Базилика Сан-Франческо — одна из важнейших церквей Сиены, расположенная на площади Сан-Франческо.
1.
Построенная в XIII в. в романском стиле, в течение следующих двух столетий она была расширена и превратилась в грандиозное готическое сооружение, которое мы видим сегодня.
2.
Для дальнейшего описания интерьера базилики будем использовать план церкви.
3.
Капеллы апсиды левого трансепта
Первая часовня апсиды слева — капелла Сарачини [12].
4.
5. Триптих на алтаре.
На левой стене находится «Мадонна с младенцем на троне» (Маэста) (Якопо ди Мино дель Пелличчайо, до 1396). Маэста — иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих Её ангелов.
6.
Изначально фреска была написана для клуатра монастыря. Позднее она была отделена и перенесена внутрь базилики. В средневековой Сиене роль Богоматери — защитницы города была расширена до значения Владычицы города, а огромные иконы и фрески Мадонны в образе «Маэста» украшали не только храмы, но и светские здания.
7.
Вторая часовня апсиды — капелла Бандини Пикколомини [13], ранее посвященная св. Бернарду. Здесь находятся две фрески Амброджо Лоренцетти с историями францисканских монахов, написанные для здания капитула монастыря и датируемые (по разным данным) 1320-1340 г. Они были сняты с помощью техники масселло в 1850-х гг. и перенесены в капеллу Бандини Пикколомини.
8.
На алтаре находится панель с изображением св. Елизаветы Венгерской. Для францисканцев святая выступает символом женского милосердия и фигурирует в творениях итальянских живописцев этого ордена.
9.
Мученичество францисканских монахов (Амброджо Лоренцетти, ок. 1320-1325). Фреска на левой стене капеллы. Среди ученых нет единого мнения о том, к какой именно исторической реальности относится изображенная здесь сцена. По версии Википедии, фреска повествует о мученической смерти шести монахов при дворе Али Султана, который стал ханом после отравления своего предшественника Есуна Темура. Если его предшественник приветствовал францисканское представительство, то новый хан, напротив, проявил враждебность к любой форме религии и к людям, которые не обратились в мусульманство. По этой причине францисканцы были приговорены к обезглавливанию в июне 1339 г. На крыше лоджии размещены семь небольших статуй, изображающих смертные грехи, узнаваемые по соответствующим атрибутам. На верхнем уровне изображен хан Али Султан, сидящий на троне с особенно жестокой позицией и держащий обеими руками меч, лежащий у него на коленях. Слева от правителя изображен персонаж в классическом длинном платье, застегивающемся спереди, на голове у него тюрбан, рядом с ним — офицер татарской кавалерии в конической шляпе, увенчанной большим белым пером, в характерных войлочных сапогах и длинной тунике. Далее следует человек в солдатской форме. С правой стороны изображены персонажи, один из которых носит головной убор с крючковатым птичьим когтем, что придает ему еще большую жестокость, и два вооруженных человека с западными чертами лица, возможно, наемники, принявшие ислам. На нижнем уровне представлена напряженная сцена мученичества: слева палач обнажает меч и наносит удар трем стоящим на коленях монахам-францисканцам со связанными за спиной руками. На противоположной стороне, где отсутствуют некоторые части фрески, изображены три головы, уже отрубленные другим палачом с мрачным видом и растрепанными волосами, который уже вкладывает меч обратно в ножны.
10.
Принятие св. Людовика в орден францисканцев папой Бонифацием VIII (Амброджо Лоренцетти, ок. 1320-1325). Фреска на правой стене капеллы. Некоторые ученые считают, что на фреске изображен отъезд из папского двора св. Людовика Анжуйского после назначения его на епископскую кафедру в Тулузе. Перед нами на двух скамьях лицом друг к другу расположились два ряда церковных сановников. Людовик Анжуйский, принц из правящей семьи Франции, преклоняет колени перед папой Бонифацием VIII. Он собирается стать епископом Тулузы. Однако перед нами простой францисканский монах, которым он так желал быть, что поставил это условием принятия им епископского престола. Людовик вкладывает свои соединенные руки в руки Папы Бонифация, который в свою очередь пожимает их, напоминая тем самым о традиции феодальной дани уважения, которую вассал оказывает своему сюзерену. На шаг позади молодого принца, только что скрепившего отношения вассальной зависимости с Папой, появляется мужская фигура в короне. Жест, которым он подпирает подбородок ладонью, можно оставить без комментариев, настолько он красноречив: этот король задумчив. Вот почему персонаж отождествляется с Карлом II Анжуйским, королем Неаполя и отцом Людовика, который изначально не скрывал своей враждебности к отречению своего старшего сына от престола при вступлении его в Третий орден, а теперь беспомощно наблюдал за церемонией. Пристальный взгляд, презрительно надутые губы, глубокие вертикальные морщины, образовавшиеся на переносице короля, недвусмысленно выражают усталость, смешанную с вынужденной покорностью, которая, кажется, тяготит его. В центре великолепного группового портрета за скамьей с кардиналами изображен персонаж в зеленом трико, указывающий на себя, приложив большой палец к груди. Как и король, он носит шапку, повязанную вокруг шеи, ткань которой настолько тонка, что ее можно было бы легко покрыть короной. Наиболее вероятно, что это младший сын Карла II, который в итоге стал наследником престола, от которого только что отказался его брат.
11.
Боковые стены капеллы Бандинелли [14] не имеют особых украшений.
12.
Интерес в часовне представляет ретабло «Вручение ключей св. Петру» (Риккардо Меаччи, 1892). В центральной части триптиха Иисус сидит на троне в мандорле из херувимов и вручает коленопреклоненному св. Петру ключи от рая.
13.
В левой части триптиха св. Иоанн Богослов, в правой — св. Екатерина Сиенская.
14.
В четвертой капелле (часовне Пикколомини д’Арагона) [15] находится ретабло «Святейшее Сердце Иисуса Христа» (Джузеппе Катани Кити, 1900).
15.
В центре босой Иисус-Искупитель спускается по ступеням с трона. На его одежде на груди символ Святейшего Сердца Иисуса Христа. У ног Иисуса преклонились два ангела.
16.
Распятие (Пьетро Лоренцетти, ок. 1336-1337). Согласно францисканской традиции, «Распятие» представляло собой центральный эпизод цикла из семи фресок, написанных братьями Пьетро и Амброджо Лоренцетти на стенах в зале капитула монастыря, вокруг которого были организованы различные дополнительные сцены. В 1857 г. картина была отделена от других сохранившихся элементов цикла и перенесена в часовню, где и находится сегодня. В центре композиции находится крест Христа, который вертикально делит всю композицию на две равные части. Сужая рамку так, чтобы оставить только верхнюю часть сцены на красном фоне красноречия, Пьетро сосредоточивает внимание на Христе. Фигуры свидетелей сцены визуально выдвинуты вперед за счет эффекта крупного плана, который, помещая часть их силуэтов за пределы поля изображения, заставляет их казаться полуобнаженными. Благодаря той же хитрости, являющейся результатом удивительно современной композиции, исключительной ясности и идеальной читаемости, когорта ангелов также подвергается этой проекции вперед, которая помещает их перед глазами зрителя. Независимо от Христа, чье одиночество на кресте остается непоправимым, таким образом, образуются три отдельные группы, в соответствии с расположением, которое делает сразу же ощутимым спектр различных чувств, испытываемых каждой из них: группа ангелов, группа святых жен-мироносиц и группа свидетелей.
17.
В верхней части изображения только что произошел поистине драматический взрыв: впечатляющий вихрь ангелов безудержно кричит о своем отчаянии, что становится заметным как по головокружительному вращательному движению, которое небесные создания описывают вокруг креста, так и по разнообразию их поз и выражений, красноречие которых выглядит особенно ярко. Слева группа святых жен-мироносиц, поддерживающих Марию на грани обморока, демонстрирует чувства совершенно иной сдержанности, как будто боль была настолько жгучей, что ее невозможно было выразить. Чуть в стороне от группы женщин, молодая фигура св. Иоанна Богослова с склоненной головой. Положение рук с переплетенными пальцами — это знак, обычно используемый для выражения сильного отчаяния, выражающий молчаливое страдание, смирение, но не освобождение от тоски. На противоположной стороне в группе мужских фигур мы узнаем Лонгина, затем солдата, обернувшегося с озадаченным выражением лица, и, наконец, центуриона Корнилия, за которым следует группа совещающихся членов Синедриона. Лонгин и Корнилий носят шестиугольный нимб, который обозначает их обоих как святых, уже обращенных, но еще не принявших крещение. Оба они поднимают правую руку к груди в знак того, что они только что узнали в фигуре распятого человека, на которого они смотрят долгим, пристальным взглядом, Христа.
18.
Крестовый свод капеллы расписан звездами на синем фоне. Там же изображены аллегории четырех Кардинальных добродетелей.
19.
Главный алтарь
Главная капелла [16] имеет весьма скромный вид.
20.
В ней установлен современный мраморный алтарь, спроектированный Джузеппе Партини и созданный скульптором Леопольдо Маккари в XIX в.
21.
Прекрасно витражное окно-квадрифорий, самое большое в церкви, включающее один из самых красивых современных витражей. На нем изображено утверждение Устава св. Франциска Папой Гонорием III. Витраж был изготовлен на стекольном заводе Ф. Цеттлера в Мюнхене в 1889 г. (переделан на том же заводе в 1952 г.).
22.
На левой стене находятся два бюста, изображающие родителей сиенского папы Пия II — Сильвио Пикколомини и Витторию Фортегуэрри. Это остатки захоронений родителей Папы (Антонио Федериги, 1459), заказанных самим Папой в память о его усопших родителях. По этому случаю тела родителей были перенесены из Пиенцы в эту церковь.
23.
Капеллы апсиды правого трансепта
В капелле Пальмиери [17], расположенной справа от главного алтаря, выставлен алтарный образ «Мадонна с младенцем» (атр. Андреа Ванни, 1398). Темпера и золото по дереву.
24.
Панель почернела, несмотря на недавнюю реставрацию, из-за мощного пожара 1655 г. Эта картина и деревянное распятие на правой стене нефа — единственные сохранившиеся «горючие» произведения, находившиеся в церкви до пожара.
25.
На левой стене капеллы «Видение св. Иерониму Мадонны с Младенцем» (Элизабетта Сирани). Масло по холсту.
26.
На правой стене «Мученичество св. Андрея» (Франческо Назини). Масло по холсту.
27.
Вторая капелла справа от главного алтаря — капелла Терциариев [18].
28.
В часовне в качестве ретабло установлен неоготический триптих, написанный Артуро Вилиджарди в конце XIX в.
29.
В центре триптиха «Добрый пастырь». Добрый пастырь — это особый тип символического изображения Христа в виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи. Овца, несомая на плечах пастыря, символизирует христианина, находящегося в надежных руках Господа. На боковых панелях триптиха изображены папа Григорий VII и св. Ансан.
30.
На правой стене капеллы находится мраморный надгробный памятник рыцарю Кристофоро Феличи (Урбано да Кортона, 1463). Кристофоро Феличи был одним из ближайших сподвижников Энеа Сильвио Пикколомини (будущего папы Пия II), а впоследствии — ректором Сиенского собора. Захоронение состоит из прямоугольного барельефа, изображающего нишу, поддерживаемую колоннами, внутри которой помещена лежащая фигура; ниже — посвящение заглавными буквами (Господину Кристофоро Феличи, рыцарю, 1461), а выше — фриз с фамильным гербом, окруженным двумя херувимами в позах из донателловского репертуара, и двумя масками на углах саркофага.
31.
Третья справа часовня апсиды — Капелла Непорочного зачатия [19].
32.
Современный неоготический полиптих в центре примечателен тем, что это одно из немногих произведений, изображающих св. Максимилиана Марию Кольбе, францисканского священника, отправленного в заключение в Освенцим, который добровольно заменил человека, приговоренного к смерти.
33.
Фигура Максимилиана Кольбе изображена справа в полиптихе и является дополнением (Альдо Марци, 1973) к работе Пьетро де Пеццатиса (1898) с Мадонной и св. Франциском.
34.
На правой стене можно рассмотреть мраморный барельеф со св. Марией Магдалиной между двумя ангелами, созданный около 1340 г. Джованни д’Агостино, художником, который в те годы занимал должность главного строителя Оперы дель Дуомо. Куспид символизирует Успение Пресвятой Богородицы.
35.
На левой стене «Крещение св. Трофима» (Антонио Буонфильи, I половина XVII в.). Масло по холсту.
36.
Последняя часовня апсиды справа — капелла Таинства [20]. В триптихе изображены: Св. Франциск, получающий стигматы (в центре), Св. Антоний (слева) и неопознанный мной святой-францисканец (справа).
37.
На левой стене фреска «Св. Анна с Марией в детстве, раздающая милостыню бедным» (Чезаре Маккари, 1890).
38.
На правой стене картина «Распятие» (Алессандро Казолани). Масло по холсту.
39.
В своде капеллы, вероятно, изображены Иисус в молитве и Четыре евангелиста (Липпо Ванни, 1370).
Как я ни старался, но полностью исключить ошибки в определении местоположения отдельных объектов не могу. Особенно это касается капелл 19-22.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии, Трипадвайзера и Фликра. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.