Ораторий древнего Братства Сан-Бернардино в Сиене — это место поклонения и музейное пространство на площади Сан-Франческо, где в 1999 г. был создан Епархиальный музей сакрального искусства. Это место с волшебной и застывшей атмосферой, в котором можно на одном дыхании перечитать историю духовности региона и сиенской живописи с XIII по XVIII в.
1.
Экспозиция музея и Оратория расположена на двух этажах. Для лучшей ориентации внутри здания предлагаю использовать план музея.
2.
Ризница [5]
За верхним ораторием [4], в старой ризнице, выставлены различные произведения, выполненные с XV по XVIII в.
3.
Панели процессиональных носилок каталетто Общества Святой Троицы (Содома, 1525-1528). Темпера по дереву. Происхождение: церковь Сан-Донато в аббатстве св. архангела Михаила. Мало изученные современными исследователями, хотя и описанные Джорджо Вазари как прекрасные за выражение привязанностей и за мастерски написанные картины в технике сфумато и с полной тенью, четыре панели Содомы, очарованного манерой Рафаэля и в период возрождения интереса к контрастам света Леонардо, оказываются фактически превосходными произведениями. В описаниях упоминаются четыре панели, по логике их применения (панели обычно скрепляются попарно «спина к спине») также должно быть четыре, но ни фотографий, ни даже названия одной из них нигде не нашел.
4. Троица (Содома, 1525-1528). Темпера по дереву.
5. Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами (Содома, 1525-1528). Темпера по дереву.
6. Богоматерь Милосердия (Содома, 1525-1528). Темпера по дереву.
Святое семейство и св. Иоанн Креститель (Аннибале Маццуоле, ок. 1710). Масло по дереву. Происхождение: Архиепископская семинария. Изначально эта и три последующие панели имели овальную форму, но позже их основа была дополнена до прямоугольной.
7.
Пьета (Аннибале Маццуоле, ок. 1710). Масло по дереву. Происхождение: Архиепископская семинария.
8.
Св. Жерар, утешаемый ангелами (Аннибале Маццуоле, ок. 1710). Масло по дереву. Происхождение: Архиепископская семинария.
9.
Св.Людовик Тулузский, утешаемый ангелами (Аннибале Маццуоле, ок. 1710). Масло по дереву. Происхождение: Архиепископская семинария.
10.
Христос, несущий Крест (сиенский художник XVI в.). Масло по дереву. Происхождение: монастырь Сан-Франческо, Сиена.
11.
Св. Себастьян (Астольфо Петрацци, ок. 1600-1665). Масло по дереву.
12.
Тайная вечеря (Арканджело Салимбени, ок. 1550-1600). Темпера по дереву. Происхождение: Архиепископская семинария.
13.
Молитва в Гефсиманском саду (Арканджело Салимбени, ок. 1550-1600). Темпера по дереву. Происхождение: Архиепископская семинария.
14.
Христос, несущий Крест (Доменико Беккафуми, ок. 1536). Масло по дереву. Происхождение: Архиепископская семинария. Оригинальная рама, вырезанная Джованни Барили.
15.
Четыре панели (оголовья) погребальных носилок (каталетто) Компании св. Ансана (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1570). Масло по дереву. Происхождение: Компания св. Ансана в церкви св. Доната Аббатства св. архангела Михаила.
16. Мадонна с Младенцем и двумя святыми (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1570). Масло по дереву.
16.
17. Мертвый Иисус, поддерживаемый двумя ангелами (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1570). Масло по дереву.
18. Св. Ансан (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1570). Масло по дереву.
19. Св. Ансан крестит младенца (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1570). Масло по дереву.
Шкатулка с реликварием руки св. Ансана (сиенский художник, ок. 1510). Темпера и золото по дереву. Происхождение: церковь Сант-Ансано-ин-Дофана.
20.
Мадонна с Младенцем (атр. Лоренцо Рустичи по прозванию иль Рустико, ок. 1440-1450). Темпера по дереву. Происхождение: церковь Сант-Ансано-ин-Дофана.
21.
Мадонна с Младенцем, св. Екатериной Сиенской и св. Бернардином (сиенский художник из окружения Содомы и Беккафуми (Антонио Маганья?), ок. 1510-1550). Темпера по дереву.
22.
Мадонна с Младенцем, св. Иеронимом и св. Антонием Падуанским (сиенский художник из окружения Содомы и Беккафуми (Антонио Маганья?), ок. 1510-1550). Темпера по дереву.
23.
Св. Иоанн Креститель (атр. Лоренцо ди Мариано по прозванию «иль Маррина», начало XVI в.). Терракота. Происхождение: Ораторий св. Бернардина, Сиена.
24.
Бл. Андреа Галлерани (Алессандро Казолани, начало XVII в.). Масло по холсту, закрепленному на доске.
25.
Четыре панели (оголовья) погребальных носилок (каталетто) Компании бл. Андреа Галлерани (Алессандро Казолани, 1592). Масло по холсту, закрепленному на доске. Происхождение: Общество бл. Андреа Галлерани, Сиена, после 1784 г.; церковь компании Сан-Себастьяно, Сиена.
26. Бл. Андреа Галлерани в молитве (Алессандро Казолани, 1592). Масло по холсту, закрепленному на доске, 64×45,5 см.
27. Мадонна с Младенцем и ангелами (Алессандро Казолани, 1592). Масло по холсту, закрепленному на доске, 68,5×50 см.
28. Пьета (Алессандро Казолани, 1592). Масло по холсту, закрепленному на доске, 68,5×50 см.
29. Бл. Андреа Галерани, раздающий хлеб бедным (Алессандро Казолани, 1592). Масло по холсту, закрепленному на доске, 68,5×50 см.
Бог-Отец (Рутилио Манетти, ок. 1620). Масло по холсту, 60×63 см. Происхождение: церковь Сан-Никколо картезианского монастыря в Маджиано.
30.
Св. Иоанн Креститель (Рутилио Манетти, ок. 1620-1630). Масло по холсту. Происхождение: церковь Сан-Донато в аббатстве св. архангела Михаила.
31.
Иродиада держит голову св. Иоанна Крестителя (Жак Стелла, 1630). Масло по холсту. Саломея была дочерью Иродиады, бывшей замужем за своим дядей Иродом Филиппом I, а позднее вступившей в связь с его единокровным братом, Иродом II Антипой. Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно Евангелию, обличителем поруганного закона выступил св. Иоанн Креститель, который смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду и она, воспользовавшись случаем, добилась того, чтобы голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача, и потребовала принести его голову на блюде.
32.
Ангелы (сиенский художник, ок. 1690). Масло по холсту. Происхождение: церковь Сан-Донато в аббатстве св. архангела Михаила.
33.
К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из следующих источников: Википедия и provincedesienne.com. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.