Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII в., а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.
На втором этаже представлены свидетельства художественной эволюции в сторону маньеризма, достигнутой благодаря вкладу Доменико Беккафуми, которого широко представлен в музее вместе с его современниками Содомой, Риччо, Марко Пино, Брешианино. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План второго этажа
Зал 27. Беккафуми и последователи
Зал №27 отмечает хронологическое вступление в эпоху Возрождения работами Беккафуми, одного из создателей тосканского живописного маньеризма. К юношескому периоду творчества Беккафуми относятся, в частности, триптих «Троица», написанный в 1512-1513 гг., полотно «Стигматы св. Екатерины Сиенской», шедевр, выполненный около 1514-1515 гг., и «Мадонна с младенцем», отличающаяся прозрачностью цвета и искусным прикосновением к свету. Работа Брешианино, отличающаяся изяществом и грацией рисунка, мягкостью кьяроскуро и нежностью красок, — три панно с Верой, Надеждой и Милосердием и панно со св. Екатериной Сиенской.
3.
Алтарь Монтеоливето в Порта Туфи (Андреа Пиччинелли, по прозванию Брешианино, 1514-1515). Масло по дереву. Провенанс: разрушенная церковь Монтеоливето близ Порта Туфи, Сиена. Другое название панели — «Мадонна с Младенцем со св. Иеронимом, св. Марией Магдалиной, св. архангелом Михаилом, св. Екатериной Сиенской, св. Домиником и св. Бенедиктом». На ступенях трона находится небольшая картина, изображающая милосердного Христа, а часть одного из его посланий сообщается в книге, которую держит св. Иероним.
4.
Мадонна с младенцем, св. Иероним и бл. Джованни Коломбини (Бернардино Фунгаи, 1512-1516). Темпера по дереву.
5.
Мадонна с Младенцем со св. Екатериной Сиенской и св. Иеронимом (Антонио Маганья или Синольфо д’Андреа, ок. 1513-1514). Темпера по дереву.
6.
Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем (Доменико ди Джакомо ди Паче по прозванию Доменико Беккафуми, ок. 1508-1510). Масло по дереву. Панно, официально поступившее в Пинакотеку 23 февраля 2023 г., стало предметом многочисленных споров по поводу его атрибуции. В итоге ученые сошлись во мнении, что работа была написана Беккафуми, но в пирамидальной композиции персонажей, чьи переплетенные взгляды объединяют их в единую группу, сплоченную сладостью чувств, выраженных во взглядах и жестах, прослеживается влияние Леонардо да Винчи и Рафаэля. Оригинальные детали чередуются на картине, порой требуя пристального внимания. Едва заметный щегол вызывает интерес у Младенца, стоящего на одной ноге и неустойчиво балансирующего на правом колене матери. Чтобы увидеть птицу, он вынужден повернуться, делая усилие, которое отражается на его пухлом маленьком теле. Св. Иоанн, стоящий перед зрителем и представленный в такой же неустойчивой позе, как и его двоюродный брат, несмотря на свой младенческий вид, идентифицируется и как пророк, призванный проповедовать в пустыне, и как креститель: одетый в очень маленькую верблюжью шкуру, он обозначает того, кто будет приведен крестить его. Открытая книга Девы Марии, прервавшей чтение, символизирует Священное Писание, которое также возвещает о трагедии земной судьбы Христа. Пейзаж включает в себя справа, позади основной группы, фигуры Бегства в Египет, нарисованные удивительно быстрой и уверенной рукой.
7.
Троица; св. Косма и св. Иоанн Креститель; св. Иоанн Богослов и св. Дамиан (Триптих Троицы) (Доменико Беккафуми, 1513). Масло по дереву. Первое дошедшее до нас панно художника, оно было написано для алтаря часовни дель Манто в Санта-Мария-делла-Скала, где художник также написал цикл фресок, из которых сегодня сохранилась только «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Престижная работа, если принять во внимание важность и богатство учреждения, заказавшего ее, знаменует собой утверждение молодого художника, недавно вернувшегося из Рима, в художественной панораме города. Триптих, считающийся самой ранней известной работой Доменико Беккафуми, имеет суровый вид, во многом обусловленный его темной цветовой гаммой и внушительной рамой, настоящей архитектурой пилястр, поддерживающих антаблемент, который подчеркивает трехчастное деление композиции. Три отсека включают в себя изображение Троицы в центре, выходящее из окружающего мрака и распределяющееся по сторонам, а вокруг Троицы св. Иоанн Креститель и св. Иоанн Богослов (ближе к центру) и св. Косма и св. Дамиан (ближе к краям триптиха). Последние двое, будучи врачами, особенно подходили для больничной часовни. Фигуры святых с чрезвычайно вытянутыми телами до минимума соответствуют свободе пропорций, а также новому «канону», недавно открытому Микеланджело в его флорентийском Давиде. Аналогичным образом, «искусственные» или утонченные позы, мощные руки, повороты и некоторая диспропорция фигур в пространстве показывают, что появление в 1504 г. скульптур молодого Микеланджело для капеллы Пикколомини в нефе сиенского Дуомо не осталось без последствий для сиенского художника.
8.
Мадонна с младенцем (Мадонна Белланти) (Доменико Беккафуми, ок. 1515). Масло по дереву. Провенанс: бывшая коллекция Белланти, Сиена. На панно изображена Мадонна с Младенцем на руках. Лицо с синтетическими чертами, скульптурная шея, большая рука и мускулистое тело Младенца связывают эту работу с влиянием Микеланджело, особенно сильным проявившимся после поездки в Рим в 1510-1512 гг., когда художнику удалось изучить свод Сикстинской капеллы. Нежный цвет и расположение группы внутри овала отсылают к произведениям Рафаэля и его очень сбалансированным Мадоннам. По уровню мастерства панно не отличается от других работ тех лет, таких как группа Марии с Сыном в «Св. Павле на троне».
9.
Мадонна с Младенцем (Доменико Беккафуми, 1514). Масло по дереву.
10.
Св. Архангел Михаил взвесил души. Молящийся перед Распятием (Доменико Беккафуми, ок. 1503). Масло по дереву. Происхождение: Братство Милосердия, Сиена. Головная часть каталетто. Панно, расписанное с обеих сторон, было обрезано в неизвестное время и по неизвестной причине. На передней части работы изображен архангел Михаил, взвешивающий две души с помощью весов Страшного суда, которые он держал в левой руке (ныне утрачены): только душа, которую мы видим молящейся, достаточно легка, как указывает положение перекладины, чтобы попасть в рай. Обычная иконография этой сцены предполагает присутствие на правой стороне панели на второй чаше весов души грешника, которого тяжесть грехов обрекла на вечное проклятие. В правой руке архангел крепко сжимает меч и, повернувшись, как бы наблюдает за душой проклятого. Фигура ангела обнаруживает некоторые архаические черты, происхождение которых относится к культуре конца XV в., особенно в исполнении нагрудника, представленного в виде рельефного металлического изделия с человеческими и животными протомами, обращенными к грифонам, и другими мотивами из репертуара античного гротеска. На обороте панели изображен член Братства милосердия, молящийся перед Распятием. В разрезе панели сохранились только пальцы двух соединенных в молитве рук второго молящегося, который должен был находиться симметрично напротив, по другую сторону креста.
11.
Стигматы св. Екатерины Сиенской и св. Бенедикт и св. Иероним (Алтарь Стигматов) (Доменико Беккафуми, ок. 1514-1515). Масло по дереву. Провенанс: разрушенный монастырь Монтеоливето недалеко от Порта Туфи, Сиена. Это первый полностью зрелый шедевр художника. В архитектурной обстановке классического стиля происходит чудо стигматизации св. Екатерины Сиенской. Святая, облаченная в доминиканский хабит, опускается на одно колено перед распятием, которое, согласно традиции, чудесным образом наклоняется в ее сторону, и поднимает ладони рук, чтобы принять в свою плоть раны, идентичные тем, что были нанесены Христу во время Страстей. Св. Бенедикт и св. Иероним, расположенные по бокам, придают сцене большую торжественность своим монументальным видом и оттеняют ее как образ преданности, способный также вызывать таинство в действии. Совершенно маньеристскими являются позы двух путти, размещенных на вершине колонн. В верхней части панно в небе среди летящих ангелов появляется Мадонна с Младенцем в сложном ракурсе, Сбоку от лоджии дремлет старуха, освещенная в темноте.
Пределла показывает три сцены, построенные таким образом, чтобы соблюдать общую симметричную композицию: Св. Екатерина получает лилию и рясу ордена из рук трех святых-доминиканцев (слева), Св. Екатерина причащается из рук ангела во время мессы (в центре) и Мистическое обручение с Христом (справа). Впрочем, последовательность панно в пределе вызывает множество споров среди искусствоведов.
12.
Милосердие; Вера (римлянка Лукреция); Мужество (Андреа Пиччинелли по прозванию Брешианино, 1517-1518). Масло по дереву. Провенанс: Коллекция Пальмиери Нути, Сиена. На трех панно изображены персоны, традиционно отождествляемые с тремя благодетелями — Милосердием, Верой и Мужеством. Средняя фигура, отождествляемая с Верой, на самом деле представляет собой римлянку Лукрецию, субъект из античного мира. Царский сын Секст Тарквиний в 510-508 году до н.э. пленился красотой Лукреции и, угрожая оружием, изнасиловал её. Лукреция рассказала обо всём своему мужу и заколола себя на его глазах. Это событие послужило началом бунта, поднятого Луцием Юнием Брутом и привело к свержению царской власти в Риме и к установлению Республики.
13.
Св. Екатерина Сиенская (Андреа Пиччинелли по прозванию Брешианино). Провенанс: Коллекция Пальмиери Нути, Сиена. Картина с изображением Екатерины Сиенской в монашеском одеянии с цветком лилии.
14.
Св. Павел. Христос в Пьете (Доменико Беккафуми, ок. 1510). Темпера по дереву. Головная часть каталетто.
15.
Св. Августин. Св. Гальгано (Доменико Беккафуми, ок. 1510). Темпера по дереву. Головная часть каталетто.
16.
Зал 29. Беккафуми и последователи
В зале №29 выставлены работы Марко Пино, Джорджо ди Джованни и особенно Доменико Беккафуми в его более зрелый творческий период.
17.
Святое семейство со св. Иоанном Крестителем (Марко Пино). Масло по дереву. Мадонна отложила чтение книги и взяла на руки своего Ребенка. Играющий Младенец выглядит счастливым и беззаботным. Взгляд Матери падает на св. Иоанна, предлагающего Иисусу щегла — символ Страстей.
18.
Св. Бонавентура. Св. Елизавета Венгерская. Группа братьев Компании Сан-Бернардино в молитве. Группа братьев Компании Сан-Бернардино в молитве (Доменико Беккафуми, ок. 1535-1537). Темпера по дереву. Рамы оригинальные. Эти четыре панели относятся к пределле, написанной для алтаря оратория Сан-Бернардино в Сиене. Центральная панель этого алтаря, Мадонна с младенцем и святыми, до сих пор выставлена на на том же месте, для которого она предназначалась. Св. Бонавентура поместил свою кардинальскую шляпу на одну из высоких ступеней, ограничивающих пространство на заднем плане. Его мантия описывает элегантный изгиб, который продолжается в жесте правой руки святого, указательный палец которой вертикально направлен на полускрытое в темноте Распятие. Легенда гласит, что королева Венгрии Елизавета, неся в фартуке хлеб, который собиралась раздать бедным, однажды встретила на улице короля Тюрингии, своего мужа. Он спросил ее, что она прячет в фартуке, и обнаружил в складках одежды не хлеб, который она положила туда для раздачи, а охапку самых великолепных роз. Братья из Общества Сан-Бернардино были кающимися, и именно в таком положении они изображены на двух панелях, посвященных им, одетые в мантии с отверстием сзади, чтобы практиковать средневековый обычай флагелляции.
19.
Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской (Джорджо ди Джованнин, 1530-1535). По другим данным, холст датируется примерно 1501–1510 гг. Темпера по холсту. В верхней части картины по центру изображено Распятие, и вокруг него — сцена Благовещения.
20.
Св. Урсула и одиннадцать тысяч девиц (Бартоломео Нерони по прозванию «иль Риччо»). Резная деревянная рама оригинальная. Согласно преданию VII в., св. Урсула жила в середине IV в. и была обратившейся в христианство дочерью бриттского короля Динота; она была так прекрасна и мудра, что слава о ней дошла до дальних стран. Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником Конаном Мериадоком, и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на её руку, по совету ангела во время видения во сне, дала согласие на брак при условии, что оба короля должны послать св. Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству; между тем жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условия свадьбы были приняты. Благородные девы выбрали св. Урсулу своей предводительницей. Когда все корабли были готовы, и когда св. Урсула обратила всех своих подруг к вере, она повела кораблей в сторону Галлии, а затем Кёльна. Там Урсуле явился ангел и дал указание вести всю общину пешком в Рим, а затем вернуться и принять в Кёльне венец мученической смерти.
21.
Две колонны полиптиха (сиенский художник из окружения Беккафуми, ок. 1640-1650). Темпера по дереву. На левой колонне: св. Франциск; св. Екатерина Сиенская; св. Екатерина Александрийская; св. Варвара; св. Лаврентий; св. Августин. На правой колонне: св. Ансан; неопознанный святой; коронованный святой мученик; св. Агнесса; св. Стефан; св. Николай Барийский (Николай Чудотворец).
22.
Мадонна с Младенцем со св. Гальгано и св. Павлом (Марко Пино, ок. 1540). Темпера по дереву. Позолоченная рама из папье-маше.
23.
Рождество Богородицы (Доменико Беккафуми, ок. 1540-1543). Масло по дереву. Провенанс: церковь Санти Пьетро э Паоло (сегодня Ораторий Контрада делла Кьоччола). В благородной комнате дворца XVI в., с богатым кессонным потолком, св. Анна, лежащая на кровати, традиционно окруженной кассоне (сундуками) и увенчанной балдахином, только что родила Марию, которую вот-вот вымоет служанка на переднем плане. В отличие от традиционного расположения кровати с длинной стороной, параллельной плоскости картины, Беккафуми стремился к чему-то более оригинальному и виртуозному, используя ракурс от ног матери, что позволило ему иметь больше свободного пространства в остальной части панно. Другие женщины суетятся по комнате и выражают свое почтение новоиспеченной матери, а св. Иоаким ждет в помещении, которое виднеется позади, за дверью. Здесь находится камин, судя по свету, и служительница, которая сушит лензуоло, в которое она будет заворачивать младенца, — предтечу современных подгузников. Через дверь проходит маленькая собачка, а слева в тени виден мальчик, обнимающий что-то: возможно, это св. Иоанн Креститель?
24.
Крещение Христа (Арканджело Салимбени, ок. 1567-1573). Масло по дереву. Провенанс: аббатство Монтеоливето-Маджоре в Кьюзуре. Согласно Евангелию, во время крещения в реке Иордан св. Иоанном Крестителем на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя; одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение«. Изображения сцены крещения обычно показывают открывающееся небо и Святого Духа, спускающегося в виде голубя к Иисусу. Обычным явлением на средневековых изображениях стали по крайней мере сопровождающий архангел, держащий одежду Христа, а часто и еще один архангел с полотенцем.
25.
Мадонна с младенцем и двумя ангелами; Два брата из Братства ди Фонтегиуста в поклонении. Мадонна с младенцем и двумя ангелами; Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами (Джорджио ди Джованни, 1527). Масло по дереву. Провенанс: Братство Санта-Мария-ин-Портико-ин-Фонтегиуста, Сиена. Головные части каталетто. У панно, расписанных с обеих сторон, в настоящее время разделены передняя и задняя части, которые выставлены попарно (вверху — передняя часть, внизу — задняя).
26.
Коронование Девы Марии (Доменико Беккафуми, ок. 1539). Масло по холсту. Картина была заказана монахами Оньисанти в Сиене. После того, как эта церковь была разрушена, она была передана в церковь Санто-Спирито и лишь недавно перенесена в Пинакотеку. Как это часто встречается в изобразительном искусстве, сцена размещена на двух уровнях. В верхнем полукруг святых образует фон для коронации Марии руками Христа под благословением голубя Святого Духа. Облако херувимов служит основой, и все настроено так, чтобы дать ощущение глубины, решенной в полукруге, что напоминает работы Рафаэля, которые уже давно ассимилировались с итальянским искусством (например, Спор о святом таинстве). Необычно для сюжета то, что в нижнем регистре изображены не апостолы, а трое святых и папа, а именно св. Мария Магдалина, св. Антоний Падуанский, папа Григорий XI и св. Екатерина Александрийская. Они заняты, в сложной игре ссылок жестов и взглядов, проверкой в Священном Писании исполнения пророчеств и прославления Девы Марии в Царствии Небесном.
27.
Венера и аллегорические фигуры (Три возраста женщины) (Марко Биджио, ок. 1540-1545). Масло по холсту. В центре картины изображена красивая обнаженная, чувственная женщина средних лет с мощной мускулатурой, возможно, богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания Венера. Ее окружают две аллегорические фигуры, молодая и старая, символизирующие молодость и старость. Маленький Амур у ног является спутником молодости. Пожилая женщина протягивает Венере череп, напоминая, что нужно думать в первую очередь о душе. На заднем плане справа мы видим унылый городской пейзаж с разваливающимися зданиями, подчеркивающими неизбежное наступление старости.
28.
Каталетто Братства Сан-Рокко (Марко Биджио, ок. 1540). Масло по дереву. Передано из церкви Сан-Себастьяно-ин-Камолия, Сиена.
29. Св. Рох, получивший известность как защитник от чумы.
30. Мадонна с младенцем, св. Бернардином и св. Екатериной Сиенской.
31. Христос в Пьете.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.