Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей техники (ретроавтомобилей, мотоциклов, военной техники) — был основан в 2003 г. и расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области совсем недалеко от МКАД [55.7968183N 37.2987986E].
1.
Для ориентации в большом «хозяйстве» музея прикладываю план, позаимствованный с официального сайта.
2.
Продолжим осмотр экспонатов в Павильоне «Автомобили и мотоциклы» [3].
Автомобили и мотоциклы BMW
BMW AG — немецкий производитель автомобилей, мотоциклов, двигателей, а также велосипедов. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 г. BMW Group заняла 64-е место, а в списке Fortune Global 500 — 59-е место. Девиз компании — «Freude am Fahren» (С удовольствием за рулем). Для англоязычных стран был придуман также девиз «The Ultimate Driving Machine» (Идеальная машина для вождения). Компания ведет свою историю с 1913 года, когда Карлом Фридрихом Раппом было создано предприятие по производству авиационных двигателей. Компания Bayerische Motoren Werke, созданная на основе предприятия, была официально зарегистрирована в 1917 г. После Первой мировой войны BMW перешла на производство сельскохозяйственной техники, предметов домашнего обихода и тормозов для поездов. В 1923 г. на фабрике в Мюнхене был выпущен первый мотоцикл BMW. В 1928 г. BMW приобрела автомобильный завод в Айзенахе, в следующем году на этом заводе был выпущен первый автомобиль компании — Dixi, лицензированная копия Austin 7. В том же году Эрнст Хенне на мотоцикле с мотором BMW становится самым быстрым мотоциклистом в мире. В 1933 г. началось производство автомобилей 300-й серии, в частности очень успешный BMW 328, представленный в сентябре 1936 г. В годы накануне и во время Второй мировой войны компания существенно диверсифицировала спектр направлений своей деятельности, включив такие сферы деятельности, как ракетная техника и ракетное вооружение, управляемое оружие и другие передовые на тот момент направления работы. Этот обзор начнем с первой модели автомобиля BMW, к тому же ставшей инициатором создания всего музея. В 1999 г. президент Русской гильдии антикваров В.Н.Задорожный познакомился с группой энтузиастов-реставраторов, которые занимались в то время восстановлением автомобиля BMW DA3 Wartburg начала 1930-х гг. Задорожный вызвался помочь им, и через 10 месяцев машина была полностью восстановлена.
3.
BMW Dixi DA3 «Wartburg»
Dixi — торговая марка автомобильного завода в Айзенахе, которая использовалась для автомобилей, грузовиков, велосипедов и автобусов с 1904 г. до его поглощения компанией BMW в 1928 г. После поглощения компанией BMW торговая марка использовалась до 1932 г. Самой известной моделью была Dixi 3/15, лицензионная версия английского малолитражного автомобиля Austin 7. В 1930 г. была выпущена спортивная версия BMW Wartburg DA3 мощностью 18 л.с., способная развивать скорость более 90 км/ч. Всего было продано 150 экземпляров этой версии автомобиля массой всего 400 кг. Wartburg также стал первым серийно выпускаемым гоночным автомобилем BMW. С небольшими модификациями он был пригоден для участия в автогонках того времени. Кузовная фирма Ihle Karosserie-Bau специализировалась на изготовлении легких спортивных родстеров на базе различных моделей BMW Dixi. Автомобиль имел немного удлиненное шасси, на которое ставился двухместный кузов обтекаемой формы с характерными фирменными «ноздрями» BMW на облицовке радиатора. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1929-1932. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 3744 ед. двухместных открытых, 25356 ед. всех модификаций. Масса: 450 кг. Двигатель: i4 / 0,749 л / 15 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч. Количество мест: 2.
4.
BMW 326 «Wendler»
В 1935 г. BMW разработала Type 326 — четырехдверный автомобиль среднего размера с шестицилиндровым двигателем от BMW 319, немного увеличенным по объему и мощности. Шасси было разработано заново: гидравлические рычажные амортизаторы на обеих осях и две продольные торсионные пружины на жесткой задней оси, управляемой рычагами. BMW представила автомобиль на Международной выставке автомобилей и мотоциклов (IAMA) в Берлине в феврале 1936 г. Автомобиль стал по-настоящему массовой моделью: до прекращения производства в 1941 г. было продано 15 949 ед. Представленный автомобиль изготовлен по заказу кузовным ателье Wendler. О заказчике этой машины абсолютно ничего не известно, и даже не представляется возможным установить точное количество изготовленных фирмой Wendler автомобилей BMW 326 с кузовом купе — по одним данным сделано всего три экземпляра, а по другим — один. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1936-1941. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 1-3 ед. Масса: 1320 кг. Двигатель: i6 / 2,0 л / 50 л.с. Максимальная скорость: 115 км/ч. Количество мест: 4.
5.
BMW 327 coupe
BMW 327 — спортивный автомобиль для путешествий, выпускавшийся в Айзенахе с 1937 по 1941 г. Предлагаемые варианты кузова включали двухдверный кабриолет с посадочной формулой 2+2, а с 1938 г. — соответствующее купе, все в тогдашней современной обтекаемой форме. Чтобы придать лобовому стеклу слегка клиновидную форму, оно разделено посередине перекладиной. Заднее стекло купе также состоит из двух частей. Запасное колесо, доступное снаружи, спрятано сзади. Небольшой багажник, под которым расположен топливный бак, доступен только изнутри. Двери купе открываются назад. Более спортивная версия, BMW 327/28 (выпущено 86 ед. с кузовом купе), оснащена трехкарбюраторным двигателем BMW 328 мощностью 80 л.с. Внешне эта более мощная версия отличается только колесами с центральным креплением барашков и измененным спидометром. Из-за своей высокой стоимости машина была по карману лишь немногим. Среди владельцев были множество известных актеров, политиков, промышленных магнатов и просто состоятельных людей. Одну из машин приобрел в 1941 г. бразильский консул в Германии — де Соуза-Рибейро. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1937-1941. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 265 ед. Масса: 1100 кг. Двигатель: i6 / 1,971 л / 55 л.с. Максимальная скорость: 140 км/ч. Количество мест: 4.
6.
BMW 327 cabriolet
BMW 327 — спортивный автомобиль для путешествий, выпускавшийся в Айзенахе с 1937 по 1941 г. Кузова поставлялись берлинским производителем Ambi-Budd. В BMW 327 нашли продолжение идеи, заложенные в его предшественнике — BMW 326. Спортивной версии с более мощным двигателем, BMW 327/28, выпущено 482 ед. с кузовом кабриолет. Линии кузова BMW 327 работы блистательного инженера Питера Шимановски вызывали восхищение современников. Комфортабельный салон, оснащенный радио, дополнял великолепное впечатление от авто. Интересным аксессуаром была маленькая печатная машинка, включавшаяся в комплект автомобиля. Кузова были изготовлены с использованием распространенного в то время метода смешанного строительства, при котором деревянный каркас, установленный на раме, поддерживал внешнюю обшивку из листового металла. Двери кабриолета открываются вперед. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1937-1941. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 1606 ед. Масса: 1100 кг. Двигатель: i6 / 1,971 л / 55 л.с. Максимальная скорость: 140 км/ч. Количество мест: 4.
7.
BMW 327/28 cabriolet 1938 г.
В 1938 г. для удовлетворения спроса на быстрые и мощные автомобили была выпущена новая спортивная модель BMW 327/28 с 80-сильным двигателем. Эта модель имела множество поклонников среди руководителей Третьего Рейха. Спортивный кабриолет BMW 327/28 в своем послевоенном виде стал символом высокого статуса для преданных и значимых членов НСДАП. Причина популярности этой модели заключалась в том, что она была довольно резвой, а поскольку в те времена в Германии уже появились автобаны, то любители прокатиться с ветерком (в буквальном смысле — это же кабриолет), с удовольствием заказывали такие машины. Поклонники раритетных автомобилей считают эту модель одним из самых красивых кабриолетов из всех, когда-либо выпускавшихся компанией BMW. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1938-1940. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 482 ед. Масса: 1100 кг. Двигатель: M328 i6 DOHC / 1,971 л / 80 л.с. Максимальная скорость: 140 км/ч. Количество мест:
8.
BMW 328
Лучшим довоенным творением баварской фирмы стал представленный в 1936 г. родстер BMW 328, ставший заветной мечтой автомобилистов того времени. Несмотря на достаточно высокую по тем временам цену, покупатели готовы были ждать свои машины по несколько месяцев. Специально подготовленные BMW 328 принялb участие в 172 международных и национальных чемпионатах, одержав 141 победу, в том числе победа в гонке Mille Miglia в 1938 и 1940 гг., британском ралли RAC в 1939 г. и первое место в классе 24 часа Ле-Мана. Автомобиль открыл новую эру: его внешний вид и технические характеристики опередили свое время по крайней мере на двадцать лет. Например, в этом автомобиле впервые была применена трубчатая рама и полусферические камеры сгорания двигателя. Дизайн BMW 328 наметил путь к полностью обтекаемой форме кузова. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1936-1940. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 462 ед. всех модификаций, 403 ед. в кузове родстер. Масса: 830 кг. Двигатель: i6 / 1,971 л / 80 л.с. Максимальная скорость: 150 км/ч. Количество мест: 2.
9.
BMW 328 Gran Turismo
Большинство из построенных автомобилей имело открытые спортивные кузова (родстеры), но существовали и варианты, которые изготавливались по заказам. Так, на шасси BMW 328 был построен ряд специальных гоночных машин, а также в небольшом количестве — авто в классе Gran Turismo для дальних поездок. Шасси и подвеска колес были взяты от BMW 319. Главной особенностью модели был 6-цилиндровый 2-литровый двигатель, известный по моделям BMW 321 и BMW 326, но с увеличенной мощностью. Рама была изготовлена из сплава магния и алюминия. Подвеска передних колес состояла из нижних поперечных рычагов и верхней рессоры, а задний неразрезной мост с гипоидной передачей подвешивался на полуэллиптических рессорах. BMW 328 достиг выдающихся спортивных успехов в 1939-40 годах. Он выиграл гонки Тысяча миль, 24 часа Ле-Мана, 24 часа Франкоршама. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1936-1940. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 464 ед. Масса: 830 кг. Двигатель: i6 OHV / 1,971 л / 80 л.с. Максимальная скорость: 150 км/ч. Количество мест: 4.
10.
BMW 329
Модель BMW 329 — небольшой автомобиль, который завод в Айзенахе выпускал с 1936 по 1937 г. как специальную версию модели BMW 319. BMW 329 выпускалась менее года, с июля 1936 г. по май 1937 г. Обтекаемый дизайн она разделяла со старшей моделью BMW 326, а ходовую часть, 4-ступенчатую коробку передач и рядный 6-цилиндровый двигатель объемом 1,911 л и мощностью 45 л.с. унаследовала у BMW 319. На выбор предлагались два типа кузова: 4-местный кабриолет и 2-местный кабриолет от ателье Drauz. Всего было построено 1179 автомобилей, включая 126 ед. с кузовом, изготовленным по индивидуальному заказу. Экспонат отреставрирован в мастерской музея и находится на ходу. Годы выпуска: 1936-1937. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 1179 ед. Масса: 880 кг. Двигатель: i6 / 1,911 л / 45 л.с. Максимальная скорость: 110 км/ч. Количество мест: 2.
11.
BMW/EMW 340 coupe
Автомобили BMW/EMW 340 стали фактически первым самостоятельно созданным легковым автомобилем в ГДР, выпускаемым на заводе в Айзенахе, а также символом самой социалистической Германии 50-х годов. EMW 340 представлял собой большой четырехдверный пассажирский седан, выпускавшийся в Айзенахе первоначально под маркой BMW. Также выпускались пятидверные универсалы 340. Внешне это была модифицированная версия BMW 326, с которой у него были общие двигатель и колесная база и которая первоначально была выпущена на рынок в 1936 г. Основные изменения коснулись капота, задней части кузова, приборной панели. В передней части фары были интегрированы в крылья, а типичная для BMW решетка радиатора была заменена решеткой, состоящей из горизонтальных металлических планок. Капот больше не открывался к центру вдоль продольной оси автомобиля, а был цельным по направлению вперед. Задняя часть была модифицирована таким образом, что багажник, к которому в старых моделях BMW можно было добраться только изнутри, сложив заднее сиденье, теперь был доступен снаружи через крышку багажника. Это потребовало размещения запасного колеса, которое ранее крепилось сзади, под деревянным промежуточным полом в багажнике. После долгих судебных разбирательств в 1951 г. выпускаемые автомобили получили марку EMW, по аналогии с аббревиатурой BMW. Автомобили активно использовали в государственных учреждениях, организациях и таксомоторных компаний ГДР. Некоторое количество автомобилей этой модели сохранились и на просторах бывшего СССР. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1949-1955. Страна-производитель: ГДР. Выпущено: 21249 ед. Масса: 1100 кг. Двигатель: i6 / 2,0 л / 57 л.c. Максимальная скорость: 120 км/ч. Количество мест: 4.
12.
Микроавтомобили и мотоколяски
Несколько микроавтомобилей 1950-х и 1960-х годов получили прозвище «автомобили-пузыри». Это произошло из-за пузырчатых фонарей кабин, как в самолетах, в таких образцах, как Messerschmitt KR175, Messerschmitt KR200 и FMR Tg500. Другие микроавтомобили, такие как Isetta, также имели пузырчатый вид. В Великобритании выпускались лицензионные версии Heinkel Kabine и Isetta с правым рулем. Британская версия Isetta имела только одно заднее колесо вместо пары колес с узкой колеей, как у обычной Isetta, чтобы воспользоваться лазейкой в законах Великобритании о трехколесных транспортных средствах. Существовали также местные британские трехколесные микроавтомобили, включая Peel Trident.
BMW Isetta 250
Над компанией BMW после Второй мировой войны по разным причинам нависла угроза банкротства. К 1955 г. ситуация стала катастрофической и компания срочно должна была найти решение. В это же время в Италии был налажен выпуск небольших машин под названием «Изетта». Эта машина была сильно не похожа на все другие. Посадка осуществлялась через единственную дверь, которая открывалась впереди, при этом руль двигался вместе с дверью. Больше всего этот автомобиль был похож на мотоколяску и не имел задней передачи. В 1955 г. итальянский изготовитель «Изетты» решил продать лицензию на ее производство, чтобы перейти к выпуску более престижных спортивных машин. В итоге Isetta стала одним из самых успешных микроавтомобилей, производившихся в период после Второй мировой войны. Несмотря на то, что конструкция разрабботана в Италии, она производилась в ряде стран, в том числе Германии, Бразилии и Великобритании. За восемь лет в компании BMW было сделано три варианта «Изетты»: двухместные под индексами 250 и 300 и четырехместный под индексом 600 (BMW 600). Благодаря Изетте BMW смог достичь больших успехов и был спасен от банкротства. Экспонат получен музеем после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1955-1964. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 160000 ед. Масса: 360 кг. Двигатель: R-25, 1 цилиндр / 0,245 л / 12 л.с. Максимальная скорость: 85 км/ч. Количество мест: 2.
13.
Мотоколяска Мессершмитт KR175/200
Известные в Германии под прозвищем «гроб Белоснежки», мотоколяски Мессершмитт KR175 и Мессершмитт KR200 долгое время были мишенью для острот. Но данная машина — яркий пример того, как можно передвигаться под крышей над головой с минимальными затратами. Мотоколяски имели широкое распространение в Европе примерно до середины 1960-х годов. После Второй мировой войны они сыграли заметную роль в массовой автомобилизации населения Европы. Особенно популярны они были в разоренной войной Германии. Мотоколяски осваивали многие фирмы, ранее занимавшиеся выпуском вооружений — например бывшие авиастроители Messerschmitt и Heinkel, после войны не имевшие возможности продолжать свою прежнюю деятельность, но имевшие большой опыт в массовом производстве технически сложных изделий. В 1952 г. Фриц Фенд обратился к Мессершмитту с идеей производства небольших моторных транспортных средств. За основу была взята его инвалидная мотоколяска Fend Flitzer. Первой машиной Фенда, которую начали производить на заводе Мессершмитта в Регенсбурге, была KR175.
14. KR200 со стеклянной крышей
Слово Kabinenroller переводится как «мотороллер с кабиной». Машины выпускались под названием и эмблемой «Мессершмитт». В 1955 г. появилась обновленная модель — KR200. В ней применялась такая же силовая рама, как и в KR175, но кузовные детали были переработаны (в особенности, колесные арки в передних крыльях) и улучшен дизайн крыши. Задняя подвеска и крепления двигателя были модифицированы, все три колеса получили гидравлические амортизаторы. Размер колес был увеличен до 4.00×8. KR200 был доступен со стеклянной крышей и версии кабриолет.
15. KR200 со стеклянной крышей. Вид сзади
Посадка осуществлялась через откидную дверь, которая была закреплена на петле с правой стороны машины. Дверь включала в себя все окна. Рама, на которой все это было установлено, простиралась от правого борта монокока до левого. Для того, чтобы включить задний ход, двигатель надо было заглушить и затем запустить снова в противоположном направлении. Это достигалось поворотом ключа зажигания на одно положение дальше; часто это происходило случайно и двигатель машины запускался в противоположном направлении. У KR200 было рулевое управление, напоминающее самолетный штурвал. Для того, чтобы управлять KR200, водитель мог отклонять ручку управления относительно ее горизонтальной оси от горизонтального положения (прямо) вместо того, чтобы вращать обычный руль. В отличие от KR175, Messerschmitt KR200 обладал полным набором педалей: сцепление, тормоз и газ. В 1957 г. была выпущена модель KR200 Kabrio с откидным тканевым верхом и фиксированными рамами бокового окна. Цена в Германии за эту машину составляла 2100-2500 дойчмарок, а за эти деньги можно было купить только мотоцикл с всепогодной экипировкой. Самый доступный Фольксваген Битл стоил минимум 5000 дойчмарок. Годы выпуска: 1953-1964. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 30000 ед. Масса: 232 кг. Двигатель: 1 цилиндр / 0,191 л / 10 л.с. Максимальная скорость: 90 км/ч. Количество мест: 2.
16. KR200 Kabrio
Heinkel Kabine Troyan 200 1956 года
Микроавтомобиль разработан авиационной корпорацией Хенкель и выпускался в Германии с 1956 по 1958 г. Затем производство было передано по лицензии ирландской фирме Дандолк Инжиниринг. Позже лицензия была отозвана из-за низкого качества продукции. Производство восстановилось только в 1960 г. благодаря компании Троян Карз лимитед в Великобритании и продолжалось до 1966 г. В модели Kabine 150 использовался одноцилиндровый четырехтактный двигатель объемом 0,174 л и мощностью 9,2 л. с., который устанавливался на скутер Heinkel Tourist. В октябре 1956 г. компания Heinkel представила модели Kabine 153 (с тремя колесами) и Kabine 154 (с четырьмя колесами), обе с двигателями объемом 0,204 л. Позднее объем двигателей в этих моделях был уменьшен до 0,198 л в целях оптимизации платы за страховку. У Kabine был цельнометаллический кузов. Доступ в салон осуществлялся через открывающуюся переднюю дверь. Чтобы не нарушать патент компании Iso, использованный в Isetta, рулевое колесо не откидывалось наружу вместе с дверью для облегчения доступа пассажиров. Однако, в отличие от некоторых других автомобилей-пузырей, у него была задняя передача. Тканевый люк в крыше служил аварийным люком на случай, если единственная передняя дверь заклинит при столкновении. Экспонат получен музее после реставрации и находится на ходу. Годы выпуска: 1956-1966. Страна-производитель: Германия, Великобритания. Выпущено: 15000 ед. Масса: 290 кг. Двигатель: 1 цилиндр / 0,204 л / 10,1 л.с. Максимальная скорость: 90 км/ч. Число мест: 4.
17.
Довоенные мотоциклы BMW
На первом этаже павильона «Автомобили и мотоциклы» можно увидеть несколько мотоциклов BMW, выпущенных до Второй Мировой войны. В конце Первой мировой войны Версальский договор потребовал от BMW прекратить производство авиационных двигателей. Чтобы остаться в бизнесе, компания начала производить небольшие промышленные двигатели. В 1920 г. был выпущен оппозитный бензиновый двигатель BMW M2B15 с плоским кузовом. Несмотря на то, что M2B15 был спроектирован как портативный промышленный двигатель, он также использовался несколькими производителями мотоциклов, в том числе для мотоциклов Victoria KR1 1920-1923 годов и для мотоциклов Bayerische Flugzeugwerke (BFw) Helios 1920-1922 гг. BMW объединилась с Bayerische Flugzeugwerke в 1922 г., и BFw Helios стал отправной точкой для первого мотоцикла BMW. Мировая премьера мотоцикла BMW R-32 на Берлинской автомобильной выставке в сентябре 1923 г. вызвала большой интерес. С созданием R-32 BMW удалось еще до начала производства автомобилей (1928 г.) войти в круг фирм, производивших транспортные средства. Основной принцип этого мотоцикла сохранился до наших дней: оппозитный двигатель и карданный привод в двухтрубной раме.
Туристический мотоцикл R-52 1929 г.
С июля 1928 г. BMW выпускала мотоцикл R-52 для класса 500 куб.см; а также новый и во многом идентичный R-62 для класса 750 куб.см. Практически одновременно были запущены в производство спортивные версии этих машин: R-57 и R-63 соответственно. BMW продолжила в этом мотоцикле модульный принцип построения. Шасси и трансмиссия в значительной степени идентичны базовому двигателю; различие между моделями объемом 500 и 750 куб.см, а также для спортивных и туристических моделей достигается двумя коленчатыми валами с разным ходом поршня, одинаковыми цилиндрами с одинаковым диаметром цилиндра и головками цилиндров с одним или двумя клапанами на головке блока цилиндров. Рама сварена из трубчатой стали и подходит для использования с коляской благодаря своей высокой устойчивости. R-52 стал последним мотоциклом BMW в этом классе объемов двигателя с системой управления клапанами SV. Годы выпуска: 1928-1929. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 4377 ед. Масса: 152 кг. Двигатель: M 57, 4-тактный, с боковым расположением клапанов / 0,487 л / 12 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
18.
Мотоцикл R-12 1936 г.
14 февраля 1935 г. на автомобильной выставке в Берлине был представлен R-12 совместно со спортивной версией BMW R-17. Оба мотоцикла являлись прямыми преемниками BMW R-11 и впервые в мире были оснащены передней телескопической вилкой с гидравлическими амортизаторами; ход вилки составлял 88 мм. Обладая высокой надежностью и простотой эксплуатации при малой цене, мотоцикл стал самым массовым в вермахте. На армейсмком варианте с коляской устанавливался пулемет. Для военного использования он был доступен только с однокарбюраторным двигателем. R-12 имел четырехступенчатую коробку передач с ручным переключением на баке и винтовую, «бесшумную» четвертую передачу; приводной вал проходил по правой стороне неподрессоренного заднего колеса. Задний привод был переработан и изготовлен с фиксированной осью, что сделало колеса взаимозаменяемыми. Прежний карданный тормоз был упразднен; вместо него оба колеса получили барабанные тормоза. На спортивной версии R-17 в 1937 г. немецким мотогонщиком Эрнстом Хенне был установлен мировой рекорд скорости в 279,5 км/ч, который продержался 14 лет. Годы выпуска: 1935-1942. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 36002 ед. Масса: 162 кг. Двигатель: M56S6, 4-тактный, с вертикальными клапанами / 0,745 л / 20 л.с., в военной версии — 18 л.с. Максимальная скорость: 120 км/ч.
19.
Мотоцикл R-5 1936 г.
BMW R-5 — спортивный двухцилиндровый мотоцикл класса 500 куб.см, выпущенный в 1936 г. как совершенно новая модель. Он оставался пионером в мотоциклостроении BMW до 1950-х гг. BMW R-5 был создан как несколько упрощенная копия заводского гоночного мотоцикла BMW 255 1935 г. Вместо гоночного двигателя с турбонаддувом DOHC был установлен 494-кубовый двигатель OHV и необходимое дорожное оборудование, такое как освещение, звуковой сигнал и кикстартер. Дизайнером обеих моделей был Рудольф Шлейхер. Рама изготовлена из овальных и конических тянутых стальных труб, впервые сваренных дуговой сваркой в среде инертного газа. Крылья, бак и диски изготовлены из листовой стали. Двигатель установлен на раме двумя сквозными осями. Глушители крепятся к оси двигателя и раме хомутами; они имеют форму «рыбьего хвоста» с вертикальной щелевой выхлопной трубой, распространенной до 1950-х гг. Шасси представляет собой двухрычажную трубчатую раму без подвески заднего колеса (жесткая рама). Телескопическая передняя вилка впервые была оснащена регулируемым масляным демпфированием. Рычаг «под большой палец» на вилке позволяет плавно регулировать гидравлическое демпфирование от жесткого до мягкого прямо во время езды. Годы выпуска: 1936-1937. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 2652 ед. Масса: 165 кг. Двигатель: 4-тактный OHV / 0,494 л / 24 л.с. Максимальная скорость: 135-140 км/ч.
20.
Мотоцикл R-35
BMW R-35 — туристический мотоцикл объемом 350 куб.см, выпускавшийся компанией BMW с 1937 г. Благодаря штампованной стальной раме и одноцилиндровому двигателю он использовался Вермахтом как мотоцикл среднего размера только в качестве одиночной машины без коляски. R-35 был преемником труднопродаваемых BMW R-3 и BMW R-4, которые выпускались с 1931 г. Корпус двигателя был взят от R-4, головка блока цилиндров была конструктивно такой же, как у R-3. В этой модели BMW в последний раз использовала штампованную стальную двойную раму без подвески заднего колеса; телескопическая вилка на переднем колесе не имела гидравлического демпфирования. R-35 разрабатывался с учетом потребностей государственных учреждений, полиции и, в особенности, армии. Он считался исключительно прочным, надежным, выносливым и неприхотливым. Послевоенный BMW R-35, выпускаемый в ГДР в том числе под названием EMW-35, получил измененное электрооборудование и новый карбюратор. Передняя вилка стала гидравлической. Передние и задние крылья изменили свою форму, как и профиль сечения обода колес. Появилась задняя подвеска. На раме мотоцикла также были добавлены элементы, с помощью которых крепился боковой прицеп. Годы выпуска: 1937-1940, 1945-1951. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 15386 ед. (1937-1940), ок. 34000 ед. (по другим данным — ок. 90000 ед.) (1945-1951). Масса: 162 кг. Двигатель: M69, 1 цилиндр OHV / 0,342 л / 14 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
21.
Мотоцикл R-23 1938 г.
BMW R-23, выпускавшийся с 1938 г., пришел на смену модели R-20. С 1938 г. мотоциклы с объемом двигателя до 200 куб.см стали облагались налогом и для управления ими потребовались водительские права, но был введен новый класс водительских прав для транспортных средств с объемом двигателя до 250 куб.см, поэтому BMW воспользовалась предоставленной возможностью увеличить объем двигателя до 250 куб.см. BMW предложила переделать R-20 под двигатель объемом 250 куб.см, чтобы увеличить его мощность на 2 л.с. Одноцилиндровый двигатель был с верхним расположением клапанов, мощностью 10 л.с. Сухое однодисковое сцепление соединено с трехступенчатой коробкой передач с ножным управлением. Привод на задние колеса осуществлялся через карданный вал. Штампованная стальная рама обладала жесткой подвеской задних колес и телескопической подвеской передних колес. Трансмиссия, шасси, тормоза, передняя вилка и зажигание были идентичны таковым у BMW R-20. Это также означало, что в продаже появились комплекты для переоборудования R-20 в R-23. Годы выпуска: 1938-1940. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 8021 ед. Масса: 135 кг. Двигатель: 1 цилиндр с верхним расположением клапанов / 0,247 л / 10 л.с. Максимальная скорость: 100 км/ч.
22.
Мотоцикл R-66 1939 г.
BMW R-66 — мотоцикл с двухцилиндровым оппозитным четырехтактным двигателем и карданным приводом. Будучи спортивной моделью, он был родственной моделью R-61, которая была разработана как туристический мотоцикл с двигателем с боковым расположением клапанов. На Берлинском автосалоне в 1938 г. компания BMW представила новую серию мотоциклов на одном шасси с задней подвеской: R-51, R-61, R-66 и R-71, создав таким образом четыре мотоцикла в разных классах от 500 до 750 куб.см. Мотоциклы с боковым расположением клапанов были туристическими моделями, а с верхним расположением клапанов — спортивными. Сходство двигателей, а также использование одинакового полноподвесного шасси для всех четырех машин, позволило выпустить единое руководство по эксплуатации на все четыре модели. R-66 оснащался четырехступенчатой трансмиссией с ножным управлением. Вся трансмиссия была герметично закрыта для защиты от грязи и влаги и, за исключением редкой замены масла, не требовала обслуживания, в отличие от почти всегда негерметичных цепных приводов того времени. Заднее колесо приводилось в движение карданным приводом с диском Харди на выходном валу редуктора для компенсации угла между выходным валом и карданным валом. Двухсекционная трубчатая рама была сварена из стальных труб. На моделях R-51, R-61, R-66 и R-71 компания BMW впервые применила прямоходную заднюю подвеску. Годы выпуска: 1938-1941. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 1669 ед. Масса: 187 кг. Двигатель: М266/1, 2 цилиндра с верхним расположением клапанов / 0,597 л / 30 л.с. Максимальная скорость: 145 км/ч.
23.
Мотоцикл R-71 1940 г.
BMW R-71 — тяжелый мотоцикл производства BMW, выпускался с 1938 по 1941 г., был принят на вооружение вермахта в основном в варианте с коляской. Известен как прототип советских мотоциклов «Урал» и «Днепр». Нелицензионная копия модели BMW R-71 под названием М-72 положила начало массового производства тяжелых мотоциклов в СССР. На основе М-72 в Китае был создан и производился Chang Jiang CJ750. BMW R-71 имела двойную сварную жесткую раму, изготовленную из труб переменного сечения. Передняя вилка телескопическая, с гидравлическими амортизаторами и возможностью регулировки жесткости пружин. Задняя подвеска свечного типа с гидравлическими амортизаторами. Переднее и заднее колеса, а также, при наличии, колесо коляски имели быстросъемные оси и были взаимозаменяемыми. R-71 комплектовался ножной четырехступенчатой коробкой передач с карданным валом, расположенным справа от подрессоренного заднего колеса. С правой стороны коробки передач имелся ручной рычаг, предназначенный, главным образом, для быстрого переключения на нейтральную передачу. Годы выпуска: 1938-1941. Страна-производитель: Германия. Выпущено: 3458 ед. Масса: 187 кг. Двигатель: 2 цилиндра с боковыми клапанами / 0,746 л / 22 л.с. Максимальная скорость: 125 км/ч. (95 км/ч с коляской).
24.
Экспонаты из коллекции КБ Яковлева
Последние сфотографированные мной экспонаты на первом этаже павильона «Автомобили и мотоциклы» большей частью поступили в Музей из коллекции КБ Яковлева.
Реактивный истребитель Як-15
К 1945 г. в ВВС Германии, Великобритании и США появились реактивные самолеты и стало понятно, что СССР значительно отстал в области реактивного самолетостроения. Все эти страны уже серийно выпускали реактивные самолеты. Знакомство с трофейной немецкой техникой позволило оценить огромное отставание ВВС Красной Армии. Правительство решило наверстать упущенное и подключило к решению этой проблемы лучшие КБ страны. После Великой Отечественной войны Советскому Союзу досталась трофейная техника и документация. Некоторые ОКБ занимались копированием уже существовавших немецких самолетов, другие же занялись разработкой собственных проектов. Все эти самолеты объединяло использование немецких трофейных двигателей Jumo-004 от немецкого истребителя Ме.262 и BMW-003, которые позже запустили в серийное производство под обозначением РД-10 и РД-20 соответственно. В апреле 1945 г. ОКБ А.С.Яковлева поручили разработать реактивный самолет с двигателем РД-10 тягой 900 кгс. Задачу выполнили немецкие специалисты под руководством Н.Д.Кузнецова. Самолет решили делать на основе Як-3 и на место поршневого двигателя установить реактивный, в целом не меняя конструкции. Фюзеляж нового самолета во многом напоминал ЯК-3, разве что стал цельнометаллическим и приобрел характерное «брюшко», где располагалось сопло двигателя. Самолет Як-15 и МиГ-9 стали первыми советскими реактивными истребителями. Як-15 поднялся в воздух через два часа после взлета МиГ-9, это произошло 24 апреля 1946 г. Основным недостатком Як-15 все же была слишком малая дальность полета. При полной заправке в 590 кг она достигала всего 510 км. На машинах этого типа прошли подготовку сотни летчиков. Именно Як-15 стал первым советским реактивным самолетом, официально принятым на вооружение ВВС, а также первым реактивным истребителем, на котором военные пилоты осваивали высший пилотаж.
25.
Годы выпуска: 1947-1956. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 280 ед. Масса: 872 кг. Двигатель: РД-10. Практический потолок: 14630 м. Максимальная скорость: 786 км/ч. Вооружение: 2×23-мм пушки НС-23КМ. Боекомплект: 60 снарядов. Экипаж: 1 чел.
26.
Унифицированная фильтровальная установка для сбора проб воздуха PP8311-100
Фильтр-гондола разработана в 1963 г. в рамках программы создания самолета высотной разведки Як-25РВ и представляет собой цилиндрический корпус с подвижным коническим наконечником. Внутри установлен бумажный фильтр для забора частиц пыли из воздуха для установления уровня радиационного и химического заражения в наземных лабораториях. С 1964 г. установка активно применялась для установления наличия и измерения уровня радиационного и химического заражения, в том числе после первых китайских ядерных испытаний на полигоне в Лобноре в 1964 г. и эксперимента по использованию ядерного взрыва для образовывания водохранилища в казахстанском урочище Балапан 1965 г. Помимо Як-25РВ, фильтр-гондола устанавливалась на самолетах Як-28Р, Ту-16Р, Ан-12, Ан-24, Ан-30, Су-17М3Р, МИГ-21Р и других. PP8311-100 применяется на различных самолетах по настоящее время.
27.
Катапультируемое кресло КЯ-1М
КЯ-1М — катапультируемое кресло разработки ОКБ Яковлева. Устанавливалось на самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 (4 опытных образца + 15 серийных машин) и Як-38У (1 опытный образец). На Як-38, начиная с машины с/н 0803, оно было заменено на унифицированное кресло К-36ВМ разработки НПП «Звезда». На серийных Як-38У вместо КЯ-1М устанавливалось К-36ВМУ. Кресло активируется вручную при горизонтальном полете и автоматически при вертикальном полете, на режимах висения и переходном режиме при достижении самолетом предельных углов крена и тангажа. Годы выпуска: 1974-1989. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 234 ед. Масса: 45 кг.
28.
Учебно-тренировочный истребитель Як-23УТИ
Яковлевскому ОКБ-115 поручили разработку фронтового истребителя с двигателем Rolls-Royce Derwent Mk. V и прямым крылом. Многоцелевой истребитель создавался, базируясь на опыте самолета Як-17. Первый полет Як-23 был произведен 8 июля 1947 г. С 1949 по 1951 г. на заводе №31 в Тбилиси было изготовлено 310 серийных самолетов, в число которых вошли и двухместные учебно-тренировочные Як-23 УТИ, где обе кабины были сдвинуты назад, фюзеляж был удлинен на 200 мм, а фонарь кабины стал более выпуклым. Доработки и испытания УТИ Як-23 силами ОКБ велись до конца 1950 г., когда боевой вариант самолета уже снимался с производства. Кроме того, в части ВВС уже стали поступать МиГ-15УТИ, поэтому необходимость в учебном варианте Як-23 отпала. В Советском Союзе Як-23 не получил широкого распространения. В 1949-1950 гг. этими истребителями были вооружены несколько авиаполков Северокавказского и Приволжского военных округов. С июля 1950 г. начался экспорт Як-23 в социалистические страны Восточной Европы, а в СССР в следующем году Як-23 начали заменять в частях на МиГ-15. К 1953 г. в строю не осталось истребителей этого типа, все они были или списаны, или переданы союзникам по социалистическому лагерю. На данном самолете летало большое количество героев Советского Союза, в том числе дважды герой Советского Союза летчик-космонавт №12 Г.Т.Береговой.
29.
Годы выпуска: 1949-1956. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 313 ед. Масса: 1902 кг. Двигатель: РД-500. Практический потолок: 15000 м. Максимальная скорость: 925 км/ч. Экипаж: 2 чел.
30.
Беспилотный летательный аппарат Шмель-1
Шмель 1 — беспилотный летательный аппарат малой дальности, предназначен для ведения разведки и использования в народном хозяйстве. Работы по созданию БПЛА начались в ОКБ им. Яковлева в 1982 г. на основе опыта изучения боевого применения израильских аппаратов в войне 1982 г. в Ливане. Первый полет беспилотник совершил в 1983 г., после чего было построено 50 предсерийных машин «Пчела» для опытной эксплуатации. B 1985 г. началась разработка нового БПЛА «Шмель-1» больших размеров. Оснащен сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Помимо разведки, использовался в качестве воздушной мишени.
31.
Взлетал беспилотник при помощи двух твердотопливных ускорителей c короткой направляющей, расположенной на шасси БМД-1, а приземлялся на парашюте, который прикреплялся снаружи. В процессе полета устойчивость БПЛА обеспечивал автопилот. БПЛА совместно с наземным оборудованием образует комплекс воздушного наблюдения «Стерх», в состав которого входит интегрированная станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси боевой машины десанта БМД-1, БПЛА и передвижная станция технического обслуживания.
32.
Годы выпуска: 1983 — н.д. Страна-производитель: СССР, Россия. Выпущено: ???? ед. Масса: 130 кг. Двигатель: 32 л.с. Скорость: 140 км/ч. Практический потолок: 3000 м.
33.
Турбореактивный двигатель ВК-1 (РД-45)
Первый советский крупносерийный турбореактивный двигатель. По конструкции представлял собой одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным компрессором и одноступенчатой турбиной. Двигатель ВК-1 серийно выпускался до 1958 г. Двигатель ВК-1 использовался на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12). По существу, ВК-1 был усовершенствованным аналогом британского двигателя Rolls-Royce «Nene» вывезенного в Советский Союз в 1946 г. Усовершенствования выражались в увеличении камеры сгорания, лопаток турбины, в установке выходного устройства трубного вида и способствовали большему забору воздуха двигателем. Поскольку двигатель был скопирован без лицензии, позже компания Роллс-Ройс попыталась взыскать 207 миллионов фунтов стерлингов лицензионных сборов, однако успеха не достигла. Производился по советской лицензии в Польше (как Lis-2), Китае (WP-5) и Чехословакии (Motorlet/Walter M-06). Годы выпуска: 1949-1958. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ок. 20000 ед. Масса: 872 кг. Мощность: 2700 л.с.
34.
Турбореактивный двигатель AM-5A
АM-5 — первый турбореактивный двигатель советской разработки. Создан специально для самолета Як-25. Двигатель разрабатывался с 1952 по 1955 г. в ОКБ-300 под руководством А.А.Микулина и С.А.Гаврилова путем уменьшения АМ-3. Серийные образцы получили обозначение АМ-5А. После сертификации в 1953 г., дальнейшей его модификацией, отличавшейся новым компрессором с околозвуковой скоростью воздушного потока, стал АМ-9. После отстранения А. А. Микулина от руководства ОКБ-300 в 1956 г. и назначения на его место С.К.Туманского, двигатель АМ-9 был переименован в РД-9. В разных вариантах РД-9 устанавливался на советских МиГ-19, Як-25, Як-26, Як-27, Як-28, Ил-40 и самолетах китайского производства Shenyang J-6 и Nanchang Q-5. Кроме того, двигатель производился по лицензии в Чехословакии под названием M-09. Годы выпуска: 1954-1974. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ???? ед. Масса: 725 кг. Мощность: 3750 л.с. Тяга взлетная: 2800 кгс. Тяга на форсаже: 3800 кгс.
35.
Авиационный двигатель с форсажной камерой Р-13Ф-300
Р-13-300 — авиационный турбореактивный двигатель, был разработан в 1963 г. под руководством С.А.Гаврилова. Серийно выпускался на АО «Уфимское моторостроительное ПО» с 1968 по 1986 гг. В варианте с форсажной камерой устанавливался на истребители МиГ-21СМТ и Су-15ТМ. Двигатель с форсажной камерой выполнен по двухвальной схеме с трехступенчатым КНД и пятиступенчатым КВД. Форсажная камера с тремя радиально-кольцевыми стабилизаторами имеет теплозащитный экран, перфорированный отверстиями малого диаметра. На основе двигателя Р-13-300 был разработан турбореактивный двигатель Р-95Ш для штурмовика Су-25. Р13-300 производился в Китае с 1978 г. под обозначением WP-13. Предназначался для установки на самолеты F-7 и F-8. Годы производства: 1968-1986. Страна-производитель: СССР. Масса: 1135 кг. Тяга взлетная: 4230 кгс. Тяга на форсаже: 6500 кгс.
36.
Авиационный двигатель M-11
Первым советским серийным мотором был разработанный на Государственном авиазаводе № 4 А.Д.Швецовым при участии металлурга Н.В.Окромещко. Он разрабатывался по условиям объявленного в 1923 г. конкурса на создание мотора для учебных самолетов. Для своего времени двигатель не обладал выдающимися характеристиками, однако был вполне надежен, технологичен в производстве, не очень капризен к используемым топливу и маслам. М-11 — это поршневой пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения с радиальным расположением цилиндров. Конструкция его была довольно оригинальна, в частности, привод к клапанам производился не от центральной кулачковой шайбы, как в большинстве звездообразных моторов, а от отдельных для каждого цилиндра кулачковых валиков. Также было применено новое в то время резьбовое соединение литой алюминиевой головки цилиндра со стальной гильзой. К недостаткам можно было отнести применение подшипников качения для главного шатуна, что привело к низкому ресурсу (порядка 50 часов у первых двигателей). В 1927 г. серийное производство передали на Государственный авиазавод № 29, где в июле 1930 г. был организован опытно-конструкторский отдел под руководством А.С.Назарова, который проделал большую работу по совершенствованию двигателя. М-11 использовался на ряде самолетов, включая По-2, УТ-1, УТ-2, Як-6, Як-12, Як-18, Ще-2 и МиГ-8. Годы выпуска: 1924-1952. Страна-производитель: СССР. Выпущено: более 100000 ед. Масса: 180 кг. Мощность: 100 л.с. Рабочий объем: 8,59 л. Количество цилиндров: 5.
37.
Авиационный двигатель M-105
Двигатель был создан в 1940 г. под руководством Главного конструктора В.Я.Климова. Глубокая модернизация мотора М-100 — лицензионного двигателя Hispano-Suiza 12Y. Мотор имел меньший рабочий объем, увеличенную степень сжатия, двухскоростной центробежный нагнетатель, два впускных клапана на цилиндр. B качестве горючего использовался высокооктановый авиационный бензин. Модификация двигателя M-105P — для бомбардировщиков имела уменьшенное передаточное число редуктора (0,59 вместо 0,666). Устанавливался на истребители ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, бомбардировщики Як-4, Пе-2, Ap-2, Ер-2. Во время Второй мировой войны система обозначений изменилась: двигатели стали обозначаться аббревиатурами, образованными от инициалов разработчиков, но номер оставался прежним. Так, в марте 1944 года М-105 стал обозначаться как ВК-105. Годы выпуска: 1939-1946. Страна-производитель: СССР. Выпущено: ок. 129000 ед. всех модификаций. Масса: 570 кг. Двигатель: V12 / 1100 л.с. Рабочий объем: 35 л.
38.
Турбореактивный двигатель АИ-25
АИ-25 — авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель. Разработан в 1966 г. на Запорожском машиностроительном конструкторском бюро «Прогресс». Работа проводилась в творческом соревновании с Московским конструкторским бюро C.К.Туманского. Руководили процессом генеральный конструктор А.Г.Ивченко, главный конструктор B.А.Лотарев, ведущий конструктор К.М.Валик, а также автор идеи А.Маренков. Весомый вклад в работу внес заместитель главного конструктора В.М.Чуйко. Выполнен по двухкаскадной (двухвальной) схеме с осевым одиннадцатиступенчатым компрессором, разделительным корпусом, кольцевой камерой сгорания, трехступенчатой турбиной и реактивным соплом. Двигатель АИ-25 предназначен для установки на пассажирские и транспортные самолеты местных линий, такие как ЯК-40, Aero L-39 «Albatros», Mielec M-15 и Hongdu JL-8. Годы выпуска: 1967 — н.в. Страна-производитель: СССР. Выпущено: 67500 ед. Масса: 312 кг. Мощность: 1500 л.с. Тяга взлетная: 1500 кгс.
39.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.