Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.

Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.

Продолжим осмотр экспонатов на верхнем этаже Павильона «Автомобили и мотоциклы» [3]. Экспозиция музея дополнена коллекцией стрелкового оружия, легкого колесного транспорта, мототехники и различных вспомогательных устройств, применявшихся РККА, армией Вермахта и их союзниками, что позволят проследить историю автомобилей и мотоциклов в контексте Первой Мировой и Второй Мировой войн. В то же время на этом этаже павильона сотрудники музея по каким-то своим соображениям не стали делиться в полном объеме с посетителями секретами, что же у них выставлено. В итоге приходится тратить уйму времени в поисках «что есть что», при этом практически неизбежны некоторые ошибки и неточности в описаниях.
Мотоциклы Германии на службе армии
Мотоцикл Zündapp KS-750 «Sahara»
Мотоцикл предназначался для движения по тяжелому бездорожью и обладал повышенной проходимостью и маневренностью. KS 750 представлял собой цельную конструкцию с не одним, а двумя ведущими колесами — как заднее колесо, так и колесо коляски имели привод от вала. Поставлялся для африканского корпуса Эрвина Роммеля в Африку (отсюда и название) а также на другие театры военных действий Второй мировой войны.
3.

18 февраля 1943 г. «африканский» цвет был распространен на всю боевую технику Германии, но на Восточном фронте мотоциклы сохранили старую темно-серую окраску.
4.

Часть мотоциклов была оборудована специальным буксирным крюком, который обеспечивал возможность перевозить легкое артиллерийское орудие или дополнительный груз на пехотных повозках If.8, широко распространенных в немецкой армии. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1940-1948. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 18695 ед. Масса: 420 кг. Двигатель: двухцилиндровый / 0,751 л / 25 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
5.

Zündapp KS 750 оснащался коляской в двух вариантах. Изначально использовалась коляска Zündapp типа 40, или, сокращенно, BW-40, — это очень современное шасси коляски собственного производства. Колесо коляски оснащено регулируемой торсионной подвеской. Люлька также оснащена торсионной рессорой. Это уменьшает ширину шасси коляски и позволяет отказаться от требующих особого ухода листовых рессор. Такая конструкция была гораздо более дорогостоящей, чем более распространенная и упрощенная BW-43, выпускаемая компанией Steib с 1943 г. Колесо коляски оснащалось подвеской над корпусом коляски с внутренней трубчатой пружиной. Люлька подвешивалась на двух внешних листовых рессорах.
6. Zündapp KS-750 ранний

После первых двух лет после начала производства Zündapp KS-750 армия обратилась к Zündapp с просьбой внести некоторые изменения и усовершенствования. В первую очередь был изменен рулевой демпфер, который был заменен на такой, который можно было регулировать с помощью ручного колеса. Балки вилки были удлинены на 10 мм, чтобы освободить больше места в крыльях. Бак получил лучшее крепление, а крышка инструментального ящика была перенесена на другую сторону. Резиновые наколенники были исключены.
7. Zündapp KS-750 поздний

Мотоцикл BMW R-75
Мотоцикл BMW R-75 был предназначен для передвижения по пересеченной местности с возможностью перевозки 3 солдат и буксировки легкого артиллерийского орудия либо специальной тележки с амуницией. Мощный верхнеклапанный двигатель объемом 745 куб.см, 4-ступенчатая коробка передач и привод заднего колеса от вала делали машину быстрой и надежной, однако недостаточно подготовленной к дорогам на Восточном фронте. В условиях среднерусской местности весной, осенью или ранней зимой езда на этих «вояках» оказалась возможна практически только по дорогам с твердым покрытием. По грунтовке или чернозему мотоциклы «не идут», даже небольшой подъем заставляет экипаж «спешиваться», попытки двигаться по стерне, где всегда посуше чем на дороге, мгновенно приводят к налипанию грязи на всех колесах, которые нужно чистить каждые 50-100 метров. В начале вторжения в СССР в 1941-1942 гг. произошло множество отказов двигателя. Причиной был воздушный фильтр, который забивался водой и грязью. В результате в конце 1942 г. фильтр был перенесен на верхнюю часть бензобака под крышку, напоминающую шлем, откуда воздух поступал в карбюраторы по двум длинным трубкам. Одновременно телескопическая вилка получила резиновые уплотнители для защиты направляющих трубок от попадания грязи.
8.

В августе 1942 г. Zündapp и BMW, по настоянию армии, договорились о стандартизации деталей для обеих машин, с целью в конечном итоге создать гибрид Zündapp-BMW (обозначенный как BW 43), в котором коляска BMW 286/1 была бы прицеплена к мотоциклу Zündapp KS-750. Компании также договорились, что производство R-75 прекратится, как только производство достигнет 20200 ед., и после этого BMW и Zündapp будут производить только машину Zündapp-BMW. Поскольку цель в 20200 автомобилей BMW R-75 не была достигнута, их производство продолжалось до тех пор, пока завод в Айзенахе не был настолько сильно поврежден бомбардировками союзников, что в 1944 г. производство мотоциклов полностью прекратилось Тем не менее, унификация деталей между армейскими мотоциклами BMW и Zündapp достигла 70%. Годы выпуска: 1941-1946. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 16510 ед. Масса: 400 кг. Двигатель: двухцилиндровый / 0,745 л / 26 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
9.

Мотоцикл BMW R-75 Сахара 1944 года
Сахара — мотоцикл тяжелый, весит 420 кг. И едет он так, как положено тяжелому мотоциклу, уверенно и плавно, несмотря на неподрессоренный зад. Однако, благодаря широкому рулю R-75 легко рулится, а низко расположенное сиденье позволяет уверенно доставать ногами до земли, особенно левой, что очень выручает при опасных ситуациях на колеях и косогорах, когда мотоцикл норовит опрокинуться или ускользнуть в сторону на скользкой дороге. По-современному расположенные органы управления, а именно переключение передач ногой, добавляют уверенности, быстроты и четкости управления мотоциклом. Зажигание выполнено грамотно и включается поворотом тумблера, без ключей, которые так легко потерять в военное время! Привод на заднее колесо и колесо коляски настолько надежны, что позволяют тащить за собой что угодно, пока колеса не станут буксовать или не закопаются в песок или глину. Ну или если не забьется насмерть грязью промежуток между передним колесом и крылом. Также хорош и гидравлический тормоз этих двух колес, останавливающий мотоцикл не хуже современных, разумеется, если все исправно и отрегулировано. Однако прокачка тормозов — это та еще задача. Равно как и езда на одиночке. Все бы ничего, но, чтобы отсоединить коляску с ее приводом, приходится изрядно потрудиться!
10. Меня очень заинтриговал дополнительный воздухозаборник в передней части люльки, но никакой информации о том, для чего он нужен, я не нашел.

Мотоцикл мог тащить прицеп весом до 450 кг. Это могло быть в том числе противотанковое 37-мм орудие Pak-35/36. По некоторым данным, R-75 мог тащить за собой до 8 пехотных тележек Lf8, сцепленных друг с другом. В целом, R-75 — один из самых совершенных мотоциклов Второй Мировой Войны, но у совершенства есть своя цена, в данном случае, излишне высокая. Мотоцикл обходился Вермахту в ту же сумму, что и 3 Kübelwagen’а.
11.

Мотоцикл BMW R-71
BMW R-71 — тяжелый мотоцикл производства BMW, выпускался с 1938 по 1941 г., был принят на вооружение вермахта в основном в варианте с коляской. Известен как прототип советских мотоциклов «Урал» и «Днепр». Нелицензионная копия модели BMW R-71 под названием М-72 положила начало массового производства тяжелых мотоциклов в СССР.
12.

На основе М-72 в Китае был создан и производился Chang Jiang CJ750. BMW R-71 имела двойную сварную жесткую раму, изготовленную из труб переменного сечения. Передняя вилка телескопическая, с гидравлическими амортизаторами и возможностью регулировки жесткости пружин. Задняя подвеска свечного типа с гидравлическими амортизаторами. Переднее и заднее колеса, а также, при наличии, колесо коляски имели быстросъемные оси и были взаимозаменяемыми. R-71 комплектовался ножной четырехступенчатой коробкой передач с карданным валом, расположенным справа от подрессоренного заднего колеса. С правой стороны коробки передач имелся ручной рычаг, предназначенный, главным образом, для быстрого переключения на нейтральную передачу. Годы выпуска: 1938-1941. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 3458 ед. Масса: 187 кг. Двигатель: 2 цилиндра с боковыми клапанами / 0,746 л / 22 л.с. Максимальная скорость: 125 км/ч. (95 км/ч с коляской).
13.

Мотоцикл BMW R-12
BMW R-12 производился компанией BMW перед Второй мировой войной. Был представлен в 1935 г. и в том же году запущен в производство. Выпускался в двух вариантах: с коляской и без. Имел гражданскую и военную модификации. Мотоцикл является прямым преемником BMW R-11 и впервые в мире был оснащен передней телескопической вилкой с гидравлическими амортизаторами. Обладая высокой надежностью и простотой эксплуатации при малой цене, мотоцикл стал самым массовым в вермахте. На варианте с коляской устанавливался пулемет. Двухцилиндровый оппозитный двигатель имел версии с одним и двумя карбюраторами, развивающими мощность 18 л.с. и 20 л.с. соответственно. Для военного использования мотоцикл был доступен только с однокарбюраторным двигателем. BMW R-12 оснащался четырехступенчатой механической коробкой передач, переключаемой рычагом, расположенным справа на топливном баке. Годы выпуска: 1935-1942. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 36008 ед. Масса: 162 кг (без коляски). Двигатель: двухцилиндровый / 0,745 л / 18-20 л.с. Максимальная скорость: 110-120 км/ч.
14.

Мотоцикл Zündapp KS-600 (W) 1940 года
Впервые мотоциклы Zündapp серии «К» конструкции Рихарда Кюхена были представлены в 1933 г. на выставке в Берлине. Семейство состояло из шести моделей с разными типами двигателей — от одноцилиндрового двухтактного до четырехцилиндрового четырехтактного — но все их объединяли привод на заднее колесо карданным валом и унифицированная ходовая часть с рамой из штампованных элементов. Мотоцикл имел двухцилиндровый, четырехтактный оппозитный двигатель с британским карбюратором Amal, шестивольтовую систему зажигания и освещения, многодисковое сухое сцепление, четырехступенчатую цепную коробку передач и карданный привод. Переключение передач могло осуществляться как рукой, так и ногой. Зажигание регулировалось вручную. Переднее колесо подвешивалось на трапециевидной вилке с двумя пружинами сжатия и, первоначально, фрикционными амортизаторами, позже гидравлическими амортизаторами. Заднее колесо амортизаторов не имело. Хотя Zündapp KS-600 активно рекламировался как гражданский мотоцикл, львиная доля этих машин попала в армию и полицию. Представленный экспонат имеет дополнительный индекс «W», происходящий от «вермахт». Годы выпуска: 1938-1941, 1949-1951. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 21499 ед. Масса: 195 кг. Двигатель: двухцилиндровый / 0,597 л / 28 л.с. Максимальная скорость: 112 км/ч (с коляской 96 км/ч).
15.

Мотоцикл BMW R-4 1937 года
BMW R-4 — одноцилиндровый мотоцикл объемом 400 куб.см, выпускавшийся в нескольких модификациях с 1932 по 1937 г. Это была первая модель бренда, оснащенная четырехступенчатой коробкой передач. Это была прочная машина с двойной рамой, выполненной из заклепанных пластин. Задняя подвеска отсутствовала, но спереди использовался маятниковый рычаг с листовыми рессорами. Передние и задние тормоза были барабанными. Мотоцикл имел карданный привод, что давало дополнительные конкурентные преимущества по сравнению с цепным приводом, требовавшим регулярное обслуживание. Последняя версия мотоцикла, R-4/5, была выпущена в 5033 экз. и в значительной мере поступила в Вооруженные силы Германии для подготовки курьеров и обучения солдат. Годы выпуска: 1932-1937. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 15295 ед. Масса: 137 кг. Двигатель: одноцилиндровый OHV / 0,398 л / 14 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
16.

Спортивные мотоциклы
Мотоцикл Иж-К15
На базе Иж «Планета-Спорт» в апреле 1975 г начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж-М15» и кроссовой модификации «Иж-К15». Мотоциклы Иж-К15, выпускаемые ПО «Ижмаш», обладали высокими динамическими и эксплуатационными качествами. Передача крутящего момента от коленчатого вала к коробке передач осуществляется при помощи двух косозубых шестерен. Трехвальная четырехступенчатая коробка передач расположена в одном блоке с двигателем. Все узлы и агрегаты мотоцикла смонтированы на трубчатой сварной раме. Годы выпуска: 1975-1984. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 137 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,346 л / 28 л.с. Максимальная скорость: 135 км/ч.
17.

Мотоцикл Иж-М12-350
Ижевский машиностроительный завод является пионером отечественного мотоциклостроения. Одним из первых в нашей стране начал он делать и спортивные мотоциклы. Для соревнований по многоборью завод в настоящее время выпускает две основных модели специальных машин. Одна из них, Иж-64М, предназначается в основном для широкого круга спортсменов. У нее тот же двигатель, что и у популярного мотоцикла Иж Планета-2, только форсированный. Это упрощает эксплуатацию и снабжение запасными частями. Более высокими показателями обладает другая модель — Иж-М12, предназначенная для ответственных состязаний, таких, как чемпионаты страны. В новой машине нашли развитие решения, заложенные в конструкции Иж-М10, который принес заводу большую золотую медаль ФИМ на международных шестидневных соревнованиях 1967 г. У мотоциклов ИЖ-М12 всех трех модификаций (250, 350 и 500 куб.см) общая экипажная часть. Рама ИЖ-М12 одинарная, замкнутая, сварена из стальных легированных труб и подвергнута термообработке. Передняя телескопическая вилка соединяется с траверсами рамы при помощи клемм. Благодаря этому можно регулировать высоту расположения рамы относительно вилки, то есть дорожной просвет. И передняя и задняя подвески обеспечивают достаточно большой ход колеса и снабжены мощными гидравлическими амортизаторами. В интересах сокращения веса передние и задние щитки, основание седла, корпус воздушного фильтра, номерные знаки сделаны из стеклопластика. Годы выпуска: 1968. Страна-производитель: СССР. Выпущено: всего 18 ед., из них 8 ед. Иж-М12-350. Масса: 130 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,339 л / 33 л.с. Максимальная скорость: 135 км/ч.
18.

Мотоцикл Иж-240М
Мотоцикл Иж-240М был предназначен для многодневных соревнований в классе 250 куб.см. Механизм переключения коробки передач мотоцикла «Иж-240» аналогичен механизму переключения «Иж-60». Передача крутящего момента от коробки передач к заднему ведущему колесу производится посредством цепной передачи аналогично как в спортивном мотоцикле Иж-60. Рама трубчатая сварная. Передняя вилка телескопическая. Задняя подвеска маятниковая с пружинно-гидравлическим амортизатором. Годы выпуска: 1961. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ??? ед. Масса: 145 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,246 л / 16 л.с. Максимальная скорость: 115 км/ч.
19.

Кроссовый мотоцикл Иж-К11
Модели «Иж-К11» для кросса и «Иж-М11» для многоборья стали последними спортивными мотоциклами из Ижевска, в конструкции которых использовался двигатель, созданный по образцу немецкого DKW NZ-350. Эта модель стала дальнейшей модернизацией «Иж-64». Мощность мотора удалось повысить до 25 л.с. Мотоцикл отличает увеличенная амортизация, обновленная рама и ретро-бак с отделением для инструментов. Примечательной особенностью стало применение стандартного переднего колеса размером 21 дюйм, которого не было в предыдущих версиях, где устанавливались 19-дюймовые колеса спереди и сзади. Система забора воздуха была выполнена из поролона и расположена под сиденьем, что позже было применено в моделях «Иж Планета-Спорт». Годы выпуска: 1969-1977. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ??? ед. Масса: 136 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,346 л / 22 (ранние) — 25 (поздние) л.с. Максимальная скорость: 125 км/ч.
20.

Мотоцикл Иж 6.216 К16
В 1984 г. в серию пошли новые спортивные мотоциклы для «внутренних» кроссов (Иж-6.216) и многодневки (Иж-6.2161). Выпускался мелкими партиями по заказу ДОСААФ для спортивных школ и клубов. Задние амортизаторы имели газовый подпор, была видоизменена рама. В отличие от Иж-К15 и Иж-М15, имел загнутый под бак и выходящий с правой стороны настроенный резонатор, также имел другой бак и крылья. Годы выпуска: 1984-1992. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ??? ед. Масса: 116 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,346 л / 36 л.с. Максимальная скорость: 125 км/ч.
21.

Кроссовый мотоцикл CZ 125/516
Мотоцикл CZ 125 являлся и является настоящей легендой мотокросса. Модель отличалась легкостью и прочностью конструкции, что сделало ее популярной в свое время. Двигатель оснащен двухтактным одноцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Верхняя кромка выпускного окна регулируется механически в зависимости от числа оборотов. Коробка передач шестиступенчатая. Многодисковое сцепление в масляной ванне. Рама сварная, из 42-миллиметровых стальных труб. Передняя вилка телескопическая с регулируемой гидропневматикой. Задняя подвеска маятникового типа с пружинным элементом изменяемой жесткости и регулируемыми в обоих направлениях амортизаторами. Тормоза барабанного типа на обоих колесах с гидравлическим приводом. Для уменьшения массы брызговики, топливный бак и часть наружных деталей изготовлены из пластмассы. Годы выпуска: 1983-1993. Страна-производитель: Чехословакия. Выпущено: ??? ед. Масса: 95 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,124 л / 27 л.с. Максимальная скорость: 90 км/ч.
22.

Мотоцикл для спидвея JAWA 500/892
Спортивный мотоцикл для гонок на коротких гаревых треках длиной до 500 м. Спидвей, гонки по траве, грунту или песку, а также мотогонки на льду наиболее распространены в странах Северной и Восточной Европы. Чешский завод Jawa — один из крупнейших поставщиков мотоциклов для ледовых, травяных и грунтовых гонок. К характерным особенностям спидвейных мотоциклов относятся отсутствие коробки передач и тормозов, а также неподрессоренное заднее колесо. В одинарной открытой раме этой машины установлен одноцилиндровый четырехтактный двигатель с воздушным охлаждением. К распределительному валу, расположенному в головке цилиндра, вращение передается роликовой цепью. Четыре клапана с цилиндрическими пружинами приводятся в действие коромыслами. Подбирая варианты кулачкового вала, можно изменять мощностную характеристику двигателя, приспосабливая ее под разные трассы. В зависимости от этого он развивает от 56 до 62 л.с. Существует вариант мотоцикла для ледовых гонок, внешне отличающийся крыльями и, естественно, покрышками. Годы выпуска: ????. Страна-производитель: Чехословакия. Выпущено: ??? ед. Масса: 80,5 кг. Двигатель: одноцилиндровый четырехтактный / 0,494 л / 56 л.с.
23.

Мотоцикл для спидвея JAWA 500/894
Спортивный мотоцикл для гонок на коротких гаревых треках длиной до 500 м. Для Jawa эти мотоциклы — наследие фирмы Eso, приобретенной в 1964 г. и бывшей фактически монополистом в этих зрелищных дисциплинах, где все гонки проходят на овальных трассах. Если их компоненты кажутся примитивными, то это потому, что они были разработаны с учетом потребностей этих тесно связанных видов спорта: простые рамы, отсутствие тормозов, минимальная подвеска, практически прямой привод и, казалось бы, простой двигатель. На самом деле эти силовые агрегаты более совершенны, чем может показаться на первый взгляд. Конструктивно схож с JAWA 500/892. Система смазки — с использованием шестеренчатого масляного насоса. Карбюратор «Дель Орто» и зажигание магнето фирмы «Пал» обеспечивают качественное приготовление смеси и ее сгорание. Топливом служит метанол, а в системе смазки обычно применяется масло «Кастроль Р40». Для передачи крутящего момента использовано сухое многодисковое сцепление. Годы выпуска: ????. Страна-производитель: Чехословакия. Выпущено: ??? ед. Масса: 87 кг. Двигатель: одноцилиндровый четырехтактный / 0,494 л / 60 л.с.
24.

Мотоцикл с коляской ИМЗ «Урал» М67-36К (Кросс)
Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов. Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно. Мотокросс на мотоциклах с коляской — разновидность классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек — водителя и колясочника. Основная функция последнего — предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930-е годы, а сейчас он является официальным: Для соревнований по мотокроссу мотоциклов с коляской создан отдельный класс соревнований — 750 куб.см. Возраст спортсменов-водителей — от 18 лет, колясочников — от 16 лет. Допустимые модели — любые с мотором до 750 куб.см. Чемпионат мира под эгидой ФИМ проводится с 1980 г. Представленный образец кроссового мотоцикла создан на основе тяжелого мотоцикла Урал М-67-36. По непонятным мне причинам в коляске весьма небрежно срезан поручень, за который держится колясочник.
25.

Мотоцикл для мотобола Восход-175 СМБ-3
Основой мотобольной команды «Ковровец» Завода им. Дегтярева в 1970-х годах были работники заводской лаборатории испытаний спортивных мотоциклов. Именно по их инициативе в 1976 г. и началось производство специальных мотоциклов для игры в мотобол. Восход-175 СМБ-3 стал основным мотоциклом для внутрисоюзных соревнований по мотоболу, который в 1980-е гг. переживал расцвет. В стране существовало около ста клубных команд не только в центральной части страны, но и в Зауралье, республиках Закавказья, Средней Азии и даже в Якутии.
26.

Игра проводится на поле размером с футбольное, но имеющем небольшие различия в разметке: отсутствует центральный круг, площадь ворот имеет форму полукруга. Покрытие поля обычно не грунтовое, а гаревое или асфальтовое. Асфальт немного посыпают песком для улучшения маневренности мотоцикла. Играют мячом, размеры которого значительно больше футбольного. В каждой команде 5 человек — вратарь и 4 полевых игрока на мотоциклах.
27.

Мотоциклы для мотобола довольно сильно напоминали кроссовые. Отличалась ходовая часть. Была более короткая база, меньший угол наклона рулевой колонки. Меньше радиус переднего колеса по сравнению с кроссовыми, как правило 18 дюймов, более короткие хода подвесок. И конечно же двигатель, который отличался от серийных довольно сильно, он был мощнее, и имел другие передаточные числа КПП. Ну и главное — высокая посадка пилота. Самая интересная особенность данного мотоцикла — это двойной комплект педалей тормоза и переключения передач, чтобы спортсмен мог управлять мотоциклом как правой, так и левой ногой. Переднее колесо оснащено специальным ограждением для предотвращения «заминания» мяча между передней вилкой и колесом мотоцикла.
28.

Эти мотоциклы перестали выпускать в связи с утерей интереса к этому виду спорта, что произошло в конце 1980-х годов. Экспонаты в оригинальном состоянии и находятся на ходу. Годы выпуска: 1976-1988. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ок. 600 ед. (по другим данным — 5000 ед.). Масса: 167 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,175 л / 18 л.с. Максимальная скорость: 120 км/ч.
29.

Мотоциклы и мопеды прочие
Мопед Верховина-6 (ЛМЗ-2.158)
В 1977 г. Львовский мотозавод, продолжая совершенствовать конструкцию мопедов семейства «Верховина», пользующихся большой популярностью у людей разного возраста, особенно в сельской местности, приступил к производству мокика ЛМЗ-2.158 «Верховина-6». Главным его отличием от всех предыдущих моделей завода является новый двигатель Ш-58, особенностью которого стало отсутствие педалей, которые заменены откидными подножками и кик-стартером. Высокий руль в сочетании с удлиненным седлом обеспечивает удобную посадку. Благодаря этому, а также мягкой подвеске колес, снабженных довольно широкими шинами, на мопеде «Верховина-6» можно совершать и туристские поездки, не опасаясь утомления. Предусмотрено и место для вещей — багажник на 15 кг. Оба колеса мопеда «Верховина-6» имеют барабанные тормоза. Передний приводится рычагом, расположенным на руле, задний — педалью под правой ногой. Этот мокик считался одним из самых быстрых в Советском Союзе. Он разгонялся до 50 км/ч. Годы выпуска: 1977-1982. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 1005000 ед. Масса: 53,5 кг. Двигатель: Ш58, одноцилиндровый двухтактный / 0,0498 л / 2,2 л.с. Максимальная скорость: 50 км/ч.
30.

Мокик «Дельта» RMR-24 (РМЗ-2.124) (ранний)
В 1986 г. на Рижском мотозаводе был выпущен мокик «Дельта» (РМЗ 2.124) — новый этап развития мопедов «Рига» с новой рамой и двигателями «V-50», «V-501», «V-501M», «V-50M». Мокик имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс», «Кросс». Первые партии отличались слабой рамой, позже этот дефект был устранен. С 1986 по 1989 г. мокики комплектовались моторами «V-50» и «V-501», ручка багажника была хромированной, «барашки» на крышках бардачков металлические хромированные, фара круглая черная с хромированным ободком. Цвета мопеда: красный, коричневый, голубой, зеленый. С 1990 по 1996 годы багажник был покрашен в цвет мопеда, «барашки» на крышках бардачков заменили на черные пластмассовые. С 1988 г. по 1992 г. устанавливали большую квадратную фару, а с 1992 до окончания выпуска мокики комплектовались маленькой квадратной фарой. Ставили мотор «V-50M», «V-501M», цвета мопедов: красный, голубой, бежевый, белый, комбинированный (красно-белый). Также за дополнительную плату в 5 рублей можно было докупить зеркало: правое или левое, за 15 рублей — багажную корзину. Годы выпуска: 1986-1996. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 48925 ед. Масса: 55 кг. Двигатель: V-50, одноцилиндровый двухтактный / 0,0498 л / 1,6-2,0 л.с. Максимальная скорость: 40 км/ч.
31.

Велосипед «Турист-спорт» ХВЗ
Велосипеды «Турист» — серия советских дорожно-туристических и спортивно-туристических велосипедов, выпускавшихся Харьковским велосипедным заводом им. Г.И.Петровского. Поступал в свободную продажу и был относительно доступен широким слоям населения. По сравнению с наиболее распространенными в то время дорожными велосипедами (В-110 «Прогресс», «Украина» и прочие), имел облегченную конструкцию, более узкие шины, 4-скоростной механизм переключения передач (переключались ведомые звездочки), ручные передний и задний тормоза в заводской комплектации. В то же время, по сравнению со спортивными велосипедами (типа «Старт-шоссе»), имел камерную конструкцию шин, что делало его более устойчивым к повреждениям при использовании на пересеченной местности и при некачественном дорожном покрытии.
32. По всей вероятности, в музее представлена модель В-32.

Мотоцикл JAWA 350/634
Название мотоциклов «Ява» является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Янечека и от названия фирмы «Вандерер», у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой «Ява». В 1973 г. специалисты народного предприятия «Ява» разработали новую модель мотоцикла — 634; он выпускался только с двигателем объемом 350 куб.см. Более 90% всех байков этой серии уходило на экспорт в СССР. Точных данных по количеству поставленных в СССР мотоциклов нет, но в любом случае это сотни тысяч. Рама была полностью переработана — она стала сдвоенной закрытого типа, как на спортивных мелкосерийных мотоциклах чешского производителя. За счет этого удалось повысить прочность мотоцикла при эксплуатации его в сельской местности. Рама спроектирована и технологически проработана для обеспечения необходимой ее прочности и жесткости не только как основной несущей детали ходовой части мотоцикла, но и как детали присоединения коляски мод. Ява-560/3. Колеса получили диаметр 18 дюймов против 16-дюймовых у «старушек из 60-х» — это положительно повлияло на проходимость. Тормоза остались барабанными, но спереди применена двухкулачковая конструкция. Двигатель остался таким же, как на предыдущей 350-кубовой модели Ява 350/633, но его заметно модернизировали. Два цилиндра, расположенных в ряд поперек оси мотоцикла, наклонены вперед на 25°. Расположение кривошипно-шатунного механизма, коробки передач и моторной передней передачи в общем картере двигателя осталось таким же, как в предыдущих моделях. Экспонат получен музее после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1973-1984. Страна-производитель: Чехословакия. Выпущено: ????? ед. Масса: 155 кг. Двигатель: двухцилиндровый двухтактный / 0,344 л / 22 л.с. Максимальная скорость: 130 км/ч.
33.

Мотоцикл BMW R-20
Д.Ф.Устинов — один из выдающихся руководителей в правительстве Советского Союза — курировал оборонную промышленность СССР. Занимался не только спецтехникой, и в послевоенное время в его компетенции были вопросы загрузки заводов продукцией гражданского назначения. 1946 года по инициативе Д.Ф.Устинова начало развиваться мотопроизводство на заводе имени В.А.Дегтярева. Устинов очень любил технику и любил управлять ею сам. На даче он всегда ездил на трофейном BMW R-20. Однажды он получил травму, упав с мотоцикла. С тех пор по указанию И.В.Сталина государственным руководителям такого ранга было запрещено самим садиться за руль транспорта. Вскоре после этого на завод имени В.А.Дегтярева поступила команда сделать мотоцикл Д.Ф.Устинова более современным и более комфортабельным. Образец был далек от совершенства. Передняя вилка была рычажная параллелограммного типа. Задняя подвеска вообще отсутствовала. Вся амортизация для водителя осуществлялась за счет пружин, на которые крепилось формованное из толстой кожи сиденье. Было решено переделать раму, на которую крепились все механизмы. В итоге переднюю вилку установили пружинно-гидравлическую телескопического типа. Заднее колесо крепилось на маятнике, а амортизаторы — на раме. Остальные механизмы были оригинальные. Единственное желание Дмитрия Федоровича — оставить прежнее кожаное сиденье. Весьма малое производство этой модели обусловлено отменой в 1938 г. в Германии положения, освобождающего владельца от уплаты налога и наличия водительских прав. Годы выпуска: 1937-1938. Страна-производитель: Германия. Выпущено: ок. 5000 ед. Масса: 130 кг. Двигатель: одноцилиндровый четырехтактный / 0,192 л / 8 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
34.

Мотоцикл BMW R-35
В 1937 г. BMW впервые представила публике туристический мотоцикл R-35 на Немецком автосалоне в Берлине, но разрабатывался он с учетом потребностей государственных учреждений, полиции и, в особенности, армии. Он считался исключительно прочным, надежным и выносливым. Благодаря штампованной стальной раме и одноцилиндровому двигателю он стал использоваться Вермахтом как мотоцикл среднего размера только в качестве одиночной машины.
35.

Это был один из наиболее распространенных немецких мотоциклов времен Второй мировой войны. Его активно использовали санитарные батальоны, а полицейские и военные применяли мотоцикл в качестве учебного транспортного средства. R-35 — последняя модель мотоцикла BMW со штампованной стальной рамой без подвески заднего колеса, а телескопическая вилка на переднем колесе не имела гидравлического демпфирования. Производство модели было прекращено в 1940 г., поскольку он перестал отвечать требованиям вермахта. Выпуск возобновился в 1945 г. на заводе в Айзенахе (ГДР), но об этом читайте немного ниже. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1937-1940. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 94000 ед. Масса: 155 кг. Двигатель: одноцилиндровый четырехтактный / 0,342 л / 14 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
36.

Мотоцикл EMW R-35
В ходе Второй мировой войны завод BMW в Айзенахе серьезно пострадал, но производственное оборудование и запасы деталей были своевременно размещены на близлежащих калийных рудниках. Среди них были комплекты деталей примерно для 1000 BMW R-35, хотя и без рам. 3 июля 1945 г. Айзенах вошел в советскую зону оккупации. Мотоциклы BMW высоко ценились в Советском Союзе, поэтому был отдан приказ на производство мотоциклов из запасных частей. План на 1945 г. предусматривал выпуск 70 мотоциклов, но фактически было построено всего 16. Первоначально эти мотоциклы поставлялись только государственным учреждениям и автоспортивному объединению FDJ. С 1949 г. они стали доступны и частным лицам. Завод продолжал использовать имя BMW, в результате чего две отдельные компании (одна в Айзенахе, а другая в Мюнхене) использовали одинаковое имя BMW в период между 1948 и 1952 гг. Головной офис BMW, базирующийся в Мюнхене, не контролировал производство в Восточной Германии. В конце концов, в 1952 г., после того, как контроль над заводом был передан правительству Восточной Германии и после судебного процесса по торговой марке, эта компания была переименована в Eisenacher Motorenwerk (EMW). Вместо сине-белого раунделя BMW в качестве логотипа EMW использовала очень похожий красно-белый раундель. Начиная с середины 1951 г., мотоцикл претерпел первые значительные изменения. Сначала он получил телескопическую вилку без гофрированных мембран и новое крыло передней подвески. Затем последовал более тонкий руль диаметром 22 мм, внешние рычаги тяги вместо внутренних и пружины сжатия на сиденье вместо пружин растяжения. В конце года вилка получила гидравлическую амортизацию (масляные амортизаторы) и модифицированную трансмиссию с современным ножным переключением. Подвеска заднего колеса стала свечного типа. Годы выпуска: 1945-1955. Страна-производитель: Германия. Выпущено: ок. 90000 ед. Масса: 170 кг. Двигатель: одноцилиндровый четырехтактный / 0,342 л / 14 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
37.

Минимотороллер «Стриж» ВМЗ-2.503
На излете СССР в 1980-х у бывших партнеров по соцлагерю — ГДР — была закуплена лицензия на производство 50- и 70-кубовых двигателей «Симсон». Эта прославленная марка имела свою славную историю, и машинки были вполне на общеевропейском уровне. Хотя купленная конструкция была разработана в 1970-х, все равно она была неплоха, даже сравнивая с более современным ЗиДовским мотором. Осваивать лицензию в Вятских Полянах поручили конструкторам во главе с Петром Федоровым — он в свое время занимался «Вяткой». Моторы скопировали «в ноль» без каких-либо упрощений и адаптации к «имеющимся возможностям». В 1999 г. была выпущена установочная партия в 500 штук — такого количества двигателей хватило для того, чтобы на других заводах стали примерять новые ВП-50 в свои перспективные разработки. На «Молоте» под свой мотор быстро спроектировали ходовую часть, не копировавшую ни одну модель «Симсонов» (по общей компоновке ближе всего была модель SR50 начала 90-х). Получился некий гибрид под именем «Стриж» — мотожурналисты ломали голову, к какому классу его отнести: мокику, скутеретте, скутеру? Ведь у машинки мотор — без принудительного охлаждения и вариатора. В итоге назвали минироллером, как и тульский «Фрегат» ТМЗ-2.104. Были еще оригинальности: передний дисковый тормоз с тросовым приводом. Первая партия сертификацию не прошла — люфтил руль, слабыми оказались рама и тормоза. Однако роллеры довели «до ума», и они пошли в продажу, машинки из первой партии в 2000 г. уходили «со свистом» за 4725 рублей. Небольшая часть минироллеров оснащалась задним сварным багажником. Годы выпуска: 1999-2002. Страна-производитель: Россия. Выпущено: 4656 ед. Масса: 75 кг. Двигатель: ВП-50, одноцилиндровый двухтактный / 0,0499 л / 3,5 л.с. Максимальная скорость: 50 км/ч.
38.

Разные мопеды
На переднем плане — легкий мопед ЗИФ-77. Эта модель, выпускавшаяся Пензенским велосипедным заводом им. М.В.Фрунзе, является модернизированным вариантом прежней МВ-18М и отличается от нее улучшенной отделкой поверхности узлов и деталей и новой, меламидно-алкидной эмалью. Крепление переднего крыла и багажник на новом односкоростном мопеде стали хромировать. Так же хромированным стали держатели фары, которые вместо перьев на вилке теперь состоят из отдельных деталей с креплением к верхней траверсе. На баке появилась надпись «ЗИФ-77». Мопед, в отличии от предшественников, окрашивался в один цвет. Годы выпуска: 1977-1992. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 35,2 кг. Двигатель: Д6, одноцилиндровый двухтактный / 0,045 л / 1,2 л.с. Максимальная скорость: 40 км/ч.
39.

Мотоцикл Минск М1М
Минск М1М — легкий дорожный одноместный мотоцикл семейства «Минск» производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Является дальнейшим развитием мотоцикла М1А (копии мотоцикла DKW RT-125). Мотоцикл М1М отличался оригинальной формой глубоких сварных крыльев и очень мягкой подвеской, которая, однако, несколько ухудшала устойчивость на плохих дорогах. На нем была применена маятниковая подвеска заднего колеса с пружинными амортизаторами. Подвеска была снабжена демпферами, в которых гашение колебаний осуществлялось за счет сухого трения между фрикционными шайбами. Вместо телескопической передней подвески установили короткорычажную вилку толкающего типа с пружинными амортизаторами. Спидометр размещен непосредственно в корпусе фары — привычное явление для послевоенных мотоциклов. С октября 1954 г. на М1М впервые было применено электрооборудование, работавшее на переменном токе. Над задним крылом располагался багажник, на который зачастую устанавливали самодельные кресла. М1А, а впоследствии и М1М, получил у народа прозвище «Макака». Сейчас уже сложно определить, откуда это повелось, но есть две основные версии. Первая связана со своеобразной посадкой водителя. А вторая гласит, что сочетание букв М и А в названии модели намекает на слово «макака». В любом случае, это прозвище крепко прилипло к первым минским мотоциклам и уже от них неотделимо. Годы выпуска: 1956-1961. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 80 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,123 л / 5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.
40.

Мотоцикл Ковровец К-58
Последний 125-кубовый ковровский мотоцикл. Отличается от К-55 форсированным до 5 л.с. двигателем (за счет измененной конфигурации продувочных каналов и выпускного окна) и системой электрооборудования переменного тока без аккумулятора. Применена фара с вмонтированным спидометром, установлен топливный бак большей емкости. Существенно изменена рама: ее задняя часть выполнена в виде дуги, приваренной к верхней балке и подседельной стойке, также намного жестче стал узел крепления маятника задней подвески. Ранние версии К-58 оснащались тем же 9-литровым топливным баком, что и предшественник К-55, но только с наклейкой, соответствующей индексу новой модели. Но конструкторам понравился топливный бак мотоцикла фирмы Motobecane модели Z23C, и к началу 60-х годов К-58 получил бензобак совершенно новой формы, получившей прозвище «немецкая каска». Он не только имел более современную форму, но и вмещал 13 литров. По бокам нового бензобака на винтах крепились алюминиевые эмблемы: два сидящих друг напротив друга зайца, перешедшие с герба города Коврова и надписью «Ковровец». Для улучшения внешнего вида в задней части появились грязевые щитки, в которых сделали небольшие вещевые ящики. Впрочем, эти щитки часто снимались. В музее выставлен экземпляр с бензобаком старой формы. Годы выпуска: 1957-1960. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ок. 137000 ед. Масса: 92 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,123 л / 5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.
41.

Мотоцикл Восход-3М
Мотоцикл «Восход-3М» относится к мотоциклам легкого класса и является индивидуальным транспортным средством, По сравнению с предыдущей модель «Восход-3» внешний облик байка «Восход-3М» был значительно улучшен за счет гофрированных чехлов передней подвески, иных крыльев, новой фары ФГ-137Б с рассеивателем типа «европейский луч», нового заднего фонаря с боковыми отражателями и ряда других доработок. Кроме того, заметно возрос комфорт мотоцикла: улучшено седло, появилась панель приборов с индикаторами, впервые установлен противоугонный замок, а комплектация расширена за счет откидных подножек и двух зеркал заднего вида. Передняя подвеска мотоциклов «Восход-3» и «Восход-3М» полностью идентична — телескопическая вилка с ходом в 160 мм. Сзади на мотоциклах этой серии была впервые применена маятниковая конструкция с наклоненными на 12 градусов от вертикали амортизаторами, что позволило увеличить ход подвески до 80 мм у «Восход-3» и до 85 мм у «Восход-3М». Заметной модернизации подверглась и тормозная система: диаметр барабанов был доведен до 160 мм, а «Восход-3М» дополнительно комплектовался индикатором износа колодок. Среди преимуществ данной модели можно отметить скорость и мощность, легкость управления, неприхотливое обслуживание и невысокую стоимость. Но были и недостатки — высокий уровень шума, быстрый перегрев, зависимость от масла в топливе и непривлекательный внешний вид. Годы выпуска: 1983-1993. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 1535266 ед. Масса: 122 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,173 л / 14 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
42.

Мотоцикл Минск ММВЗ-3.111
Минск ММВЗ-3.111 — легкий дорожный двухместный мотоцикл из семейства мотоциклов «Минск» производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода. Модель нового поколения кардинально отличалась от своего предшественника Минск М-106. Более современным стал внешний вид мотоцикла, чему способствовала ликвидация облицовок, а также оригинальные формы крышек картера двигателя, бензобака и инструментальных ящиков. Цветовой гаммой было выбрано сочетание черного и вишневого цветов. ММВЗ-3.111 оснастили новыми 18-дюймовыми колесами с алюминиевыми спицами. Двигатель новой модели получил другой цилиндр и крышки картера. Чтобы облегчить доступ к карбюратору и воздушному фильтру, решено было отказаться от кожухов. Изменилась форма рамы, а ее трубы с наиболее высокой нагрузкой получили более толстые стенки. На мотоцикле появились указатели поворота и улучшенная фара. В нее интегрирован спидометр с освещаемой шкалой. Несмотря на значительные отличия «Минска» от М-106, удалось обеспечить высокую унификацию узлов и деталей двух мотоциклов — более 83%. Годы выпуска: 1973-1976. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 112 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,123 л / 9,5 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
43.

Мотоцикл Минск ММВЗ-3.112
Модель мотоцикла ММВЗ-3.112 является дальнейшим развитием предыдущей модели Минск ММВЗ-3.115. Несмотря на то, что сама модель ММВЗ-3.112 была анонсирована в 1980 г., серийный выпуск был начат лишь в 1982 г. Основными отличиями являются новое, более удобное, широкое и длинное седло (оно откидывается на петлях вправо по ходу и может быть снято с рамы, имеет закругленную заднюю часть, в отличие от модели 3.115, где седло в задней части прямоугольное), увеличенные до 150 мм в диаметре тормозные барабаны обоих колес, применение демпфирующих элементов в узле ведомой звездочки, установка маятниковой вилки на сайлентблоках, наличие нового бугеля на раме, облегчающего постановку мотоцикла на центральную подставку. Нигрипсы (резиновые накладки на бензобаке) получили иной рисунок, сохранив прежние очертания и форму.
44.

На ранних ММВЗ-3.112 в 1982-1983 гг. переднее крыло и кожухи передней вилки устанавливались от модели ММВЗ-3.115, сверху переднее крыло имело черные перемычки, а светоотражающие катафоты устанавливались на кожухах вилки, в течение 1983 г. переднее крыло обновилось (стало как у модели ММВЗ-3.112.1), черные перемычки исчезли, а катафоты с кожухов вилки «переехали» на кронштейны переднего крыла. Опорный щит заднего тормоза передает реактивное усилие на раму не через упоры, а через реактивную тягу, крепящуюся к маятнику. Тормозная педаль укреплена на отдельном кронштейне, а не на трубе подножки. Также увеличен диаметр ступиц колес. Спицы стали короче, что в целом сделало колесо более жестким. Незначительно улучшена комфортабельность мотоцикла. Главное техническое отличие базовой комплектации ММВЗ-3.112 от всех последующих модификаций (3.112.1, 3.112.11, 3.112.12 и т.д.) — это наличие шестивольтового зажигания и световых приборов «старого образца». Мотоцикл ММВЗ-3.112 выпускался окрашенным в красный цвет с отдельными деталями черного цвета, однако некоторое количество машин было в сине-черной окраске. Годы выпуска: 1982-1995. Страна-производитель: СССР, Россия. Выпущено: несколько сотен тысяч ед. Масса: 105 кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,1236 л / 12 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
45.

Мотоцикл Harley Davidson Model V 1930 г.
Модели серии V оснащались V-образными двигателями Big Twin с боковым расположением клапанов, которые в начале 1930-х годов продавались лучше, чем все остальные модели Harley-Davidson. Представленный в августе 1929 г. для 1930 модельного года, 1930 VL является примером одного из совершенно новых мотоциклов, пришедших на замену V-образным F-head (впускной клапан находился в головке цилиндра, а выпускной — в блоке). В число новых функций вошли двойная основная цепь, блокировка рулевого управления и кованые ножки двутавровой балки. Сдвоенные фары и звуковой сигнал были перенесены с модели 1929 г. Еще одной особенностью, впервые представленной в VL, стали колесные диски с глубоким центром. Компания Harley-Davidson представила серию V в 1930 году, через 14 лет после того, как ее конкуренты Indian выпустили свои первые большие твины с боковыми клапанами, но у мотоцикла было несколько проблем в начале пути. Первые два месяца производство пришлось приостановить, чтобы заменить новые рамы, маховики, корпуса двигателей, клапаны, пружины и пусковые механизмы. Работа была выполнена для владельцев бесплатно, но это было дорогостоящее мероприятие, которое мало повлияло на репутацию V-серии. После неудачного старта двигатели с боковыми клапанами превратились в прочные, быстрые и надежные мотоциклы, а в 1933 г. VLE даже установил рекорд скорости американского серийного велосипеда — 167 км/ч. Годы выпуска: 1930-1936. Страна-производитель: США. Выпущено: 17422 ед. Масса: 230 кг. Двигатель: Flathead / 1,210 л / 30 л.с. Максимальная скорость: 130 км/ч.
46.

Мотоцикл Harley-Davidson 30V
Выпуск модели V от Harley-Davidson пришелся на 1930 г.- тогда новинка пришла на смену устаревшим моделям J/JD. На фирме строили в отношении новинки большие планы, которым сначала не суждено было сбыться — дело в том, что предшественники были и легче, и менее громоздки. Не отличалась новинка и надежностью. После устранения всех проблем, в частности усовершенствования мотора, модель V стала пользоваться неплохим спросом. Мощность двигателя мотоцикла Big Twin составляла около 30 л.с. и в то время это был лучший показатель для Harley-Davidson. Позднее ему на смену пришел 1340-кубовый мотор мощностью 34 л.с. — такой устанавливался на 247-килограммовые модели VLH. Цветовая гамма мотоцикла — традиционная оливково-зеленая с красными полосками по бордовой окантовке и золотым центром. Годы выпуска: 1930-1936. Страна-производитель: США. Выпущено: 17422 ед. Масса: 230 кг. Двигатель: Flathead / 1,210 л / 30 л.с. Максимальная скорость: 130 км/ч.
47.

Мотоцикл Indian 741B Scout 1942 года
Модель 741B была разработана по заказу Великобритании с целью создать мотоцикл, который был бы экономичнее многих других моделей американских военных мотоциклов. Мотоцикл представлял собой комбинацию 493-кубового 15-сильного двигателя от «Джуниор Скаут» и ходовой части от модели «Спорт Скаут» (трубчатая рама, собранная на болтах; «сухая» задняя подвеска; параллелограммная передняя вилка). Двигатель был дополнительно дефорсирован для возможности использования бензинов с низкими октановыми числами. Эта модель производилась с 1941 по 1943 г.; общая численность изготовленных машин достигала от 32 до 35 тысяч экземпляров, что сделало эту модель наиболее массовым военным мотоциклом в истории компании Indian. 741B в основном использовались британскими войсками и войсками стран Содружества. Около 5100 мотоциклов было отправлено в СССР по программе ленд-лиза. Годы выпуска: 1941-1943. Страна-производитель: США. Выпущено: 35000 ед. Масса: 233 кг. Двигатель: V-образный / 0,493 л / 15 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч
48.

Мотоцикл BSA model A7
Модель A7 стала первым мотоциклом компании BSA c двухцилиндровым рядным двигателем. Она была готова к производству в 1939 г., но после начала Второй Мировой войны все производство переключилось на снабжение армии. Первый BSA A7 был выпущен в сентябре 1946 г. и сразу же доставлен в Париж на первую выставку мотоциклов после окончания войны. Серийное производство началось в 1947 г. Существовало две версии A7: оригинальная версия объемом 495 куб.см и улучшенная версия объемом 497 куб.см, выпущенная в 1950 г. Несмотря на то, что его название менялось на Star Twin, а затем на Shooting Star, BSA A7 продолжал выпускаться с незначительными модификациями до 1962 г. Модель A7 изначально изготавливался с жесткой рамой и телескопической передней вилкой. Одной из полезных особенностей был откидной задний брызговик, который поднимался, облегчая снятие заднего колеса. С 1949 г. в качестве опции к жесткой раме предлагалась плунжерная задняя подвеска. В связи с быстрым износом плунжерной подвески, приводившей к ухудшению управляемости, в 1954 г. была введена рама с качающимся рычагом, а жесткие и плунжерные рамы были сняты с производства. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1946-1962. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: ???? ед. Масса: 166 кг. Двигатель: двухцилиндровый рядный / 0,495 л / 26 л.с. Максимальная скорость: 137 км/ч.
49. Заметим, что перед нами чисто английский мотоцикл, у которого коляска расположена слева.

Тяжелый мотоцикл ПМЗ-А-750
ПМЗ-А-750 — первый советский тяжелый мотоцикл, выпускавшийся серийно Подольском механическом заводе (ПМЗ). Производился как в одиночном варианте, так и с коляской. Разработка велась в НАТИ под руководством П.В.Можарова. В качестве прототипа конструкции ходовой части использовался мотоцикл от BMW. Дуплексная рама из штампованных профилей, с вложенным внутрь бензобаком емкостью 21 л, что было достаточно новаторски, работала с передней рессорной вилкой. За базу двигателя избран V-образный нижнеклапанный 750-кубовый образец американской фирмы Harley-Davidson. Трехскоростная коробка передач размещалась сверху двигателя и имела ручной рычаг переключения с левой стороны мотоцикла. Крутящий момент передавался на заднее колесо с помощью цепи. Мотоцикл получился действительно передовым по заложенным в него идеям. Это единственный довоенный советский мотоцикл, имевший замок зажигания и приборный щиток. Его система зажигания содержала аккумулятор и генератор постоянного тока. К большому сожалению, система зажигания явно была не доработана и мотоцикл было очень трудно завести. В народе так его и прозвали «Попробуй меня заведи» — ПМЗ. Мотоцикл предполагалось использовать не только в армии, но и на гражданской службе. В 1939 г. мотоцикл был снят с вооружения Красной Армии и с производства. На ПМЗ изготовление мотоциклов больше не возобновлялось, а силы страны были сориентированы на полный аналог немецкого BMW R-71, выпускавшийся в СССР под маркой М-72. Годы выпуска: 1934-1939. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 4636 ед. Масса: 300 кг. Двигатель: нижнеклапанный V-образный / 0,750 л / 14 л.с. Максимальная скорость: 80 км/ч.
50.

Мотоцикл Красный Октябрь Л-300
Мотоцикл выпускался сначала на заводе «Промет» треста ТРЕМАСС (до 1933), затем на машиностроительном заводе «Красный октябрь» в г. Ленинграде и являлся точной копией немецкого мотоцикла DKW «Люкс» начала 1930-х годов. Мотоцикл был спроектирован в Ленинграде на Ижстальзаводе группой инженеров под руководством П.В.Можарова. Конструкция классическая для тех лет. Штампованная рама на болтах, передняя подвеска пружинная, заднее колесо не подрессорено. Моторная и задняя передачи цепные. Коробка передач трехступенчатая, передачи переключались вручную рычагом. Наиболее слабой частью была система электрооборудования. В 1934 г. параллельно с «Красным Октябрем» выпуск Л-300 также освоили в Ижевске под маркой Иж-7. Когда в 1939 г. завод «Красный Октябрь» перепрофилировали на военную продукцию, производство мотоциклов Л-300 и Л-8 возвратили на «Промет». В народе мотоцикл получил меткое название «Точило». Хотя к концу 30-х Л-300 считался уже устаревшим мотоциклом, его выпуск благополучно продолжался почти до самой войны. Экспонат на ходу. Годы выпуска: 1933-1940. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 18322 ед. Масса: 125 кг. Двигатель: двухтактный, одноцилиндровый / 0,293 л / 6,5 л.с. Максимальная скорость: 80 км/ч.
51.

Мотоцикл Красный Октябрь Л-8
В конце 1937 г. на заводе «Красный октябрь» создали экспериментальный мотоцикл «Л-8». Он объединил в себе наработки экспериментальных моделей «Л-350» и «Л-500». Главным отличием стал разработанный ленинградцами 350-кубовый четырехтактный двигатель мощностью 14 л.с. На мотоцикле впервые в стране применили современное ножное переключение передач, удлинили базу с 1320 мм до 1400 мм и по аналогии с ижевскими конструкторами усилили тормоза. Проблемное маховчиное магнето, долгое время применявшееся на мотоциклах Л-300, было заменено на магдино МД-132. Сцепление сухое, многодисковое, передача от двигателя к коробке передач — цепная, количество передач — 3, привод на заднее колесо — цепью. На базе Л-8 было создано много гоночных модификаций, мощность которых достигала 26 л.с. Их максимальная скорость составляла около 140 км/ч. Годы выпуска: 1938. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 1200 ед. Масса: 158 кг. Двигатель: четырехтактный, одноцилиндровый / 0,348 л / 13,5 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
52.

Вот и закончились основные экспонаты третьего этажа павильона «Автомобили и мотоциклы». В этом посту описано множество различных мотоциклов, на которые в музее слишком часто не было никаких пояснительных табличек. При распознавании я мог допустить некоторые ошибки, поэтому просьба к читателям: при обоснованном нахождении неточностей сообщить мне, я обязательно все еще раз проверю и при необходимости внесу соответствующие коррективы в текст. Но обход павильона еще не завершился: нас ждет первый (он же подземный) этаж, где также есть много чего интересного.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.