Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII в., а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.
На втором этаже представлены свидетельства художественной эволюции в сторону маньеризма, достигнутой благодаря вкладу Доменико Беккафуми, которого широко представлен в музее вместе с его современниками Содомой, Риччо, Марко Пино, Брешианино. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План второго этажа
Зал 30. Карикатуры Беккафуми для пола Сиенского собора
Зал №30 можно считать своего рода продолжением экспозиции зала №25. Все работы, представленные в этом зале, принадлежат перу великого Доменико Беккафуми, которому эта комната полностью посвящена. Кроме первого рисунка, все работы, висящие на стенах, — это эскизы для создания мраморных инкрустаций, предназначенных для пола Сиенского собора. Они происходят из коллекции Пикколомини-Спаннокки, завещанной городу в 1835 г.
3.
Ангелы, держащие герб (Доменико ди Джакомо ди Паче по прозванию Доменико Беккафуми, 1530-1535). Уголь по бумаге. Эскиз надгробия.
4.
Моисей разбивает скрижали Завета (Доменико Беккафуми, 1530-1535). Уголь по бумаге. Увидев поклонение народа золотому тельцу, Моисей разбил скрижали Завета.
5*.
Аарон делает золотого тельца (Доменико Беккафуми, 1530-1535). Уголь по бумаге. Во время исхода, когда Моисей был на горе Синай и оставшийся без него народ стал роптать, Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца, и народ Израиля стал поклоняться идолу.
6.
Моисей получает Скрижали Завета на Синае (Доменико Беккафуми, 1530-1535). Уголь по бумаге. На скале, изображающей гору Синай, Моисей преклоняет колени и получает Десять заповедей из круглого отверстия в небе.
7.
Резня левитами евреев, поклоняющихся золотому тельцу (Доменико Беккафуми, 1530-1535). Уголь по бумаге. Моисей собрал сыновей Левия и сказал им: «так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего«. Это было исполнено, и в тот день было убито около трёх тысяч человек.
8.
Каталетто Братства св. Антония Аббата (Доменико Беккафуми, ок. 1538-1540). Масло по дереву. Переданы из Братства Милосердия. Каталетто обычно представляет собой доску, расписанную с обоих сторон, предназначенную для переноски на специальных носилках во время праздничных процессий.
9. Чтение св. Антония Аббата. Мадонна с младенцем
10. Святой Антоний Аббат. Христос, вознесенный двумя Ангелами
Зал 31. Содома и его последователи
Зал № 31 завершает экспозицию произведений сиенской школы XVI в. работами Содомы, Джироламо дель Паккья и Мариотто Альбертинелли.
11.
Св. Михаил архангел. Царь Давид. Св. Рафаил архангел (Карло ди Андреа Галетти). Полихромная терракота. Перенесено из церкви Сантиссима Аннунциата.
12.
Распятие (сиенский художник начала XVI в.). Масло по дереву. На переднем плане справа от Христа Богородицу, упавшую в обморок от страданий своего Сына окружают три женщины. Все они носят нимб; все были свидетелями смерти Христа и вскоре сыграют главную роль в эпизодах Воскресения. Первая из них — св. Мария Магдалина, скорбящая у подножия Креста. Две другие принадлежат к группе благочестивых женщин, которые вскоре пойдут к гробнице, чтобы принести миро. Это Мария Клеопова и Саломея-мироносица. С другой стороны распятия молится св. Иоанн. На дальнем плане всадник на белом коне — это Лонгин, которого его копье обозначает как того, кто уменьшил крестные страдания Христа. Второй всадник, вероятно, сотник Корнилий. Городской пейзаж напоминает сиенскую архитектуру конца XV в.
13.
Святое Семейство со св. Екатериной Сиенской (Джироламо дель Паккья, ок. 1515). Масло по дереву. Провенанс: консерваторий Санта-Мария-Магдалена. Резная позолоченная рама этого тондо оригинальная.
14.
Христос у колонны (Джованни Антонио Бацци по прозванию Содома, ок. 1511-1514). Фрагмент фрески. Происхождение: клуатр монастыря Сан-Франческо. Фреска была заказана фра Лукой да Монтепульчано, опекуном монастыря в 1511-1515 гг. Монахи-францисканцы поручили Содоме написать фреску «Бичевание Христа», от которой к настоящему времени сохранилась только фигура Христа у колонны.
15.
Св. Екатерина Александрийская. Св. Мария Магдалина (Мариотто Альбертинелли, 1512). Темпера по дереву. Провенанс: монастырь Санто-Спирито.
16.
Благовещение и Встреча Марии и Елизаветы (Джироламо дель Паккья, 1518). Темпера по дереву. Происхождение: капелла Тантуччи церкви Санто-Спирито, Сиена.
17.
Зал 32. Содома и его последователи
Небольшой зал №32 в основном посвящен творчеству Содомы.
18.
Святое Семейство со св. Иоанном Крестителем (мастерская Содомы, середина XVI в.). Темпера по дереву. Возможно, автором картины является Марко Биджио, ученик Содомы.
19.
Молитва Иисуса в Елеонском саду (Содома, ок. 1503-1505). Фреска. Провенанс: церковь Братства ди Санта Кроче (ныне университетская столовая, расположенная под церковью Сант’Агостино). В вертикальном формате фрески, который не способствует восприятию этой сцены, Содома создает композицию, которая прекрасно обыгрывает формат, помещая на передний план трех апостолов, которые не могли не заснуть, несмотря на свои рекомендации, а на второй уровень, который кажется смещенным по высоте и глубине, Христа, которому только что явился ангел-утешитель. Благодаря такому расположению персонажей, Содоме удается поместить Христа как на некотором удалении от апостолов, так и существенно выше, как и должно быть, когда речь идет о верности букве евангельских текстов.
20.
Рождество Иисуса с ангелом и св. Иоанном Крестителем (Содома, ок. 1503-1505). Тондо маслом по дереву. Оригинальная рама. Происхождение: монастырь Сан-Сальваторе в Леччето. Круглый формат этого Рождества Христова, а также пейзаж на заднем плане напоминают о живописной формуле конца XV — начала XVI в., типично тосканской и, более того, истинно флорентийской. Маленький св. Иоанн Креститель, пришедший навестить своего двоюродного брата, нежится в объятиях ангела (вероятно, это Уриил, предвещающий здесь свою роль в бегстве в Египет и воссоединении двух двоюродных братьев и их родителей, когда они достигнут места назначения). И вол, и осел улыбаются, выражая свое удовлетворение. Мария, с неясной задумчивостью и не без серьезности, молится перед новорожденным Младенцем. Только св. Иосиф, к которому еще не приходил Ангел, выглядит озабоченным и расстроенным, вероятно, потому, что не знает ответа на вопросы, мучающие его с тех пор, как стало известно, что его жена беременна ребенком, которому, как он знает, он не является отцом. Вдалеке остановилась процессия магов. Два принца сошли с коней, чтобы поприветствовать друг друга. Вскоре эти короли придут, чтобы преклонить колени перед тем, кто был объявлен им Спасителем. Согласно священным текстам, они сделают это после того, как пастухи перед ними уступят им дорогу. Пока же они с нежностью наслаждаются этим зрелищем. Пухленький ребенок, для которого организована эта сцена, действительно похож на младенца. В явном блаженстве, причиной которого является созерцание Матери, он кажется совершенно равнодушным к предстоящей драме, несмотря на крест, который несет маленький Иоанн Креститель.
21.
Святое Семейство со св. Иоанном Крестителем (Доменико Беккафуми, ок. 1515). Темпера по дереву. Передано из коллекции сиенского писателя Джироламо Баргальи. Вытянутые пропорции, пристальные взгляды, темные тона, некоторая связь с искусством фра Бартоломео ставят это Святое Семейство по отношению к другим подобным произведениям, созданным Беккафуми, ближе к середине 1510-х гг.
22.
Снятие с Креста (Содома, ок. 1510). Масло по дереву. Оригинальная рама. Происхождение: капелла Чинуцци, церковь Сан-Франческо, Сиена. Легкий и воздушный, словно парящий в чистом небе на горизонте, уходящем в бесконечность, Христос сходит с креста в сопровождении св. Иосифа Аримафейского и помощника, которых поднялись по лестницам, и спускаются на землю с помощью св. Иоанна, словно это тело весит как сухой лист. Св. Мария Магдалина, стоящая у подножия креста, с изумлением наблюдает за тем, как тело Иисуса спускают вниз. Слева лестницу, прислоненную к Кресту, поддерживают две фигуры: одна из них, одетая в голубое, — св. Никодим, который, как видно, повернулся к зрителю; вторая держит в руках гвозди, только что выдернутые с Креста, получив их из рук св. Никодима. Справа за сценой наблюдают два солдата. Один из них, небрежно поставив ногу на первую ступеньку лестницы, кажется совершенно равнодушным к драматическому аспекту сцены. Второй, в доспехах и со спины, обращается к своему товарищу, взмахом руки указывая на зрелище. Мария, в свою очередь, не смогла устоять перед этим зрелищем. Побледнев, она просто упала в обморок. Образ тем более поразителен, что Содома рисует не Деву в ее вечной юности, а Матерь Христа, уже пожилую, которую мы видим упавшей всем своим весом на землю. Ей помогают две святые женщины, которые поддерживают ее и говорят с ней, как только она потеряла сознание. Позади третья женщина, одетая во все черное, жестом отчаяния выражает сострадание. Выделяется изображение великолепного, сверкающего шлема, лежащего у ног центуриона, в котором отражается его образ. Фактически, эта картина знаменует выход на сиенскую сцену того, что Вазари назвал «современным маньеризмом», затмив славу библиотеки Пикколомини и оставив на шаг позади художников, которым Пандольфо Петруччи доверил украшение своего дворца в 1509 г. — Луку Синьорелли, Джироламо Дженги, Пинтуриккьо и Джакомо Паччаротти. Благодаря его примеру два других крупных сиенских живописца этого времени, Джироламо Дженга и Джироламо дель Паччиа, также открыли для себя Рафаэля, что привело к последующему обновлению сиенской художественной сцены во втором десятилетии XVI в. Пределла не достигает художественного уровня алтарного образа. Критики считают ее работой «скромного сотрудника» Содомы. Между гербами семьи Чинуцци изображены пять эпизодов Страстей: Восхождение на Голгофу; Бичевание; Оплакивание Христа; Положение во гроб; Воскресение Христа.
23.
Мадонна с Младенцем, св. Иоанн Креститель и св. Антоний Падуанский (Джироламо Дженга, 1510). Тондо масло по дереву. Провенанс: больница Санта-Мария-Мария-делла-Скала. В этой сцене, где часто встречаются персонажи, чье существование разделено несколькими веками, испуганный ребенок Иисус поворачивается к щеглу, символу Страстей, которого держит в руках его двоюродный брат св. Иоанн Креститель.
24.
Зал 37. Беккафуми и Содома
Граница между залами 32 и 37 символическая и фактически обозначена двумя колоннами. Зал №37 подытоживает творчество Беккафуми «Падением мятежных ангелов» и «Сошествием Христа в ад», объединёнными со скульптурой воскресшего Христа работы Лоренцо ди Мариано, который был учеником Беккафуми.
25.
Сошествие Христа в Лимб (Доменико Беккафуми, ок. 1530-1535). Масло по дереву. Происхождение: капелла Марсили церкви Сан-Франческо, Сиена. До XVI в. библейский эпизод сошествия Христа в лимб не занимал почетного места у заказчиков. Христос только что внезапно появился на сцене, на что указывает голубая вуаль, частично скрывающая его наготу, и мы видим, что он еще не оправился от только что завершившегося движения. Он хватает Адама за руку и помогает ему выбраться из темных подземных глубин. За Адамом следует царь Давид с едва видной короной, сжимающий в руке лиру, по которой его можно с уверенностью опознать. Сразу за Давидом, одетым в одежды пророка, мы видим Исайю, чье имя встречается в описании этой сцены в Евангелии от Никодима. Наконец, внизу мы видим силуэт св. Иоанна Крестителя, единственного, кто носит нимб. Слева, на вершине трехступенчатой лестницы, по которой только что спустился Христос, в обрамлении проема, открывающего доступ в лимб, стоит персонаж, с которым отождествляет себя благоразумный разбойник, которого Никодим называет Дисмасом. Прислонившись к кресту, он остается в отдалении, заметно поглощенный внимательным осмотром места. Под дверью, которую выбил Иисус, чтобы войти на место, где висит знамя Воскресения, видна фигура дьявола, его голова откинута назад, глаза вылезли из глазниц и гримасничают, как того требует иконография сцены. Его уродливые черные когти упрямо цепляются за деревянную панель. Две из трех фигур на переднем плане имеют исключительный характер: в центре могучая мужская фигура напоминает пророка, спустившегося прямо со свода Сикстинской капеллы, возможно, что это аллегория реки. Со времен Данте известно, что адские пещеры омываются водами Коцита и Флегетона, а также других рек и водоемов. Вторая необычная мужская фигура, нарисованная на переднем плане, еще более удивительна: она появляется словно из ниоткуда. Еще одна прекрасная женская фигура, изображенная в контрастной позе, выделяется среди других своей элегантностью и молодостью: это, вероятно, Ева.
26.
Скорбная Магдалина (Лоренцо ди Мариано по прозванию «Иль Маррина»). Полихромная терракота. Провенанс: церковь Санта-Мария-деи-Серви.
27.
Мадонна с Младенцем с братьями Компании (Дева Мария Снежная). Бог-Отец, Христос и Богородица (Бартоломео Нерони по прозванию «иль Риччо», середина XVI в.). Масло по холсту. Перенесено из церкви Общества Санта-Мария-дельи-Анджели в Валли. На полотне-знамени, расписанном с двух сторон Бартоломео Нерони, изображены, с одной стороны, Богородица и Младенец с коллегами по Обществу, с другой — Бог-Отец, Христос и Богородица. Очевидно, работа неоднократно складывалась в течение довольно длительного времени, что привело к появлению следов на сгибах, особенно по вертикальной оси. Под действием скручивания текстильной опоры пигмент отделился от холста. Наличие в руках ангелов комков снега делает правдоподобной версию, что на холсте изображена Дева Мария Снежная и её «чудо снега».
28.
29.
Святой архангел Михаил изгоняет восставших ангелов (Доменико Беккафуми, ок. 1524-1528). Масло по дереву. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Это первая версия библейского сюжета о небесной битве с восставшими ангелами, написанная Доменико Беккафуми для сиенской церкви Сан-Никколо-аль-Кармине. Работа осталась незавершенной после того, как монахи-кармелиты, недовольные первыми результатами, прервали работу художника и предложили ему написать вторую версию, примерно такого же размера. Покровители были «встревожены оравой тел, кипящих в животе картины: обнаженными, движущимися к ним, стройными и энергичными» (Джорджо Вазари). В центре алтаря, вверху, стоит св. архангел Михаил с поднятым мечом, окруженный вверху полупрозрачным Богом-Отцом и оравой вооруженных ангелов, напавших на взбунтовавшихся ангелов, превратившихся в демонов, которые втиснуты в нижнюю часть работы с более темными тонами. В «дожде обнаженных мужчин«, как определил Вазари, мы узнаем различные цитаты из свода Сикстинской капеллы Микеланджело. Например, наклонившийся вперед молодой человек слева — явная дань уважения Наказанию Амана. В самой темной части, в центре, виден чудовищный Люцифер, запутавшийся в самом себе: нельзя исключать, что при создании причудливой фигуры с частями нескольких животных использовалась модель «чернокнижников» Босха, которые в то время были известны в Италии как по некоторым картинам в частных коллекциях, так и благодаря широкому распространению гравюр.
30.
Воскресший Христос (Доменико Кафаги). Мрамор.
31.
Сошествие Христа в Лимб (Содома, ок. 1511-1514). Фрагмент фрески. Происхождение: церковь Братства Санта-Кроче.
32.
Юдифь (Содома, ок. 1512). Масло по дереву. Провенанс: больница Санта-Мария-делла-Скала. Начиная с эпохи Возрождения образ Юдифи пользовался чрезвычайной популярностью в искусстве и имел как героические, так и эротические коннотации. Юдифь — иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке, «красива видом и весьма привлекательна взором». После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасён.
33.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.