Москва. Музей техники Вадима Задорожного. Часть 12

Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.

Для ориентации в большом "хозяйстве" музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.

Продолжим осмотр экспонатов на верхнем этаже Павильона "Автомобили и мотоциклы" [3]. Экспозиция музея дополнена коллекцией стрелкового оружия, легкого колесного транспорта, мототехники и различных вспомогательных устройств, применявшихся РККА, армией Вермахта и их союзниками, что позволят проследить историю автомобилей и мотоциклов в контексте Первой Мировой и Второй Мировой войн. В то же время на этом этаже павильона сотрудники музея по каким-то своим соображениям не стали делиться в полном объеме с посетителями секретами, что же у них выставлено. В итоге приходится тратить уйму времени в поисках "что есть что", при этом практически неизбежны некоторые ошибки и неточности в описаниях.

Мотоциклы СССР на службе армии
На мой взгляд, сотрудники музея умудрились как-то подсуетиться и приобрести, явно с длительного хранения в госрезерве, практически неиспользованные специальные мотоциклы с коляской. Но на нормальные описания к в общем-то редким экспонатам у них сил не хватило. А жаль. Длительный поиск в Интернете результата практически не дал, поэтому придется додумывать самому.

Мотоцикл Днепр МВ-650М Версия химзащиты 1960-1979гг.
На этот образец я увидел и сфотографировал небольшой музейный ярлык, название дал в соответствии с ярлыком. Но к нему имеются вопросы. Мотоцикл МВ-650М был выпущен только в 1985 г., поэтому даты совсем не сходятся. Возможно, что на самом деле это мотоцикл МВ-750М, выпущенный в 1973 г., или даже МВ-750, разработанный в 1964 г. Внешне все мотоциклы очень схожи. Но в любом случае транспортное средство оборудовано различными приборами радиационной и химической разведки, поэтому с наименованием можно согласиться. На всех вариантах мотоцикла сиденье раздельное, привод на колесо коляски без блокировки дифференциала. На коляске имеется ящик ЗИП. Для военных добавлена КПП МТ804 с задней скоростью (кроме МВ-750), а также крепления на коляску: канистры на 10 л, для большой саперной лопаты БСЛ-110, а также крепление для топора.
3.

Санитарная версия мотоцикла Днепр
По аналогии с предыдущим экспонатом, можно предположить, что это Днепр МВ-750 или Днепр МВ-750М. Коляска серьезно переработана для установки носилок, используемых при перевозке тяжелораненых бойцов. Место под носилками, возможно, предназначено для перевозки легкораненых воинов. Возле колеса коляски видна небольшая лебедка, используемая для вытаскивания раненого из-под обстрела.
4.

Мотоцикл Днепр МВ-650
В пользу этой модели свидетельствуют форма бензобака и резиновые накладки на баке. Масса 360 кг, мощность двигателя 34 л.с., крутящий момент 4,7 кгс•м, напряжение 12 вольт. КПП МТ804 с задней скоростью, топливный бак 21 литр АИ-72/76, привод на колесо коляски без блокировки дифференциала. На коляске имеется ящик ЗИП, крепления канистры на 10 литров, для большой саперной лопаты БСЛ-110, а также для топора. Для военных на коляске добавлено крепление для АКМ.
5.

Бензоэлектрический генератор АБ-2-Т/230 на базе мотоцикла МВ-650 или аналогичного
Агрегат бензоэлектрический (АБ) — марка передвижных источников электрической энергии с первичным двигателем, работающим на бензине. Агрегаты типа АБ включают в себя бензиновый двигатель внутреннего сгорания, электрический генератор, блок аппаратуры, блок приборов, раму, бензобак, кожух. Электроагрегаты применялись и применяются в армии для снабжения электроэнергией потребителей в тех местах, где отсутствуют электрические сети, а также при перебоях в энергоснабжении. Агрегат смонтирован вместо коляски на раме мотоцикла типа МВ-650. В комплект входит 10-литровая канистра. Двигатель: одноцилиндровый УД-15 с электрозапуском. Генерируемое напряжение: трехфазное, 230 В. Мощность номинальная: 2 кВт. Мощность максимальная: 2,4 кВт. Масса: 175 кг. Топливо: бензин А-76.
6.

Бензоэлектрический генератор АБ-2-О/230-М1 на базе мотоцикла МВ-650 или аналогичного
Агрегат схож с предыдущим экспонатом, отличается типом генератора. Двигатель: одноцилиндровый УД-15 с электрозапуском. Генерируемое напряжение: однофазное, 230 В. Мощность номинальная: 2 кВт. Мощность максимальная: 2,4 кВт. Масса: 168 кг. Топливо: бензин А-76.
7.

8.

Бензоэлектрический генератор АБ 4-Т/230 на базе мотоцикла МВ-650 или аналогичного
Более мощный агрегат, но также размещается на месте коляски мотоцикла. Двигатель: двухцилиндровый УД-25 с электрозапуском. Генерируемое напряжение: трехфазное, 230 В. Мощность номинальная: 4 кВт. Мощность максимальная: 4,8 кВт. Масса: 184 кг. Топливо: бензин А-76.
9.

10.

Самый интересный и непонятный мотоцикл. Его отличительная особенность — установка сзади коляски какого-то котла неизвестного назначения. То ли это какое-то кухонное оборудование, то ли специальный котел, используемый при дегазации техники, то ли (совсем маловероятно) дровяной газогенератор для заменяя бензина. Моя фантазия других вариантов не предлагает, а поисковики ничего достойного не предлагают. Музейные же работники только создают интригу. Запасное колесо при этом пришлось разместить на коляске спереди справа.
11.

Мотоциклы Иж
Иж — советская и российская марка мотоциклов, разработанных и выпускавшихся с 1929 по 2008 г. в городе Ижевске на заводе "ИЖМАШ". Первые варианты "Ижей" (Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4, Иж-5) были разработаны на Ижстальзаводе под руководством инженера П.В.Можарова в 1928 г., а в 1929 г. изготовлены опытные образцы, которые приняли участие во Всесоюзном мотопробеге. В период 1933-1941 гг. небольшими партиями выпускались Иж-7, Иж-8, Иж-9, Иж-12. Массовое производство велось на Ижевском машиностроительном заводе в период с 1946 г. и по 2008 г., за который выпущено около 11 миллионов мотоциклов различных моделей. Большими сериями выпускались одноцилиндровые ИЖ Планета и двухцилиндровые Иж Юпитер. За весь период производства Ижей цветовая гамма была не велика; так, рама красилась в классически черный цвет, в остальном преобладал голубой, красный, светло-коричневый.
12.

К сожалению, музей все Ижи "свалил в кучу" без хоть каких-то пояснений, что есть где. Все образцы стоят очень плотно, в два ряда, вплотную к ним не подойти. Учитывая, что многие модели внешне для неподготовленного посетителя практически не различимы (специалисты наверняка по мельчайшим деталям их распознают), я не в состоянии более-менее точно определить все выставленные образцы. Придется в этом подразделе местами обойтись без описаний.

Мотоцикл Иж Юпитер-К с коляской БП-62
13.

Мотоцикл Иж-56 (или Иж Планета-К) с коляской БП-56
14.

Мотоцикл Иж Юпитер-К с коляской БП-58. На переднем плане — Иж Планета.
15.

Мотоцикл Иж Юпитер (или Иж Юпитер 2). На переднем плане Иж 500 (Иж-7.105) с оппозитным двигателем — спортивная шоссейная модель, не попавшая на конвейер. Иж-7.105. В 1985 г. в СССР была представлена новая предсерийная модель под условным названием Иж 500. Двойная трубчатая рама, дисковые тормоза спереди, спицованные либо литые колеса, новая вилка, рулевое управление с демпфером, 5-ступенчатая коробка передач, интегрированная в общем корпусе с движком, и даже электростартер, для версии с боковым прицепом были предусмотрены тормоза для коляски с гидроприводом. Оппозитный двигатель Иж Д15 воздушного охлаждения объемом 0,496 л выдавал 36 л.с. Кроме электростартера, был предусмотрен и более традиционный кикстартер. Из-за технологических сложностей серийное производство двигателя не получилось, и проект в 1988 г. был окончательно закрыт.
16.

Мотоцикл Иж-555 (на переднем плане)
В 1965 г. была собрана и предоставлена к испытаниям новая модель ижевской линии — мотоцикл Иж-555. 4- скоростная коробка передач, двухцилиндровый двигатель объемом в 0,493 л и мощностью 25 л.с. и довольно приличная скорость, с учетом эксплуатации мотоцикла с коляской, в 95 км/ч для 60-х годов был неплохим техническим прорывом. По своим тяговым качествам он мог вполне составить конкуренцию тяжелым мотоциклам "Днепр" или "Урал". Однако конструкторскому отделу рекомендовали закрыть проект, поскольку все производственные мощности завода были заняты старыми моделями, за которыми стояли очереди из желающих их приобрести. Внедрить новинку в серию так и не удалось.
17.

Дорожный мотоцикл Иж-350
Иж-350 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. В 1946 г. Ижевский машиностроительный завод получил оборудование, чертежи и технологии завода DKW, вывезенные из Германии в счет репараций. В том же году по чертежам немецкого мотоцикла "DKW NZ-350" конструкции Г.Вебера завод освоил производство мотоцикла Иж-350. Он представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускаемых уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с немецким оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надежный мотоцикл. Годы выпуска: 1946-1951. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 127090 ед. Масса: 150 кг. Двигатель: 1 цилиндр / 0,346 л / 11,5 л.с. Максимальная скорость: 90 км/ч.
18.

Мотоцикл 7.151 с роторным двигателем РД-515
Серпуховский ВНИИМотопром в 1987 г. представил уникальный мотоцикл, за основу которого было взято модернизированное шасси УРАЛ ИМЗ М-73 — новинка получила индекс 7.151. Байк обладал вполне современным обликом и конструкцией для 1980-х годов, но в серию так и не пошел. Уникальность разработки заключалась в роторном двигателе РД-515. Силовой агрегат мог выдавать внушительные 38 л.с., причем объем мотора составлял всего 491 куб.см. Высокая отдача и невероятная роторная тяга позволяли создать вполне востребованный транспорт. По конструкции двигатель аналогичен вариантам, устанавливаемым на Лады (ВАЗ-111), но там использовали двухсекционные модификации. Но самое главное — большая часть узлов от жигулевских моторов подходила к этому мотоциклу. Модель была полностью готова к производству, для нее даже планировали построить собственный завод в Набережных Челнах, но планы, к сожалению, так и остались на бумаге. Мотоциклу даже не успели придумать название, поэтому сегодня он известен только под цифровым обозначением. Данный мотоцикл был сделан в единичных экземплярях. Были созданы опытные образцы не только с коляской, но и одиночки. Годы выпуска: 1987. Страна-производитель: СССР. Выпущено: несколько ед. Масса: ??? кг. Двигатель: РД-515 / 0,491 л / 38 л.с. Максимальная скорость: ??? км/ч.
19.

Мотоцикл Иж Юнкер
"Иж Юнкер" (6.113-020-05) — мотоцикл прогулочного типа, создан в стиле, характерном для моделей американских производителей. Отличительные особенности данной модели от предыдущих серий: высокий руль, обтекаемый двухсекционный каплевидный бак, на котором расположена панель приборов, седло двухуровневого типа (для большего комфорта пассажира). Двигатель "Иж Юнкер" имеет жидкостное охлаждение. Также на "Иж Юнкер" установлены: дисковый тормоз переднего колеса, система впуска-выпуска нового типа, позволяющая снизить уровень шума и обеспечивающая высокую тягу на низких оборотах. Подножки мотоцикла вынесены вперед для того, чтобы водитель мог ехать в вальяжной посадке. Годы выпуска: 1999-2005. Страна-производитель: Россия. Выпущено: 6000 ед. Масса: 185 кг. Двигатель: двухцилиндровый / 0,348 л / 24,5 л.с. Максимальная скорость: 115 км/ч.
20.

Мотоцикл Иж Планета-6
"Иж Планета-6" — мотоцикл с экипажной частью от "Иж Планета-5" и двухтактным одноцилиндровым двигателем с раздельной системой смазки и жидкостным охлаждением. Размерность цилиндра и поршня была взята от "Иж Планета Спорт", а в остальном от "Иж Планета-5". Серийно не выпускался. Было собрано несколько мотоциклов, проходивших испытания и изготовлено порядка 20 двигателей, 3 из них были с пятиступенчатой коробкой передач. Один мотоцикл был с оригинальным пластиковым обвесом. Плюсы мотоцикла — жидкостное охлаждение, раздельная система смазки и пятиступенчатая КПП. Главный минус модели, погубивший ее "карьеру" — это безнадежно устаревший двухтактный двигатель. Годы выпуска: 2005-2007. Страна-производитель: Россия. Выпущено: несколько ед. Масса: ??? кг. Двигатель: одноцилиндровый двухтактный / 0,340 л / 30 л.с. Максимальная скорость: ??? км/ч.
21.

Перспективный мотоцикл Иж Юпитер-500
Конструкторы Ижевского завода еще в 1976 г. заявили проект нового ИЖ-Юпитера. Он планировался с необычным для этого ряда увеличенным 2-цилиндровым двигателем объемом 500 куб.см. Его мощность составляла 40 л.с. Серийное производство планировалось приурочить к Московской Олимпиаде. Особенностью нового двигателя является даже не увеличенный объем, а специально разработанная система раздельной смазки. Подача масла в топливо обеспечивалась в зависимости от оборотов. Отныне в камере сгорания не было лишней смазки, которая убивала свечи. При этом для моторного масла была отдельная емкость, откуда оно добавлялось в топливо. Это позволило серьезно снизить его расход, по некоторым данным, до 3 раз. Практически пропала проблема избыточного образования нагара в камере сгорания и закоксовывания глушителя. Для ИЖ Юпитер 500 сконструировали новую дуплексную раму. Но в ходе приемочных испытаний госкомиссия выяснила, что прочность рамы недостаточна и проект закрыли. Мотоцикл, так и не ставший серийным по сути, стал донором для некоторых разработок последующих моделей.
22.

Мотоцикл Иж Юпитер-5−03. Мотоцикл Иж Планета-5-01
Последняя модификация мотоцикла среднего класса "Иж Юпитер-5-03" (Иж 6.113-03; ИЖ 6.114-03) в 1993 г. получила двигатель жидкостного охлаждения ИЖ-Ю5 Сб.1-08, при этом уменьшился расход топлива на 1,5-2 л/100 км, снижен уровень шума на 30%, мощность двигателя составила 25 л.с. Внешний вид был унифицирован с ИЖ Планетой 5, вышедшей в 1987 г. Изменена форма таких элементов как топливный бак, крышки инструментальных ящиков, сидение, приборная панель. Установлена широкая моторная цепь, вследствие чего изменены зубья моторной звезды и большого барабана сцепления. Мотоцикл "Иж Планета 5-01" (на заднем плане) является дальнейшей модернизацией мотоцикла "Иж Планета 5". Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки и использования в системе питания мотоцикла смеси бензина с маслом. Коробка передач четырехступенчатая с эксцентриковым механизмом выключения муфты сцепления и усиленной моторной цепью. Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом. В подвесках колес применены амортизаторы с улучшенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения. Изменена кинематика привода тормоза заднего колеса.
23.

Различные модификации Иж Юпитер-5-01 и Иж Планета-5-01. Разбираться, что есть где, оказалось выше моих сил.
24.

Мотоцикл Иж Лидер
Иж Лидер — это единственный экспериментальный образец эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем. В качестве силового агрегата был установлен 2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601. При рабочем объеме в 613 куб.см он выдавал мощность 52 л.с. и максимальный крутящий момент в 51 Нм. Установка была разработана в Тольятти и во многом унифицирована с ВАЗовскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб. Мотоцикл имел дисковые тормоза с гидравлическим приводом на обоих колесах, причем передний диск был двойным. Помимо "Лидера", существовал еще вариант ИЖ Вега (ИЖ-8.201), который отличался обвесом с более резкими гранями, придававшими облику байка дополнительную динамику. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1989. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 1 ед. Масса: 145 кг. Двигатель: РПД / 0,613 л / 52 л.с. Максимальная скорость: 195 км/ч.
25.
DSC_0490

Мотоцикл Иж 7.109 Орион
ИЖ "Орион" — опытный мотоцикл эндуро-класса, разработанный Ижевским мотоциклетным заводом в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Стал частью серии прототипов, созданных в попытке модернизации модельного ряда, наряду с ИЖ "Планета-6", "Планета-7", "Спринтер" и др. Иж "Орион" создавался с оглядкой на Yamaha XT550 1982 года выпуска, вероятно, с использованием лицензионной или частично заимствованной технической базы. Иж "Орион" имел 4-тактный двигатель воздушного охлаждения, пятиступенчатую коробку передач, телескопическую переднюю вилку, заднюю подвеску с моноамортизатором, дисковый тормоз спереди. Опытный образец "Ориона" уже был частично локализован по электрике, топливной системе и двигателю.
26.
DSC_0491

Из-за экономических трудностей конца 1980-х и распада СССР проект не был доведен до серийного производства. Ни один из прототипов, включая "Орион", не поступил на рынок. Завод сосредоточился на продолжении выпуска моделей Иж Планета-5 и Иж Юнкер. Мотоцикл был модульной конструкции: меняя подрамник и заднюю часть рамы, можно было ставить разные двигатели. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1987-1990. Страна-производитель: СССР. Выпущено: до 20 ед. Масса: 145 кг. Двигатель: одноцилиндровый, четырехтактный / 0,560 л / 38 л.с. Максимальная скорость: 130 км/ч.
27.
DSC_0492

Мотоцикл Иж Марафон 560
Проект новой перспективной для завода модели дорожно-спортивного мотоцикла класса 500 куб.см начал успешно осуществляться в 1984 г. Он получил обозначение Иж Марафон 560. Конечно, своими силами заводским конструкторам было непросто одолеть такую высокую планку — помогли японцы. Выпущенная двумя годами ранее Yamaha XT 550 должна была стать "матерью" новой советской техники. На первых порах планировалось собирать мотоциклы из импортированных из Японии деталей. При этом сразу были приобретены лицензии на производство силового агрегата на оборудовании ИМЗ. Подобные документы были составлены также на переднюю и заднюю вилку, моноамортизатор. Со временем в Ижевске смогли бы освоить и производство дисковых тормозов для "Марафона". Японские партнеры одобрили сотрудничество, и работа закипела. Чтобы новый байк прижился на наших дорогах и не был на них слишком быстро "убит", подвеска и другие несущие элементы байка были адаптированы под местные условия эксплуатации. Было предусмотрено две разновидности стильного байка: "Марафон" и "Орион". Последний планировался как техника для города. Поэтому его подвеска была рассчитана на дороги с ровным асфальтовым покрытием. "Марафон", напротив, проектировался для туристических поездок или эксплуатации в сельской местности. Впервые советский мотоцикл должен был получить не двух-, а четырехтактный двигатель. Амортизацию переднего колеса обеспечивала телескопическая вилка с пневмоприводом. Передние колеса у мотоцикла были 21-дюймовые, а задние 18-дюймовыми. Привод был стандартным, в виде цепной передачи на заднюю шестерню. Для смягчения работы системы подразумевалось использование демпфера. Из-за экономических трудностей конца 1980-х годов и распада СССР проект так и не был доведен до серийного производства. Годы выпуска: 1989. Страна-производитель: СССР. Выпущено: несколько ед. Масса: 145 кг. Двигатель: одноцилиндровый, четырехтактный / 0,558 л / 38 л.с. Максимальная скорость: 130 км/ч.
28.
DSC_0494

Мотоцикл Иж Планета Спорт 350
Иж Планета Спорт — это лучший серийный мотоцикл, созданный в Советском Союзе. Несмотря на некоторые недоработки конструкции, он значительно превосходил популярную чешскую Jawa во всем, кроме надежности. В качестве образца для подражания были выбраны японские мотоциклы схожей кубатуры. Даже внешне он имеет много общего с Kawasaki A1 Samurai и Suzuki T250 Super Six. Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки. Двигатель на ранних модификациях был закреплен в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. В конструкцию мотоцикла постоянно вносились изменения, связанные со стремлением усовершенствовать технику и снизить себестоимость продукции.
29.
DSC_0495

Байк начали постепенно упрощать и импортозамещать, но самой главной потерей стал отказ от системы раздельной смазки (которая и так ставилась на редкие партии), а также замена японского карбюратора на отечественный К-62М. Мощность поздних мотоциклов была снижена до 28 л. с. не из-за нового карбюратора, а из-за уменьшения степени сжатия в угоду ресурсу и стойкости к детонации. Самым ценным приобретением как раньше, так и сейчас, считаются мотоциклы первых лет, так называемые "японцы". Такие модели выпускались до 1978 г.; больше всего иностранных комплектующих было в экспортных партиях 1974 г. Годы выпуска: 1973-1984. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 215210 ед. Масса: 135-155 кг. Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный / 0,350 л / 30 л.с. Максимальная скорость: 140 км/ч.
30.
DSC_0503

Мотоцикл Иж Триал
Мотоцикл Иж Триал предназначался для охотников, рыболовов, туристов и просто любителей путешествий по бездорожью. Разработку проекта поручили молодому специалисту, Игорю Булатову. Главная особенность самого первого "ИЖ Триал" заключалась в применении мотора от "Планеты Спорт" — культовой модели советского мотопрома. Также новинка радовала продуманной конструкцией и отличным дизайном. Чтобы байк мог справиться со сложностями бездорожья, его обули в широкопрофильные шины. Мотоцикл получил передние 14-дюймовые, задние 10-дюймовые колеса, барабанные тормоза, хребтовую раму без фронтальных подкосов, в связи с чем предполагалось закреплять мотор к задней части рамы. Но в результате нашлось другое технологическое решение: крепление с дугами, замыкающими силовой контур рамы и крепящимися к переднему креплению двигателя. Мотоцикл оказался оптимальной массы и достаточной мощности. Предполагалась, что для серийной версии мотоцикла будет создана новая облегченная алюминиевая консольная подвеска с моноамортизатором. В серию этот проект так и не вышел. Причем причины, помешавшие его развитию, не называются. Годы выпуска: 1987. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 1 ед. Масса: ??? кг. Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный / 0,350 л / 30 л.с. Максимальная скорость: ??? км/ч.
31.
DSC_0499

Мотоцикл Иж Юпитер 5
Иж Юпитер-5 (Иж 6.1140-2) — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначен для передвижения на дорогах, имеющих разное покрытие. Выпускался с 1985 по 2008 год. К мотоциклу можно присоединять боковой грузовой или пассажирский прицеп, а также универсальный грузовой модуль. Мощность двигателя по сравнению с предыдущей моделью Иж Юпитер-4 была снижена с 28 до 24,5 л.с., но при этом вырос крутящий момент на малых оборотах. Мотоцикл сохранил экипажную часть мотоцикла "Иж Планета-5". "Иж-Юпитер-5", как и все предыдущие двухцилиндровые модели, оснащался механизмом автоматического выключения сцепления: перед переключением передач необязательно выключать сцепление рукояткой на руле, разобщение двигателя и трансмиссии происходит при нажатии на педаль выбора передачи. Годы выпуска: 1985-2007. Страна-производитель: СССР, Россия. Выпущено: ???? ед. Масса: 160 кг (255 кг с прицепом). Двигатель: двухцилиндровый, двухтактный / 0,348 л / 24 л.с. Максимальная скорость: 125 км/ч (95 км/ч с прицепом).
32.
DSC_0500

Мотоцикл Иж-7
Мотоциклы Иж-7 фактически были двойниками модели Л-300, созданной на основе немецкого мотоцикла DKW Luxus 300. На этих мотоциклах в 1936 г. был осуществлен первый женский мотопробег по маршруту Ижевск-Москва. В пробеге участвовали 15 делегаток Ижевского мотозавода. Пройдя за 8,5 суток 1675 км, из которых более 1100 — по бездорожью, Иж-7 ярко продемонстрировал свои возможности и невероятную выносливость. Мотоцикл был оснащен трехступенчатой коробкой передач с сухим многодисковым сцеплением, приводом на заднее колесо цепью, рамой из штампованных элементов, собранной на болтах, параллелограммной передней вилкой, неподрессоренным задним колесом. Экспонат в оригинальном состоянии. Годы выпуска: 1933-1938. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 5779 ед. Масса: 119 кг. Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный / 0,293 л / 6,5 л.с. Максимальная скорость: 85 км/ч.
33.
DSC_0545

Мотоцикл Иж-8
К 1938 г. конструкция Иж-7 уже была морально устаревшей, маломощной. Известный советский мотогонщик А.М.Иваненко в сотрудничестве с Ижевским заводом внес в конструкцию Иж-7 более 200 изменений, направленных на улучшение эксплуатационных характеристик мотоцикла. Совместная работа А.М.Иваненко и КБ Ижевского завода привели к появлению весной 1938 г. нового мотоцикла Иж-8. От предыдущей модели Иж-8 отличало наличие более мощного двигателя с усовершенствованной системой продувки цилиндра, наличие более совершенного магнето, аккумулятора и развитой электросети. Максимальная скорость нового мотоцикла увеличилась до 105 км/ч. Кроме того, появился удобный багажник, большая передняя фара и задняя съемная фара (для дорожного ремонта в ночное время). Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. мотоциклы Иж-8 широко использовались в подразделениях связи, разведки и тыловых служб. Годы выпуска: 1938-1939. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 4840 ед. Масса: 135 кг. Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный / 0,293 л / 8 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
34.
DSC_0546

Мотоцикл Иж-9
В 1940 г. на Ижевском мотозаводе началось производство модели Иж-9 с увеличенной до 9 л.с. мощностью двигателя. Мотоцикл оснащался одноцилиндровым двигателем; цилиндр имел 2 выпускных окна. В Иж-9 были улучшены передние тормозные барабаны, их увеличили в диаметре. На Иж-9 ставили новую улучшенную переднюю вилку, демпфер и верхний мостик. Также изменили систему продувки цилиндра, направили выхлопные газы в два глушителя, улучшили охлаждение цилиндра и головки блока, в шатуне применили игольчатый подшипник, создали более прочную и надежную вилку переднего колеса. В итоге новая машина по основным характеристикам уверенно вышла на мировой уровень. Осенью 1939 г., по заведенной традиции, опытные образцы Иж-9 вместе с серийными Иж-8 отправили в район Урала в испытательный пробег протяженностью 3 тыс. км. Желая быстрее получить максимум информации, создали три сменные бригады водителей испытателей с таким расчетом, чтобы каждая машина прошла не менее 9 тыс. км. ИЖ-9 полностью оправдал надежды коллектива Опытного мотоциклетного завода, продемонстрировав превосходство над предыдущей серийной моделью. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1940-1941. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 147 кг (225 кг с коляской) Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный / 0,350 л / 9 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
35.
DSC_0547

Мотоцикл Иж-12
В 1940 г. из Ленинграда была получена документация на мотоцикл "Л-8", оснащенный 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 348 куб.см и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла "Иж-9". Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение "Иж-12", должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1940. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 49 ед. Масса: 158 кг. Двигатель: одноцилиндровый, четырехтактный / 0,348 л / 13,5 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
36.
DSC_0549

Всего с 1933 по 1941 гг. было изготовлено 17000 мотоциклов моделей Иж-7, Иж-8, Иж-9 и Иж-12.

Напоследок еще одно фото, не соответствующее тематике поста. Небольшая экспозиция различного водолазного оборудования.
37.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.