Москва. Музей техники Вадима Задорожного. Часть 11

Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.
logo

Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.
karta-muzeya

Продолжим осмотр экспонатов на верхнем этаже Павильона «Автомобили и мотоциклы» [3]. Экспозиция музея дополнена коллекцией стрелкового оружия, легкого колесного транспорта, мототехники и различных вспомогательных устройств, применявшихся РККА, армией Вермахта и их союзниками, что позволят проследить историю автомобилей и мотоциклов в контексте Первой Мировой и Второй Мировой войн. В то же время на этом этаже павильона сотрудники музея по каким-то своим соображениям не стали делиться в полном объеме с посетителями секретами, что же у них выставлено. В итоге приходится тратить уйму времени в поисках «что есть что», при этом практически неизбежны некоторые ошибки и неточности в описаниях.

Техника времен Второй Мировой войны
Тачанка образца 1935 года
Тачанка — конная рессорная четырехколесная повозка, со станковым пулеметом, направленным назад по ходу движения. Конно-пулеметная тачанка времен Гражданской войны использовалась для огневого прикрытия сабельных атак красных кавалеристов. Легкая подрессоренная извозчичья повозка поспевала за конницей, а мягкость ее хода позволяла вести прицельный пулеметный огонь в движении. В тридцатые годы тачанки производились по заказу РККА на обозных заводах в нескольких модификациях, в том числе зенитной. Тачанки применялись в годы Великой Отечественной войны и были сняты с вооружения лишь в середине 1950-х гг., когда кавалерия как род войск была расформирована. На тачанке в качестве основного вооружения использовался станковый пулемет, обычно системы Максима. Экипаж тачанки включал пулеметный расчет из двух человек (наводчик-пулеметчик и помощник пулеметчика) а также ездового, являвшегося одновременно запасным наводчиком-пулеметчиком.
3.
DSC_0426

Пулеметы Максима на треножном станке и разработанный ему на замену пулемет СГ-43. Рядом разложены патронные коробки и различные ящики для патронов.
4.
DSC_0427

Еще одна фотография экспозиции. В правом нижнем углу видны (насколько я смог опознать): 2-дюймовый миномет, 82-мм батальонный миномет обр. 1936 года (БМ-36) и
50-мм ротный миномет обр. 1940 г. РМ-40.
5.
DSC_0428

Мотоцикл М-72
Решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 г. В качестве образца для полного копирования был выбран немецкий тяжелый мотоцикл BMW R-71, хорошо зарекомендовавший себя в Вермахте. Пять мотоциклов и техническая документация были анонимно закуплены в Швеции. Мотоциклы выпускались на Московском мотоциклетном заводе, харьковском «Серпе и молоте», ленинградском «Красном октябре», Ирбитском мотоциклетном заводе, Горьковском мотоциклетном заводе, а с 1951 г. и на Киевском мотоциклетном заводе. Различий в конструкции (за исключением эмблем) у мотоциклов М-72 различных производств не существовало.
6.
DSC_0431

Конструкция была ориентирована на массовое производство и содержала одновременно немало технических новшеств, которые на советских мотоциклах ранее не применялись. Это дуплексная рама, ножное переключение передач, пружинная подвеска заднего колеса, телескопическая передняя вилка, карданная передача, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора. Оппозитное расположение цилиндров в двигателе обеспечило не только его хорошую уравновешенность, но и низкий центр тяжести всего мотоцикла. Мотоцикл М-72 выделялся среди своих ровесников рычагами управления, концы которых смотрели не наружу, а внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской порой оказывалось удобным переключать передачи не педалью, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце.
7.
DSC_0432

Мотоцикл М-72 с коляской и пулеметом ДП
На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемет Дегтярева крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь как по ходу мотоцикла, так и назад.
8.
DSC_0434

Полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67Б
ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б — военные легковые автомобили с подключаемым полным приводом и упрощенным открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она, созданы под руководством ведущего конструктора В.А.Грачева на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и позже Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач. Модернизированный в 1944 г. ГАЗ-67Б получил усиленные по ряду узлов передний мост и трансмиссию. Объемы производства ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б в годы войны (4851 ед.) составляли менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских Willys MB и Ford GPW, так как основное внимание уделялось производству бронеавтомобиля БА-64Б, с которым внедорожники были унифицированы по шасси. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу.
9. На переднем плане различные средства связи и противотанковые мины.
DSC_0436

Годы производства: 1943-1953. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 92843 ед. Грузоподъемность: 450 кг или 4 человека и груз 100 кг. Возможна буксировка артиллерийских систем или прицепа массой до 1200 кг. Двигатель: рядный 4-цилиндровый ГАЗ-67 / 3,285 л / 54 л.с. Максимальная скорость по шоссе: 90 км/ч.
10.
DSC_0436-1

Армейский внедорожник Willys MB
Знаменитый армейский автомобиль повышенной проходимости производился в годы Второй мировой войны. Данная модель сходила с конвейеров таких заводов, как Willys-Overland Motors и Ford (под названием Ford GPW). Эти автомобили использовались не только в США, но и массово поставлялись в страны союзников. На протяжении всего периода производства только в СССР было поставлено около 52000 экземпляров, где использовались как командирские и разведывательные, а также в качестве тягачей противотанковых пушек. Экспонат отреставрирован в мастерских музея и находится на ходу.
11.
DSC_0439

Willys MB оснащен 2,2-литровым двигателем мощностью 60 л.с., синхронизированной коробкой передач с тремя передачами переднего хода и одной передачей заднего хода, а также возможностью включения понижающей передачи. Двигатель запускается ножным переключателем в центре автомобиля. В обычном режиме ведущими являются только задние колеса; передний привод может быть включен при необходимости. Три передачи переключаются длинным центральным рычагом переключения передач, а передний привод и понижающая передача — более мелкими рычагами справа. Несмотря на простой интерьер с простыми подвесными сиденьями, отсутствием дверей и окон и легким тканевым верхом для защиты от непогоды, автомобиль пользовался популярностью у американских солдат. «Он верен, как собака, силен, как мул, и проворен, как горный козел», — так, как говорят, описывали свой универсальный автомобиль американские солдаты.
12.
DSC_0441

Годы выпуска: 1941-1945. Страна-производитель: США. Выпущено: 659031 ед. Масса: 1220 кг. Двигатель: i4, L134 / 2,199 л / 60 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
13.
DSC_0439-1

Американские и британские мотоциклы, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу
Подавляющее большинство поставленных мотоциклов — американские Harley-Davidson и Indian. Соединенные Штаты отправили в СССР 32200 единиц мототехники. Великобритания поставляла BSA, Veloсette, Triumph, Matchless, а также пожертвованные простыми англичанами гражданские версии мотоциклов этих и других марок, что затрудняет определить их точное количество. Предположительно за годы войны в СССР попало 3000-4000 британских мотоциклов. Их качество вполне соответствовало предъявляемым требованиям, но «разношерстность» затрудняла ремонт, особенно в полевых условиях. По данным ГБТУ, на ММЗ, ХВЗ и складах Наркомата обороны было собрано: Velocette 2383 шт., BSA 559 шт. и Matchless 31 шт.

Мотоцикл BSA WM-20
BSA WM-20 — британский мотоцикл, выпускавшийся компанией Birmingham Small Arms Company. Несмотря на то, что в 1936 г. Военное министерство изначально рассматривало WM-20 как почти провальный мотоцикл, он превратился в один из самых долговечных мотоциклов в истории британского военного мотоспорта, а также стал самым многочисленным типом, выпущенным для Второй мировой войны. Данная армейская модель поставлялась в британские, австралийские, новозеландские части на все театры военных действий в Европе, Северной Африке и Азии, а после принятия решения о ленд-лизе и войскам Красной Армии. Знаменитый «подарок британской королевы» — 1700 армейских мотоциклов. Экспонат не на ходу. Годы выпуска: 1937-1955. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: 126000 ед. Масса: 176 кг. Двигатель: 13 л.с. Максимальная скорость: 90 км/ч.
Мотоцикл на ближнем плане я опознать так и не смог.
14.
DSC_0438

Мотоцикл AJS Model 18 (вероятно)
Компания AJ Stevens & Co. Ltd. была британским производителем автомобилей и мотоциклов, существовавшим с 1909 по 1931 г. После продажи компании до 1969 г.
название продолжало использоваться компаниями Matchless, Associated Motorcycles и Norton-Villiers для четырехтактных мотоциклов. Годы выпуска: 1935-1966. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: ???? ед. Масса: 175 кг. Двигатель: 1 цилиндр / 0,498 л / 28 л.с. Максимальная скорость: 135 км/ч.
Мотоцикл Velocette MAF-350
Первоначальное название компании было «Велос» — так назвал свои велосипеды эмигрировавший в Англию Иоганнес Гутгеманн. Во время войны фирма занималась выпуском деталей для авиационной промышленности и параллельно налаживает выпуск 350-кубового мотоцикла. У Velocette MAF был изменен механизм ножного переключения передач, чтобы сделать его таким же, как у других военных мотоциклов, использовавшихся в то время. В июне 1941 г. был размещен заказ на 2000 экземпляров, но проблемы с поставками и ограниченные производственные мощности привели к тому, что выполнить этот заказ было сложно. К сентябрю 1942 г. было поставлено всего 947 мотоциклов, и заказ был отменен. Экспонаты частично восстановлены. Годы выпуска: 1941-1942. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: 947 ед. Масса: 161 кг. Двигатель: 1 цилиндр / 0,439 л / 15 л.с. Максимальная скорость: 120 км/ч.
Мотоцикл Matchles G3L
Matchless G3L с одноцилиндровым 350-кубовым двигателем, динамичный и надежный, был одним из самых многочисленных британских военных машин — за годы войны их выпустили более 80000 шт. Уже на тот момент он оснащался телескопической вилкой. Годы выпуска: 1935-1966. Страна-производитель: Великобритания. Выпущено: более 80000 ед. Масса: 118 кг. Двигатель: 1 цилиндр / 0,348 л / 16 л.с. Максимальная скорость: 115 км/ч.
15.
DSC_0440

Снегоболотоход M29C Weasel
M29 Weasel — гусеничная машина времен Второй мировой войны, разработанная для работы в условиях снега. Созданные компанией Studebaker, Weasel также использовались на песчаных, грязевых и пустынных территориях, в том числе для буксировки грузов по местности, по которой колесная техника не могла проехать. Стандартные M29 были полуамфибийными, но с очень низким надводным бортом. Выпускалась версия M29C Water Weasel с носовыми и кормовыми ячейками плавучести и двумя рулями.
16.
DSC_0443

Годы выпуска: 1943-1945. Страна-производитель: США. Выпущено: 15892 ед. всех модификаций, более 10500 — M29C. Масса: 2019 кг. Двигатель: i6 / 2,8 л / 70 л.с. Максимальная скорость: 58 км/ч.
17.
DSC_0443-1

Мотоцикл Harley Davidson WLA-42
К началу Второй Мировой войны основной тяжелой моделью мотоцикла в США стала модель WLA, армейский вариант гражданского мотоцикла серии WL. Военное время диктовало свои правила и в отношении окраски мотоцикла — «хаки» стал его визитной карточкой. В отличие от мирной модели, WLA-42 получил в нагрузку мощный задний багажник для перевозки радиостанции, патронный ящик, чехол для автомата «Томпсона», а также затемняющие фары и задние фонари со светомаскировкой. В СССР по лэнд-лизу было поставлено не менее 30 тысяч мотоциклов модели WLA-42, которые в войсках использовались как с колясками, так и без них. Применялись мотоциклы в разведподразделениях, подразделениях связи, в качестве штабного транспорта. После окончания Великой Отечественной войны часть этих машин была передана органам Госавтоинспекции. В западной прессе часто встречается индекс мотоцикла 42WLA. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1940-1945. Страна-производитель: США. Выпущено: ок. 90000 ед. Масса: 230 кг. Двигатель: оппозитный / 0,74 л / 24 л.с. Максимальная скорость: 110 км/ч.
18.
DSC_0445

Мотоцикл Wanderer BMW R-23
Легкий одноцилиндровый мотоцикл, пришедший на смену модели R-20. С 1938 г. мотоциклы с объемом двигателя до 200 куб.см стали облагаться налогом и требовать наличия водительских прав, но был введен новый класс водительских прав для автомобилей с объемом двигателя до 250 куб.см, чем воспользовалась BMW и увеличила объем двигателя. Шасси состояло из трубчатой жесткой рамы, собранной на болтах, без задней подвески. Переднее колесо управлялось телескопической вилкой. Передние и задние тормоза были спроектированы как полувтулочные, соответствующие уровню техники того времени. Привод состоял из сухого сцепления и трехступенчатой коробки передач, которая раньше управлялась вручную, а теперь еще и ножным приводом, а также карданного вала. Годы выпуска: 1938-1940. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 8021 ед. Масса: 135 кг. Двигатель: одноцилиндровый / 0,247 л / 10 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
19.
DSC_0447

Мотоцикл Zundapp K-500 1938 г.
Мотоцикл стал сенсацией Берлинского автосалона 1933 г, где компания Zundapp представила не менее шести новых единиц, разработанных переманенным из BMW инженером Рихардом Китченом, оставившим свой след в значительной части немецкого производства двухколесных транспортных средств. Поэтому технически и эстетически продукция Zundapp была схожа с продукцией BMW. Новая серия «К», отличавшаяся рамами из штампованной стали, состояла из двух одноцилиндровых мотоциклов объемом 175 и 200 куб.см: двухцилиндровых К-400 и К-500, а также четырехцилиндровых К-600 и К-800. Модели 400 и 600 быстро сняли с производства, но другие модели пользовались невероятным успехом, особенно К-500, которая выпускалась без изменений вплоть до окончания гражданского производства в 1940 г., за исключением увеличения мощности с 12,5 до 16 л.с. Передняя вилка параллелограммная, задняя подвеска отсутствовала. Главная механическая особенность Zundapp серии К 1933 г. заключалась в их трансмиссии: заднее колесо приводилось в движение валом, в то время как коробка передач содержала отдельную цепь для каждой из четырех скоростей плюс пятую для привода распределительного вала. Годы выпуска: 1933-1940. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 15000 ед. Масса: 188 кг (без коляски). Двигатель: оппозитный двухцилиндровый / 0,499 л / 15 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч (85 км/ч с коляской).
20.
DSC_0446

Средний командирский автомобиль Horch 901 Kfz.16
В 1937 г. фирма Horch разработала среднюю командирскую машину (m.gl.E.Pkw.), созданную в рамках концепции по созданию семейства полноприводных армейских автомобилей. Первые автомобили Horch 901 (производства 1937 г.) отличались от моделей более позднего выпуска более длинными крыльями, а также отсутствием бампера и ящиков для хранения противоскользящих цепей, появившихся позже. Одним из технических решений для большей проходимости у первых версии стали два вращающихся запасных колеса, которые использовали в качестве опорных, установленных в центре кузова с каждой стороны. Для использования опорных колес требовалась дополнительная, параллельная раме ось, которая уменьшала доступное пространство в автомобиле. Водитель и передний пассажир имели отдельные сидения, а сзади располагалась узкая скамья на 2-3 человека. Стандартная версия имела крытый брезентовый верх, который можно было откинуть назад, и подъемные окна. В 1940 г. дополнительная ось была убрана, а кузов расширен (Kfz.21). Машины семейства Horch 901 также выпускались на мощностях Wanderer и Opel (под обозначением Opel MPI). Машина выпускалась в четырех модификациях: Kfz.12 — средний внедорожный легковой автомобиль; Kfz.15 — машина радиосвязи; Kfz.16 — машина оповещения (светозвуковое измерение артиллерии); Kfz.17 — радиомашина (закрытый кузов). Экспонат отреставрирован в мастерской музея.
21.
DSC_0448

Годы выпуска: 1937-1943. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 14911 ед. Масса: 2700 кг. Двигатель: V8 / 3,8 л / 90 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
22.
DSC_0448-1

Зенитный прицеп Infantriefahrzeug 5 (If.5) MG Wagen 36
Данная разработка, созданная для защиты от атак с воздуха пехотных подразделений, оснащалась зенитной турелью Zwillingsockel 36. На турели устанавливалась спарка единых 7,92 мм пулеметов MG-34 с суммарной скорострельностью до 1800 выстр./мин. Штатно прицеп перевозился за передком типа Infanteriekarren If.8 грузоподъемностью 350 кг, также была возможность цеплять MG-Wagen 36 непосредственно за автомобиль.
23.
DSC_0450

Способный вращаться на 360° по горизонтали и на +45° и -15° по вертикали, Zwillingssockel 36 был способен поражать большинство целей, за исключением тех, которые атакуют прямо сверху. Кроме того, спарка вращается довольно быстро, что позволяет оператору с достаточной квалификацией отслеживать быстро движущиеся цели, хотя это несколько уступает электрическим установкам. Спаренные 7,92-мм пулеметы были способны уничтожать вражеский самолет благодаря высокой скорострельности, а также поражать пехоту, если она приблизится к огневой позиции. Кроме того, боезапас в 250 патронов на каждое орудие (всего 500 патронов на позицию) позволяет вести огонь длительное время при соблюдении элементарной огневой дисциплины. Zwillingsockel 36 была вполне эффективным средством борьбы с самолетами, правда, при стрельбе ее немного сносило в сторону, поскольку пулеметы ставились немного со смещением вправо. Соответственно, куда сместили, туда и сносит. Всего было выпущено более 1000 MG Wagen 36.
24.
DSC_0451

Мотоцикл с коляской Zündapp Ks 750
Zündapp KS 750 -мотоцикл с коляской, специально разработанный для вермахта немецкой компанией Zündapp GmbH. Мотоциклы использовались на всех основных немецких фронтах в различных целях. KS 750 представлял собой цельную конструкцию с не одним, а двумя ведущими колесами — как заднее колесо, так и колесо коляски имели привод от вала, оснащенный двухцилиндровым двигателем с верхним расположением клапанов. Проведенные OKH сравнительные испытания Zündapp KS 750 и BMW R-75 показали преимущество KS 750. По требованию вермахта около 70% деталей мотоциклов Zündapp KS 750 и BMW R-75 были взаимозаменяемыми, что значительно упрощало снабжение войск запасными частями. Мотоцикл оснащался коляской, привод колес которой осуществлялся через блокируемый дифференциал, торсионную подвеску и колесный тормоз от задней оси мотоцикла. Слева и справа к кузову крепились патронные сумки, а в передней части, на специальной турели, устанавливались пулеметы MG-34 или MG-42. Годы выпуска: 1941-1944. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 18695 ед. Масса: 420 кг. Двигатель: двухцилиндровый / 0,751 л / 26 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
25.
DSC_0453

Мотоцикл BMW R-2
BMW R-2, выпущенный в 1931 г., был второй одноцилиндровой моделью мотоцикла BMW после R-39. С 1928 г. в Германии можно было ездить на мотоциклах объемом до 200 куб.см без водительских прав и без уплаты налогов. R-2 был разработан для этого рынка, и при цене в 975 рейхсмарок он был одним из самых дорогих мотоциклов. Несмотря на гораздо меньшую конструкцию и объем двигателя, R-2 сохранил многие черты более крупных мотоциклов с оппозитными двухцилиндровыми двигателями в линейке, такие как карданный вал привода и дуплексная рама из штампованной стали. Мотоцикл имел как масляную смазку из картера, так и принудительную подачу смазки, обеспечиваемую шестеренчатым масляным насосом, был соединен через однодисковое сухое сцепление с трехступенчатой коробкой передач, обеспечивая максимальную скорость 95 км/ч. В нем были установлены барабанные тормоза, как и на более крупном близнеце линейки BMW. Выходная мощность составляла 6 л.с., до введения британского карбюратора Amal, увеличивающего выходную мощность до 8 л.с. Двигатель был смещен вправо от рамы, чтобы он мог напрямую приводить в движение заднее колесо на высшей передаче. Годы выпуска: 1931-1936. Страна-производитель: Германия. Выпущено: более 15000 ед. Масса: 122 кг. Двигатель: одноцилиндровый OHV / 0,198 л / 6-8 л.с. Максимальная скорость: 95 км/ч.
26.
DSC_0454

Истребитель Messershmitt Bf 109G-2
Истребитель Bf 109 считается символом германской авиации. Именно этот самолет называли «мессершмиттом» и без указания модификаций. Bf 109 был самым массовым самолетом, который выпускала германская промышленность, уступая лишь советскому Ил-2. Пилоты, летавшие на «сто девятом», крайне положительно отзывались об этом самолете, столько же проклятий сыпалось в его адрес со стороны противника. На протяжении 20 лет Bf 109 оставался на вооружении ВВС различных стран несмотря на то, что это истребитель с поршневым двигателем.
27.
DSC_0456

Представленная в музее модификация Messerschmitt Bf 109G («Густав»), ставшая самой массовой моделью Bf 109, весной 1942 г. получила новый двигатель Daimler-Benz DB 605. Это был, по сути, двигатель DB 601 с блоком цилиндров, переработанным таким образом, что общий объем цилиндров возрос с 33,9 до 35,7 л, что дало увеличение мощности на 175 л.с. без заметного увеличения размеров. Самолеты начали поступать в войска с 1942 г. Вся серия G изначально проектировалась с учетом стандартного оснащения системой GM-1 (впрыск закиси азота). Самолеты с соответствующим оборудованием получали дополнительное обозначение U2, например, Bf 109G-2/U2. Весной 1942 г. началось одновременное производство вариантов G-1 (с герметичной кабиной) и G-2 (без герметичной кабины). Из-за сложностей с новой герметичной кабиной вариант G-2 поступил в строевые части на несколько недель раньше, чем G-1. Одним из улучшений наступательного оружия Bf 109G в 1943 г. стало установка ракет Werfer-Granate 21 — по одной пусковой трубе под каждой панелью крыла (дополнительное обозначение BR21).
28.
DSC_0477

Годы выпуска: 1935-1947, 1942 — G-2. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 34852 ед. всех модификаций, 1587 ед. — G-2. Масса: 3200 кг. Практический потолок: 12000 м. Двигатель: DB 605 / 35,7 л / 1475 л.с. Максимальная скорость: 650 км/ч. Вооружение: 20-мм пушка MG-151/20, 2×7,92-мм пулемет MG-17. Боекомплект: 200 снарядов, 1000 патронов. Экипаж: 1 чел.
29.
DSC_0456-1

Мотоцикл DKW NZ 350
DKW NZ 350 — дорожный мотоцикл среднего класса с двухтактным одноцилиндровым двигателем, производства немецкой фирмы DKW. Производился с 1938 по 1945 г. заводом DKW в городе Чопау. Был разработан конструктором Германом Вебером. Мотоцикл DKW NZ 350 имел оригинальную штампованную и сваренную стальную раму закрытого типа. Слева на раме установлен инструментальный ящик. Передняя вилка параллелограммного типа с пружиной, заднее колесо без амортизации. Мотоцикл оснащался одноцилиндровым двухтактным двигателем. Коробка передач четырехступенчатая. Передачи переключались ножным рычагом, и отдельным дублирующим ручным переключателем, который находился на правой стороне бензобака. Ножное переключение патентованной конструкции Германа Вебера было удобной новинкой того времени присущей моделям DKW. Крутящий момент от коленвала на трансмиссию передавался роликовой цепью, многодисковое сцепление и коробка передач работали в масляной ванне. С 1941 г. NZ 350 поставлялся исключительно для немецкого вермахта. После окончания Второй мировой войны город Чопау оказался в зоне советской оккупации. Завод DKW был демонтирован и в качестве репараций вывезен в СССР. Герман Вебер и ряд других работников завода были интернированы и направлены в г. Ижевск, где при их участии на основе конструкции DKW NZ 350 было налажено производство мотоцикла Иж-350. Годы выпуска: 1938-1945. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 57300 ед. Масса: 145 кг. Двигатель: одноцилиндровый / 0,346 л / 11,5 л.с. Максимальная скорость: 105 км/ч.
30.
DSC_0458

Противотанковая 37-мм пушка Pak 35/36
Противотанковая 37-мм пушка Pak 35/36 была разработана фирмой «Rheinmetall» в 1928-1930 гг. К началу Второй мировой войны пушка была основным противотанковым средством немецких пехотных дивизий. Эти орудия вполне успешно боролись с советскими танками выпуска 1930-х годов БТ и Т-26, составлявшими основу советских бронетанковых сил в те годы, не говоря уже о легких танках типов Т-37А, Т-38 и Т-40. Эффективность Pak 36 против танков Т-34 до настоящего времени является предметом споров. По мнению многих ученых, орудие оказалось практически бесполезным против Т-34 и КВ-1, за что носила неофициальные названия «колотушка» (Panzeranklopfgerät) и «рождественская хлопушка» (Weihnachtliche Knallbonbon). Тем не менее, она встречалась на Восточном фронте до 1943 г. На базе Pak 35/36 был разработан ее танковый вариант KwK 36 L/45, которым вооружались ранние модели танка PzKpfw III. Экспонат отреставрирован в мастерской музея.
31.
DSC_0460

Годы выпуска: 1933-1942. Страна-производитель: Германия. Выпущено: ок. 16500 ед. Масса: 432 кг. Скорострельность: 15 выстр./мин. Дальность стрельбы: 1500 м. Расчет: 5 чел.
32.
DSC_0460-1

BMW 321 кабриолет
BMW 321 — компактный шестицилиндровый автомобиль, выпускавшийся фирмой BMW в период с 1938 по 1941 г. Модель 321 была представлена в начале 1939 г. как преемник BMW 320. Она базировалась на укороченной версии шасси BMW 326. 321 отличалась от 320 передней подвеской, более крупными шинами и внешним видом. В то время как 320 использовала переднюю подвеску от BMW 303 с высоко расположенной поперечной рессорой и нижними рычагами, 321 использовала переднюю подвеску от 326 с верхними рычагами и низко расположенной поперечной рессорой. Автомобиль был доступен как в кузове двухдверный седан, так и двухдверный кабриолет. Кроме того, BMW предлагала к продаже только шасси, подходящее для кузова, изготовленного на заказ. После 1945 г. производство возобновилось на заводе в Айзенахе и продолжалось до 1950 г. Годы выпуска: 1938-1941, 1945-1950. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 12810 ед., в том числе 3814 в 1938-1941 гг. Масса: 1000 кг. Двигатель: M78, i6 / 1,971 л / 45 л.с. Максимальная скорость: 115 км/ч.
33. На множестве фотографий этой модели практически везде был передний бампер.
DSC_0461

Зенитная пушка 2 cm FlaK 38
Пушка была разработана фирмой Маузер для замены орудия Flak-30, которое в конце 1930-х годов уже не удовлетворяло требованиям времени по причине низкой скорострельности. Пушка поступила на вооружение в конце 1940 г. и использовалась повсеместно и в армии, и на флоте. Новая установка имела ту же баллистику и боеприпасы, обе пушки устанавливались на однотипных легких колесных лафетах, обеспечивающим в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°. Изменения в лафетах были минимальные — в частности для Flak-38 была введена вторая скорость в ручных приводах наведения. В основном все изменения в модернизированном орудии были направлены на увеличение темпа стрельбы, который возрос с 240-280 выстр./мин. до 420-480 выстр./мин. Принцип действия механизмов автомата FlaK 38 остался прежним — использование силы отдачи при коротком ходе ствола. Зенитная установка оснащалась механическим вычислительным прицелом. Установка была снабжена противооткатным устройством и магазинной подачей боеприпасов по 20 штук. Экспонат получен музеем после реставрации.
34.
DSC_0463

Годы выпуска: 1939-1945. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 18000 ед. Масса: 450 кг. Скорострельность: 480 выстр./мин. Эффективная дальность стрельбы: 2,2 км. Расчет: 5-6 чел.
35.
DSC_0463-1

Прожектор Flak Sw-36
Прожекторная установка производилась фирмой «AEG» и предназначалась для обнаружения самолетов противника в ночное время на дальностях и высотах до 4-7 км. В прожекторе применялись лампы с угольным электродом. Для обеспечения мобильности установка монтировалась на одноосном прицепе «Sd.Ah.51 Stromaggregat», колеса которого снимались при переводе в боевое положение. Наведение на цель осуществлялось вручную. Бензиновый автономный генератор мощностью 8 кВт соединялся с прожектором кабелем длиной 1100 м. Прожекторная установка буксировалась легким грузовиком, а генератор перевозился в его кузове. Экспонат получен музеем после реставрации.
36.
DSC_0464

Годы выпуска: 1936-1946. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 6376 ед., в т.ч. 5582 в мобильном варианте. Масса: 643 кг. Диаметр рефлектора: 600 мм. Фокусное расстояние: 250 мм. Мощность лампы: 135 млн. свечей. Дальность луча: 3,5 км. Расчет: 3-5 чел.
37.
DSC_0464-1

Полугусеничный мотоцикл NSU Kettenkrad HK-101 Sd.Kfz. 2
B 1940 г. компания NSU Motorenwerke получила от Министерства вооружений сухопутных войск заказ на разработку легкого тягача грузоподъемностью 500 кг, предназначенного для использования в парашютно-десантных и горно-егерских дивизиях люфтваффе и вермахта, повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки легких артиллерийских систем и других грузов военного назначения. Созданный NSU за несколько месяцев новый тягач кардинально отличался от всего того, что выпускалось в мире ранее, и визуально напоминал гибрид трактора и мотоцикла. Этому сходству машина была обязана прозвищем Kettenkrad, под которым она и стала широко известна. Официально же новый тягач носил наименование Kleines Kettenkraftrad Typ HK 101 и по сквозному индексу обозначений военной техники Германской армии проходил как Sd.Kfz. 2. Одним из главных разработчиков новой машины являлся Генрих Эрнст Книпкамп, известный впоследствии как создатель ходовой части танков «Тигр» и «Пантера», а также бронетранспортера SdKfz 250. Концепция полугусеничного мотоцикла была разработана и запатентована Книпкампом еще летом 1939 г. Он оснастил новую машину ходовой частью собственной разработки, характерной особенностью которой стало шахматное расположение опорных катков. Поворот машины осуществлялся в основном посредством активного дифференциала Cletrac, тормоза которого были перекрестно связаны тягами с вилкой рулевого колеса. Само рулевое колесо мотоциклетного типа выполняло скорее вспомогательную функцию визуального маркера направления движения. Экспонат в оригинальном состоянии и находится на ходу.
38.
DSC_0476

Годы выпуска: 1940-1949. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 9420 ед. Масса: 1230 кг. Двигатель: Opel Olimpia, i4 / 1,5 л / 36 л.с. Максимальная скорость: 61,5 км/ч. Экипаж: 2-3 чел.
39.
DSC_0476-1

Авиационный поршневой двигатель Daimler-Benz DB 601
Daimler-Benz DB 601 — немецкий авиационный двигатель, разработанный в середине 1930-х гг. Это перевернутый двигатель V12 с жидкостным охлаждением, которым оснащались Messerschmitt Bf 109, Messerschmitt Bf 110, Messerschmitt Me 210 и др., а лицензионные копии которого производились в Японии и Италии. DB 601 представлял собой улучшенный DB 600 с непосредственным впрыском топлива. Впрыск топлива требовал отбора мощности от приводного вала, но, в свою очередь, значительно улучшал характеристики на низких оборотах и обеспечивал пилотажные характеристики при маневрах, когда ранние версии карбюраторных двигателей, таких как британский Rolls-Royce Merlin, теряли мощность при работе поплавковой камеры карбюратора.
40.
DSC_0467

Несмотря на последствия Версальского договора, талант инженеров и высокая культура производства позволили двигателю стать надежной и эффективной установкой для нескольких моделей самолетов Люфтваффе. В 1942 г. его заменил улучшенный Daimler-Benz DB 605. Годы выпуска: 1937-1942. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 19322 ед. Масса: 660 кг. Мощность: 1100-1350 л.с. Объем: 33,9 л.
41. На этот экспонат поясняющей таблички не было. Я долго и безрезультативно искал марку двигателя, пока не понял, что это все тот же DB 601, только перевернутый с ног на голову. 🙂
DSC_0468

Авиационный поршневой двигатель Daimler-Benz DB 605
Авиационный двигатель Daimler-Benz DB605 — улучшенная версия DB601 с увеличенным на 1,8 л объемом, мощностью и максимальными оборотами. Его начали выпускать в Германии в 1942 г. Данная силовая установка устанавливалась на истребители Bf 109, Bf 110, Me 210 и др. DB 605 стал самым стал вторым по выпуску поршневым двигателем Германии во Второй Мировой войне, после Junkers Jumo 211 (68248 ед.). Для кратковременного повышения мощности использовались системы MW 50 для впрыскивания в цилиндры двигателя смеси воды с метанолом или GM-1 для впрыска закиси азота. Двигатель по лицензии производился в Италии, где применялся на истребителях Macchi, Fiat, Reggiane и в некоторых других итальянских самолетах. Годы выпуска: 1942-1945. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 42405 ед. Масса: 744 кг. Мощность: 1450-2000 л.с. Объем: 35,7 л.
42.
DSC_0471

Авиационный поршневой двигатель Junkers Jumo 211
Авиадвигатель Jumo 211 был разработан немецкой компанией Junkers в 1930-х гг. Использовался во время Второй мировой войны на различных немецких самолетах, преимущественно бомбардировщиках таких как Ju-87 «Штука», Ju-88 и Hе-111, а также военно-транспортных самолетах, например Ju-90. Jumo-211 был одним из наиболее мощных и надежных двигателей своего времени.
43.
DSC_0570

Двигатель представлял собой перевернутый V12 с жидкостным охлаждением и компрессором, который позволял сохранять предел мощности на больших высотах. В годы Второй мировой войны Jumo-211 был основным двигателем Luftwaffe и выпускались до середины 1944 г., когда на производственных линиях их полностью сменила форсированная версия под названием Jumo 213. Всего с 1937 по 1944 г. было выпущено 68248 двигателей 211-го семейства. Представленный двигатель принадлежит версии F, выпускаемой с 1941 г. Годы выпуска: 1937-1944. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 68248 ед. Масса: 640 кг. Мощность: 1000 л.с. Объем: 35 л.
44.
DSC_0569

Авиационный поршневой двигатель Allison V-1710
В 1937 г. поршневой двигатель V12 с жидкостным охлаждением Allison V-1710 успешно прошел испытания на мощности в 1000 л.с. После того, как в 1939 г. оснащенный двигателем Аллисон истребитель Кертис Р-40 выиграл приз ВВС США, фирма Аллисон получила первый крупный заказ. Производство 12-цилиндровых двигателей V-1710 началось в феврале 1940 г., а в течение декабря 1941 г. уже была выпущена 1000 двигателей. После нападения на Перл-Харбор в 1941 г. началось ускоренное конструирование новых, более мощных двигателей. В течение некоторого периода каждые 40 дней происходило изменение модели двигателя, причем даже при переходе на новую модель выпуск продукции составлял не менее 60% производственной мощности. В 1943 г. был достигнут максимальный уровень производства — 2100 двигателей в месяц. К концу войны фирма Алиссон построила 70000 двигателей с жидкостным охлаждением. Авиационный двигатель Allison V-1710 устанавливался на истребителях ВВС США: Кертисс Р-40; Белл P-39 «Аэрокобра»; Норт Америкэн Р-51 «Мустанг» и Белл Р-63 «Кингкобра». Годы выпуска: 1937-1947. Страна-производитель: США. Выпущено: 69305 ед. Масса: 650 кг. Мощность: 650-1500 л.с. Объем: 28 л.
45.
DSC_0473

Авиационный поршневой двигатель AM-38
Разработкой двигателя АМ-38 руководил А.А.Микулин. В 1936 г. он стал главным конструктором моторостроительного КБ, где разработали мощный высотный мотор АМ-35, который нашел применение на истребителе МиГ-3 и штурмовике Ил-2. Мощность АM-35 на малых высотах была недостаточна. Поэтому на его базе был разработан двигатель АМ-38 со сниженной до 1660 метров высотностью и повышенной до 1600 л.с. взлетной мощностью. Установка АМ-38 на Ил-2 увеличила скорость и боевую нагрузку, улучшило маневренность. В результате дальнейших работ для двухместного варианта Ил-2 в 1942 г. был разработан форсированный АМ-38Ф. С этими моторами «Илы» летали всю войну. Двигатель, представленный в экспозиции, был установлен на Ил-2 летчика В.М.Скопинцева. Годы выпуска: 1938-1945. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 43191 ед. Масса: 800 кг. Объем двигателя: 46,66 л. Мощность: 1600 л.с. Количество цилиндров: 12.
46.
DSC_0470

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.