Сиена. Церковь Сан-Франческо. Часть 2

Базилика Сан-Франческо — одна из важнейших церквей Сиены, расположенная на площади Сан-Франческо.
1.
Map_of_Siena

Построенная в XIII в. в романском стиле, в течение следующих двух столетий она была расширена и превратилась в грандиозное готическое сооружение, которое мы видим сегодня.
2.
00-1

Для дальнейшего описания интерьера базилики будем использовать план церкви.
3.
plan_num

Левая сторона нефа
В шести нишах на левой стене установлены большие неброские картины XVI и XVII вв. на металлических каркасах, установленные в 1997 г. взамен барочных боковых алтарей, разрушенных в XIX в.
4.
LN

Обращает на себя внимание мраморный портал эпохи Возрождения, расположенный в самом начале левого нефа [2]. Он был спроектирован и изготовлен Франческо ди Джорджо Мартини около 1450 г. для внешнего фасада и перенесен сюда после реставраций XIX-XX вв.
5.
02-1

Картина, изображающая св. Пио из Пьетрельчины, является работой сиенского художника Эцио Поллаи, выполненной в 1996 г. Масло по дереву.
6.
02-2

Немного правее портала можно рассмотреть модель базилики «в разрезе».
7.
02-3

Проповедь св. Бернардина (Дионисио Монторселли, ок. 1700) [3].
8.
03-1

Правее киворий со скульптурной группой св. Иосифа с Младенцем.
9.
03-2

Смерть св. Гальгано (атр. Деифебо Бурбарини, ок. 1650) [4].
10.
04-1

Мученичество св. Мартина (Пьетро да Кортона, ок. 1655-1656) [5]. Масло по холсту.
11.
05-1

Статуя св. Франциска. В XIII в. монах Уголино Брунфорте написал на латинском языке сборник преданий о св. Франциске под названием «Деяния блаженного Франциска и его спутников». Книжка в оригинальном виде не сохранилась, зато дошла поздняя переработка «Цветочки св. Франциска», написанная на тосканском диалекте и считающаяся шедевром итальянской литературы. В одной из глав книги рассказывается, что как-то, идя со спутниками по дороге, святой увидел дерево, на котором сидело множество птиц. Он подошел туда и начал проповедовать, а птицы слетели с дерева и сели перед ним, слушая. Потом Франциск совершил крестное знамение, и птицы взмыли в воздух.
12.
05-2

Благословляющий Иисус, Богородица и св. Франциск и св. Андрей (Пьетро Сорри, 1605) [6].
13.
06-1

Мадонна с младенцем и святыми (Якопо Дзукки) [7].
14.
07-1

Благовещение (Алессандро Казолани и Иларио Казолани) [8]. Картина, начатая сиенским художником Алессандро Казолани и завершенная его сыном Иларио во второй половине XVI в., повествует о извещении о рождении Иисуса Девой Марией. Последняя, изображенная с правой стороны, удивлена визитом архангела Гавриила, который приветствует ее белой лилией, знаком чистоты, а рукой указывает на голубя Святого Духа, появляющегося в облаках. Рядом с девушкой стол с открытой книгой и ключом. Последний признак указывает на то, что Божий план реализуется не в абстрактном измерении, а в течение времени. В центр полотна ранее была помещена другая картина.
15.
08-1

В конце левого стороны нефа находится фреска «Распятие Иисуса и св. Иероним в кардинальской мантии» (Джироламо ди Бенвенуто, конец XV — начало XVI в.) [9].
16.
09-1

Левый трансепт
В трансепте напротив апсиды находятся четыре часовни, в двух из которых попеременно (летом и зимой) хранятся Святые гостии, оскверненные в 1730 г. и с тех пор чудесным образом остающиеся нетленными. По левой стороне левого трансепта устроены две капеллы, из которых левая является «летней».
17.
LT1

«Летняя» капелла Святых гостий [10] была построена Лоренцо ди Мариано, известным как Маррина, в 1504 г., но была полностью перестроена в XIX в.
18.
10-1

19. Алтарь капеллы
10-2

На алтаре имеется, скорее всего, серебряная дверка, поднимающаяся вверх.
20.
10-3

За этой дверкой обычно хранится драгоценная дароносица со Святыми гостиями.
21.
10-6

Под алтарем металлический рельеф, изображающий, вероятно, Ужин в Эммаусе.
22.
10-4

От первоначального украшения капеллы сохранился только расписанный граффити пол с изображением четырех кардинальных добродетелей. Внешне по стилю и технике исполнения пол очень напоминает пол Сиенского собора.
23.
10-5

Соседняя часовня [11].
24.
11-1

25. Мраморный алтарь капеллы.
11-2

На левой стене капеллы имеются две больших картины. Слева — «Св. Елена и истинный крест» (Франческо Назини, вторая половина XVII в.).
26.
11-4

Справа на стене — «Воскресение Христа» (Паоло Альбертони, XVII в.).
27.
11-3

В левом углу левого трансепта находится надгробная плита епископа Алессио Чезари (сиенская школа Донателло, 1464).
28.
LT4

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии, Трипадвайзера и Фликра. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.