Базилика Сан-Франческо — одна из важнейших церквей Сиены, расположенная на площади Сан-Франческо.
1.
Построенная в XIII в. в романском стиле, в течение следующих двух столетий она была расширена и превратилась в грандиозное готическое сооружение, которое мы видим сегодня.
2.
Для дальнейшего описания интерьера базилики будем использовать план церкви.
3.
Левая сторона нефа
В шести нишах на левой стене установлены большие неброские картины XVI и XVII вв. на металлических каркасах, установленные в 1997 г. взамен барочных боковых алтарей, разрушенных в XIX в.
4.
Обращает на себя внимание мраморный портал эпохи Возрождения, расположенный в самом начале левого нефа [2]. Он был спроектирован и изготовлен Франческо ди Джорджо Мартини около 1450 г. для внешнего фасада и перенесен сюда после реставраций XIX-XX вв.
5.
Картина, изображающая св. Пио из Пьетрельчины, является работой сиенского художника Эцио Поллаи, выполненной в 1996 г. Масло по дереву.
6.
Немного правее портала можно рассмотреть модель базилики «в разрезе».
7.
Проповедь св. Бернардина (Дионисио Монторселли, ок. 1700) [3].
8.
Правее киворий со скульптурной группой св. Иосифа с Младенцем.
9.
Смерть св. Гальгано (атр. Деифебо Бурбарини, ок. 1650) [4].
10.
Мученичество св. Мартина (Пьетро да Кортона, ок. 1655-1656) [5]. Масло по холсту.
11.
Статуя св. Франциска. В XIII в. монах Уголино Брунфорте написал на латинском языке сборник преданий о св. Франциске под названием «Деяния блаженного Франциска и его спутников». Книжка в оригинальном виде не сохранилась, зато дошла поздняя переработка «Цветочки св. Франциска», написанная на тосканском диалекте и считающаяся шедевром итальянской литературы. В одной из глав книги рассказывается, что как-то, идя со спутниками по дороге, святой увидел дерево, на котором сидело множество птиц. Он подошел туда и начал проповедовать, а птицы слетели с дерева и сели перед ним, слушая. Потом Франциск совершил крестное знамение, и птицы взмыли в воздух.
12.
Благословляющий Иисус, Богородица и св. Франциск и св. Андрей (Пьетро Сорри, 1605) [6].
13.
Мадонна с младенцем и святыми (Якопо Дзукки) [7].
14.
Благовещение (Алессандро Казолани и Иларио Казолани) [8]. Картина, начатая сиенским художником Алессандро Казолани и завершенная его сыном Иларио во второй половине XVI в., повествует о извещении о рождении Иисуса Девой Марией. Последняя, изображенная с правой стороны, удивлена визитом архангела Гавриила, который приветствует ее белой лилией, знаком чистоты, а рукой указывает на голубя Святого Духа, появляющегося в облаках. Рядом с девушкой стол с открытой книгой и ключом. Последний признак указывает на то, что Божий план реализуется не в абстрактном измерении, а в течение времени. В центр полотна ранее была помещена другая картина.
15.
В конце левого стороны нефа находится фреска «Распятие Иисуса и св. Иероним в кардинальской мантии» (Джироламо ди Бенвенуто, конец XV — начало XVI в.) [9].
16.
Левый трансепт
В трансепте напротив апсиды находятся четыре часовни, в двух из которых попеременно (летом и зимой) хранятся Святые гостии, оскверненные в 1730 г. и с тех пор чудесным образом остающиеся нетленными. По левой стороне левого трансепта устроены две капеллы, из которых левая является «летней».
17.
«Летняя» капелла Святых гостий [10] была построена Лоренцо ди Мариано, известным как Маррина, в 1504 г., но была полностью перестроена в XIX в.
18.
19. Алтарь капеллы
На алтаре имеется, скорее всего, серебряная дверка, поднимающаяся вверх.
20.
За этой дверкой обычно хранится драгоценная дароносица со Святыми гостиями.
21.
Под алтарем металлический рельеф, изображающий, вероятно, Ужин в Эммаусе.
22.
От первоначального украшения капеллы сохранился только расписанный граффити пол с изображением четырех кардинальных добродетелей. Внешне по стилю и технике исполнения пол очень напоминает пол Сиенского собора.
23.
Соседняя часовня [11].
24.
25. Мраморный алтарь капеллы.
На левой стене капеллы имеются две больших картины. Слева — «Св. Елена и истинный крест» (Франческо Назини, вторая половина XVII в.).
26.
Справа на стене — «Воскресение Христа» (Паоло Альбертони, XVII в.).
27.
В левом углу левого трансепта находится надгробная плита епископа Алессио Чезари (сиенская школа Донателло, 1464).
28.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии, Трипадвайзера и Фликра. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.