Сиена. Пинакотека. Часть 13

Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII в., а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.
Map_of_Siena

На втором этаже представлены свидетельства художественной эволюции в сторону маньеризма, достигнутой благодаря вкладу Доменико Беккафуми, которого широко представлен в музее вместе с его современниками Содомой, Риччо, Марко Пино, Брешианино. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План второго этажа
first_floor-new

В залах № 33-36 выставлены картины сиенцев и других художников XVII в., в основном в стиле барокко, в том числе работы Рутилио Манетти, Франческо Ванни, Алессандро Казолани и Винченцо Рустичи.

Второе авторское примечание. Я лично эти четыре зала по какой-то причине не посетил (точную причину уже не вспомню, так как прошло почти четыре года). В принципе, всяко бывает, мог и просто пропустить. Но в моей невнимательности есть некоторое сомнение, так как с выложенными в интернет фотографиями экспонатов именно из этих залов хоть в какой-то степени удобоваримого качества в интернете совсем плохо. В качестве примера: в Википедию залита одна-единственная фотография из этих залов, что, мягко говоря, удивительно. В глубинке официального сайта промелькнула информация о проводимом недавно ремонте в музее, так что есть в какой-то мере обоснованное подозрение, что с информацией оттуда тяжко именно по этой причине. В общем, все фотографии в этом и следующем, завершающем, посте заимствованные, но большей частью вынужденно подвергнутые довольно глубокой и сложной обработке, чтобы получилось смотрибельное качество.

Зал 33.
В этой комнате начинается рассказ об истории XVII в. и барокко.
3.
DSC_3300

Св. Иосиф Аримафейский поддерживает мертвого Христа (копия) (флорентийский художник, XVI в.). Масло по холсту. Резная рама с головами херувимов. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала (до 1930 г.). Некоторые исследователи приписывают эту картину ученику Андреа дель Сарто, а затем Понтормо, Джованни Антонио Лапполи, сыну художника Маттео Лапполи. Аналогичная копия находится в Институте Сан-Карло в Пьенце.
4.
DSC_3301

Купание Вирсавии (окружение Лоренцо Липпи). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Эпизод купания Вирсавии, широко распространенный сюжет в живописи XV-XX вв., заимствован из Ветхого Завета, точнее из Книги Царей. Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Царь соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». Так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии.
5.
DSC_3302

Четыре ракурса головы бородатого старика (этюд) (Бернардино Мэи, 1625-1650). Масло по холсту. Происхождение: коллекция графа Фердинандо Пьери Печчи Баллати Нерли, приобретенная государством в 1941 г.
6.
DSC_3303

Переселение из Ханаана (окружение Франческо Бассано мл., 1576-1579). Масло по холсту. После ухода своего племянника Лота, Авраам поселился в Ханаане и расширил свои владения до Содома. Жители Содома поступали дурно и тяжко согрешили пред Господом. Именно по этой причине Бог попросил Авраама покинуть Ханаан, что и сделал Авраам, прежде чем окончательно поселиться у дубравы Мамре в Хевроне. Сцена происходит на холодном рассвете дня, который мы видим поднимающимся за горами, и в присутствии фигуры Бога-Отца, который наблюдает с небес за происходящим действием, когда караван покидает Ханаан. Движение влево, задаваемое лошадью, которая демонстрирует нам великолепный круп в центре произведения, подхватывается всеми участниками: люди и животные следуют по стопам Авраама, открывающего путь. Слуга готовится передать на руки всаднику, также сидящему в центре, совсем маленького ребенка. На полу беспорядочно разбросана посуда всевозможных форм и материалов. Слуга раскладывает их по кучкам. На эту специфическую тему в узком кругу Бассано или его сына Франческо, или, что более вероятно, в мастерской маэстро были написаны многочисленные реплики, иногда с вариациями. Прототип, на котором основаны эти реплики, сегодня хранится в Государственном музее Берлина.
7.
DSC_3304

Голова старика (генуэзский художник, середина XVII в.). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала.
8.
DSC_3305

Св. Франциск в молитве (тосканский художник, вторая половина XVII в.). Масло по холсту. Это копия работы Хосе де Риберы, вероятно, датируемой XVII в. и хранящейся в Палатинской галерее Палаццо Питти.
9.
DSC_3306

Флора (Чекко Браво). Масло по холсту.
10.
DSC_3307

Снятие с Креста (венецианский художник). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала.
11.
DSC_3308

Ангел и Богородица Благовещения (Доменико Арригетти по прозванию Каведоне). Полихромное резное дерево. Провенанс: церковь Сан-Никколо-аль-Кармине.
12.
DSC_3309

Искушение св. Франциска (Якопо Лигоцци, ок. 1610-1612). Бумага, темпера на холсте, следы золота. Резная, позолоченная рама. Типичная работа Лигоцци, имитирующая монохромный рисунок, выделенный золотыми бликами.
13.
DSC_3310

Падение гигантов (Джузеппе Никола Назини, ок. 1701-1710). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Подготовительный эскиз свода Палаццо Медичи во Флоренции.
14.
DSC_3311

Мария Медичи в образе Минервы (флорентийский художник или Франческо Морандини по прозванию «Иль Поппи», вторая половина XVI в.). Масло по дереву.
15.
DSC_3312

Игроки в морру (художник-караваджист (аттр. Чекко дель Караваджо или Антиведуто Граматика или Жан дю Шамп), ок. 1620-1630). Недавно было высказано предложение о сопоставлении картины с Мастером бичевания Чезены. Масло по холсту. Провенанс: коллекция дона Хулио Гризальди дель Тайя. Очень древняя, упоминаемая, в частности, в «Сатириконе» Петрония Арбитра, морра — это азартная игра, в которой несколько игроков одновременно показывают друг другу определенное количество пальцев, перед этим каждый из них объявляет предполагаемую сумму показанных пальцев. Тот, кто угадает это число, выигрывает. Игра до сих пор популярна на Корсике и на юге Франции. Прогнозируемые цифры сопровождаются более или менее красочными выражениями, а участники кричат, чтобы запугать своего соперника. Следуя урокам Караваджо, сцена построена с большой театральностью: мощный свет, исходящий из правого верхнего угла, фокусируется на лицах, освещая фигуры сильными контрастами, подчеркивая тщательное описание лиц. Обстановка сведена к темному фону, в который не вставлен ни один элемент. Мужчины изображены как простолюдины; художник описывает залатанную одежду, подпоясанную веревками. Нарочито гротескные выражения лиц игроков наводит на мысль о людях низкого происхождения.
16.
DSC_3313

Любовь с завязанными глазами (тосканский художник первой половины XVII в.). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала.
17.
DSC_3314

Св. Урсула (Доменико Манетти). Масло по холсту. Провенанс: дар Марии Пиоа Ланди Джуджиоли, 1956 г. Св. Урсула обычно изображается в виде принцессы, одетой в королевские одежды и носящей корону. Ее иконографическими атрибутами являются: пальма мученичества, стрела — оружие, которым она была убита, белое знамя с красным крестом, символизирующее ее победу над смертью через мученичество.
18.
DSC_3315

Портрет женщины (Лавиния Фонтана, ок. 1580). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала.
19.
DSC_3316

Портрет мужчины (ломбардский художник начала XVII в.). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала.
20.
DSC_3317

Зал 34.
Зал № 34 посвящен Рутилио Манетти, возможно, величайшему сиенскому художнику XVII в. Также здесь выставлены работы Астольфо Петрацци и Раффаэлло Ванни.
21.
DSC_3400

Святое Семейство и св. Иоанн Креститель (Бернардино Меи, ок. 1625-1635). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Позолоченная рама с эмблемой семьи Пикколомини (полумесяц) в окружении растительных мотивов. Бернардино Меи, вероятно, создал это произведение во время своего пребывания в мастерской Рутилио Манетти. Работа родилась как дополнение к другой картине «Св. Анна учит Деву Марию читать» (выставлена в этом же зале); по сути, они имеют одинаковую композиционную структуру и одинаковую раму.
22.
DSC_3401

Св. Анна учит Деву Марию читать (Рутилио Манетти и Доменико Манетти, ок. 1634-1636). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Позолоченная рама с эмблемой дома Пикколомини в окружении растительных мотивов.
23.
DSC_3402

Возвращение блудного сына (Астольфо Петрацци, после 1631). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Притча о блудном сынепритча Иисуса Христа в Евангелии от Луки, иллюстрирующая неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему. Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении. Картина изображает завершение всей истории, то есть прощение отцом сына, раскаивающегося в своем поведении. Юноша, одетый в потертые лохмотья, стоит на коленях перед отцом, имущество которого он растратил. Пожилой мужчина приветствует его любящим и почти защитным жестом. Справа за сценой наблюдает персонаж, идентифицированный как старший сын.
24.
DSC_3403

Жертвоприношение Исаака (Астольфо Петрацци, после 1631). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала (коллекция Белланти). Жертвоприношение Исаака — попытка приношения Исаака в жертву Богу Авраамом. Согласно библейскому рассказу, Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» в земле Мория, на одной из гор. Ошеломлённый Авраам повиновался. На третий день пути Авраам с Исааком взошли на указанное Богом место. Придя на место, Авраам устроил жертвенник, связал Исаака и уже занёс над ним нож (поскольку жертву, приносимую Богу во всесожжение, следовало сначала заколоть, а затем сжечь), когда ангел воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам! не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня«. Вместо Исаака в жертву был принесён баран.
25.
DSC_3404

Ecce Homo (Астольфо Петрацци, ок. 1625-1635). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала (коллекция Белланти). Ecce homo («вот человек»; «это человек», «се человек») — слова Понтия Пилата об Иисусе Христе. Латинский перевод из Вульгаты греческого выражения, с которым, согласно Евангелию от Иоанна, прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима после бичевания Иисуса Христа, одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом, желая возбудить сострадание толпы. В иконографии Иисуса Христа — название типа изображения, входящего в цикл Страстей Господних: Иисус изображается страдающим, в терновом венце, впивающемся шипами в кожу, окровавленного после бичевания, в руках может быть тростниковая ветка, символизирующая скипетр, на плечах красная мантия — так как он карикатурно переодет царём. В исходном варианте в сцене обязательно присутствовал человек, произносящий эту фразу, то есть Пилат; желательно было наличие тех, кто в ответ прокричит ему «Распни Его, распни» — священники, стражники, толпа.
26.
DSC_3405

Этюд двух голов (Джузеппе Никола Назини, ок. 1600-1620). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала (коллекция Белланти).
27.
DSC_3406

Св. Луция (Рутилио Манетти). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала (коллекция Белланти).
28.
DSC_3407

Играющие путти (Рафаэлло Ванни, 1620-1670). Масло по холсту. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала (коллекция Белланти). Картина вставлена в коричневую крашеную раму с золотистыми краями.
29.
DSC_3408

Мадонна с Младенцем, ангелом и св. Николаем (Бернардино Капителли, 1625-1635). Масло по холсту. Провенанс: монастырь Сан-Джачинто, известный как Vita Eterna, закрытый в 1810 г.
30.
DSC_3409

Проповедь св. Иакова (Рафаэлло Ванни). Масло по холсту.
31.
DSC_3410

Троица между ангелами и св. Ансано, св. Иоанном Крестителем, св. Августином, св. Иеронимом, св. Петром и св. Екатериной Сиенской (Пьетро Сорри, ок. 1600-1620).
32.
DSC_3411

Триумф Давида (Рутилио Манетти, 1637). Масло по холсту. Процессия движется справа налево на фоне скалистого, лесистого ландшафта и плавно подходит к триумфальной арке. В центре — Давид на коне, вокруг него группа женщин-танцовщиц, увенчанных цветами, и музыкантов с духовыми и ударными инструментами. Триумфатор поднимает на пике голову убитого великана.
Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля, побеждает великана Голиафа в поединке с помощью пращи, а затем отрубает его голову. Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян
33.
DSC_3412

Богородица во славе среди ангелов-музыкантов и св. Августина, св. Екатерины Александрийской, св. Вильгельма Аквитанского и св. Себастьяна (Рутилио Манетти или Доменико Манетти, ок. 1645-1655). Масло по холсту. Работа представляет собой монохромный подготовительный эскиз неизвестной картины, также приписываемой Доменико Манетти, в частности фигура Мадонны идентична полотну, сохранившемуся в соборной церкви Сан-Мартино.
34.
DSC_3413

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.