Пьяцца-дель-Кампо (или просто Кампо) — центральная площадь Сиены, одна из самых величественных средневековых площадей Италии. На неё выходят фасады Палаццо Пубблико с башней Торре дель Манджа, являющейся архитектурной доминантой площади и различные палаццо городской знати.
1.
Палаццо Пубблико
Фасад палаццо состоит из четырех ордеров в центральном корпусе и трех ордеров в двух боковых крыльях. Первый этаж дворца был построен из белого травертина и украшен крытой галереей, создающей внутренний дворик. Каждую арку нижнего этажа украшают черно-белые гербы Сиены. Верхняя часть дворца построена из рыжевато-коричневого кирпича. Местная глина при обжиге дает красивый коричневый цвет с желтым оттенком, названный художниками «сиеной» по месту его распространения. Крыша здания отделана зубцами прямоугольной формы в знак принадлежности правящей партии к политическому направлению гвельфов — сторонников пап. Многочисленные отверстия на стенах дворца — места для закрепления лесов во время строительства и реставрации здания.
2.
Триграмма Христа, разработанная св. Бернардином Сиенским, была изготовлена Баттиста ди Никколо да Падуя и Турино ди Сано и установлена на фасаде Палаццо Публико в 1425 г.
3.
Герб дома Медичи между гербами народа и муниципалитета, установлен в 1560 г. после начала правления флорентийской Синьории.
4.
Справа возле палаццо на колонне установлена очередной символ города — скульптура сиенской волчицы (Джованни и Лоренцо ди Турино, XV в.).
5.
Южный фасад Палаццо Пубблико выходит на нынешнюю площадь Пьяцца дель Меркато.
6.
Торре дель Манджа
12 октября 1325 г., согласно хронике Аньоло ди Тура, в торжественной обстановке официальной церемонии, отмеченной религиозным обрядом, был заложен первый камень Торре дель Манджа. Высота башни достигает высоты 88 м по высоте последних зубцов (или 102 м по высоте металлической конструкции). По сей день башня является второй по высоте в Италии (после Торраццо Кремоны). Самое удивительное: башня построена непосредственно на земле на цельном блоке туфа, без какого-либо фундамента.
7.
Почему башня носит любопытное название «Манджиа»? История гласит, что одним из первых звонарей, которым было поручено отбивать часы, был некий Джованни ди Бальдуччо, известный своей расточительностью, праздностью и прожорливостью. Эта слава принесла ему прозвище «Mangiaguadagni» (Пожиратель доходов), или, проще говоря, «Mangia». Его деятельность в качестве звонаря была недолгой, так как вскоре были установлены первые механические часы (Бартоломео Гвиди, 1360), которые обошлись в 858 флоринов, однако различные работы по обслуживанию и реставрации со временем существенно увеличили расходы.
8.
В 1400 г. Гаспаро ди Симоне дельи Убальдини перестроил механизм, добавив вместо несчастного Бальдуччо автомат, отбивающий часы на колоколе. В народе за этим автоматом закрепилось то же прозвище «Манджиа», которое в итоге стало нарицательным по причине огромных расходов, которые платились за многочисленные работы по обслуживанию и ремонту часов и их сложных и, к тому же, очень дорогих механизмов. Последние работы над часами датируются 1804 г.; их проводил сиенец Джованни Лоренцо Барбетти, который полностью перестроил их. В 1963 г. была проведена комплексная реставрация всего механизма. Современные часы оснащены только часовой стрелкой. Изменение даты в окошке производится вручную установкой соответствующей таблички с необходимым числом.
9.
Колокол Сунто (от «Ассунта», то есть «Вознесенная») на башне посвящён Деве Марии и установлен в 1666 г. Именно его хриплый, надтреснутый голос возвещает о самых значительных событиях в Сиене, в том числе о начале палио — скачек на лошадях. Каждый день Сунто бьет ровно в 12 часов дня.
10.
Капелла ди Пьяцца
Капелла ди Пьяцца — мраморная дарохранительница, стоящая у подножия Торре-дель-Манджа, выдвинутая по сравнению с профилем ратуши и единственное здание, выступающее над поверхностью площади.
11.
Строительство капеллы было начато в 1325 г. у подножия башни Манджиа и завершено в 1352 г. В это время эпидемия чумы 1348 г. сделала свое смертоносное дело. После завершения строительства часовня была посвящена Деве Марии в знак благодарности от тех, кому посчастливилось избежать страшной болезни. Строительство, начатое под руководством Доменико ди Агостино, продолжалось долгие годы: угловые колонны пришлось несколько раз переделывать Джованни ди Чекко, и только в 1376 г. они приобрели свой окончательный вид. В это время, как свидетельствует Сано ди Пьетро в картине «Проповеди св. Бернардино на площади дель Кампо» (Музей Опера дель Дуомо), памятник был покрыт простой черепичной крышей.
12.
Простая крыша, поддерживавшая его, была заменена Антонио Федериги между 1461 и 1468 годами сводом эпохи Возрождения, поддерживаемым круглыми арками; тот же автор был автором причудливых и старинных украшений коронации.
13.
Над алтарем фреска «Мадонна с Сыном и Богом-Отцом» (Джованни Антонио Бацци, известный как Содома, 1537-1539). К сожалению, состояние этой фрески весьма плачевное
14.
Кованые ворота были изготовлены Конте ди Иелло Орланди и Пьетруччо ди Бетто в XIV в.
15.
Скульптуры, установленные в готические ниши колонн, были созданы между 1378 и 1382 г. Мариано д’Анджело Романелли и Бартоломео ди Томме по прозванию Пиццино. Мрамор в боковом ограждении, украшенном барельефом в пизанском стиле, датируемым XIII в., возможно, происходит из древней крестильной купели кафедрального собора, разобранной при создании сиенского баптистерия. Сейчас все скульптуры на площади заменены копиями (Энеа Бечерони, 1846); оригиналы выставлены в Санта-Мария-делла Скала.
16.
Св. Фома (Мариано д’Анджело Романелли, ок. 1378-1382). Св. Варфоломей (Ландо ди Стефано, ок. 1378-1382). Св. Иаков Алфеев (Мариано д’Анджело Романелли, ок. 1378-1382). Св. Иаков Зеведеев (Мариано д’Анджело Романелли, ок. 1378-1382).
17.
Св. Петр (Мариано д’Анджело Романелли и Бартоломео ди Томме, ок. 1378-1382). Св. Иоанн Богослов (Мариано д’Анджело Романелли, ок. 1378-1382).
18.
Двор Подеста
Двор Подеста, обычно называемый сиенцами «энтроне» (большой вход), обозначает торжественное место входа на дворцовые этажи. Именно в этом дворе лошади, участвующие в Палио, ожидают начала забега, прежде чем выйти на беговую дорожку, подготовленную для этого случая.
19.
Построенный в 1325 г., внутренний двор окружен элегантным рядом колонн из красного кирпича, которые поддерживают фасады этажей. На первом этаже дворца окна, пронизаны большими окнами-трифолиями.
20*.
Среди многочисленных каменных гербов бывших капитанов народа две скульптуры, символы Сиены, напоминают об истории города в том самом месте, где она соединяется с легендой.
21.
Манджиа (Анджело Бини, XVIII в.). Травертин. В 1766 г. старый деревянный автомат, который на вершине башни Манджиа ударял в колокол своей алебардой, отбивая часы, был заменен нынешней фигурой, на этот раз вырезанной из травертина, которая, хотя и была менее хрупкой, но тоже прослужила недолго. В 1780 г. автомат перенесли в подвал Палаццо Пубблико, где в 1813 г. к нему присоединили другую фигуру, известную сиенцам как Веккья ди Пантането, которую только что сняли с одноименного фонтана для реставрации. Две скульптуры оставались вместе в течение нескольких лет, а затем, в 1824 г., Манджию перенесли в центр искусственного озера в садах виллы Пальяи-ин-Кьянти. Когда это озеро высохло, статуя упала в грязь, откуда ее извлек в 1927 г. Рануччо Бьянки Бандинелли, который поместил ее во Дворе подеста, где она стоит и по сей день.
22.
Капитолийская волчица (копия) (итальянский мастер, 1928). Бронза. Современная копия Капитолийской волчицы, оригинал которой хранится в Капитолийских музеях в Риме. Копия была подарена 28 апреля 1940 г. губернатором Рима Джанджакомо Боргезе в знак уважения к «римскому» городу Сиене, по случаю праздника св. Екатерины Сиенской, покровительницы Италии, о чем свидетельствует надпись, читаемая на мраморе. Став символом Сиены, эта копия была сначала установлена на колонне на площади Пьяцца делла Постьерла, а затем перенесена во двор Палаццо Пубблико.
23.
Палио
Пьяцца-дель-Кампо также известна тем, что дважды в год, 2 июля (в честь Мадонны Провенцано) и 16 августа (в честь Вознесения Девы Марии), на ней проводится Палио делле Контраде. Это уникальные скачки в мире, в которых соревнуются семнадцать исторических районов (контрад), составляющих Сиену.
24. Палио (Франческо Ненци, 1818)
Скачки состоят из трех кругов по дорожке, окружающей площадь, вымощенной плитами из pietra serena, посыпанными слоем туфового песка подходящей толщины, чтобы лошади могли бежать, но без резких проскальзываний при прохождении поворотов трассы. Среди них одним из наиболее важных и сложных является «кривая Сан-Мартино». Гонка, проходящая в дикой, часто без ограничений и порой в кровавой манере, приводит к победе только одну контраду.
25. Вид на кривую Сан-Мартино
Основополагающими составляющими «идеального Палио» являются пара из лошади и ее жокея, которую удается собрать каждому округу, всегда в сочетании с незаменимой дозой удачи и всегда восторженной и активной толпой. Первые свидетельства проведения скачек в Сиене датируются XII в. Когда Сиена стала одним из самых богатых и культурных городов Европы в средние века, Палио был развлекательным мероприятием и заключительным моментом ежегодных фестивалей в честь Успения Девы Марии, покровительницы Сиены и ее государства. Самый старый документ о Палио датируется 1238 г.
26.
В эпоху Возрождения дни Палио стали общественным мероприятием, поскольку в город приезжало множество европейских государей, высокопоставленных лиц и аристократии. Поскольку лорды перестали вести войны лично, делегируя полномочия наемникам, они также перестали управлять Палио, делегировав его жокеям. Таким образом, Палио стал для них зрелищем и соревнованием по скачкам, на которое они посылали своих скакунов и знаменосцев. Также в Сиене проводились и другие состязания, в том числе охота на быков, которая проводилась с 1499 г., но была запрещена после Тридентского собора, который счел ее чрезмерно жестокой. Последняя охота состоялась в Сиене 15 августа 1597 г. Два года спустя проошла первая буфалата — бега буйволов, заменившая охоту на этих животных.
27. Охота на быков на площади Пьяцца дель Кампо (Винченцо Рустичи, 1585)
Издавна непосредственно скачкам предшествует проводится костюмированный исторический парад. Участники каждой контрады выходили на площадь, поднимая свой знак; им предшествовала «большая машина», имевшая форму животного — символа контрады. После прохождения каждой контрады на площади раздавались праздничные звуки серебряных горнов. В последние годы в параде принимало участие около 700 человек.
28. Парад контрад в 1546 г. (Винченцо Рустичи, 1585)
В первые десятилетия XVII в. Палио окончательно переехал на площадь Пьяцца дель Кампо и превратился в популярный фестиваль. В те годы часто проводились Палио «алла тонда», когда жокеи едут без седел и обмениваются яростными ударами «соватто», эдаким девятихвостым котом с ручкой в форме животного. Палио «алла тонда» проводилось на площади все чаще, но до середины XVII в. оно сосуществовало с буфалата. В 1656 г. Палио «алла тонда» приобрело структурно окончательную форму и регулярную каденцию, и с 1659 г. в дополнение к посвящению Мадонне Ассунте было добавлено посвящение Мадонне Провенцано, культ которой вырос после ряда чудес и полученной благодати. В 1774 г. муниципалитет утвердил организацию двух Палио. В дальнейшем происходила только дополнительная регламентация скачек, уточняющая правила.
29.
Палио выигрывает лошадь, с жокеем или без него, которая первой совершает три круга по часовой стрелке вокруг площади; линия финиша, отмеченная флажком, находится в той же зоне, что и старт, хотя и не совпадает точно (немного опережает ход). В случае финиша лошади без жокея ее называют Потрясенной лошадью. Жокеи и лошади бегают в куртках и упряжи в цветах соответствующей контрады.
30.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.