Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.

Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.

Продолжим осмотр экспонатов на первом, нижнем, этаже Павильона «Автомобили и мотоциклы» [3]. На этом этаже павильона сотрудники музея по каким-то своим соображениям продолжают практику технических интриг и не делятся в полном объеме с посетителями секретами, что же у них выставлено. В итоге приходится тратить неприлично много времени в поисках «что есть что», при этом практически неизбежны некоторые ошибки и неточности в описаниях.
Спортивные мотоциклы
Казалось, что в предыдущем посте описал все спортивные мотоциклы, показанные в музее. Ан нет! На первом этаже нашлось продолжение.
Мотоцикл для гонок на льду ИЖ 6.218 Спидвей
Это единственный в своем роде ледовый мотоцикл (спидвей), созданный на Ижевском заводе. Он был оснащен двигателем от «Иж Планета Спорт» и передней вилкой от кроссового мотоцикла Иж-К16. Также был известен как «Ледовый Иж». Вместо коробки передач использовался кикстартер, а на руле не было педали тормоза — вместо нее был только рычаг газа. Для лучшего сцепления на льду мотоцикл был оснащен специальной шипованной резиной. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов, Шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта.. Часто гонщики сами устанавливали шипы перед соревнованиями. Ледовые гонки, как и другие кольцевые соревнования, предполагают движение против часовой стрелки. Мотоциклы для таких гонок не предназначлись для поворота направо. Поэтому у этого мотоцикла справа была неоткидная подножка, и в целом правая сторона была немного больше левой. Обязательное условие — в гонках применяются только двухклапанные двигатели. Мотор мотоцикла был разработан на основе двигателя Иж Планета Спорт/К-16, от которого также взята передняя вилка. Годы выпуска: 1983-1991. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 90 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,340 л / 32 л.с. Максимальная скорость: 120 км/ч.
3.

Ява для гонок на льду Jawa DT 500 mod. 891
Одним из наиболее успешных мотоциклов для этого опасного вида спорта стал Jawa-891, выпущенный чехословацкой фирмой Jawa в 1973 г. Мотоциклы для ледовых гонок полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в гаревых гонках: вместо четырех клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами — на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (2,5 л), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска.
4.

Двигатель работает на метаноле. На морозе двигатель в этом мотоцикле запускается плохо, поэтому гонщики перед стартом прогревали их паяльной лампой. Мотоцикл абсолютно не имеет тормозов. От них отказались ради снижения массы. Торможение осуществляется двигателем — при высокой степени сжатия в 14 ед. двигатель с этим прекрасно справляется. Этому способствует и конструкция карбюратора — при полном закрытии ручки газа топливо перестает поступать в двигатель. Годы выпуска: 1973-1990 (?). Страна-производитель: Чехословакия. Выпущено: ???? ед. Масса: 110 кг. Двигатель: одноцилиндровый четырехтактный / 0,495 л / 51-58 л.с. Максимальная скорость: 120 км/ч.
5.

Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок Иж-Ш11
Мотоцикл изначально был разработан для шоссейно-кольцевых мотогонок класса 350 куб.см. Он оставил заметный след в отечественном мотоспорте и послужил основой для последующих моделей — Ш12 и 6.217. Ш11 представлял собой почти полностью оригинальную конструкцию, с серийными ИЖами его роднил только картер двигателя, коленвалы, и некоторые детали КПП, а также мелкие детали, вроде рычагов на руле, цепи и тросиков. Рама, 19-дюймовые колеса, двухкулачковые тормозные механизмы, весь обвес изготавливались именно для Ш11 и были оригинальны. Мощность двигателя благодаря применению других фаз газораспределения, головок с повышенной степенью сжатия, других поршней и резонаторов, составляла 35 л.с., но представители завода утверждали, что поднять ее можно до 45 или даже до 50 л.с. Нижние стаканы передней вилки были укорочены на 40 мм, уменьшен ее ход. Задние амортизаторы также были изменены для гоночного использования. Цилиндры и головки, хоть и имели схожую с деталями Юпитера 2 конструкцию, но сильно отличались. Были изменены числа передаточных отношений в КПП. Зажигание оставалось кулачковым, но работало от аккумулятора, генератор был исключен из конструкции. На поздних Иж-Ш11 основой для двигателя стал Иж Юпитер-3. Иж-Ш11 дал возможность заниматься мотоспортом более широким кругам населения. Годы выпуска: 1969-1974. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 122 кг. Двигатель: двухцилиндровый двухтактный / 0,347 л / 35 л.с. Максимальная скорость: 160 км/ч.
6.

Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок ИМЗ М-52С
В 1957 г. началось производство спортивной модификации мотоцикла М-52 — М-52С для шоссейно-кольцевых гонок. В основе своей это была ходовая часть последней модификации М-77, снабженная передней вилкой со смещенной вперед колесной осью от М-52. Двигатель был спортивной модификацией серийного М-52. Новый мотоцикл уральского завода по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R-37, который считался одним из лучших в мире в 30-е и послевоенные годы. Двигатель мотоцикла М-52С имел оригинальную клапанную крышку с тремя продольными ребрами. На двигателе установлены клапаны тюльпанной формы, что значительно уменьшило гидравлические потери при впуске и улучшило наполнение цилиндров. Благодаря повышению степени сжатия до 9,0 ед. и двум карбюраторам К-99 мощность мотора возросла до 35 л.с., что позволило машине развивать скорость до 160 км/ч. Помимо технических изменений, подобная скорость достигалась за счет использования топлива с более высоким октановым числом. Рама двойная трубчатая, передняя подвеска — пружинная с гидравлическим амортизатором, задняя подвеска — пружинная. Тормоза барабанные. М-52С выпускался в двух вариантах: как одиночка и с коляской. Годы выпуска: 1957-1961. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 20 ед. Масса: 170 кг. Двигатель: двухцилиндровый оппозитный / 0,494 л / 35 л.с. Максимальная скорость: 160 км/ч.
7.

Мотоцикл для шоссейно-кольцевых гонок ИМЗ М-75М
М-75М — спортивный мотоцикл с коляской на базе дорожного М-72, во многом конструктивно схож с аналогичным спортивным мотоциклом-одиночкой М76. Двигатель с верхнеклапанными головками из алюминиевого сплава, полусферическими камерами сгорания, коромыслами с игольчатыми подшипниками. Коробка передач со сближенными передаточными числами. Ходовая часть мотоцикла облегчена за счет узких крыльев и отсутствия багажника. На М-75М отказались от подседельной трубы, а трубу усиления под баком стали делать уменьшенного диаметра. Следующим шагом стало изготовление рам из специальных облегченных труб круглого сечения. Все рамы мотоциклов имели кронштейны крепления колясок, так как эти мотоциклы были предназначены как для гонок соло, так и для гонок с коляской. Коляски выпускали двух типов — в виде открытой платформы для кольцевых гонок и в виде обтекаемого кузова для линейных дорожных гонок. Колеса колясок не имели подвески и были заключены в обтекатели. На спортивных машинах переднее колесо сильно нагружается во время торможения, поэтому для повышения эффективности тормозов на М-75М были применены тормозные колодки увеличенной ширины с двухкулачковым приводом. Для предотвращения перегрева в конструкцию тормозного барабана были введены охлаждающие ребра и внутренняя вентиляция. Отсутствие рычага кикстартера позволило установить двуплечую педаль переключения передач на одном кронштейне с подножкой водителя. С механизмом переключателя на КПП она была связана жесткой тягой. Применение магнето облегчило установку на картере механизма привода тахометра. Его привод разместился на крышке, закрывающей привод маслонасоса двигателя. Двигатели М-75М снабжались новыми специальными карбюраторами К-95, а на поздних сериях К-97. Говорят, что точно такой же мотоцикл был у Василия Сталина, известного покровителя спорта. Годы выпуска: 1951-1954. Страна-производитель: СССР. Выпускался небольшими партиями. Масса: 180 кг, с коляской — 300 кг. Двигатель: двухцилиндровый оппозитный / 0,746 л / 36 л.с. Максимальная скорость: 160/135 км/ч.
8.

Мотоцикл для длинного трека JAWA 500/896
В 1984 г. на заводе Ява началось производство новой серии моделей с распределением OHC: тип 897 для коротких треков (спидвей), 896 для длинных треков и 893 для ледовой трассы. Двигатель типа 897 имел мощность 60 л.с. Мотоциклы для длинного трека имели еще большую мощность 65 л.с., заднее колесо было подвешено узлами от мотокросса CZ, а его передняя вилка была оснащена масляным амортизатором. На свое доминирование в гонках на спидвее, которому бросил вызов четырехклапанный двигатель от Weslake, Jawa ответила в начале 1980-х годов выпуском нового двигателя с двумя верхними распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Этот двигатель, доступный в вариантах для спидвея и гонок на длинные дистанции как Type 894/895, обладал достаточной мощностью, развивая до 65 л.с., но был довольно тяжелым в верхней части, и был заменен более компактным Type 896/897 с одним верхним распредвалом. Jawa 896/897 -четырехклапанный двигатель воздушного охлаждения SOHC объемом 493 куб.см. Коромысла имеют вильчатую форму и оснащены кулачками, вращающимися по кулачкам центрального распределительного вала. Обе модели оснащены системой подачи масла к подшипнику шатунной шейки и отсеку распределительного вала с помощью двухнасосного агрегата, установленного на крышке клапанного механизма. Разбрызгиваемое масло также смазывает другие детали приводного узла, а именно втулки коромысла, цепь клапанного механизма и коренные подшипники кривошипно-шатунного механизма. Мотоциклы для длинного трека похожи на те, что используются в коротких треках, но имеют две передачи. Long Tracker оснащен специальным механизмом переключения передач, который включается нажатием на рычаг, расположенный на руле рядом с рычагом сцепления. Рамы обеих машин изготовлены из круглых труб из хромомолибденовой стали. У короткотрековых мотоциклов задняя часть рамы съемная, несущая неподрессоренное заднее колесо, в то время как у длинных 1000-метровых треков установлена традиционная задняя маятниковая вилка из стальных труб, амортизируемая двумя узлами, состоящими из внешней витой пружины и жидкостного или газожидкостного амортизатора.
9.

Кроссовый мотоцикл с коляской ИМЗ
Один из самых «загадочных» для меня экспонатов. К нему, как обычно, не прилагалась пояснительная табличка. Длительный и тщательный поиск по фотографии не дал никакого вразумительного результата. Такая передняя вилка, как я понял, не применялась ни на одном серийном мотоцикле производство ИМЗ. Но в соответствии с регламентом проведения соревнований по мотокроссу, команда имеет право вносить некоторые изменения в конструкцию мотоцикла. И перед нами, возможно, созданная в единственном экземпляре машина. Одна подписанная черно-белая фотография, хоть как-то похожая на музейный экспонат, абсолютно неинформативно называлась «Мотоцикл Урал Кросс 650 куб.см». Мотоцикл интересен своей коляской, которая снабжена специфически изогнутыми поручнями. Такая коляска была разработана после международных соревнований за границей, когда советским спортсменам разрешили осмотреть вблизи мотоциклы иностранных команд. С тех пор такие коляски в Ирбите стали называться «шведскими». Преимущество «шведской» коляски, по сравнению со старой, неоспоримо. Колясочнику стало значительно удобнее и безопаснее помогать водителю управлять мотоциклом как в прыжке, так и на виражах, особенно на правом. В старом варианте приходилось загружать заднюю часть коляски, и стараться помочь водителю переместить переднее колесо в нужном направлении. Физически это было не так просто. В «шведской» коляске загружается передняя часть коляски и частично облегчается заднее колесо мотоцикла (идет незначительная пробуксовка); за счет центробежной силы гораздо легче пройти правый вираж. Да и петля в нижней части крепления дуги при прохождении левого поворота помогала колясочнику цепляться ногой.
10.

Кроссовый мотоцикл CZ 125 Typ 516
Мотоцикл пришел на смену модели 511 и выпускался с 1983 по 1993 г., став настоящей легендой мотокросса. Оснащался многодисковым сцеплением в масляной ванне. Коробка передач шестиступенчатая, двухвальная. Рама трубчатая раздвоенная. Передняя вилка телескопическая с гидропневматическими амортизаторами. Подвеска заднего колеса маятниковая с ходом 140 мм. Передний и задний тормоз барабанного типа. Годы выпуска: 1983-1993. Страна-производитель: Чехословакия. Выпускался небольшими партиями. Масса: 95 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,124 л / 26,4 л.с. Максимальная скорость: 90 км/ч.
11.

Кроссовый мотоцикл Урал Кросс М67-36
Спортивная модификация серийного тяжелого мотоцикла Урал М-67-36, предназначенная для участия в соревнованиях по мотокроссу. Основной чертой всех тяжелых мотоциклов ИМЗ был оппозитный мотор. Основным отличием 649-кубового двухцилиндрового четырехтактного двигателя М 67-36 «Урал» от предшественников стали новые головки и карбюраторы. Головки цилиндров из алюминия (справа и слева — разные) получили выпускные клапана большего диаметра. Вместо карбюраторов К-301 стали применять К-301Г. Коробка передач четырехступенчатая, сцепление двухдисковое, сухого типа.
12.

Мотоциклы спецслужб
Тяжелые мотоциклы с коляской всегда были востребованы у государственных структур в прошлом веке. Первым претендентом на такой транспорт являлась армия, вторым — милиция. Чтобы объезжать городские кварталы и парки, сотрудники ППС нуждались в транспорте. Для этого им и выдавали Урал. На такой технике осуществляли патрулирование улиц. На службу в то время принималась разная техника, но все же, основным мотоциклом милиции тех лет стал М-72, хотя немало было и Иж-49. Позднее модель заменили на мотоцикл К-750. Однако, более популярным был Урал М-67-36. Долгое время этот мотоцикл нес службу и помогал милиции. На самом деле, Урал для милиции ничем не отличался от гражданского транспорта. Главное отличие заключалось в дизайне коляски.
13. Мотоцикл М-72, возможно, переданный из Вооруженных сил. В коляске заделано отверстие от специального кронштейна с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюга).

До 1953 г. милицейский мотоцикл можно было встретить практически любого цвета — единообразие было введено лишь приказом МВД от 31 декабря 1953 г. № 266 «О специальной окраске легковых автомобилей органов милиции», стандартизировавшим окраску милицейских автомобилей и мотоциклов. Именно тогда и появилась первая цветовая схема, включавшая в себя основной синий цвет с красными полосами.
14. Персонажей, надеюсь, подсказывать не надо?

В то время мотоциклы начали дорабатывать специально для службы в милиции в целом и ГАИ в частности, устанавливая дополнительное оборудование (рации, СГУ, сирены и т.п.), а также изменяя некоторые детали. Например, на некоторых «Уралах» ставились генераторы увеличенной мощности. Таким мотоциклам на заводах присваивались дополнительные индексы в названии модели, в том числе добавляя букву «П» (патрульный).
Мотоцикл Урал М-63П
Патрульный мотоцикл Урал М-63П предназначен для несения патрульной службы на улицах и дорогах. Изготавливался Ирбитским мотоциклетным заводом по заказу МВД СССР. Мотоцикл был максимально унифицирован с серийно выпускавшимся дорожным мотоциклом М-63. Основная отличительная особенность — двенадцативольтовое электрооборудование. От базового мотоцикла М-63П отличался специфической раскраской (как раз тогда был введен «канареечный» цвет для милицейских машин), дополнительными фарами, механической сиреной и кронштейнами для спецоборудования (громкоговоритель, рация), которое устанавливалось уже «на местах». Мощность двигателя была увеличена с 28 до 30 л. с. Главным техническим новшеством стал переход на 12-вольтовое электрооборудование с «москвичовским» генератором постоянного тока Г-108М мощностью 240 Вт, необходимым для питания этого спецоборудования. В комплектацию патрульных мотоциклов вошли также указатели поворотов, которые на «гражданских» машинах появились лишь в модели М-66. Кроме варианта с коляской, М-63П выпускался и в одиночной версии. М-63П получил главную передачу с измененным передаточным числом (так называемую «девятку» — по числу зубьев ведущей конической шестерни), 18-дюймовые колеса, пружины подвески уменьшенной жесткости, боковую подставку и дуги безопасности с расположенными на них красными проблесковыми фонарями, а также инструментальный ящик, расположенный в верхней части бензобака. Мотоцикл оснащался огнетушителем, закрепленным в специальном кронштейне справа над задним колесом, и ветровым и коленными щитками. На левом щитке располагались держатели для милицейского жезла.
15.

На полигонных испытаниях М-63П с коляской выжал 111 км/ч, а «одиночка» — 143 км/ч. Эти параметры вполне устраивали ГАИ, поскольку самыми быстроходными автомобилями на дорогах СССР тогда были ГАЗ-21 «Волга» и «Москвич-408», развивавшие от силы 130 км/ч. Правда, у серийных М-63П, производство которых началось в 1969 году, были указаны более скромные показатели: 95 км/ч для колясочной версии и 120 км/ч для «одиночки». Это исполнение получило в народе прозвище «перехватчик», или «догонялка», — поскольку было единственным средством в арсенале советской милиции, способным угнаться за мотохулиганами на Явах. Годы выпуска: 1969-1970. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 345 кг. Двигатель: двухцилиндровый оппозитный четыреххтактный / 0,649 л / 30 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч (без коляски — 120 км/ч).
16.

В конце 1960-х годов окраска милицейских мотоциклов вновь поменялась и стала более заметной. Сначала в соответствии с отраслевой нормалью МВД СССР, а затем согласно ГОСТ 21392-75 они получили специальную окраску с использованием лимонного и синего цветов, световые сигналы синего цвета и звуковые сигналы с изменением частоты звучания. На мотоциклы Госавтоинспекции помимо надписи «милиция» наносились аббревиатура «ГАИ» и герб СССР. Машины выпускались в сине-желтом цвете и специально оборудовались сиреной, приспособлениями для установки приборов ГАИ, дугами безопасности, сигнальными фарами. В условиях автомобильного дефицита мотоциклы вплоть до середины 70-х годов составляли большую часть парка ОРУД и ГАИ. А мотоцикл с коляской вообще стал одним из символов службы Госавтоинспекции эпохи СССР.
Мотоцикл Урал M-100
В 1962 г. вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению деятельности советской милиции», в котором Министерству охраны общественного порядка (МООП) предлагалось улучшить свою работу, в том числе и за счет повышения уровня мобильности «колесных» сотрудников. МООП предполагало обеспечить автоинспекторам полное превосходство над всеми на дорогах Советского Союза. Были заложены тактико-технические требования мотоцикла специального назначения: скорость 150 км/ч для одиночки и 120 — для «коляски». Выдвигались дополнительные условия: ветровые, колесные и наколенные грязевые щитки, которые могли бы обеспечить полную защиту водителя от ветра, дождя и брызг грязи. На спецмотоциклы необходимо было установить и специальное оборудование: приемопередающую радиостанцию, усилитель речи, сирену, специальные мигающие фары и прочие милицейские атрибуты. Надо сказать, что требуемые по «предписанию» указатели поворотов, стоп-сигнал и на коляске, 12-вольтовое электрооборудование, гидравлические тормоза заднего и колясочного колес, стояночный тормоз для трехколесной машины — все это в серийном производстве отечественного мотопрома тогда еще не применялось. В ИМЗ взяли за основу разработки серийный мотоцикл М-63. В качестве силовой установки предусмотрели двигатель на 1 литр, который мог развивать до 40 л.с. В результате, новая модель Урал М-100 стала чуть ли не самым лучшим патрульным транспортом. Однако всего было изготовлено 25 мотоциклов этой модели. Дело в том, что производство нового мотоцикла в большом количестве было затруднено из-за загруженности завода. М-100 превратился в коллекционную редкость. Музею техники не повезло: этой модели я здесь не увидел.
17. Мотоцикл не из музея

Мотоцикл Урал M-67П
В дальнейшем эволюция патрульных мотоциклов проходила параллельно с совершенствованием обычных машин. В 1971 г. началось производство мотоцикла М-66П с форсированным до 32 л. с. двигателем, передней вилкой с трубами увеличенного диаметра и новыми амортизаторами задней подвески. В 1975 г. милиция получила мотоцикл М-67П с измененной рамой, позволившей снимать коробку передач и муфту упругого кардана, не демонтируя двигатель. Двухкулачковый тормоз переднего колеса значительно повысил эффективность торможения.
18.

«Одиночный» М-67П оснащался оригинальным узким передним крылом. Поскольку базовый М-67 получил 12-вольтовую систему электрооборудования с генератором переменного тока Г424, то такая же система была применена и на М-67П — хотя мощность нового генератора (150 Вт) была ниже. Завод выпускал до 4500 патрульных мотоциклов в год, причем машины с коляской превалировали: выпуск «одиночек» не превышал нескольких сотен в год. Годы выпуска: 1975-1978. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 300 кг (с коляской), 225 кг (без коляски). Двигатель: двухцилиндровый оппозитный четырехтактный / 0,649 л / 30 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч (без коляски — 125 км/ч).
19.

Мотоцикл Иж-Юпитер-5-03 (6.113-026-03) ДПС
В начале 2000-х годов на смену скоростным импортным байкам на службу в мотополицию вернули мотоциклы отечественного происхождения. Предпочтения были отданы Ижевским моделям, одним из которых являлся Иж «Юпитер-5». Мотоцикл изготавливался согласно стандартам 1990 г., когда окраска всей техники ГИБДД была сменена на белый в приоритете. Несмотря на отсутствие внешних различий среди гражданской и государственной версий, специальная версия переняла целый ряд иных решений. Силовой агрегат с жидкостной системой охлаждения, передний дисковый тормоз, гидропневматическая вилка, вместительные кофры, специальная светотехника, ветровое стекло.
20.

В роли силового агрегата установлен стандартный двухтактный мотор с объемом 347,6 куб.см и мощностью 24,5 л.с. Модифицированный Юпитер предназначался для патрулирования городской среды и перехвата. Однако, по большому счету, новые мотоциклы оказались неактуальными и совсем скоро были заменены на немецкие BMW. Годы выпуска: 2003-2006. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 183 кг. Двигатель: двухцилиндровый двухтактный / 0,348 л / 24,5 л.с. Максимальная скорость: 125 км/ч.
21.

Мотоцикл Днепр МВ-650 «Военная полиция»
Советский разведывательно-диверсионный мотоцикл «Днепр» МВ-650 использовался для подобного ряда разведывательных работ. В армиях некоторых стран и по сей день мотоциклы выполняют подобные задачи. Также он использовался и в танковых подразделениях. Разработку этого мотоцикла вели еще 60-х годах прошлого века, МВ расшифровывали как: «мотоцикл военный», 650 — рабочий объем двигателя. Сам факт того, что мотоцикл разработан в Киеве, не означает, что он был изготовлен именно на КМЗ, так как его выпуском занимались разные машиностроительные предприятия СССР. Едва ли не самый важная особенность — привод на колесо коляски, что значительно увеличивает его проходимость по песчаной, заснеженной и заболоченной местности. Электрооборудование мотоцикла рассчитано на напряжение 12 В. Годы выпуска: 1976-1985. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 360 кг (с коляской), 220 кг (без коляски). Двигатель: двухцилиндровый четырехтактный оппозитный / 0,649 л / 36 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
22. В идентификации этого мотоцикла есть сомнения

Мотоцикл Урал ИМЗ 8.103-10 Милиция
Унаследовав от предыдущей модели ИМЗ-8.103-30 узлы, достаточно хорошо зарекомендовавшие себя в многолетней эксплуатации, мотоцикл получил и ряд новых. В первую очередь назовем карбюраторы К-63У. Они позволили снизить расход бензина до 0,6-0,4 л/100 км. Снижен уровень токсичных выбросов, что обеспечило соответствие мотоцикла новому стандарту по этому показателю. Для уменьшения шума модернизированный «Урал» комплектуется новым воздушным фильтром с резонатором — дополнительной камерой, способствующей эффективному глушению шума всасывания (как известно, это одна из важных составляющих общего уровня шума). Корпус фильтра и другие его детали — из пластмассы, имеющей лучшие показатели шумоглушения, чем металл. Благодаря коробке передач с использованием передачи заднего хода значительно улучшилась маневренность, а отчасти и проходимость. Надеемся, владельцы «Уралов» оценят и то, что новая коробка взаимозаменяема с прежней как в сборе, так и по многим деталям. При установке новой коробки на «Уралы» более ранних выпусков не требуется также изменять длину карданного вала Современным требованиям безопасности отвечает новый щиток приборов с четырьмя контрольными лампами: разрядки аккумулятора (красный светофильтр), включения дальнего света (синий), указателей поворота (желтый) и нейтрального положения в коробке передач (зеленый). Годы выпуска: 1987-1994. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 315 кг (с коляской), 220 кг (без коляски). Двигатель: двухцилиндровый четырехтактный оппозитный / 0,649 л / 36 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
23.

Урал ИМЗ-8.1230 МЧС
Мобильное аварийно-спасательное транспортное средство (МАСТС) — специальное транспортное средство, предназначенное для экстренной доставки к месту аварии спасателей и специального оборудования для проведения первичной радиационной и химической разведки, выполнения первоочередных аварийно-спасателъных работ и оказания первой медицинской помощи. МАСТС состоит из двух базовых мотоциклов «Урал» ИМЗ-8.1230 с усиленной задней подвеской: МАС-45-01С (аварийно-спасательный) и МАС-45-01М (медицинский). Навесное оборудование МАС-45-01С и МАС-45-01М, аналогичное по составу, геометрическим формам, габаритно-весовым характеристикам, включает средства световой и звуковой сигнализации, передний обтекатель с ветровым стеклом и навесные контейнеры (кофты) для размещения специального оборудования. В состав специального оборудования МАСТС входят: аварийно-спасателъный инструмент, средства разведки, медицинские средства, средства индивидуальной защиты, средства связи.
24.

Мотоцикл ИМЗ 8.123 «Гель» для МВД и МЧС
ИМЗ-8.123 «Гель» — опытная модель Ирбитского мотоциклетного завода, разработанная совместно с московской фирмой «Гель». Рекомендовалась для сотрудников Министерства внутренних дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям. Годы выпуска: 1995. Страна-производитель: Россия. Выпущено: опытная партия. Масса: 250 кг. Двигатель: двухцилиндровый четырехтактный оппозитный / 0,649 л / 32 л.с. Максимальная скорость: 130 км/ч.
25.

Иж Юнкер 6.113-020-05 ДПС
«Иж Юнкер» (6.113-020-05) — дорожный мотоцикл, созданный в стиле, характерном для моделей американских производителей. Отличительные особенности данной модели от предыдущих серий: высокий руль, обтекаемый бак (каплевидный), на котором расположена панель приборов, седло двухуровневого типа. Также на «Иж Юнкер» установлены: дисковый тормоз переднего колеса, система впуска-выпуска нового типа, позволяющая снизить уровень шума и обеспечивающая высокую тягу на низких оборотах. Подножки мотоцикла вынесены вперед для того, чтобы водитель мог ехать в удобной посадке. Передняя вилка лицензионная гидропневматическая с повышенной плавностью хода. На базе стандартной модели создан мотоцикл ДПС, дополнительно оборудованный специальной свето- и звукотехникой и кофрами. Годы выпуска: 1999-2005. Страна-производитель: Россия. Выпущено: 6000 ед., включая мотоциклы специального назначения. Снаряженная масса: 205 кг. Двигатель: двухцилиндровый двухтактный / 0,348 л / 24,5 л.с. Максимальная скорость: 115 км/ч.
26.

Мотоцикл Ява 350/640 Police
Модель Ява 350/640 выпускалась в различных вариантах. Базовая модель 350/640 Style оснащена спицованными колесами, дисковым тормозом переднего колеса и маленьким полуобтекателем с прямоугольной фарой. Вариант 350/640 Sidecar предназначен для эксплуатации с боковой коляской Velorex 700. Модель 350/640 Sport одета в пластиковый обтекатель типа Grand Prix, имеет литые колеса и глушители спортивного типа. Подобный же обтекатель установлен и на модели 350/640 Police, предназначенной для полицейской службы. Установлены электростартер, аналоговая приборная панель, раздельная система смазки, электростартер, ветрозащита, багажник, задний кофр, боковые кофры, комплект перенастройки коробки передач для скоростного режима. Годы выпуска: 1991 — н.в. Страна-производитель: Чехия. Выпущено: ??? ед. Снаряженная масса: 167 кг. Двигатель: двухцилиндровый двухтактный / 0,344 л / 24,5 л.с. Максимальная скорость: 125 км/ч.
27.

Мотоцикл Урал 750 Gear up ИМЗ-8.1037 Милиция
Модель «Урал Гирап» (GearUp) — флагман современной линейки мотоциклов с коляской Ирбитского Мотоциклетного Завода. Подключаемый привод на колесо коляски потребуется на трудно проходимых маршрутах. Двигатель и ходовая часть сконструированы с применением самых качественных современных комплектующих, неприхотливы, всеядны. Но, тем не менее, «Гирап» сконструирован с таким расчетом, чтобы даже в самой удаленной части света водитель смог легко устранить любую неисправность своими силами. В 2019 г. модель претерпела множество положительных обновлений. Новый двигатель с улучшенными системами охлаждения, смазки и газораспределения стал еще более надежным и тяговитым. Значительно улучшилась работа мотора в нижнем диапазоне оборотов, уменьшился расход топлива и масла. Любители бренда также очень положительно охарактеризовали новый дизайн двигателя. В 2021 г. ИМЗ-8.1037 получил очередную порцию обновок: новые поршни и впускные коллекторы; обновленный задний тормоз; новую выхлопную систему и много других более мелких обновлений; как результат — соответствие стандарту Евро-5. Мотоцикл поставляется военным заказчикам, в подразделения МВД, а также продается частным владельцам, любителям активного отдыха и жителям труднодоступных районов. Годы выпуска: 2006 — н.в. Страна-производитель: Россия. Выпущено: ??? ед. Масса в снаряженном состоянии: 366 кг. Двигатель: двухцилиндровый четырехтактный оппозитный / 0,745 л / 41 л.с. Максимальная скорость: 120 км/ч.
28.

Волга ГАЗ-М-21 (первый выпуск)
ГАЗ-М-21 «Волга» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе. Является «преемником» модели ГАЗ-М-20 «Победа». Производство ГАЗ-21 на самом ГАЗе продолжалось до 15 июля 1970 года, но еще долгое время после этого сборка по сути новых автомобилей продолжалась на авторемонтных заводах; встречаются «ремзаводовские» машины выпуска вплоть до второй половины 1970-х годов. Заводской индекс модели изначально был М-21, с 1965 г. — ГАЗ-21. Первый выпуск назывался «Звезда» (1957-1958). Всего было выпущено чуть более 30 тысяч машин всех модификаций с таким оформлением. Существует легенда, что оформление передка «со звездой» возникло из-за того, что исходный вариант не понравился на просмотре в Кремле после испытаний маршалу Г.К.Жукову (по другой версии легенды — Председателю Совета Министров СССР Н.А.Булганину), и машине, чтобы начать ее серийный выпуск, решили за счет звезды на решетке радиатора придать ярко выраженную «партийную ориентацию». Годы выпуска: 1956-1970. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ок. 640000 ед. всех модификаций. Масса: 1350 кг. Двигатель: I4 ЗМЗ-21А / 2,445 л / 75 л.c. Максимальная скорость: 130 км/ч. Количество мест: 5.
29. Вот такие автомобили предпочитал угонять Юрий Деточкин

Автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3А
СМЗ С-3А — двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска, серийно выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 г. (c 1962 г. выпускался модернизированный вариант С-3АМ). В автомобиле использовался мотоциклетный двигатель мощностью 8 лошадиных сил, снабженный вентилятором и воздуховодом для охлаждения. Широко известен по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». После этого фильма автомобиль-мотоколяска получил народное прозвище «моргуновка» (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актером Евгением Моргуновым). С-3А сменил на конвейере трехколесную мотоколяску СМЗ С-1Л, будучи по сути ее четырехколесной модификацией. Конструкция независимой передней подвески типа «Порше» (два поперечных торсиона с четырьмя продольными рычагами) и реечного рулевого управления были отработаны на опытном образце НАМИ-031. Тормоза только задние, барабанные, механические. Будучи по сути своего рода моторизованной инвалидной коляской, не предназначенной для дальних и длительных поездок, в условиях дефицита обычных автомобилей мотоколяска С-3А была также наделена частичной функциональностью обычного двухместного микроавтомобиля, пригодного для нормальной эксплуатации по дорогам общего пользования. Этот вынужденный неудачный компромисс приводил к тому, что С-3А выполняла обе функции одинаково посредственно: с одной стороны, С-3А была достаточно тяжелой, трудоемкой и дорогой в изготовлении из-за цельнометаллического кузова с пространственной рамой из стальных труб, с другой — по «автомобильным» меркам она имела плохую динамику, недостаточную проходимость из-за маленьких колес и слабой тяги мотора. Годы выпуска: 1958-1970. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 203291 ед. Масса: 425 кг. Двигатель: одноцилиндровый Иж-56 / 0,346 л / 8 л.c. Максимальная скорость: 60 км/ч. Количество мест: 2.
30.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.