Сиена. Пинакотека. Часть 10

Главный государственный музей Сиены — Пинакотека занимает площади палаццо Бриджиди (XIV в.) и палаццо Буонсиньори (XV в.), восстановленных в XIX в. в стиле пуризма. Здесь хранится фундаментальная коллекция произведений сиенской школы живописи с XIII по XVII в., а также картины, ранее находившиеся в Академии изящных искусств. Пинакотека начала принимать посетителей в 1932 г.
1.
Map_of_Siena

На втором этаже представлены свидетельства художественной эволюции в сторону маньеризма, достигнутой благодаря вкладу Доменико Беккафуми, которого широко представлен в музее вместе с его современниками Содомой, Риччо, Марко Пино, Брешианино. В качестве примечания: некоторые выставляемые экспонаты в залах периодически меняются на другие, поэтому описание залов может не полностью совпасть с увиденным в каждый текущий момент (даже наверняка не совпадет).
2. План второго этажа
first_floor-new

Зал 24. Коридор вокруг внутреннего двора
В коридоре, выходящем во двор, выставлено несколько габаритных картин, написанных различными авторами.
3.
DSC_2400-1

Елизавета I Английская с ситом (Квентин Метсис Младший, ок. 1580). Масло по холсту. Провенанс: Королевский дворец Сиены. «Портрет Елизаветы I с ситом» был заказан лордом-канцлером Англии и по совместительству фаворитом королевы Елизаветы I Кристофером Хаттоном в 1583 г. Государыня изображена как весталка Тукция, которая доказала свою целомудрие, пронеся воду из реки Тибр в храм Весты, не пролив ни капли. Елизавета окружена символами империи, включая колонну и глобус, иконография, которая будет появляться снова и снова в ее портретах 1580-х и 1590-х годов, особенно в «Портрете Армады» 1588 г.
4.
DSC_2401

Портрет Виктории делла Ровере, великой герцогини Тосканы (Юстус Сустерманс, ок. 1653-1654). Масло по холсту. Портрет Виктории делла Ровере, жены Фердинандо II Медичи, является одной из авторских копий портрета, входящего в так называемую «serie aulica» («светлейших принцев») — коллекцию портретов самых важных членов семьи Медичи, и выставленного в галерее Уффици. Годовалую Викторию в сентябре 1623 г. обручили с её двоюродным братом, тринадцатилетним Фердинандом II. 2 августа 1634 г. она тайно вышла замуж за Фердинандо, в то время как официальное публичное бракосочетание состоялось 6 апреля 1637 г.
5.
DSC_1005

Данте и Вергилий (Рутилио Манетти, ок. 1630). Масло по холсту. Провенанс: Королевский дворец Сиены. В условиях жесткой подсветки, которая сразу же ставит зрителя на сторону инфернальной тьмы, два персонажа продвигаются вперед и готовятся пройти через нишу двери, прежде чем погрузиться во тьму. В окружающем мраке, в плену лунного света, где борются тени, где яркие цвета их одежд контрастируют друг с другом, два путника попадают в сердце вселенной, где царит тьма драмы. Взволнованность Данте, воплощенная в элегантных движениях, выдает охватившие его сомнения и страх. Он бросает тревожный взгляд на того, кто предложил стать его проводником. Отвечая жестом умиротворения на страх, который испытывает его молодой коллега, поэт Вергилий, под чьей защитой он оказался, приглашает его следовать за собой в Преисподнюю, на которую он указывает указательным пальцем и куда будет направлять его стопы. Вероятно, заказчиком картины выступил кардинал и меценат Леопольдо де Медичи.
6.
DSC_1000

Коронация Богородицы (Бартоломео Нерони по прозванию «иль Риччо» (https://it.wikipedia.org/wiki/Bartolomeo_Neroni), ????). Масло по дереву. Провенанс: церковь Сан-Франческо (https://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_San_Francesco_(Asciano)) в Аскиано. Иисус венчает Деву Марию. Над сценой парит голубь Святого Духа. Вокруг центральной группы образуют круг ангелы-музыканты ангелы в молитве. По бокам от Богородицы расположены: св. Луция, св. Франциск, св. Екатерина Александрийская и св. Иероним.
7.
DSC_1089

Поклонение пастухов (Франческо Курради, 1619). Масло по холсту. Передано из школы-интерната Толомеи в Сиене. До обнаружения подписи автора работа приписывалась Якопо Виньяли. Сцена «Поклонения пастухов» изображена вместе со сценой «Рождества». Подобные изображения были чрезвычайно распространены и часто смешивались с собственно Рождеством. Евангелист Лука, говоря о явившемся множестве ангелов, не писал, что речь идёт о музыкальном хоре, но обычно они изображаются именно так. Картуши и ленты в руках ангелов обычно содержат слова, сказанные пастухам в предыдущей сцене Благовестия: «я возвещаю вам великую радость«.
8.
DSC_1085

Геркулес и Омфала (Микеле Десублео, ок. 1641). Масло по холсту. Полотно было найдено вместе со многими другими работами в сиенской штаб-квартире Губернаторского дворца. Микеле Дезублео жил в Риме и Венеции, но его пребывание в Болонье имело решающее значение для формирования его стиля, где он воплотил в жизнь классицизм Эмилианской школы, изученный в мастерской Гвидо Рени. Сюжет, вдохновленный классикой, рассказывает о периоде служения Геракла царице Омфале, любовником которой он позднее стал. Омфала заставляла Геракла выполнять считавшуюся женской работу, прясть и ткать, одетым в женское платье. Сама же она появлялась перед ним, облачившись в его львиную шкуру и золотой панцирь, подпоясавшись его мечом и взвалив себе на плечо его дубину. Этот эпизод, часто встречающийся в живописи эпохи Возрождения и Барокко, иллюстрирует доминирование женщины над мужчиной или, в более общем смысле, доминирование любви над грубой силой.
9.
DSC_0996

Кающаяся Магдалина (Франческо Фурини, ок. 1630-1635). Масло по холсту. Провенанс: коллекция Спанокки-Пикколомини. Покаяние Марии Магдалины — прекрасный повод показать обнаженную женщину, которая, на первый взгляд, не имеет с Марией Магдалиной ничего общего, кроме своей женственности. Это авторская копия самой известной версии этой работы, хранящейся в Берлинской картинной галерее.
10.
DSC_0993

Распятие и Оплакивание тела умершего Христа (Грегорио ди Чекко, ок. 1410). Масло и темпера по холсту. Эта удивительная работа объединяет некоторые аспекты сиенского золотого века первой половины XIV в. с нововведениями, предвещающими Ренессанс. Работа написана на холсте, который в начале XV в. был еще редкостью. Использование холста подтверждает, что изображение предназначалось для использования в качестве процессионного знамени. В самом центре изображения над толпой, на фоне золотого неба, на котором он выделяется, чтобы быть более заметным, установлен крест, на котором Христос только что отдал свою душу. Два ангела, летящие по обе стороны, выражают свою боль понятными жестами: один гневно разрывает свои одежды, другой в отчаянии сплетает руки на груди. На переднем плане, справа от Христа, то есть на стороне праведников, группа женщин окружает Богородицу, только что упавшую в обморок на землю. Четыре из них носят нимб; все они были свидетелями смерти Христа и вскоре сыграют главную роль в эпизодах Воскресения. Первая из них — св. Мария Магдалина, которую мы видим утешающей Богородицу, лежащую на земле с головой на коленях. Три другие принадлежат к группе благочестивых женщин, которые вскоре пойдут к гробнице, чтобы принести миро. Это Мария Клеопова и Саломея-мироносица, а третья, возможно, таинственная Иоанна, жена Хузы, о которой упоминает Лука. К числу скорбящих добавляются еще несколько женщин, позволяющих верующим через сочувствие участвовать во всеобщей печали. Стоя позади группы святых женщин, св. Иоанн плачет, спрятав лицо за лоскутом плаща. Справа от него всадник на белом коне носит на голове не нимб, а геометрическую фигуру, близкую к квадрату, которая обозначает его как святого, хотя на момент события он еще не обращен в христианство. Это Лонгин, которого его копье обозначает как того, кто сократил крестные страдания Христа. Голова второй фигуры украшена ореолом, как и у Лонгина. Имя этого сотника мы находим в Деяниях апостолов: его зовут Корнилий. По левую сторону от креста (справа для тех, кто смотрит на работу) находится место, отведенное для несправедливых. Не слыша их, мы можем прочитать слова, произнесенные одним из них, который несет филактерию (свиток), где написано: «Других спас, а себя спасти не может?»

Имена святых, окружающих Христа во время Оплакивания Христа: св. Иосиф Аримафейский несет плащаницу, которой должно было быть обернуто тело Христа; св. Иоанн Богослов, апостол, узнаваемый благодаря розовому плащу; св. Никодим, держащий кувшин с благовониями, предназначенными для умащения тела Христа; Дева Мария, обнимающая тело своего сына двумя руками; св. Мария Магдалина, одетая в красное, у ног Иисуса; св. Марфа, подносящая руку Христа к своим губам. Две другие благочестивые женщины вскоре пойдут к гробнице, чтобы принести миро. Это Мария Клеопова и Саломея-мироносица.
11.
DSC_2402

Голова епископа (флорентийский скульптор XVI в.). Резное и окрашенное дерево.
12.
DSC_2403

Зал 25. Зал эскизов
В зале №25 выставлены эскизы Беккафуми мозаик пола Сиенского собора.
13.
DSC_2500

Этюд фигур (анонимный художник XVIII в.). Уголь по бумаге.
14.
DSC_2501

Две фигуры с пола Сиенского собора (Доменико ди Паче по прозванию Беккафуми, 1524-1531). Уголь и тушь по бумаге.
15.
DSC_2502

Евреи ждут возвращения Моисея с горы Синай (Доменико Беккафуми, 1529-1531). Уголь и акварельная тушь по бумаге. Картон для мраморной инкрустации пола Сиенского собора. Провенанс: коллекция Спанокки-Пикколомини.
16.
DSC_2503

Моисей заставляет воду течь из скалы (Доменико Беккафуми, ок. 1524-1525). Уголь и акварельная тушь по бумаге. Картон для мраморной инкрустации пола Сиенского собора.
17*.
DSC_2504

Зал 26. Зал скульптур
Зал №26 представляет собой лоджию с видом на город, в которой размещены скульптурные фрагменты XIV-XV вв.
18.
DSC_2600

Св. Варвара (скульптор XV в.). Пьетра-серена.
19.
DSC_2601

Св. Павел (Агостино ди Джованни). Мрамор. Происхождение: монастырь Сант-Агостино.
20.
DSC_2602

Мадонна с Младенцем (сиенский скульптор, ок. 1310-1330). Мрамор.
21.
DSC_2603

Монах-доминиканец (Горо ди Грегорио). Мрамор. Надгробный памятник Гульельмо ди Чилиано, ранее находившийся в монастыре Сан-Доменико.
22.
DSC_2604

Св. Франциск (Гано ди Фацио). Мрамор. Происхождение: монастырь капуцинов в Сиене.
23.
DSC_2605

Воскресение Христа (сиенский скульптор, ок. 1350-1380). Мрамор. Происхождение: монастырь капуцинов в Сиене.
24.
DSC_2606

Сцены из Нового Завета (сиенский скульптор, начало XIV в.). Мрамор. Происхождение: монастырь капуцинов в Сиене. Изображены сцены (слева направо): Благовещение; Noli me tangere; Христос и два ученика по дороге в Эммаус; Неверие святого Фомы.
25*.
DSC_2607

Эпизоды из жизни бл. Джоаккино Пикколомини (Гано ли Фацио, ок. 1310-1312). Мрамор. Этот ансамбль стал одним из элементов погребального памятника бл. Джоаккино Пикколомини, установленного в базилике Санта-Мария-деи-Серви. Вероятно, он был изваян после 1310 г., когда монахи, после того как были засвидетельствованы первые чудеса, приписываемые бл. Джоаккино Пикколомини, решили прославить его. Вдохновленные повествовательными изысками современной живописи, три сцены выполнены так, как если бы они были предалтарной частью алтарного образа, план которого они повторяют. Три барельефа выразительно и живо рассказывают о трех чудесных эпизодах, произошедших при жизни блаженного: Чудо двери. Молодой бл. Джоаккино стучит в дверь монастыря, чтобы его приняли в орден; Чудо стола. Во время эпилептического припадка бл. Джоаккино опрокидывает накрытый стол, не опрокидывая и не разбивая предметы, стоящие на столе; Чудо свечи. Пораженный эпилепсией, бл. Джоаккино падает на землю во время служения мессы, а свеча, которую он держал в руках, чудесным образом остается висеть в воздухе. Классический стиль Гано ди Фацио продолжает исследования, начатые его предшественниками Никколо Пизано, работавшим над кафедрой Сиенского собора около 1265 г., и учеником последнего, великим флорентийцем Арнольфо ди Камбио.
26.
DSC_2608

Благословляющий Искупитель и два ангела (Аньоло ди Вентура). Мрамор с остатками полихромии.
27.
DSC_2609

Ангелы, открывающие занавес (сиенский скульптор, начало XIV в.). Мрамор. Происхождение: монастырь капуцинов в Сиене.
28.
DSC_2610

Благословляющий Искупитель (Гано ди Фацио). Мрамор со следами полихромии.
29.
DSC_2611

Благословляющий Искупитель (Джованни ди Агостино). Мрамор. Провенанс: Церковь Сан-Доменико в Сиене.
30.
DSC_2612

Св. Гальгано вонзает меч в камень (Джованни ди Агостино). Мрамор.
31.
DSC_2613

Св. Матфей, Св. Лука, Св. Иоанн, Св. Марк, Моисей, Св. Павел (сиенский скульптор, близкий к Якопо делла Кверча, 1420-1439). Пьетро-серена.
32*.
DSC_2614

При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.