.
DSC_1516

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.