Сиена. Церковь Сан-Агостино. Часть 2

На южной стороне Сиены, на холме, названном в честь св. Агаты, возвышается величественная древняя церковь Сан-Агостино. Она расположена в районе Терцо-ди-Читта, в районе Контрады Тартука (Контрады Черепахи).
1.
sienamap

На протяжении столетий великие итальянские художники, среди которых Амброджо Лоренцетти, Лука Синьорелли, Перуджино, Содома и Луиджи Ванвителли, внесли свой вклад в то, чтобы сделать церковь Сан-Агостино одним из важнейших священных зданий в Сиене как с архитектурной, так и с художественно-исторической точки зрения.
2*.
CN2

Для лучшей ориентировки в церкви предлагаю воспользоваться планом.
3.
plan_num

Правая сторона трансепта
Во внутренней часовне с правой стороны трансепта — часовне Мадонны (капелле Лукарини) [10] имеются два полотна, являющиеся частью цикла Девы Марии. Эти работы, расположенные в часовне Богоматери в правом трансепте, подчеркивают целительные дары Девы Марии и ее функцию посредницы между Богом и человечеством. Св. Августин в своих собственных трудах, а затем и монахи-августинцы, превозносили эти добродетели, помещая действие Марии на один уровень с деяниями Христа. Джованни Бруни (Сиена, 1804 — Сиена, 1864) — малоизвестный художник, информации о нем крайне мало. Название картин, вероятно, происходит из литании Пресвятой Деве Марии «Salus infirmorum» и «Refugium Peccatorum».
4. Мария — целительница больных (Джованни Бруни, 1853).
10-1

5. Мария — прибежище грешных (Джованни Бруни, 1853).
10-2

По другим данным, в капелле также выставлено несколько работ, выполненных в 1605-1606 гг. сиенским скульптором Доменико Кафаджи, известным как Капо. Однако, информации о конкретных работах скульптора в церкви Сан-Агостино, найти не удалось.

Внешняя часовня правой стороны трансепта (часовня св. Христофора) более известна как Капелла Бичи [11]. Оформление часовни было заказано Антонио Бичи и посвящено его зятю Кристофоро Белланти.
6.
11-0

Алтарь изначально был украшен полиптихом, созданным Лукой Синьорелли. Алтарь был посвящен св. Христофору и подарен в 1487 г. Антонио ди Джованни Бичи своей дочери Евстахии в честь ее мужа Кристофоро ди Пьетро Беланти, умершего в 1482 г. Алтарь служил опорой для большой деревянной скульптуры св. Христофора, созданной Франческо ди Джорджо Мартини. Предположительно, алтарь был разобран в XVIII в. и распределен по различным престижным европейским и американским коллекциям.
7. Виртуальная реконструкция первоначального алтаря Бичи.
11-8

Рассмотрим отдельные элементы алтаря Бичи.

Св. Екатерина Сиенская, св. Мария Магдалина и св. Иероним (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву, 145,5×76 см. Св. Августин, св. Екатерина Александрийская и св. Антоний Падуанский (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву, 145,5×76 см. Внешние картины крыльев полиптиха сейчас находятся в Берлинской картинной галерее.
8*.
11-9-1

Фигуры на фоне пейзажа: двое обнаженных молодых людей (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву, 69,2×41,2 см. Фигуры на фоне пейзажа: мужчина, женщина и ребенок (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву, 67,9×41,9 см. Внутренние картины крыльев полиптиха сейчас хранятся в Музее искусств Толидо.
9*.
11-9-2

Статуя св. Христофора (Франческо ди Джорджо Мартини, 1488-1490). Полихромное дерево. Статуя сейчас находится в Лувре.
10.
11-9-3

Христос в доме Симона Фарисея (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву, 90×26 см. Левая часть пределы выставлена в Национальной галерее Ирландии.
11*.
11-9-4

Оплакивание мертвого Христа (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву, 119.1×29.8 см. Центральная часть пределы находится в Доме Поллока (Глазго).
12*.
11-9-5

Мученичество св. Екатерины Александрийской (Лука Синьорелли, ок. 1490). Масло по дереву, 92,4×29.6 см. Правая панель пределы представляет три эпизода из легенды о св. Екатерине Александрийской. Слева на троне восседает языческий император, окруженный философами, которых св. Екатерина обратила в христианскую веру. Справа ангелы разрушают колесо — орудие мученичества святой. Слева, внутри здания, только что обезглавленная св. Екатерина лежит у ног императора в окружении тех же философов. Панель хранится в Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк.
13*.
11-9-6

Сегодня в качестве алтарного образа капеллы выступает полотно с изображением св. Христофора (Никколо Франкини, 1755).
14.
11-7

В часовне Бичи недавно были обнаружены очень важные фрески, датируемые XV в. Это две сивиллы, изображенные Лукой Синьорелли в люнетах свода, и две монохромные фрески, изображающие Рождение Девы Марии и Рождество Иисуса, созданные Франческо ди Джорджо Мартини и его мастерской, возможно, при участии Пьетро дельи Ориоли.

Рождение Девы Марии (Франческо ди Джорджио Мартини, 1487-1494). Монохромная фреска, 451×532 см. Использование перспективы фокусирует наше внимание на важности этого события: Мария, Матерь Божия, пришла в мир, чтобы сделать возможным воплощение Слова.
15.
11-1

Рождество Христово (Франческо ди Джорджио Мартини, 1487-1494). Монохромная фреска, 449×530 см. Художник поместил сцену в хлев среди скал; внутри него находится Иисус, рожденный, чтобы принести мир человечеству.
16.
11-2

На своде капеллы сохранились следы полихромной росписи. В люнетах потолка находятся Тибуртинская и Эритрейская сивиллы.
17.
11-5

Тибуртинская сивилла (Лука Синьорелли, 1488-1491). Фреска. Тибуртинская сивилла жила во времена императора Октавиана Августа. В руках носила масличную ветвь. «Золотая легенда» упоминает её общение с первым римским императором и основателем Римской империи по вопросу о наречении его Богом. Она явила ему на небе образ Богородицы с младенцем на руках, и Октавиан отказался от принятия такого титула. Ею предсказано разрушение храма Януса в Риме.
18.
11-3

Эритрейская сивилла (Лука Синьорелли, 1488-1491). Фреска. Её родителями считали Аполлона и Ламию. В руках она носила обнаженный меч, опираясь на него, и круглое яблоко, красивое как звезды, которое она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до падения Трои. Согласно древней легенде, эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен перитиями.
19.
11-4

Убранство часовни завершает прекрасный пол из майоликовой плитки XV в., созданный Пьетро и Никколо Маццабуррони.
20.
11-6

В правом крыле трансепта [12] находится капелла Паннокьески с мраморным алтарем св. Фомы из Виллановы.
21.
12-1

Алтарный образ «Смерть св. Фомы из Виллановы» (Рафаэль Ванни, 1664). Масло по холсту.
22.
12-3

В верхней части алтаря в овале «Слава св. Фомы из Виллановы» (Рафаэль Ванни, 1664). Масло по холсту.
23.
12-2

Рядом находится мраморный надгробный памятник Орсо д’Эльчи (Джованни Антонио Маццуоли, 1668). В верхней части памятника, в овальной нише, находится бюст графа Орсо Паннокьески, сеньора Эльчи, который был дипломатом на службе у великого герцога Фердинанда I и его сыновей и последующих преемников, Козимо II и Фердинандо II. В нижней части находится мемориальнгая надпись и герб семьи Паннокьески.
24.
12-4

Статуя св. Клары из Монтефалько (Джузеппе Силини, 1755), основательницы августинского монастыря в Монтефалько.
25.
12-5

Правая сторона нефа
Четвертая часовня справа — капелла Бирингуччи с алтарем св. Матфея [13].
26.
13-1

Иисус, встречающий свою мать на пути к Голгофе (Алессандро Казолани и Вентура Салимбени, 1590-1612). Масло по холсту. Работу над холстом начал Алессандро Казолани, а завершил Вентура Салимбени. Картина изображает момент, когда Иисуса ведут на Голгофу в присутствии Марии, которая, опустошенная горем, теряет сознание, падая в объятия благочестивых женщин. Лицо Иисуса, несмотря на его страдания, безмятежно, потому что он знает, что умрет и воскреснет, чтобы искупить человечество от первородного греха.
27.
13-3

В третьей часовне [14] справа с алтарем св. Марии Горетти алтарный образ отсутствует. Впрочем, в некоторых источниках утверждается, что там находился деревянный алтарный образ работы Джузеппе и Себастьяно Миначчи, созданный ок. 1750-1755 г.

Статуя бл. Агостино Новелло (Джузеппе Силини, 1755) [15]. Под статуей расположен вход в Капеллу Пикколомини [18].
28.
15-1

Вторая часовня справа — Капелла Киджи с алтарем Распятия [16].
29.
16-2

Распятие (Христос на кресте между Марией и св. Моникой, св. Иеронимом, св. Иоанном Богословом, св. Иоанном Крестителем и св. Августином; Пала Киджи) (Пьетро Перуджино, 1502-1504). Масло по дереву. По обе стороны от мертвого Христа два летящих ангела собирают в тончайшие чаши кровь, текущую из его рук, пронзенных гвоздями. Вокруг него симметрично расположены четыре херувима, завершая создание формы мандорлы, возвещающей о грядущем Вознесении. На вершине креста расположено гнездо пеликана — символ, часто используемый для напоминания о жертве Христа: подобно пеликану, который, как тогда считалось, питался собственной кровью, чтобы кормить своих птенцов, Христос приносит себя в жертву ради искупления человеческого рода. В нижнем регистре восемь фигур расположены двумя полукругами, также в строгой симметрии относительно центральной оси изображения, подчеркнутой стойкой креста. Среди фигур, занимающих это пространство, ближе всего к кресту, по обе стороны стоят Богоматерь и св. Иоанн Богослов, в то время как св. Мария Магдалина и св. Мария Клеопова преклоняют колени и созерцают тело мученика, причем последняя сложила руки в молитве. Слева изображены св. Моника со склоненной головой и св. Августин, печально устремивший взор на Христа, а справа — св. Иоанн Креститель и св. Иероним, оба в одеждах кающихся грешников.
30.
16-3

Первая часовня справа — Капелла Роки с алтарем св. Иеронима [17].
31.
17-1

Последнее причастие св. Иеронима (Астольфо Петрацци, 1631).
32.
17-3

Капелла Пикколомини
Перед капеллой Пикколомини находится атриум, в котором установлена мраморная статуя папы Пия II (Джованни Дюпре, 1844-1850) [18a]. Эта работа, настоящий шедевр пуристической скульптуры, примечательна не только своим изысканным исполнением, но и новаторской иконографией: впервые папа представлен стоящим.
33.
18a-1

Мраморный барельеф с изображением ангела(?) на постаменте скульптуры.
34.
18a-2

Сама часовня Пикколомини [18] возникла из зала капитула, построенного между 1322 и 1328 гг., которое в XVI в. было преобразовано в частную часовню сиенским архиепископом Асканио I Пикколомини.
35.
18-1

Образом алтаря семьи Ардуини капеллы Пикколомини является «Поклонение волхвов» (Содома, ок. 1530). Масло по дереву, 328×203 см. Сюжет Поклонения волхвов получил широкую популярность в изобразительном искусстве благодаря «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, написанной около 1260 г. Мы видим откровение божественной природы Христа народам всей земли, представленное тремя волхвами. Ведомые звездой, они пришли с Востока, чтобы увидеть Иисуса и принести ему дары. Мельхиор принес ладан, символ божественности; Каспар принес золото, знак королевской власти; а Вальтасар принес смирну, символизирующую человечность Христа.
36.
18-2

На противоположной стене капеллы сохранилась фреска «Маэста» (Амброджо Лоренцетти, ок. 1335-1338). Распятие было темой цикла фресок, которые когда-то украшали часовню Пикколомини, из которых до сих пор сохранилась только «Богоматерь с младенцем на троне».
37.
18-3

В центре фрески, восседая на троне, материальность которого не сразу бросается в глаза, Богоматерь отсутствующим взглядом устремляет взгляд в далекую точку за пределами изображения. Она держит на коленях Ребенка, вся поза которого вызывает ужас, главной причиной которого, по-видимому, является щегол, которого ему протягивает Мать. По обе стороны престола толпа коленопреклоненных святых подносит дары Младенцу: слева — св. Агата, грудь которой была отрезана рукой палача, и св. Екатерина Александрийская, у которой была отрублена голова; еще дальше — св. Августин с тремя книгами (заседание капитула, состоявшееся в 1338 г. в капелле Пикколомини, одобрило написание св. Августином трех книг, определяющих устав скитов) и св. Варфоломей с саблей, с помощью которой с него заживо содрали кожу; на противоположной стороне — св. Аполлония с огромными клещами, которыми палач вырвал ей все зубы; св. Мария Магдалина с вазой, из которой выходят огненные ангелы, символы ее пламенной преданности Христу; во втором ряду архангел Михаил с распростертыми крыльями протягивает свой меч в качестве подношения, а св. Антоний Великий — букет цветов. Характер приношений, которые преподносились Младенцу, мог стать причиной начавшегося у Ребёнка страха. Однако именно щегол, которого показывает ему мать, — предвестник его собственных человеческих страданий (в средневековой символике красное пятно на груди птицы символизирует кровь, пролитую Иисусом во время Страстей), — вызывает этот явный страх.
38.
18-4

На боковых стенах капеллы можно заметить три небольшие картины.

Причастие св. Люсии (Астольфо Петрацци, ок. 1640). Масло по холсту.
39.
18-5

Оплакивание Христа (Джованни Паоло Пизани, ок. 1610). Масло по холсту.
40.
18-6

Христос и св. Екатерина Сиенская (атр. Симондио Салимбени). Масло по холсту.
41.
18-8

В этой капелле ранее находилась картина «Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1482). Темпера по дереву. Сейчас она выставляется в музейном комплексе Санта-Мария-делла-Скала. Подробнее об этом произведении можно прочесть здесь.
42.
DSC_0825

Орган, датированный 1522 г., наряду с органом в церкви Сантиссима Аннунциата, является одним из лучших произведений известного сиенского мастера Джованни Пифферо. Первоначально установленный на левой стене нефа, в углу трансепта, теперь он находится на контрфасаде над входным порталом. Он имеет двойной корпус, при этом внутренний корпус из ели был изготовлен заново, когда орган был отреставрирован в 1987 г. Над корпусом находится резной деревянный балдахин, в центре которого, увенчанного сломанным фронтоном, можно увидеть герб ордена августинцев со свисающими с него гирляндами. Ниже находятся гирлянды, вырезанные с растительными мотивами, и маленькие ангелы, держащие горны.
43.
19-1

В заключение хочу заметить, что церковь почти всегда закрыта, осмотреть ее изнутри очень сложно.

К сожалению, наступил тот момент, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.