Пьяцца-дель-Кампо (или просто Кампо) — центральная площадь Сиены, одна из самых величественных средневековых площадей Италии. На неё выходят фасады Палаццо Пубблико с башней Торре дель Манджа, являющейся архитектурной доминантой площади и различные палаццо городской знати.
1.
Уникальная благодаря своей особой и очень оригинальной форме раковины, площадь известна во всем мире своей красотой и архитектурной целостностью, а также тем, что именно здесь дважды в год проводится Сиенское Палио. По древней традиции, площадь и Палаццо Пубблико не принадлежат ни одной контраде (историческому району Сиены).
2.
В древности ядро сформировавшейся Сиены располагалось выше, в районе Кастельвеккьо, а будущая Кампо представляла собой место для обустройства рынков точно на перекрестке основных дорог, проходивших через город. Здесь и сегодня встречаются пути в Рим на юго-востоке, к морю на юго-западе и во Флоренцию на севере.
3.
Самый ранний документ, в котором говорится об обустройстве иль Кампо, датируется 1169 г., в нем упоминается Campus Sancti Pauli, и речь идет обо всей долине, включая как современную площадь, так и пьяццо Меркато, которая и сегодня находится за Палаццо Пубблико. В этот день сиенская община приобрела землю, которая простиралась от современного Лоджа делла Мерканция до нынешней площади Меркато. Первое сообщение о разделении двух площадей относится к 1193 г. и предполагает, что за это время была построена как минимум разделительная стена, возможно, для отвода дождевой воды. В это время упоминается «Кампус Фори», название которого указывает на его функцию как рынка (для скота, птицы и зерна). В 1194 г. рядом со стеной были возведены Таможня и Монетный двор, известный как «Болгано».
4. Провенцано Сальвани на площади Пьяцца дель Кампо собирает милостыню, чтобы освободить своего друга от наказания (Амос Кассиоли, 1873) (картина из Зала Капитана дель Пополо в Палаццо Пубблико)
До 1270 г., при правительстве Двадцати четырех (1236-1270), пространство будущей площади использовалось для ярмарок и рынков. На самом деле, она располагалась в особенно благоприятном месте для встреч горожан, являясь точкой пересечения Терцо ди Читта (трети города) и двух главных пригородов Терци ди Камолия и Терци Сан-Мартино, расположившихся вдоль Дороги франков. Хотя площадь еще не приняла той формы, которую мы видим сегодня, уже в те времена, по-видимому, было намерение сделать ее местом как для общественных празднеств, аналогичным площади Дуомо для религиозных праздников, так и для рынков и торговли в целом. Устав Сиены 1262 г. содержит некоторые первоначальные меры по улучшению планировки площади, предписывая, среди прочего, в стоящихся зданиях прорубать только окна-бифории или трифории, запрещая строить террасы и улучшая двенадцать проходов к Кампо.
5.
При правлении Девяти (1287-1355) стали задумываться о месте для городского правительства. На месте старых Таможни и Монетного двора началось строительство дворца, который должен был стать синтезом рационализации, продвигаемой правительством, и его самопрославления. Палаццо Комунале, предназначенное для размещения резиденции подесты и магистрата, которые до этого времени находились в различных религиозных или частных помещениях, также дало толчок к соответствующему обустройству площади перед ним. К концу XIII в. частные здания на Кампо стали выкупаться, а в начале XIV в. началось обновление и расширение существующих зданий, в частности палаццо, капеллы и Таможенного дома. Строительство Торре-дель-Манджиа датируется 1325-1344 гг., в 1333 г. началось кирпичное мощение внутреннего бассейна площади (завершено в следующем году); мощение внешней части датируется 1347-1348 гг. В 1334 г. Якопо ди Ванни Уголини начал земляные работы для бассейна общественного фонтана, которые завершились в 1346 г.
6. Рисунок 1578 г.
Архитектор Бальдассаре Перуцци планировал окружить площадь портиком, наложенным на средневековые фасады. После того как первоначальный проект был отвергнут, планом Перуцци занялся Фабио Киджи, взяв за основу проект Томмазо Помарелли. В годы, когда формировались облик и структура площади, правительство Сиены постепенно издавало законы, направленные на стандартизацию фасадов, пространств и архитектурных фронтов, а также на выравнивание профиля и периметра пространства. Стоит упомянуть о сносе церкви Святых Петра и Павла (находившейся между нынешними переулками Сан-Пьетро и Сан-Паоло), поскольку она выступала за периметр, который постепенно очерчивали окружающие здания.
7. Модель Палаццо Пубблико в парке миниатюр «Мини-Европа» в Брюсселе.
Площадь выделяется как единое целое возвышенной гармонии, высший плод сиенской страсти к красоте, проявившейся в народе еще до знаменитого статута 1262 г., посвященного градостроительству и городской эстетике. Это делает его одним из высших творений средневекового градостроительства. Форма площади — полукруглая, напоминающая наклоненную к югу створку-ракушку, с девятью сегментами, обозначенными белыми полосами на терракотовом покрытии. Окруженная почти сплошной завесой зданий, от нее ответвляются одиннадцать (ранее двенадцать) проходов, удачно замаскированных использованием сводов и многоуровневой планировкой поселения. Геометрия умело сочетается с формой земной поверхности, что позволяет воплотить особенности места в спроектированную среду. Точкой опоры всей площади является Палаццо Пубблико, который сценографически замыкает пространство вниз по течению и к которому сходятся все визуальные линии, неровности, куртины зданий и мощение, усиливая его символическое значение.
8.
Окружность площади составляет 333 метра и разделена на две зоны: нижнюю, центральную, и южную, вымощенную кирпичом, разделенную на девять сегментов. Число девять напоминает о Правительстве Девяти.
9.
Учитывая сходимость всех сегментов площади, в этом месте устроена старинная решетка для слива потоков воды.
10.
Фонтан Радости
Около 1340 г. сиенская Синьория постановила соорудить общественный фонтан на главной площади города Пьяцца дель Кампо. Работы были поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло, которые соорудили прямоугольную чашу фонтана. Чтобы питать его, было построено внушительное гидравлическое сооружение, состоящее из туннеля длиной около тридцати километров и главного резервуара (цистернино), укрепленного в XV в. Франческо ди Джорджо. 1 июня 1343 г. (встречается дата 1346 г.) состоялось торжественное открытие фонтана. Название «Фонтан радости» возникло из-за спонтанного всеобщего ликования у сиенцев, вызванного хлынувшей водой на городской площади.
11.
В 1409 г. городская Синьория заказала вернувшемуся на родину в Сиену скульптору Якопо делла Кверча мраморное украшение фонтана за вознаграждение 200 скуди золотом.
12. Эскиз части фонтана, выполненный Якопо делла Кверча
Якопо украсил мраморными скульптурами три стены фонтана. В центре он поставил скульптуру Девы Марии с младенцем Христом на руках, а вокруг неё мраморные скульптуры двух ангелов, семи Добродетелей и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках и Акки Ларентии. Также скульптором выполнены мраморные рельефные композиции — «Изгнание из Рая» и «Сотворение Адама». Внизу же под фигурами и рельефами он поставил скульптуры львов и волчиц, входящих в эмблему города Сиены. Мраморное украшение фонтана было завершено в 1419 г. и вызвало такой восторг сиенцев, что скульптора Якопо делла Кверча после этого стали звать Якопо делла Фонте.
13.
Непрочный и недолговечный мрамор из Монтаньола Сенезе, использованный для строительства знаменитого памятника, и естественный износ материала в повседневной жизни способствовали деградации источника. Одно из повреждений на самом деле было нанесено в 1743 году неизвестным, который, чтобы лучше видеть ход праздника, забрался на скульптуру Реа Сильвии и случайно разломал ее на куски.
14.
В 1859 г. было принято решение перенести подлинные скульптуры с фонтана, пострадавшие от времени, в музей палаццо Пубблико, а вместо них на площади поставить копии из более прочного каррарского мрамора. Копии выполнены в 1858 г. сиенским скульптором-пуристом Тито Саррокки. Тогда же фонтан был перенесен на более центральное место на площади и защищен металлическими воротами архитектора Джузеппе Партини.
15.
Оригинальные скульптуры, сильно поврежденные, были отреставрированы и сегодня находятся в Музее Санта-Мария-делла-Скала после того, как они были выставлены с 1904 по 1989 г. в Лоджии деи Нове Палаццо Пубблико.
16. Статуи Акки Ларентии и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках не восстанавливались; на концах мраморного парапета фонтана сейчас ничего не установлено.
Иконографическая программа декора фонтана включала барельефы, на которых в центре представала Богородица, вечная защитница города, в окружении шести добродетелей, основных вдохновителей хорошего правления, о котором постоянно заботилась Сиена. По краям двух парапетов, охватывающих бассейн, находились скульптуры Реи Сильвии, матери основателей Рима Ромула и Рема, и Акки Ларентии, их приемной матери. Их совместное присутствие с гордостью свидетельствует о притязаниях Сиены на римское происхождение, поскольку в ее легенде основателями города считаются два сына Рема — Сено и Аскио. Шесть волчиц, изображенных лежащими у кромки воды, относятся к той же легенде. Наконец, рядом с двумя римскими богинями находятся два барельефа, описывающие рождение человека (слева) и его падение (справа).
17*.
18. Сотворение Адама. Аллегория Мудрости. Аллегория Надежды.
19. Аллегория Мужества
20. Аллегория Благоразумия
21. Мадонна с Младенцем в окружении ангелов
22. Аллегория Справедливости
23. Аллегория Любви
24. Аллегория Умеренности. Аллегория Веры. Изгнание Адама и Евы из рая.
25. Скульптура волчицы
26. Скульптура волчицы
Здания на площади Пьяцца-дель-Кампо
По периметру площади можно увидеть здания, построенные в XIV в. в соответствии со строгим предписанием Республики, которое обязывало владельцев возводить их в терракотовом цвете с окнами-бифориями и трифорами. Сегодня, несмотря на значительные реконструкции и перестройки, здания по-прежнему образуют гармоничный фон, который придает площади особую выразительность. Осмотрим площадь против часовой стрелки.
27*.
Палаццо Чиги Зондадари. Здание XIV в., перестроенное Антонио Валери в 1724 г., с залами, расписанными фресками Марко Бенефиала, Плачидо Костанци и Джузеппе Колиньона и украшенными темперной живописью на холсте Джамбаттисты Маркетти. Радикальное преображение дворца произошло благодаря Джузеппе Флавио Чиги Зондадари, который поручил оформление комнат римским художникам. Типично сиенская фамилия Зондадари происходит от искаженного zendadi, означающего шелковые ткани.
28.
Палаццо Санседони.Дворец с вогнутым фасадом, украшенным тремя ордерами окон-трифор и необычной башней ромбовидной формы, был построен в начале XIII в. В 1339 г. Агостино ди Джованни руководил реконструкцией и расширением палаццо. Величественный кирпичный фасад в готическом стиле восходит к реконструкции 1760-1767 гг., выполненной по заказу семьи Санседони архитектором Фердинандо Руджери. Потолки некоторых комнат внутри украшены ценными аллегорическими фресками 1745-1760 гг. работы Джованни Доменико Ферретти и Доменико Габбиани.
29.
Лоджия Мерканции
Непосредственно за фонтаном Радости расположено здание, в котором с 1310 г. располагалась штаб-квартира Гильдии торговцев Сиены. Фактически, Гильдии торговцев было делегировано управление официальными мерами и весами государства, практикой возмездия (инструмента взыскания долгов с иностранного должника) против других городов и правосудием, касающимся коммерческих вопросов (Торговый трибунал). У Гильдии также были свои собственные тюрьмы, предназначенные для преступников, связанных с экономическим сектором, например, для тех, кто был не способен погасить долги. С окончанием средневековья и, прежде всего, с концом Сиенской республики, Гильдия начала терять свою власть. В 1764 г. штаб-квартира была продана Circolo degli Uniti, старейшему в мире клубу джентльменов, основанному в 1657 г. и существующему поныне. Современный фасад здания, выходящий на площадь Кампо, был спроектирован Фердинандо Фуга и построен в 1763 г.
30.
С противоположной стороны к зданию пристроена Лоджия Мерканции — один из важнейших памятников сиенского Возрождения. Строительство велось по проекту и под руководством Сано ди Маттео (1417-1428), а затем Пьетро дель Минеллы (1428-1444) в переходном стиле между готикой и ренессансом.
31.
Лоджия состоит из трех арок на богато украшенных колоннах, на лицевых сторонах которых находятся табернакли с мраморными статуями св. Петра и св. Павла, а также трех из четырех древних святых покровителей Сиены.
32.
Св. Савин (Антонио Федериги, 1458-1459); св. Петр (Веккьетта, 1458-1462); св. Ансано (Антонио Федериги, 1458-1459); св. Виктор (Антонио Федериги, 1458-1459); св. Павел (Веккьетта, 1458-1462).
33*.
Левая сторона лоджии ограничена мраморной скамьей (Урбано да Кортона, ок. 1462), украшенная барельефами, разделенными пилястрами и изображающими аллегории четырех кардинальных добродетелей (слева направо): Мужества, Благоразумия, Справедливости и Умеренности.
34.
Особый интерес представляет правая скамья из каррарского мрамора (Антонио Федериги, 1459-1464) с пятью фигурами сидящих римских героев. Ученые смогли идентифицировать только двух из них: в центре один из основателей Римской республики Луций Юний Брут и по левую руку от него — Марк Фурий Камилл, за изгнание галлов получивший титул «второго основателя Рима». На задней стенке скамьи изображены четыре пустых щита, окруженных гирляндами, а в центре — волчица, кормящая Ромула и Рема. Возможно, роль Федериги в создании скамьи ограничивалась разработкой дизайна, исполнение которого обеспечили работники его мастерской.
35.
Три свода украшены фресками и лепниной, восстановленными и отреставрированными в XIX в.
36*.
Левый свод (Пасторино деи Пасторини, 1549-1552).
37.
Центральный свод (Лоренцо Брацци по прозванию «иль Рутичи», 1549-1553).
38.
Правый свод (Лоренцо Брацци по прозванию «иль Рутичи», 1553-1563).
39.
Казе де Метц. Левее Лоджии Мерканция находятся Case De Metz — ряд зданий с кирпичными фасадами, в которых видны следы оживальных окон, когда-то принадлежавших дворцам Сарачини и Скотти.
40.
Костарелла деи Барбьери. Известная также как «Костарелла», это крутая дорога на месте древнего Порта Салария XI века, расположенного вдоль первого круга городских стен; являясь важными воротами, она соединяет площадь с Виа Франчиджена на севере и дорогой в Маремму на юге, а также, через Виа деи Пеллегрини, обеспечивает связь с Дуомо. Над ней возвышается башня Торре делле Сетте Сегинелле.
41.
Палаццо д’Эльчи. Последнее монументальное здание на площади — Палаццо деи Панноккьески д’Эльчи, ранее принадлежавшее роду Черретани Бандинелли Папарони, узнаваемое по гвельфским зубцам и сильному сходству с Палаццо Пубблико. Первоначально, в XIII в., это была первая резиденция городского правительства. Палаццо был полностью реконструирован в XVII и XVIII вв.
42.
При создании этого поста в том числе были использованы некоторые материалы с сайта https://provincedesienne.com/.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.