Базилика Сан-Франческо — одна из важнейших церквей Сиены, расположенная на площади Сан-Франческо.
1.
Построенная в XIII в. в романском стиле, в течение следующих двух столетий она была расширена и превратилась в грандиозное готическое сооружение, которое мы видим сегодня.
2.
Для дальнейшего описания интерьера базилики будем использовать план церкви.
3.
Правый трансепт
В середине задней стены правого трансепта находится мраморная статуя св. Франциска, вырезанная в XIV в. Ранее статуя находилась на старинном фасаде церкви.
4.
Зимняя капелла Святых гостий [21]. Здесь зимой почитаются Святые Дары, остававшиеся нетронутыми с 14 августа 1730 г., дня кражи содержащей их дароносицы, прежде чем их нашли в коллегиальной церкви Провенцано.
5.
На время богослужений зимой дароносица выставляется либо на алтарный стол, либо на полочку у мраморного обрамления отсутствующего заалтарного образа.
6.
7. Витражное окно капеллы.
Левую стену капеллу украшает фальшивый полиптих с изображением Богородицы и Младенца со святыми (Липпо Ванни. ок. 1370). Полное название фрески «Мадонна с Младенцем на троне и св. Франциском, св. Иоанном Крестителем, св. Екатериной Александрийской и бл. Петром Сиенским». Полиптих, перенесенный из монастыря при церкви, принадлежит к типологии настенной живописи, которая возникла в результате фиктивного переноса деревянного артефакта на стену в творчестве флорентийских и сиенских художников, работавших в Ассизи в начале XIV в. Венцом этого удивительного полиптиха являются пять вершин, на которых мы можем видеть в центре благословляющего Христа; по сторонам от него четыре великих учителей Церкви: св. Амвросия Медиоланского, св. Августина Стридонского, св. Григория Великого и св. Иеронима Стридонского в кардинальском одеянии. В центральной части имитированной пределлы Богоматерь Скорбящая, Христос Благочестивый и св. Иоанн Богослов с обеих сторон окружены четырьмя евангелистами: св. Марком, св. Иоанном, св. Матфеем и св. Лукой.
8.
На противоположной, правой, стене аналогичный фальшивый полиптих современного автора, не имеющий высокой художественной ценности.
9.
Капелла Дольчи [22] украшена триптихом (Пьетро де Пеццатис, 1901), в центральной части которого изображен св. Людовик Тулузский.
10.
Правая сторона нефа
В конце стены находится деревянное распятие (ок. 1290) [23] — одно из двух старейших произведений церкви, чудом уцелевшее во время пожара 1655 г.
11.
Христос у колонны [24]. Копия картины Содомы, написанной ок. 1514 г.; оригинал выставлен в сиенской Пинакотеке. На голову Иисуса возложен терновый венец.
12.
Воскрешение Лазаря (Алессандро Казолани и Винценцо Рустици, ок. 1575-1600) [25]. Масло по холсту.
13.
Рождение Марии (Джованни Баттиста Рамаччотти, ок. 1671) [26]. Масло по холсту.
14.
Проповедь св. Иакова (Джузеппе Никола Назини) [27]. Масло по холсту.
15.
В большой нише [28] на правой стене можно увидеть фрагменты фресок, приписываемых Андреа Ванни (вторая половина XIV в.), на которых можно узнать св. Екатерину Александрийскую, св. Маргариту, св. Герарда, св. Клару, св. Иоанна Крестителя и св. Франциска, получающего стигматы. На алтаре статуя францисканца св. Антония.
16.
В начале правой стороны нефа, в люнете [29], находится фреска «Встреча Марии и Елизаветы и святые» (сиенский художник, ок. 1400-1425). Фреска.
17.
18.
Практически в самом углу правой стены нефа и контрфасада небольшая картина «Св. Иосиф из Купертино парит в воздухе при виде базилики Святого дома в Лорето» (Людовико Маццанти, до 1767). Св. Иосиф Купертинский — итальянский монах-францисканец, как говорится в легендах, был удивительно глуп, но при этом обладал способностью к левитации; кроме того, был подвержен многочисленным экстатическим видениям, после которых какое-то время пребывал в полной прострации. Ныне считается покровителем пассажиров самолётов, лётчиков, космонавтов, умственно отсталых людей, испытателей и бедных студентов. В церкви выставлена копия картины, оригинал находится в ризнице базилики Св. Иосифа из Купертино в Озимо.
19.
Контрфасад
На контрфасаде высоко над уровнем пола размещены две трудноразличимые поврежденные отдельные фрески.
20.
Фреска слева «Коронация Девы Марии» [30], первоначально находилась на городских воротах Порта Романа. В 1416 г. городской совет поручил Таддео ди Бартоло нарисовать изображение Мадонны на воротах, через которые в Сиену въезжали путешественники, прибывающие из Рима. Однако, судя по всему, на момент своей смерти в 1422 г. художник так и не приступил к этой работе. Новый импульс предприятию был дан в 1442 г., и в 1447 г. Сассетта на этот раз приступил к работе всерьез. К моменту своей смерти в 1450 г. от пневмонии из-за работы на открытом воздухе художник выполнил хоры ангелов в интрадосе балдахина и завершил проект остальной части композиции. Оставленное в прежнем виде дело Сассетты в 1459 г. продолжил Сано ди Пьетро, использовавший полноразмерные картоны Сассетты. Полностью фреска была закончена в 1466 г. Сейчас сама Коронация почти полностью не различима.
21.
Достаточно хорошо сохранились только ангелы и голубь Святого Духа на внутренних частях навеса, предназначенного для защиты сооружения от непогоды
22.
Под фреской размещена мраморная гробница XIV в.
23.
Возле захоронения мраморный герб семьи Пикколомини с папской тиарой.
24.
С противоположной стороны контрфасада фреска, перенесенная с Порта Писпини, «Рождество Христово» (Содома, 1531) [31]. Сильно поврежденная работа содержит автопортрет Содомы (где именно, я так и не понял).
25.
В верхней части под козырьком изображены ангелы и в центре, вероятно, Младенец Иоанн-Креститель.
26.
27.
28.
Под фреской хранится мраморное захоронение семьи Салимбени.
29.
Как я ни старался, но полностью исключить ошибки в определении местоположения отдельных объектов не могу. Особенно это касается капелл 19-22.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии, Трипадвайзера и Фликра. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.