Сиена. Церковь Сан-Агостино. Часть 1

На южной стороне Сиены, на холме, названном в честь св. Агаты, возвышается величественная древняя церковь Сан-Агостино. Она расположена в районе Терцо-ди-Читта, в районе Контрады Тартука (Контрады Черепахи).
1.
sienamap

Строительство здания началось в 1259 г. после признания ордена отшельников Святого Августина папой Александром IV. Вместе с другими церквями августинцев, оно свидетельствует о новой концепции религиозной жизни, разработанной в XIII и XIV вв. Одновременно с быстрым расширением города монахи, которые до этого были преданы созерцанию и уединенной медитации в близлежащем лесу Леччето и его окрестностях, основали присутствие в Сиене, чтобы ответить на новые требования евангелизации растущего населения. Чтобы иметь место для большого количества людей Божьих, августинцы построили эту огромную церковь, характеризующуюся единым большим внутренним пространством.
2.
00-3

С самого начала церковь пользовалась значительным престижем и была местом паломничества верующих, которые приходили помолиться перед мощами бл. Агостино Новелло, перенесенными сюда после его смерти в 1309 г. в августинском скиту Сан-Леонардо-аль-Лаго. Бл. Августин Новелло был перезахоронен 19 мая 1977 г. в соборе Сан-Никола-ди-Бари.
3.
00-4

Реставрация и расширение монастыря проводились с 1579 по 1598 г., когда было завершено строительство верхнего дормитория. Освящение церкви состоялось 22 октября 1635 г. в присутствии великого герцога Фердинандо II Медичи. В 1747 г. пожар серьезно повредил церковь. Реставрационные работы проводились с 1747 по 1755 г. Луиджи Ванвителли и архитекторами Джузеппе и Себастьяно ди Джорджио Миначчи. После завершения строительства возник спор с семьей Миначчи по поводу конструкции крыши, который привел к улучшениям, продолжавшимся до 1760 г. Во время землетрясения 1798 г. своды ризницы и капеллы Пикколомини обрушились, а колокольня была серьезно повреждена. Последующие реставрационные работы, проведенные сиенским архитектором Агостино Фантастичи, начались в 1816 г. и закончились в 1820 г. Колокольня высотой 40 м была снесена, а перед фасадом церкви вплотную была построена трехпролетная лоджия.
4.
00-2

Фасад церкви, выполненный из терракотового кирпича, почти полностью скрыт за атриумом, который обозначает монументальный вход в колледж Толомеи, заменивший древний монастырь Сан-Агостино после подавления религиозных орденов. Сегодня в монастыре располагается Сиенский университет. Единственным элементом отличия фасада является входной портик, построенный в XIX в. в неоклассическом стиле Агостино Фантастичи. Он имеет трехчастную структуру с большой аркой в центре и боковыми архитравами, поддерживаемыми двумя колоннами, увенчанными открытыми люнетами. Под портиком, имеющим гладкие стены и сводчатый потолок, находится вход в саму церковь. Деревянная дверь в церковь окружена мраморной рамой XVI в. и установлена под аркой в классическом стиле.
5.
00-1

На фасаде, вверху справа, находится большая мраморная доска, вмонтированная в стену, размещенная по случаю «Выставки раннего сиенского искусства», состоявшейся в 1904 г. в память о скульпторе Якопо делла Кверча, который, согласно источникам, был похоронен в крыле первого клуатра старого монастыря августинцев в 1438 г.
6.
00-5

На протяжении столетий великие итальянские художники, среди которых Амброджо Лоренцетти, Лука Синьорелли, Перуджино, Содома и Луиджи Ванвителли, внесли свой вклад в то, чтобы сделать церковь Сан-Агостино одним из важнейших священных зданий в Сиене как с архитектурной, так и с художественно-исторической точки зрения.

Церковь имеет планировку в виде латинского креста с одним большим нефом, чтобы вместить как можно большее количество верующих, что было типично для нищенствующих орденов. С правой стороны церкви находится вход в частную часовню семьи Пикколомини. Вдоль боковых стен нефа размером 43×16,5 м и высотой 22,5 м находятся лепные колонны, разделяющие полихромные мраморные алтари, возведенные между 1500 и 1600 гг. Потолок нефа, изначально сделанный из деревянных ферм, был заменен цилиндрическим сводом, в то время как боковые часовни, ранее покрытые крестовыми сводами, теперь имеют бочкообразные своды.
7*. Фотография II четверти XX в.
CN1

В дальнем конце церкви находятся трансепт, большой квадратный хор, перед которым установлен главный алтарь, а также четыре часовни также квадратной формы.
8*.
CN2

Для лучшей ориентировки в церкви предлагаю воспользоваться планом.
9.
plan_num

Левая сторона нефа
Первая часовня слева — Капелла Савини с алтарем Рождества Христова [1].
10.
01-1

Поклонение пастухов (Джованни Франческо Романелли, ок. 1640). Масло по холсту.
11.
01-2

Вторая часовня слева с алтарем Непорочного Зачатия [2].
12.
02-1

Непорочное зачатие (Мадонна во славе со св. Франциском Сальским и св. Фомой из Вильянуэвы) (Карло Маратта, 1671). Масло по холсту. Вопрос Непорочного Зачатия был особенно дорог св. Августину, который неоднократно поддерживал и защищал физическое и божественное материнство Марии, а также ее девственность. Богоматерь изображена в соответствии с традиционной иконографией Непорочного Зачатия. Дева Мария носит белое платье, символ абсолютной чистоты; над ее головой корона из двенадцати звезд, символизирующая двенадцать колен Израилевых. Ее ноги покоятся на шаре, Земле, которой угрожает змей, но которую защищает Дева Мария. По бокам картины изображены св. Франциск Сальский и св. Фома из Вильянуэвы, один из самых известных августинских святых за его преданность Богоматери.
13.
02-2

Статуя бл. Антонио Патрици (Джузеппе Мария Маццуоли, 1755) [3]. Мрамор. Под статуей находится вход в церковь.
14.
03-1

Третья часовня слева — Капелла Фонди с алтарем св. Сильвестра [4].
15.
04-1

Крещение Костантина (Франческо Ванни, 1586-1587). Масло по холсту. Полотно было заказано Антонио Фонди для семейного алтаря.
16.
04-2

Четвертая часовня слева — Капелла Баргальи с Алтарем Святой Троицы [5].
17.
05-1

Троица и святые (Троица со св. Ансано, св. Иоанном Крестителем, св. Августином, с. Иеронимом, св. Екатериной Сиенской и св. Петром) (Пьетро Сорри, 1600). Масло по холсту. Полотно было заказано Шипионе Баргальи.
18.
05-2

Левая сторона трансепта
В левом крыле трансепте [6] находится надгробный памятник Агостино Киджи, бывшему ректору больницы Санта Мария делла Скала (Томмазо Реди, 1631). Не путать с другим, более известным, живописцем и скульптором Томмазо Реди! Скульптурный памятник Агостино Киджи представляет собой трехчастную структуру. Наверху, в овальной раме из серого и белого мрамора, украшенной завитками, находится бронзовый бюст Агостино Киджи на постаменте с эмблемой госпиталя (лестница, увенчанная крестом). В центре — камень с надписью, по бокам от которого две аллегорические бронзовые фигуры: слева -«Благоразумие», справа — «Умеренность». Ниже находится архитрав, поддерживаемый двумя кронштейнами, украшенными головами львов из белого мрамора, обрамляющими бронзовый щит с гербом семьи Киджи.
19.
06-1

Здесь же мы видим полихромную деревянную статую св. Николая Толентинского (Джакомо Коццарелли (или мастерская), 1468).
20.
06-2

В левом крыле трансепта установлена статуя св. Риты Кашийской (Джузеппе Мария Маццуоли, 1755).
21.
06-3

Алтарь часовни слева — капеллы св. Иоанна [7].
22.
07-3

Алтарный образ Крещение Христа (Стефано Вольпи, 1626). Масло по холсту. Полотно показывает св. Иоанна Крестителя в акте совершения Христу таинства крещения, самого важного, поскольку оно предписывает вступление человека в христианскую общину.
23.
07-4

Расписной кенотаф семьи Фонди (Бартоломео Нерони по прозванию иль Риччо, ок. 1560). Фреска была обнаружена под слоем побелки в XX в. В нише, окруженной двумя обелисками, находится саркофаг с двумя женскими фигурами наверху. Эдикула завершается фронтоном, в центре которого находится семейный герб Фонди, поддерживаемый двумя крылатыми путти.
24.
07-5

На противоположной стороне капеллы размещено полотно «Св. Антоний, искушаемый дьяволом» (Рутилио Манетти, ок. 1630). Масло по холсту.
25.
07-1

26.
07-2

Расположенная часовне, посвященной св. Иоанну Крестителю, крестильная купель была создана в 1969 г. монахами-капуцинами. Изготовленная из мрамора и керамики, с крышкой из меди и латуни, увенчанной земным шаром и крестом, она покоится на восьмиугольной мраморной плите. Восьмиугольник имеет точное символическое значение, поскольку он вызывает в памяти восьмой день Воскресения и, таким образом, вступление в новую жизнь Христа. На четырех сторонах представлены: символ ордена августинцев, сердце, пронзенное стрелой, на вершине книги; сцена крещения; и две сцены из жизни Христа.
27.
07-6

Капелла св. Риты в левом трансепте [8] в основном украшена современными работами. Выделяется полотно «Явление Мадонны св. Иосифу Каласансскому» (Св. Иосиф Каласанский указывает на Деву Марию группе детей) (Себастьяно Конка, 1763). Масло по холсту. Св. Иосиф Каласанский — католический святой, священник, педагог, основатель ордена пиаристов.
28.
08-1

Главный алтарь
Главный алтарь [9] расположен у входа в апсиду, отделяя ее от нефа.
29.
09-1

На уровне чуть выше нефа, чтобы его могли легко видеть все верующие, алтарь был полностью выполнен из мрамора скульптором Фламинио дель Турко в 1608 г. по заказу сиенского дворянина Кристофано Киджи.
30.
09-2

В верхней части алтаря находятся две аллегорические фигуры, сидящие по обе стороны от разорванного фронтона и представляющие Милосердие с двумя детьми на руках (справа) и Веру, держащую крест в левой руке и чашу с Гостией в правой (слева), выполненные скульптором Фульвио Синьорини.
31.
09-6

Над алтарным столом находится величественный киворий. Как указано в Уставе отшельников св. Августина, составленном при папе Александре IV, во всех церквях ордена Тело Христово должно храниться в кивории, размещенном над главным алтарем. Под ним видна вмонтированная в мраморные ступени над алтарным столом дверка кивория; на которой выгравирована чаша Евхаристии, созданная в то же время, что и сам алтарь.
32.
09-3

Украшенный двумя ангелами со свечами по бокам, которые смотрят на образ воскресшего Христа, киворий был изготовлен в конце XVII в. в семье сиенских скульпторов Маццуоли.
33.
09-4

Под мраморной плитой стола, внутри мраморного саркофага, четыре угла которого украшены головами серафимов, находятся мощи бл. Агостино Новелло.
34.
09-5

Резной хор из орехового дерева, изготовленный в 1630 г., выстилает стены позади главного алтаря. Зарезервированные для духовенства во время литургических служб, сиденья расположены в два ряда. Передний ряд, в котором нет коленопреклоненных скамеек, оснащен подлокотниками в виде свитка, в то время как задний ряд сидений имеет высокие спинки-панели с зубчатыми рамами, перемежающимися полуколоннами.

К сожалению, наступил тот день, когда фотографии, привезенные из последнего путешествия в Италию, почти что закончились. Учитывая имеющиеся сложности (надеюсь, что временные) с организацией поездок, я после длительных размышлений принял непростое решение подготовить и опубликовать описания нескольких значимых достопримечательностей Сиены, которые лично не посещал. При этом, что очевидно, пришлось заняться своего рода импортозамещением и использовать сторонние фотографии, в основном из Википедии. Несмотря на довольно объемный труд по обработке заимствованных изображений, знак копирайта не встроен. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.